УДК 159.99
Психологические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений
Анна М. Кукуляр
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, кандидат психологических наук, старший преподаватель E-mail: [email protected]
Аннотация
В условиях развития современного российского общества, при наличии социально-экономической нестабильности, нарастающей конкуренции на рынке труда, существующих социальных стрессов, возрастают требования, которые предъявляются к профессиональному уровню специалистов сферы образования. Но не каждый педагог может легко и быстро подстраиваться под трансформации современного медиа пространства и эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность, в результате чего могут развиваться неблагоприятные психические и психофизиологические состояния. Одним из наиболее встречаемых негативных проявлений у представителей данной профессиональной сферы является феномен «эмоционального выгорания». Актуальность данного исследования обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью, а способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя. В рамках проведения эмпирического исследования по данной тематике, возможно предположить, что синдром эмоционального выгорания у педагога средних общеобразовательных школ, может характеризоваться расширением сферы экономии эмоций, эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, отстраненностью, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. В результате данной профессиональной деформации происходит нарушение полноценного управления учебным процессом, оказания своевременной психологической поддержки ученикам, а также становления профессионального коллектива. В настоящей статье будут приведены результаты проведенного эмпирического исследования, которое проводилось в 2018 году на базе различных средних общеобразовательных учреждений г.Ростова-на-Дону. Исследование проводилось нами по
следующим методикам: 1) Опросник психического «выгорания» для учителей А.А. Рукавишникова; 2) Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко; 3) Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 4) Методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.
Ключевые слова феномен эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание педагога
UDC 159.99
Psychological features of manifestation of burnout syndrome in primary and high school teachers of secondary schools
Anna M. Kukulyar
South Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, candidate of psychological sciences, senior lecturer E-mail: [email protected]
Abstract
In the context of the development of the modern Russian society, in the presence of socio-economic instability, increasing competition in the labor market, the existing social stresses, there is an increase in demands that are imposed on the professional level of specialists in the field of education. But not every teacher can easily and quickly adapt to the transformation of the modern media space and effectively implement their professional activities, which results in the development of adverse mental and psychophysiological conditions. One of the most frequently encountered negative manifestations among representatives of this professional sphere is the phenomenon of "emotional burnout". The relevance of this study is due to the increasing demands of society to the personality of a teacher, because this profession has a huge social importance, and the ability to empathize (empathy) is recognized as one of the most important qualities of the teacher. As part of the empirical research on this topic, it is possible to assume that the burnout syndrome in a secondary school teacher may be characterized by an expansion of the sphere of economy of emotions, emotional dryness, ignoring the individual characteristics of students, exclusion, and that it has a strong enough impact on the nature of professional communication of the teacher. As a result of this professional deformation, there is a violation of the full management of the educational process, the provision of timely psychological support to students, as well as the formation of a professional team. This paper
covers the results of an empirical study, which was conducted in 2018 on the basis of various secondary educational institutions of Rostov-on-Don. The study was conducted employing the following methods: 1) Questionnaire of mental "burnout" for teachers by A. A. Rukavishnikova; 2) the Method of "Diagnostics of emotional burnout of personality" by V. V. Boyko; 3) Questionnaire on burnout (MBI) by C. Maslach and S. Jackson in the adaptation of N. E. Vodopyanova; 4) the Method of "Diagnosis of interpersonal relations" by T. Leary.
Keywords
phenomenon of emotional burnout, emotional burnout of the teachers
Введение
В последние годы особенно острой встала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлексировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками.
Не каждый педагог в состоянии выдерживать то психоэмоциональное напряжение, которое на него оказывается, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной, личной жизни, проблемы в общении с коллегами и так далее. Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей - все это осложняет жизнь современного педагога [Ронгинская, 2002, с. 85-95].
