Научная статья на тему 'Модели обновления объемно-пространственных композиционных элементов прибрежных городов реки Куры (Азербайджан)'

Модели обновления объемно-пространственных композиционных элементов прибрежных городов реки Куры (Азербайджан) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
715
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ КАРКАС / РЕЛЬЕФ / РУСЛО РЕКИ КУРЫ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / НАБЕРЕЖНАЯ / ДОМИНАНТА / МОДЕЛЬ / ЛАНДШАФТ / NATURAL FRAME / RELIEF / COURSE OF THE RIVER KUR / URBAN ENVIRONMENT / EMBANKMENT / DOMINANT / MODEL / LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Абдуллаева Самира Мирахмед

В статье предложены модели обновления объемно-пространственного решения композиционных элементов городской среды за счет рационального внедрения форм, средств, совершенствующих микросредовые ситуации. Это актуально именно для тех участков городов, которые имеют повседневный контакт со взором наблюдателя. Указанные средства архитектурно-композиционного обновления застройки прибрежных городов, в конечном счете, определяют степень комфортности среды, богатство ее визуального восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABDULAEVA S. M.THE MODELS OF THE VOLUMETRIC SOLUTION OF MAIN COMPOSITIONAL ELEMENTS OF THE COASTALTOWNS OF THE RIVER KUR (AZERBAIJAN)

The article suggests same model of renovation volumetric spatial solution of compositional elements of the urban environment through rational implementation of forms, means that improving they micro environment situation. This is true especially for those parts of the cities that have contact with the observer’s eye every day. These funds architectural composition renovation construction of coastal cities, ultimately, determine the degree of comfort environment, the richness of its visual perception. The indicated means of architectural-compositional renovation of the construction of coastal towns ultimately determine the degree of comfort of the environment, the riches of its visual perception.

Текст научной работы на тему «Модели обновления объемно-пространственных композиционных элементов прибрежных городов реки Куры (Азербайджан)»

УДК 711.4

АБДУЛЛАЕВА С. М.

Модели обновления объемнопространственных композиционных элементов прибрежных городов реки Куры (Азербайджан)

В статье предложены модели обновления объемно-пространственного решения композиционных элементов городской среды за счет рационального внедрения форм, средств, совершенствующих микросредовые ситуации. Это актуально именно для тех участков городов, которые имеют повседневный контакт со взором наблюдателя. Указанные средства архитектурно-композиционного обновления застройки прибрежных городов, в конечном счете, определяют степень комфортности среды, богатство ее визуального восприятия.

Ключевые слова: природный каркас, рельеф, русло реки Куры, городская среда, набережная, доминанта, модель, ландшафт.

ABDULAEVA S. M.

THE MODELS OF THE VOLUMETRIC SOLUTION OF MAIN COMPOSITIONAL ELEMENTS OF THE COASTAL TOWNS OF THE RIVER KUR (AZERBAIJAN)

The article suggests same model of renovation volumetric spatial solution of compositional elements of the urban environment through rational implementation of forms, means that improving they micro environment situation. This is true especially for those parts of the cities that have contact with the observer’s eye every day. These funds architectural composition renovation construction of coastal cities, ultimately, determine the degree of comfort environment, the richness of its visual perception. The indicated means of architectural-compositional renovation of the construction of coastal towns ultimately determine the degree of comfort of the environment, the riches of its visual perception.

Keywords: natural frame, relief, course of the river Kur, urban environment, embankment, dominant, model, landscape.

Абдуллаева

Самира

Мирахмед

младший научный сотрудник Азербайджанской Национальной академии наук, институт «Архитектуры и искусства», отдел «Геральдика и Дизайн»

e-mail: memar s@mail.ru

Река является одним из важнейших природных градоформирующих факторов в планировочной структуре городов. Из истории градостроительства известно множество примеров, когда город был основан в долине реки. По мере развития города река приобретала различное значение в его структуре. Изучение ландшафтных элементов прибрежных городов реки Куры, а также аспектов и факторов, определяющих их объемно-пространственные качества и тенденции развития, позволило предложить несколько композиционных моделей преобразования их главных функционально и пространственно важных участков.

