Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА В УЧЕБНИКЕ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ МГУ ПО СОВЕТСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ 1985 г.'

ВОПРОСЫ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА В УЧЕБНИКЕ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ МГУ ПО СОВЕТСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ 1985 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммунистическая партия / конституция / орган государства / парламент / развитой социализм / статус гражданина / федерация / communist party / constitution / state body / parliament / developed socialism / citizen status / federation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрий Леонидович Шульженко

Представленное издание — один из наиболее популярных классических учебников по советскому государственному праву. В нем всесторонне проанализирован конституционный строй развитого социализма в СССР. Показано прежде всего то новое, специфическое, характерное для него. Авторы связывают классификацию советских конституций с этапами развития СССР. На основании этого выделяются: 1) конституционные акты, конституции советского государства переходного периода от капитализм к социализму; 2) конституции, закрепившие победу социализма в нашей стране; 3) конституции, закрепившие создание развитого, зрелого социализма. Естественно, что центральное место в работе отведено анализу Конституции СССР 1977 г. Проблематика развитого социализма, его показателей наиболее полно, всесторонне представлена в разделах работы, посвященных общественному строю, основам политики Советского Союза. Таковыми определены перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное, руководящая роль КПСС, ее постоянное возрастание. В центре внимания проблематика статуса советского гражданина, и в первую очередь его прав, свобод. Отправным здесь стало положение о том, что построение развитого социализма в СССР позволило значительно усовершенствовать положения Основного закона о них. Выражением этого стало закрепление в Конституции СССР большего количества прав и свобод, обогащение содержания прежних. Дана развернутая характеристика всех видов органов государственной власти Союза ССР. Недостаток учебника — не нашли отражения различные точки зрения, споры, имевшие место в научной, учебной литературе того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DEVELOPED SOCIALISM IN THE TEXTBOOK OF LEGAL SCIENTISTS OF MSU ON SOVIET STATE LAW 1985

The presented edition is one of the most popular, classic textbooks on Soviet state law. It comprehensively analyzes the constitutional system of developed socialism in the USSR. First of all, what is new, specific, characteristic of it is demonstrated. The authors link the classification of Soviet constitutions with the stages of development of the USSR. Based on this, the following stand out: 1 Constitutional acts, constitutions of the Soviet state in transition from capitalism to socialism. 2. Constitutions that secured the victory of socialism in our country. 3. Constitutions that fixed the creation of a developed, mature socialism. Naturally, the central place in the work is given to the analysis of the Constitution of the USSR of 1977. The problems of developed socialism and its indicators are most fully and comprehensively presented in the sections of the work devoted to the social system, the fundamentals of the policy of the Soviet Union. These determined the development of the state of the dictatorship of the proletariat into the nationwide, leading role of the CPSU, its constant growth. The focus is on the issue of the status of a Soviet citizen, and first of all, his rights and freedoms. The starting point here was the provision that the building of developed socialism in the USSR made it possible to significantly improve the provisions of the Basic Law on them. An expression of this was the consolidation in the Constitution of the USSR of a greater number of rights and freedoms, the enrichment of the content of the former. A detailed description of all types of state authorities of the USSR is given. The disadvantage of the textbook is that the various points of view, the disputes that took place in the scientific, educational literature of that time were not reflected.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА В УЧЕБНИКЕ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ МГУ ПО СОВЕТСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ 1985 г.»

ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ИДЕЙ И ИНСТИТУТОВ

ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ШУЛЬЖЕНКО

Институт государства и права Российской академии наук

119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10

E-mail: [email protected]

DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-2-shulzhenko

ВОПРОСЫ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА В УЧЕБНИКЕ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ МГУ ПО СОВЕТСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ 1985 г.

Аннотация. Представленное издание — один из наиболее популярных классических учебников по советскому государственному праву. В нем всесторонне проанализирован конституционный строй развитого социализма в СССР. Показано прежде всего то новое, специфическое, характерное для него. Авторы связывают классификацию советских конституций с этапами развития СССР. На основании этого выделяются: 1) конституционные акты, конституции советского государства переходного периода от капитализм к социализму; 2) конституции, закрепившие победу социализма в нашей стране; 3) конституции, закрепившие создание развитого, зрелого социализма. Естественно, что центральное место в работе отведено анализу Конституции СССР 1977 г. Проблематика развитого социализма, его показателей наиболее полно, всесторонне представлена в разделах работы, посвященных общественному строю, основам политики Советского Союза. Таковыми определены перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное, руководящая роль КПСС, ее постоянное возрастание. В центре внимания проблематика статуса советского гражданина, и в первую очередь его прав, свобод. Отправным здесь стало положение о том, что построение развитого социализма в СССР позволило значительно усовершенствовать положения Основного закона о них. Выражением этого стало закрепление в Конституции СССР большего количества прав и свобод, обогащение содержания прежних. Дана развернутая характеристика всех видов органов государственной власти Союза ССР. Недостаток учебника — не нашли отражения различные точки зрения, споры, имевшие место в научной, учебной литературе того времени.

