Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / инновации / инновационно-инвестиционная политика / институциональные реформы / стратегия / Экономика Узбекистана / investments / innovations / innovation and investment policy / institutional reforms / strategy / Economy of Uzbekistan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди, Константин Иванович

В статье обосновывается необходимость перехода Республики Узбекистан на путь инновационного развития посредством выработки инвестиционной стратегии в условиях трансформации экономики страны. Проанализировано современное состояние и динамика привлечения иностранных инвестиций, их структура. В рамках проведенного исследования рассмотрены проблемы формирования инвестиционной стратегии в современных условиях, предложены возможные пути. На основе проведенного анализа предлагаются несколько сценариев стратегии инвестиционной политики в условиях трансформации. В условиях нестабильности деловой и инвестиционной активности в мире для поддержания высоких темпов экономического развития страны необходимо усиление внимания внутренним резервам роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курпаяниди, Константин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF DEVELOPING AN INVESTMENT POLICY STRATEGY IN THE CONTEXT OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATION

The article substantiates the need for the transition of the Republic of Uzbekistan to the path of innovative development through the development of an investment strategy in the context of the transformation of the country's economy. Analyzed the current state and dynamics of attracting foreign investment, their structure. Within the framework of the study, the problems of forming an investment strategy in modern conditions are considered, and possible ways are proposed. Based on the analysis, several scenarios of the investment policy strategy in the context of transformation are proposed. In the conditions of instability of business and investment activity in the world, in order to maintain high rates of the country's economic development, it is necessary to pay more attention to internal reserves of growth.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

SJIF 2022:5.962

Iqtisodiy fanlar /Economic Sciences/Экономические науки

International journal of theoretical and practical research

Scientific Journal

Year: 2022 Issue: 3 Volume: 2 Published: 31.03.2022

http://alferganus.uz

Citation:

Kurpayanidi, K.I. (2022). On the problem of developing an investment policy strategy in the context of institutional transformation. SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (3), 7-23.

Курпаяниди, К.И. (2022). Вопросы разработки стратегии инвестиционной политики в условиях институциональной трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (3), 7-23.

Doi:

https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6503328

QR-Article

Konstantin Ivanovich, Kurpayanidi

Ph D in economics, Professor of the Russian academy of natural

sciences,

Corresponding member of the International Academy of Theoretical & Applied Sciences (USA)

E-mail: w7777@mail.ru ORCID: 0000-0001-8354-1512

DOI 10.5281/zenocfo .6503328

JEL Classification:

UDC 330.322

O31, P48, R11, R58

ON THE PROBLEM OF DEVELOPING AN INVESTMENT POLICY STRATEGY IN THE CONTEXT OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATION

Abstract: The article substantiates the need for the transition of the Republic of Uzbekistan to the path of innovative development through the development of an investment strategy in the context of the transformation of the country's economy. Analyzed the current state and dynamics of attracting foreign investment, their structure. Within the framework of the study, the problems of forming an investment strategy in modern conditions are considered, and possible ways are proposed. Based on the analysis, several scenarios of the investment policy strategy in the context of transformation are proposed. In the conditions of instability of business and investment activity in the world, in order to maintain high rates of the country's economic development, it is necessary to pay more attention to internal reserves of growth.

Keywords: investments, innovations, innovation and investment policy, institutional reforms, strategy, Economy of Uzbekistan.

Константин Иванович, Курпаяниди

Кандидат экономических наук, профессор, Член-корреспондент Международной академии теоретических и прикладных наук

(США),

ISSN 2181-2357

T. 2. №3. 2022

SJIF 2022:5.962

Профессор Российской академии естествознания

E-mail: w7777@mail.ru

ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация: В статье обосновывается необходимость перехода Республики Узбекистан на путь инновационного развития посредством выработки инвестиционной стратегии в условиях трансформации экономики страны. Проанализировано современное состояние и динамика привлечения иностранных инвестиций, их структура. В рамках проведенного исследования рассмотрены проблемы формирования инвестиционной стратегии в современных условиях, предложены возможные пути. На основе проведенного анализа предлагаются несколько сценариев стратегии инвестиционной политики в условиях трансформации. В условиях нестабильности деловой и инвестиционной активности в мире для поддержания высоких темпов экономического развития страны необходимо усиление внимания внутренним резервам роста. Ключевые слова: инвестиции, инновации, инновационно-инвестиционная политика, институциональные реформы, стратегия, Экономика Узбекистана.

Введение

Одним из векторов экономического развития страны в рамках реализации Стратегии развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы1 считается высокая инвестиционная активность, которая содействует экономическому росту и, как следствие, является катализатором роста благосостояния общества. Это выражается в формировании действенной стратегии инвестиционного и инновационного развития территорий. Увеличение объема инвестиций и повышение эффективности управления инновациями являются фундаментальными условиями диверсификации национальной экономики, создавая предпосылки для экономического роста. Оптимальное использование инвестиций как на микро, так и на макроуровне зависит от производственного потенциала страны, его эффективности.

Выступая на первом Ташкентском международном инвестиционном форуме 24 марта 2022 года, Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев отметил, что годовой объём иностранных инвестиций в течение пяти лет вырос в 3,5 раза, а их сумма за это время достигла 25 млрд долларов. За счёт этих средств было реализовано 59 тысяч инвестиционных проектов и создано 2,5 миллиона рабочих мест. Объём золотовалютных резервов вырос с 27 млрд до 35 млрд долларов.

