ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ШУЛЬЖЕНКО
Институт государства и права Российской академии наук
119019 Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10
E-mail: [email protected]
DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-shulzhenko
УЧЕБНИК СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Я. ВЫШИНСКОГО 1938 г.
Аннотация. Статья посвящена анализу первого учебника по советскому государственному праву, увидевшего свет в 1938 г., подготовленного коллективом авторов Института права Академии наук СССР под редакцией А.Я. Вышинского. Его появление напрямую связано с репрессиями, имевшими место в различные годы советской власти по отношению к ученым.
Учебник — фундаментальный труд, достаточно высокого теоретического уровня. Он имеет ярко выраженный классовый характер периода государства диктатуры пролетариата в нашей стране. В основе учебника провозглашенный Сталиным тезис об усилении классовой борьбы в условиях социализма и исходя из этого усиления карательной деятельности государства. К положительным качествам труда следует отнести обращение, исследование буржуазного государственного права, работ известных ученых-государствоведов Запада, обращение к работам известных отечественных дореволюционных ученых-юристов. Впервые в советский период в правовой науке были активно использованы сравнительный, исторический методы. В учебнике выделена специальная глава первая под названием «Введение». В ней представлен углубленный анализ вопросов, связанных главным образом с теорией государства, т.е. как это было в дореволюционных, отечественных учебниках по государственному (конституционному) праву. Естественно, акцент на социалистическое государство, что отражено в самой избранной тематике — роль Октябрьской революции 1917 г. в деле создания государства диктатуры пролетариата; слом буржуазной государственной машины и др. В Введении анализируется также проблематика предмета, методики советского государственного права. Основная часть учебника (9 из 10 глав) посвящена непосредственно советскому государственному праву, его конкретным институтам.
Центральное место занимает Конституция СССР 1936 г., тому новому, что она внесла по сравнению с прежними советскими основными законами. В частности, укажем на то, что она впервые в мире достаточно широко закрепила положения, касающиеся экономики, и первую очередь экономической системы. Это, с нашей точки зрения, стало спецификой всех последующих советских основных законов, советского конституционализма, и нашло так же свое выражение в дальнейшем в Конституции Российской Федерации 1993 г. В учебнике акцентируется внимание на то, что Основной закон СССР 1936 г. закрепил место и роль коммунистической партии в советском государстве, обществе. При этом подчеркнуто,
что ни одна буржуазная конституция не говорит о партиях, стараясь тем самым затушевать классовую сущность буржуазного государства.
Заметим, что ряд теоретических подходов, позиций, содержащихся в учебнике, остаются актуальными и в наше время для государственно-правовой теории, практики, преподавания государственной права. Это, например, парламентская демократия, толкование законов, отзыв депутата. Данный труд объективно оценен в современной отечественной научной юридической литературе. Он получил известность за рубежом уже в 40-е гг. прошлого века.
Ключевые слова: выборы, государство, государственное право, депутат, диктатура пролетариата, конституция, парламент, партия, правительство, Советы
YURIY L. SHULZHENKO
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russian Federation
E-mail: [email protected]
TEXTBOOK OF SOVIET STATE LAW UNDER EDITORSHIP OF A.YA. VYSHINSKY 1938
Abstract. The article is devoted to the analysis of the first textbook on Soviet state law, published in 1938, prepared by a team of authors from the Institute of Law of the USSR Academy of Sciences, edited by A. Ya. Vyshinsky. Its appearance is directly related to repression of Soviet authorities towards scholars that took place over different years.
The textbook is a fundamental work, of a sufficiently high theoretical level. It has a pronounced class character of the period of the state of the dictatorship of the proletariat in our country. It is based on the thesis proclaimed by Stalin about the intensification of the class struggle in the conditions of socialism and, proceeding from this, the strengthening of the punitive activity of the state. The positive qualities of work include appeal, the study of bourgeois state law, the works of well-known state scholars of the West, an appeal to the works of well-known domestic pre-revolutionary legal scholars. For the first time in the Soviet period, comparative, historical methods were actively used in legal science.
In the textbook, a special chapter one is highlighted under the title "Introduction". It presents an in-depth analysis of issues related mainly to the theory of the state, i.e. as it was in the pre-revolutionary, domestic textbook on state (constitutional) law. Naturally, the emphasis is on the socialist state, which is reflected in the most chosen theme — the role of the October Revolution of 1917 in the creation of the state of the dictatorship of the proletariat; the demolition of the bourgeois state machine, etc. The introduction also analyzes the problematics of the subject, the metho-
dology of Soviet state law. The main part of the textbook (9 out of 10 chapters) is directly devoted to Soviet state law and its specific institutions.
The central place is occupied by the Constitution of the USSR of 1936, to the new that it introduced in comparison with the previous Soviet fundamental laws. In particular, we will point out that for the first time in the world it has sufficiently widely consolidated the provisions concerning the economy, and, first of all, the economic system. This, from our point of view, became the specificity of all subsequent Soviet fundamental laws, Soviet constitutionalism, and found its expression in the future in the Constitution of the Russian Federation in 1993. The textbook focuses on the fact that the Basic Law of the USSR in 1936 consolidated the place and role of the Communist Party in the Soviet state and society. At the same time, it was emphasized that not a single bourgeois constitution speaks of parties, thus trying to obscure the class essence of the bourgeois state.
It shall be noted that a number of theoretical approaches, positions contained in the textbook remain relevant in our time for state legal theory, practice and teaching state law. These are, for example, parliamentary democracy, interpretation of laws and recall of a deputy. This work is objectively assessed in the modern domestic scientific legal literature. He gained fame abroad already in the 40s of the last centuries.
Keywords: elections, state, state law, deputy, dictatorship of the proletariat, constitution, parliament, party, government, Soviets
В РСФСР, СССР долгие годы, более 20 лет не было учебника по советскому государственному праву. Каких-либо официальных, научных объяснений по такой ситуации мы не встречали. Можно лишь предположить, с нашей точки зрения, что это было связано со сложностью, неясностью, подвижностью здесь таких узловых, отправных понятий, как предмет, метод советского государственного права. Значительный промежуток времени фактически основной базой изучения данной дисциплины в юридических учебных заведениях страны были главным образом труды основоположников марксизма-ленинизма, и в особенности выступления, доклады советских партийных и государственных деятелей. Авторами немногочисленной учебной юридической литературы — очерков, лекций, пособий — были, как правило, ученые дореволюционного поколения. Это, например, А.В. Малиц-кий, М.А. Рейснер, Е.А. Энгель1. Были представлены и исследования монографического плана, статьи по вопросам государственного
1 См.: Малицкий А.В. Советское государственное право (Очерки). Харьков, 1926; Основы Советской Конституции. Лекции, читанные М.А. Рейснером на ускоренном курсе Академии Генерального штаба. Р.-Кр. Армии в 1918/19 учебном году М., 1920; Энгель Е.А. Основы Советской Конституции. Конспект лекций. М., 1923.