Составные элементы городских общественных пространств рассматриваются как отдельно взятые градостроительные объекты (общественные центры, городские улицы и площади, озеленение), оторванные от ландшафтной подосновы и общей экологической ситуации. Результатом этого стала дискомфортность общественных пространств современных городов: ухудшение экологического состояния, несоответствие

сложившейся планировочной структуры функциональному использованию и современным требованиям создания благоприятных условий для человека. Эстетическое значение реки всегда было решающим для формирования визуальных доминант, усиления восприятия архитектуры набережных и мостов, обогащающих силуэт города. С целью создания экологически комфортных общественных пространств в исследовании были предложены способы разработки пространственно-планировочного, функционального, социально-эстетического изменения средовых характеристик городов.

В данной статье моделирование архитектурно-планировочных фрагментов представлено в виде трансформации элементов городской среды с учетом специфики их функционирования, организации транспортно-пешеходного движения и состояния природного каркаса реки Куры.

Архитектурный облик указанных композиционных узлов является одновременно и ведущим признаком узнаваемости их архитектурно-планировочных решений, но есть элементы, кото-

© Абдуллаева С. М., 2013

17

Иллюстрация 1. Парк в г. Ширван

рые работают лишь на фокусные точки города (площади, вокзалы, центры, парки, набережные) (Иллюстрация 1), указанные связи же, наоборот, формируют композиционные оси в городской среде (магистрали, фоновая линейная застройка набережных и пр.) (Иллюстрация 2) [2, 9].

В городе Мингечевир главным элементом в архитектурно-планировочной структуре его общественного центра является протянувшаяся по обеим сторонам от реки Куры набережная. Жилая застройка между транспортными и пешеходными связями в городе выступает в качестве однородного заполнителя городской среды и территориально объединена в единое пространство.

В городе Евлах композиционной осью является транспортная магистраль Барда — Евлах — Баку. В городе Ширван главным композиционным узлом является центральная площадь.

При разработке генеральных планов в трактовке объемно-пространственных решений ведущее место занимают транспортные оси и узлы этих городов. Река, канал, и улица являются линейными системами в структуре города. Линейные системы объединяют объекты, восприятие которых основано на последовательном сложении ряда картин, нанизанных на общую пространственную ось движения: улицы, пешеходные трассы, водные артерии [8, 26]. В нашем случае река Кура не всегда являлась композиционным фокусом притяжения, хотя визуально образовывала вокруг себя подвижную и изменчивую среду. Использование самой акватории в черте рассматриваемых городов было многоцелевым: транспортное, производственное и рекреационное. Очертание русла в черте города также разнообразно, но принципиально можно выделить три типа: расчлененное русло (г. Ширван); протяженное русло (города Мингечевир, Евлах); меандрирующее русло (города Сальяны, Сабирабад). Особенности восприятия береговой полосы можно рассмотреть в соответствии с выделенными типами русла реки Куры.

Для усиления художественной выразительности композиционных акцентов вдоль береговой полосы необходимо предложить качественно новые, дополнительные формы, которые визуально и пространственно дополнят объемно-композиционный облик. При решении поставленной задачи обязательно должны быть учтены проблемы экологической оптимизации среды [9, 115-122]. Такой мно-госпекторный подход к обновлению важных фрагментов прибрежных городов может вывести нас к более эффективным принципам архитектурно-планировочных решений и быть приемлемым в реальной ситуации.

