Научная статья на тему 'Вопросы соблюдения прав граждан на безопасные условия труда'

Вопросы соблюдения прав граждан на безопасные условия труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасные условия труда / охрана труда / травматизм / несчастный случай / контрольно-надзорный орган / safe working conditions / labor protection / injuries / accident / control and supervisory authority

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. А. Жилкина

В настоящей статье автором рассматриваются статистические данные производственного травматизма Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе основные виды и причины несчастных случаев на производстве. Особое внимание уделяется контрольно-надзорным органам, обеспечивающим исполнения трудового законодательства в области охраны труда. По результатам проведенного исследования автором сформированы ряд мероприятий, обладающих комплексным характером, для приведения производственного травматизма к нулевому показателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF OBSERVANCE OF THE RIGHTS OF CITIZENS TO SAFE WORKING CONDITIONS

In this article, the author considers the statistical data of industrial injuries of Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Ugra, including the main types and causes of accidents at work. Special attention is paid to the control and Supervisory bodies ensuring the implementation of labor legislation in the field of labor protection. According to the results of the study, the author formed a number of measures that have a complex nature, to bring industrial injuries to zero.

Текст научной работы на тему «Вопросы соблюдения прав граждан на безопасные условия труда»

ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ

ТРУДА

Е.А. Жилкина, магистрант

Научный руководитель: Н.Ю. Акинина, канд. юрид. наук, доцент Югорского государственного университета (Россия, г. Ханты-Мансийск)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11720

Аннотация. В настоящей статье автором рассматриваются статистические данные производственного травматизма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе основные виды и причины несчастных случаев на производстве. Особое внимание уделяется контрольно-надзорным органам, обеспечивающим исполнения трудового законодательства в области охраны труда. По результатам проведенного исследования автором сформированы ряд мероприятий, обладающих комплексным характером, для приведения производственного травматизма к нулевому показателю.

Ключевые слова: безопасные условия труда, охрана труда, травматизм, несчастный случай, контрольно-надзорный орган.

Конституционное закрепление права граждан на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены возлагает на государство обязанность обеспечивать охрану труда и здоровья трудящихся. Тем самым реализуется функция защиты прав и свобод человека в нашей стране. Государство в свою очередь согласно ст. 212 Трудового кодекса возложило обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда на работодателей [1].

Но не все работодатели должным образом выполняют возложенную на них ответственность. Это свидетельствует статистка Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре (далее - ГИТ) «Анализ производственного травматизма за 2018 год» [2]. Изучив статистику ГИТ, мы видим, что количество работников получивших травмы на производстве составило 108 человек в 2018 году, а за аналогичный период 2017 года - 110 пострадавших, что явно свидетельствует о снижении пострадавших на производстве на 1,8%. Что нельзя с точной уверенностью сказать о количестве пострадавших со смертельным исходом, там произошло увеличение на 13,8% (2018 год - 33 пострадавших; 2017 год - 29 пострадавших). Ссылаясь на статистику ГИТ, мы можем отметить, что не все работодатели

обеспечивают безопасные условия и охрану труда для своих подчиненных, что приводит к столь большим потерям.

Наибольшими рисками причинения вреда здоровью работников обладают строительная сфера, сфера транспорта, производственная сфера, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая сфера, спасательные работы при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Виды происшествий, которые повлекли к несчастным случаям со смертельным исходом в ХМАО-Югре, являются следующее: транспортные происшествия; воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д., в том числе в результате взрыва; падение пострадавших с высоты; падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли; воздействие электрического тока; воздействие дыма, огня и пламени.

Анализ дел, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве позволяет выявить основные причины, приведших к несчастным случаям с летальным исходом. Это неудовлетворительная организация производства работ, нарушение технологического процесса, нарушение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, нарушение работ-

ником трудового распорядка и дисциплины труда.

Со стороны государства приняты ряд мер, направленных на изменение ситуации и повышение качества систем контроля за соблюдением норм безопасности условий труда. В частности, принята Концепция на 2015-2020 гг., предусматривающая положения ориентированные на повышение эффективности обеспечения соблюдения норм трудового права.

Она определяет такие задачи и подходы как:

- обеспечение определенности, прозрачности и открытости федерального надзора в сфере труда;

- формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;

- создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;

- внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда [3].

