ПОЛЕМИКА
УДК 338.4 DOI: 10.12737/21127
I ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ I С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Саранча Михаил Александрович, доктор географических наук, доцент, кафедра бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, [email protected],
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Целью исследования в статье является выявление и концептуальная проработка основных сущностных составляющих развития территорий в туристской сфере на основе системного подхода. Актуальность тематики, наряду с высоким запросом практики, обусловлена тем, что системный подход позволяет целостно и комплексно решать указанную проблематику. В первой части статьи рассматриваются основные модели развития туристских территорий, особое внимание уделяется классической модели развития Р. Батлера и её модификации через призму теории хаоса. Выявлена циклически-волновая природа развития туристских территорий. Во второй части статьи автор выявляет и раскрывает сущностные составляющие развития туристских территорий, через ответы на следующие вопросы: что развивается (элементы туристской системы, их отношения, а также сама система), во что трансформируется, посредством каких преобразований и как носители развиваются, каковы факторы/ действующие силы развития, каковы отношения между носителями и факторами изменений, каковы стратегии поведения носителей и факторов относительно возникающих отношений. По каждой из составляющей развития автор, на основе собственных наработок, показывает суть и концептуальное содержание, работа с которыми в совокупности и позволяет обеспечивать системное развитие туристских территорий. Отдельное внимание уделено технологическому строению туристской системы, а также основным этапам формирования туристского опыта и впечатлений путешествующих. В исследовании использовались следующие методы и подходы: системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования, моделирования, описательный и сравнительный. Новизна работы заключается во впервые проведенной проработке в сущностном и концептуальном содержательном срезах базовых вопросов/составляющих развития туристских территорий. Выявление и привязка выделенных составляющих на фактическом материале конкретной территории позволяет с системных позиций подойти к их развитию и выводит исследование с концептуального и методологического уровней на прикладной, предоставляя соответствующий инструментарий практикам на местах.
Ключевые слова: впечатление, опыт, туризм, туристская система, развитие
Введение. Проблематика развития территорий является одним из ключевых предметов научной и практической деятельности в туристской сфере. Практически во всем мире субъекты сталкиваются с проблемой организации развития туристской сферы территорий и отдельных объектов и зачастую решают ее без опоры на достижения науки. При всем многообразии подходов к решаемой проблематике, особое внимание необходимо уделять системному подходу,
так как он позволяет целостно рассматривать совокупность связей и отношений элементов, их композиций (подсистем систем — реализующие технологии и структуры), отношения с факторами и условиями, внешней средой, учитывая целеполагание.
Целью исследования является выявление и концептуальная проработка основных сущностных составляющих развития территорий в туристской сфере на основе системного подхода.
Методы. В рамках исследования использовались следующие методы и подходы: системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования, моделирования, описательный и сравнительный.
Обзор проблематики. Исследованиям развития туристских территорий на основе системного подхода посвящено большое число работ, среди них можно выделить модели развития С.С. Плога [20], М. Оппермана, Ж.М. Миосека, Ж.О.Ж. Лунгрена [17], Е. Гормсена и других [15; 19; 21]. Важную роль в развитии туризма играют вопросы учета специфики туристов [3; 16], процессов соотношения периферии и центра [11], необходим учет формирующихся экономик впечатлений и туристского опыта [4], строения туристских систем [5; 6; 14; 18]. Одной из наиболее известных является модель жизненного цикла дестинации Р.В. Батлера (рис. 1) [12], которая была разработана, опираясь на концепцию жизненного цикла продукта Р. Вернона. В заключительной части стадии стагнации, благодаря работам С. Агарвала [13], в моделях начали выделять стадию переориентации. Главными критериями перехода в модели между стадиями является изменение числа туристских прибытий, состояние, характер и динамика изменения природной среды и туристской инфраструктуры, отношение населения дестинации к туристам [2].
Дальнейшим развитием модели жизненного цикла туристского центра стал ее синтез с теорией хаоса (см. рис. 2), что привело понимание развития туристских систем в синергетическую плоскость, согласно которой системы возникают из
хаоса и исчезают в нём же. Началом и окончанием каждой стадии развития является цикл, состоящий из пяти этапов. Начало цикла связывается с выходом системы из равновесия по причине воздействия отдельных или совокупности случайных факторов. При переходе состояния системы через порог устойчивости она оказывается в точке бифуркации, за которой прекращается хаос и открывается несколько направлений развития, в которых состояние системы изменится радикально. Таким образом, система переходит в новое состояние упорядоченного хаоса с условным равновесием (на новую стадию развития).
