Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева С.А., Бурангулов Р.Р.

В статье рассмотрен вопрос о феномене эмоционального выгорания. Исследованы точки зрения относительно данной темы в научной среде. Кроме того, освещены причины и факторы, влияющие на возникновение указанного явления. Раскрыта его специфика среди педагогов образовательного учреждения, и приведены результаты соответствующего исследования. Авторами предложены возможные варианты профилактики данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева С.А., Бурангулов Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT IN THE PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

The article raises the question of the phenomenon of emotional burnout. The points of view on this topic in the scientific community are considered. In addition, the causes and factors influencing the occurrence of this phenomenon are highlighted. The specifics of this phenomenon in the pedagogical environment among teachers of an educational institution are also revealed, and the results of the study of this phenomenon are presented. Possible options for the prevention of this phenomenon are also being considered.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Научная статья УДК 37.015.3

DOI: 10.35854/2541-8106-2022-1-58-63

Вопросы профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде

Светлана Алентиновна Васильева1^, Руслан Ренатович Бурангулов2

1 2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики,

Санкт-Петербург, Россия

1 во1еш1а235_398@шаЛ.гин

2 burangu1ovbiz@gmai1.com

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о феномене эмоционального выгорания. Исследованы точки зрения относительно данной темы в научной среде. Кроме того, освещены причины и факторы, влияющие на возникновение указанного явления. Раскрыта его специфика среди педагогов образовательного учреждения, и приведены результаты соответствующего исследования. Авторами предложены возможные варианты профилактики данного явления.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, эмоциональный интеллект, эмоциональное истощение, субъективный профессионализм, высшее учебное заведение, преподавательская деятельность

Для цитирования: Васильева С. А., Бурангулов Р. Р. Вопросы профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022. Т. 23. № 1. С. 58-63. ЫЛрв:// doi.org/10.35854/2541-8106-2022-1-58-63

Original article

Issues of prevention of emotional burnout in the pedagogical environment

Svetlana A. Vasil'eva1H, Ruslan R. Burangulov2

1 2 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia

1 solemia235_398@mail.ruH

2 burangulovbiz@gmail.com

© Васильева С. А., Бурангулов Р. Р., 2022

Abstract. The article raises the question of the phenomenon of emotional burnout. The points of view on this topic in the scientific community are considered. In addition, the causes and factors influencing the occurrence of this phenomenon are highlighted. The specifics of this phenomenon in the pedagogical environment among teachers of an educational institution are also revealed, and the results of the study of this phenomenon are presented. Possible options for the prevention of this phenomenon are also being considered.

Keywords: emotional consumption, professional deformation, emotional intelligence, emotional exhaustion, subjective professionalism, higher education institution, teaching

For citation: Vasil'eva S. A., Burangulov R. R. Issues of prevention of emotional burnout in the pedagogical environment. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologiy upravleniya i ekonomiki. 2022;23(1):58-63 (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-1-58-63

Эмоциональное выгорание — одна из наиболее актуальных проблем общества всех стран мира. От него не застрахован никто, независимо от пола, возраста, достатка. Но существуют условия, которые влияют на интенсивность процессов эмоционального выгорания. Особенно значим вопрос профилактики эмоционального выгорания в профессиях направленности «человек — человек», которые признаны наиболее предрасположенными к данному явлению.

Впервые феномен синдрома эмоционального выгорания возник не как исследовательский конструкт, а как социальная проблема. Термин «эмоциональное выгорание» появился в конце прошлого столетия. Определение этого термина сформулировал американский психиатр Г. Фрейденбергер в 1974 г., когда проводил изучение поведения специалистов, которым по роду деятельности необходимо постоянно общаться с людьми. Он выявил четкие закономерности в изменениях личности данных специалистов. Но особенную актуальность исследуемый феномен приобрел в настоящее время.