Ключевые слова: коммунистическая партия, конституция, орган государства, парламент, развитой социализм, статус гражданина, федерация

YURIY L. SHULZHENKO

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russian Federation

E-mail: [email protected]

ISSUES OF DEVELOPED SOCIALISM IN THE TEXTBOOK OF

LEGAL SCIENTISTS OF MSU ON SOVIET STATE LAW 1985

Abstract. The presented edition is one of the most popular, classic textbooks on Soviet state law. It comprehensively analyzes the constitutional system of developed socialism in the USSR. First of all, what is new, specific, characteristic of it is demonstrated. The authors link the classification of Soviet constitutions with the stages of development of the USSR. Based on this, the following stand out: 1 Constitutional acts, constitutions of the Soviet state in transition from capitalism to socialism. 2. Constitutions that secured the victory of socialism in our country. 3. Constitutions that fixed the creation of a developed, mature socialism. Naturally, the central place in the work is given to the analysis of the Constitution of the USSR of 1977. The problems of developed socialism and its indicators are most fully and comprehensively presented in the sections of the work devoted to the social system, the fundamentals of the policy of the Soviet Union. These determined the development of the state of the dictatorship of the proletariat into the nationwide, leading role of the CPSU, its constant growth. The focus is on the issue of the status of a Soviet citizen, and first of all, his rights and freedoms. The starting point here was the provision that the building of developed socialism in the USSR made it possible to significantly improve the provisions of the Basic Law on them. An expression of this was the consolidation in the Constitution of the USSR of a greater number of rights and freedoms, the enrichment of the content of the former. A detailed description of all types of state authorities of the USSR is given. The disadvantage of the textbook is that the various points of view, the disputes that took place in the scientific, educational literature of that time were not reflected.

Keywords: communist party, constitution, state body, parliament, developed socialism, citizen status, federation

Прежде всего немного о самом понятии «развитой социализм». На официальном партийном и государственном уровне его характеризовали как этап, высшую ступень развития социалистического общества, закономерный этап на пути к коммунизму. Отмечалось, что его теория — продукт коллективного творчества КПСС и братских зарубежных коммунистических и рабочих партий. Понятие «развитой социализм» впервые озвучил Л.И. Брежнев в 1967 г. в докладе на торжественном заседании, посвященном 50-летию Октябрьской револю-

ции. Употреблялся и термин «зрелый социализм», возникновение которого связывали с Венгерской социалистической рабочей партией. При этом особо подчеркивалось, что «...каковы бы ни были специфические условия стран, строящих социализм, этап его совершенствования на собственной основе, этап зрелого, развитого социализма является необходимым звеном социальных преобразований, относительно длительной полосой развития на пути от социализма к коммунизму»1. Каковы здесь временные рамки? В соответствии с принятыми в СССР классификациями в 1936 г. в нашей стране завершается создание основ социализма. Это время и начала строительство развитого, зрелого социализма. Середина 70-х гг. прошлого века — завершения его построения. Выделяются и годы его существования в Советском Союзе — 1967-1980-е гг.

Проблематика развитого социализма заняла центральное место в научных исследованиях советских ученых. Выходит огромное количество монографий, статей по различного рода актуальным вопросом в данной области. Здесь были представлены и новые учебники фактически по всем юридическим дисциплинам. Это в полной мере относится и к советскому государственному праву2. Но классическим, с нашей точки зрения, здесь следует считать учебник по советскому государственному праву, подготовленный кафедрой государственного права и советского строительства юридического факультета МГУ, увидевший свет в 1985 г.3 Его авторы — известнейшие ученые — го-сударствоведы, конституционалисты с мировым именем: профессора С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, Р.Ф. Васильев, Л.Д. Воеводин, Д.Л. Златопольский, С.С. Кравчук, О.Е. Кутафин, К.Ф. Шеремет.

В данном труде советское государственное право характеризуется прежде всего как юридическая наука, одна из важнейших отраслей советского правоведения. Особо отметим в связи с четкостью, лаконичностью представленное развернутое определение ее как науки — «.это юридическая наука, изучающая государственно-правовые нормы, закрепляющие устройство Союза ССР, т.е. основы общественного строя и политики СССР, основы правового положения личности в СССР, его национально-государственное устройство, систему

1 БрежневЛ.И. Ленинским курсом. Т. 6. М., 1978. С. 627.

2 См., например: Советское государственное право / Под ред. Е.И. Козловой и В.С. Шевцова. М., 1978; Советское государственное право / Под ред. И.Е. Фар-бера. Саратов, 1979; Советское государственное право / Под ред. М.Г. Киречен-ко. М., 1983.

3 Советское государственное право / Под ред. С.С. Кравчука. 2-е изд. М., 1985. Труды Института государства и права РАН. 2023. Том 18. № 2

государственных органов СССР и регулируемые этими нормами общественные отношения»4.

