Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СНИЖЕНИЯ ЖЕНСКОЙ АСИММЕТРИИ ЗАНЯТОСТИ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ВОПРОСЫ СНИЖЕНИЯ ЖЕНСКОЙ АСИММЕТРИИ ЗАНЯТОСТИ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ / АСИММЕТРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмачев А.В., Бандурина И.П., Бобрышева В.Е., Соломахина Э.В.

В современной научной литературе и программных документах развития сельских территорий не уделяется должного внимания роли снижения асимметрии занятости женщин в развитии сельских территорий, актуальности повышения уровня среднего и высшего женского профессионального образования. Инновационной составляющей (новизной, приращением научного знания) рекомендуемого авторами проекта предложений являются следующие положения: дефиниция гендерной асимметрии в практике занятости женского населения сельских территорий; модельное регулирование практики женской занятости участников рынка труда; механизм функционирования рекомендуемой модели женской занятости. Отмечается, что уточнения дефиниции гендерной асимметрии и классификация факторов устойчивости благополучия сельских территорий найдут применение в научных изысканиях и освоении дисциплин направления рынка труда; модельное регулирование практики женской занятости и механизм реализации авторских предложений, стимулирующих получение среднего и высшего профессионального женского образования будут способствовать их трудоустройству, снижению безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF REDUCING FEMALE EMPLOYMENT ASYMMETRY AND RURAL DEVELOPMENT

In modern scientific literature and policy documents for the development of rural areas, due attention is not paid to the role of reducing the asymmetry of women's employment in the development of rural areas, the relevance of increasing the level of secondary and higher women's vocational education. The innovative component (new, increment of scientific knowledge) of the draft proposals recommended by the authors are the following provisions: definition of gender asymmetry in the employment practice of the female population of rural areas; model regulation of the practice of female employment of labor market participants; the mechanism of functioning of the recommended model of female employment. It is noted that the clarification of the definition of gender asymmetry and the classification of factors of the sustainability of the well-being of rural areas will be used in scientific research and the development of disciplines in the direction of the labor market; model regulation of the practice of women's employment and the mechanism for the implementation of author's proposals that stimulate secondary and higher professional women's education will contribute to their employment, reduce unemployment.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СНИЖЕНИЯ ЖЕНСКОЙ АСИММЕТРИИ ЗАНЯТОСТИ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

EDN: UYVSFQ

А.В. Толмачев - д.э.н., профессор кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, tolmachalex@mail.ru,

A.V. Tolmachev - doctor of economics, professor of the management and marketing department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

И.П. Бандурина - к.социол.н., доцент кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, chepuraib@gmail.com,

I.P. Bandurina - candidate of sociological sciences, associate professor of the management and marketing department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

B.Е. Бобрышева - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, evaleriabobr@mail.ru,

V.E. Bobrysheva - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Э.В. Соломахина - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, elinasolomahina439@gmail.com,

E.V. Solomakhina - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ВОПРОСЫ СНИЖЕНИЯ ЖЕНСКОЙ АСИММЕТРИИ ЗАНЯТОСТИ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ISSUES OF REDUCING FEMALE EMPLOYMENT ASYMMETRY AND RURAL DEVELOPMENT

Аннотация. В современной научной литературе и программных документах развития сельских территорий не уделяется должного внимания роли снижения асимметрии занятости женщин в развитии сельских территорий, актуальности повышения уровня среднего и высшего женского профессионального образования. Инновационной составляющей (новизной, приращением научного знания) рекомендуемого авторами проекта предложений являются следующие положения: дефиниция тендерной асимметрии в практике занятости женского населения сельских территорий; модельное регулирование практики женской занятости участников рынка труда; механизм функционирования рекомендуемой модели женской занятости. Отмечается, что уточнения дефиниции гендерной асимметрии и классификация факторов устойчивости благополучия сельских территорий найдут применение в научных изысканиях и освоении дисциплин направления рынка труда; модельное регулирование практики женской занятости и механизм реализации авторских предложений, стимулирующих получение среднего и высшего профессионального женского образования будут способствовать их трудоустройству, снижению безработицы.

Abstract. In modern scientific literature and policy documents for the development of rural areas, due attention is not paid to the role of reducing the asymmetry of women's employment in the development of rural areas, the relevance of increasing the level of secondary and higher women's vocational education. The innovative component (new, increment of scientific knowledge) of the draft proposals recommended by the authors are the following provisions: definition of gender asymmetry in the employment practice of the female population of rural areas; model regulation of the practice of female employment of labor market participants; the mechanism of functioning of the recommended model of female employment. It is noted that the clarification of the definition of gender asymmetry and the classification of factors of the sustainability of the well-being of rural areas will be used in scientific research and the development of disciplines in the direction of the labor market; model regulation of the practice of women's employment and the mechanism for the implementation of author's proposals that stimulate secondary and higher professional women's education will contribute to their employment, reduce unemployment.