Однако, несмотря на все известные достоинства подхода к развитию туристских территорий с позиций жизненного цикла, необходимо отметить, что в реальной практике последовательность этапов может меняться, некоторые из них выпадать, появляться дополнительные, происходить переходы не только сверху вниз, но и снизу вверх. Кроме того, в модели слабо учитываются сторонние факторы развития, которые могут полностью изменить выстраиваемую концептуальную картину развития. Например, проблемы с безопасностью туристов (возникшие вне туристской сферы), отправляющихся в Египет и Турцию, несмотря на все закономерности развития туристской сферы территорий, привели к существенному сокращению туристских потоков в эти страны. Поэтому по отношению к подобным моделям необходимо обращать внимание и учитывать их в планировании и программировании развития, при этом помня и об их слабых местах.
Врем»
А - обновление, В - замедленный рост, С - стабилизация, Б - снижение, Е - стремительное снижение
Рис. 1. Жизненный цикл туристского центра по Р. Батлеру [ 13]
Выявлено, что траектория развития туристских территорий в большинстве случаев имеет сложную волнообразную кривую (если исходить из характеристик, отражающих уровень ее развития), каждое колебание которой представляет собой циклы с последовательными фазами: дно, подъем, пик, спад и дно. Такое поведение кривой обусловлено последовательными закономерными процессами нарушения и восстановления равновесия внутри системы, а также между системой и средой. Указанные процессы являются следствиями постоянных изменений внешней среды и внутреннего состояния системы. Поэтому туристская система может редко находиться в состоянии равновесия. Эмпирическим путем определено, что в туристской сфере прослеживаются короткие циклы (длиной от двух до пяти лет), средние — от 6 до 11 лет, длинные — от 13 до 20 лет, и очень длинные — полувековой период. Циклы развития регионов мира могут иметь разную корреляцию между собой, однако наблюдается, что теснота связей тем выше, чем длиннее циклы [1].
Наложение циклов разной длины и стадий друг на друга (в одних и тех же регионах и между регионами) может приводить как к их усилению (при синхронности), так и ослаблению (при асинхронности). Увеличение тесноты связей темпов развития отдельных территорий мира при удлинении циклов обусловливается прежде всего повышением роли глобальных и «сквозных» (например, технологических инноваций) факторов, в то время как средние и короткие ци-
клы находятся в большей зависимости от факторов местного уровня и особенностей территорий.
Несмотря на все плюсы рассмотренных моделей, необходимо отметить, что они не раскрывают целиком сущности процессов развития как необратимого и направленного изменения (эволюционного или революционного) туристской системы в новое состояние.
Результаты исследования. Для выявления сущности развития туристской системы необходимо ответить на следующие фундаментальные вопросы [7].
1. Что развивается? — носитель, объекты, «сырьё» развития.
Носителями развития могут выступить элементы туристской системы, их отношения, а также сама система. Туристская система может иметь разное строение, однако в наиболее развитой форме его можно представить в следующем виде (рис. 3).
Базовой является географическая структура туристской системы, которая выражает пространственную сущность туристской деятельности, предполагающей перемещение туриста из места обитания, где формируются его потребности и спрос, через транзитную территорию в место, где они удовлетворяются (туристскую дестинацию), и обратно. Данное явление обусловлено пространственной неподвижностью большинства видов туристско-рекреационных ресурсов (прежде всего аттракций) и продуктов. Таким образом, географическая структура туристской системы включает: территорию постоянного проживания посетителя, транзитную территорию и туристскую дестинацию.
Рис. 2. Синтез модели жизненного цикла туристского центра и теории хаоса [13]
Базовыми функциональными компонентами туристской системы являются: посетители (туристы), аттракции, природно-ресурсная, населения (воспроизводитель субъектов туристской системы), производственная, инфраструктурная, социальная.
Географические и функциональные составляющие туристской системы формируют целостность благодаря обмену энергией, веществом и информацией.
Важное внимание необходимо уделять и отношениям туристской системы с внешней средой, которая является источником её возникновения и элиминирования, ресурсом функционирования и развития. Взаимоотношения системы и внешней среды определяются циркулирующими между ними энерговещественными и информационными потоками.