Значительное внимание уделяется вопросам теории конституции, которые стали в центре внимания в послевоенные годы в советской юридической науке, предметом всестороннего исследования, достаточно острых споров, полемики. Представленные здесь выводы носят в значительной мере характер обобщения того, что реально имело место в данной области, нахождения в определенной мере компромиссов. В связи с этим заслуживает внимания выделение таких функций советского Основного закона, как учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая; основных его черт — основополагающий, народный, реальный, стабильный характер; юридических свойств — представляет собой закон и обладает всеми его чертами, юридическое верховенство, база текущего законодательства, особый порядок принятия и изменения.

Использован подход, в соответствии с которым авторы учебника связывают классификацию советских конституций с этапами развития нашей страны. Исходя из этого они выделяют: 1) конституционные акты, конституции советского государства относящиеся к периоду перехода от капитализма к социализму. Это первые декреты советской власти конституционного значения; Конституция РСФСР 1918 г., первые конституции иных советских республик, которые начинают приниматься с 1919 г., Конституция Советского Союза 1924 г., принятые на ее основе конституции союзных, автономных республик; 2) конституции, которые закрепили победу социализма в нашей стране, — Конституция СССР 1936 г. В 1937 г. были приняты основные законы союзных, автономных республик. Конституции Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР, принятые в 1940 г., Молдавской ССР — в 1941 г.; 3) конституции, закрепившие построение развитого социализма в СССР. Конституция СССР 1977 г., принятые на ее основе конституции союзных и автономных республик.

Естественно, что центральное место в труде было отведено анализу, характеристике действовавшей в то время Конституции СССР 1977 г. В связи с этим в первую очередь выделяются причины, вызвавшие необходимость ее разработки, принятия. В обобщенном виде таковой называлось построение развитого, зрелого социалистического общества в Советском Союзе, которое выразилось, как отмечалось в партийных документах, общественно-политической, научной лите-

4 Советское государственное право / Под ред. С.С. Кравчука. 2-е изд. С. 5.

ратуре того времени, в огромных, принципиальных переменах, охвативших все стороны социально-экономической, политической жизни страны, которые реально и стали причинами принятия нового Основного закона. Вместе с тем заметим, что большинство формулировок, относящихся к данной проблематике, традиционно носили весьма и весьма общий, лозунговый характер. Говорилось о более высоком уровне экономики, развивающейся на собственной основе, создании могучих производительных сил, передовой науки, культуры; ином социальном облике общества, где ведущей силой является рабочий класс, который в 1977 г. составлял 2/3 населения, где упрочился его союз с колхозным крестьянством, интеллигенцией. Особо выделялись две основы нового этапа: во-первых, возникшее как государство диктатуры пролетариата советское государство переросло в общенародное; во-вторых, возросла руководящая роль Коммунистической партии. В решении задач создания коммунизма наряду с государством активно участвуют негосударственные организации, интегрирующиеся в рамках политической системы; в сфере национальных отношений достигнуто не только юридическое, но и фактическое равенство наций; непрерывно совершенствуется советская демократия; расширен масштаб реализации подавляющего числа прав и свобод граждан СССР; много нового в организации и деятельности органов советского государства; изменение международного положения Советского Союза.

Подробно рассмотрены в труде такие вопросы, как порядок подготовки, принятия Конституции СССР 1977 г., ее особенности, новизна, преемственность, характеристика конституций союзных, автономных республик. Обращаются авторы и к проблематике конституционного контроля, которая в середине 80-х гг. прошлого века становится одной из актуальных как в теоретическом, так практическом плане. Юридическое оформление системы конституционного контроля, которым называется контроль за соблюдением Конституции, определено в качестве важнейшей правовой гарантии строгого, неукоснительного соблюдения Основного закона в условиях социализма. Названы и конкретные формы выражения конституционного контроля. Это — возложение его на определенные органы; задача таких органов — постоянное наблюдение за применением Конституции, недопущение появления актов, которые бы противоречили ей; при появлении таких актов данные органы либо сами отменяют их, либо предлагают это осуществить иным органам государства; органы конституционного контроля наделяются правом постанов-

ки вопроса, связанного с ответственностью виновных в нарушении Основного закона, а в ряде случаев могут сами принимать соответствующие меры. Заметим, что много из высказанного здесь нашло свое воплощение в дальнейшем в реальной отечественной практике, связанной с реформой, созданием, совершенствованием эффективной правой охраны Конституции в нашей стране, и прежде всего таких ее основополагающих институтов, как конституционный контроль и надзор.

Проблематика развитого социализма наиболее полно, всесторонне представлена в разделе учебника, посвященного анализу общественного строя, основ политики СССР. Указывается на то, что главные основные устои общественного строя закрепляются именно в Основном законе страны, что представляет собой особенность, специфику советских конституций как конституций нового исторического типа. К таким основам советского общественного строя Конституция СССР 1977 г. относила политическую систему советского общества; экономическую систему; нерушимый союз рабочего класса, крестьянства, интеллигенции.

