Научная статья на тему 'Вопросы развития сложившихся региональных центров и новых городов Азербайджанской республики'

Вопросы развития сложившихся региональных центров и новых городов Азербайджанской республики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
213
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ГОРОД / РЕКОНСТРУКЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ГРУППОВОЕ РАССЕЛЕНИЕ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / INDUSTRIAL CITY / RECONSTRUCTION / REGIONAL CENTERS / GROUP SETTLEMENT SYSTEM / PLANNING STRUCTURE / STABILITY OF CITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нагиев Низами Гасан Оглы

В статье освещаются проблемы развития градостроительства в Азербайджане в ХХ в., строительства промышленных городов Сумгаит, Мингечаур, Ширван и реконструкции города Баку, региональных центров группового расселения Гянджи, Нахчыван и других, возведения в этих городах энергетических комплексов и дорожно-транспортных систем. Отмечается необходимость разработки открытой планировочной структуры в этих городах, способствующей стабильному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FORMED REGIONAL CENTERS AND NEW CITIES IN AZERBAIJAN REPUBLIC

The article considers the problems of urban development in Azerbaijan Republic in the twentieth century; the construction of industrial cities: Sumgait, Mingechevir, Shirvan; reconstruction of Baku-city, regional centers of group settlement of Gyandja, Nakhchivan, etc.; construction of energy complexes and transport systems in these cities. The open planning structure contributing to the stability of the development of these cities was worked out.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития сложившихся региональных центров и новых городов Азербайджанской республики»

УДК 711.12.435

НАГИЕВ НИЗАМИ ГАСАН ОГЛЫ, канд. архит., профессор, заслуженный архитектор Азербайджанской республики, foreign prorector@yahoo. com

Aзербайджанский архитектурно-строительный университет,

Баку, AZ10, пр. Гасан Бека Зардаби, 88а

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШИХСЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И НОВЫХ ГОРОДОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье освещаются проблемы развития градостроительства в Азербайджане в ХХ в., строительства промышленных городов Сумгаит, Мингечаур, Ширван и реконструкции города Баку, региональных центров группового расселения Гянджи, Нахчыван и других, возведения в этих городах энергетических комплексов и дорожно-транспортных систем. Отмечается необходимость разработки открытой планировочной структуры в этих городах, способствующей стабильному развитию.

Ключевые слова: промышленный город; реконструкция; региональный центр; групповое расселение; планировочная структура; развитие.

NAGHIYEV, NIZAMI HASAN OGLU, Cand. of arch.sc., prof., prorector@yahoo. com

Azerbaijan University of Architecture and Construction,

88a Zardabi Gasan Bek Avenue, Baku, Azerbaijan

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FORMED REGIONAL CENTERS AND NEW CITIES IN AZERBAIJAN REPUBLIC

The article considers the problems of urban development in Azerbaijan Republic in the twentieth century; the construction of industrial cities: Sumgait, Mingechevir, Shirvan; reconstruction of Baku-city, regional centers of group settlement of Gyandja, Nakhchivan, etc.; construction of energy complexes and transport systems in these cities. The open planning structure contributing to the stability of the development of these cities was worked out.

Keywords: industrial city; reconstruction; regional centers; group settlement system; planning structure; stability of city development.

Каждый новый этап социального и экономического развития Азербайджанской республики требовал одновременного научного и практического решения многих важных градостроительных задач, тесно связанных с размещением производительных сил, более рациональным использованием сырьевых и трудовых ресурсов, с необходимостью дальнейшего развития сложившихся и строительства новых городов. В республике эти задачи после 1920 г. в основном решались соответствующими плановыми, градостроительными и отраслевыми органами.

Как следствие развития промышленности и сельского хозяйства в республике в ХХ в. развернулось и интенсивно осуществлялось строительство таких новых промышленных центров, как город химиков и металлургов Сум-

