МРНТИ 10.87.17
ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В
НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Г.С. Базарова, ст.преподаватель кафедры конституционного и международного права, Карагандинский государственный университет им. академика Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан, email: gulmira.www@mail.ru
В статье рассматривается роль международных избирательных стандартов в становлении национального избирательного законодательства. Раскрыты сущность, значение и основные источники международных избирательных стандартов. На основе анализа действующих международных стандартов раскрыты содержания и значение избирательных стандартов для формирования национального избирательного законодательства Республики Казахстан и зарубежных стран и затронуты вопросы обеспечения и соблюдения. Проведен анализ избирательного законодательства, Рекомендаций Миссии ОБСЕ по совершенствованию избирательного законодательства Республики Казахстан и зарубежных стран.
Ключевые слова: международные избирательные стандарты, избирательное законодательство, избирательные права; критерии демократичности и легитимности выборов; универсальные и региональные стандарты избирательного права
Введение. В современном мире выборы служат показателем соблюдения прав человека на практике, поэтому достижение подлинного, демократического избирательного процесса является составной частью создания системы государственной власти, деятельность которого направлена на обеспечение прав человека, верховенства закона и развития демократических институтов. Выборы в качестве механизма реализации народовластия и делегирования народом представительным органам властных полномочий используются государствами с различными формами демократического устройства и территориального деления. Поэтому совокупность национальных моделей законодательства о выборах и практики проведения истинно демократических и свободных выборов, подкрепляются международными избирательными стандартами, которые представляет собой одну из общемировых демократических и правовых ценностей международного сообщества. Конституционно-правовые реформы, проводимые в Казахстане, так и в других государствах участников СНГ доказывает, что избирательное законодательство в этих государствах развивается с учетом международного опыта и норм международных стандартов. Однако Заключение миссии наблюдателей ОБСЕ за последними выборами в Казахстане и в других государствах стран СНГ с позиций соблюдения международных стандартов в определенной степени носит критический характер, что подтверждает существование определенных проблем по имплементации международных избирательных стандартов и их соблюдение в организации и проведении выборов. В связи с этим вопросы, затрагиваемые в данной статье, являются одним из актуальных вопросов для современного Казахстана, которая проживает новый этап конституционного развития в связи с внесенными изменениями и дополнениями в Конституцию в 2017 году.
Теоретическую базу данного исследования составляет основные источники общеустановленных стандартов международного избирательного права, конституции государств и избирательное законодательство, а также отчеты ОБСЕ/БДИПЧ о результатах выборов в некоторых государствах. Кроме того при написании данной статьи были проанализированы труды таких ученых С.С. Сартаева, А.С. Ибраевой, О.Жумабекова, Мухамеджанова Э.Б и других казахстанских и зарубежных авторов.
При проведении исследования был использован сравнительный анализ, посредством которого была сделана попытка провести параллели между национальным избирательным законодательством и международными стандартами, а также на основе общенаучного метода исследования сделан институциональный анализ, с помощью которого были раскрыты сущность и значение международных стандартов в формировании национального избирательного законодательства и обеспечение избирательных прав граждан.
1. Источники международных избирательных стандартов. ХХ1 век отличается большим объемом международных актов определяющих основные модели регулирования общественно-
114
политических отношений, куда можно отнести и отношения в сфере политических прав и избирательного процесса. На данном этапе развития международных институтов в рамках нормотворческой деятельности международных организаций были приняты большое количество актов регулирующие избирательного права и избирательной системы.
К концу ХХ века мировое сообщество выработало комплекс международно-правовых норм в области избирательных прав человека - международные стандарты, и среди них - стандарты в области прав человека, касающихся проведения свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов. По своей сути международное публичное право взаимодействуя с национальными государствами определяет основные критерии оценки для организации и проведения демократических выборов. Это связано во первых, что международное право определяет рамки стандартов, которые определяет демократичность выборов и которые были приняты государствами на добровольной основе, путем подписания и ратификации договоров и членство в сообществе государств. Во вторых, государства опять таки согласились с обязательствами, которые закреплены в международных документах. Эти обязательства представляют собой общее согласие государств и обязательства перед гражданами каждого государства. В третьих, исполнение обязательств выполянет критерии оценок проведенных выборов в государстве. Кроме того выполнение этих обязательств служат правовой основой совершенствования избирательного процесса и развития основных институтов демократии.
