Педагогика
УДК 37.014.5+378.147
кандидат физико-математических наук, доцент,
заведующий кафедрой алгебры и геометрии Никитина Екатерина Семеновна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры алгебры и геометрии Неустроева Татьяна Кимовна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации в Республике Саха (Якутия) Концепции математического образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации в 2013 году, в той части, что касается профессионального образования. Обсуждаются проблемные моменты при подготовке математиков на уровне бакалавриата. Эти проблемы не могут быть разрешены, если не произойдут системные изменения на уровне общего образования при обучении математике. Современные учителя математики не раскрывают учащимся суть математики, её место и роль в науке, культуре и общественной жизни. Одной из важных целей образовательных организаций высшего образования должна быть подготовка учителей, которые способны качественно преподавать математику и при этом готовы вести инновационную, исследовательскую и творческую деятельность, направленных не только на развитие самого учителя, но и на его учеников. В статье представлен опыт реализации магистерской программы по подготовке учителей математики.
Ключевые слова: математическое образование, подготовка учителей математики, компетентностный подход.
Annotation. The article is devoted to the issues of the Mathematical Education Conception implementation in the Republic of Sakha (Yakutia) which was approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation in 2013, in the part concerning professional education. The article discusses the challenges of training mathematicians at the level of bachelor degree. These problems cannot be solved without system changes at the level of general education in teaching mathematics. Contemporary mathematics teachers do not reveal to the students the essence of mathematics, its place and role in science, culture and social life. One of the important goals of the educational institutions of higher education must be training the teachers who are able to teach mathematics at high quality standards along with innovative, research and creative activities aimed at the development of not only the teacher but also the students. The article presents the implementation experience of the Master's program for mathematics teachers training.
Keywords: mathematical education, mathematics teachers training, competency-based approach.
Введение. Концепция развития математического образования Российской Федерации была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24 декабря 2013 года №2506-р. Главными являются, на наш взгляд, следующие идеи Концепции:
- математика - это важный элемент национальной идеи и конкурентное преимущество России;
- необходимым условием для социально-экономического развития страны является высокий уровень математической науки, математического образования и математической грамотности населения.
Изложение основного материала статьи. В Республике Саха (Якутия) в 2016 г. был принят Комплексный план мероприятий по развитию математического образования на 2016-2020 годы, который был согласован Министерством образования республики и Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова (СВФУ) - единственным высшим учебным заведением в республике, осуществляющим подготовку математических кадров. О реализации этого плана и существующих проблемах его реализации сообщается далее.
Кафедра алгебры и геометрии Института математики и информатики СВФУ является разработчиком и реализует две основные профессиональные образовательные программы:
- программу бакалавриата по направлению подготовки 01.03.01 Математика;
- программу магистратуры «Учитель-исследователь в области математического образования» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Те или иные сложности при реализации есть по обеим программам.
Проблемы фундаментального математического образования.
В настоящее время кафедра испытывает большие трудности, как с набором контингента на бакалавриат, так и его сохранением. Если 7-8 лет назад можно было сделать полный набор с конкурсом в объеме 30-35 человек, то сейчас сложно набрать и 20 человек. С 2013 г. объем контрольных цифр сократился на 40%. Число подаваемых заявлений с 2013-2016 росло, но в 2017 упало на 63% в сравнении с 2016 годом. За последние 2 года конкурс на направление «Математика» является одним из самых низких не только по институту, но и университету. Причин снижения заинтересованности в бакалаврской программе «Математика» мы видим в следующем:
- во-первых, учащиеся стали «бояться» математики, особенно после внедрения ЕГЭ;
- во-вторых, сами учителя математики стали «бояться» результатов ЕГЭ; порой обстановка настолько нагнетается, что наблюдается ситуация, когда учитель рекомендует своим ученикам сдавать ЕГЭ по математике на базовом уровне; уже можно констатировать, что количество учащихся, сдающих профильную математику, становится меньше из года в год.