права. Но их количество было незначительно. Например, Г.С. Гурвич, В.К. Дябло, М.С. Строгович, С. Ровин2. Укажем и на достаточно сложную ситуацию с преподавательскими кадрами. Старые были вытеснены или «перевоспитаны» на новый лад (Плетнев, Котляревский). Реально место преподавателей государственного права заняли малообразованные функционеры партии, например Каганович.
Представляемый труд — Советское государственное право под редакцией А.Я. Вышинского, увидевший свет в 1938 г., — первый советский учебник по данной дисциплине3. Он был подготовлен коллективом научных работников Института права Академии наук СССР. Его редактор А.Я. Вышинский фактически возглавил с 30-х гг. прошлого века советскую юридическую науку. Это была зловещая фигура, непосредственно виновная во многих жертвах сталинского режима.
Предыстория учебника напрямую связана с различного рода репрессиями по отношению к ученым, «чистками», «промываниями мозгов», имевших место в различные годы советской власти. Первоначально острие здесь было направлено прежде всего против М.А. Рей-снера, П.И. Стучки. Их позиция была определена как грубое извращение марксизма-ленинизма. Далее, особую роль здесь сыграло Первое Всесоюзное совещание по вопросам науки советского государства и права, состоявшееся в июле 1938 г. Именно на нем прозвучала острейшая критика в адрес ряда ученых, и именно в соответствии с этим в дальнейшем в рассматриваемом нами учебнике акцент был сделан на «разоблачении их происков», «заклеймении позором». В наибольшей степени, в наиболее жесткой форме это относилось главным образом к Е.Б. Пашуканису. Он был с 1931 г. директором Института советского строительства и права Коммунистической академии. С 1936 г. заместитель наркома юстиции СССР. Его позиция в целом была охарактеризована как антимарксистская, лженаучная. А сам он назван вредителем, врагом народа, шпионом и в 1937 г. расстрелян.
С основным докладом на совещании выступил. А.Я. Вышинский. Именно в нем, в частности, были определены и задачи, которые стоят перед советским государственным правом. Это прежде всего уста-
2 См.: Гурвич Г.С. Основы Советской Конституции. 3-е изд. М., 1923; Дябло В.К. Судебная охрана конституции в буржуазных государствах и Союзе ССР. М., 1928; Строгович М.С. К вопросу о Верхсуде Союза ССР // Вестник Верховного Суда СССР и прокуратуры Верховного Суда СССР. 1928. № 4; Ровин С. Три конституции советского государства (1918-1924-1936 гг.). Л., 1937.
3 Советское государственное право: Учебник для юридических институтов / Под общ. ред. А.Я. Вышинского. М., 1938.
новление предмета, содержания, объема советского государственного права. Особо подчеркивалось, что данная задача частично решена Институтом права Академии наук СССР и состоит в том, что он «подготовил к печати и ближайшие несколько дней, после окончания считки, сверки и согласования отдельных глав, сдает в издательство "Курс советского социалистического государственного права"»4.
Учебник представляет собой фундаментальный труд. Он носит ярко выраженный классовый характер и в наибольшей степени связан, отражает период государства диктатуры пролетариата в нашей стране. Все рассматривается, анализируется исключительно, строго с точки зрения и на основе марксизма-ленинизма. В основу заложен провозглашенный Сталиным тезис об усилении классовой борьбы в социалистическом обществе. Отсюда настоятельная необходимость усиления карательной деятельности государства.
Особо отметим обращение, исследование буржуазного государственного права. На фоне с акцентом в работе на жесткую критику буржуазно-правовой науки представлены, глубоко и всесторонне изучены труды известных западных ученых-государствоведов — Г. Елли-нека, М. Ориу, Л. Дюга, М. Гумпловича, А. Эсмена. Укажем и на то, что такого ранее в советской юридической науке не было.
Учебник отличает также широкое использование сравнительного метода, сопоставление советского и зарубежного права. Заметим, что сторонником такого подхода выступал прежде всего сам А.Я. Вышинский. Он отмечал, что усвоить, создать, переработать свое право можно лишь при условии уяснения иностранного права, созданного в течение веков5. Однако при всем этом в те годы обращение к сравнительному методу было большой смелостью и не всем разрешалось, допускалось, прощалось. Но А.Я Вышинскому, как отмечается в современной научной литературе, такое было разрешено исходя главным образом из его авторитета6.
Это, с нашей точки зрения, следует отнести и к историческому методу. Он также фактически впервые был использован весьма широко
4 Вышинский А.Я. Основные задачи науки советского социалистического права // Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. 2 -е изд. М., 1949. С. 88.
5 См.: Вышинский А.Я. Совещание в Прокуратуре Союза ССР с районными следователями // Социалистическая законность 1936. № 7. С. 83.
6 См.: Иванов И.В. Первый советский учебник по государственному праву 1938 г. под редакцией А.Я. Вышинского // История государства и права. 2018. № 11. С. 57.
и плодотворно в данном учебнике в советский период. Положительным фактором следует считать и весьма значительное по сравнению с прошлым советским периодом обращение к известным дореволюционным русским ученым-юристам (Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, А.С. Алексеев, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий и др.). Но при всем этом делается весьма своеобразный, ничем и никем не обоснованный вывод, не отвечающий реальности, объективности о том, что якобы в русской дореволюционной правовой литературе присутствовали такие же ненаучные позиции, взгляды, что и в западной.