Термин «международные стандарты», используемый относится к принципам, определенным в международных документах, включая политические декларации, а также разъяснения и толкования, которые были сделаны в рамках деятельности органов осуществляющие защиты прав человека и судов, где были определены сфера применения и содержания этих принципов.Международные договоры по правам человека и другие документы определяют минимальные обязательства, которые могут быть выполнены различными способами и реализация в значительной степени оставлено на усмотрение государств. Тем не менее, в течение последних четверть века в международном праве в сфере прав человека значительно изменились механизмы способа достижения демократических выборов. В особенности формирование набора критериев дающие возможность оценки проведения выборов в государстве. Данные критерии в основном возникли на практике применения международного права, совершенствования избирательного законодательства в государствах, нормотворческой и контрольной деятельности международных организаций. Кроме того термин «международные стандарты» могут состоять из комментариев и разъяснений, которые представляются международными органами по контролю за соблюдением прав человека и международными судами. Зачастью данные толкования по применению международных обязательств в соответствии с договорами определяется как неотьемлемая часть международных избирателных стандартов. При этом юридическая природа данного термина напрямую связана с конкретизацией международных обязательств государств по реализации во внутреннем законодательстве и правоприменительной практике политических прав граждан на управление страной. В правовой литературе справедливо указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права как наиболее общие правила поведения участников международного общения детерминируют над национальными нормами. При этом конкретные правила поведения всегда оформляются в виде норм международных актов или обычаев, а каждый принцип может быть сформулирован в каком-либо международном акте в виде определенной нормы, но может и не получить четкой формулировки и проявляться в совокупности определенных международных норм. В связи с этим необходимо отметить, что вне зависимости от видовой принадлежности указанных норм основой их обязательной силы является добровольное, ясно выраженное или молчаливое, общее или отдельное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов.
Итак, международные избирательные стандарты - это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие и в проведении свободных справедливых подлинных и периодических выборов, но и не посягать на такие права и свободы и принимать соответствующие меры по их реализации. Единого международно-правового акта, системно закрепляющего универсальные стандарты избирательного права, в международном праве в настоящее время нет. В литературе подчеркивается, что особенностью современного этапа развития международных избирательных стандартов является то, что они не кодифицированы [1;21]. Нормы, прямо или косвенно затрагивающие вопросы выборов,
избирательных прав, избирательных систем, избирательного процесса, закреплены в различных универсальных и региональных международных актах, которые нашли отражение в национальных конституциях и избирательного законодательства.
К основам определяющие избирательные стандарты на международном уровне относится Всеобщая декларация прав человека. Ст. 21 Декларации определяет что, «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Как мы видим, данная норма является ориентиром для определения содержание остальных норм избирательного международного права. Другим важным документом в сфере проведения демократических выборов является Международный пакт о гражданских и политических правах. Нормы данного документа также выполняют функцию ориентира для формирования национального избирательного законодательства в национальных государствах. Опираясь на эти два важные документы, в рамках деятельности ООН были разработаны документы, на основе которых осуществляется правовая помощь и контроль за организацией и проведением выборов: Резолюция 64/155 «Усиление роли Организации объединенных наций в укреплении процесса периодических и подлинных выборов и содействие демократизации» (принята на шестьдесят четвертой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принята 18 декабря 2009 года), Декларация принципов международного наблюдения за выборами и свод правил поведения международных наблюдателей по наблюдению за выборами (Нью-Йорк, 27 октября 2005 года), Декларация глобальных принципов непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями и Кодекс поведения непартийных общественных наблюдателей за выборами (торжественно провозглашены 3 апреля 2012 года в Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк).
Региональные международные организации также стали основой возникновения международных стандартов в области избирательного права. К таким авторитетным организациям можно отнести Совет Европы, ОБСЕ.
