Научная статья на тему 'Из размышлений о развитии туристских систем'

Из размышлений о развитии туристских систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ОПЫТ / DEVELOPMENT / SYSTEM / TOURISM / TOURISM EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саранча Михаил Александрович

Статья посвящена вопросам развития туристских систем, которые являются сложными целостными естественно-общественными образованиями. Развитие является одним из вариантов преобразований туристских систем, источником которых служит человеческая деятельность, обусловленная потребностями. В реализации большинства потребностей важную роль играют целеобразование и реализация целей. Актуальные потребности потенциального туриста овеществляются в конкретном туристском продукте, который в настоящее время в экономике рассматривается с двух позиций: классической и современной. В соответствии с современным пониманием туристской экономики туристский продукт понимается как воплощение туристского опыта (прежде всего, впечатлений), которым могут обладать не только посетители, но и производители, и продающие, и управляющие, и «хозяева» и т. д. Таким образом, в современной туристской экономике на первый план выходят не классические преимущества территорий или продуктов (богатство ресурсами, насыщенность и разнообразие товаров и услуг и т. п.), а туристский опыт (впечатления посетителя, зависящие от креативности производителя продукта). А сам процесс создания туристского продукта становится со-производством. Развитие туристских систем должно основываться на устойчивом развитии и основываться на рефлексивной симметрии, основой чего могут выступить «принципы Беладжио». Однако развитие туристской системы может приводить не только к позитивным, но часто и к негативным последствиям, восприятие которых сильно зависит от точек зрения конкретных субъектов и географической неравномерности и справедливости распределения благ и негативных следствий. Делаются выводы о постепенной гуманизации туристской экономики и ее преобразовании из цепочечной в сетевую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTING ON TOURIST SYSTEMS DEVELOPMENT

The article is devoted to the issues of the development of tourist systems, which are a complex integrated natural-social entities. Development is one of the tourist system transformation options, which rests of needs-driven human activity. Needs satisfaction is largely dependent on the goal formation and goal realization. The current needs of a potential tourist are materialized in an individual tourist product, which is regarded, from the economy perspective, as classic and modern. From the modern perspective, a tourist product is an externalization of experience (most of all, impressions) coming from visitors, producers, sellers, and managers alike. Thus, modern tourist economy is primarily based on tourist experience (a visitor's/guest's impression and provider creativity) rather than on the classical advantages of territories/products (richness in resources, abundance of resources and product/service versatility, etc). Simultaneously, tourist product creation is increasingly co-produced. The development of tourist systems should be founded on sustainable development and reflexive symmetry. However, a tourist system development can sometimes have negative consequences closely related to geographical variation, personal viewpoint difference, and unfairness conceived.

Текст научной работы на тему «Из размышлений о развитии туристских систем»

МНЕНИЕ

УДК 338.4

I ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ТУРИСТСКИХ СИСТЕМ

Саранча Михаил Александрович, доктор географических наук, доцент, заведующий кафедрой экологии и природопользования, Удмуртского государственного университета, [email protected], г. Ижевск, Российская Федерация

Статья посвящена вопросам развития туристских систем, которые являются сложными целостными естественно-общественными образованиями. Развитие является одним из вариантов преобразований туристских систем, источником которых служит человеческая деятельность, обусловленная потребностями. В реализации большинства потребностей важную роль играют целеобразование и реализация целей. Актуальные потребности потенциального туриста овеществляются в конкретном туристском продукте, который в настоящее время в экономике рассматривается с двух позиций: классической и современной. В соответствии с современным пониманием туристской экономики туристский продукт понимается как воплощение туристского опыта (прежде всего, впечатлений), которым могут обладать не только посетители, но и производители, и продающие, и управляющие, и «хозяева» и т. д. Таким образом, в современной туристской экономике на первый план выходят не классические преимущества территорий или продуктов (богатство ресурсами, насыщенность и разнообразие товаров и услуг и т. п.), а туристский опыт (впечатления посетителя, зависящие от креативности производителя продукта). А сам процесс создания туристского продукта становится со-производством. Развитие туристских систем должно основываться на устойчивом развитии и основываться на рефлексивной симметрии, основой чего могут выступить «принципы Беладжио». Однако развитие туристской системы может приводить не только к позитивным, но часто и к негативным последствиям, восприятие которых сильно зависит от точек зрения конкретных субъектов и географической неравномерности и справедливости распределения благ и негативных следствий. Делаются выводы о постепенной гуманизации туристской экономики и ее преобразовании из цепочечной в сетевую.