В структурном плане учебник включает в себя 10 глав. При этом сразу же обратим внимание на следующую особенность — характер, порядок изложения вопросов в нем, с нашей точки зрения, во многом заимствован, соответствует дореволюционным отечественным учебникам по государственному (конституционному) праву. Показателем является в первую очередь выделение специальной главы первой в качестве и под общим наименованием «Введение» ко всему труду в целом. В ней представлен достаточно всесторонний, углубленный анализ проблематики, связанной главным образом с теорией государства. Еще раз подчеркнем, что именно так делалось в дореволюционных учебниках. Последующие девять глав — это тематика исключительно государственного права. При этом глава вторая посвящена характеристике основных этапов развития советской конституции. Остальные восемь глав касаются конкретных институтов государственного права. Значительная часть их названий фактически полностью дублируют названия соответствующих глав, закрепленных в тексте Конституции СССР 1936 г.
Вполне естественно, что в Введении сделан акцент на социалистическое государство. Отсюда и подбор конкретной тематики — роль Октябрьской революции 1917 г. в деле создания нового государства диктатуры пролетариата; марксизм-ленинизм о государстве и праве; государство и право в условиях перехода от капитализма к коммунизму; слом буржуазной государственной машины; отказ от буржуазно-парламентской республики, и на ее месте республика Советов.
В центре внимание обоснование наличия, использования подавления, государственного насилия при переходе от капитализма к социализму. Позиция здесь определена однозначно. Такие подавление, насилие необходимы. Это оправдывается весьма сомнительным, па-фосным тезисом о том, что такое насилие представляет собой насилие большинства эксплуатируемых незначительного меньшинства эксплуататоров. Указывается на то, что данное насилие требует и наличия
специального аппарата, каковым и является, выступает советское государство. Четко сформулирована и его наиглавнейшая цель. Это — машина для подавления сопротивления эксплуататоров, уничтожения эксплуатации, укрепления классового господства пролетариата в целях окончательной ликвидации вообще классов, перехода к коммунизму. Общеизвестно, к чему на практике привело такое подавление, насилие в нашей стране, особенно в годы культа личности Сталина. Сложилась система всеобщего, тотального контроля государства во всех областях жизни общества, человека. Господствовали беззаконие, произвол, репрессии. Миллионы ни в чем не повинных людей были брошены в тюрьмы, лагеря, расстреляны.
Далее, в труде обращение к важнейшему вопросу марксистско-ленинского учения о сломе буржуазной государственной машины и замене ее новой. Прежде всего подчеркнуто, что буржуазное государство представляет собой аппарат эксплуатации, подавления трудящихся масс. Оно чуждо народу. Отсюда главный, основной вывод здесь в учении марксизма о государстве, как подчеркивал В.И. Ленин, чрезвычайно точный, определенный, практически-осязаемый, заключается не в том, что все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а в необходимости ее в обязательном порядке сломать, уничтожить. При этом акцент делается и на такое положение марксизма-ленинизма, которое должно быть в центре внимания пролетариата, как возможность использования государства при условии уничтожения буржуазного государственного аппарата. Дана характеристика того, как это было реально осуществлено в нашей стране на практике — первоначально слом старой армии, генералитета; далее слом чиновничьего аппарата; изъятие у буржуазии банков; отобрание у буржуазии фабрик, заводов; слом старого аппарата; изъятие продовольствия. В качестве законодательной базы такого слома были названы декреты первого периода Октябрьской революции. Отмечено, что эти акты сыграли огромную пропагандистскую, организационную роль.
Жестко, во многом необоснованно критикуется буржуазный парламент, парламентаризм. Но при все этом четко подчеркивается марксистско-ленинское положение о том, что пролетариат не выступает за уничтожение представительных учреждений, выборности. Он за их превращение из говорильни в работающие учреждения. Пролетариат также и против совершенствования буржуазного парламентского государства, за его уничтожение, водружение на его место нового социалистического государства Советов. Важнейшим отличительным при-
знаком последних от буржуазных парламентских учреждений является то, что они подлинно представительные органы всего народа, являются массовыми организациями, охватывающими все население страны. И именно, исключительно они могут стать основой государственной власти пролетариата.
В Введении анализируется и вопрос о предмете и методе советского социалистического государственного права. Прежде всего подчеркнуто, что оно является одной из важнейших отраслей советского социалистического права. Отсюда анализ указанной проблематики начинается с определения вообще советского социалистического права. По мнению авторов, это «совокупность правил поведения установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю, применение которых (правил) обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма в экономике, быту и сознании людей в целях построения коммунистического общества»7. Отметим здесь кратко лишь одно общее, наиважнейшее — данное определение носит ярко выраженный классовый, диктатуры пролетариата характер.
В весьма пафосном плане охарактеризовано соотношение советского права и Конституции СССР 1936 г. Особо подчеркнуто, что оно является выражением полной и окончательной победы социалистических производственных общественных отношений, что находит свое всемирно-историческое воплощение в «великой Сталинской Конституции». Эта Конституция — «величайший акт советского государства», который закрепляет итоги «победоносного» развития советского государства, итоги борьбы пролетариата и всех трудящихся за социализм. Указано на то, что Сталинская Конституция — основа советского социалистического права и на о ее базе должна быть разработана система социалистического права, которая в то время отсутствовала. Четко определен общий, единый принцип, который должен быть в ее основе. Это принцип социализма.
Авторы не представляют какого-то особого, индивидуального определения советского социалистического государственного права, а ограничиваются лишь выводом о том, что оно отрасль советского социалистического права, имеющая те же качества, особенности, что в целом все советское право.
7 Советское государственное право / Под ред. А.Я. Вышинского. С. 53, 76-77. Труды Института государства и права РАН. 2022. Том 17. № 1
Высказана позиция о том, что в буржуазной науке отсутствует единое понимание содержания государства, права. Это связывается напрямую с «порочностью», «бессилием» догматико-юридического метода, который используют ученые Запада. Дана его критика. Звучит вывод том, что познать юридическую природу государства, права возможно лишь при полном отказе от юридического метода и переходе, использовании метода диалектического материализма. Главное в последнем — анализ надстройки, теснейшим образом связанный с производственными отношениями, составляющими ее основу. Представляется, что противопоставление юридического метода и диалектического надумано, нецелесообразно. Они не противоречат друг другу, а лишь дополняют друг друга.