Совет Европы был создан с целью достижения большего единства между его членами в целях обеспечения идеалов и принципов, которые формируют основы подлинной демократии. С момента своего создания в 1949 году ряд юридических текстов были приняты с целью толкования понятия «подлинная демократия». Выборы в этом отношении являются краеугольным камнем демократических режимов, и поэтому предпосылки для вступления в Совет Европы. Целью Совета Европы является установление всеобщего понимания всех принципов, квалифицирующие выборы как «свободные и справедливые» в соответствии с демократическими стандартами. В соответствии с ст. 3 и 4 Устава Совета Европы формирование демократических институтов является одним из главных условий для присоединения к составу Совету Европы [2]. Именно показатели уважения элементарных демократических стандартов является показателем для присоединения к организации. Совет Европы через свои институты и органы, такие как Европейский суд по правам человека, Парламентская ассамблея, Европейская комиссия за демократию через закон (Венецианская комиссия) и его Совет по демократическим выборам, Группа государств против коррупции и Отдела помощи в проведении выборов играет ключевую роль в создание европейского избирательного наследия и стандартов. В свою очередь, организации гражданского общества (ОГО) способствуют укреплению европейских стандартов и обеспечивая жизненно важные связи между политикой, стандартами и реальностью. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе играет важную роль в реализации и внедрении избирательных стандартов в национальное законодательство государств. Независимо от географического положения Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан тоже являются полноправными членами ОБСЕ, что накладывает обязательства по соблюдению всех норм принятых в рамках деятельности данной организации, в том числе и в сфере соблюдения избирательных стандартов. В процессе деятельности ОБСЕ были приняты довольно обширный объем документом регламентирующие организацию и проведение выборов.
Одним из главных документом применяющиеся в странах СНГ является Конвенция «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод», который был принят 7 октября 2002 года. По мнению И.Б. Борисова «Уникальность разработки и принятия Конвенции заключается в том, что впервые в мировой практике осуществлена систематизация стандартов
демократических выборов в рамках нового межгосударственного образования - Содружества Независимых Государств, их закрепление в формате международного правового акта - конвенции, носящей обязательный характер. Уникальность и универсальность Конвенции состоит и в том, что, несмотря на достаточно подробный, детальный характер изложения основополагающих принципов и стандартов демократических выборов, в Конвенции учтены национальные особенности развития всех государств - участников СНГ и не затрагивается право на суверенитет наций и народов»[3]. Текст Конвенции достаточно прогрессивный и законодательство и практика государств-членов СНГ целиком соответствует этой Конвенции.
Соблюдение международных избирательных стандартов в национальном законодательстве. Мониторинг национальных законодательств показывает, что с 1990 года нормы, излагающие основные принципы демократических выборов нашли отражение в основных законах государств. Также можно отметить, что основные принципы избирательного права были закреплены в документах региональных международных организаций, что также благотворно влияет на формирование национального избирательного законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов. Необходимо отметить, что международное сообщество при принятии основных избирательных стандартов, лишь в общих чертах определял основные требования, направленные на обеспечение избирательных прав граждан, что не могло обеспечить в полном объеме данную категорию прав. Только с момента принятия ОБСЕ Копенгагенского документа ряд международных организаций внесли свой вклад в разработке международных принципов, связанных с выборами. Большой вклад в этой области внесли Совет Европы, Парламентская Ассамблея Совета Европы и конечно Европейского суда по правам человека, которая является основой формирования прецедентного права. Но важным субъектом в сфере формирования избирательных стандартов является конечно же Европейская комиссия за демократию. Европейская Комиссия за демократию через право, более известная по названию города, где она собирается, как Венецианская Комиссия, (далее: Комиссия) была образована вскоре после падения Берлинской стены в 1990 году. Она сыграла ключевую роль в принятии восточноевропейскими странами конституций, соответствующих стандартам европейского демократического наследия. Изначально созданная как инструмент неотложного конституционного строительства в условиях демократических перемен, Комиссия постепенно стала международно признанным независимым форумом по обмену идеями в правовой сфере, куда входить и сфере избирательного процесса.
В целом главными документами по обеспечению честных и периодичных выборов для членов ОБСЕ являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Парижская хартия для новой Европы, Документ Копенгагенской встречи Совещания по человеческому измерению СБСЕ и другие не менее важные акты, формирующие основы избирательного стандарта. Третью группу международных стандартов составляют акты, принятые в рамках СНГ: Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года), Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О совершенствовании системы международного сотрудничества в области демократических выборов» от 25 ноября 2008 года № Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О Рекомендациях по совершенствованию законодательства государств - участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами» от 16 мая 2011 года, Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами от 16 мая 2011 года [4].