Глава государства напомнил, что для повышения инвестиционной привлекательности страны и выработки предложений по улучшению бизнес-среды

1 О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Указ Президента Республики Узбекистан, 28.01.2022 г. № УП-60. Электронный ресурс. URL: http://lex.uz//ru/docs/5841077

от

8

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

с 2022 года на регулярной основе будут проводиться заседания Совета иностранных инвесторов при президенте, созданного в 2019 году.2

В условиях неопределенности вопросы привлечения инвестиций в различные секторы экономики встают особо остро, поскольку инвестиционный процесс напрямую связан с экономическим ростом, повышение которого зависит от концентрации внутреннего инвестиционного потенциала и от возможностей привлечения иностранных инвесторов. Новой развивающейся областью знаний и практики становится управление проектами, которое сопряжено с выявлением и оценкой рисков инвестиций, влияющих на снижение инвестиционной активности и результативности хозяйственной деятельности организаций.

Анализ тематической литературы

Обсуждение вариантов выработки стратегии инвестиционной политики и вытекающих отсюда вариантов стратегий экономического развития занимает значительное место в научных дискуссиях. Так основы теории экономических систем и эффективного воспроизводства общественного капитала были заложены еще в работах Дж.К. Гэлбрейта, Дж.М. Кейнса, В.В. Леонтьева, Д. Норта, В. Парето, П. Самуэльсона, Дж.Ю. Стиглица, Я. Тинбергена, Ф. Хайека, Й. Шумпетера и др. Вопросами стратегического управления и моделирования инвестиционной политики в условиях инновационной экономики занимались И. Ансофф, А.А. Водянов, С.Гулямов, М.А. Икрамов, А.Ю. Маленков, Г. Минсберг, Г.А. Парсаданов, И.В. Прангишвили, А.Н Фаломьев, Л.И.Якобсон и др.

Проведя системный мониторинг научных источников3 в сфере инвестиционной политики, мы пришли к выводу, что инвестиционная политика

2 https://www.gazeta.uz/ru/2022/03/24/invest-climate/

3 Арсланов, Ш. Д. (2020). Государственная инвестиционная политика региона: проблемы формирования и реализации. Региональные проблемы преобразования экономики, (9 (119)), 57-62.

Ашурков, О. А., & Орлова, Н. А. (2020). Особенности формирования системы правового регулирования инвестиционной деятельности. Вестник Института экономических исследований, (2 (18)), 112-121. Бабчинский, Ю. (2020). Особенности инвестиционной политики регионального развития. In Международный конкурс студенческих научно-исследовательских работ по экономике (Vol. 4, pp. 15-21).

Минлибаев, А. Д., & Мирзагалямова, З. Н. (2018). Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Казанский вестник молодых учёных, 2(2 (5)), 118-122.

Невьянцева, Л. С. (2021). Научные подходы к исследованию понятия «региональная инвестиционная политика». Вестник университета, (7), 124-130.

Новицкий, Н. А. (2018). Совершенствование управления инвестициями на основе ГЧП и нового качества государственного управления. Институты государственного управления: стратегические вызовы и тенденции развития, 170.

Толмачева, А. Э. (2019). Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Экономика: вчера, сегодня, завтра, 9(6-1), 233-239.

Chernyshev, A. A. (2019). Государственная поддержка инвестиционных проектов в промышленности (зарубежный опыт и российская практика) (Doctoral dissertation, MGIMO University (Russia)).

Bachtler, J., Martins, J. O., Wostner, P., & Zuber, P. (2019). Towards Cohesion Policy 4.0: Structural transformation and inclusive growth. Routledge.

Grillitsch, M., Hansen, T., Coenen, L., Miorner, J., & Moodysson, J. (2019). Innovation policy for system-wide transformation: The case of strategic innovation programmes (SIPs) in Sweden. Research Policy, 48(4), 1048-1061. Ferraz, J. C., & Coutinho, L. (2019). Investment policies, development finance and economic transformation: Lessons from BNDES. Structural Change and Economic Dynamics, 48, 86-102.

Nambisan, S., Wright, M., & Feldman, M. (2019). The digital transformation of innovation and entrepreneurship: Progress, challenges and key themes. Research Policy, 48(8), 103773.

9

ISSN 2181-2357

T. 2. №3. 2022

ЭЛР 2022:5.962

государства представляет собой концепцию организации и управления инвестиционной деятельностью в стране в целях обеспечения достижения целей социально-экономического развития. Соответственно и цели инвестиционной политики зависят от того, каких результатов развития социально-экономических процессов в стране желает достичь государство.

Основные приоритеты инвестиционной политики, её содержание и ключевые моменты, в свою очередь, исходят из приоритетов социально-экономической политики государства. При этом, неизменным остается потребность осознания необходимости пространственной сбалансированности политики: инвестиционная политика, как и социально-экономическая, формируется на уроне государства, но её реализация происходит на уровне территорий и отраслей.

В существующих в настоящее время разработках по формированию инвестиционной политики используются разнообразные и довольно эффективные методы исследования, приемы и подходы. Однако, важность усиления внимания на формирования условий для инновационной экономики в стране, а также ужесточение вопросов конкурентоспособности обуславливают необходимость разработки инвестиционной политики на основе нового методологического инструментария.