В учебнике акцент сделан на то, что порочность догматического метода, используемого западной наукой, не дает возможности правильно определить предмет государственного права. Исходя из этого, основываясь на методе диалектического материализма, предлагается более широкое, отличное от буржуазного определение предмета государственного права, которое сводится к следующему. Это изучение правовых норм, институтов, закрепляющих общественный, государственный строй общества, систему государственных, общественных учреждений, принципы их взаимоотношений, объем их прав, обязанностей, методы их деятельности; а также изучение различного рода публично-правовых институтов, определяющих права и обязанности граждан. Авторы труда выделяют государственное право в широком и узком смысле. В широком — это уголовное право, административное право, судебное право, основы гражданского права, международное право. В узком смысле оно ограничивается лишь теми вопросами, которые отнесены ранее к предмету государственного права.
Далее выделены этапы развития советской конституции, показаны их особенности. Первый — Конституция РСФСР 1918 г., первые основные законы других советских республик. Все они принимались в период, когда делались первые шаги на пути создания социализма в нашей стране, в условиях ожесточеннейшей Гражданской войны. Второй — Конституция СССР 1924 г., принятые на ее основе конституции союзных республик. Победоносное окончание Гражданской войны. Произошло объединение союзных республик в единое союзное государство. Успешное восстановление народного хозяйства на основе новых социалистических принципов, ликвидация класса помещиков. Третий — Сталинская Конституция 1936 г. и принятые в соответствии с ней основные законы союзных республик. Закрепля-
ется победа социализма в СССР. Под руководством коммунистической партии завершена индустриализация, коллективизация. Победа социализма во всех отраслях народного хозяйства, когда было построено в основном социалистическое общество, в котором ликвидированы все эксплуататорские классы, укрепился союз рабочего класса и крестьянства, сотрудничество всех народов в рамках единого социалистического союзного государства.
Особый акцент сделан на то, что еще до первой советской Конституции РСФСР 1918 г. принимается ряд наиважнейших исторических декретов советской власти. Вопрос об их месте и роли в качестве источников государственного права был еще долгое время дискуссионным, спорным в отечественной научной литературе. Обратим здесь в связи с этим внимание на четкое определение, выделение в них в анализируемом нами учебнике следующих основных завоеваний власти советского народа во всех областях государственного строительства: во-первых, это создание советского социалистического государства, в котором вся полнота власти была сосредоточена в Советах — органах диктатуры пролетариата; во-вторых, раскрепощение народов нашей страны, РСФСР — это добровольное государство таких народов, в основе которого лежит федерация, автономия; в-третьих, первые шаги новой власти связаны с ликвидацией частной собственности, пролетарское государство становится подлинным хозяином, руководителем, командиром, земля, недра, фабрики, заводы, транспорт, банки и др. становятся собственностью государства пролетариата, общенародным достоянием; в-четвертых, трудящиеся завоевывают самые демократические права, свободы.
Обратим внимание и на вычленение пяти особенностей Конституции СССР 1936 г., которые были долгие годы эталоном для науки советского государственного права. Это — основной закон, итог ранее пройденного пути, реальных завоеваний; основа Конституции — принципы социализма, важнейшие его устои; Конституция исходит из того, что в СССР уже отсутствуют антагонистические классы, а остались лишь дружественные классы — осуществляющий руководство обществом пролетариат и крестьянство; демократизм Конституции выражается прежде всего в отмене остатков ограничений в политических правах, введение в действие всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти черты, особенности Основного закона СССР 1936 г. реальны, объективны, научно обоснованы.
Обращает на себя внимание со всех точек зрения выделение в советском государственном праве, советских конституциях на первый
план в значительном объеме проблематики общественного устройства. Это обусловлено его первостепенным, решающим значением. Важно здесь иметь в виду и то, что осмыслить, раскрыть конкретные институты государственного права возможно лишь при условии глубокого и всестороннего изучения, правильно поняв природу, характер общественного устройства. В центре внимания здесь политическая основа СССР, включающая в себя в качестве важнейшего принципа диктатуры пролетариата руководящую, направляющую роль коммунистической партии. Значительное внимание здесь было сосредоточено на вопросе о разграничении функций партии и государственных органов. Особо была подчеркнута формула, которая стала в дальнейшем господствующей в партийно-государственном строительстве СССР — партия проводит свои решения через советские органы в рамках Конституции; она руководит деятельностью Советов, но не заменяет их. Провозглашено, что в непрерывном росте, укреплении ее руководства государством главная гарантия «упрочения и развития в направлении к высшей фазе коммунизма диктатуры рабочего класса — надежной политической основы советского социалистического общества»8.
В центре внимании авторов учебника проблематика экономических основ СССР. Обратим здесь внимание на то, что Конституция СССР 1936 г. впервые в мире закрепила достаточно широко ряд вопросов, связанных с экономикой, и главным образом с экономической системой страны. Это, с нашей точки зрения, стало особенностью советских основных законов, советского конституционализма и нашло свое выражение в дальнейшем, включая Конституцию Российской Федерации 1993 г. Дано определение экономической основы СССР. Ее «образует определенный способ производства и распределения продуктов, т.е. определенная система хозяйства и соответственная ей форма собственности на орудия и средства производства»9. Всесторонне, полно охарактеризованы в связи с этим конституционные положения, касающиеся двух форм социалистической собственности — государственной (всенародное достояние) и кооперативно-колхозной; личной собственности; мелких частных хозяйств, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию труда. Особо отмечено закрепление в Конституции СССР решающей, основополагающей экономической особенности советского социалистического общественного строя, чего не знали тогда во всем мире — плановость народного хозяйства.
8 Советское государственное право / Под ред. А.Я. Вышинского. С. 154.
9 Там же. С. 169.
Учебник в определенной мере подвел итоги более чем двадцатилетнего функционирования формы государственного устройства советского государства — федерации. В первую очередь представлена развернутая характеристика учения марксизма-ленинизма по данному вопросу. Особое внимание здесь уделено анализу, показу позиций, взглядов Сталина, в значительной мере восхваляющих, превышающих его роль в деле создания советской федерации. Четко выделены три ее характерных признака: СССР — союзное государство; оно образовано на основе добровольного объединения; это равноправное объединение советских социалистических республик. Обращает на себя внимание тот факт, что именно в этом разделе представлен объемный параграф о формах государственного устройства буржуазных государств — федерации, конфедерации, унитарного государства. Он написан сравнительно объективно.