В статье мы придерживаемся мнения В. В. Бойко о том, что синдром эмоционального выгорания — это синдром, проявляющийся в деятельности человека, который характеризуется психоэмоциональным истощением, деперсонализацией, низким уровнем профессиональных достижений, недовольством жизнеобеспечением и комфортом, снижением общения и общей активности, низким уровнем лояльности персонала к организации; значительной удовлетворенностью работой; снижением или отсутствием основной жизненной ориентации [1].

Проявления синдрома эмоционального выгорания очень разнообразны и не всегда заметны для окружающих. Они могут быть представлены с помощью следующих характеристик:

1. Равнодушие к своей деятельности. Однажды человек понимает, что пропал интерес к работе. Ему безразлично, что делать, поскольку возникает впечатление, что это ничего не изменит. Единственное, что мотивирует, — это оплата труда.

2. Потеря мотивации. Невозможно повлиять на человека, что бы ему не предлагали: премии, повышение. Выходить на работу тяжело, начинать новые проекты — кошмар. Такое впечатление у человека, что любая работа лучше, чем эта.

3. Цинизм. Идет снижение эмпатии, сочувствия и сопереживания. Специалист может начать резко высказываться, грубить. Он не контролирует негативные эмоции.

4. Когнитивные проблемы. Люди из-за стресса плохо сосредотачиваются на своей деятельности, начинается проблема с выполнением рабочих обязанностей. Поднимается уровень гормонов стресса и мозг страдает от этого, гиппокамп

повреждается, поскольку уровень выше нормы. Если это будет продолжаться в течение долгого времени, может возникнуть необратимый процесс.

5. Снижение качества работы. Работа не вызывает положительных эмоций и не мотивирует, поэтому человек начинает желать побыстрее от нее отделаться, и неважно, какой при этом результат. Его внимание рассеяно, мысли уплывают в сторону более приятных событий и планов. Результат: больше ошибок и недоделок.

6. Физические симптомы. Ночью человек спит плохо, а днем вялость и сонливость. Человек страдает головными болями и простудами. Возникает обострение хронических заболеваний и болезней стрессовой природы (ишемическая болезнь сердца (ИБС), язва желудка, синдром раздраженного кишечника и т. п.) [2].

Существуют три основных стадии синдрома эмоционального выгорания.

Первая стадия — проблемы с выполнением различных функций, произвольного поведения: человек кое-что забывает, возникают сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет. Вторая стадия характеризуется снижением важности работы, падает потребность в коммуникации. Третья стадия — собственно фаза личностного выгорания (полное отсутствие интереса к работе и жизни в целом, состояние эмоционального безразличия, отупения, чувство постоянной нехватки сил).

Переход от одной стадии синдрома эмоционального выгорания к другой каждый человек проходит в своем режиме. Эта ситуация зависит от условий на работе и особенностей личности.

Выделяют целый ряд факторов, провоцирующих синдром эмоционального выгорания:

1. Низкая или несоответствующая затрате сил оплата труда. Если человек тратит собственные время и силы, ему важна не только зарплата, но и признание. Должен быть результат, признанный коллегами, начальством, могут быть свидетельства, дипломы, новые знания и навыки.

2. Если объем дел на работе слишком велик. Не удается полноценно отдохнуть, нет возможности даже на больничном «отключиться». Человек работает на пределе, задерживается, работает в выходные или сутками.

3. Отношения в коллективе. Какая атмосфера взаимоотношений в коллективе: конкурентная или доброжелательная? Какой стиль управления у начальника: авторитарный, жесткий или доброжелательный?

4. Как организована работа? Если постоянно нарастает количество дел, нет упорядоченности, необходимо выполнить все и сразу, то человек быстро истощается.

5. Профессиональный риск. Деятельность бывает разной. Люди, чья работа связана с постоянным общением, подвержены синдрому в большей степени.

6. Качества личности. Особенности личности и характера, направленность личности имеют большое значение. Бывают люди-перфекционисты или очень тревожные. Они слишком переживают о мелочах и стараются делать все идеально [1, с. 63].