Методология исследования

Методологической основой исследования является процессный подход. Исследование учитывает системный, интеграционный, ситуационный, институциональный подходы, что обусловлено сложностью и многоаспектностью научной проблемы разработки и реализации инвестиционной стратегии. Применялись методы теории систем, общего и стратегического менеджмента, теории заинтересованных сторон и др.

Теоретическую основу исследования составили научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили международные документы ООН, Всемирного банка, Межгосударственного статистического комитета СНГ, Госкомстата Республики Узбекистан, а также фактологические и эмпирические материалы, представленные в научных и практических публикациях.

Анализ и результаты

В настоящее время основная глобальная проблема глобальной экономики представляется в разработка адекватной стратегии выхода из финансового-экономического кризиса, которую в нашей стране пытаются решить классическими монетаристскими методами — первоочередное внимание уделяется регулированию объемов денежной массы, снижению инфляции и поддержке финансовых институтов.

Shirov, P. N., & Danilova, V. O. (2020). Priorities of investment policy of the state in the system of ensuring economic security of the real sector of the economy. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 13(1), 55.

10

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

Как показывает мировая практика4, существующие пути выхода из кризиса можно условно разделить на две группы.

Инве стиционный

Неинве стиционный

структурная перестройка экономики, ее диверсификация, государственная помощь отдельным производственным предприятиям, заключающуюся во внедрении современных

технологии,

повышении

энергоэффективности и производительности труда, в организации выпуска продукции самого высокого качества по самым передовым стандартам

реформирование государственных институтов и совершенствование финансовой системы, где приоритетная государственная поддержка оказывается банковскому сектору

национальной экономики

в

Рис.1. Методы выхода из кризиса

Как видно из представленного рисунка, инвестиционный метод выглядит достаточно многообещающим. Это объясняется тем, что инвестиционная сфера является тем звеном экономики, состояние которого определяет темпы социально-экономического развития государства, технологический уровень и эффективность производства, конкурентоспособность на глобальных рынках и тем самым -уровень и качество жизни населения5. Инвестиции в производство товаров народного потребления и услуг, строительство жилья и объектов социально -культурного назначения влияют на условия жизни населения непосредственно6. В связи с чем актуальность экономического роста трудно переоценить.

Следуя этому, можно сказать, что при качественном экономическом росте происходит обновление основных производственных фондов, возрастает инновационная и высокотехнологичная активность, улучшаются условия труда на предприятиях, заработная плата становится формой достойного уровня жизни людей7. Это неразрывно связано с проблемой повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата. Рост инвестиций и их широкое вовлечение в инновационную деятельность, которая адаптирует имеющиеся в мировой практике новшества и создает новую высокотехнологическую

4 Шпалтаков, В. П. (2018). Проблемы улучшения инвестиционного климата в России. Вестник Омского университета. Серия «Экономика», (1), 56-66.

5 Власова, О. В. (2019). Инвестиционный кризис как причина стагнации экономики России в условиях санкций. Вестник НГИЭИ, (5 (96)), 86-94.

6 Полонкоева, Ф. Я., Китиева, М. И., & Орцханова, М. А. (2020). Роль государственного регулирования инвестиционных процессов. Экономика и бизнес: теория и практика, (11-2), 198-200.

7 Цинпаева, Ф. С., & Абдуллаева, З. М. (2019). Современная политика модернизации: институциональные аспекты

регионального развития. Региональные проблемы преобразования экономики, (9 (107)), 61-66.

11

ISSN 2181-2357

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T. 2. №3. 2022

всемирному

SJIF 2022:5.962

повышению

продукцию, будет способствовать конкурентоспособности экономики страны.

Поэтапный переход к инновационной экономике требует формирования такой стратегии инвестиционной политики экономического роста, при которой будет обеспечен переход общегосударственного уровня развития технологий производства и уровня жизни на новый, более высокий технический уровень. Осуществить этот переход без индустриализации и непрерывной модернизации и технико-технологического обновления производства невозможно.

По нашему мнению, инновационно-инвестиционная политика страны - это направленная деятельность государства на совершенствование государственного регулирования, развития и стимулирования инновационной деятельности путем ее инвестирования, структурных реформ и повышения уровня жизни населения, для устойчивого развития экономики и решения важнейших задач социально-экономической системы государства.

С точки зрения условий формирования инновационной экономики, можно отметить наличие целого ряда проблем в процессах привлечения и использования инвестиций8.

Согласно оценкам, в 2021 году объем производства в Европе и Центральной Азии (ЕЦА) вырос на 5,8 процента, что свидетельствует о более быстром, чем предполагалось ранее, восстановлении внутреннего спроса на протяжении большей части этого года. Укрепление экономической активности в зоне евро и повышение цен на сырьё способствовали росту экспорта и притоку денежных переводов, оказывая дополнительную поддержку процессам восстановления в регионе. Поступавшие данные свидетельствовали о более уверенной динамике и внесли свой вклад в пересмотр оценок темпов экономического роста на 2021 год в сторону повышения примерно в 90 процентах стран ЕЦА.