В центре внимания здесь проблематика суверенитета, под которым понимается верховенство государственной власти, на основе которой она неограниченна, самостоятельна как внутри страны, так и за ее пределами. Выделен и суверенитет союзной республики. Он выражен в том, что она имеет свою конституцию; сохраняет право выхода из Союза; территория республики не может быть изменена без ее согласия. В центре внимания и такой узловой вопрос в сфере государственного устройства, как компетенция Союза ССР. Представлена своеобразная, носящая классовый характер ее классификация, разделение на четыре группы: первая — вопросы, связанные с капиталистическим окружением; вторая, самая объемная, — область социалистического хозяйства; третья — культурно-социальная; четвертая — взаимоотношения Союза и союзных республик.
Обратим внимание и на своеобразную трактовку в труде автономно-федеративного строительства в нашей стране в первые месяцы советской власти, первоначально отраженной в Конституции РСФСР 1918 г. В ней отсутствовали, например, положения о государственном аппарате, компетенции автономных государственных образований, обязательных атрибутов федерации. Это обосновывалось тем, что к моменту принятия Основного закона РСФСР в 1918 г. в составе РСФСР автономные республики отсутствовали. Первая — Трудовая коммуна немцев Поволжья возникла в апреле 1919 г. уже после принятия первой Конституции РСФСР. Отсюда, хотя по Конституции РСФСР определялась федерацией, в реальности таковой она не была. Федерация на началах автономии в принципе было планом государственного устройства России. Реально федерация в РСФСР сложи-
лась лишь в 1920—1924 гг., когда шел наиактивнейший процесс создания автономий.
Дана полная, всесторонняя характеристика Верховного Совета СССР — высшего органа государственной власти в СССР. Это связывалось главным образом с его правотворческой деятельностью, компетенцией. На первый план в связи с этим была выдвинута позиция о том, что кроме данного органа никакой иной орган не имел права издавать акты законодательной силы. Такой акцент в те годы был связан с тем, что на основе Конституции СССР 1924 г. изданием такого рода актов обладал не только Съезд Советов СССР, ЦИК СССР, его Президиум, но и СНК СССР.
В учебнике дана четкая характеристика статуса Президиума Верховного Совета СССР. Вопрос этот вызывал много споров. Связывалось это с тем, что часто указывалось на то, что на него были возложены функции, которые в странах капитала выполнял глава государства (президент, король и т.д.). Акцент был сделан на то, что отличие здесь состоит в том, что Президиум Верховного Совета СССР во всей своей деятельности подотчетен Верховному Совету СССР. Это отсутствует в капиталистических странах, так как в них глава государства не ответствен перед народным представительством. Вместе с этим особо отмечено определение Сталина Президиума Верховного Совета СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов в качестве коллективного президента, который избирается на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей.
Особый акцент сделан на деятельность по толкованию законов. Прежде всего выделены три его вида — грамматическое, историческое, систематическое. При этом подчеркнуто, что правом по толкованию законов по Конституции СССР 1936 г. у нас был наделен Президиум Верховного Совета СССР. Вместе с тем он сам определял порядок, вид такого толкования.
Охарактеризованы органы государственного управления Советского Союза. Последнее определено как «постоянная, текущая деятельность исполнительно-распорядительных органов власти, осуществляемая в интересах господствующего класса и направленная на охрану и укрепление существующего общественного и государственного строя»10. И здесь четко выражен классовый подход. Следует обратить внимание и на то, что данный раздел может выступать в качестве примера конкретного использования исторического метода. Он
10 Советское государственное право / Под ред. А.Я. Вышинского С. 336.
выражен в краткой характеристике бюрократического аппарата царской России, действовавшего главным образом полицейско-бюро-кратическими методами, его сравнении с органами государственного управления СССР.
Дана всесторонняя развернутая характеристика статуса Совета Народных Комиссаров СССР, его организации и деятельности. Это высший исполнительный, распорядительный орган государственной власти в нашей стране. Он направляет, объединяет всю деятельность аппарата государственного управления. Обращено внимание на то, что Конституция СССР 1936 г. четко разграничивает органы государственной власти и органы государственного управления СССР, союзных, автономных республик.
Во многом в том же ключе анализируются местные органы государственной власти в СССР. Таковыми являлись Советы депутатов трудящихся. И здесь налицо использование исторического метода. Почва наиблагодатнейшая. В царской России здесь был накоплен богатейший как практический, так и теоретический опыт. В специальном параграфе учебника, посвященном данному вопросу, достаточно полно показана организация и деятельность дореволюционного местного управления и самоуправления. Охарактеризованы глобальные по своим масштабам проводившиеся здесь реформы.
Сосредоточено особое внимание и на истории Советов. При этом особый акцент на выделение этапов их развития, их характеристики. Начало здесь связано с Парижской Коммуной. Намеченная ей новая система государственного аппарата с центральной делегацией от федеральных коммун, которые выражали добровольность объединения местных инициатив, стали своего рода прообразом советского государственного аппарата. Советы, возникшие в 1905 г. в ходе первой буржуазно-демократической революции в России, первоначально были органами стачечной борьбы, органами восстания, революционной борьбы за власть. В ходе такой борьбы Советы захватывали и полномочия органов власти, становясь по выражению В.И. Ленина, временными местными революционными правительствами. С первых дней Февральской революции 1917 г. стали появляться Советы. Они развернули свою организационную работу гораздо шире, чем Советы 1905 г. Показатель этого — развитие Съездов Советов, которых не было в 1905 г. Советы становятся реальными органами государственной власти.
II Всероссийский съезд Советов указал, что вся власть теперь принадлежит Советам. Комиссары Временного правительства отме-
нялась. Отмечено, что отношение новых Советов к органам старого местного земского городского самоуправления определялось политической линией последних. Если они выступали против власти Советов, боролись с ней, они распускались, переизбирались или полностью ликвидировались; в том случае, когда органы самоуправления занимали нейтральную позицию по отношению Советов, помогали им, то Совет выделял им определенную область работы. Окончательно все решило НКВД 24 августа 1918 г. В его официальном разъяснении было указано на то, что при существовании Советов нет места земскому и городскому самоуправлению. «Там, где органы самоуправления не наши, где выступают против Советской власти, они должны быть распущены, а где они работают с Советами, должны слиться с ними, дабы не было двух одинаковых органов, ведающих одной и той же работой»11.