Композиционные модели, как примеры модернизации, применимы для некоторых фрагментов среды в рассматриваемых выше городах. Исходя из специфики природных каркасов городов и их взаимоотношений с рекой Курой, предлагается обновление существующих фрагментов:

Иллюстрация 2. Застройка побережья р. Куры в г. Мингечевир

для города Мингечевир — фрагмент городской застройки приречной зоны; для города Евлах — среда транспортного узла и набережного парка; для города Ширван — объемно-пространственная организация городской площади. Для городов Сабирабад, Кюрдамир и Сальян могут быть приемлемы объемно-пространственные фрагменты жилых комплексов, примыкающих к общественным центрам городов и выходящих на главные магистрали или набережные.

Таким образом, во всех вышеуказанных случаях за основу принципиальных схем обновлений принимается реконструкция среды, реновация и ревальвация образа отдельных фрагментов прибрежных городов. Одним из важных аргументов процесса принята архитектурноэстетическая привлекательность, экологическая ценность их природного каркаса и функциональное назначение.

Магистральная улица в городе Евлах

Часть этой магистрали выступает в роли транзитного пространства с выходом на внешнюю автомобильную дорогу Барда — Шемаха — Евлах. Другая часть, как коммуникационный коридор, связывает промышленные объекты и жилую застройку с планировочными районами, ограниченную полотном реки Куры (Иллюстрация 3).

К сожалению, на схеме генплана проблема взаимоотношений города и реки Куры освещена очень слабо. Роль реки в планировке жилых образований и размещения промышленных объектов неоценима. В объемно-пространственном и композиционно-художественном обновлении визуально важных узлов нигде не упоминается

о зонах, расположенных вдоль коммуникационных линий. На сегодня в сложившемся объеме традиционного жилья кирпичное строительство составляет 70%, что требует частичного сноса или выборочной реконструкции существующей застройки.

Как правило, линейные элементы городской среды воспринимаются в движении. При восприятии архитектурной среды в движении (пешеходном, транспортном) большое значение имеет траектория движения, ее конфигурация, расстояние между формирующей застройкой и типом самой застройки. Наиболее выраженной конфликтной ситуацией на данном участке является конфликт между пешеходом и транспортом. Это приводит к аварийным ситуациям, отсутствию шумозащитных элементов, а также ограничению возможностей восприятия ландшафтных акцентов на данной территории [1, 22]. Сформированные еще в 70-х гг. прошлого столетия посадки на этой улице представлены ветрозащитными, засухоустойчивыми, малотребовательными к почвам видами растений. Достигнув максимальных параметров, они фактически исключают визуальные связи с береговой полосой.

Иллюстрация 3, а, б. Застройка магистрали Баку — Шемаха — Евлах

Развитие определенных улиц города, как коммуникационных пространств с ярко выраженными общественно-служебными функциями, было связанно с формированием вдоль них системы площадей, бульваров и торговых рядов [4].

Рассматривая моделирование территории с точки зрения принципа безопасности человека — участника движения, экологической безопасности, эстетической гармонизации и привлекательности, магистраль может быть решена в двух уровнях. Для этого необходима организация новых транспортно-пешеходных связей между жилыми и общественными зонами города. На различных участках предполагается произвести трансформацию ландшафтных акцентов в качестве «оазисов» вдоль дороги, что дает возможность эффективно использовать компоненты местной природы как метод биопозитивного подхода к природопользованию. Для создания вдоль трассы полноценного эстетического облика можно ввести дополнительные объемы в виде композиционных акцентов, дополнить и сформировать многоярусный каркас из растительности. Этим самым можно улучшить визуальное восприятие участков со сложившейся структурой застройки площадей, главных улиц и вокзала города.

Набережная в городе Мингечевир

Река Кура на данной территории играет основную градообразующую роль, функционально разделяя город на промышленную и жилую зоны. В промышленной зоне прибрежная полоса занята под производственно-складские и транспортные площади. В общественно-деловых и жилых зонах совершенно другой подход к формированию архитектурной среды. Береговая линия используется для рекреации и отдыха населения (Иллюстрация 4).