2. Во что трансформируется (сохранение, элиминация или в новое состояние (сама в себя, модификация системы, система в систему, система в хаос, хаос в систему, хаос в хаос)?
3. Посредством каких преобразований и как носители развиваются? Туристская система может испытывать следующие варианты преобразований: количества, качества, отношений, коли-
чества и качества, количества и отношений, качества и отношений, количества, качества и отношений [ 8] .
На начальных этапах базисом прогрессирующего развития туристской системы является экстенсивный путь, когда рост осуществляется за счет внешних ресурсов (окружающей среды) — количественных преобразований. Со временем наличных ресурсов окружающей среды становится недостаточно для роста системы (в виду их ограниченности), поэтому дальнейшее прогрессирующее развитие возможно за счет увеличения эффективности использования имеющихся ресурсов (интенсивный путь) — качественных преобразований. В иных случаях система, исчерпывая ресурсы, деградирует и/или элиминирует, либо начинает функционировать по принципу замкнутых энерговещественных циклов, достигая тем самым относительно равновесного состояния. Однако и увеличение эффективности исчерпаемо, и тогда дальнейшее развитие возможно за счет изменения отношений, составляющих внутри системы и системы с окружающей средой. В практике не менее редкими являются различные формы сочетаний вариантов преобразований.
Рис. 3. Технологическая модель туристской системы Сокращения: ИУ — институты правления; ДП — дополнительная подсистема; СП — сопутствующая подсистема; ПП — поддерживающая подсистема
Классически постулируемые всеобщие связи и всеобщая взаимообусловленность объектов и явлений по сути и фактически представляют собой отношения взаимодействия и одностороннего действия между отдельными явлениями (субъектами, объектами, процессами и т.д.) или их определенными совокупностями в конкретном пространстве и времени. Поэтому актуально указать, что любые изменения начинаются с единичных изменений, которые изначально могут никак не проявляться, но в дальнейшем выступить весомым драйвером.
4. Каковы факторы развития (действующие силы, причины, источники развития)?
Факторы делятся на внутренние, внешние, внутренне-внешние и небытийные. По генезису туристские факторы делят на: географическое положение, пространственные, природные, демографические, социальные, культурные, исторические, политико-правовые, экономические, технологические, организационно-управленческие, инфраструктурные, инновационные, медико-санитарные и экологические, кадрового обеспечения. Можно выделить: статичные и динамичные во времени факторы; управляемые, слабоуправляемые и неуправляемые; латентные и очевидные и т.д.
Источником появления и развития туристской системы выступает деятельность человека, детерминируемая потребностями — отношение личности, переживаемое как противоречие между имеющимся и нужным, которое выступает движущей силой поведения. В связи с наличием, отсутствием и ограниченностью ресурсов, резервов и возможностей внутренних и окружающей среды внутри субъекта или между субъектами могут возникать противоречия и непротиворечия положительного, отрицательного и нейтрального характера. Изменение ситуаций относительно существования и сущности противоречия/непротиворечия в системе и приводит к ее сохранению, изменениям и элиминации. Противоречия/непротиворечия могут приводить к восходящему, нисходящему и одноуровнему развитию. А их соотношение и качество — приводить как к прогрессу, так и регрессу (например, прогрессивное чрезмерное развитие аппарата управления приводит к избыточной бюрократизации и впоследствии к нисходящему развитию туристской системы; временный регресс в развитии туристской системы может сопровождаться «отмиранием» нерентабельных и технологически отставших фирм и является естественным процессом восходящего развития системы).
Туристские системы являются социальными образованиями, поэтому в них важную роль играют цели деятельности субъектов. Конструктивно целеобразование рассматривать с иерархических (элемент, подсистема, система, надси-стема) и пространственных позиций (в том числе отношений географических подсистем). Главной целью туристской системы и главным критерием, определяющим её функциональность, является удовлетворение туристских и связанных с ними потребностей людей. Однако данная цель является идеальной и в реальной практике может подменяться целями элементов, компонентов, подсистем и надсистем (например, установка в качестве базовой цели функционирования системы получение прибыли туроператорами), а также систем одного уровня (например, принуждение к реализации цели сторонней системы с позиций силы). Следовательно, фактические цели функционирования и развития туристских систем и их составляющих могут сильно варьировать в зависимости от конкретных обстоятельств.
