Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ'

ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ»

ЗА РУБЕЖОМ

— — *

¿••ь. ~ I

ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ 1

Л. Б. И имен

Из Института организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко Министерства здравоохранения СССР

После второй мировой войны в организации здравоохранения зарубежных стран произошли значительные изменения. Они коснулись так же и постановки дела школьной гигиены.

В 1950 г. при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) был создан Комитет экспертов по школьной гигиене, который наряду с изучением проблем школьной гигиены организует международные и региональные съезды по школьной гигиене, проводит международные семинары по усовершенствованию специалистов в этой области, а также ряд других мероприятий международного характера.

Последняя международная регионарная конференция по вопросам школьной гигиены для стран Европы и Северной Африки состоялась в 1954 г. в Гренобле (Франция). На ней присутствовали представители 22 стран. На повестке дня стояли вопросы подготовки кадров медицинских работников школ, проведения медицинских осмотров учащихся и использования их результатов, гигиены школьной работы, санитарного просвещения и др.

Хотя у участников конференции отсутствовала возможность ставить на обсуждение широкие проблемы оздоровления детей, все же следует отметить большой рост интереса во всех странах к вопросам школьной гигиены, стремление всех работников этой области к широкому обмену опытом и координации научной деятельности.

Характерной чертой системы детского здравоохранения и в частности медицинского обслуживания школ в капиталистических странах является соблюдение интересов частнопрактикующих врачей, владельцев клиник и больниц. Большая часть этих государств только частично обеспечивает субсидирование медицинского обслуживания школ, значительная ответственность возлагается на муниципалитеты, привлекаются также средства общественных, промышленных и кооперативных организаций.

Французская система школьной гигиены с 1945 г. является общенациональной, английская—местной, но с национальной координацией, равно как исландская, итальянская и нидерландская. Американская система—местная с разнообразными тенденциями и формами в зависимости от штата, его экономического состояния и личной инициативы отдельных его деятелей, вплоть до директора школы, а также от общественных организаций. Такая же децентрализация существует в Швейцарии, Австрии, Швеции, Норвегии, Ирландии и Испании.

Французская система школьной гигиены носит название „Национальная служба школьной и университетской гигиены" и сосредоточена

1 Сокращенный доклад, прочитанный на заседании секции школьной гигиены

Московского отделения Всероссийского общества гигиенистов и санитарных врачей 29 ноября 1957 г.

при Генеральном управлении высшего образования Министерства просвещения. Она работает в тесном контакте с Министерством здравоохранения. Оперативное руководство осуществляется директором службы и 17 врачами-инспекторами. В стране имеются общественные организации «Французская ассоциация гигиены и медицинской службы школ и университетов», «Национальный комитет школьной и университетской гигиены», которые оказывают содействие организациям по медицинскому обслуживанию школ.

Каждый департамент имеет свою гигиеническую службу школ, работающую под руководством местного инспектора народного образования при консультации местной врачебной организации. Во Франции издаются 3 журнала по вопросам школьной гигиены: «Revue française d'hygiene scolaire et universitaire», «Revue d'hygiene et de medecine scolaire», «Revue mensuelle de clinique et d'hygiene scolaire».

Английская система медицинского обслуживания после 1948 г. подверглась реорганизации и стала бесплатной. Руководство ею осуществляется Министерством просвещения в лице врача-руководителя, который по совместительству работает в Министерстве здравоохранения. В его распоряжении находятся 9 помощников—специалистов по школьной гигиене. В стране имеется значительная сеть лечебно-профилактических учреждений для детей и подростков.

В США ведущим в осуществлении медицинского обслуживания школ, как и во всей системе американского здравоохранения, является экономический расчет. Как сообщает Джон Хайнлон (John Hanlon), в основу этого расчета кладутся: а) стоимость уровня жизни, б) уровень зарплаты, в) размер безработицы, т. е. биржевая ценность труда, г) курс валюты и проценты на вложенный капитал.

Винслоу (С. Winslow) сообщает, что дети в США обеспечиваются медицинским обслуживанием не в одинаковой степени: в штатах с большим средним годовым доходом на человека ассигнуется на медицинское обслуживание больше, чем в штатах с меньшим средним доходом (разница в 2 раза). В осуществлении мероприятий по медицинскому обслуживанию школ помогают общественные организации страны: «Американская ассоциация детского здравоохранения», «Национальный комитет по охране здоровья учащихся при Американской академии педиатрии», «Национальный комитет политики детского здравоохранения», ♦ Комитет детского здравоохранения при Американской ассоциации здравоохранения» и др. Наряду с положительной ролью, которую общественность играет в охране здоровья детей—материальная помощь, непосредственная помощь при проведении оздоровительных мероприятий в школе,-^следует отметить и отрицательные черты их деятельности: они часто оказывают давление на администрацию школы и всех ее работников, стремясь внести в школу свои установки, диктуемые религиозными и политическими убеждениями, а также расовыми предрассудками.