Ключевые слова: женская занятость, асимметрия, профессиональное образование, развитие, сельские территории.

Keywords: women's employment, asymmetry, vocational education, development, rural areas.

Введение

В научной литературе и программных документах развития сельских территорий не уделяется должного внимания проблемам снижения асимметрии занятости женского сельского населения, актуальности повышения уровня среднего и высшего женского профессионального образования. Практика показывает, что в сельских территориях и поселениях традиционно образуется значительный дисбаланс между спросом на профессиональное образование и возможностями его предоставления (фактором существующего предложения) на фоне определенного преобладания женского сельского населения c недостаточным профессиональным образованием. Частично эта проблема решается миграцией молодежи на временной или постоянной основе, после получения аттестата зрелости средней школы в места больших возможностей предоставления и получения профессиональное образование для женской половины молодежи. С возрастом проблема женского профессионального образования и последующего трудоустройства усугубляется все большими, растущими бытовыми и другими жизненными трудностями.

На 01.01.2022 г. в Краснодарском крае насчитывалось 5687,4 тыс. проживающих (3,9 % населения России), из них женщин 52,9 %, в сельской местности из «2,5 млн человек на женскую половину приходилось 52,5 % [12].

Современный рынок труда требует перманентных изменений в повышении качества профессиональных компетенций, развитии и распространении online обучения, в поиске новых подходов обеспечения, в особенности занятости женского населения сельских территорий. Сегодня необходима более эффективная работающая модель получения профессионального образования, вносящая свой вклад в рост благополучия всех категорий населения сельских территорий. От этого в значительной степени зависит будущее малых сельских поселений и малых городов. Данная проблематика пока не отражена в стратегических документах, посвященных пространственному развитию страны. С возрастом проблема женского среднего и высшего профессионального образования, и последующего трудоустройства усугубляется все большими, растущими трудностями.

Большую значимость для развития методологии и практики функционирования сельских территорий имеет проблематика трудовых диспропорций занятости и особенно гендерной занятости и профессиональной образованности женщин, имеющих среднее и высшее профессиональное образование.

Теоретическим и практическим аспектам женской занятости и гендерной тематике посвятили свои публикации Анкер Р. [1],Базуева Е.В. [2], Зенкова О.А. [3-5], Катомина М.А. [6], Козина И.М. [7, 17], Колесникова О.А. [8], Махотин М.А.

[9], Мищенко И.В. [10], Оглоблин С.П. [20], Хоткина З.А. [15], Яковлева О.С. [16] и другие, также зарубежные ученые Blau F.D. [17], Groshen E.L. [18], Terrell K. [21] и другие.

Проблематика асимметрии женской занятости и уровня профессиональной образованности с токи зрения факторов благополучия сельских территорий до сих пор мало исследовалась, так как считалась и считается в нашей стране относительно благополучной при оценке социально-экономических позиций мужского и женского рынка труда. Но погружение в эту проблематику показывает, что также как и другие категории рабочей силы она подвержена диспропорциям, асимметрии занятости, что имеет большое практическое значение. Этот фактор оказывает значительное влияние на конечные показатели эффективности функционирования аграрного производства.

Актуальность проблемы асимметрии занятости с позиций повышения квалификации работников рынка труда диктует необходимость разработки системного моделирования женской занятости с использованием цифровых технологий, позволяющих распространить их на масштабы регионов и страны в целом.

Целью нашего исследования стали уточнения некоторых методологических позиций и рекомендаций практике женской занятости, чтобы уменьшить ее гендерные диспропорции.

На этом пути решались задачи систематизации классификации факторов устойчивости благополучия сельских территорий; уточнения дефиниция гендерной асимметрии в практике занятости женского населения сельских территорий; построения модельного регулирования практики женской занятости участников рынка труда; дополнения механизма функционирования рекомендуемой модели женской занятости.

Объектом исследования послужили гендерные диспропорции женской занятости, предметом - социальное и трудовое взаимодействие, возможности регулирования женской асимметрии на рынке труда.

В исследовании применялись логический, исторический, монографический, ситуационный, факторный, системный методы, анализ и синтез, экстраполяция, мониторинг, математическая статистика, экспертные оценки, экономическое моделирование, элементы прогнозирования и другие.