Важным фактором функционирования и развития туристской системы выступает туристский опыт её субъектов (туристов, хозяйствующих субъектов, «хозяев» территории, управляющих и др.) — совокупность впечатлений в виде знаний, умений, навыков и компетенций, сформировавшихся в процессе туристской деятельности. Под туристскими впечатлениями прежде всего подразумевается процесс (восприятия, переживания) и результат воздействия на субъекта совокупности физических, духовных и психических состояний, возникших или полученных им в результате деятельности в туристской сфере.
Процесс приобретения и накопления туристского опыта связывает отдельные составляющие туристской системы в единое целое. Человек в течение всей своей жизни формирует, хранит и пользуется багажом туристского опыта, что существенно сказывается на его поведении. Именно данное явление выступает основой зарождения новой экономики впечатлений (потребительского опыта) на смену «конвеерной». Где на ведущие роли выходит не обеспеченность территории ресурсами и благоприятность имеющихся и созданных условий, а опыт, который может получить или получает конкретный субъект в рамках конкретных процессов.
Накопление потребительского туристского опыта происходит на всех этапах путешествия (рис. 4) и во всех географических подсистемах туристской системы в процессе предоставления/потребле-
ния продукта в «точках контакта» в атрибутивном (непосредственно свойства продукта) и процессуальном срезах (как предлагается продукт).
В традиционной экономике конкуренция разворачивалась вокруг качества самого туристского продукта (первая группа «точек контактов»), который представляет собой полезный и ценный потребителю набор товаров и услуг. Однако в новой экономике конкурентоспособность зависит от процессуального среза — постановки впечатлений и накопления потребительского опыта, в которой туристский продукт понимается как воплощение потребительского опыта посетителя. Таким образом, традиционные взаимоотношения между клиентом и компанией переходят в плоскость постановки впечатлений, а клиент становится полноправным лицом действия (со-производителем), таким образом, формируется неразрывность производства и потребления («потребительное производство»). Со-производство туристского продукта является основой производственной структуры туристской системы.
Полученные в процессе путешествия впечатления обладают ценностью, которая может выражаться, например, в виде стоимости. Технологические последовательности впечатлений образуют, соответственно, и цепочки добавленной стоимости, формируемой субъектами со-производителями туристского продукта. Однако фактически такие цепочки переплетаются в самых разнообразных формах и сочетаниях, формируя сети. Существенное влияние на это оказывают
современные информационные технологии, пронизывающе насквозь туристскую систему и формирующие новые формы системных отношений.
5. Каковы отношения между носителями и факторами изменений (носитель-носитель, носитель-фактор, фактор-фактор)? Именно отношения факторов и носителей изменения определяют сохранение, элиминацию или формы преобразования систем. Внутренние источники, позитивные, негативные и нейтральные воздействия факторов приводят к преобразованиям и элиминированию неустойчивых носителей развития, сохранению — устойчивых. В свою очередь факторы могут элиминироваться, преобразовываться или сохраняться под влиянием носителей развития, тем самым приводя к коэволюции.
В процессе функционирования составляющие туристской системы вступают в различные связи и отношения с факторами, которые могут иметь следующие формы [9, с. 180]: взаимодействия, порождения (генетические связи), преобразования, строения (структурные связи), функционирования, развития и связи управления.
6. Каковы стратегии поведения носителей и факторов относительно возникающих отношений? К базовым стратегиям можно отнести: повышения, сохранения, понижения устойчивости и приспособленности, самосохранения. Именно стратегии поведения носителей и факторов развития отражают тенденции и результаты развития систем, определяют большую часть происходящих при этом процессов.
Рис. 4. Компоненты формирования потребительского туристского опыта: ИВО — интерпретация, впечатления и опыт
Заключение. Вопросам развития туристских объектов на концептуальном научном уровне, имеющем выход в практику, посвящено относительно небольшое число работ. Системному же подходу к развитию как в отечественной, так и зарубежной литературе и практике, внимания почти не уделяется. Выделенные концептуальные вопросы развития туристских территорий являются базисом системного понимания и организации процессов развития, а проработка их содержания в реалиях практики позволяет привязать эти во-
просы к фактическим составляющим туристской сферы территорий. Таким образом, разработанный теоретико-методологический остов может использоваться для дальнейших исследований в области системного развития туристских территорий, а его привязка к конкретным геоситуациям, наряду с использованием других подходов (например, моделирования), позволяет выйти из теоретической и методологической плоскости в практику и рационально, эффективно решать поставленные ею цели и задачи.