© Н.Г. Нагиев, 2012

гаит, город энергетиков Мингечаур, городов Ширван, Дашкесан, Нефтечала и др. Наряду с этим велись работы по реконструкции и развитию столицы республики г. Баку, а также региональных центров, центров групповых систем населенных мест, городов Гянджа, Нахчыван, Ханкенди, Шеки, Губа, Агдам, Хачмаз, Сальян, Ленкорань. Сооружались энергетические комплексы, крупные объекты дорожно-транспортной системы, инженерного обеспечения [1, с. 12-14]. Однако в тот период не всегда удавалось достигнуть максимального экономического, промышленно-хозяйственного эффекта. В решении перечисленных экономических и градостроительных задач зачастую опирались на отраслевое планирование, не всегда подкрепленное территориальным планированием. Несмотря на огромную социальную и экономическую эффективность районной планировки как государственного градостроительного документа лишь в 60-е гг. ХХ в. в Азербайджане стали уделять должное внимание разработке и полноценной реализации научно обоснованных проектов районной планировки, играющей важную роль в комплексном решении градостроительных задач на современном научно-техническом уровне. Поэтому неудивительно, что в планировании размещения и строительства новых городов допускались просчеты. Отрицательно влиял ведомственный подход при размещении новых городов и установлении перспектив их развития. В связи с этим резко снижалась экономическая эффективность капитальных вложений и архитектурно-планировочные качества застройки городов и населенных мест. Зачастую не обеспечивалось осуществление комплексной застройки жилых кварталов и микрорайонов, что приводило к неполноценному культурнобытовому обслуживанию населения. Финансирование строительства необходимых объектов в региональных центрах и новых городах в тот период не соответствует градостроительным документам, в связи с чем часто происходит отставание в строительстве жилья, объектов культурно-бытового обслуживания и инженерных сетей от строительства производственных объектов. Слабо обеспечивался учет современных социальных требований к планировке и застройке новых городов, их общественных центров, жилых районов и промышленных зон, к организации полноценной функциональной взаимосвязи между ними, чтобы обеспечить создание оптимальных условий для жизни и труда граждан в наиболее короткие сроки.

Недостаточно внимания уделялось проблемам экономики градостроительства, в частности, таким узловым вопросам, как установление оптимальной плотности застройки всех зон города, этажности застройки, отчего непосредственно зависит эффективность использования городских территорий; вопросам планировочной структуры города, также определяющей его величину и удельный вес затрат в зависимости от протяженности транспортных связей и инженерных сетей; вопросам сохранения и улучшения окружающей среды; вопросам обоснования перспективной численности населения и выбора оптимального варианта расселения, особенно в развивающихся малых городах.

Так, при территориальном размещении нового города Мингечаура не были в полной мере учтены некоторые существенные градостроительные факторы. Наличие здесь мощной энергетической базы заранее создавало осо-

бо солидные предпосылки перспективного развития промышленности и значительного роста населения. Однако город оказался неудачно расположенным на площадке с ограниченными возможностями дальнейшего территориального развития. В течение многих лет город испытывает чрезвычайно большие трудности при размещении строительства новых производственных объектов и жилья из-за тяжелых геологических и гидрологических условий городской территории и ее окружения. В значительной части прибрежной зоны города пришлось вообще запретить всякое строительство. Новая больница и ее инженерные сети, построенные на мощной толще просадочных грунтов на склоне Боздага, уже к моменту ввода в эксплуатацию потребовали больших ремонтно-восстановительных работ, дополнительных мер и затрат по предотвращению замачивания грунтов под каждым зданием и сооружением.

В 1972 г. была завершена первая очередь строительства нового города Сумгаит. Была начата разработка нового генерального плана для дальнейшего развития и застройки города, был проведен всесоюзный конкурс и утвержден проект детальной планировки центральной части города, разработаны проекты улиц центральной части с эскизом застройки, проекты планировки промышленного района, инженерного оборудования города, в том числе теплоснабжения и дренажа для понижения уровня грунтовых вод и т. д. Казалось, сделано все для достойного продолжения застройки, однако Министерство промышленного строительства республики в тот период не решило вопрос о своевременной подготовке необходимой производственной базы строительства. В итоге на протяжении десятка лет осуществлялась практика выборочной застройки 5-этажными домами территории новых крупных микрорайонов центральной части города, однако площадки, предусмотренные под 9-12-этажную застройку, оставались незастроенными. Прокладывались инженерные коммуникации, улицы и проезды. Строители только в 1980-1981 гг. завершили запоздалую реконструкцию Сумгаитского завода ДСК-3 и начали строительство 9-этажных крупнопанельных жилых домов, составляющих основной объем застройки. Часто отставало строительство объектов культурно-бытового обслуживания населения, в том числе магазинов, детсадов, школ. Все это приводило к крайне нерациональному использованию дефицитных городских земель из-за низкой плотности застройки, а также мощностей уже готовых дорогостоящих инженерных сетей. Многие годы не завершалась застройка микрорайонов центральной части города, население которых вынуждено было жить, по сути, на действующей строительной площадке. Наряду с этим большие средства затрачивались на подготовку и инженерное оборудование новых территорий, вновь частично застраиваемых 5-этажными домами. Только в 90-е гг. удалось изменить сложившееся тяжелое положение.