В каждом штате и на местах существуют филиалы этих общественных организаций и комитеты по координации их деятельности с ведомствами, осуществляющими медицинское обслуживание школ. В больших школах имеются советы здравоохранения, которые составляют программу медицинского обслуживания школы с учетом местных условий; они же следят за ее выполнением.

В США издается журнал по вопросам медицинского обслуживания школы «The journal of school health».

Гренобльская конференция, на которой были представлены данные о состоянии работы по школьной гигиене в различных странах, не вскрыла тяжелого положения детей и подростков в колониях или протекторатах колониальных держав. Некоторый свет на этот вопрос проливает статья начальника школьно-гигиенической службы в Алжире Жана Рюффа (Jean Ruff). Автор делает попытку определить связь

расходов на социальные нужды с рентабельностью капиталовложений в эту страну. Вот его подлинные слова: «Охраняя здоровье ребенка, мы оберегаем вложенный в эту страну капитал». Автор считает, что средства, отпускаемые на детское здравоохранение в экономически развитой и экономически отсталой стране, должны быть разными: «Для выявления у детей туберкулезного заболевания, — пишет Жан Рюфф, — нерентабельно ни приобретать дорогостоящую аппаратуру, ни нанимать дорогостоящих специалистов — это абсолютно не оправдывается экономически. Надо использовать то положительное, что имеется в их религии, нравах и обычаях... надо отказаться от дорогостоящих лабораторных исследований, надо ставить диагноз только на основании клинических данных». Статья заканчивается многозначительным выводом: «Организация такой службы (школьной гигиены —Л. Н.) усилит доходы на вложенные капиталы».

Легко понять, во что выливается такая «концепция».

Медицинские кадры. Всюду отмечается тенденция сформировать постоянные кадры школьных врачей-несовместителей. Их число достигает во Франции 700 человек, в Англии из 2176 школьных врачей 898 несовместителей. Рост числа школьных врачей-несовместителей наталкивается в капиталистических странах на значительные трудности. Основная из них — это стремление всех школьных врачей этих стран заниматься более доходной частной практикой, а также неудовлетворенность своей работой, якобы деквалифицирующей их как врачей. В связи с этим на Гренобльской конференции было много высказываний о том, как повысить интерес школьных врачей к своей работе.

Школьные врачи числятся главным образом в штатах органов народного образования. В зарубежной печати неоднократно высказывалось мнение, что вся их работа должна протекать под руководством гигиенической службы страны, исходя из того, что работа школьного врача всецело носит профилактический характер.

Нагрузка на школьного врача в капиталистических странах весьма велика. Конференция сочла желательным, чтобы число детей, обслуживаемых одним врачом, не превышало 4000. Следует, однако, учесть, что часть учащихся осматривают вне школы домашние врачи. В США это иногда имеет место в отношении 50—70% школьников.

Нагрузка школьных врачей в США весьма пестра. По данным опроса в 108 городах с населением выше 100 000 человек, проведенного в 1956 г. (Streit), в одних городах врач обслуживает 1198 учащихся (Скратома), в других — 5372 (Цинцинати), а в Миннеаполисе (с большим количеством цветного населения) —до 22 052 учащихся. Это, конечно, связано с ассигнованиями, которые отпускаются в различных размерах в каждом городе. Так, медицинское обслуживание одного учащегося стоит в день: в Сан-Франциско — 3,46 доллара, а в Колумбии — 7 центов. Ассигнования на медицинское обслуживание учащихся, как показало проведенное обследование, связано с размерами дохода городов на душу населения.

Медицинским сестрам отводится видная роль в медицинском обслуживании учащихся в школах. Во многих случаях они работают самостоятельно, опираясь на врачей, приглашенных со стороны. Особое значение придается культуре работы медицинской сестры, которая во многих отношениях должна разгрузить врача от несвойственных ему, как специалисту высшей квалификации, функций. Общее число сестер, работающих в США, приближается к 17 000. Их нагрузка равна примерно 1500 учащихся в начальной школе и 2000—2500 в средней. Количество патронажных посещений медицинскими сестрами стоит в зависимости от материального благополучия муниципалитета и штата.