Литература
1. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 24—38.
2. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2013. 592 с.
3. Каверин С.Б. Мотивация труда. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 224 с.
4. Пайн Дж. Б., Гилмор Х. Дж. Экономика впечатлений. Работа. М.: Вильямс, 2005. 304 с.
5. Саранча М.А. Потенциал и организация развития туризма в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем: монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 220 с.
6. Саранча М.А. Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о земле». 2015. Выпуск 6—1. С. 134-140.
7. Урманцев Ю.А. Девять плюс один этюд о системной философии. Синтез мировоззрений. М: Ин-т холодинамики, 2001. 160 с.
8. Урманцев Ю.А. Целостные, нецелостные, целостно-нецелостные, «небытийные» свойства объектов-систем / Сборник 5 Международного форума по информатизации. М., 1996.
9. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.
10. Agarwal S. The resort cycle revisited: Implications for resorts // Progress in tourism, recreation and hospitality management / edited by C.P. Cooper, A. Lockwood. Chichester: Wiley, 1994. Vol.5. P. 194-208.
11. Brouder P. Tourism Development in Peripheral Areas: Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden. Doctoral thesis thesis, Mid Sweden University. 2013. 260 p.
12. Butler R. W. The concept of a tourist area cycle of evolution: implications for management of resources // Canadian Geographer, 1980. V. 24. № 1.
13. Butler R. The Tourism Area Life Cycle Volume 1: Applications and Modifications. Aspects of Tourism. Harvard, 2006. 392 p.
14. Gossling S., HallC.M., Weaver D. Sustainable Tourism Futures: Perspectives on Systems, Restructuring and Innovations, Routledge, New York. 2009. 320 p.
15. Hall C.M., Page S. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, Place and Space. London: Routledge, 2006. 530 p.
16. Lovelock B., Lovelock K. The Ethics of Tourism: Critical and Applied Perspectives. London, United Kingdom: Routledge, 2013. 384 p.
17. Lundgren J.O.J. The tourist frontier of Nouveau Quebec: functions and regional linkages // Tourist Review. 1982. V. 37. № 2. P. 10-16.
18. Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. New York: Kendall Hunt Publishing, 2012. 444 p.
19. Pearce D.G. Tourism today. A geographical analysis. Harlow, Essex, England: Longman Scientific & Technical; New York, NY: Wiley, 1995. 202 p.
20. Plog S.C. Leisure Travel: Making It a Growth Market... Again! N.Y: Wiley, 1991.
21. Williams S., Lew A. Tourism Geography: Critical Understandings of Place, Space and Experience. London: Routledge, 2014. 328 p
ISSUES OF DEVELOPMENT OF TOURIST TERRITORIES FROM THE POINT OF VIEW OF THE SYSTEM APPROACH
Sarancha Mikhail Aleksandrovich, PhD (Dr. Sc.) in Geography,
Associate Professor of the department of business technologies in tourism and hospitality, [email protected]: [email protected],
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The aim of the study in the article is the identification and conceptual analysis of the main essential features for the development of territories in the tourism sector based on a systemic approach. The relevance of the theme, along with the high request of the practice, is because of a systematic approach holistically and comprehensively allows addressing this range of problems. In the first part of the article, the author examines the main models of development of tourist areas; special attention is paid to the classical model of development by R. Butler and its modification through the prism of chaos theory. There is identified the cyclic and wave nature of development of the tourist areas. In the second part of the article the author reveals the essential components for the development of tourist areas through the answers to the following questions: what develops (elements of the tourism system, their interaction and the system itself), what is the result of transformation, what are the transformations and which medium develops, what are the factors/forces of development, what is the relationship between mediums and factors of change, what are the strategies of the mediums and factors regarding the arising interactions. For each component of the development the author, based on his own experience, shows the essence and the conceptual content, which together allow the system to provide the development of tourist areas. Special attention is paid to the technological structure of the tourism system, as well as the main stages of formation of tourist experiences of travelling. The study uses the following methods and approaches: systematic method, analysis, synthesis, induction, deduction, abstraction, modeling, descriptive and comparative methods. The novelty of the work is the firstly conducted research in the essential conceptual and substantive sections of the underlying issues/components of the development of tourist territories. The identification and reference dimensions for the actual material specific area allows a system approach to show their development and outputs of the research with conceptual and methodological levels in the application, providing the appropriate tools for experts of this sphere.