Одним из важных документов осуществляющее существенное влияние на национальное избирательное законодательство в странах СНГ является Кодекс добросовестной практики в избирательных вопросах (Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад, принятые Венецианской комиссией на 52-й сессии. Венеция, 18-19 октября 2002 года). В 2002 году Совет по Демократическим выборам и Венецианская комиссия, следуя, по настоянию Парламентской ассамблеи приняла данный документ, которая в последствии стала правовой основой формирования концепции «европейского избирательного наследия»[5]. Данная концепция состоит из пяти принципов и правовых норм, которые сложились на основе конституционных традиций европейских стран. К этим пяти принципам, которые также нашли отражение в избирательном законодательстве в странах СНГ, относятся: всеобщее, равное,
свободное, тайное и прямое избирательное право. Кроме того, выборы должны проводиться регулярно. Важность данного документа заключается в том, что здесь конкретно определены условия реализации данных принципов. К таким условиям в соответствии с Кодексом можно отнести как соблюдение свободы слова и печати, свободы передвижения по стране, свободы собрания и объединения в политических целях, в том числе для создания политических партий. Хотя данная норма также делает оговорку что «Ограничения этих свобод должны основываться на нормах закона, отвечать интересам и соответствовать принципу пропорциональности»^]. Если проанализировать избирательное законодательство Казахстана и других зарубежных стран по реализации этих принципов и созданию условия, которые оговариваются в документе, то можно увидеть, что основные принципы нашли отражение в избирательном законодательстве Казахстана и других государств (Россия, Кыргызстан, Азербайжан и.д.).
Законодательство о выборах любого демократического государства должен сформировать возможность каждой нации достичь определенной политической цели путем свободных и справедливых выборов в соответствии с положениями международного права[7]. Следует иметь в виду, что в некоторой степени возможность достижения данной цели, зависит от конкретных социальных, культурных и исторических особенностей каждого государства. Данное обстоятельство дает государству возможность интерпретировать избирательное законодательство. Тем не менее, некоторые ключевые элементы «свободных и справедливых» выборов [8], такие как равенство голосов (прямое всеобщее избирательное право и равные возможности участие в выборах), равенство доступа (возможность участия в избирательном процессе путем голосования и/или другими способами) и общая легитимность избирательного процесса и результатов (включая тайны голосования, разумная частота выборов и возможность оспорить результат) закрепляется в национальном законодательстве.
Равенство выборов включает в себя множество аспектов. Некоторые касаются равенства избирательного права, ценности, разделяемой всем континентом, в то время как другие выходят за рамки этой концепции и не может считаться отражением какого-либо общего стандарта. Принципы, которые должны соблюдаться во всех случаях, которые представляют собой численное равенство голосов, равенство с точки зрения силы выборов и равенства шансов. Данный принцип закреплен конституциями большинства демократических государств. Анализ конституций и законодательств стран СНГ показывает что в большинстве случаев принцип равного избирательного права закреплены как на конституционном, так и на законодательном уровне, что повышает возможность реализации и защиты равного избирательного права на национальном уровне. В российском законодательстве принцип равного избирательного права закреплен на конституционном уровне. В части первой ст. 81 Конституции РФ провозглашено, что выборы Президента РФ проводятся на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, принципа тайного голосования[9]. В ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ) содержится следующее определение принципа равного избирательного права: «граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях».[10] Статья 41 Конституции Республики Казахстан также закрепляет равное избирательное право, которая гласит «Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет» [11]. Данный принцип нашел свое отражение в Конституционном Законе «О выборах в Республике Казахстан». Федеральный закон «О выборах в Бундестаг» также закрепляет принцип равенства по содержанию соответствующий стандартам закрепленных в международных актах. В данном случае нужно отметить, что упомянутые принципы в зависимости от соответствующей избирательной системы может иметь разное содержание. В некоторых случаях равное избирательное право подразумевает: равное право голоса, где каждый избиратель имеет в принципе один голос; в тех случаях, когда избирательная система предусматривает наличие у избирателей более одного голоса, каждый избиратель имеет равное число голосов, равные избирательные правомочия (места должны равномерно распределяться между избирательными округами)[12]. Нередко встречаются нарушения равного избирательного права, именно часто встречаются нарушения равных избирательных правомочий. В Итоговом отчете Миссии наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ о наблюдении за выборами 27 сентября 2009 года депутатов Бундестага содержались указания на ряд существенных недостатков, а также рекомендации по