В результате, не находя сил противостоять внутренним и внешним воздействиям, педагог начинает срываться от накопленного стресса, испытывать глубокое физическое утомление, отдаляться от детей, от общения с ними,- в результате чего возникает синдром выгорания. Последствия данного синдрома, проявляющиеся даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива [Зборовская, 2011, с. 42].
Результаты проведенных психологических исследований последних лет показывают, что наиболее выраженной фазой указанного синдрома у работников сферы образования является фаза резистенции с доминирующим симптомом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Однако, необходимо отметить, что в отечественной литературе существует некий дефицит данных, связанных с исследованием синдрома эмоционального выгорания у сотрудников средних общеобразовательных учреждений [Логинова, Онуфриева, 2014, с. 582-584].
Материалы и методы исследования
В рамках психометрического подхода, применимого к нашему исследованию, по изучению психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных учреждений были применены следующие методики: 1. Опросник психического «выгорания» для учителей А. А. Рукавишникова; 2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; 3. Опросник на выгорание (МВ1) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой; 4. Методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Математическая обработка данных включала стандартный метод математической статистики по и-критерию Манна-Уитни.
Дискуссия
На современном этапе развития психологического знания есть четкий оформленный подход к специфике и структуре психического выгорания. Обращаясь к современным знаниям, можно утверждать, что «психическое выгорание» - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся среди профессий социальной сферы [Козин, Агибалова, 2013, с. 44].
Синдром эмоционального выгорания проявляется через постепенную утрату эмоциональной, и физической энергии, проявляющуюся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [Водопьянова, 2015, с. 37].
Согласно подходу В. В. Бойко, синдром выгорания развивается и каждому этапу определенные признаки, вызываются определенными факторами [Орел, 2013, с. 18].
В работе Поповой Т. А. указано, что существуют три факторов, которые на развитие выгорания в профессиях «человек-человек»: ролевые и организационные [Попова, 2010, с. 158].
Личностными факторами являются следующие причины: реактивность, экс-траверсия/интроверсия, авторитаризм, уровень эмпатии, степень удовлетворенности профессией и профессиональным ростом, пол, возраст, самоуважение, трудоголизм, поведенческая реакция на стресс по типу «А» (то есть выбираемые человеком способы борьбы с кризисными ситуациями), мотивация, стаж и др. [Синюкова, Житлова, 2014, с. 150].
Говоря о типах приводящих со к синдрому эмоционального различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности. В группу профессиональных входят: конфликтные и ситуации нововведений в среде, ситуации требований и обязанностей к или иной вхождение в новую среду, наличие рода внутренних профессионального роста, Так, например, конфликтных ситуаций в среде у человека появиться эмоциональная беспомощность, снижение работоспособности и самокритичности [Якушкин, Мартынова, 2008, с. 107].
Скугаревская М. М. считает, что того, чтобы со стрессом, подключить три мощных фактора: когнитивный и поведенческий [Скугаревская, 2002, с. 22].
Ролевые факторы - конфликты, ролевая неопределенность Накусов С. [Накусов, 2012, с. 53] установил связь «эмоционального выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя и т. д. Автор сделал что синдром выгорания грозит, в очередь, представителям профессий как социальная работа, Именно эти требуют большой нагрузки, ответственности и весьма неопределённые успеха [Ожогова, 2008, с. 21].
Организационные факторы - затрачиваемое на неопределенное (или измеримое) содержание работа, требующая продуктивности и постоянного профессионализма; работа, соответствующей подготовки (; неопределенность или ответственности; характер не соответствующий работы. Перечень причин можно это и неблагополучная атмосфера, чувство незащищённости, неуверенности в экономической стабильности и негативные переживания, с социальной несправедливостью и социальной поддержки, а психологически трудный с которым приходиться дело профессионалу в общения (например: тяжелые конфликтные покупатели, «» подростки) [Водопьянова, 2010, с. 443].