Вместе с этим ожидается, что темпы глобального роста в 2022 году замедлятся до 4,1 процентов, отражая продолжающиеся вспышки СОУГО-19, сокращение фискальной поддержки и сохраняющиеся узкие места в поставках. В следующем году прогнозируется возвращение объемов производства и инвестиций в странах с развитой экономикой к уровню, существовавшему до пандемии, однако в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах (СФРС) они останутся заметно ниже. Риски снижения глобальных перспектив включают синхронное возобновление пандемии, дальнейшие перебои в поставках, дестабилизацию инфляционных ожиданий, неожиданный финансовый стресс и возможные климатические катастрофы9. Директивные органы стран СФРС сталкиваются с проблемами повышенного инфляционного давления и ограниченных бюджетных возможностей. В долгосрочной перспективе странам СФРС необходимо будет провести реформы, направленные на снижение уязвимости к потрясениям, связанным с сырьевыми товарами, сокращение неравенства и повышение готовности к кризисам.

8 Гуляева, Г. Г. (2015). Сущность инновационно-инвестиционной политики. Современные научные исследования и инновации, (9-1), 189-192.

9 Kathuria, S., Yatawara, R. A., & Zhu, X. O. (2021). Spotlight on Outward Foreign Investment and Foreign Direct Investment Policies.

12

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

Ожидается, что к 2023 году во всех регионах EMDE объем производства останется ниже уровня, существовавшего до пандемии, в отличие от стран с развитой экономикой, где этот разрыв, по прогнозам, сократится. Регион Европы и Центральной Азии будет ближе всего к траектории, существовавшей до пандемии, а Южная Азия - дальше всего от нее. Риски, из-за которых региональные прогнозы могут быть пересмотрены в сторону понижения, включают в себя продолжающиеся вспышки COVID-19, медленный прогресс в вакцинации, финансовый стресс, более низкие, чем ожидалось, цены на сырьевые товары, геополитическую напряженность и социальные беспорядки, отсутствие продовольственной безопасности, а также сбои и ущерб от экстремальных погодных условий10.

Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Согласно прогнозам, темпы роста в регионе замедлятся в 2022 году до 5,1%, а затем в 2023 году несколько повысятся и составят 5,2%.

Европа и Центральная Азия. Прогнозируется, что темпы роста замедлятся до 3,0% в 2022 году и до 2,9% в 2023 году.

Латинская Америка и Карибский бассейн. По прогнозам, темпы роста замедлятся до 2,6% в 2022 году, а затем в 2023 году незначительно повысятся - до 2,7%.

Ближний Восток и Северная Африка. Прогнозируется, что в 2022 году темпы роста повысятся до 4,4%, после чего в 2023 году упадут до 3,4%.

Южная Азия. По прогнозам, в 2022 году темпы роста повысятся до 7,6%, а затем в 2023 году замедлятся до 6,0%.

Африка к югу от Сахары. Прогнозируется, что в 2022 году темпы роста слегка повысятся, составив 3,6%, и продолжат повышаться в 2023 году, достигнув 3,8%11.

Рассмотрим ситуацию применительно к национальной экономике Узбекистан.

Конкуренция по-прежнему воспринимается как слабая. Согласно индексу трансформации Bertelsmann, восприятие рыночной конкуренции в Узбекистане улучшилось с 2016 по 2020 год, но сегодня все еще отстает от ряда других стран региона Европы и Центральной Азии, таких как Таджикистан, Украина, Польша и Россия.

Предпринимательство остается ограниченным. Плотность входа новых фирм в формальный частный сектор — стандартный показатель предпринимательства — за последние несколько лет улучшилась, но остается значительно ниже среднего по региону и ниже, чем прогнозируется по доходу на душу населения в Узбекистане.

Формальные частные фирмы не увеличиваются в размерах по мере старения. Анализ, основанный на данных обследований предприятий Всемирного банка за 2019 год, показывает, что формальные частные фирмы, особенно в сфере

10 Qiang, C. Z., Liu, Y., & Steenbergen, V. (2021). An Investment Perspective on Global Value Chains. World Bank

Publications.

11

https://www.vsemirnyibank.org/ru/publication/global-economic-prospects

13

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

производства и услуг, росли не так быстро, как в других крупных странах с переходной экономикой, таких как Вьетнам и Россия. Кроме того, эти фирмы со временем, как правило, остаются небольшими: официальные частные узбекские фирмы до 10 лет нанимают в среднем 20 работников по сравнению с 33,6 работниками в аналогичных фирмах во Вьетнаме. Этот разрыв в 13,6 сотрудников становится больше (до 78,6 сотрудников) для фирм, которым более 20 лет.

Снижение производительности труда. Тот же анализ на микроуровне показал, что производительность труда (определяемая как выручка от продаж на одного работника) в формальном частном секторе постоянно снижалась в течение последнего десятилетия, с ежегодным ростом на -1,2 процента в 2010-2013 годах и на -6,7 процента в 2016-2021 годах. Это недавнее снижение свидетельствует о низкой эффективности в других областях предпринимательства, таких как недостаточная открытость торговли, низкая инновационная интенсивность и слабые возможности компаний.

Все это указывает на общую интерпретацию: стагнация в частном секторе отражает искаженную деловую среду, которая не вознаграждает фирмы с потенциалом роста и препятствует распределению ресурсов в пользу более эффективных фирм.

Этому есть множество причин. Одним из важных факторов является ограниченная конкуренция на товарных рынках, типичная проблема для стран с переходной экономикой. Действительно, дискриминационное вмешательство и регулирование по-прежнему делают игровое поле неравным, особенно на рынках, где государственные предприятия конкурируют с частными фирмами.