Ключевые слова: развитие, система, туризм, туристский опыт

Введение. Туристская система представляет собой целостный в пространстве и во времени выделенный из окружающей среды и взаимодействующий с ней динамичный объект, эмерджентные свойства которого обеспечиваются достаточными организованными связями и отношениями элементов (формирующих реализующие структуры и технологии), воздействием факторов и условий (внешних и внутренних), а функционирование направлено на решение определенных туристских целей. Территориальная туристская система — разновидность туристской системы, функционирование которой обусловлено пространственными связями и отношениями составляющих.

Туристская система может находиться либо в состоянии относительного покоя, либо преобразовываться через следующие варианты изменений (за счет внутренних и внешних сил): 1) количества, 2) качества, 3) отношений (изменение связей и отношений между элементами и компонентами), 4) количества и качества, 5) количества и отношений, 6) качества и отношений, 7) количества, качества, отношений всех или части его «первичных» элементов» [5]. Одной из форм преобразования систем является развитие — необратимое, направленное изменение системы в качественно новое состояние. Развитие может происходить как эволюционным (постепенные поступательные преобразования между стадиями), так

103

МНЕНИЕ

и революционным (скачкообразные преобразования между стадиями) путями, может быть как прогрессивным (восходящим), так и регрессивным (нисходящим).

Туристская система появляется, существует, функционирует, развивается и исчезает благодаря взаимодействию ее субъектов и объектов. Субъект туристской системы представляет собой носитель активности, направленной на предмет — объекта или субъекта, тем самым формируя субъект-объ-ектные и субъект-субъектные связи и отношения. Объектом туристской системы является все то, на что может быть направлена активность субъекта (например, различные природные комплексы и ресурсы, памятники культуры, туристский продукт, туристская инфраструктура). В качестве субъектов туристской системы могут выступать: отдельные люди: туристы, «хозяева», организаторы (например, туристские операторы и агентства), регуляторы (например, органы государственной власти), контактирующие лица и т. д.; социальные группы разной направленности и размеров: межнациональные и национальные, профессиональные, «по интересам», этнические, возрастные, социальные слои, территориальные общности, соседские общности, семьи, дружеские компании и т. д.

Концептуальные подходы. Содержание исследования. Отношения между субъектами туристской системы формируются под влиянием целей, окружающей среды, правил, ролей, репертуара (суммы действий, соответствующих ситуаций), языка и речи, последовательности репертуарных действий [8]. Исходя из этого, возникновение, развитие и исчезновение туристских систем происходит под воздействием многих факторов и условий. Факторы и условия можно подразделить на генерирующие туристские потребности и спрос и реализующие их, на статичные во времени и динамичные, на эндогенные, экзогенные и эндогенно-экзогенные, по сферам деятельности на географического положения, исторические, природные, экономические, политико-правовые, экологические, медико-санитарные, демографические, социальные, культурные, инфраструктурные, технологические, организационно-управленческие, инновационные и кадрового обеспечения. Факторы

и условия могут осуществлять как положительные воздействия на систему (системообразующие), так и системоразрушающие.

Таким образом, источником возникновения и развития туристской системы выступает деятельность человека, обусловленная его потребностями. Под потребностями понимают «отношение личности (к явлениям и объектам), переживаемое как противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей — в случае духовных потребностей, или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности — в случае материальных) и/или непротиворечие (которые могут быть как нейтральными, так и со-направленными) и выступающее движущей силой поведения» [2]. Потребностями может обладать как отдельный человек, так и определенная социальная группа. Именно туристские потребности вовлекают человека в соответствующую деятельность в качестве туриста и запускают целый механизм связанных с этой деятельностью явлений, которые, в свою очередь, позволяют обеспечить удовлетворение потребностей и иных субъектов и социальных групп.