Приращением научного знания рекомендуемого авторами проекта предложений являются следующие положения:

- дефиниция гендерной асимметрии в практике занятости женского населения сельских территорий, определяется количественной диспропорцией между мужским и женским участием в производственных и других подразделениях бизнеса, сервиса и управления в сравнении со сложившимися демографическими пропорциями.

- модельное регулирование практики женской занятости участников рынка труда, имеющих среднее и высшее профессиональное образование путем количественного и качественного роста с детализацией механизма регулирования ресурсного обеспечения;

- механизм функционирования рекомендуемой нами модели - включает в себя разработанную и рекомендуемую нами региональную женскую профильную программу стимулирования получения среднего и высшего профессионального образования с последующим трудоустройством, ориентированную на выделение профессиональных профильных групп при проведением оценочной эффективности ее реализации.

Практическую значимостью исследования характеризуют уточненная дефиниция гендерной асимметрии и классификация факторов устойчивости благополучия сельских территорий которые найдут применение в научных изысканиях и освоении дисциплин направления рынка труда; модельное регулирование практики женской занятости и рекомендации уточнения механизм реализации авторских предложений по стимулированию получения среднего и высшего профессионального женского образования, они будут способствовать последующему трудоустройству, повышению эффективности аграрного производства и благополучию сельских территорий.

Дефиниция гендерной асимметрии в практике занятости женского населения сельских территорий. Критический анализ публикаций по гендерной асимметрии показал, что на современном рынке труда существенным образом проявляются анатомические и генетические особенности двух полов, которые требуют учета и в практике функционирования хозяйствующих субъектов. Поведенческие и мотивационные различия могут значительно проявляться особенностями психологии полов, сложившимися стереотипами личностей нацеленных на преодоление производственных и жизненных трудностей. Таким образом, гендерный стереотип выступает ключевым понятием в исследуемой нами области знания.

Нам видеться, что гендерная характеристика должна учитывать во-первых определенную природную диспропорциональность культурного, социального, производственного, экономического и другого участия в имеющих место сферах жизни любого человека с учетом правовых ограничений и обязанностей принятых обществом. В процессе трудовой занятости это может проявляться гендерным разделением и дискриминацией на рынке труда.

Во-вторых, отраслевое и профессиональное деление оказывает влияние на гендерное трудовое разделение. Эти факторы в свою очередь оказывают влияние на элементы социального неравенства с проявлением неравноправной доступности двух гендеров к социальному равенству, что может вести к дискриминационной составляющей, к проявлениям сегрегации на рынке труда. Результатом этого выступает неравномерность отраслевого и профессионального распределения по видам деятельности мужского и женского населения.

В третьих, в связи с облегчением условий труда во многих секторах и отраслях, существовавшие раннее гендерные стереотипы, ограничивавшие профессиональную и карьерную реализацию утрачивают современное значение. В четвертых, также следует учитывать региональную, территориальную и отраслевую разницу численности мужчин и женщин. Сегодня гендерные диспропорции выступают серьезным противоречием современного рынка труда в отличие от сложившегося стереотипа простого гендерного неравенства.

Таким образом, дефиниция гендерной асимметрии в практике занятости женского населения сельских территорий, характеризует проявление количественной диспропорцией между мужским и женским участием в производственных и других подразделениях бизнеса, сервиса и управления в сравнении со сложившимися демографическими пропорциями.

Современная гендерная проблематика диктует необходимость перехода от существующей парадигмы трудоустройства к более совершенной парадигме эффективной занятости с ориентированием на принципы гендерного равноправия. Основное направление снижения гендерного неравенства трудовой занятости на рынке труда следует ориентировать на повышение женской конкурентоспособности. Важным инструментом этого выступает наличие и реализация среднего и высшего профессионального образования, оно позволяет снизить гендерную асимметрию, диверсифицировать трудовую деятельность, при соблюдении требований охраны труда, получать необходимые социальные услуги, осуществлять мате-

ринские функции и родительские обязанности.

Модельное регулирование практики женской занятости участников рынка труда. Результатом исследования стала предложенная нами модель регулирования практики женской занятости участников рынка труда с наличием среднего и высшего профессионального образования, позволяющая снизить гендерную диспропорцию. Структура модели включает элементы показанные на рисунке 1.

Актуальность и цель исследования: снижение тендерных диспропорций женской занятости

Основные характеристики модели

О&ъекты - женщины с профессиональным средним и высшим образованием Су&ъекты регулирования - общественные, муниципальные, государственныеидр. организации Период жизненного никла объекта - пошаговая трудовая деятельность Г'^ср Ьу Инструменты регулир ования - участие государства, корпоративные, рыночная конкуренция, компетенция объектов

Тре&уемыересурсы о&еспеченнн - кадровые, оборудование, информационные, финансовые и др.