Наряду с проблемой набора полноценной группы на программу, стоит задача сохранения контингента. За последние пять лет доля отчисленных студентов составила 37%, а доля обучающихся перешедших на другие программы - 12%. Заметим, что доля отчисленных за академическую неуспеваемость составляет лишь 2% из числа тех, кто был отчислен по тем или иным причинам. Основной отсев происходит на первом курсе. Почему студенты «уходят» с программы? Объяснений этой ситуации мы видим несколько. Основной фактор отсева студентов состоит в недостаточно высоком уровне школьной подготовки по математике. Средний балл ЕГЭ по математике у студентов, поступивших на бакалавриат «Математика» в период с 2015 по 2017 гг.,
составляет 63,5 балла (без учёта лиц, поступивших по результатам олимпиад). Многим сложно воспринимать материал по таким базовым дисциплинам как «Алгебра», «Аналитическая геометрия» и «Математический анализ». Особенно трудно усваивается теория; теоремы и их доказательства понимают по большому счёту только выпускники физико-математических классов лицеев и гимназий. И это несмотря на то, что понятие доказательства является основным понятием в математике (изучается ли она в лицее или обычной школе), оно не доносится учителями математики до учащихся. Для многих первокурсников математика состоит только в решении типовых задач, строго по алгоритму. Бывают случаи, когда студент возмущается, что преподаватель просит рассказать ход решения задачи, объяснить шаги, приводящие к получаемым результатам. Для студента достаточно того, что правильный ответ получен, и он не задумывается, на основе каких определений и теорем решалась задача. Первокурсники с баллами свыше 70 уходят на другие образовательные программы, где математика усваивается в рамках дисциплины «Высшая математика», потому что «там её меньше». Вторым основным фактором отсева первокурсников является, как мы считаем, неумение студентов работать самостоятельно, читать учебную литературу. Последнее даже важнее, так как самостоятельная работа на младших курсах в основном и состоит в чтении учебников и учебных пособий. Сколько бы преподаватели не шли на упрощение содержания дисциплин и на снижение требований к оценке уровня усвоения учебного материала, пока в университет приходят абитуриенты, не подготовленные самостоятельно работать, на качественный выпуск математиков или учителей математики не стоит надеяться.
В 2015 г. содержание ОПОП «Математика» было обновлено, при этом была расширена вариативная часть, за счёт увеличения «корзины» выборных дисциплин, что позволяет удовлетворить интересы обучающихся. В 2018 г. программа также претерпела изменения, были внедрены дисциплины по математической теории машинного обучения, что отвечает современным требованиям экономики. Мы надеемся, что в свете тех изменений, которые произошли в содержании, программа станет более привлекательна для абитуриентов.
Подготовка учителей математики в рамках магистерской программы.
Понижение уровня математического образования на наш взгляд в большей степени связано с кадровыми проблемами. Пока у нас есть учителя, которые (а) сами с трудом решают задачи ЕГЭ, (б) не заинтересованы в результатах своего труда, то ни о каком развитии математического образования мы не можем говорить. Университеты и институты в первую очередь должны быть заинтересованы в качественной подготовке учителей математики, чтобы впоследствии получить от них «качественных студентов», в том числе будущих учёных-математиков, учителей и преподавателей математики.
В Комплексный план мероприятий по развитию математического образования в Республике Саха (Якутия) на 2016-2020 годы была включена разработка и утверждение авторской магистерской программы «Учитель-исследователь в области математического образования» А.Ж. Жафярова, член-корреспондента РАО, доктора физико-математических наук, профессора, профессора кафедры. В 2016 г. состоялся первый набор на программу.
Цель программы - это подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров - учителей математики для работы в образовательных организациях, способных преподавать математику на высоком научно-методическом уровне и осуществлять научно-исследовательскую деятельность.
Программа ориентирована на подготовку педагогически компетентных учителей математики, свободно владеющих материалом высшего и школьного курса математики, способных оптимально использовать психолого-педагогические и информационно-телекоммуникационные технологии. Большое внимание уделено на то, чтобы выпускник магистратуры:
- был способен успешно работать с одаренными детьми в области математики на основе овладения им новых педагогических эффективных инновационных технологий, разработанных в России и за рубежом;
- был готов к решению проблем повышения качества математической подготовки учащихся на основе разработки и внедрения в образовательный процесс новых технологий и методик изучения дисциплин, основанных на компетентностном подходе;
- имел развитые личностные качества, сформированные на высоком уровне общекультурные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВО направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование за счет усиления содержания учебных дисциплин на основе интеграции вузовской математики, школьного курса математики и психолого-педагогических и информационных коммуникационных технологий.
Программа включает в себя модуль «Математика» в объеме 24 зачетных единиц и содержит такие дисциплины, как:
- Линейные и квадратичные функции, их приложения;
- Функции переменных высоких степеней и их приложения;
- Функция переменных рациональных степеней и её приложения;
- Логарифмические и показательные функции;
- Стереометрия;
- Планиметрия;
- Тригонометрия;
- Комбинаторика и теория вероятностей;
- Прогрессии и последовательности;
- Делимость целых чисел.