Решение/снятие конкретного противоречия и/или непротиворечия обозначает окончание развития. В пространственном срезе противоречия/непротиворечия могут возникать в вертикальной (всевозможные вариации составляющих: элемент, компонент, подсистема, система, внешняя среда), горизонтальной (элемент — элемент, компонент — компонент, подсистема — подсистема, система — система, внешняя среда — внешняя среда) и диагональной плоскостях (например, элемент — подсистема другой системы, подсистема — внешняя среда другой системы). Противоречия/непротиворечия могут существовать и в хронологической плоскости (например, противоречие между наличным у человека и желаемым в будущем, необходимостью совершения действия и его невозможностью по причине психологических барьеров (например, прыжок с парашютом)).

По географической принадлежности, множество видов противоречий/непроти-воречий в туристской системе можно разделить на внешние, внутренние и специфические. Внешние противоречия/непротиворечия возникают между различными

104 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Из размышлений о развитии туристских систем

географическими подсистемами туристской системы (например, конкуренция или тесное сотрудничество между туристскими дестинациями), между интересами туристской системы и внешними системами и т. д. Внутренние противоречия/не-противоречия в туристской системе проявляются между интересами четырех групп субъектов: туристами, представителями предприятий туристской индустрии, субъектами институтов управления (особенно органами государственной власти) и «хозяевами» территорий, а также внутри этих групп. Например, между интересами производственно-сбытового сектора и местного населения туристской дестинации, туристами и «хозяевами», туристскими ассоциациями и государственными органами, между туристскими операторами, отдельными группами населения туристской дестинации и т. д. Специфические проти-воречия/непротиворечия не имеют универсального характера проявлений, имеют локальный характер распространения, причиной их возникновения выступают особенности туристской системы.

В реализации большинства потребностей субъектов туристской системы важную роль выполняет целеобразование (процесс формирования цели деятельности) и осуществление целей (идеальных представлений о будущем результате деятельности). Целеобразование туристской системы необходимо рассматривать как в иерархической плоскости (надсистема, система, подсистема, элемент), так и в пространственной (например, территорий, отправляющих туристов, принимающих и транзитных). Как указывалось выше, генеральной целью туристских систем выступает удовлетворение туристских потребностей людей, однако постановка и реализация подобной цели субъектами туризма выступает как идеальная, так как на практике цели, зачастую, в открытой или скрытой форме подменяются целями над-систем (например, центральными органами управления на местный уровень «спускаются» указания по развитию туризма с целью создания рабочих мест), подсистем/компо-нентов/элементов (например, систему создают туристские фирмы исключительно с целью извлечения прибыли) и связанных систем одного уровня (например, навязы-

вание цели функционирования с позиции «силы»). Таким образом, цели образования и функционирования туристских систем могут быть весьма разнообразны и исходить из конкретных обстоятельств.

Актуальные потребности потенциального туриста овеществляются в конкретном туристском продукте, именно в нем стыкуются интересы туриста и его разработчика, а в процессе его потребления и осуществляется туристская деятельность. Туристский продукт не обязательно должен быть создан туристскими фирмами, он существует и при неорганизованном туризме как совокупность впечатлений, услуг и товаров, которые может предоставить туристская де-стинация и транзитная территория туристу. В настоящее время имеется два подхода к определению сущности туристского продукта. Согласно первому, классическому, это совокупность товаров и услуг, потребляя которые посетители получают определенные блага. Согласно второму подходу туристский продукт понимается как воплощение туристского опыта субъектов, прежде всего потребителей (как совокупность впечатлений, знаний, умений и навыков, сложившихся у посетителя во время и после поездки), характеризуется неотделимостью производства и потребления, посетитель становится со-производителем. При таком подходе на первый план выходят не богатство территории ресурсами, уровень развития инфраструктуры и другие классические преимущества (их наличие подразумевается как самой собой разумеющееся), а тот позитивный опыт (особенно впечатления), которые может получить конкретный посетитель в рамках потребления конкретного туристского продукта. Положительный опыт приводит к лояльному отношению туриста к конкретному туристскому продукту, бренду, фирме, дестинации и т. п. Отрицательный же опыт, наоборот, приводит к репеллент-ному отношению и его нейтрализация требует огромных усилий.