Особо подчеркнуто, что сущностью советского социалистического общенародного государства является полновластие народа СССР. Названы главные формы его проявления. Это, во-первых, представительная демократия, означающая осуществление народом государственной власти своими представительными органами, каковыми являлись Советы народных депутатов. Во-вторых, прямое волеизъявление народа — непосредственная демократия. К ним Конституция относила такие ее формы, как всенародное обсуждение, референдум, выборы в Советы, отзыв депутатов, собрания избирателей, народный контроль, избрание судей и др.

Высказана позиция по такому спорному в отечественной науке того времени вопросу, как понятие «политическая система». По мнению авторов учебника, «...советская политическая система на этапе развитого социализма представляет собой взаимосвязанную совокупность организационных форм руководимой КПСС политической деятельности всего советского народа, составляющих его классов и социальных слоев; наций и народностей, посредством которых советский народ осуществляет свое полновластие»5. Составными такой системы определены государство, Коммунистическая партия, общественные организации, трудовые коллективы.

5 Советское государственное право / Под ред. С.С. Кравчука. С. 81.

Центральное место в такой системе отведено советскому государству. Это, как отмечается в работе, обусловлено рядом его специфических черт. 1. Оно — самая массовая организация трудящихся. 2. Осуществляет политическую, государственную власть, которая носит классовый характер, важнейшее свойство ее — суверенитет, осуществляется особым аппаратом, обладает силой государственного принуждения. 3. Его исключительная прерогатива — издание законов, других нормативных актов. 4. Сосредоточивает в своих руках большую часть средств производства, разветвленную сеть социально-культурных учреждений. 5. Главное орудие строительства коммунистического общества в нашей стране. Постоянной, единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата являются Советы народных депутатов.

Одним из важнейших, основополагающих атрибутов развитого социализма в СССР провозглашалась руководящая роль КПСС в советском обществе, государстве, ее постоянное возрастание. В связи с этим в учебнике особо подчеркнуто, что впервые в Конституции СССР 1977 г. четко, напрямую закрепляется именно такая позиция Коммунистической партии. В прежнем Основном законе СССР 1936 г. эта роль фиксировалась косвенно, через право граждан объединяться в общественные организации. Теперь она определяется как ядро его политической системы всех государственных, общественных организаций. Акцентировано внимание на то, что в результате руководящее положение КПСС стало конституционным принципом советского общественного строя. В Основном законе СССР 1977 г. закреплена и развернутая характеристика направлений руководства КПСС государственной, общественной деятельностью. В учебнике, в иной научной литературе того времени особое внимание обращалось на то, что КПСС не могла бы осуществлять свою руководящую роль, если бы не опиралась на марк-систко-ленинскую теорию, не развивала бы ее творчески, на закреплении данного положения в Конституции СССР6. Заметим, что данные конституционные позиции подверглись наибольшей критике, нападкам на Западе. В частности, утверждалось, что в Конституции СССР 1977 г. по сравнению с прежней господство одной партии еще более усилилось, что власть теперь принадлежит не народу, а партии7.

6 Конституция СССР. Политико-правовой комментарий / Под ред. Б.Н. Пономарева. М., 1982, С. 37.

7 См.: MeissnerB. Die Vorgeschichte und die besonderen Wesenzuge der neuen Bundesverfassung der UdSSR // Osteuroparecht. 1978. № 12. Р. 4.

Значительное внимание уделено анализу такого нового тогда государственно-правового института, как трудовой коллектив, состоящего из работников предприятия, учреждения, организации, включая администрацию, которые были объединены совместным трудом, общностью интересов, общим участием в управлении делами общества и государства. В результате трудовой коллектив сочетал в себе непосредственную хозяйственную деятельность, для которой он и существовал, с участием в общественно-политической жизни страны. И вполне закономерно, что основы его статуса были закреплены в Конституции СССР 1977 г. Авторы учебника подчеркивают, что именно трудовой коллектив — отражение всего многообразия социально-экономической, политической жизни общества. Он — основная его ячейка. Указывается на то, что Конституция трактует трудовой коллектив в качестве элемента политической системы. Это в принципе ее первооснова, низовое звено, где представлены все ее важнейшие составные — государство, КПСС, массовые общественные организации, и в первую очередь профсоюзы, комсомол, органы общественной самодеятельности.

Реальная практика деятельности трудовых коллективов, их органов была весьма эффективной. В 1983 г. был принят специальный Закон о них и повышении их роли в деле управления предприятиями, учреждениями, организациями8. Этот правовой акт прежде всего конкретизировал положения Конституции СССР о трудовых коллективах, боле четко и всесторонне определил их полномочия. Представляется, что сегодня на фоне вполне объективного, закономерного усиления государственных начал целесообразно вновь обратиться к этому институту, вдохнув в него новые силы. Наиболее удачно, с нашей точки зрения, связать его как в теоретическом, так и практическом плане с самоуправлением и трактовать в качестве одной из важнейших его составных.