Таким в работах ученых стран обнаруживается единство в понимании риска синдрома «» для представителей профессий. По Грингласс, профессиональная сказывается лишь определении степени отдельных факторов. В книге «Правда о организационные причины стресса и что с делать» Кристина пишет, что выгорание отдельного «больше говорит о его работы, о нем лично» [Орел, Рукавишников, 2012, с. 49-65].
Результаты исследования.
Далее на основании проведенного теоретического исследования нами были определены цель и гипотезы для проведения эмпирического исследования среди педагогов старших и младших классов средних общеобразовательных учреждений.
Целью данной работы является изучение психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений.
В качестве объекта исследования выступили педагоги начальных классов в количестве 30 человек и педагоги старших классов в количестве 30 человек средних общеобразовательных учреждений г. Ростова-на-Дону. Средний возраст испытуемых - от 24 до 55 лет. Стаж профессиональной деятельности: от 1 года и более.
Предмет исследования: психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений.
Гипотезы исследования: 1. Вероятно, психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов будут отличаться от психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов старших классов. 2. Возможно, риск возникновения эмоционального выгорания у педагогов старших классов средних общеобразовательных учреждений будет значительно выше, чем у педагогов младших классов.
По опроснику психического «выгорания» для учителей А. А. Рукавишникова были получены следующие усредненные результаты среди учителей старших и младших классов (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Средние значения по шкалам опросника психического «выгорания» для учителей А. А. Рукавишникова среди учителей младших и стар-
ших классов.
Среди группы педагогов младших классов по шкале «Психоэмоционального истощения» (ПИ) было получено среднее значение равное 23,6, что соответствует среднему уровню выраженности данного показателя. На основании чего, можно заключить, что процесс исчерпания эмоциональных, физических и энергетических ресурсов педагогов, работающих с младшими классами, находится в норме. Но наблюдается легкое эмоциональное и физическое утомление, и некоторая степень раздражительности.
По шкале «Личностное отдаление» (ЛО) у педагогов младших классов было получено среднее значение равное 27,2, что укладывается в рамки средних значений и свидетельствует о незначительном личностном отдалении, которое
проявляется в уменьшении количества контактов с детьми, легкой раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
По шкале «Профессиональная мотивация» (ПМ) в группе педагогов младших классов было получено усредненное значение равное 44,7, что отражает крайне высокие показатели выраженности по данной шкале. Таким образом, можно утверждать, что у педагогов младших классов может наблюдаться очень высокий уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе, высокая продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в профессиональной деятельности.
Среди группы педагогов старших классов по шкале «Психоэмоциональное истощение» (ПИ) был выявлен усредненный показатель равный 20,2, что свидетельствует о низком уровне психоэмоционального истощения в данной группе респондентов. Таким образом, процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов педагогов, работающих со старшеклассниками, находится на низком уровне. У них отсутствует истощение, которое проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим ученикам.
По шкале «Личностное отдаление» (ЛО) был получен средний показатель - 21,4, что может проявляется у педагогов данной группы через стремление в уменьшении количества контактов с обучающимися, некоторой повышенной раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения с учениками.
Данные по шкале «Профессиональной мотивации» среди педагогов старших классов находятся в области высоких значений (26,3), что свидетельствует о достаточно высокой продуктивности в профессиональной деятельности, оптимизме и заинтересованности в работе, высокой самооценке профессиональной компетентности и степени успешности в работе с обучающимися.
При сравнительном анализе двух групп педагогов, можно полагать, что на одинаковом среднем уровне находятся показатели по шкале Личностное отдаление. Психоэмоциональное истощение ниже у педагогов старших классов, чем у педагогов младших классов. Профессиональная мотивация же выше у педагогов младших классов, чем у педагогов старших классов.
По методике «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко полученные среднестатистические результаты в соответствии со всеми фазами можно представить следующим образом (Рисунок 2, 3, 4).