Потребности человека в совокупности с его опытом (в том числе туристским) порождают ориентацию потенциальных туристов в деятельности на разные впечатления и актуальные для них туристские мотивы. Так, Ф. Пирс [8] выделил следующие основ-

105

МНЕНИЕ

ные факторы туристской мотивации (расположены в порядке убывания важности по их

распространенности среди туристов):

• новизна;

• уход от действительности и релаксация;

• укрепление отношений с компаньонами, родственниками, друзьями и любимыми;

• автономность (быть независимым, никому не обязанным, делать что желаешь);

• природа (любоваться пейзажами, сближение с природой, познание природы, быть в гармонии с природой);

• саморазвитие, связанное с местом пребывания (изучение новых явлений, познание другой культуры, встреча новых и разных людей, изучение территории, встреча с местными жителями, наблюдение за другими людьми, следование текущим событиям в дестинации);

• возбуждение (исследование неизвестного, чувство волнения, наличие непредсказуемых событий, быть спонтанным, опыт смелого и дерзкого поведения, острые ощущения и риск);

• личное саморазвитие (развитие интересов, познание того, на что способен, рост образованности и воспитанности, рост самоуверенности, развитие навыков и способностей, использование навыков и талантов);

• отношения (ощущение уверенности и надежности): ощущение безопасности и защищенности; отношения с респектабельными людьми; встреча людей с близкими ценностями и интересами; пребывание рядом с внимательными людьми; быть с теми, в ком нуждаюсь; чувство принадлежности к определенным близким сообществам;

• самоактуализация: получение новых жизненных перспектив; чувство внутренней гармонии; понимание большего о себе; креативность; работа для себя и духовные ценности;

• уединение: ощущение мира и спокойствия; уход от межличностного давления и напряжения; ощущение открытого пространства; быть вдали от людей; наслаждение уединением;

• ностальгия: мысли о хорошем времяпровождении прошлого; размышление о прошлых воспоминаниях;

• роман: романтические отношения и секс;

• признание: разделение навыков и знаний с другими; показ другим, что я могу это сделать; признание другими людьми; быть лидером для других (власть); показать другим, что я был там, а также повышение статуса, соревнования/конкурен-ция.

Однако понимание причин туристской деятельности человека важно, но недостаточно, потому что необходимо учитывать и факторы, которые могут как подтолкнуть к этой деятельности, так и ограничить. К. Купер и С.М. Холл [7] выделили следующие группы соответствующих факторов: доход, которым можно располагать; свободное время, личные права и свободы граждан, состояние здоровья, наличие информации, уровень безопасности, семья, работа, транспортная доступность, гендерный фактор и культура.

Туристский опыт формируется не только у посетителя, но и у производителей — опыт производства и предоставления туристских услуг и товаров, у туристов и «хозяев» — опыт межкультурных коммуникаций, у продавцов — опыт продаж, управляющих — опыта управления и регулирования. Формирование и трансляция туристского «опыта» тесно связаны с туристским образованием и создают дополнительные факторы прогрессирующего развития туристских систем, а также диффузии «опыта» на другие территории и других субъектов.

В результате прогрессирующего развития туристской системы в ней происходят организационные процессы, которые можно подразделить на институциональные и пространственные. Процессы институциональной организации проявляются в формировании различных отраслевых ассоциаций, общественных организаций (которые, прежде всего, берут на себя функции защиты интересов участников объединений), а также единой организации управления туристской дестинацией. Пространственные организационные процессы проявляются в формировании туристских кластеров, отдельных устойчивых или временных географически интегрированных туристских производственно-сбытовых образований, закономерной дифференциации туристских функций территорий и т. д. [3].

106 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Из размышлений о развитии туристских систем

Непосредственно моделям развития туристских дестинаций посвящено множество работ, среди которых необходимо отметить работы С.С. Плота [9], Р.В. Батлера и его последователей [6], Ж.М. Миосека, Е. Гормсе-на, М. Оппермана и др. [1].

Развитие туристских систем должно базироваться на принципах устойчивости. По сути, основываться на рефлексивной симметрии, согласно которой использование есть промежуточный этап возобновления, возобновление — промежуточный этап использования [4]. Например, использование в туристских целях национального парка способствует сохранению его экосистем, в свою очередь, сохранение природного парка способствует существованию и развитию там туризма. Устойчивое развитие предполагает следование определенным принципам. В области туризма к таким принципам можно отнести «принципы Беладжио» [10], перечислим их.

1. Миссия и цели. Оценка прогресса устойчивого развития должна руководствоваться ясным видением миссии и основанными на ней целями.