Недальновидный подход в свое время был проявлен при прогнозировании развития нового города Ширван в пределах его естественных границ: между Аджикабульским озером, нефтепромысловыми территориями, шоссейной, железной дорогой и главным ширванским коллектором. Отсутствие необходимых территориальных резервов для развития города сказалось задолго до истечения расчетного срока первого генплана и вызвало большие трудно-

сти в размещении нового промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства. В результате железная дорога оказалась в гуще жилой застройки без необходимых санитарно-защитных разрывов и оборудованных переходов. Жители этого микрорайона и их дети вынуждены многократно пересекать полотно железной дороги, что приводит к несчастным случаям. Однако вместо выноса железнодорожной линии за пределы города в 80-е гг. были израсходованы немалые средства на её электрифицирование.

Таким образом, неблагоприятная градостроительная ситуация, сложившаяся в городе Ширван, отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии. Решения разрабатываемого в последующем нового генплана заведомо были далеки от оптимальных, особенно в части функциональной организации планировочной структуры и экономики развития города. Селитебная территория практически наглухо замыкается со всех сторон старой и новой промышленной зонами и нефтегазовыми промысловыми землями. Уже сегодня вследствие деятельности человека Аджикабульское пресноводное озеро наполовину высохло, и подобное окружение вряд ли будет способствовать созданию хорошей воздушной среды и улучшению микроклимата города.

Аналогичные просчеты были допущены в долгосрочных технико-экономических расчетах перспективного развития г. Гянджа. Так, расчетная численность населения города, принятая генеральным планом 1934-1935 гг. и откорректированная в 1939 г. в 200 тыс. чел., на 1990 г. оказалась явно заниженной, т. к. число жителей уже в 1977 г. достигло 216 тыс. чел.

Грубые нарушения в свое время были допущены в ходе реализации генерального плана города (редакции 1939 г.). Городские власти, в частности, санкционировали ничем не ограниченную индивидуальную застройку усадебного типа, в результате чего город остался без земельных резервов для многоэтажного жилищного строительства, строительства школ, детсадов, яслей, магазинов и других объектов культурно-бытового обслуживания населения. Теперь для размещения этих объектов приходится сносить большое количество индивидуальных домов, пригодных для жилья, и зеленых насаждений. Эти нарушения привели к чрезмерному увеличению площади города, к низкой плотности застройки и неэкономичному, неэффективному использованию весьма дефицитных городских земель.

Неэкономичное расходование не только городских территорий, но и ценных сельскохозяйственных земель стало повседневной практикой и во многих других перспективных малых городах - региональных центрах, в которых завышаются установленные размеры приусадебных участков. Особенно это заметно в небольших городах и поселках городского типа, где фактические плотности застройки по указанным причинам в полтора-два раза ниже нормативных [3, с. 62, 63].

Несмотря на это, в силу развития промышленного потенциала республики и роста численности населения, многие города Азербайджана, в особенности столица республики - город Баку, новые города и перспективные малые и средние города - региональные центры - интенсивно развиваются как территориально, так и по численности населения. В этих условиях для обеспечения стабильного роста важное значение приобретает правильный вы-