Произведя интерпретацию полученных данных отдельно по каждой группе учителей, можно заключить, что у учителей младших классов, среди 4 перечисленных симптомов фазы «Напряжения», сложившихся симптомов нет. В стадии складывания находится симптом «Переживания психотравмирующих обстоятельств» (14,2), который может проявляться в редких проявлениях отчаяния
и негодования. Неразрешимость различных профессиональных ситуаций у учителей младших классов может приводить к развитию прочих явлений «выгорания». Симптомы «Тревога в депрессии» (8,1), «Неудовлетворенность собой» (0), «Загнанность в клетку» (2) не сложились. Среди группы учителей старших классов не сложились только 2 симптома: «Неудовлетворенность собой» (8) и «Тревога в депрессии» (8,2). Сложившимися в фазе напряжения у учителей старших классов являются симптом «Загнанность в клетку» (23,4) и «Переживание психотравмирующих обстоятельств» (15,8).
Рисунок 2 - Результаты, полученные по фазе «Напряжение» среди всей группы учителей, согласно методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
В результате чего можно утверждать, что у учителей старших классов можно отметить наличие осознания психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить, накопившееся отчаяние и негодование, часто возникающее чувство беспомощности, а также состояние интеллектуально-эмоционального ступора.
По общему полученному значению среди всей группы респондентов фаза напряжения не сформирована.
Перейдем далее к описанию результатов, полученных у всей группы респондентов в фазе резистенции (Рисунок 3).
У учителей младших классов не сложившимся выступает симптом «Расширения сферы экономии эмоций» (3). Сложившимися являются «Неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (22,8), «Редукция
профессиональных обязанностей» (22,6) и «Эмоционально-нравственная дезориентация» (19,3). На основании чего можно утверждать, что у учителей младших классов «экономят эмоции». Делая самостоятельный выбор в той или иной ситуации, педагоги склонны проявлять, либо не проявлять некую чёрствость по отношению к своим воспитанникам, что может трактоваться как эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие. Зачастую педагоги младших классов могут разделять всех своих учеников на «хороших» и «плохих», приводя различные оценочные суждения в их адрес. В результате чего пытаются любым возможным образом облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, и в большинстве случаев обделяют своих подопечных элементарным вниманием.
Фаза резистенции
Редукция проф. обязанностей
Расширение сферы экономии эмоций
Эмоц- нравственная дезориентация
Неадекват. из 6 и р. эмоцион. реагирование
1 1
22.fi
15,3 9,3
3 1 3
9,8
22,8
^■ 127,1
□ Учителя младших классов
□ Учителя старших
10
20
30
Рисунок 3 - Результаты, полученные по фазе «Резистенция» среди всей группы учителей, согласно методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Среди учителей старших классов не сформированными оказались симптом «Расширения сферы экономии эмоций» (3), «Эмоционально-нравственной дезориентации» (9,8). В стадии формирования находится симптом «Редукции профессиональных обязанностей». Сложившимся симптомом в фазе резистенции у учителей старших классов является симптом «Неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (27,1), что свидетельствует об ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на ситуации по отношению к обучающимся и стремлении уйти от излишнего общения.
При оценке максимально достигнутых значений среди всей группы учителей, можно заключить, что фаза резистенции не сформирована.
Далее проинтерпретируем полученные данные по фазе истощения для обеих групп учителей (Рисунок 4).
Интерпретируя представленные среднестатистические данные в группе учителей младших классов, можно заключить, что ни один симптом в фазе истощения не сложился, так как по шкале «Эмоциональный дефицит» получено значение 2,2, по «Эмоциональной отстраненности» - 8,3, по «Личностной отстраненности» - 0, а по «Психовегетативным нарушениям» - 8,1.
Проводя анализ среднестатистических данных по фазе истощения в группе учителей старших классов, отметим, что в процессе формирования находится симптом «Эмоциональной отстранённости» (16,9) и «Личной отстраненности» (18,7). Не сформированными оказались симптом «Эмоционального дефицита» (7,5) и «Психовегетативные нарушения» (5,7).