Существующие способы обеспечения исполнения трудового законодательства -надзор и контроль, осуществляются федеральной инспекцией труда в рамках Постановления Правительства России, которое определяет порядок и предмет надзора. Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Предметом федерального государственного надзора в сфере труда будет являться: соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного

надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников [4].

Еще одной разновидностью надзора за безопасными условиями труда в России является прокурорский надзор. Прокуратура в этом направлении деятельности руководствуется Законом о прокуратуре [5] и приказом Генерального прокурора, где четко определено, что при проверках исполнения работодателями трудового законодательства анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда [6].

Прокуроры осуществляют эту надзорную деятельность не в рамках отдельно выделенной функции, а в целом надзирают за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. И этого вполне достаточно, для того, чтобы после изучения практики прокурорской деятельности понять, что рассматриваемая нами сфера правоотношений по-прежнему наиболее подвержена нарушениям со стороны руководителей и должностных лиц различного уровня, а потому постоянно находится под пристальным вниманием прокуроров. Подтверждением тому является приведенная нами ранее статистика. Так была утверждена программа 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Срок реализации программы составит до 2025 года.

Основные целевые показатели программы:

- снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (жизнь и здоровье человека) на 50%;

- снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 30%;

- снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на 50%;

- повышение эффективности организации контрольно-надзорной деятельности.

Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций на 200%.

В настоящее время для изменения сложившейся ситуации, а именно приведение несчастных случае со смертельным исходом к нулевому показателю можно рассмотреть ряд мероприятий:

- повышение правовой культуры граждан;

- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- организация бесплатных семинаров по соблюдению требований охраны труда по отдельным отраслям;

- ужесточение допуска к работе на опасных производственных объектах;

- своевременная реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»;

- своевременное реагирование ответственных органов по фактам нарушения требований охраны труда;

- проведение систематических проверок лиц, у которых были зафиксированы несчастные случаи.

Также необходимо соответствующим органам лицам, не забывать об обязанности - проводить учет несчастных случаев, и привлекать к ответственности виновных лиц в целях предотвращения и предупреж-

дения в дальнейшем возникновения несчастных случаев на производстве.

В завершении исследования, необходимо сделать вывод о том, что проблема решения травматизма и летальных исходов при выполнении работниками своих трудовых обязанностей может быть решена рядом мер, обладающих комплексным характером. В комплекс мер необходимо включить: введение эффективной надзорной деятельности, повышение правовой культуры граждан в области охраны труда, обучение сотрудников и повышение квалификации в сфере охраны труда, финансирование и проведение мероприятий по улучшению условий труда работников. Самый благоприятным исходом будет считаться достижение нулевого травматизма на всей территории Российской Федерации, это будет говорить об эффективной работе не только работодателей и ответственных лиц в области охраны труда, но и контрольно-надзорных органов уполномоченных в надзоре за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда. На сегодняшний день, к сожалению, до идеального показателя травматизма по статистическим отчетам, мы далеки, поэтому необходимо совершенствовать данную сферу деятельности.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - №256.

2. Государственная инспекция труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://git86.rostrud.ru/operativnye_dannye_o_proisshedshikh_gruppovykh_tyazhelykh_i_smert elnykh_neschastnykh_sluchayakh_i_po/ (дата обращения 01.11.2019).

3. Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 гг.) [Текст]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 1028-р // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №24.-Ст. 3508.

4. Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875// Российская газета. - 2012. - №206.

5. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Российская газета. - 1995. - №229.

6. Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан [Текст]: приказ Генпрокуратуры России от 15 марта 2019 г. № 196 // законность. - №5. -2019.

ISSUES OF OBSERVANCE OF THE RIGHTS OF CITIZENS TO SAFE WORKING

CONDITIONS

E.A. Zhilkina, Graduate Student

Supervisor: N.Y. Akinina, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. In this article, the author considers the statistical data of industrial injuries of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, including the main types and causes of accidents at work. Special attention is paid to the control and Supervisory bodies ensuring the implementation of labor legislation in the field of labor protection. According to the results of the study, the author formed a number of measures that have a complex nature, to bring industrial injuries to zero.

Keywords: safe working conditions, labor protection, injuries, accident, control and supervisory authority.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.