В годы Гражданской войны Советы приспосабливали свою деятельность к конкретным ситуациям, которые были весьма подвижны, часто менялись. Так, со второй половины 1918 г. года до конца 1920 г. в определенных областях действовали Революционные комитеты; функционирование волисполкомов сельских советов в качестве первых органов местного управления. Следующий период — восстановление народного хозяйства (1921—1925 гг.). Главное, особый акцент на восстановление народного хозяйства. И здесь определенная специфика: деятельность в 1920 г. экономических совещаний областного масштаба; новые положения: о сельских Советах; волостных и уездных съездах и их исполнительных комитетах 1924 г. Период борьбы за социалистическую индустриализацию (1926—1929 гг.). Главная задача здесь — деятельность Советов на воссоздание промышленности, и вместе с тем всего народного хозяйства на новой, более высокой технической основе, превращение страны из аграрной в индустриальную. Борьба за коллективизацию сельского хозяйства (1930—1934 гг.). Особый акцент — Советы должны стать во главе колхозного движения, создания колхозов.
Особо отмечена роль Конституции СССР 1936 г. в деле укрепления местных органов власти. Подчеркнуто, что это в первую очередь выражено в том, что начала демократического централизма, принцип двойного подчинения в их деятельности закреплены в самом Основном законе СССР. Данным органам здесь выделена и специальная, отдельная глава. Было четко определено и место таких органов во всей
11 Советское государственное право / Под ред. А.Я. Вышинского. С. 398.
системе советской власти. Расширены полномочия Советов депутатов трудящихся, четко установлена структура их исполнительных органов, определены форм взаимодействия Советов различных ступеней.
Судебные органы советской власти были созданы в первые же дни после победы Октябрьской революции. Указана важнейшая, главнейшая задача, которая всегда стоит перед ними на всех этапах социалистической революции и будет стоять в эпоху осуществления Конституции СССР 1936 г., когда в основном построен социализм в Советском Союзе — борьба с врагами народа, применение воспитательных мер к неустойчивым из среды трудящихся. Подвергнут острой критике буржуазный суд присяжных, который был создан в результате победы над феодализмом и носил прогрессивный характер. Обращалось внимание на то, что это был исторический шаг вперед по сравнению с прошлым. Главное здесь то, что участие в таком суде народных представителей — это демократическое начало. Но в качестве отрицательного, антинародного звучал тезис о введении ценза для выборов присяжных. И именно он характеризовался проявлением антидемократического характера суда присяжных, так как в нем в результате участвуют не представители рабочего класса, крестьянства, а представители средней, мелкой буржуазии, мещане, торговцы, кулаки и т.д. Обоснование создания, а точнее возвращения в 1922 г. к такому традиционному, историческому российскому органу, как прокуратура, связывается с задачей большего укрепления революционной законности. Подчеркнута его основополагающая функция, определяющая ее место и роль в системе органов советского государства — надзора за соблюдением социалистической законности.
Значительное внимание уделено анализу института прав и обязанностей граждан. Прежде всего отмечено, что в буржуазном государственном праве данный вопрос не разработан, спорен. И лишь социализм, Советский Союз создали все условия полностью развернуть учение о правах, обязанностях граждан без боязни увидеть здесь расхождения между действительностью и теорией, между реальным статусом личности и определенными Конституцией СССР 1936 г. правами, обязанностями граждан. Анализ прав и обязанностей советского человека проведен в историческом плане, на основе важнейших документов в данной области. Прежде всего вычленен такой их вид, как пролетарские декларации прав. Первой по времени названа «Декларация прав народов России», написанная, как отмечается, в ноябре 1917 г. Сталиным. Далее это «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа», написанная В.И. Лениным в январе 1918 г. Она
полностью включается в первую советскую Конституцию РСФСР 1918 г. Сама Конституция РСФСР 1918 г, и главным образом ее раздел второй; конституции союзных республик, принятые в связи с образованием Союза ССР, воспроизводящие определенные в Конституции РСФСР 1918 г. права и обязанности граждан без изменения.
Вводится понятие основных прав граждан СССР. Это аргументируется тем, что они закреплены в специальной главе X Конституции СССР 1936 г., определены в самом ее тексте в качестве основных; представляют собой основу для всех иных многочисленных прав, закрепленных в иных главах Конституции, в отдельных кодексах, текущем законодательстве.
Предпринимается попытка классификации прав (а может быть, и составных статуса личности). Правда, весьма неудачная. Здесь свалено в одну кучу, перемешано без какой-либо логики, объяснения все, что только можно. Первоначально выделена группа прав, которые определены как обеспечивающие материальные условия существования граждан, дающие им уверенность в завтрашнем дне, — право на труд; право на гарантированную работу с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством; право на отдых; право на материальное обеспечение в старости, при болезни, потере трудоспособности. Далее названо отдельно право на образование. Следующие две позиции о равноправии женщин и мужчин; равноправии граждан СССР независимо от их национальности и расы, связаны с принципом, основой правового статуса гражданина — юридическим равенством граждан. Следующие — это свободы совести, слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Далее опять права — объединения граждан в общественные организации, неприкосновенность личности, жилища и тайна переписи. В завершение выделено право убежища, в значительной степени связанное иностранцами, лицами без гражданства.
Несколько слов о ст. 126 Конституции СССР 1936 г. В ней закреплена формула «... наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». В учебнике особо подчеркнуто, что ни одна буржуазная конституция не говорит о роли партии в государстве, «и это понятно — при классовом характере правящих партий, с одной сто-
роны, и стремлении затушевать классовую сущность буржуазного государства — с другой»12. В зарубежной научной литературе отмечалось также, что и обычные законы, и даже регламенты парламентов стран капитала избегают слова «партия»13. Подчеркнут принцип неразрывной связи закрепленных в Конституции СССР прав граждан СССР и их обязанностей. К таким обязанностям отнесены: соблюдение Конституции СССР, неукоснительное исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, честное отношение к общественному долгу, уважение правил социалистического общежития, укрепление, приумножение, бережное отношение к социалистической собственности, всеобщая воинская обязанность, защита отечества.