Рисунок 4 - Результаты, полученные по фазе «Истощение» среди всей группы учителей, согласно методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Оценивая максимальные значения по данной фазе среди всей группы респондентов, можно заключить, что данная фаза не сформирована.
Подводя итог представленным данным по вышеописанной методике, можно заключить, что как среди учителей младших классов, так и старших, ни одна фаза эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко не сформирована.
По «Опроснику на выгорание (МВ1)» в адаптации Н. Е. Водопьяновой среди всей группы учителей были получены следующие среднестатистические данные, которые представлены ниже на Рисунке 5.
Согласно полученным данным, среди учителей младших классов минимальное значение представлено по шкале «Эмоциональное истощение» (15,3). На основании чего, можно утверждать, что на данном профессиональном этапе у учителей младших классов эмоциональное истощение отсутствует.
По шкале «Деперсонализация» полученное среднестатистическое значение (18,6) лежит в области максимальных величин, что подтверждает наличие у учителей младших классов некоторого нарушения самосознания с изменением привычного восприятия собственной личности и мира вокруг. В данном состоянии происходит искажение сознания, поэтому человек не чувствует себя единой, цельной личностью.
Редукция личных достижений
Деперсонализация
Эмоциональное истощение
1 1 1
|з4,2
3,6
\
15,4
,1
15.:
1»
--
39,7
□ Учетеля младших
□ Учителя старших
10
20
30
40
50
Рисунок 5 - Результаты, полученные по опроснику МВ1, среди всей группы учителей
Также максимальных величин среди учителей младших классов достиг показатель по шкале «Редукция личных достижений» (39,7), что может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно профессиональных достоинств и возможностей, либо в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к обучающимся и коллегам.
Среди учителей старших классов по шкале «Эмоциональное истощение» нами был получен показатель 17,1, что соответствует группе средних значений, на основании чего можно говорить о частичной потере эмоциональности и вовлеченности в профессиональную деятельность и отношения с коллегами, повышенной раздражительности и агрессивности, а также безразличии ко всему происходящему.
По шкале «Деперсонализация» у учителей старших классов отмечается минимальное значение (6,4), на основании чего можно утверждать, что данный синдром не выражен.
Интерпретируя полученные данные по шкале «Редукции личных достижений», отметим, что представленное значение (34,2) находится в области средних. Из чего можно заключить, что у учителей старших классов присутствует негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм по отношению к своим профессиональным достижениям и возможностям, а также сознательное ограничение своих возможностей и обязанностей по отношению к обучающимся и коллегам.
Подводя итог вышесказанному по данной методике, можно заключить, что у учителей младших классов выражено и эмоциональное, и профессиональное выгорание. У учителей старших классов эмоциональное и профессиональное выгорание находится на этапе формирования.
Согласно методики «Диагностики межличностных отношений» Т. Лири были получены следующие результаты среди группы учителей младших классов (Рисунок 6), которые могут быть представлены в виде личностного профиля.
Автор ИТ 16- Альтруизм ,. -' 12 -/ Лч ^^^ 10-6 4 1111 \ зри ость "-_. .. Эгоистичность
За ви с имость . - " . -- ' >■ Раздражительност
Рисунок 6 - Личностный профиль социальных ориентаций среди учителей младших классов
Анализируя представленные данные среди группы учителей младших классов можно заключить, что преобладающими в личностном профиле являются такие социальные ориентации как «Альтруизм» (8,6) и «Дружелюбие» (8,3). Таким образом, можно утверждать, что учителей младших классов характеризует ответственность по отношению к другим людям, деликатность, мягкость, доброта, сострадание, забота, они умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы. Также они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформные,
следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативны, стремятся помогать, стремятся заслужить признание и любовь, общительные, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.
Личностный профиль учителей старших классов представлен ниже на Рисунке 7.