Во Франции, чтобы быть допущенным к работе в качестве школьного врача, кандидату необходимо дополнительно пройти специальную подготовку в институтах школьной гигиены при институтах общей гигие-

5 Гигиена и санитария, № 2

65

ны или на гигиенических факультетах университетов, после чего они получают диплом врача по школьной и университетской гигиене или врача по школьной и спортивной гигиене. В Англии имеются специальные школы, где врачи получают квалификацию специалистов по школьной гигиене. Будущий школьный врач раньше чем приступить к самостоятельной работе, должен пройти стаж в школе под руководством опытного школьного врача. В США к работе в качестве школьного врача привлекаются в первую очередь педиатры, знающие педагогику и организацию здравоохранения. Подготовка школьных медицинских сестер ведется по профилированной программе на специальных курсах. Обязателен стаж практической работы под руководством опытной сестры.

Наряду с подготовкой новых кадров медицинских работников для школ ведется переподготовка тех, которые уже находятся на работе, путем направления на курсы усовершенствования или заочное обучение.

Вопрос об углубленных осмотрах учащихся стоял в центре внимания Европейской региональной конференции в Гренобле и усиленно обсуждается в медицинской печати Европы и Америки. Характерной чертой всех высказываний по данному вопросу является требование четкой направленности медицинских осмотров, качества их выполнения и обязательного использования полученных результатов в целях улучшения состояния здоровья учащихся. Углубленные осмотры учащихся во многих странах проводятся только 3 раза за все время пребывания учащегося в школе: при поступлении, при окончании элементарной школы и перед окончанием средней. Многие врачи требуют ежегодной проверки зрения и состояния костно-мышечного аппарата. Учителям отводится значительное место в деле охраны здоровья учащихся. Копия карты с результатами углубленного осмотра учащихся передается учителю, который заносит в нее свои наблюдения за состоянием здоровья учащегося в течение всего учебного года. При посещении семьи учащегося медицинской сестрой или учителем в карту заносятся предложения по улучшению гигиенических условий быта ребенка в семье. Корешок этой карты остается у учителя, и в дальнейшем путем опроса учащегося учитель следит за тем, как идет выполнение рекомендованных мероприятий. При необходимости проводятся дополнительные патронажные посещения семьи. Для уточнения диагноза или для лечения учащиеся направляются в так называемые «медицинские центры», в которых работают врачи разнообразных специальностей. Следует отметить наличие в этих центрах таких кабинетов, как ортопедический, диабетический, астматический, специалиста по исправлению дефектов ног и рук, а также по руководству детьми, уклоняющимися от нормы своим поведением (Guidance). Насаждается сеть профилированных детских лечебных учреждений для больных ревматизмом, диабетом, эпилепсией, однако количество их значительно отстает от потребности.

Со стационарной помощью больным детям далеко не все благополучно. Об этол1 часто встречаются упоминания в печати. Имеются сведения о том, что в США, например, во многих больницах дети младенческого возраста не отделены от детей старшего возраста и во многих случаях дети не отделены от взрослых. Не хватает персонала по уходу за больными.

Большое внимание в некоторых странах уделяется постановке учета данных углубленного осмотра учащихся, статистической обработке этих данных и их анализу.

Медицинский осмотр персонала школ обязателен во всех странах.

Во всех зарубежных странах большое внимание уделяется организации питания учащихся в школе. Во Франции горячими завтраками в школе пользуется значительное число учащихся. В Англии правительственное решение о бесплатном питании школьников не бы то проведено в жизнь, а плата за завтраки в 1953 г. по сравнению с 1946 г. была удвоена. Ежегодная стоимость школьных завтраков в Англии оцени-

вается в 25 млн. фунтов стерлингов, из которых 15 млн. оплачивается родителями. Каждый школьник получает ежедневно бесплатно '/з пинты молока (пикта—0,56 л), рыбий жир и витамины. Ослабленные дети получают 2Л пингы молока. В Англии и США детей, которые не прибавили в весе за 3 месяца, направляют к врачу для выявления причин отставания в весе. Государство и общественные организации отпускают дотации на питание детей в школах. В Дании школьные завтраки отпускаются детям бесплатно. Завтрак состоит из сандвича, молока, яблок или моркови и витаминов А и D в таблетках. Город Копенгаген тратит ежегодно на школьные завтраки 4,5 млн. крон.

К особенностям санитарного просвещения в школах Англии, Франции и США следует отнести попытки разработать теоретические вопросы санитарного просвещения, проведение исследований в этой области на большом материале с применением вариационной статистики, изыскания в области эффективности санитарного просвещения. В штате крупных американских школ имеется методист по санитарному просвещению, большей частью из числа учителей, получивших для этого специальную подготовку. Санитарное просвещение, основывающееся на социально-экономических науках и естествознании, нередко наталкивается в США на большие препятствия со стороны клерикальных кругов, весьма влиятельных в этой стране.