бор направления долгосрочного территориального развития города. Анализ планировочной структуры генеральных планов новых городов и перспективных региональных центров, центральных городов - опорных центров групповых систем населенных мест - показывает, что при неправильном выборе направления развития происходит размещение крупных промышленных предприятий различного назначения, создающее барьеры для дальнейшего нормального роста этих городов. Промышленные предприятия оказываются в городской среде, в зоне жилой застройки, без соответствующих санитарных разрывов, что вызывает неудобства для нормального функционирования городской жизни, приводит к преждевременной переработке градостроительной документации. Почти для всех новых и развивающихся городов каждые 10-15 лет осуществлялась переработка планировочной документации. Например, Сумгаит, назначение и местоположение которого как города-спутника Баку было определено в генеральном плане 1932 г., начал интенсивно застраиваться после войны в пятидесятые годы. Он начал строиться как населенный пункт при теплоэлектроцентрали. За короткий срок город превратился в крупный индустриальный центр с благоустроенными и хорошо озелененными жилыми кварталами и развитой сетью культурно-бытового обслуживания. Близость к Баку (около 40 км), тесные трудовые и культурно-бытовые связи определили его ускоренное развитие, в связи с чем возникла необходимость корректировки генерального плана 1932 г. В 1948 г., по разработанному институтом ГИПРОМЕЗ (Москва) новому генплану, город был рассчитан на 85 тыс. жителей. Он имел линейную планировочную структуру с торцовым размещением селитебной и промышленных зон и был вытянут вдоль берега моря. Жилые районы были намечены с наветренной стороны по отношению к промышленности.

Планировочная структура города была основана на прямоугольной схеме магистралей, где широкие улицы проложены параллельно берегу моря, а меридиональные - перпендикулярно ему. Центральная площадь отодвинута в глубь застройки в целях защиты от северных ветров. Главная административная площадь обстроена четырехэтажными жилыми домами; с северо-запада размещено административное здание. Сумгаит с самого начала отличался комплексностью застройки жилыми и общественными зданиями. Начиная с 60-х гг. в Сумгаите появляются первые 9-этажные здания. В эти годы Сумгаит - один из наиболее интенсивно застраиваемых городов республики [2, с. 48-50]. Наряду с жильем возводились детские дошкольные учреждения, школы, здания культурно-бытового обслуживания. Одновременно строились учреждения общегородского назначения: больницы, ночные профилактории, административные здания, учебные заведения, торговый центр.

Массовое жилищное строительство Сумгаита, сосредоточенное в его юго-восточной части - в направлении, в котором город растет и развивается, -вновь потребовало в 1960 г. корректировки генерального плана и разработки в 1969-1970 гг. проекта детальной планировки селитебной зоны города. Однако и эти градостроительные документы не учитывали темпы роста города. В результате с чем в 1990 и 2010-х гг. появились новые редакции генеральных планов развития г. Сумгаита. Сегодня стоит задача разработки концепции

развития Сумгаита в общей системе населенных мест Бакинско-Апшеронской агломерации.

Аналогичная ситуация сложилась с разработкой градостроительной документации по развитию городов Гянджа, Мингечаур, Ширван, Шеки, Нахчыван, Ленкорань, а также других новых и развивающихся перспективных городов, региональных центров.

Анализ разработанных в 70-80-е гг. ХХ в. генеральных планов городов Азербайджанской республики показывает, что в целом все вновь разработанные генеральные планы преследуют цель частичного исправления сложившихся планировочных систем. На наш взгляд, архитектурно-планировочная эффективность заключается в улучшении структуры города, сохранении своеобразия ландшафтных данных, повышении архитектурно-пространственных качеств застройки, органической связи исторического наследия с современной застройкой.

Однако, наряду с этим, анализ пространственных структур реконструируемых и новых городов показал, сколь существенную роль играют унаследованные градостроительные образования. Создание новых структур должно происходить не по произвольному выбору формы, но под влиянием объективных закономерностей постепенного расширения городской территории, роста каркаса города, процессов адаптации старой и культурного освоения новой городской среды. Характер этого градостроительного процесса должен отражать и поддерживать рост населения города, распространение городского образа жизни, социально-культурную адаптацию новых жителей, словом -сложные пути развития культуры города.

В то же время планировочная структура города должна быть открытой, с учетом длительного непрерывного развития.

Библиографический список

1. Фатуллаев, Ш.С. Градостроительство и архитектура Азербайджана Х1Х - начала ХХ века / Ш.С. Фатуллаев / Академия наук Азерб. ССР. Институт архитектуры и искусства. - Л. : Стройиздат. Ленинградское отделение, 1986. - 455 с.

2. Эфендизаде, Р.М. Архитектура советского Азербайджана / Р.М. Эфендизаде. - М. : Стройиздат, 1986. - 319 с.

3. Гасанова, А.А. Проблемы экологии городов Азербайджана / А.А. Гасанова. - Баку : Элм, 2003. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.