Авторитарность
Подчиннемость
Рисунок 7 - Личностный профиль социальных ориентаций среди учителей старших классов
Анализируя представленные данные среди группы учителей старших классов можно заключить, что преобладающими в личностном профиле являются такие социальные ориентации как «Авторитарность» (8,2) и «Дружелюбие» (7,7), что характеризует их как людей уверенных в себе, но не обязательно лидерами, упорными и настойчивыми, а также они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, стремятся помогать, но хотят чувствовать себя в центре внимания, общительные и проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.
Далее представим результаты исследования, полученные с помощью корреляционного анализа. Корреляционный анализ осуществлялся нами по и-критерию Манна-Уитни. Полученные в результате нашего исследования, согласно перечню стандартизированных методик данные, представлены ниже.
По опроснику психического «выгорания» для учителей А. А. Рукавишникова значимые различия обнаружены:
— По шкале «Личностное отдаление»: Щ = 162, при р-уа1ие = 0.008073. Величина эффекта г=0.517196;
— По шкале «Психоэмоциональное истощение»: Щ = 263.5, р-уа1ие = 0.04107. Величина эффекта г=0.3029101;
— По шкале «Профессиональная мотивация»: Щ = 256.5, р-уа1ие = 0.03476. Величина эффекта г=0.3214286.
По методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко значимые показатели были получены отдельно для каждой из описанных фаз:
в фазе «Напряжение» по симптому «Загнанность в клетку» Щ = 589, р-уа1ие = 0.0002432. Величина эффекта г=0.5582011 и по симптому «Переживание психо-травмирующих обстоятельств» Щ = 549.5, р-уа1ие = 0.002301. Величина эффекта г=0.4537037.
в фазе «Резистенция» по сложившемуся симптому «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» Щ = 173.5, р-уа1ие = 0.0004299. Величина эффекта г=0.3796296 и по симптому «Редукция профессиональных обязанностей» Щ = 175.5, р-уа1ие = 0.0004324. Величина эффекта г=0.5357143.
в фазе «Истощение» по симптому «Личностная отстраненность» Щ = 271.5, р-уа1ие = 0.053105. Величина эффекта г=0.3137201 и по симптому «Эмоциональной отстраненности» Щ = 548.5, р-уа1ие = 0.003341. Величина эффекта г=0.4246026
По «Опроснику на выгорание (MBI)» в адаптации Н. Е. Водопьяновой значимые различия обнаружены по шкалам:
— «Редукция личных достижений» Щ = 531, р-уа1ие = 0.02547. Величина эффекта г=0.34854;
— «Эмоциональное истощение» Щ = 245.5, р-уа1ие = 0.04385. Величина эффекта г=0.385932.
По методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири значимые различия обнаружены по следующим шкалам:
— по шкале «Альтруизм» Щ = 249, р-уа1ие = 0.04762. Величина эффекта г=0.379531;
— по шкале «Дружелюбие» Щ = 271, р-уа1ие = 0.053701. Величина эффекта г=0.47852;
— по шкале «Авторитарность» Щ = 194, при р-уа1ие = 0.0073658. Величина эффекта г=0.48286.
Полученные статистические данные позволяют утверждать, что как учителям старших, так и учителям младших классов свойственно стремление отдалиться от излишнего общения как с обучающимися, так и с коллегами, на фоне легкого эмоционального и физического утомления и некоторой степени раздражительности, при достаточно высоком уровне профессиональной мотивации. Также у учителей старших классов могут возникать чувство отчаяния, беспомощности и негодования, а также состояние интеллектуально-эмоционального ступора.
У обеих групп учителей присутствует тенденция в ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на различные профессиональные ситуации, и желании уйти от излишнего общения с обучающимся, на основании чего можно отметить личностную и эмоциональную отстраненность.