Центральное место в конституционном регулировании проблематики экономической системы отведено вопросам собственности в СССР. Обращается внимание на определенную специфику, выраженную главным образом в закреплении формы собственности, которая имеет главенствующее значение в советском обществе. В связи с этим Конституция СССР исходит из того, что экономическая система развитого социализма напрямую связана с единым типом собственности, а именно социалистической, и закрепляет положение о том, что именно она — основа экономической системы СССР. Ведущая роль здесь ее, основная форма — государственная собственность.

8 Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 25. Ст. 382.

Однотипна с ней еще одна форма социалистической собственности — колхозно-кооперативная. К формам социалистической собственности отнесено и имущество профсоюзных и иных общественных организаций. Обращается внимание на то, что неотъемлемой чертой экономической системы развитого социализма является плановое развитие производительных сил. Отсюда особо важное значение приобретает конституционное положение о том, что руководство экономикой в нашей стране проводится на основе государственных планов экономического, социального развития.

Вполне логичным было бы внесение в Конституцию раздела под названием «Социальная система СССР». Но этого не было сделано. Вместо этого гл. 3 ее была названа «Социальное развитие и культура». Центральное место здесь, по мнению авторов учебника, отведено конституционному положению о социальной основе советского государства в условиях развитого социализма — это нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции. Обращается внимание и на такую особенность Конституции СССР 1977 г., как закрепление в ней внешнеполитической проблематики. Она содержит положения об основах внешнеполитической деятельности советского государства и касается главных задач, основных целей, принципов в данной области.

В центре внимания конституционное регулирование правового положения личности в Советском Союзе. Исходным здесь являются проведенный анализ взаимоотношения государства и личности в условиях развитого социализма в нашей стране. Прежде всего определены элементы такой государственно-правовой категории, как основы правового положения личности. Это советское гражданство, общая правоспособность, права и обязанности советских граждан, принципы правового статуса советского гражданина, его гарантии. Важнейшее значение здесь имеют принципы правового положения советского гражданина. Таковыми названы сочетание общественных и личных интересов, основанное на этом единство прав, обязанностей; всеобщность прав, свобод, обязанностей граждан; равенство граждан в правах, обязанностях. Обратим внимание на важный вывод, содержащийся в работе. Суть его сводится к тому, что сложившиеся взаимоотношения государства и личности в условиях развитого социализма в СССР предоставили возможность закрепить в его Основном законе позицию о том, что в нашей стране реально обеспечивается сочетание прав, свобод, обязанностей граждан и ответственности перед обществом, государством.

В центре внимания права и свободы, обязанности советских граждан. Исходной здесь стала позиция о том, что построение раз-

витого социализма в Советском Союзе стало новым этапом их развития, позволило существенно усовершенствовать положения Основного закона страны о них. Конституция СССР 1977 г. закрепила большое количество новых социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, обогатило содержание прежних. Она установила уже не права одиночки, а целый комплекс прав, свобод, обязанностей по всем основным сферам жизни, деятельности человека. Вместе с тем в структурном плане на первое место были поставлены экономические права граждан. По нашему мнению, это яркий показатель того, что государство сохранило подход к человеку исключительно как к труженику, «а точнее — "работяге", с утра до вечера работающего на государство, забывая обо всех иных своих интересах»9.

Весьма спорным в правовой литературе был вопрос о классификации основных прав, свобод, обязанностей граждан. Высказывались различные точки зрения10. В рассматриваемом нами учебнике предложена своя классификация, стержнем которой являются основные области жизни, деятельности граждан СССР, в которых наиболее всесторонне, полно выражаются их социальные качества. Выделены: «1) основные права, свободы и обязанности граждан в области социальной и экономической жизни; 2) основные права, свободы и обязанности граждан в области культурной жизни; 3) основные права, свободы и обязанности граждан в области государственной и общественно-политической жизни; 4) основные права, свободы и обязанности граждан в области индивидуальной свободы и личной безопас-ности»11. Названа и еще одна группа прав. Это полномочия граждан, включающих защиту всех иных их прав, свобод, находящихся под охраной закона интересов от возможных нарушений. Обратим внимание на то, что в зарубежной научной литературе отмечалось заимствование здесь советского опыта, выраженного в том, что провозглашенные в советских конституциях права и свободы в определенной степени нашли свое отражение в западных основных законах12.

9 Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры. (1945— 1985 гг.) / Под ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2012. С. 64.

10 См., например: Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1974. С. 212 и сл.; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 178 и сл.

11 Советское государственное право / Под ред. С.С. Кравчука. С. 175.

12 См.: Haurion H. Droit constitutionael et institutions politiques. Paris, 1972. P. 556-557.