Рис.2. Типичные проблемы предпринимательского сектора

12

12

Источник: Опросы предприятий. Группа Всемирного банка

14

SJIF 2022:5.962

Более того, существуют и другие причины такие как барьеры в бизнес-среде, препятствующие развитию частного сектора, включая налоговые ставки, практику неформального сектора и доступ к электричеству и финансам.

Эти данные подтверждают необходимость всеобъемлющей политической программы для оптимизации деловой среды и стимулирования развития частного сектора в Узбекистане. Семь неотложных реформ и политик, на которых следует сосредоточиться:

Активное развитие конкуренции. Создание благоприятных условий для конкуренции частных фирм так же важно, как и продвижение приватизации и реструктуризации государственных предприятий. Поэтому крайне важно продолжать сокращать искажающие дискриминационные вмешательства и правила, которые меняют правила игры, особенно на рынках, где государственные предприятия конкурируют с частными фирмами. Необходимо укреплять конкурентный нейтралитет, а также контролировать государственную помощь, чтобы избежать фаворитизма и свести к минимуму искажения конкуренции.

Обеспечение того, чтобы фискальная система поддерживала рост фирмы. Фискальная система должна стимулировать рост компаний, уравновешивая налоговые ставки и административное бремя. Фискальная система должна повышать ставки постепенно по мере увеличения размера фирм, чтобы не препятствовать росту, и снижать предельные ставки, чтобы стимулировать инвестиции и занятость в растущих и крупных компаниях.

Смягчение практики неформального сектора. Чтобы ограничить размер неформального сектора и перенаправить ресурсы в пользу наиболее эффективных фирм, государственная политика должна: повысить гибкость рынка труда, реформировать систему социальной защиты, рационализировать налоговую систему и улучшить нормативно-правовую базу и систему правосудия. Кроме того, должны существовать условия для создания хороших формальных рабочих мест, чтобы со временем неформальный сектор регрессировал.

Улучшение доступа к финансированию для микро-, малых и средних предприятий. Этого можно достичь за счет развития конкуренции в банковском секторе, сокращения государственной собственности на коммерческие банки, дальнейшего сокращения целевого государственного кредитования, улучшения управления банками и увеличения человеческого капитала в банковской системе. И продолжая укреплять институты для обеспечения быстрого роста кредита и обеспечения выделения финансовых ресурсов на наиболее продуктивные проекты.

Продвижение реформ электроэнергетического сектора. Это критически важно для обновления устаревшей инфраструктуры и повышения качества и надежности обслуживания. Правительство Узбекистана проводит соответствующие отраслевые реформы для перехода к рыночным механизмам, повышающим эффективность и обновляющим устаревшую инфраструктуру. Важно также обеспечить эффективное регулирование конкуренции и ценообразования.

15

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

Внедрение активной политики поддержки предпринимательства. При

реализации вышеупомянутых реформ решающее значение имеет проведение активной политики, направленной на устранение существующих недостатков, препятствующих росту предпринимательства. Меры поддержки бизнеса должны следовать двум важным принципам. Во-первых, отдавайте приоритет потенциалу роста и производительности фирм, а не их выживанию. Во-вторых, сочетать финансовые и нефинансовые инструменты для укрепления возможностей фирм, чтобы фирмы могли управлять производством, узнавать новые возможности на рынке, брать на себя риск разработки новых проектов, внедрять новые технологии и расширять деятельность.

Устранение пробелов в навыках для обеспечения роста частного сектора. До кризиса, вызванного COVID-19, многие предприятия сообщали о нехватке навыков как о серьезном сдерживающем факторе для развития бизнеса в Узбекистане. По оценкам, пандемия привела к потерям в обучении, эквивалентным двум годам обучения детей в школе, что влияет на потенциальную производительность будущей рабочей силы. Таким образом, развитие навыков в сфере образования является областью, требующей неотложных действий.

Перед Узбекистаном стоит сложная задача по развитию частного сектора при отказе от наследия централизованно планируемой экономики. Сделать частные фирмы основой бизнеса страны и экономического будущего — единственный устойчивый путь вперед. Это потребует координации всех заинтересованных сторон и государственных учреждений, достижения широкого консенсуса и создания надежной основы для мониторинга координации и реализации реформ.

Раскрытие полного потенциала частного сектора и предпринимательства имеет решающее значение для достижения Узбекистаном целей развития на период до 2030 года и улучшения жизни всего населения.

Согласно исследованиям Всемирного банка, в Узбекистане приток инвестиций сократился на 26 процентов до 1,7 миллиарда долларов, несмотря на относительно хорошую макроэкономическую ситуацию, при которой ВВП увеличился на 1,6 процента в 2020 году, а также усилия страны по привлечению новых ПИИ. Закон об Специальных экономических зонах (СЭЗ)13, принятый в феврале 2020 года, например, способствовал новым инвестиционным проектам в энергетическом секторе, а также в телекоммуникационной отрасли. В настоящее время в стране зарегистрировано и действует 22 СЭЗ14. В мае 2020 года правительство объявило, что 70 компаний и консорциумов из 30 стран представили предложения по проектам в области зеленой энергетики.

Кроме того, Volkswagen Group (Германия) запустила инвестиционный проект в СЭЗ из Джизака. Однако, поскольку страна вдвойне не имеет выхода к морю, то есть окружена только другими странами, не имеющими выхода к морю, закрытие границ и другие ограничительные меры, принятые местными властями и властями соседних стран, повлияли на экономику и задержали инвестиционные проекты.