устранению нарушений равного избирательного права. Миссией были вынесены рекомендации по необходимости законодательного установления ограничений по устранению отклонений численности избирателей на избирательный округ. Кроме того в итоговом отчете о результатах общественного дистанционного мониторинга выборов депутатов Бундестага ФРГ 18 созыва 22 сентября 2013 года отмечается тот факт, что немецким правительством не были проведены мероприятия по реализации рекомендации по устранению нарушения принципа равного избирательного права. По мнению наблюдателей Миссии, законодательство Германии также не обеспечивает равенство правового статуса избирателей - граждан ФРГ, вне зависимости от места их проживания в полном объеме. Так, избиратели - граждане ФРГ, которые постоянно проживают на территории иностранного государства, для обладания правом принимать участие в голосовании должны в течение не менее трех месяцев после достижения 14 лет в период, не меньший чем 25 лет, проживать на территории ФРГ [13]. Соблюдение равного избирательного права также подразумевает обеспечение кандидатам равных возможностей в период предвыборной агитации. Статья 5 пункт 3 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» указано что «Кандидатам гарантируются равные права и условия участия в выборах» что подразумевает возможность всех кандидатов на равных условиях осуществлять предвыборную агитацию. Эти нарушения были зафиксированы Миссией наблюдателей в Казахстане (внеочередные выборы Президента РК от 26 апреля 2015), Белоруссии (выборы Президента 11 октября 2015 года), Германии (выборов депутатов Бундестага ФРГ 18 созыва 22 сентября 2013 года).
Одним из важных международных принципов в избирательном праве является принцип соблюдения периодичности выборов, которые требует от государств: «Проводить свободные выборы через установленные промежутки времени» [14]. Анализа избирательного законодательства государств показало, что большинстве избирательное законодательство сформированы с учетом международных принципов, другое дело закрепление механизма реализации имеет свои особенности.
Осуществление анализа законодательства Германии показало, что основные международные принципы, в том числе и принцип периодичности выборов, отражены в Основном законе государства. Основной закон и избирательное законодательство Германии предусматривает возможность проведения досрочных выборов. В соответствии со ст. 39 Основного закона ФРГ «Бундестаг избирается сроком на четыре года. Его полномочия прекращаются с момента первого заседания Бундестага нового созыва. Новые выборы проводятся не ранее чем через 45 и не позднее чем через 47 месяцев с начала его деятельности. В случае роспуска Бундестага новые выборы проводятся в течение шестидесяти дней» [15]. Хотя законодательство предусматривает проведение внеочередных выборов, Германия старается не злоупотреблять данной возможностью. Последние внеочередные выборы в Германии проходили в 2005 году, что лишний раз доказывает соблюдение принципа периодичности выборов.
Принцип регулярности и периодичности проведения выборов нашли свое отражение в законодательстве в странах СНГ. В Конституционном Законе «О выборах в Республике Казахстан» данный принцип закреплено в главе 10 ст. 51 в следующей редакции «Очередные выборы Президента проводятся раз в пять лет в первое воскресенье декабря соответствующего года» [16]. Но нужно отметить, что закон также регламентирует порядок проведения внеочередных выборов Президента, депутатов Парламента Республики. В отличие от казахстанского законодательства Кыргызская Республика более четко придерживается рекомендаций Венецианской Комиссии. Ст. 7 Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» закреплено «Выборы Президента и депутатов Жогорку Кенеша являются обязательными и проводятся периодически в сроки, установленные Конституцией» [17]. В соответстви с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплена норма (Статья 9. Обязательность проведения выборов) которая определяет обязательность выборов в следующей редакции «Выборы органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов» [18]. Из этого видно, что российское и кыргызское избирательное законодательство по своему содержанию приближен к избирательным стандартам, установленный Венецианской комиссией. Казахстанское избирательное законодательство кроме понятия «периодичных выборов» определяет также понятие «внеочередных выборов», при этом законодательно не ограничивается промежуток и основания
K,aзaц мeмлeкemmiк K^ndap пeдaгогuкaлыцунuвepcumemiнiц Хaбapшыcы № 4 (76), 2018
проведения внеочередных выборов, что не в полной мере соответствует принципу периодичности выборов.