Изложение проблематики национально государственного устройства основывается на том, что с построением в СССР развитого социалистического общества наступил и новый этап в развитии национальных отношений, советской федерации. Показателями этого являются всестороннее развитие всех без исключения советских республик, процесс постепенного сближения наций, народностей Советского Союза. С одной стороны, укрепляется само советское федеративное государство в целом, а с другой — укрепляются и его субъекты — союзные республики. Четко звучит провозглашенный КПСС тезис о том, что историческая перспектива развития советской федерации будет весьма длительной и она будет существовать в нашей стране вплоть до построения коммунизма. Констатировалось, что с принятием в 1977 г Конституции СССР основополагающие черты федеративного устройства нашей страны полностью себя оправдали и не были нужны какие-либо принципиальные изменения советской федерации.

Хорошо изложен вопрос о учении о советской федерации, обосновании В.И. Лениным, Коммунистической партией необходимости создания федерации, использовании автономии в советской России. При этом особо подчеркнуто, что принципы советской федерации были сформулированы и обоснованы В.И Лениным. Важнейшие из них состоят в следующем: основой советской федерации являются Советы, советский строй, руководящая роль Коммунистической партии; основа построения советской федерации — национальный принцип; добровольность объединения субъектов советской федерации; равноправие субъектов советской федерации; демократический централизм. При этом, признавая государственную федерацию, отвергалась партийная федерация.

Выделены формы советской федерации, показаны их различия. Во-первых, это Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, образование которой закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Ее важнейшая особенность — основана на автономии. Во-вторых, Закавказская Федерация. Она основывалась на договоре. В-третьих, Союз ССР. Специфика как федерации заключается в том, что он зиждился на суверенитете своих субъектов. В основе объединения в нем республик заложен ряд принципов, два важнейших из которых законодательно закреплены в Конституции СССР 1977 г. — добровольность объединения республик, их равноправие. Обратим внимание на двуединую тенденцию пути развития советской федерации, которая выделена в работе. Это сочетание укрепления общесоюзных начал такой федерации с одновременным развитием государственности ее субъектов.

Анализ системы органов советского государства начинается с определения их основных черт — образование их в установленном государством порядке; органы уполномочены государством осуществлять его задачи, функции; они наделены государственно-властными полномочиями; действуют в установленном государством порядке. Обращает на себя внимание и предложенное авторами определение органа советского государства, в основу которого как раз и заложены данные черты — «это коллектив советских граждан, образуемый в установленном государством порядке, уполномоченный государством на осуществление его задач и функций, наделенный государственно-властными полномочиями, действующий в установленном государством порядке и являющийся частью единого государственного аппарата, единой системы органов Советского государства»13.

Основу системы органов СССР составляют представительные органы государственной власти — Советы. Последние также представляют единую систему, в которую входят Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных, автономных республик, местные Советы народных депутатов. Четко определены принципы деятельности Советов. Это демократический централизм; социалистическая законность; сочетание в деятельности Советов принятия решений с их исполнением, контролем за проведением в жизнь; коллективное, свободное, деловое обсуждение, решение вопросов; публичность, открытость заседаний; отчет перед Советами, населением, органами, создаваемыми ими.

Главной фигурой в Советах назван депутат. Он характеризуется как представитель государственной власти. Для осуществления своей ответственной деятельности депутат наделен соответствующими, необходимыми правами. Особо выделено его право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Совета, право законодательной инициативы, право депутатского запроса. Что касается последнего, то он характеризуется как наиболее действенное средство контроля за различного рода органами, организациями, выявления, устранения в их деятельности недостатков. Особо выделяется такая черта статуса советского депутата, как его ответственность перед избирателями. Прежде всего это обязанность депутата отчитываться о своей работе и работе соответствующего Совета перед избирателями. Но особо важное значение здесь имело право отзыва депутата избирателями, если он не оправдал их доверия. Данное право характеризуется в учебнике как одно из основополагающих положе-

13 Советское государственное право / Под ред. С.С. Кравчука. С. 286.

ний социалистического демократизма, свидетельство истинно подлинного народовластия, реальная гарантия ответственности депутата перед народом. В качестве обоснования такого подхода использовалась фактически во всей советской научной литературе ленинская позиция по данному вопросу: «Какое бы то ни было выборное учреждение или собрание представителей может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных»14. Особо обращается внимание на то, что вопросы осуществления избирателями права отзыва депутатов Советов были детально урегулированы специальными законами. Например, Законом о порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР 1979 г.15

Дана развернутая характеристика Верховного Совета СССР в качестве единственного высшего органа государственной власти Союза ССР, занимающего верховное положение во всей системе Советов народных депутатов, а также по отношению к другим органам нашей страны. Важнейшей гарантией полновластия парламента СССР является закрепление в Конституции СССР его исключительных полномочий: принимать Основной закон СССР, вносить в него изменения, дополнения; принимать в состав Советского Союза новые республики, а также утверждать создание новых автономных республик, автономных областей; утверждать государственные планы социально-экономического развития, государственные бюджеты СССР, а также отчеты об их выполнении; образовывать подотчетные парламенту СССР органы. Правовая форма осуществления компетенции Верховного Совета СССР — принимаемые им акты, и прежде всего важнейшие из них — законы СССР. Выделены четыре стадии законодательного процесса. Это законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие самого закона; его опубликование.