13 О специальных экономических зонах. Закон Республики Узбекистан от 17.02.2020 г. № ЗРУ-604. Национальная

база данных законодательства, 18.02.2020 г., № 03/20/604/0175

14

https://invest.gov.uz/ru/investor/sez-i-mpz/

16

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

С 10 апреля 2021 года Узбекистан принят в качестве страны-бенефициара в рамках Всеобщей схемы преференций GSP15.

Как член системы GSP+ Узбекистан получает дополнительные экономические выгоды по сравнению со стандартным GSP за счет полной отмены тарифов на две трети продуктовых линеек, охватываемых GSP, что, в свою очередь, будет способствовать росту экспорта и привлечению дополнительных инвестиций в страну. Обязательства GSP+ в области устойчивого развития еще больше укрепляют позицию Узбекистана как надежного и дальновидного экономического партнера.

Уровень использования преференций в рамках GSP в Узбекистане в настоящее время составляет 87%. Сегментами продукции, которые в наибольшей степени пользуются сокращенными льготами, являются текстиль и одежда, изделия из пластика, а также фрукты, орехи и овощи, что указывает на то, что структура экспорта Узбекистана уже более разнообразна по сравнению с его соседями из Центральной Азии. Схема GSP+ предлагает дополнительные возможности для увеличения торговли между ЕС и Узбекистаном, поскольку будут отменены тарифы на ряд важных экспортных товаров, таких как ткани, одежда и изделия из пластика. Несмотря на относительную близость к рынку ЕС, торговый потенциал еще не полностью использован, поскольку ЕС занимает лишь седьмое место в списке экспортных направлений Узбекистана.

При всестороннем анализе данных государственного Комитета по статистике Республики Узбекистан, Доклада The World Bank: Foreign Direct Investment можно выявить следующее.

Узбекистан в последнем рейтинге World Bank: Foreign Direct Investment 2019 занимает 103 место из 201 возможных16.

Во-первых, объем инвестиций в расчете на душу населения остается на достаточно низком уровне- 20 % от среднего мирового уровня и % от среднего уровня стран СНГ17.

Во-вторых, в силу различных причин, инвестиционная активность предприятий, основного драйвера инвестиционной деятельности, в последние годы снижается- удельный вес средств предприятий как источника финансирования инвестиций снизился с 32,0% в 2015 г. до 29,1 в 2021 г., а объем инвестиций за счет средств предприятий по сравнению с 2015 г. вырос лишь на 26,3%.18

В третьих, несмотря на предпринимаемые усилия, объемы привлечения прямых иностранных инвестиций(ПИИ) остаются низкими- 3,6% от ВВП по итогам 2018 г., а в 2021 году - 4,1%, в то время как оптимальный уровень ПИИ в 7-10% от ВВП, или 77 долл.19 Вместе с тем, ПИИ являются одним из ключевых источников новых технологий и опыта, а не только источником дополнительных средств. Их недостаток является серьезным ограничением для успешного формирования

15 https://www. gazeta.uz/ru/2021/04/09/gsp/

16 https://gtmarket.ru/ratings/foreign-direct-investment-index

17 Расчеты на основе данных Всемирного банка за 2019 г.

18 Расчеты на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

19 Расчеты на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике и Статистического комитета СНГ

17

ISSN 2181-2357

T. 2. №3. 2022

ЭЛР 2022:5.962

инновационной экономики. При этом, значительная часть прямых иностранных инвестиций в основной капитал по итогам 2021 года - 61,9 % - приходится на четыре страны-инвестора: Россию- 24,2 %, Китай - 20,4 %, Турцию - 9,2 % и Германию - 8,1 %. Это указывает на серьезную зависимость потоков иностранного капитала всего лишь от 2-х стран мира. На развитие экономики и социальной сферы Республики Узбекистан в январе-декабре 2021 года за счет всех источников финансирования было освоено 245,0 трлн. сум инвестиций в основной капитал. В долларовом эквиваленте они составили 23,1 млрд. долл. США, а темпы роста к 2020 году зафиксированы на уровне 105,2 % (рис.3).

Темпы роста, % Доля в общем объеме, %

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования.

В последние годы принимаются меры по созданию в республике масштабного благоприятного инвестиционного климата, привлечению и освоению иностранных инвестиций, в частности прямых иностранных инвестиций. Так, в результате инвестиций, осуществленных непосредственно за счет прямых иностранных инвестиций, было освоено 30 149,2 млрд.сум, что, по сравнению с 2020 годом, меньше на 1,8 п.п., или на 12,3 % от их общего объема (рис.4).

Наиболее высокие показатели и темпы роста по источникам финансирования инвестиций в основной капитал были отмечены за счет негарантированных и других иностранных инвестиций и кредитных средств, что, по сравнению с 2020 годом, возросло на 39,8 %. 56 989,9 млрд. сум инвестиций в основной капитал было освоено за счет негарантированных и других иностранных инвестиций и кредитов, а их доля составила 23,3 % и возросла, по сравнению с 2020 годом, на 5,8 п.п.

18

SJIF 2022:5.962

Рис.4. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, млрд. сум.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В январе-декабре 2021 года объем освоенных иностранных инвестиций и кредитов в основной капитал достиг 104 457,3 млрд. сум (в долларовом эквиваленте 9,8 млрд. долл. США), или 105,2 % к 2020 году (рис. 5). Доля иностранных инвестиций и кредитов в основной капитал в общем объеме освоенных инвестиций за январь-декабрь 2021 года составила 42,7 %.