Учебник завершается разделом, посвященным избирательной системе СССР. Он начинается с достаточно подробного анализа истории возникновения и развития института всеобщего избирательного права в зарубежных странах. Особо подчеркнуто, что только в результате упорной борьбы пролетариата было введено в ряде государств всеобщее избирательное право, но в весьма фальсифицированном, урезанном виде. Одновременно оно было приспособлено к буржуазному способу руководства, стала своего рода его составной частью. При всем этом уровень всеобщности избирательного права здесь был различен в зависимости от каждой конкретной страны, конкретного времени. По мнению авторов труда, в этих условиях только Октябрьская революция 1917 г., страх перед такого рода революциями в иных странах заставил буржуазию пойти на формальное предоставление всеобщего избирательного права. И далее лишь в создании нового типа государства, а именно советского государства, виделось начало подлинно всеобщего советского избирательного права.
Теория и практика Советского Союза в данной области характеризуется как особый путь, в корне отличный от буржуазного. В качестве аргументации приводятся следующие факты, позиции. Уже первая советская Конституция РСФСР 1918 г. обеспечила трудящихся самыми широкими избирательными правам. Но лишалась такого права буржуазия. При этом особо подчеркивалось, что это не обязательный признак, атрибут диктатуры пролетариата, и чисто русский вопрос, решение. Данное лишение в нашей стране связывалось с активным сопротивлением социализму со стороны буржуазии. И как показала
12 Советское государственное право / Под ред. А.Я. Вышинского. С. 565.
13 См: Adler F. Rechtsstellung der politischen Parteien in modernen Staat // Zeitschrift für Politik. 1932. № 3.
реальная действительность, с укреплением диктатуры пролетариата, социалистического строя, ликвидацией сопротивления эксплуататоров советское государство постепенно пришло к полной отмене отдельных ограничений в избирательной системе, к полному осуществлению, реализации всеобщего избирательного права. Классическим выражением этого стали ст. 135, 137, 138 Конституции СССР 1936 г. И именно на фоне этого показана в анализируемой нами работе несостоятельность «всеобщего» избирательного права в буржуазных странах, выраженная главным образом здесь в различного рода цензах.
Основной закон Советского Союза 1936 г. впервые предоставил гражданам равное избирательное право, устранив тем самым имевшиеся здесь временные различия между рабочими и крестьянами. До этого времени определенные преимущества предоставлялись городскому населению (пролетариату) при выборе Советов. Аргументировалось все это весьма общими, расплывчатыми аргументами — и в первую очередь «самой жизнью», необходимостью перевоспитания крестьян, организацией обороны страны, добычей продовольствия. Здесь, с нашей точки зрения, налицо попытка завуалировать, скрыть ярко выраженный классовый, пролетарский, диктаторский подход.
Конституция СССР 1936 г. также впервые установила прямое избирательное право. До этого на основе прямых выборов избирались лишь городские и сельские Советы. И здесь просматривается классовый, пролетарский подход. В учебники в качестве аргументации косвенных выборов называется «обусловленность их самой жизнью» и главным образом состоянием хозяйства, уровнем культуры населения, связями города и деревни, Гражданской войной и др. Подчеркнуто, что ко времени принятия нового Основного закона СССР в 1936 г. в стране были созданы все условия для перехода к прямым выборам снизу доверху. Конституция СССР 1936 г. устанавливает и тайное голосование. Отмечалось, что прежние Основные законы нашей страны (1918 г., 1924 г.) не называли конкретного способа голосования. Но на практике выборы Советов проходили путем открытого голосования. Переход к тайному голосованию трактовался как дальнейший рост рабочего социалистического демократизма.
Значительное внимание уделено характеристике такого, как его определяли в работе, принципа советской избирательной системы, как право и порядок отзыва депутата. Данный институт для нас был не нов. Этот вопрос был поставлен уже в первые месяцы советской власти в проекте декрета о праве отзыва внесенного большевиками во ВЦИК 4 декабря 1917 г. Отзыв на практике в различной мере ис-
пользовался в РСФСР, СССР в различные годы. Подчеркнуто также, что такое право имело место и в ряде стран капитала, но им избиратели фактически не пользуются.
Еще раз особо подчеркнем, что рассмотренный нами первый Учебник советского государственного права под редакцией А.Я. Вышинского 1938 г. следует характеризовать как фундаментальный труд, написанный на достаточно высоком теоретическом уровне. Он стал отправным, основой, особенно в структурном плане, для всех последующих учебников в данной отрасли, и главным образом в 40—50-х гг. прошлого века. Остаются актуальными в наши дни как в научном, так и практическом, педагогическом плане и ряд подходов, позиций теоретического плана, содержащихся в данном труде, по проблематике конституционных основ экономической системы, конституционного регулирования статуса партий, парламентской демократии, статуса Президиума Верховного Совета СССР, толкования законов, отзыва депутатов и др.
Учебник получил объективную оценку в современной отечественной научной правовой литературе. В качестве примера укажем на точку зрения известнейшего, крупнейшего российского конституционалиста С.А. Авакьяна. Он подчеркивает, что в 30-е гг. прошлого века стало формироваться поколение авторов, которые позитивно оценивали преобразования в СССР в конституционно-политической сфере. «Своеобразным манифестом эпохи становится учебник советского государственного права под редакцией А.Я. Вышинского, в котором оправдывалась необходимость ужесточения карательной политики государства на основе тезиса И.В. Сталина о том, что "классовая борьба продолжается и в условиях победоносного социалистического строи-тельства"»14. Учебник получил и определенную известность за рубежом. В 1941 г. он публикуется в Финляндии, в 1948 г. — в США15.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. 4-е изд. Т. 1. М.: НОРМА ИРФРА-М., 2010.
Вышинский А.Я. Совещание в Прокуратуре Союза ССР с районными следователями // Социалистическая законность. 1936. № 7. С. 48—51.
14 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. 4-е изд. Т. 1. М., 2010. С. 147.
15 Noukoguderiigioigus / Otdtoimetaja A.J. Vosinski. Tartu, 1941; The Law of the So-vietstate / Andrei Vyshinski, gen. ed; transl. from the Russ. by Hugh. W. Badd; int. rod. by John N. Harard. New York, 1948.
Вышинский А.Я. Основные задачи науки советского социалистического права // Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. 2-е изд. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1949.
Гурвич Г.С. Основы Советской Конституции. 3-е изд. М.: Гос. изд-во, 1923.
Дябло В.К. Судебная охрана конституции в буржуазных государствах и Союзе ССР. М.: Юридич. изд-во НКЮ РСФСР, 1928.