Раскрыт статус Президиума Верховного Совета СССР как органической составной парламента СССР, его постоянно действующего органа, наделенного правом осуществления ряда отдельных полномочий Верховного Совета СССР в период между его сессиями. Конституция СССР наделяет данный орган широкой компетенцией. Особое внимание обращено на то, что Президиум Верховного Совета СССР выступает как орган конституционного контроля. Так, выявив несо-

14 Ленин В.И. Проект декрета о праве отзыва // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 35. М., 1974. С. 106.

15 Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 17. Ст. 278.

ответствие конституций, законов союзных республик Конституции, законам СССР, Президиум наделялся правом заявить о таком несоответствии. В результате вступала в действие ст. 74 Конституции СССР, на основании которой должны действовать Конституция и законы СССР. Но главным образом конституционный контроль Президиума Верховного Совета СССР носил предварительный характер и имел достаточно положительные результаты. Заметим, что практику его деятельности в данной сфере целесообразно учитывать и сегодня в связи с предпринимаемыми мерами по совершенствованию организации и деятельности органов правовой охраны Конституции в целом, конституционного контроля в частности в нашей стране. В учебнике обращается также внимание на то, что в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР входило толкование законов СССР. Оно было официальным, общеобязательным. Данный орган осуществлял такую деятельность самостоятельно на основании имеющих место на практике вопросов о точном смысле правовых предписаний, порядке их применения, а также по запросам со стороны органов государства, общественных организаций, граждан.

В труде отмечается, что конституционные положения, касающиеся статуса Совета Министров СССР, построены на наделении его широкими полномочиями так, чтобы подчеркнуть, что министерства, государственные комитеты, ведомства СССР представляют составную правительственного механизма. Они центральные органы государственного управления Советского Союза и функционируют под непосредственным руководством Совета Министров СССР. Обращается внимание на то, что Совет Министров СССР в Основном законе СССР характеризуется как Правительство СССР — высший исполнительный, распорядительный государственный орган нашей страны. Такой подход является отражением специфики его правового статуса. Совет Министров СССР наделялся очень широкими полномочиями. Обращается особое внимание на конституционную формулу по данному вопросу, которая ввела общий принцип, отсутствовавший ранее в Основном законе СССР 1936 г. Суть его сводится к следующему: в том случае, когда Конституцией вопрос государственного управления отнесен к компетенции СССР и не является исключительно компетенцией Верховного Совета СССР, его Президиума, то Совет Министров СССР имеет право принимать по нему решение. В Основном законе СССР 1936 г. министерства определялись в качестве органов отраслевого управления. В учебнике подчеркнуто, что Конституция СССР 1977 г. идет по другому пути, суммарно определяя суть дея-

тельности министерств и государственных комитетов. А именно они осуществляют руководство порученными им отраслями управления или же наделены полномочиями межотраслевого управления. Обращено также внимание и на отличия двух этих видов органов — министерства, как правило, осуществляют руководство отдельными отраслями управления, а большинство госкомитетов — межотраслевое.

В центре внимания конституционный статус местных органов государственной власти и управления. В первую очередь подчеркнуто, что Основной закон СССР 1977 г. говорит от трех основах правового положения местных Советов народных депутатов. Во-первых, они часть единой системы всех Советов народных депутатов и создаются в соответствии с общими для всех Советов принципами. Во-вторых, в основе системы местных Советов заложено административно-территориальное деление нашей страны. В-третьих, местные Советы имеют единые для всей системы Советов важнейшие функции руководства государством. Сделан упор на то, что в условиях общенародного государства постоянно идет процесс развития социалистической демократии, повышения активности масс, их общественных организаций. Именно здесь особая роль принадлежит местным Советам, которые наиболее близки к населению. Указаны и конкретные, наиболее эффективные формы взаимодействия гражданина и местного Совета. Это общественные организации, трудовые коллективы, местные добровольные общества, органы общественной самодеятельности, вынесение на обсуждение граждан наиболее важных социально-экономических вопросов, привлечение населения к работе постоянных комиссий, исполнительных комитетов других органов местных Советов.

В труде дана подробная характеристика конституционного статуса высших органов государственной власти и управления союзных и автономных республик, народного контроля в СССР, правосудия и арбитража, организации и деятельности Прокуратуры СССР.