Иностранные инвестиции и кредиты в основной капитал, млрд. сум

Всего в том числе:

прямые иностранные инвестиции иностранные кредиты под гарантию РУз другие иностранные инвестиции и кредиты

Республика

Узбекистан 104 457,3 30 149,2 17 318,2 56 989,9

Рис.5. Иностранные инвестиции и кредиты в основной капитал, млрд.

сум.

В общей структуре иностранных инвестиций и кредитов иностранные инвестиции достигли 39 879,4 млрд. сум и, соответственно, 64 577,9 млрд. сум приходятся на иностранные кредиты.

19

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

В-четвертых, основной объем инвестиций направляется на развитие обрабатывающей промышленности. В отрасли освоен значительный объем иностранных инвестиций и кредитов, что составило 39 213,1 млрд. сум, или 37,5 % от их общего объема.

В то же время на более важные, с точки зрения формирования инновационной экономики, отрасли-электротехническую и машиностроение, а также науку и образование- направляется около 6%. Аналогичная ситуация наблюдается и в структуре распределения иностранных инвестиций.

Что касается собственно инвестиций в инновации, то общий объем затрат на все виды инноваций (технологические, маркетинговые и организационные сократился примерно, а их динамика отличается волатильностью.

В структуре затрат по типам инноваций, по-прежнему, наблюдается дисбаланс- наибольшую долю занимают технологические инновации (74,8% в 2018 году), почти в равной доле процессные и продуктовые. Превалирование затрат на технологические инновации, без развития также маркетинговых и организационных, хотя и способствует росту предприятий в кратко- и среднесрочной перспективе.

Исходя из указанных проблем, с учетом поставленной пели инвестиционной политики можно рассмотреть три сценария стратегии:

I. сценарий. Выявление приоритетных отраслей экономики и всемирная государственная поддержка их развития. Основой выбора приоритетных отраслей может служить анализ имеющихся ресурсов и потенциала развития отраслей, выявления разрывов в цепочке добавленной стоимости и направление инвестиций на «замыкание» разрыва цепочек. При этом, здесь можно выделить 2 этапа:

■ первые 5-10 лет- создание национальных цепочек добавленной стоимости и национальных брендов;

■ последующие 10-15 лет интеграция предприятий Узбекистана в международные цепочки добавленной стоимости.

II. сценарий. Развитие на основе теории этапов развития экономики страны Всемирного экономического форума- от ресурсной экономики к экономике на основе роста продуктивности факторов производства и далее к экономике на основе инноваций.

III. сценарий. Активное формирование кластеров в стратегических сферах экономики и, соответственно, направление инвестиций на стимулирование и развитие данного процесса. В некотором отношении данный подход перекликается с первыми двумя. Однако в отличие от первого варианта предлагается сосредотачиваться не на отдельной отрасли, а на их комплексе. Соответственно, в отличие от второго варианта предполагается сосредоточиться на инвестировании в подготовку кадров и инфраструктуру не в целом по экономике, а в рамках отдельного комплекса отраслей.

20

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

Каждый из указанных сценариев стратегии является приемлемым с точки зрения достижения конечной цели- формирования инновационной экономики. Однако, наиболее актуальным все же является комбинирование рассмотренных сценариев в зависимости от особенностей отраслей и регионов, а также складывающейся ситуации. Заключение и рекомендации

Развитие инвестиционных институтов, укрепление инфраструктуры рынка, повышение уровня финансовой грамотности населения, обеспечение транспорентности деятельности акционерных обществ, укрепление защиты прав акционеров обеспечат рост участия иностранного капитала и населения на рынке торговли акциями отечественных предприятий.

В целом обобщая вышесказанное, можно отметить, что стратегия развития экономики, прежде всего, инвестиционного потенциала, на долгосрочную перспективу, необходима в целях целенаправленного регулирования инвестиционного поля и потоков.

Приоритетным направлением инвестиционной политики является повышение объемов притока прямых иностранных инвестиций. Нестабильность регуляторной среды и непрозрачность условий деятельности, сохраняющиеся проблемы со стабильностью и развитием инфраструктуры, защищенностью прав инвесторов и собственников значительно ограничивают приток прямых иностранных инвестиций в этих условиях, наряду с решением указанных проблем, будет внедрение механизмов целевого привлечения иностранного капитала за счет специальных побудительных мер, налаживание сотрудничества между бизнес кругами республики и зарубежных стран, а также привлечение иностранных инвесторов к приобретению госактивов, в том числе в банковском секторе.

В условиях нестабильности деловой и инвестиционной активности в мире для поддержания высоких темпов экономического развития страны необходимо усиление внимания внутренним резервам роста. Акцент на расширение внутреннего спроса, всемерное повышение уровня сбережений путем аккумулирования свободных средств государства, предприятий, населения на цели инвестирования позволит удержать процесс расширенного воспроизводства на достаточно высоком уровне.

Список использованной литературы:

1. О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60. Электронный ресурс. URL: http://lex.uz//ru/docs/5841077

2. Арсланов, Ш. Д. (2020). Государственная инвестиционная политика региона: проблемы формирования и реализации. Региональные проблемы преобразования экономики, (9 (119)), 57-62.

