Научная статья на тему 'Вопросы развития благотворительности в среде мусульманской молодежи Северного Кавказа'

Вопросы развития благотворительности в среде мусульманской молодежи Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ИСЛАМ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПРОБЛЕМЫ / РЕСПОНДЕНТЫ / МЕЦЕНАТСТВО / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / МУСУЛЬМАНСТВО / ФИЛАНТРОПИЯ / CHARITY / ISLAM / PROSPECT / PROBLEM / RESPONDENTS / PATRONAGE OF ART / YOUNG PEOPLE / PHILANTHROPY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович

В работе представлен анализ проблем и перспектив развития благотворительной деятельности мусульманской молодежи на современном этапе. На эмпирическом материале доказано положительное отношение молодых мусульман к благотворению и присутствие у них особых ценностных установок. Сделан вывод, что институт благотворительности сегодня испытывает возрождение, хотя и нуждается в некоторой поддержке, поэтому представляется целесообразным на государственном и региональном уровнях активизировать популяризацию благого дела с целью воспитания молодежи в традициях милосердия и сострадания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of charity development among Muslim youth of the North Caucasus

The article studies the challenges and prospects of the charitable activities development among Muslim young people at the present stage. Basing upon the empirical material the author proves the positive attitude of young Muslims to charity and the presence of specific values in the community. It is concluded that the art patronage institution is reviving today, although it needs a certain modification. Therefore, the author believes it is advisable to reinforce patronage popularization at the state and regional levels in order to educate young people in the traditions of mercy and compassion.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития благотворительности в среде мусульманской молодежи Северного Кавказа»

УДК 74.03 Шамаев Артур Мурадинович

преподаватель кафедры действия органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СРЕДЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Shamaev Arthur Muradinovich

Lecturer, Department for Police Officers' Actions in Special Conditions, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE QUESTIONS OF CHARITY DEVELOPMENT AMONG MUSLIM YOUTH OF THE NORTH CAUCASUS

Аннотация:

В работе представлен анализ проблем и перспектив развития благотворительной деятельности мусульманской молодежи на современном этапе. На эмпирическом материале доказано положительное отношение молодых мусульман к благотворению и присутствие у них особых ценностных установок. Сделан вывод, что институт благотворительности сегодня испытывает возрождение, хотя и нуждается в некоторой поддержке, поэтому представляется целесообразным на государственном и региональном уровнях активизировать популяризацию благого дела с целью воспитания молодежи в традициях милосердия и сострадания.

Ключевые слова:

благотворительность, ислам, перспективы, проблемы, респонденты, меценатство, молодые люди, мусульманство, филантропия.

Summary:

The article studies the challenges and prospects of the charitable activities development among Muslim young people at the present stage. Basing upon the empirical material the author proves the positive attitude of young Muslims to charity and the presence of specific values in the community. It is concluded that the art patronage institution is reviving today, although it needs a certain modification. Therefore, the author believes it is advisable to reinforce patronage popularization at the state and regional levels in order to educate young people in the traditions of mercy and compassion.

Keywords:

charity, Islam, prospect, problem, respondents, patronage of art, young people, philanthropy.

Введение. С незапамятных времен благотворительность была присуща всем кавказским народам, в том числе и исповедующим исламскую религию. Последняя, будучи универсальной категорией, со времени своего возникновения традиционно выполняла роль регулятора благотворительной деятельности [1, с. 23]. Иными словами, ислам выступал и выступает субститутом отдельных благотворительных практик. Но как проявляет себя молодежь в вопросах творения благих дел, ведь данная категория относится к самой активной и наименее обеспеченной части общества? В этом контексте очень важно знать отношение молодого поколения к этому социальному феномену. Данное исследование представляется нам весьма актуальным также и по причине заострения внимания общественности на возрождении традиций творения благих дел и милосердия, формировании у молодых людей, исповедующих ислам, особых ценностных установок по этому вопросу. К тому же молодежная благотворительность относится к одной из самых интересных и непростых категорий помощи ближнему.

Материалы и методы. Источниковую базу данной статьи сформировали работы известных российских и зарубежных ученых: А. Ан-Наим, Н. Блейх, Л. Сюкияйнен и т. д.

Методологическая база исследования была сформирована за счет опросного, структурного, абстрактно-логического методов исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Так, опросный метод позволил проанализировать сопоставимые факты и на этой основе выявить как закономерности, так и особенности мусульманской благотворительности у молодежи, заключающейся в их ценностных установках. Метод структурного анализа был необходим ввиду того, что изучать сложные структуры, не расчленяя их на отдельные составляющие элементы, невозможно. Поэтому он также широко использовался в работе. Абстрактно-логический метод дал возможность обобщения, синтеза и интеграции выводов по теме исследования в целом.