Специфика климата и природного ландшафта продиктовала формы уличных зеленных насаждений. С учетом

сложившейся структуры жилого массива левобережья здесь сформировались в основном три композиционные оси. Две из них, проходя параллельно береговой полосе, отделяли русло реки от бульвара, а третья служила связующим звеном между новыми и старыми жилыми массивами в качестве моста, переброшенного через реку [5].

Учитывая особенности реки Куры, можно предложить формирование берегового контура с созданием зеленных пирсов как пространств общественного назначения, примером реализации которых может служить система пирсов реки Волги. Предлагаемый метод дает возможность формирования ландшафтных микросистем в структуре набережной, при этом внося разнообразие в восприятие речной панорамы города.

Набережная имеет потенциальный объемно-пространственный ресурс для эффективной реструктуризации, регенерации, ландшафтной идентификации города. Территории промышленной зоны могут быть вовлечены в этот процесс методом постепенной трансформации, с новыми возможностями элементов ландшафтного обустройства.

Главные изменения по восприятию набережной территории вдоль полотна реки могут привести к улучшению линейной композиции. Подобрав особый ассортимент древесно-кустарниковых насаждений, а также используя многоярусный каркас из растительности на ее поперечных направлениях, можно сформировать постепенную смену зрительных кадров. Параллельно с ними здесь предлагается применение новых типов малых архитектурных форм водноспортивного характера.

Главную городскую площадь города Ширван,

расположенную в центральной части города, можно отнести к основным композиционным узлам. Окружающие строения и административное здание занимают второстепенную позицию на площади и своими формами

Иллюстрация 4. Набережная р. Куры в г. Мингечевир

Иллюстрация 5. Площадь в г. Ширван

не подчеркивают значение главного городского объекта [6]. В настоящее время площадь не отвечает современным функциональным потребностям города в силу своего неудовлетворительного благоустройства (Иллюстрация 5).

Исходя из этого, предлагаемая объемно-пространственная модель планировки площади должна обладать как утилитарной, так и эстетической значимостью с возможностью создания нескольких рядов материального заполнения. Это может быть архитектурный акцент и его окружение из газонов, кустарников и массивов деревьев; затем фоновый ряд архитектурных сооружений средней значимости с целью оформления этого пространства для всестороннего визуального обозрения. С целью видового обогащения «пауз» между основными строениями предлагается дополнение ландшафтного дизайна малыми формами, скульптурой, а также за счет обновления уличного оборудования можно создать комфортность уличной среды [7, 58-63].

Малыми акцентами на площади могут стать размещение скульптурных конструкций, водных устройств над уровнем земли, которые как элементы ландшафтного дизайна, имея камуфлирующий эффект за счет элементов геопластики, могут во многом обогатить архитектурно-композиционный облик площади. В виде средства визуальной трансформации, микросреды, влияющие на архитектуру окружения, могут быть активно использованы световые эффекты ночного освещения окружающих зданий и информационно-коммуникационных экранов на уличных перекрестках. В современном понимании площадь должна обладать функциональной оптимизацией архитектурной среды.

Заключение

Береговые территории рассматриваемых городов, как самые коммуникативные в использовании, имеют особое значение. Их нельзя назвать фрагментарным композиционным ядром, скорее всего, они должны играть роль композиционных осей, так как работают на всю городскую ситуацию. Однако как пространственно, так и по занимаемой позиции они имеют различный характер использования, разную застройку и озеленение. Обладают также ресурсом обычных коммуникационных пространств и транспортно-пешеходных путей.

Основой этого пространства является природный доминант — река Кура, а также местная растительность с системой выразительных форм рельефа и группировкой жилой застройки с традиционными архитектурно-композиционными характеристиками, например, город Сальян.