Выводы. Структуру избирательного законодательства в государствах определяют национальные государственные органы в соответствии с правовыми традициями своей страны, и по этой причине структура правовой базы в каждом государстве имеет свои особенности, которые складываются исходя из особенностей правовой системы и обычаев. Например, включение базовых международных избирательных стандартов в конституцию создает гарантию от частых изменений, поскольку требования, касающиеся внесения изменений в большинство конституций, обычно более строгие, чем для других законов. Конституционное закрепление базовых международных избирательных стандартов как гарантий избирательных прав граждан в конституцию страны могут обеспечить незыблемость положений регулирующие самые основы избирательной системы. Конечно же здесь в основном речь идет о положениях, регулирующих самые основы избирательной системы - праве избирать и быть избранным; система избирательных органов и нормы о сроках полномочий избранных кандидатов.
Избирательное законодательство Республики Казахстан основывается на нормах Конституции принятой 1995 году, конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан", "О республиканском референдуме", закона «О политических партиях» и постановлений Центральной Избирательной комиссии. На данный момент в Республике уже сформировано довольно таки эффективное избирательное законодательство. В заключительном отчете миссии ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за парламентскими выборами 2016 года отмечают положительные моменты организации и проведения выборов. Хотя также в отчете отмечается, что Казахстан имеет еще больше потенциала для закрепления и реализации международных избирательных стандартов. Как было сказано в Отчете ОБСЕ/БДИПЧ «Необходим всесторонний пересмотр правовой базы для обеспечения его приближения к обязательствам в рамках ОБСЕ и другим международным обязательствам и стандартам, а также для учета прошлых и настоящих оценок и рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ по выборам. Реформирование должно осуществляться при открытой и широкой консультации со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с гражданским обществом, задолго до следующих выборов»[19]. В связи с чем за последние годы в избирательное законодательство было внесено довольно существенные изменения. Одним из последних новелл которые введены в избирательное законодательство Казахстана является введение прямых выборов акимов сельского уровня (акима города районного значения, села, поселка, сельского округа), установление пропорциональной системы выборов депутатов маслихатов, избираемых по партийным спискам и реформирование системы избирательных органов [20].
В современном Казахстане вопрос о том, соответствует ли национальное законодательство избирательным стандартам, весьма актуален. Казахстан как демократическое и правовое государство просто не мыслится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод граждан, всех участников избирательного процесса.
Список литературы
1 Андреева Г.Н., Старостина И.А. Избирательное право в России и в зарубежных странах: Учеб. пособие./Под ред. А.А. Клишаса. М.: Норма, 2010.-355 c
2 Устав Совета Европы ETS N 001 (Лондон, 5 мая 1949 г.) [Электронный ресурс]. base.garant.ru/2540600/
3 Выступление члена ЦИК России И.Б. Борисова на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству и презентация издания ЦИК России «Конвенция СНГ «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод http://cikrf.ru/international/events/news/komand_021208/31_zasedanie_borisov.php
4 Международные избирательные стандарты: Сборник документов и мате- риалов. Выпуск пятый / Отв. ред. кандидат юридических наук И.Б. Борисов и доктор юридических наук В.И. Лысенко. — М.: Российский общественный институт избирательного права, 2017. - 1440 с.