Важной ветвью школьной гигиены считается психогигиена учащихся. Задачи ее определяются примерно следующим образом: 1) предупреждать появление психических дефектов и нервных заболеваний; 2) предупреждать появление у детей чувства неполноценности, подавленности, недовольства окружающим, скованности, напряженности и других отрицательных черт характера; 3) ликвидировать неприспособленность к окружающей среде; 4) способствовать развитию индивидуальных качеств и развитию одаренных детей в частности; 5) снимать отрицательные наследственные особенности; 6) предупреждать правонарушения и преступность; 7) воспитывать умение приспособиться к школьному коллективу и 8) воспитывать эмоциональные чувства у детей.

В психогигиеническую работу в школе вовлекаются все сотрудники Школы, возглавляется она специальным комитетом (Guidance staff). Входящие в его состав психологи и психиатры дают оценку личности ребенка, его наследственных особенностей, способности приспособиться к окружающей среде и т. п. Методы, применяемые психологами и психиатрами, часто базируются на основах фрейдовского учения, что открывает путь к извращению истинной оценки личности ребенка. Комитеты во многих случаях подвергаются давлению извне — родительских комитетов, религиозных и других организаций, которые нередко с преувеличенной энергией ведут борьбу за очистку школы от так называем мых «нарушителей порядка».

Целый ряд фактов, приводимых в американской печати, говорит об иллюзорности планов работы по психогигиене в капиталистических странах, поскольку причины психической угнетенности, склонности к правонарушениям и детской преступности и прочие дефекты личности учащегося зависят от существа классового общества, фактического бесправия и необеспеченности народных масс. К тому же решению задач психогигиены далеко не способствует издающаяся для детей развращающая литература вроде «комиксов», а также выпуск на экран-фильмов, разлагающих психику детей, насыщенных преступлениями и убийствами. Раздираемое классовыми противоречиями капиталистическое общество не может предложить никаких реальных средств в области психогигиены. Часто под видом психогигиены протаскивается классовая пропаганда буржуазии, религиозные идеи и расовая нетерпимость.

На Гренобльской конференции по школьной гигиене много внимания было уделено гигиене учебной работы. Высказывались, между про-

чим, пожелания о снижении количества уроков для школьников первых двух лет обучения до 2 в день. В последующие годы обучения рекомендовалось чередовать уроки по 25 минут с уроками длительностью в 40 минут. В ряде стран имеется дополнительный выходной день в неделю — четверг. В Дании уроки на дом задаются учащимся только с 3-го года обучения в школе. В некоторых школах Финляндии задания на дом полностью отменены.

Школьное строительство хотя и ведется во всех капиталистических странах, но гонка вооружений и вызванное ею сокращение расходов на народное образование привели к острому недостатку школьных помещений. По данным американской печати, в США не хватало 80 000 классов, чтобы привести количество учащихся на класс в соответствие с нормой, и 79 000 классов для того, чтобы заменить классы, пришедшие в негодность. Отставая в массовом строительстве школ, США опережают другие страны в отношении применения достижений техники для их санитарного благоустройства. Строительство школ, как и в других странах, ведется по индивидуальным проектам. Предпочтение отдается малоэтажному строительству, учитываются нужды педагогического процесса. Металлические фермы изготовляются на заводах и каркас школы монтируется в один день, отделка же продолжается 1—2 месяца, применяется устройство навесов, позволяющих учащимся проводить перемены на открытом воздухе в ненастные дни. В новом школьном строительстве часто применяется кондиционирование воздуха. Во многих случаях практикуется панельное отопление. Температура воздуха может регулироваться в каждом классе на месте в зависимости от характера педагогического процесса: спокойные ли занятия или физический труд, или урок физической культуры и т. п. Контрольный щит в кабинете директора позволяет наблюдать за температурой и вентиляцией любого класса и приводить их к норме, не сходя с места.