Таким образом, синдром эмоционального выгорания — это синдром, проявляющийся в деятельности человека, который характеризуется психоэмоциональным истощением, деперсонализацией, низким уровнем профессиональных достижений, недовольством жизнеобеспечением и комфортом, снижением общения и общей активности, низким уровнем лояльности персонала к организации; значительной удовлетворенностью работой; снижением или отсутствием основной жизненной ориентации.

Рассмотрим проявления синдрома в образовательной деятельности. Педагог — человек, чья деятельность осуществляется в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель лицея, колледжа, техникума, вуза и т. д.), или человек, изучающий

проблемы педагогики как науки. Профессия педагога считается напряженной. Коммуникация идет в разных направлениях: «учитель — ученик — родители — коллеги — руководство». Человек включен во множество социальных связей, нарушается необходимая личностная автономность, он не так независим в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности. Образ жизни изменяется, выбор и реализация жизненных целей и ценностей усложняются. К симптомам синдрома эмоционального выгорания относятся физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, социальные. Причиной выгорания у педагогов являются стрессы, средние по интенсивности и продолжительные по времени. Среди доминирующих симптомов синдрома эмоционального выгорания у педагогов — «тревога и депрессия», «неадекватное эмоциональное реагирование» и «эмоциональная отстранённость» [3, с. 75]. Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов имеют следующие характеристики:

— эмоционально истощенным педагогам присуще чувство постоянной нехватки сил для выполнения профессиональных обязанностей, эмоциональное перенапряжение, снижение общего эмоционального фона, растущее равнодушие к профессиональной деятельности;

— у эмоционально истощенных педагогов складываются симптомы «редукции профессиональных обязанностей», «расширения сферы экономии эмоций», «психосоматических и вегетативных нарушений», «эмоционально-нравственной дезориентации», что относится к фазе резистенции, которая является переходной от напряжения к истощению;

— у эмоционально истощенных педагогов определяется высокое «психоэмоциональное истощение», высокое «личностное отстранение»;

— у педагогов с большим стажем профессиональной деятельности эмоциональное выгорание развито сильнее, достигает фазы резистенции и истощения;

— существуют особенности психических состояний при различном уровне синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения (педагогов) — это меры по предупреждению возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания и подобных ему явлений, ведущих к деформации личности сотрудников образовательного учреждения (педагогов). Целью профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения (педагогов) служит изменение поведения сотрудников образовательного учреждения (педагогов), при котором они могут жить эффективнее, получать удовлетворение от работы, могут быть довольны жизнью.

Профилактика эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения (педагогов) может быть проведена с использованием таких методов, как психологические и физические. К психологическим методам профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения (педагогов) относят следующие:

1. Психодиагностические методы — анализ профпригодности и соответствия занимаемой должности; прояснение на рабочих местах сотрудников, подверженных синдрому эмоционального выгорания.

2. Психологическая помощь — консультирование относительно проблем поиска и активации ресурсов личности; тренинги саморегуляции, решения проблем, развития эмоционального интеллекта; повышение психологической грамотности; консультирование индивидуально и в группе; совершенствование креативных и гибких моделей решения проблем; социально-психологический тренинг.

3 Психопрофилактические методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения (педагогов) — отдых;

самоанализ; приоритет; медитации (арт-терапия). Среди физических методов профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения (педагогов) — рацион, спорт, йога, антистрессовое дыхание, релаксация, визуализация ресурсного состояния, режим [4].

Для диагностики эмоционального выгорания в педагогической среде нами проведено исследование. Выборочная группа при этом состояла из 30 респондентов: 26 женщин (87 %) и 4 мужчин (13 %). Возраст участников: от 20 до 30 лет — 6 человек (20 %), от 30 до 40 лет — 10 человек (33 %), от 40 лет и старше — 14 человек (47 %). Преподавательский стаж участников выборочной группы: от 5 до 10 лет — 20 человек (67 %), от 10 до 20 лет — 10 человек (33 %).

Исследование осуществлялось через социальную сеть «ВКонтакте» с помощью метода точечного выбора из сотрудников образовательного учреждения. По отношению к данной выборочной группе применены следующие методы исследования:

1. Метод анкетирования.