Иванов И.В. Первый советский учебник по государственному праву 1938 г. под редакцией А.Я. Вышинского // История государства и права. 2018. № 11. С. 55—60.
Малицкий Ал. Советское государственное право. (Очерки). Харьков: Юридическое издательство НКЮ УССР, 1926.
Основы Советской Конституции. Лекции, читанные М.А. Рейснером на ускоренном курсе Академии Генерального штаба Р.-Кр. Армии в 1918/1919 учебном году. М.: Изд. Академии Генерального Штаба Р.-Кр. Армии, 1920.
Ровин С. Три конституции советского государства (1918—1924—1936 гг.). Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1937.
Советское государственное право: Учебник для юридических институтов / Под общ. ред. А.Я. Вышинского. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938.
Строгович Г.С. К вопросу о Верхсуде Союза ССР // Вестник Верховного Суда СССР и прокуратуры Верховного Суда СССР. 1928. № 4. С. 28-36.
Энгель Е.А. Основы Советской Конституции. Конспект лекций. М.: Государственное издательство, 1923.
Adler F. Rechtsstellung der politischeParteien in modernenStaat // Zeitschrift für Politik. 1932 № 3. S. 135-148.
Noukoquderiiqioiqus/Otdtoimetaja A.J. Vosinski. Tartu: RK Teaduslirkirjandus, 1941.
The Law of the Soviet State // Andrei Vysyinskj, gen. ed. transl. from the Russ. By Hugh W. Badd; int rod. by John N. Harard. New York: Macmillan, 1948.
REFERENCES
Adler, F. (1932). Rechtsstellung der politischeParteien in modernenStaat. Zeitschrift für Politik, 3, pp. 135-148. (in Germ.).
Avak'yan, S.A. (2010). Konstitucionnoeparvo Rossii. Uchebnyi kurs [Constitutional law of Russia. Training course]. 4th ed. Vol.1. Moscow: NORMA IRFRA-M. (in Rus.).
Dyablo, V.K. (1928). Sudebnaya okhrana konstitutsii v burzhuaznykh gosudarstvakh i Soyuze SSR [Judicial Protection of the Constitution in the Bourgeois States and the USSR]. Moscow: Yuridich. publishing house of the NKYu RSFSR. (in Rus.).
Engel', E.A. (1923). Osnovy SovetskoiKonstitutsii. Konspektlektsii [Foundations of the Soviet Constitution. Lecture Notes]. Moscow: State Publishing House. (in Rus.).
Gurvich, G.S. (1923). Osnovy Sovetskoi Konstitutsii [Foundations of the Soviet Constitution]. 3rd ed. Moscow: State Publishing House. (in Rus.).
Ivanov, I.V. (2018). Pervyi sovetskii uchebnik po gosudarstvennomu pravu 1938 g. pod redaktsiei A.Ya. Vyshinskogo [The First Soviet Textbook on State Law in 1938, edited by A.Ya. Vyshinsky]. Istoriya gosudarstva iprava [History of State and Law], 112, pp. 55-60. (in Rus.).
Malitskii, Al. (1926). Sovetskoegosudarstvennoeparvo [Soviet State Law. (Essays)]. Kharkov: Legal Publishing House of the NKYU Ukrainian SSR. (in Rus.).
Osnovy Sovetskoi Konstitutsii. Lektsii chitannye M.A. Reisnerom na uskorennom kurse Akademii General'nogo shtaba R.-Kr. Armii v 1918/1919 uchebnom godu [Foundations of the Soviet Constitution. Lectures given by M.A. Reisner on an Accelerated Course at the Academy of the General Staff of R.-Kr. Army in the 1918/1919 Academic Year]. Moscow: Ed. Academy of the General Staff of R.-Kr. Army. (in Rus.).
Rovin, S. (1937). Tri konstitutsii sovetskogogosudarstva (1918—1924—1936gg.) [Three Constitutions of the Soviet State (1918-1924-1936).]. Leningrad: Publishing house of LenoblispolkomandLensovet. (in Rus.).
Strogovich, G.S. (1928). K voprosu o Verkhsude Soyuza SSR [On the Question of the Supreme Court of the USSR]. Vestnik Verkhovnogo Suda SSSR iprokuratury Verkhovno-go Suda SSSR [Bulletin of the Supreme Court of the USSR and the Prosecutor's Office of the Supreme Court of the USSR], 4, pp. 28-36. (in Rus.).
Vosinski, A.J. ed. (1941). Noukoquderiiqioiqus. Tartu: RK Teaduslirkirjandus.(in Estonian).
Vyshinskii, A. Ya. (1949). Osnovnye zadachi nauki sovetskogo sotsialisticheskogo prava [The Main Tasks of the Science of Soviet Socialist Law].In: Voprosy teorii gosudarstva iprava (A.Ya. Vyshinskii) [Problems of the Theory of State and Law (A. Ya. Vyshinsky)]. 2nd ed. Moscow: State Publishing House of Legal Literature. (in Rus.).
Vyshinskii, A. Ya. (1936). Soveshchanie v Prokurature Soyuza SSR s raionnymi sle-dovatelyami [Meeting in the Prosecutor's Office of the USSR with District Investigators]. Sotsialisticheskaya zakonnost' [Socialist Legality], 7, pp. 48-51. (in Rus.).
Vyshinskii, A.Ya. ed. (1938). Sovetskoego sudarstvennoe pravo. Uchebnik dlya yuridi-cheskikh Institutov [Soviet State Law. Textbook for Legal Institutes]. Moscow: Legal publishing house of the NKYu USSR. (in Rus.).
Vysyinskj, A. ed. (1948). The Law of the Soviet State. Translated from Russian by Hugh W. Badd. New York: Macmillan.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шульженко Юрий Леонидович — главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
AUTHOR'S INFO
Yuriy L. Shulzhenko — Chief Researcher, Department of Constitutional Law and Constitutional Justice, Institute of the State and Law, Russian Academy of Sciences, Honored lawyer of Russian Federation.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Шульженко Ю.Л. Учебник советского государственного права под редакцией А.Я. Вышинского 1938 г. // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т. 17. № 1. С. 77-99. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-shulzhenko
FOR CITATION:
Shulzhenko Yu.L. (2022). Textbook of Soviet State Law under Rev. A.Ya. Vyshinsky 1938. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17(1), pp. 77-99. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-shulzhenko