3. Ашурков, О. А., & Орлова, Н. А. (2020). Особенности формирования системы правового регулирования инвестиционной деятельности. Вестник Института экономических исследований, (2 (18)), 112-121.

21

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

4. Бабчинский, Ю. (2020). Особенности инвестиционной политики регионального развития. In Международный конкурс студенческих научно-исследовательских работ по экономике (Vol. 4, pp. 15-21).

5. Минлибаев, А. Д., & Мирзагалямова, З. Н. (2018). Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Казанский вестник молодых учёных, 2(2 (5)), 118-122.

6. Невьянцева, Л. С. (2021). Научные подходы к исследованию понятия «региональная инвестиционная политика». Вестник университета, (7), 124-130.

7. Новицкий, Н. А. (2018). Совершенствование управления инвестициями на основе ГЧП и нового качества государственного управления. Институты государственного управления: стратегические вызовы и тенденции развития, 170.

8. Толмачева, А. Э. (2019). Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Экономика: вчера, сегодня, завтра, 9(6-1), 233-239.

9. Chernyshev, A. A. (2019). Государственная поддержка инвестиционных проектов в промышленности (зарубежный опыт и российская практика) (Doctoral dissertation, MGIMO University (Russia)).

10. Bachtler, J., Martins, J. O., Wostner, P., & Zuber, P. (2019). Towards Cohesion Policy 4.0: Structural transformation and inclusive growth. Routledge.

11. Grillitsch, M., Hansen, T., Coenen, L., Miorner, J., & Moodysson, J. (2019). Innovation policy for system-wide transformation: The case of strategic innovation programmes (SIPs) in Sweden. Research Policy, 48(4), 1048-1061.

12. Ferraz, J. C., & Coutinho, L. (2019). Investment policies, development finance and economic transformation: Lessons from BNDES. Structural Change and Economic Dynamics, 48, 86-102.

13. Nambisan, S., Wright, M., & Feldman, M. (2019). The digital transformation of innovation and entrepreneurship: Progress, challenges and key themes. Research Policy, 48(8), 103773.

14. Shirov, P. N., & Danilova, V. O. (2020). Priorities of investment policy of the state in the system of ensuring economic security of the real sector of the economy. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 13(1), 55.

15. Шпалтаков, В. П. (2018). Проблемы улучшения инвестиционного климата в России. Вестник Омского университета. Серия «Экономика», (1), 56-66.

16. Власова, О. В. (2019). Инвестиционный кризис как причина стагнации экономики России в условиях санкций. Вестник НГИЭИ, (5 (96)), 86-94.

17. Полонкоева, Ф. Я., Китиева, М. И., & Орцханова, М. А. (2020). Роль государственного регулирования инвестиционных процессов. Экономика и бизнес: теория и практика, (11-2), 198-200.

18. Цинпаева, Ф. С., & Абдуллаева, З. М. (2019). Современная политика модернизации: институциональные аспекты регионального развития. Региональные проблемы преобразования экономики, (9 (107)), 61-66.

19. Гуляева, Г. Г. (2015). Сущность инновационно-инвестиционной политики. Современные научные исследования и инновации, (9-1), 189-192.

20. Kathuria, S., Yatawara, R. A., & Zhu, X. O. (2021). Spotlight on Outward Foreign Investment and Foreign Direct Investment Policies.

22

ISSN 2181-2357

Т. 2. №3. 2022

RESEARCH »пч. - MC-

SJIF 2022:5.962

21. Qiang, C. Z., Liu, Y., & Steenbergen, V. (2021). An Investment Perspective on Global Value Chains. World Bank Publications.

22. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/global-economic-prospects

23. О специальных экономических зонах. Закон Республики Узбекистан от 17.02.2020 г. № ЗРУ-604. Национальная база данных законодательства, 18.02.2020 г., № 03/20/604/0175

24. https://invest.gov.uz/ru/investor/sez-i-mpz/

25. https://www.gazeta.uz/ru/2021/04/09/gsp/

26. https://gtmarket.ru/ratings/foreign-direct-investment-index

27. Расчеты на основе данных Всемирного банка за 2019 г.

28. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан в 2021 году. Т.: Госкомстат, 2022.

29. Kurpayanidi, K.I. (2022). Issues of regulation of small business development in the region. Proceedings of the XV International Multidisciplinary Conference «Prospects and Key Tendencies of Science in Contemporary World». Bubok Publishing S.L., Madrid, Spain. Doi: https://doi.org/10.32743/SpainConf.2022.1.15.331624

30. Курпаяниди, К.И. (2022). Теоретические аспекты развития предпринимательства. Экономика и бизнес: теория и практика, 3 (85).

31. Kurpayanidi, K.I. (2022). Issues of regulation of small business development in the region. Proceedings of the XV International Multidisciplinary Conference «Prospects and Key Tendencies of Science in Contemporary World». Bubok Publishing S.L., Madrid, Spain. Doi: https://doi.org/10.32743/SpainConf.2022.1.15.331624

32. Kurpayanidi K.I., Mamurov D.E. Management of innovative activity of business entities in industry: monograph / Kurpayanidi K.I., Mamurov D.E.; edited by M.A.Ikramov. - Fergana polytechnic institute. AL-FERGANUS, 2022. - 200 p.

33. Kurpayanidi, K. I. (2022). Scenarios of investment and innovation policy in the light of institutional transformation. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (108), 1-11.

© ®

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.