2. Целостные перспективы. Оценка прогресса устойчивого развития должна:

2.1. Включать обзор как целой системы, так и ее частей.

2.2. Рассматривать благосостояние социальных, экологических и экономических подсистем, их структур, направлений и норм изменения структур и их компонентов, взаимодействия компонентов.

2.3. Рассматривать положительные и отрицательные последствия человеческой деятельности через отражение издержек и выгод для людей и экологических систем в денежных и неденежных выражениях.

3. Существенные элементы. Оценка прогресса устойчивого развития должна:

3.1. Рассматривать справедливость и неравенство среди текущего населения, а также между настоящим и будущими поколениями в области проблем использования ресурсов, сверхпотребления и бедности, прав человека и доступа к услугам.

3.2. Правильно рассматривать экологические условия, от которых зависит жизнь.

3.3. Рассматривать экономическое развитие как деятельность, которая способствует человеческому/соци-альному благосостоянию.

4. Адекватный масштаб. Оценка прогресса устойчивости должна:

4.1. Использовать достаточно длинный период времени, чтобы выявить реакцию человека и экосистем на влияние текущих краткосрочных решений потребностей, а также потребностей будущих поколений.

4.2. Выбирать достаточно большие по площади пространства исследования, чтобы учитывать не только локальные воздействия, но и воздействия на достаточно удаленных людей и экосистемы.

4.3. Опираться на исторические и текущие условия для прогнозирования будущих условий.

5. Практическая направленность. Оценка прогресса устойчивого развития должна базироваться на следующих параметрах:

5.1. Конкретный набор категорий или организационных рамок, связывающих миссию и цели с индикаторами и критериями оценки.

5.2. Ограниченное число вопросов для анализа.

5.3. Ограниченное число показателей или их комбинаций для обеспечения более ясного видения прогресса. Стандартизация измерений в целях обеспечения сравнимости значений индикаторов достижения цели, контрольных значений, диапазонов, пороговых значений и выявления тенденций в соответствующих случаях.

6. Открытость. Оценка прогресса устойчивого развития должна:

6.1. Создавать методы и получать данные, доступные всем.

6.2. Делать ясными и понятными все суждения, предположения и сомнения в данных и интерпретациях.

7. Эффективные коммуникации. Оценка прогресса устойчивого развития должна:

7.1. Разрабатываться с учетом потребностей аудитории и пользователей.

7.2. Исходить из индикаторов и других инструментов, которые являются

107

МНЕНИЕ

стимулирующими и используются для привлечения руководителей.

7.3. Иметь простую структуру и использовать ясный и простой язык.

8. Широкое участие. Оценка прогресса устойчивого развития должна:

8.1. Быть широко представленной простым людям, профессионалам, техническим и социальным группам, включая молодежь, коренные народы, с целью обеспечения учета и признания разнообразных и изменяющихся ценностей.

8.2. Обеспечивать участие органов, ответственных за принятие решений, с целью обеспечения прочной связи между принятой политикой и результатами деятельности.

9. Постоянная оценка. Оценка прогресса устойчивого развития должна:

9.1. Помогать в создании потенциала для неоднократных измерений выявления тенденций.

9.2. Быть повторяемой, адаптивной и реагировать на неопределенности, поскольку системы часто являются сложными.

9.3. Регулировать цели, структуры и индикаторы.

9.4. Содействовать развитию коллективного обучения и обратной связи в процессе принятия реше ний.

10. Организационный потенциал. Непрерывность оценки прогресса в устойчивом развитии должна:

10.1. Обеспечивать четкое распределение функций и поддержки в процессе принятия решений.

10.2. Предоставлять институциональный-потенциал для сбора данных, обслу-живаний и документации.

10.3. Поддерживать развитие местного потенциала в области оценки.

В значительной части литературы, средствах массовой информации, обществе в целом развитие туризма рассматривается и преподносится чуть ли не как панацея от «всех болезней» территорий и общества, которая привлекательна и приятна в «употреблении» (особенно своими экономическими выгодами). Однако необходимо понимать, что развитие туристской системы может при-

носить не только позитивные последствия, но и нейтральные и негативные.