Keywords: impression, experience, tourism, tourist system, development
References:
1. Aleksandrova A. Yu. Noveishee predstavlenie o sfere turizma kak sisteme [The latest performance of the tourism sector as a system] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2014. № 1. P. 24-38. Александрова А.Ю.
2. Geografiya turizma [Geography of tourism] / Editor A. Yu. Aleksandrova. M.: KNORUS, 2013. 592 p.
3. Kaverin S.B. Motivatsiya truda [Labor motivation]. M: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 1998. 224 p.
4. Pain Dzh. B., Gilmor Kh. Dzh. Ekonomika vpechatlenii [Experience economy. Work]. Rabota. M.: Vil'yams, 2005. 304 p.
5. Sarancha M.A. Potentsial i organizatsiya razvitiya turizma v Udmurtskoi Respublike: geograficheskii analiz i otsenka na osnove geograficheskikh informatsionnykh sistem: monografiya [Potential and organization of tourism development in the Udmurt Republic: geographical analysis and assessment based on geographic information systems: monograph]. Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskii universitet», 2011. 220 p.
6. Sarancha M.A. Turistskii potentsial territorii: problematika opredeleniya sushchnosti i struktury [Tourist potential of a territory: the problematics of defining the essence and the structure] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Biologiya. Nauki o zemle» [Bulletin of Udmurt University. Series "Biology and Earth sciences"]. 2015. Ed. 6-1. P. 134-140.
7. Urmantsev Yu.A. Devyat' plyus odin etyud o sistemnoi filosofii. Sintez mirovozzrenii [Nine plus one sketch about the system philosophy. The synthesis of worldviews.]. M: In-t kholodinamiki, 2001. 160 p.
8. Urmantsev Yu.A. Tselostnye, netselostnye, tselostno-netselostnye, «nebytiinye» svoistva ob"ektov-sistem [Integral, non-integral, integrally non-integral, "non-living" properties of objects-systems] / Sbornik 5 Mezhdunarodnogo foruma po informatizatsii [Collection of the 5th International forum on Informatization]. M., 1996.
9. YudinE.G. Sistemnyi podkhod i printsip deyatel'nosti. Metodologicheskie problemy sovremennoi nauki [Systematic approach and principle of activity. Methodological problems of modern science]. M.: Nauka, 1978.
10. Agarwal S. The resort cycle revisited: Implications for resorts // Progress in tourism, recreation and hospitality management / edited by C.P. Cooper, A. Lockwood. Chichester: Wiley, 1994. Vol.5. P. 194-208.
11. Brouder P. Tourism Development in Peripheral Areas: Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden. Doctoral thesis thesis, Mid Sweden University. 2013. 260 p.
12. Butler R. W. The concept of a tourist area cycle of evolution: implications for management of resources // Canadian Geographer, 1980. V. 24. № 1.
13. Butler R. The Tourism Area Life Cycle Volume 1: Applications and Modifications. Aspects of Tourism. Harvard, 2006. 392 p.
14. Gossling S., HallC.M., Weaver D. Sustainable Tourism Futures: Perspectives on Systems, Restructuring and Innovations, Routledge, New York. 2009. 320 p.
15. Hall C.M., Page S. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, Place and Space. London: Routledge, 2006. 530 p.
16. Lovelock B., Lovelock K. The Ethics of Tourism: Critical and Applied Perspectives. London, United Kingdom: Routledge, 2013. 384 p.
17. Lundgren J.O.J. The tourist frontier of Nouveau Quebec: functions and regional linkages // Tourist Review. 1982. V. 37. № 2. P. 10-16.
18. Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. New York: Kendall Hunt Publishing, 2012. 444 p.
19. Pearce D. G. Tourism today. A geographical analysis. Harlow, Essex, England: Longman Scientific & Technical; New York, NY Wiley, 1995. 202 p.
20. Plog S.C. Leisure Travel: Making It a Growth Market. Again! N.Y: Wiley, 1991.
21. Williams S., Lew A. Tourism Geography: Critical Understandings of Place, Space and Experience. London: Routledge, 2014. 328 p.