Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ ЗА ХРАНЕНИЕ'

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ ЗА ХРАНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные платежи / таможенные сборы за хранение / склады временного хранения таможенных органов / временное хранение товаров / customs payments / customs fees for storage / temporary storage warehouses of customs authorities / temporary storage of goods

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведенко Оксана Владиславовна

В статье рассматривается применение в Российской Федерации таможенных сборов за хранение. Автором проводится анализ основных элементов таможенных сборов за хранение: плательщики, объекты обложения, база для исчисления, ставки, льготы. Особое внимание уделяется терминологии, нормативному правовому регулированию, деятельности складов временного хранения (далее СВХ) таможенных органов. Проводится сравнительный анализ стоимости услуг коммерческих СВХ, обслуживающих автомобильный транспорт и суммытаможенныхсборовзахранениенаСВХтаможенных органов. По итогам исследования определяется необходимость проведения модернизации в сфере применения таможенных сборов за хранение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF APPLICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION CUSTOMS FEES FOR STORAGE

The article discusses the application of customs duties for storage in the Russian Federation. The author analyzes the main elements of customs duties for storage: payers, objects of taxation, the basis for calculation, rates, benefits. Particular attention is paid to terminology, regulatory legal regulation, and the activities of the customs authorities. A comparative analysis of the cost of services at commercial warehouses serving road transport and the amount of customs duties for storage at customs warehouses is carried out. According to the results of the study, the need for modernization in the field of application of customs duties is determined.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ ЗА ХРАНЕНИЕ»

УДК 339.54

вопросы применения в российской федерации таможенных сборов за хранение

Медведенко Оксана Владиславовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, e-mail: oks301173@mail.ru

В статье рассматривается применение в Российской Федерации таможенных сборов за хранение. Автором проводится анализ основных элементов таможенных сборов за хранение: плательщики, объекты обложения, база для исчисления, ставки, льготы. Особое внимание уделяется терминологии, нормативному правовому регулированию, деятельности складов временного хранения (далее - СВХ) таможенных органов. Проводится сравнительный анализ стоимости услуг коммерческих СВХ, обслуживающих автомобильный транспорт и сум-мытаможенныхсборовзахранениенаСВХтаможен-ных органов. По итогам исследования определяется необходимость проведения модернизации в сфере применения таможенных сборов за хранение

Ключевые слова: таможенные платежи; таможенные сборы за хранение; склады временного хранения таможенных органов; временное хранение товаров

issues of application in the russian federation customs fees for storage

Medvedenko Oxana V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Revenue and Tariff Regulation, e-mail: oks301173@mail.ru

The article discusses the application of customs duties for storage in the Russian Federation. The author analyzes the main elements of customs duties for storage: payers, objects of taxation, the basis for calculation, rates, benefits. Particular attention is paid to terminology, regulatory legal regulation, and the activities of the customs authorities. A comparative analysis of the cost of services at commercial warehouses serving road transport and the amount of customs duties for storage at customs warehouses is carried out. According to the results of the study, the need for modernization in the field of application of customs duties is determined

Keywords: customs payments; customs fees for storage; temporary storage warehouses of customs authorities; temporary storage of goods

Для цитирования: Медведенко О.В. Вопросы применения в Российской Федерации таможенных сборов за хранение // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 3 (87). С. 69-76.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) определяет дополнительный (третий) вид таможенных сборов - таможенные сборы за хранение, представляющие собой обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами действий, связанных с хранением товаров [1]. Такое право определено ст. 47 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в которой установлены базовые аспекты таможенных сборов, как вида таможенных платежей, регламентирующие их применение во всех государствах - членах ЕАЭС (два вида таможенных сборов: за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров и таможенным сопровождением транспортных средств, а также принятие примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, за которые устанавливаются таможенные сборы, в качестве предельного размера таких платежей) [2].

Соответственно основные элементы таможенных сборов за хранение (плательщики, объекты обложения, база для исчисления, база и ставки, льготы) регулируются национальным уровнем таможенного законодательства - Законом № 289-ФЗ [2].

Изменения в российском таможенном законодательстве, связанные с применением таможенных сборов, со времен создания ЕАЭС происходили лишь в сфере регулирования таможенных сборов за совершение таможенных операций. К крупным изменениям можно отнести реформирование базы и ставок таможенных сборов за таможенные операции в августе 2020 г. [3] при переходе к циф-ровизации таможни [4, С. 28]. Обновленные ставки таможенных сборов стали вполне сопоставимы с базовыми тарифами на оказание услуг по таможенному оформлению [5].