Восприятие следствий развития туризма является субъективным, поэтому практические любое явление может быть позитивным для одних субъектов и негативным для других. Например, развитие туризма стимулирует развитие смежных с ним отраслей хозяйства, и это будет благом для занятых в них субъектах, но негативным — для субъектов других отраслей, которые начнут терять ресурсы и окажутся на периферии общественной и экономической жизни территории.

Ситуация осложняется тем, что сегодня один и тот же субъект может быть туристом, завтра — производителем туристских услуг, сегодня находиться в одном настроении и воспринимать следствия с одной позиции, а завтра — с другой. Кроме того, субъекты одновременно или разновременно могут относиться к разным социальным группам с разными интересами. В указанном контексте остро встает проблема соотношения личных и коллективных интересов. И даже с научных позиций одно и то же явление и его аспект может иметь как позитивные, так и негативные стороны (особенно сложно объективно оценить следствия в социальной и культурной сфере) и т. д. Поэтому проблему позитивных и негативных следствий развития туризма следует рассматривать рационально с учетом интересов всех основных субъектов, а саму постановку вопроса можно осуществлять на основе модели, представленной на рис. 1.

Особенностью развития туризма является и то, что воздействие оказывается сразу на все географические туристские подсистемы и внешнюю среду. Это приводит к необходимости согласования интересов географических подсистем, внешней среды и их совместного комплексного решения проблем, что является редким и сложно реализуемым. Например, при проведении экскурсий между двумя городами отправляющая и принимающая стороны получат больше позитивных, чем негативных эффектов, за счет хозяйственного задействования производителей туристских услуг, в то же время транзитные территории могут получить только негативные эффекты (выбросы выхлопов экскурсионных автобусов, шумовое загрязнение, ветшание дорожного полотна и т. п.).

108 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Из размышлений о развитии туристских систем

Рис. 1. Модель понимания последствий развития туризма [7]

1. Дефиниции туризма. 2. Дифференциация от других воздействий. 3. Масштаб и границы воздействия.

4. Взаимовоздействие туризма и дестинации.

5. Изначальное состояние дестинации (до воздействия).

6. Мониторинг. 7. Фрагментированность (неполнота) информации о воздействиях. 8. Дефиниция, позиционирование и признание проблемыс 9. Интегральный подход

Следовательно, ситуация требует справедливого перераспределения благ, но кто будет отдавать и кому? На каких основаниях или по чьей указке? Сколько и за что?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В реальной практике транзитная территория может мало на что рассчитывать в указанной ситуации, однако это может привести и к тому, что власти транзитной территории могут запретить проезд и пострадают все субъекты сложившегося продукта, в том числе и туристы. Поэтому еще раз подчеркнем: устойчивое развитие туристской системы требует комплексного учета интересов всех субъектов и географических подсистем. Однако вполне очевидно, что наиболее широкий спектр воздействий туризма оказывается на туристскую дестинацию.

Существенным фактором характера проявления следствий являются темпы развития туризма. Когда развитие идет эволюционным, естественным путем и имеет низкие темпы, система успевает адаптироваться, поэтому отрицательные эффекты проявляются с меньшей остротой. При чрезмерных же темпах развития возникает резкая поляризация положительных и отрицательных эффектов, которые привносят существенный дисбаланс не только в туристскую систему, но и в общественную жизнь территории в целом.

Основные выводы. Резюмируя, отметим, что большая часть следствий развития туризма может рассматриваться как с негативных, так и с позитивных сторон, поэтому их необходимо рассматривать в сложившемся контексте и исходя из сложившейся, либо случившейся в прошлом или заложенной в будущем ситуации.

Таким образом, в современной экономике все больший акцент в развитии туризма делается не на богатстве территории ресурсами или насыщенности конкретного туристского продукта услугами и товарами (да, они существенны и расширяют спектр возможностей), а на туристском опыте (особенно впечатлений потребителя и креативности производителя). Происходит гуманизация туристской экономики, когда ее фактическим центром начинает выступать конкретный субъект, система отношений преобразуется из цепочечной в сетевую, а туристские системы представляют собой одновременно и процесс, и результат взаимодействия личностей под влиянием конкретных факторов и условий на конкретном территориально-ресурсном плацдарме.

Литература

1. Александрова А.Ю. География туризма как научная дисциплина // География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2013. 592 с.

2. Каверин С.Б. Мотивация труда. — М: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 224 с.