2. Методика «Диагностика уровня синдрома эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).

3. Опросник «Профессиональное выгорание» (К. Маслач, С. Джексон — в адаптации Н. Е. Водопьяновой).

При изучении синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения сделан ряд выводов:

— в процессе анкетирования выявлено, что у исследуемых сотрудников образовательного учреждения наблюдается предрасположенность к синдрому эмоционального выгорания, поскольку сотрудники охотно ходят на работу, но они эмоционально опустошены в конце рабочего дня. У сотрудников образовательного учреждения присутствуют симптомы синдрома эмоционального выгорания в поведении, эмоциях, когнитивных (познавательных процессах), физиологических функциях. Они критично относятся к вопросу компетентности — своей и коллег. Сотрудники чувствуют, что они работают больше, но сделали меньше. Они не всегда могут контролировать себя во время эмоционального или профессионального стресса;

— в анкете содержался вопрос о профессиональном стаже работы. На основании полученных результатов опрошенные разделены на две группы: 20 сотрудников образовательного учреждения со стажем от 5 до 10 лет и десять — со стажем от 10 до 20 лет. На основании профессионального стажа проведено дальнейшее исследование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения;

— в группе сотрудников с профессиональным стажем работы от 5 до 10 лет выявлен низкий уровень напряжения, резистенции и истощения, а в группе представителей со стажем от 10 до 20 лет — высокий уровень напряжения, резистенции и истощения;

— в группе сотрудников с профессиональным стажем работы от 5 до 10 лет обнаружен низкий уровень эмоционального истощения, деперсонализация, высокий уровень профессиональной успешности (редукция персональных достижений), а в группе представителей со стажем от 10 до 20 лет — высокий уровень эмоционального истощения, деперсонализация, средняя профессиональная успешность (редукция персональных достижений);

— корреляционный анализ показателей профессионального стажа работы и показателей синдрома эмоционального выгорания в группе сотрудников с профессиональным стажем работы от 5 до 10 лет свидетельствует о следующем: чем ниже профессиональный стаж работы у сотрудников

образовательного учреждения от 5 до 10 лет, тем выше такие показатели, как расширение сферы экономии эмоций и резистенция; — корреляционный анализ показателей профессионального стажа работы и показателей синдрома эмоционального выгорания в группе сотрудников с профессиональным стажем работы от 10 до 20 лет говорит о следующем: чем выше профессиональный стаж работы у сотрудников образовательного учреждения от 10 до 20 лет, тем выше такие показатели, как эмоциональное истощение, напряжение, истощение. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения предложена программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательного учреждения», подготовленная на основе программы Е. А. Чикаревой. Основная цель — способствовать, помимо профилактики, снижению внутреннего конфликта и формированию осознания внутренних резервов для дальнейшей работы. В ходе занятий сотрудники образовательного учреждения смогут регулировать эмоции (свои и других); научиться планировать; развивать творческое мышление; проработать свои эмоции и научиться ими управлять; преодолевать барьеры в общении, лучше понимать собеседника; научатся влиять на окружающих и аргументировать свою точку зрения [4].

Список источников

1. Зубричевская И. В. Исследование синдрома эмоционального выгорания в современных условиях. М.: АСТ, 2016. 315 с.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. М.: Юрайт, 2017. 343 с.

3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: АСТ, 2013. 368 с.

4. Кожевина А. П., Дубровина С. В. Особенности психических состояний при различном уровне синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10. № 2. С. 1-6. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).6

Информация об авторах

С. А. Васильева — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии; Р. Р. Бурангулов — студент 4-го курса направления «Психология» (бакалавриат).

Information about the authors

S. A. Vasil'eva — Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology;

R. R. Burangulov — 4th year Student of Psychology (Bachelor's Degree).

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.

Статья поступила в редакцию 13.12.2021; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 28.03.2022.

The article was submitted 13.12.2021; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 28.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.