5 Sabino Cassese. Bruno Carotti Lorenzo Casini, Eleonora Cavalieri , Euan Mac Dona Global Administrative Law the Casebook://www.irpa.eu/gruppi-aree-ricerca/global-adm-law/gal-publications/global-administrative-law-the-casebook-2/
6 Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад, принятые Венецианской комиссией на 52-й сессии. Венеция, 18-19 октября 2002 года
7 Article 21 of the Universal Declaration of Human Rights (UDHR); Article 25 of the International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR); Article 3 of the First Protocol to the European Convention on Human Rights (ECHR)
8 Venice Commission, Code of Good Practice in Electoral Matters, 23 May 2003, CDLAD(2002)023rev, pp. 5-9. [Электронный ресурс]. http://www.venice.coe.int/docs/2002/CDL-AD(2002)023rev-e.pdf
9 Конституция Российской Федерации
10 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. [Электронный ресурс]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7docbody
11 Конституция Республики Казахстан
12 Elemente und Grundprinzipien des Wahlrechts: einen Beitrag zum chilenischen Wahlrecht. [Электронный ресурс]. http://www.kas.de/wf/doc/kas_32802-1522-1-30.pdf7121207201721
13 Итоговый отчет о результатах общественного дистанционного мониторинга выборов депутатов Бундестага ФРГ 18 созыва 22 сентября 2013 года. C:/Users/PC/Downloads/Bundestag2013%20(1 ).pdf
14 Копенгагенский документ от 1990 года. [Электронный ресурс]. https://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304
15 Основной закон Федеративной Республики Германии. [Электронный ресурс]. jurisprudence.club/konstitutsionnoe-uchebnik/osnovnoy-zakon-frg-55897.htm
16 «О выборах в Республике Казахстан» Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года N 2464. online.zakon.kz
17 О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. shailoo.gov.kg/ru
18 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. [Электронный ресурс]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7docbody
19 Early Parliamentary Elections 20 March 2016 OSCE/ODIHR Election Observation Mission Final Report. [Электронный ресурс]. www.osce.org/odihr/elections/kazakhstan
20 Поправки в конституционные законы рассмотрели в Комитете Сената. [Электронный ресурс]. online.zakon.kz/Document/?doc_id=35563265#pos=0;0
¥ЛТТЬЩ ЗАЦНАМАДА ХАЛЬЩАРАЛЬЩ САЙЛАУ СТАНДАРТТАРЫНЬЩ САНТАЛУ
МЭСЕЛЕЛЕР1
Г.С. Базарова ага окытушы,
Е.А. Бекетов атындагы Караганды мемлекетлк университет^ Караганды, Казахстан, email: gulmira.www@mail.ru
Fbrnrnm макалада хальщаральщ сайлау стандарттарыньщ ^лттьщ сайлау зацнамасында каллыптасудагы аткаратын кызмеп карастырылган. Халыкаралык сайлау стандарттарыныц мэш мен магнасы жэне кайнар кездерше талдау жасау жасалынган. Эрекет ететш халыкаралык стандарттардын Казахстан Республикасы мен баскада шетелдердш сайлау зацнамасыныц калыптасуына типзген эсерi мен олардын сакталуыныц каматамасыз етiлу мэселелерi кетерiлген. Такырыпта кетерiлген мэселенi аныктау максатында Казакстан Республикасы мен шетелдердш сайлау зацнамасына жэне ЕКЫ¥ Миссиясыныц сайлау зацнаманы жетiлдiруге байланысты ^сыныстары карастырылган.
Т}йт свздер: халыцаралыц сайлау стандарттары, сайлау зацнама, сайлау цуцыцтар, сайладыц демократиялыц жэне зацдылыцтызыныц критерш, эмбебап жэне аймацтыц сайла стандарттар
QUESTIONS OF COMPLIANCE WITH INTERNATIONAL ELECTORAL STANDARDS IN
NATIONAL LEGISLATION
G. S. Bazarova Senior lecturer,
Karaganda State University named after academician E.A. Buketov Karaganda, Kazakhstan, email: gulmira.www@mail.ru
The article discusses the role of international electoral standards in the formation of national electoral legislation. The essence, meaning and main sources of international election standards are disclosed. Based on the analysis of international standards, the content and significance of international electoral standards for the formation of national electoral legislation are analyzed. The analysis of the electoral legislation, Recommendations of the OSCE Mission to improve the electoral legislation of the Republic of Kazakhstan and foreign countries.
Keywords: international electoral standards, electoral legislation, electoral rights; criteria for democratic and legitimacy of elections; universal and regional standards of suffrage