3. Саранча М.А. Потенциал и организация развития туризма в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем: монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 220 с.

4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1996. 380 с.

5. Урманцев Ю.А. Целостные, нецелостные, целостно-нецелостные, «небытийные» свойства объектов-систем // Сборник 5 Международного форума по информатизации. М., 1996.

6. Butler R.W. The concept of a tourist area cycle of evolution: implications for management of resources // Canadian Geographer, 1980. V. 24. №1.

7. Cooper C., Hall C.M. Contemporary tourism. An international approach. Burlington: Elsevir, 2008. P. 14.

109

МНЕНИЕ

8. Pearce P.L. Tourist Behaviour: themes and conceptual schemes. — Clevedon, UK: Channel View Publications, 2005. 241 pp.

9. Plog S.C.Leisure Travel: Making It a Growth Market... Again! N.Y.: Wley,1991.

10. Weaver D. Sustainable tourism theory and practice. — Amsterdam: Butterworth-Heinemann, 2008. 240 p.

REFLECTING ON TOURIST SYSTEMS DEVELOPMENT

Sarancha Mikhail Aleksandrovich, Sector of Geographical Sciences, Head of the Department

of Ecology and Ecosystem Exploitation

Udmurt State University, Izhevsk, Russian Federation

The article is devoted to the issues of the development of tourist systems, which are a complex integrated natural-social entities. Development is one of the tourist system transformation options, which rests of needs-driven human activity. Needs satisfaction is largely dependent on the goal formation and goal realization. The current needs of a potential tourist are materialized in an individual tourist product, which is regarded, from the economy perspective, as classic and modern. From the modern perspective, a tourist product is an externalization of experience (most of all, impressions) coming from visitors, producers, sellers, and managers alike. Thus, modern tourist economy is primarily based on tourist experience (a visitor’s/guest’s impression and provider creativity) rather than on the classical advantages of territories/products (richness in resources, abundance of resources and product/service versatility, etc). Simultaneously, tourist product creation is increasingly co-produced. The development of tourist systems should be founded on sustainable development and reflexive symmetry. However, a tourist system development can sometimes have negative consequences closely related to geographical variation, personal viewpoint difference, and unfairness conceived.

Keywords: development, system, tourism, tourism experience

References

1. Aleksandrova, A.Iu. Geografiiia turizma kak nauchnaia distsiplina [Tourism geography as a scientific discipline]. Moscow: KNORUS Publ., 2013. 592 p.

2. Kaverin, S.B. Motivatsiia truda [Labour motivation]. Moscow: Institut Psikhologii RAN Publ., 1998. 224 p.

3. Sarancha, M.A. Potentsial i organizatsiia razvitiia turizma v Udmurtskoi Respublike: geograficheski analiz i otsenka poentsiala informatsionnykh sistemy [the Potential and tourism organization in the Udmurt republic: geographical-information-system-based geographical analysis and evaluation]. Izhevsk: Udmurtskii universitet Publ., 2011. 220 p.

4. Stepin, V.S., Gorokhov, V.G., and Rozov, M.A. Filosofiia nauki i tekhniki [The philosophy and science and technology]. Moscow: Kontakt-Al’fa Publ., 1996. 380 p.

5. Urmantsev, Iu.A. Tselostnye, netselostnye, tselostno-netselostnye, “nebytiinye” svoistva ob’’ektov-sistem [Integral, non-integral, semi-integral, “non-being” characteristics ofpoint systems]. Sbornik 5 Mezhdunarodnogo foruma po informatizatsii [Proceedings of the 5th International forum of informatization]. Moscow, 1996.

6. Butler, R.W. The concept of a tourist area cycle of evolution: implications for management of resources // Canadian Geographer, 1980. V. 24. №1.

7. Cooper, C., Hall C.M. Contemporary tourism. An international approach. Burlington: Elsevir, 2008. P. 14.

8. Pearce, P.L. Tourist Behaviour: themes and conceptual schemes. — Clevedon, UK: Channel View Publications, 2005. 241 p.

9. Plog, S.C. Leisure Travel: Making It a Growth Market... Again! N.Y.: Wiley, 1991.

10. Weaver, D. Sustainable tourism theory and practice. — Amsterdam: Butterworth-Heinemann, 2008. 240 p.

110 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.