Выводы
Согласно полученным данным, как у учителей старших, так и у учителей младших классов отмечается редукция личностных достижений, что проявляется через тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно профессиональных достоинств и возможностей, либо в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к обучающимся и коллегам. Проявление деперсонализации отмечается только у учителей младших классов, что накладывает определенный отпечаток на привычное восприятие собственной личности и мира вокруг.
На ряду со всеми вышеперечисленными психологическими особенностями учителей старших и младших классов, можно отметить их уверенность в себе, упорство и настойчивость в решении профессиональных задач, стремление к сотрудничеству, кооперации, гибкости и компромиссности при решении проблем и конфликтных ситуаций, общительности и проявлении теплоты и дружелюбия в отношениях.
На основании чего, можно заключить, что гипотеза 1 о том, что психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов будут отличаться от психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов старших классов, подтвердилась полностью. Гипотеза 2 о том, что риск возникновения эмоционального выгорания у педагогов старших классов средних общеобразовательных учреждений будет значительно выше, чем у педагогов младших классов, подтвердилась частично, поскольку у учителей младших классов были получены схожие результаты с учителями старших классов.
Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании рассмотрены и проанализированы более детально и подробно психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и расширении представлений о психологических особенностях эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных учреждений.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы школьными психологами, для переподготовки и проведения курсов повышения квалификации для педагогов средних образовательных учреждений, а также данные результаты могут
быть внедрены в учебный процесс в рамках чтения лекций, семинаров в рамках средних профессиональных учреждений и университетов.
Конфликт интересов
Автор статьи заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Литература
Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2010. - С.443-463.
Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2015. - 336 с.
Зборовская, И. В. Саморегуляция психической устойчивости учителя. Прикладная психология. 2011, № 6
Козин В.А., Агибалова Т.В. Синдром «эмоционального выгорания»: происхождение, теории, профилактика, перспективы изучения. Неврологический вестник. Т. ХШ 2013 - № 2. С.44 - 52.
Логинова АА, Онуфриева В.В. Особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ. Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 582-584. — https://mo1uch.гu/aгchive/80/14366/ (дата обращения: 16.02.2018).
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 2014.
Накусов С. Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры. Коррекционно-развивающее образование. 2012. - № 2(20). С. 53-57.
Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореферат дис. ... канд. психол. наук. —Саратов, 2008. — 25 с.
Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль, 2012. — С.49-65.
Орел В.Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 Т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2013, Т.6. -С.180-184.
Попова Т.А. Экспериментальное исследование эмоционального выгорания, самоотношения и самоактуализации практических психологов. Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. — С. 538—541.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. Т. 23. - № 3. С. 85-95.
Синюкова Е.М., ЖитловаД.К. Синдром эмоционального выгорания личности: его сущность и детерминанты. Парадигмы познания. 2014 - № 2. С.150 - 155.
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. Педагогические новости. 2002.- №7. С. 22-25.
Якушкин, Н.В., Мартынова Е.В. Проявление синдрома эмоционального выгорания в различных профессиях. Клинические и социально-психологические аспекты кризисных состояний: Мат. научн. - практ. конф. Гродно: ГрГМУ, 2008. - С. 107-109.
References
Vodopyanova N. E. Sindrom psihicheskogo vygoraniya v kommunikativnyh professiyah. Psihologiya zdorov'ya/Pod red. G. S. Nikiforova [Syndrome mental burnout in a communicative professions. Psychology of health / edited by G. S. Nikiforov]. SPb. Publishing house of SPb GU, 2010, pp. 443-463. (in Russian).
Vodopyanova N. E. Sindrom vygoraniya: Diagnostika i profilaktika [The burnout syndrome: Diagnostics and prevention]. SPb. Publ., 2015, 336 p. (in Russian).
Zborovskaya I. V. Samoregulyaciya psihicheskoj ustojchivosti uchitelya. [Self-Regulation of teacher's mental stability]. Applied psychology Publ., 2011, № 6. (in Russian).