Чтобы обеспечить нужный поток естественного света, одна или две стены от потолка до подоконника устраиваются сплошь стеклянные: нижняя часть делается из прозрачного стекла, верхняя — из матовых блоков. Оконные переплеты узкие — из стали или алюминия. Нормы освещенности от 200 до 500 люксов на рабочем месте в зависимости от назначения класса. Освещение в некоторых школах регулируется с помощью фотоэлемента автоматически: по мере уменьшения естественного освещения становится интенсивнее искусственное, которое в свою очередь убывает по мере возрастания естественного освещения. Применяемая осветительная арматура создает в классе почти бестеневое освещение. При строительстве школ применяются антишумовые блоки. Над умывальниками устраиваются фены, в некоторых школах имеются хорошо оборудованные комнаты гигиены для девушек. Основной вид мебели в школах—окрашенные в светлые тона одноместные парты, некоторые типы парт позволяют приспосабливать их к росту учащегося. В школьных буфетах имеются автоматы для продажи горячего чая, какао. Стаканы бумажные. В школах имеются селекторы для двусторонней связи директора с каждым классом или со всеми классами вместе. Они используются также и для массовой санитарно-просветительной работы.

Выводы

Изучение послевоенной литературы капиталистических стран, касающейся вопросов школьной гигиены, убеждает, что имеются некоторые положительные сдвиги в этом направлении, объясняющиеся стремлением, с одной стороны, ликвидировать последствия войны, катастрофически сказавшиеся на состоянии здоровья детей и подростков, и, с другой — пойти навстречу нараставшим требованиям широких масс в отношении системы здравоохранения, которая давно уже перестала их

удовлетворять. Видную роль в деле улучшения детского здравоохранения играют отдельные передовые деятели медицины капиталистических стран, несмотря на отсутствие в условиях капиталистического строя реальной почвы для широких и всенародных оздоровительных мероприятий.

Хотя медицинское обслуживание детей и подростков нигде в капиталистических странах не носит такого стройного и всенародного характера, как у нас, тем не менее оно имеет ряд достижений организационного, технического и методического характера, заслуживающих нашего внимания и изучения. Сюда следует отнести:

1) использование в ряде случаев современных достижений техники в деле строительства и оборудования детских учреждений с целью улучшения гигиенических условий обучения;

2) внимание, уделяемое гигиене педагогического процесса и психогигиене;

3) значительное внимание к вопросам питания учащихся в школе;

4) попытки использовать результаты антропометрических измерений и медицинских осмотров для устранения выявленных у учащихся отклонений;

5) внимание, уделяемое профилированной подготовке медицинских кадров для обслуживания школ;

6) участие учителей в системе гигиенического обслуживания и воспитания учащихся;

7) издание специальных журналов по медицинскому обслуживанию учащихся.

Перечисленные положительные черты развития школьной гигиены в некоторых капиталистических странах не могут, однако, скрыть того факта, что массовое оздоровление детства является неразрешимой проблемой в рамках капиталистического общества с его внутренними противоречиями.

Только в условиях социалистического строя, когда дело детского здравоохранения является делом государства и народа, могут быть разрешены в полной мере вопросы оздоровления всего подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

Asselstine J. L. Canad. Med. Ass., J., 1955, v. 73, N. 12, p. 969—972,— Augustine G.. Hunter A. School lunch portions to meet children's needs. J. Am. Diet. Ass., 1957, v. 33, N. 2, p. 123—131. — В r u с e Martin. School buildings, 1945—1951. London, 1952. — Centre international de l'Enfance, Paris, 1955. —■ Conférence européenne sur les services d'hygiène scolaire. Organisation mondiale de la santé Palais des Nations. Geneva, 1955. — Calo Giovanni. В кн.: Troisième conféience de l'union internationale pour l'éducation sanitaire de la population. Rome, 1956, v. 1, p. 168—188,—Culbert R. W., Jcobziner H. a. Ollstein Ph. Training programs in school health service. Am. J. Publ. Health. 1954, v. 44, N. 2, p. 228—234. — Engelhardt N. L.# School planning and building handbook New York, 1956. — H an Ion John I. Principles of public health administration. London, 1955, p. 484—510,—Hen derson P. Courrier, 1955, v. 5, N. 2, p. 13—19,— Hein F., Dukelow D. Physician participation in school health services. Am. J. Pnhl. Health 1951, v. 41, N. 1, p. 65—72. — H e I I a m s A. A. A program for promoting mental health in the Oklahoma schools. Publ. Health Rep., 1954, v. 69, N. 11, p. 1074—1079. — P а и m i e r R. Courrier, 1954, v. 4, N. 1, p. 3—9. — R u f f J. Courrier, 1955, v. 5, N. 9, p. 547—554. — S re it W. K. Health services in cit school systems. The Journal of School Health, 1956, 4, 111—117. — V a I 1 a n с e A G. Health Bull., 1957, v. 15. N. 3, p. 53—56 — Winslow С. E. A. The cost of sickness and the price of health. World Health Organisation Palais des Nations, Geneva, 1951.

Ъ Ъ -Й-

Поступила 28/III 1958 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.