Организационный механизм модельной реализации

- целевая ориентация - учет факторов снижения ассиметричной занятости

- инструменты, методики, нормативы - организация пошагового обеспечения

- другое

Программы реа- Мотивация в Получение Н еудачный выбор

► лизации модели — проф еесиональ- — направления

женских групп ногоСПОИВО образования

Определение социально-экономического эффекта модели регулирования

(методики расчета, программные продукты и др.)

Рисунок 1 - Модель структурного регулирования гендерной асимметрии женской занятости на сельских территориях

Модель структурного регулирования гендерной асимметрии женской занятости на сельских территориях включает в себя:

1) постановку цели (снижение гендерных диспропорций женской занятости);

2) основные характеристики модели, включающие объекты, субъекты регулирования, периоды жизненного цикла объекта, инструменты регулирования;

3) требуемые ресурсы обеспечения (кадры, оборудование, информационная база, финансы и др.);

4) организационный механизм модельной реализации, состоящий из целевого ориентирования, системы учета факторов снижения асимметрии занятости, инструментария исследования, методического обеспечения, нормативной базы, схемы пошагового обеспечения и др.;

5) программу модельной реализации для выбранных женских групп;

6) методику определения социально-экономического эффекта модельного регулирования.

О механизме функционирования рекомендуемой модели. Нами также предложено системное регулирование женской занятости применительно к трем группам для практики их реализации в рамках соответствующих трех профильных спецпрограмм.

Первую группу могут представлять молодые женщины, обучающиеся по программе среднего профессионального образования в соответствии с обязательным сегодня стандартом. Вторую группу представляют две подгруппы - обучающиеся по ОПОП бакалавриата и магистратуры. Третья, малочисленная группа, может состоять из подгрупп аспирантов и докторантов отраслевой подготовки, претендующих по результатам защит на ученые степени кандидатов и докторов наук.

Применительно ко всем группам предлагается системная совокупность мероприятий стандартизации, правового, нормативного, информационного, аналитического, экономического, финансового, организационного обеспечения. Эти меры реализуются уровневыми структурами от региональных образовательных организаций до федеральных министерств и ведомств.

Оценку социальной и экономической эффективности реализуемых профильных программ можно осуществлять по методическому подходу, включающим в себя выбранный нами алгоритм расчета показателей эффективности, информационную базу с данными отчетности госстата; выборочную статистику обследования населения по проблематике занятости; авторские опросы населения сельских территорий. Используем для этого также систему показателей оценки таблицы 1.

Апробацию рекомендуемого нами методического подхода можно осуществлять сравнением показателей экономической эффективности занятости двух групп женщин. Например: по программам реализации профессионального образования прежних временных периодов по сравнению с реализуемыми и прогнозируемыми программами женской занятости, получающими программную поддержку муниципалитетов и государства (например, 2023 и 2024 годы).

Рост улучшения прогнозируемых показателей покажет возможности повышения эффективности рекомендуемых нами мероприятий. Важное значение будут иметь и критерии экономии затрат госбюджета по выплатам пособий безработицы с учетом трудоустройства женской молодежи, получившими профессиональное образование благодаря специальным рекомендуемым субсидируемым программам.

Таблица 1 - Системная оценка эффективности профильных профессиональных образовательных программ

Общие индикаторы Показатели

Показатели оценки конъюнктуры рынка труда Территориальный прирост численности женщин, получивших поддержку по рекомендуемой программе занятости. Структура программных мер содействия занятости женщин с СПО, ВО и др. по трудоустройству, повышению квалификации, переобучению, перепрофилированию. Территориальные индексы конъюнктуры рынка труда в сельских поселениях. Социальные и экономические показатели напряженности территориального рынка женской занятости.

Экономия финансовых средств Объемы финансовой бюджетной поддержки по программам поддержки женской занятости. Экономия расходной части госбюджета при выплате пособий по безработице по профильным программам за счет трудоустройства безработных женщин.

Налоговые и страховые отчисления в федеральные, региональные и местные бюджеты работодателями женских групп участниц проекта Прирост поступлений подоходного налога из фонда оплаты труда женщин, трудоустроенных на постоянную работу после получения СПО и ВО. Прирост поступлений в бюджеты разных уровней за счет страховых взносов работодателей. Платежи за пенсионное, социально-медицинское страхование трудоустроенных благодаря участию в профильных программах

Заключение

Ожидается, что практика применения рекомендуемых нами предложений подтвердит правильность нашей научной гипотезы о возможности решения перманентно воспроизводимой проблемы гендерной асимметрии занятости по всем категориям женщин, особенно молодого поколения. Наличие этой важной проблемы диктует необходимость реализации новой парадигмы занятости, более эффективной, с ориентацией на гендерное равенство, преодоление асимметрии трудоустройства.