В целом представленный учебник можно характеризовать как фундаментальный труд, подготовленный в соответствии со всеми канонами советской, партийной науки того времени. Он написан на высоком теоретическом уровне, оценивался весьма положительно как в научной, педагогический среде, так и студентами. В месте с тем следует отметить, что если в отечественных учебниках по советскому государственному праву СССР 50-х — первой половины 70-х гг. прошлого века представлялись различные спорные точки зрения по тем или иным вопросам, то в учебниках, вышедших после 1977 г., этого

уже не было. Не исключение здесь и представленный учебник. Его авторы четко придерживаются, излагают лишь свой подход. Это недостаток, обеднение данного труда. В работе отсутствует критика различного рода государственно-правовых институтов капиталистических стран, что было характерно фактически для всех аналогичных советских отечественных учебников прошлого.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

БрежневЛ.И. Ленинским курсом. Т. 6. М.: Политиздат, 1978.

Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979.

Конституция СССР. Политико-правовой комментарий I Под ред. Б.Н. Пономарева. М.: Политическая литература, 1982.

Ленин В.И. Проект декрета о праве отзыва II Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 35. М.: Политиздат, 1974.

Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры. (1945— 1985 гг.) I Под ред. Ю.Л. Шульженко. М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2012.

Советское государственное право I Под ред. Е.И. Козловой и В.С. Шевцова. М.: Высшая школа, 1978.

Советское государственное право I Под ред. И.Е. Фарбера. Саратов: Саратовский университет, 1979.

Советское государственное право I Под ред. М.Г. Кириченко. М.: Высшая школа, 1983.

Советское государственное право I Под ред. С.С. Кравчука. 2-е изд. М.: Юридическая литература, 1985.

Щетинин Н.В. Проблемы теории советского государственного права. Юридическая литература. М., 1974.

Haurion H. Droit constitutional et institutions politiques. Paris: Editions Montchres-tien, 1972.

Meissner B. Die Vorgeschichte und die besonpderen Wesenzuge der neuen Bundesverfassung der UdSSR II Osteuroparecht. 1978. № 12. P. 2-15.

REFERENCES

(2012). Sovetskiigosudarstvennyi stroi: realii, proekty, idei, spory (1945—1985gg.). [The Soviet State System: Realities, Projects, Ideas, Disputes. (1945-1985)]. Moscow: Institut gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk. (in Russ.).

Brezhnev, L.I. (1978). Leninskim kursom [Lenin's Course]. Vol. 6. Moscow: Politizdat. (in Russ.).

Farber, P. Ye. ed. (1979). Sovetskoegosudarstvennoepravo [Soviet State Law]. Saratov: Saratovskii universitet. (in Russ.).

Haurion, H. (1972). Droit constitutional et institutionspolitiques. Paris: Editions Mon-tchrestien. (in French).

Kirichenko, M.G. ed. (1983). Sovetskoe gosudarstvennoepravo [Soviet State Law]. Moscow: Vysshaya shkola. (in Russ.).

Kozlov, E.I. and Shevtsov, V.S. ed. (1978). Sovetskoe gosudarstvennoe pravo. [Soviet State Law]. Moscow: Vysshaya shkola. (in Russ.).

Kravchuk, S.S. ed. (1985). Sovetskoe gosudarstvennoe pravo [Soviet State Law]. 2nd ed. Moscow: Yuridicheskaya literature. (in Russ.).

Lenin, V.I. (1974). Proekt dekreta o prave otzyva[Draft Decree on the Right of Recall]. In: Polnoe sobranie sochinenii [Complete works]. 5th edition. Vol. 35. Moscow: Politizdat. (in Russ.).

Meissner, B. (1978). Die Vorgeschichte und die besonpderen Wesenzuge der neuen Bundesverfassung der UdSSR. Osteuroparecht, (12), pp. 2-15. (in Germ.).

Ponomarev, B.N. ed. (1982). Konstitutsiya SSSR. Politiko-pravovoi kommentarii [The Constitution of the USSR. Political Legal Commentary]. Moscow: Politicheskaja literatura. (in Russ.).

Shhetinin, N.V. (1974). Problemy teorii sovetskogo gosudarstvennogoprava [Problems of the Theory of Soviet State Law]. Moscow: Yuridicheskaya literature. (in Russ.).

Vitruk, N.V. (1979). Osnovy teoriipravovogopolozheniya lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve [Fundamentals of the Theory of the Legal Status of the Individual in the Socialist Society]. Moscow: Nauka. (in Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шульженко Юрий Леонидович — главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AUTHOR'S INFO

Yuriy L. Shulzhenko — Chief Researcher, Department of Constitutional Law and Constitutional Justice, Institute of the State and Law, Russian Academy of Sciences, Honored lawyer of Russian Federation.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шульженко ЮЛ. Вопросы развитого социализма в учебнике ученых-юристов МГУ по советскому государственному праву 1985 г. // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2023. Т. 18. № 2. С. 32-48. DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-2-shulzhenko

FOR CITATION:

Shulzhenko, Yu.L. (2023). Issues of Developed Socialism in the Nextbook of Legal Scientists of MSU on Soviet State Law 1985. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17(6), pp. 32-48. DOI: 10.35427/ 2073-4522-2023-18-2-shulzhenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.