Научная статья на тему 'Вопросы социальной адаптации умственно отсталых школьников'

Вопросы социальной адаптации умственно отсталых школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
677
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шимолин И. А.

Shimolin L.A. Issues of social adaptation of mentally disabled schoolchildren. A topical problem of adaptation of mentally disabled schoolchildren is considered. Results of studying of levels of physical and psychomotor development of children with light degree of mental disability, their state of health and physical readiness are presented. It is shown, that recreative outdoor games contain socialization potential as they influence positively on all spheres of life activity of a mentally disabled child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шимолин И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of social adaptation of mentally disabled schoolchildren

Shimolin L.A. Issues of social adaptation of mentally disabled schoolchildren. A topical problem of adaptation of mentally disabled schoolchildren is considered. Results of studying of levels of physical and psychomotor development of children with light degree of mental disability, their state of health and physical readiness are presented. It is shown, that recreative outdoor games contain socialization potential as they influence positively on all spheres of life activity of a mentally disabled child.

Текст научной работы на тему «Вопросы социальной адаптации умственно отсталых школьников»

УДК 370.153.4

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

© H.A. Ohmo^hh

Shimolin I.A. Issues of social adaptation of mentally disabled schoolchildren. A topical problem of adaptation of mentally disabled schoolchildren is considered. Results of studying of levels of physical and psychomotor development of children with light degree of mental disability, their state of health and physical readiness are presented. It is shown, that recreative outdoor games contain socialization potential as they influence positively on all spheres of life activity of a mentally disabled child.

ВВЕДЕНИЕ

По данным ООН, в мире насчитываются примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

Ежегодно в стране рождаются около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75 % являются инвалидами [1, 2].

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. д.).

В настоящее время процесс социальной адаптации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Развитие человека происходит в соответствии с его возможностями в интеллектуальной, социальной и двигательной сферах. Для теории и методики физического воспитания значимой является проблема создания условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующей коррекции, психолого-педагогической и социально-трудовой адаптации людей с существенными отклонениями в состоянии здоровья [3, 4].

За последние годы сформировались основные положения государственной политики в области социальной защиты инвалидов, направленной на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество. Актуализируются новые научные направления, связанные с адаптацией инвалидов, под которой понимается сово-

купность реакций, обеспечивающих приспособление организма к условиям существования [3, 5-7].

Низкий уровень физического и психомоторного развития детей обусловлен не только основным дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями, но и слабой организацией физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией школьников.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучить уровень физического и психомоторного развития детей с легкой степенью умственной отсталости, состояние их здоровья и физической подготовленности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Были организованы две группы: контрольная и опытная (в каждой по 25 детей). Обе группы детей имели основной диагноз - олигофрения в степени де-бильности, были идентичными по возрасту (8-11 лет), однородными по уровню физической подготовленности и являлись учащимися 1-4 классов вспомогательной школы.

Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы, анализ медицинских карт и протоколов медико-психолого-педагогических обследований, педагогические наблюдения, тестирование психических качеств, физической подготовленности и уровня развития моторики, педагогический эксперимент. Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики с использованием ЭВМ.

Программа обследования функционального состояния детей включала оценку комплекса показателей, сгруппированных в следующие блоки:

- уровень здоровья и состояние сохранных функций (по данным личных дел и медицинских карт);

- уровень психического развития (по протоколам медико-психолого-педагогических обследований;

- уровень физического развития (по 6 показателям: вес, рост сидя, рост стоя, экскурсия грудной клетки, динамометрия правой и левой кисти);

- уровень физической подготовленности (по показателям силы сгибателей рук, скоростно-силовых качеств, гибкости, общей выносливости, быстроты).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Интеграция лиц с нарушениями интеллектуального развития в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых по праву признается дефектологами как высшая ступень социальной и профессиональной адаптации.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В то же время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т. е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Специалисты (Б.В. Сермеев, 1973; Е.М. Мастюкова, 1987, Л.В. Шапкова, 2000, Н.Л. Литош, 2002 и др.), работающие в сфере адаптивной физической культуры, указывают, что физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом обществе, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Занятия физической культурой и адаптированными спортивными играми позволяют улучшить социальное взаимодействие, координацию движений, тонкую моторику инвалидов и больных. Без этих навыков невозможен ни один вид трудовой деятельности.

Физическое развитие является одним из информативных показателей, характеризующих здоровье ребенка: оно отражает процессы роста и формирования организма и находится в непосредственной взаимосвязи с другими показателями здоровья.

По результатам хронометрирования двигательной активности установлено, что в день, когда нет урока физической культуры, ее объем составляет лишь 35 минут бытовых перемещений, а в неделю - лишь 7 часов, что указывает на состояние гиподинамии и острую необходимость повышения двигательной активности детей за счет новых форм. Одной из них являются организованные во внеурочное время рекреативные занятия подвижными играми, которые преследовали главную цель - максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Анализ результатов оценки физического развития школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости после эксперимента показывает, что в экспериментальной группе произошли существенные и достоверные (р < 0,05) изменения физического развития по сравнению с контрольной группой, где имеющиеся изменения являются незначительными и недостоверными (р > 0,05).

Свидетельством этого является улучшение всех исследуемых показателей физической подготовленности. Результаты сравнительного анализа свидетельствуют о достоверном улучшении после двухгодичного эксперимента всех исследуемых параметров физической

подготовленности как в опытной, так и в контрольной группах (р < 0,001), что объясняется естественным биологическим развитием детей независимо от программ физического воспитания.

Чтобы вычленить влияние экспериментальной методики на уровень физической подготовленности детей опытной группы, сравнивались тестируемые показатели с аналогичными в контрольной группе. Установлены достоверные различия по всем показателям. В опытной группе после эксперимента все дети (100 %) смогли выполнить предложенные им тесты, в контрольной дети справились с заданием частично. Сопоставление результатов физической подготовленности детей обеих экспериментальных групп позволили установить, что в опытной группе отмечается наибольшее приближение к показателям здоровых младших школьников, по сравнению с контрольной.

Полученные факты дают основание утверждать, что игровая деятельность оказывает развивающее воздействие на психические процессы умственно отсталого ребенка, инициирует познавательную деятельность, активизирует общение. Естественно, что все исследуемые показатели отстают от аналогичных у здоровых сверстников, но даже незначительный прогресс имеет важное социальное значение для личностного развития каждого ребенка данной категории.

Необходимо особо отметить, что рекреативные занятия оказали оздоровительное воздействие на детей опытной группы, что проявилось в снижении количества простудных заболеваний на 30 %.

Проведенный анализ физической, психомоторной и интеллектуальной деятельности свидетельствует о том, что дети с умственной отсталостью поддаются коррекции и можно добиться положительных результатов при продолжительной тренировке.

Следовательно, можно предположить, что рекреативные занятия подвижными играми содержат потенциал социализации, т. к. оказывают позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности умственно отсталого ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев Н.В., Михалев В.И. Физическое состояние умственно отсталых школьников: учеб. пособие. Омск.: Сиб-ГАФК, 1996.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофреноно-педагогика. М., 1995.

3. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учеб. пособие / под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1995.

4. Салимов М.И. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры // Проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: тез. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004.

5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1993.

6. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие. М.: Спорт-Академ Пресс, 2002.

7. Солодков А.С., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В. Особенности адаптационно-компенсаторных реакций организма детей-инвалидов при занятиях физической культурой // Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: межвуз. сб. науч. тр. СПб.: НИИФК, 1996. С. 247, 247-253.

Поступила в редакцию 10 мая 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.