Kozin, V. A., Agibalova T. V. Sindrom «ehmocional'nogo vygoraniya»: proiskhozhdenie, teorii, profilaktika, perspektivy izucheniya. [Syndrome of "emotional burnout": origin, theories, prevention, prospects of study]. Neurological Bulletin Publ., T. XLV. 2013, № 2. pp. 44 - 52. (in Russian).
Loginova A.A., Onufrieva V.V. Osobennosti psihicheskogo vygoraniya pedagogov obshcheobrazovatel'nyh shkol. [Features of mental burnout of teachers of secondary schools]. Young scientist. 2014. No. 21. - pp. 582-584. URL https://moluch.ru/ archive/80/14366/ (accessed: 16.02.2018).
Mitina L. M. Uchitel' kak lichnost' i professional (psihologicheskie problemy) [Teacher as a person and professional (psychological problems)]. M.: Deal Publ., 2014.
Nakusov S. Osobennosti professional'nogo vygoraniya pedagogov nachal'noj shkoly i uchitelej fizicheskoj kul'tury. [Features of professional burnout of teachers of primary school and teachers of physical culture]. Correctional-developing education Publ., 2012, № 2 (20), pp. 53-57. (in Russian).
Ozhogova E.G. Vzaimosvyaz' sindroma «psihicheskogo vygoraniya» i osobennostej cennostno-smyslovoj sfery u pedagogov obshcheobrazovatel'nyh shkol: avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk. [The Relationship of the syndrome of "mental burnout" and peculiarities of value-semantic sphere of the secondary school teachers: dissertation abstract, dis. ... kand. psychol. sciences]. Saratov Publ., 2008, 25 p.
Orel V. E., Rukavishnikov A. A. Fenomen «vygoraniya» kak proyavlenie vozde-jstviya professional'noj deyatel'nosti na lichnost' [The Phenomenon of "burnout" as
a manifestation of the impact of professional activity on the individual]. Psychology of the subject of professional activity. Yaroslavl Publ., 2012, pp. 49-65. (in Russian).
Orel V. E. Sindrom psihicheskogo vygoraniya kak dezadaptivnyj process [Burnout Syndrome as a disadaptive process]. Yearbook of the Russian psychological society: Proceedings of the 3rd all-Russian Congress of psychologists. In 8 volumes. SPb.: S.-Peterb. University Publ., 2013, vol.6. pp. 180-184. (in Russian).
Popova T. A. EHksperimental'noe issledovanie ehmocional'nogo vygoraniya, samootnosheniya i samoaktualizacii prakticheskih psihologov [Experimental study of emotional burnout, self-attitude and self-actualization of practical psychologists]. Experimental psychology in Russia: traditions and prospects. M.: Publishing house of Institute of psychology RAN, 2010, pp. 538-541. (in Russian).
Ronginskaya T. I. Sindrom vygoraniya v social'nyh professiyah [Syndrome of burnout in the social professions]. Psychological journal. Moscow: Science Publ., 2002, T. 23, No. 3, pp. 85-95. (in Russian).
Sinyukova E. M., Zhitlova D. K. Sindrom ehmocional'nogo vygoraniya lichnosti: ego sushchnost' i determinanty [Syndrome of emotional burnout of the personality: its essence and determinants]. Paradigm of knowledge Publ., 2014, № 2, pp. 150 - 155. (in Russian).
Skugarevskaya M. M. Sindrom ehmocional'nogo vygoraniya [A Syndrome of emotional burnout]. Educational news Publ., 2002, No. 7, pp. 22-25. (in Russian).
Yakushkin N. V., Martynova E. V. Proyavlenie sindroma ehmocional'nogo vygoraniya v razlichnyh professiyah [Manifestation of burnout syndrome in various professions]. Clinical and socio-psychological aspects of crisis States: Math. scientific. prakt. conf. Grodno: GrGMU Publ., 2008, pp. 107-109. (in Russian).