Содержание данного модуля полностью охватывает учебный материал по математике общего образования. Модуль «Математика» представляет собой не традиционный курс «Элементарной математики», изучаемый студентами математических факультетов и институтов. Он основан на уточненных понятиях «компетенция» и «компетентность», введенных А.Ж. Жафяровым. По каждой дисциплине разработаны общие требования к формированию базисных компетенций, приведена технология формирования базисных компетенций и компетентностей, представлена модель формирования базисной компетентности. Все дисциплины имеют учебно-методическое обеспечение, содержащее достаточное число задач для самостоятельного решения, включая задачи, решения которых требуют творческого подхода.
По магистерской программе на данный момент был осуществлен набор двух групп. Преимуществом данной программы считаем то, что по ней могут получить образование выпускники нематематических или
непедагогических направлений подготовки и специальностей, что особенно актуально в нашей республике, так как большинство школ находится в сельской местности, школы малокомплектные, и достаточно часто учителем математики работает человек, не имеющий специального математического образования. Содержащийся в программе модуль «Математика» позволяет не только повторить и углубить школьные математические знания, но и приобрести навыки творческой и исследовательской деятельности.
Лучшей формой реализации этой программы, по нашему мнению, является очно-заочная форма обучения, которая позволяет студентам учиться и работать.
В настоящее время проблемой для нас стало снижение количества контрольных цифр приема по направлению подготовки 44.04.01 со стороны МОН РФ. На уровне бакалавриата трудно подготовить учителя, отвечающего тем требованиям для развития математического образования, которые описаны в Концепции. Необходима финансовая поддержка со стороны органов российской и местной власти для подготовки учителей математики через магистратуру.
Выводы. В ноябре 2017 г. был проведен круглый стол «Развитие математического образования», посвященный 55-летию кафедры алгебры и геометрии, с участием преподавателей университета, учителей математики, представителей Министерства образования и науки РС(Я). По его результатам были выработаны рекомендации, в том числе следующие, которые при их реализации могли бы, по нашему мнению, повлиять на повышение уровня математического образования:
- разъяснять ведущую роль математического образования в экономическом развитии страны, воспитывать позитивное отношение к математике, вести популяризацию историй успеха в математике в РС(Я);
- повышать долю учащихся, сдающих профильную математику;
- провести эксперимент по внедрению устных экзаменов по математике с 8 по 11 классы;
- создать базу данных учителей математики в РС(Я), проводить тесты среди учителей математики и по итогам тестов повышать квалификацию учителей по индивидуальным учебным планам;
- провести анализ потребности рынка труда в РС(Я) в аналитиках с математическим образованием, донести до абитуриентов информацию о том, что бакалавриат математики является первой ступенью магистратур «Наука о данных и машинное обучение», «Финансовая математика», «Математика».
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р "О Концепции развития математического образования в РФ". URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70452506/#ixzz5Gu7IWuPd (дата обращения: 28.05.2018).
2. Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. № 265 "Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р". URL: https://минобрнауки.рф/документы/4253 (дата обращения: 28.05.2018).
3. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2016 года№ 326-р "О комплексном плане мероприятий по развитию математического образования в Республике Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы". URL: http://yakutia-gov.ru/doc/34447 (дата обращения: 28.05.2018).
4. Жафяров А.Ж. Методология и технология внедрения компетентностного подхода в математическом образовании // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3(31). -С. 105-115.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Николаева Ольга Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Ильясова Асия Миргасимовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Козлова Юлия Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В УВЛЕКАТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО
УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ
Аннотация. Статья посвящена творческим подходам в увлекательном обучении английскому языку по учебному пособию. Рассматривается использование различных игровых заданий, способствующих более эффективному изучению английского языка. В работе актуализируется необходимость поддержания и формирования творческих способностей студентов в процессе обучения. В статье предложены основные подходы к изучению новой профессиональной лексики.
Ключевые слова: студент, творческие подходы, развитие, творческое мышление, идеи, презентации, учебный процесс, образование, ролевые игры, творчество.
Annotation. The article is devoted to creative approaches in enjoyable teaching of English using a textbook. The use of different game tasks which help to learn English more effectively is considered. The article actualizes the necessity of support and formation of creative thinking of students in learning process and examines the main creative approaches to study new vocabulary.
Keyword: student, creative approaches, development, creative thinking, ideas, presentations, education, learning process, role-play, creativity.