Источники:

1. Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор / Р. Анкер // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. - Москва : ИСЭПН РАН - МЦГИ - «Русская панорама», 2002. - С. 299-328.

2. Базуева Е.В. Гендерная экономика - новое направление фундаментальной экономической теории / Е.В. Базуева // Экономическая наука современной России: электронный журнал. - 2010. - № 3(50). - С. 51-64.

3. Зенкова О.А. Гендерная асимметрия рынка труда в оценках молодых женщин с высшим образованием / О.А. Зенкова // Современная экономика: проблемы и решения. - Воронеж, 2021. - N° 3. - С. 28-34.

4. Зенкова О.А. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин / О.А. Зенкова // Современные проблемы экономики и менеджмента : материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж: «Истоки», 2019. - С. 109-113.

5. Зенкова О.А. Дискриминация женщин на рынке труда, пути ее преодоления / О.А. Зенкова // Новые перспективы развития экономических наук: инновации и риски : материалы XXII международной научно- практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых. - Москва, 2014. - С. 105-108.

6. Катомина М.А. Методика оценки качества жизни сельского населения в регионах России / Экономика и бизнес, 2018. - С. 341-344.

7. Козина И.М. Женщины и занятость: советское наследие / И.М. Козина // Социологический журнал. - Москва, 2014. - Том 6. - С. 126-136.

8. Колесникова О.А. К вопросу о снижении гендерных диспропорций на рынке труда в современных российских условиях / О.А. Колесникова, Е.В. Маслова // Экономика труда. - Москва, 2019. - Том 6. - № 4. - С. 1447-1462.

9. Махотин М.А. Формирование понятия «гендерная экономика» / М.А. Махотин // Молодой ученый, 2018. - №23. - С. 326-329. - URL: https://moluch.ru/archive/209/51230/ (дата обращения 18.08.2029).

10. Мищенко И. В. Основные факторы устойчивого развития сельских территорий / И. В. Мищенко // Известия Алтайского государственного университета, 2020. - №21(66). - С. 268-271.

11. Соломахина Э. В. Развитие женского образования как фактор развития русской культуры» / Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сб. ст. по материалам 77-й науч.-практ. конф. студентов по итогам НИР за 2021 г. В 3 ч. Ч. 1 / отв. за вып. А. Г. Кощаев. - Краснодар : КубГАУ, 2022. - С. 161-164.

12. Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. 2021: Стат. Сб. - Краснодар: Краснодарстат, 2022. - 232 с.

13. Толмачев А.В. Подсобное хозяйство населения в переходной экономике / Толмачев А., Гончарова Н. // Международный сельскохозяйственный журнал, 2000. - № 2. - С. 33-35.

14. Толмачев А.В. Проблемы роста малых производств в сельском хозяйстве / А.В. Толмачев, Р.Н. Лисовская // Гуманизация образования, 2014. - № 6. - С. 102-105.

15. Хоткина З.А. Стереотипы и дискриминация на рынке труда / З.А. Хоткина // Гендерные стереотипы в современной России. - Москва : МАКС Пресс, 2007. - С. 51-59.

16. Яковлева О.С. Анализ тендерного разделения на рынке труда / О.С. Яковлева // Экономика труда, 2017. - Т.4, №1. - С. 19-30.

17. Blau F.D. New Evidence on Gender Difference in Promotion Rates: An Empirical Analysis of a Sample of New Hires / F.D. Blau, J. De Varo // Industrial Relations, 2007. - № 46. - Р. 511-550.

18. Groshen E.L. The Structure of the Female/Male Wage Differential: Is It Who You Are, What You Do, or Where You Work? / E.L. Groshen // Journal of Human Resources, 2001. - № 26. - Р. 457-472.

19. Kozina I. Sex segregation and discrimination in the new Russian labour market / I. Kozina, E. Zhidkova // Adapting to Russia's New Labour Market: Gender and Employment Behaviour. - London, 2006. - С. 52-79.

20. Ogloblin C.G. The Gender Earnings Differential in the Russian Transition Economy / C.G. Ogloblin // Industrial and Labor Relations Review, 1999. - №52. - Р. 602-627.

21. Terrell K. Female-male Earnings Differentials and Occupational Structure, International Labor Review, 1992. - Р. 387-404.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.