Обсуждение. Чтобы дать ответ на поставленные вопросы, мы провели интервьюирование студентов столичных городов мусульманских республик - Нальчика и Махачкалы. Сразу отметим, что эти опросы выявили в целом положительное отношение молодых людей к благотворительной

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 11)

деятельности. Однако оказалось, что 68 % среди них не знают о существовании специального законодательного установления - Закона Российской Федерации от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Большинство респондентов позиционировали меценатскую деятельность только как материальную помощь со стороны бизнеса, а не как личные усилия отдельных людей, и потому на вопрос «Какую сумму Вы можете выделить на благотворительность?» 47 % затруднились с ответом. В беседах выяснилось, что здесь дело кроется не в отсутствии средств и желания, а в том, что молодые люди пока не видят себя самостоятельными субъектами благотворительной деятельности. К тому же студенты слишком узко трактуют понимание филантропии, сводя ее только к финансовой помощи нуждающимся людям (спонсорству), забывая (а подчас и не зная) о других ее формах - альтруизме и волонтерстве. Части молодых людей (35 %) неизвестны иные формы поддержки, заключающиеся в безвозмездном дарении имущества, денежных средств, бескорыстном выполнении работ, предоставлении услуг малообеспеченным и нуждающимся, которые подчас больше ждут от молодежи личного внимания и содействия. Например, мусульманский журнал «Зори Кавказа» в каждом номере публикует список благотворительных организаций, которые нуждаются в помощи молодых ребят.

Проблемы участия молодежи в благотворительных делах поднимались на Исламском молодежном форуме «Социальная активность молодежи как инструмент профилактики межнациональной и межконфессиональной нетерпимости», прошедшем 17 апреля 2014 г. в г. Нальчике [2, с. 18]. Участники конференции с интересом заслушали доклады авторитетных лидеров мусульманского народа: муфтиев Хазраталия Дзасежева, Исмаила Бердиева, Султана Мирзаева, Исы Хамхоева, Хаджи-Мурата Гацалова, Мухаммада Хаджи Рахимова, Аскарбия Карданова, Султана Ахмеда Каралаева. К молодому поколению мусульман обратились с речью председатель Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев и ректор СКИУ Шарафутдин Чочаев. В числе прочих были затронуты и проблемы благотворительности. Все выступающие отметили роль молодежи и ее социальной активности в условиях светского государства, каковым является Россия. Как итог, были разработаны направления по усовершенствованию работы с молодым поколением, в том числе в деле благотворения [3, с. 19].

Эти решения съезда стали важными в условиях, когда среди молодежи иногда встречаются представители с негативным отношением к благотворительности как иждивенчеству (5 %). Поэтому необходимо знакомить следующее поколение с формами истинной благотворительности, заключающейся не только в раздаче милостыни, но в большей степени в поощрении людей к преодолению трудностей и проблем.

Чтобы искоренить негативное отношение части молодых людей к делу благотворения, на наш взгляд, необходимо ликвидировать злоупотребления в этой сфере. А для этого отчетов о проделанной работе самих благотворительных обществ явно недостаточно. Тут нужно подключить и механизм общественного контроля.

Беседы с молодыми людьми также выявили слабую информированность их о конкретных благотворительных акциях. Многие не имеют представления о существовании благотворительных фондов и миссионерских организаций у себя в республиках, хотя в одном только Дагестане существует более 100 различных благотворительных фондов. Наиболее известные из них: «Чистое сердце» и «Инсан» (г. Махачкала), «Благотворительный фонд им. Сагида Муртазалиева» (г. Кизляр), «Ветеран» (г. Каспийск), фонд помощи больным онкологией детям «Живи и дари жизнь другим» и другие. Не уступает Дагестану и Кабардино-Балкарская Республика, в которой тоже зарегистрировано более 100 различных благотворительных фондов и организаций, среди них: «Сестры матери Терезы», Кабардино-Балкарский центр исламской культуры», «Хетет», «Инициатива», детский благотворительный фонд им. Марины Гутерман «Мы дарим детям веру и надежду» и многие другие [4, с. 67].

К большому сожалению, сегодня деятельность этих фондов не в полной мере освещается средствами массовой информации, почти не пропагандируется участие в них, что, естественно, не способствует активации благотворительной деятельности. Поэтому необходимо проводить встречи с выпускниками школ и других учебных заведений, рассказывать об этих фондах и их предназначении, привлекать ребят всячески содействовать их деятельности. Тогда молодое поколение будет более тонко сочувствовать и сопереживать горю других людей, которое, как известно, чужим не бывает. Как только это произойдет, запустится механизм участия молодых людей в таком необходимом для их нравственного потенциала деле [5, с. 25-27].

Заключение. Как видим, небольшой анализ изучения отношений молодых людей к благотворительности показал, что этот институт сегодня испытывает возрождение, хотя и нуждается в некоторой поддержке. Поэтому представляется целесообразным активизировать популяризацию благого дела с целью воспитания молодежи в традициях милосердия и сострадания. В этом высоконравственном деле призваны оказывать всяческое содействие государство и общество

посредством материальных и духовных стимулов. Также необходимо восстановление связи между христианским и мусульманским меценатством посредством организации совместных мероприятий, для чего следует создать орган, который будет осуществлять координацию благотворительной деятельности молодых людей разного вероисповедания по всей стране. Все эти меры, по нашему мнению, позволят применять наиболее оптимальные формы филантропии и ликвидировать злоупотребления в этой сфере.

Ссылки:

1. Исламский Шариат. Киев, 2004. 80 с.

2. Блейх Н.О. Нравственно-эстетическая культура воспитания: понятие и основные компоненты // Искусствоведение и культурология. 2014. Вып. 1 (5). Январь - апрель. С. 25-27.

3. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 17-23.

4. Ан-Наим А. На пути к исламской реформации. М., 2014. 254 с.

5. Блейх Н.О. Указ. соч. С. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.