В композиционном моделировании существующей ситуации этих городов рекомендуется три варианта организации береговой полосы, которые способны ликвидировать конфликт между человеком и природным потенциалом прибрежных территорий. В зависимости от природно-климатических условий и ландшафтных качеств набережной города ее линейную композицию будет объединять прибрежный бульвар с полосой озеленения за счет местного ассортимента. В другом случае предлагается моделирование набережной города за счет регенерации прибрежной застройки, с изменением характера архитектурно-композиционного облика отдельных акцентных строений. В третьем случае, из-за специфики планировочной связи с рекой Курой, в основу композиционного моделирования набережной может быть положен метод ландшафтной организации локальных участков между извилинами русла реки с оздоровлением экологической ситуации всего города.

Набережные пространства городов — это контактная зона застройки и природных объектов, прилегающих

к реке, являющаяся основой архитектурно-ландшафтного формирования речного фасада и требующая особых подходов к композиционному освоению.

Изучение взаимосвязи композиционных узлов городов с рекой Курой и их пространственное решение позволили отметить важную роль пешеходных коммуникаций и выходов к реке в приречных зонах.

В ходе исследования предлагаются методы восстановления архитектурной среды городских фрагментов путем организации рельефа спусков и выходов к реке (города Евлах, Ширван), создание поперечных связей между берегами реки, линейное распределение многофункциональных пространств в зависимости от назначения (г. Мингечевир).

В качестве средового моделирования исследуемых фрагментов предлагается ввести целый комплекс средств, обогащающих микросреду. К ним следует отнести мобильные носители информации, средства освещения и цвета, которые при взаимодействии с природным компонентом усиливают архитектурно-композиционную выразительность прибрежных территорий.

В этом отношении малые архитектурные формы, как неотъемлемые компоненты преобразования городской среды, призваны поддержать баланс средовой комфортности. При этом количественно их следует размещать в разумной мере как в приречных пространствах города, так и в других планировочных акцентах городской среды. Одним из основных условий повышения комфортности прибрежных городов является согласованность в преобразовании форм рельефа и размещении дополнительной растительности с расстановкой малых архитектурных элементов в паузных участках жилой застройки улиц, проспектов, площадей, набережных [3, 10-11].

Таким образом, выбор предлагаемых моделей обогащения и обновления рассматриваемых городов в первую очередь должен исходить из природного каркаса города, который обусловлен наличием реки Куры и региональным рельефом в каждом отдельном случае.

Список использованной литературы

1 Абдуллаев Э. А. Формирование композиции новых городов Азербайджана : автореф. дис. ... канд. архитектуры. Баку, 1997.

2 Алиев Н. А. Архитектурно-художественные проблемы градостроительного развития г. Баку : автореф. дис. ... д-ра архитектуры. Баку, 2006.

3 Мехтиев А. М. Развитие малых форм архитектуры в застройке городов Азербайджана : автореф. дис. ... канд. архитектуры. Баку, 1979.

4 Государственный архив Азербайджанской Республики (ГААР). Ф. 472. Оп. 1, 2. Пояснительная записка генплана г. Евлах (гл. арх. проекта Ю. Д. Ягубзаде, г. Баку, 1978 г.).

5 ГААР. Ф. 378. Оп. 2, 3. Пояснительная записка ПДП правобережья селитебного района г. Мингечевир (гл. арх. проекта Ф. М. Мусаев, г. Баку, 1990 г.).

6 ГААР. Ф. 632. Оп. 1, 2. Пояснительная записка генплана, совмещенного с ПДП г. Сальян / Госстрой АзССР, 1979 г. (гл. арх. проекта М. С. Алиев, г. Баку, 1987 г.).

7 Сотникова И. В. Подходы и приемы ландшафтного преобразования транзитных городских пространств // Журнал по строительству, архитектуре, дизайну и изобразительному искусству «Проект 34» (ВолгГАСУ). 2008, С. 58-63.

8 Талыбов А. М. Архитектурно-пространственное построение малого города // Тез. докл. 23-й науч. конф. / АзПИ. Баку, 1990.

9 Яргина З. Н. Эстетика города. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.