Последние изменения, вступившие в силу 16 июня 2023 г., связаны с определением фиксированных ставок в размере 30 000 рублей для ряда товаров (радиоэлектроника) и включением конкретного перечня таких товаров с указанием кодов

ТН ВЭД ЕАЭС [6]. Законодатель старается использовать таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском электроники, как фискальный инструмент, планируя направлять полученные средства от уплаты таможенных сборов «на развитие российской электроники, научные разработки и создание собственных конкурентоспособных продуктов» [7]. Очевидно, что любые законодательно установленные виды платежей должны использоваться не инерционно, по исторически установленному порядку, а в соответствии с конкретными целями. Применение таможенных сборов за хранение также требует актуализации.

В целом, вопросам применения таможенных сборов уделяли внимание различные авторы, однако конкретно таможенные сборы за хранение всегда оставались малоизученными. Так, Л.И. Та-рарышкина в статье «Аспекты таможенных услуг в условиях евразийской интеграции» относит действия таможенных органов, связанные с перемещением товаров через таможенную границу к государственным таможенным услугам, за которые устанавливаются таможенные сборы [8], тем самым определяя экономическую природу таможенных сборов, независимо от их вида, как плату за оказание государственной таможенной услуги: «...установленные законодательством оказываемые таможенными органами определенные услуги облагаются таможенными сборами» [8]. К.И. Це-дрик в статье «Проблемы и перспективы развития складов временного хранения в современных условиях» анализирует потребность во временном хранении товаров после прибытия их на территорию стран ЕАЭС, определяя склады временного хранения (далее - СВХ), как «важное связующее звено» и привлекательность таможенной операции временного хранения на СВХ для бизнес-сообщества, а также указывает на постепенное сокращение СВХ, требующих особых условий хранения (склады закрытого типа для хранения мясной или рыбной продукции, при которых необходимо лицензирование деятельности или аккредитация), а также на серьезное повышение спроса на услуги СВХ для сферы временного хранения автотранспортных средств [9]. Т.А. Блаженкова в статье «Таможенные сборы в системе мер таможенно-тарифного регулирования» сравнивает виды таможенных сборов, установленных в странах - членах ЕАЭС, и определяет, что таможенные сборы, связанные с хранением товара, кроме как в РФ, взимаются в Республике Армения, однако, отличием является трактовка в таможенном законодательстве: в Армении - это платеж за временное хранение таможенными органами, а в РФ - хранение на СВХ таможенного органа [10].

Д.Г. Кровяковский и С.А. Храмов в статье «Перспективы развития и совершенствования института таможенных сборов в ЕАЭС», ссылаясь на ТК ЕАЭС, в целом характеризуют таможенный сбор, как самый необычный вид таможенных платежей,

а в частности таможенные сборы за хранение, как определенную плату за помещение товаров «в открытые или закрытые (в случае помещения товаров определённых лиц) склады временного хранения таможенного органа для содержания на их территории до выпуска товаров в обращение» [11]. Также Д.Г. Кровяковский и С.А. Храмов, проводя анализ поступления таможенных платежей за период с 2015 по 2021 гг., выделив в том числе динамику поступления таможенных сборов и их долю в объеме таможенных платежей (примерно 0,3 %), определили их слабый фискальный эффект и отсутствие данных об их поступлении в статистических сборниках Федеральной таможенной службы (ФТС России) за 2020 и 2021 гг. [11]. Действительно, за период с 2020 по 2022 гг. среди итогов по перечислению в доход федерального бюджета таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, ФТС России перестало выделять таможенные сборы как отдельную позицию, возможно, включая эту информацию в позиции «иные платежи» [12]. Что касается таможенных сборов за хранение, то данные об их поступлении никогда не публиковались в открытом доступе.

Всё вышеизложенное указывает на актуальность темы и необходимость модернизации применения таможенных сборов в целом и таможенных сборов за хранение в частности.

Рассмотрим основные элементы таможенных сборов за хранение: плательщики, объекты обложения, база для исчисления, ставки, льготы, установленные Законом № 289-ФЗ. Плательщики таможенных сборов за хранение определены в п. 2 ст. 38 Закона № 289-ФЗ как лица, которые поместили товары на СВХ таможенного органа [1]. Такая формулировка указывает, что таможенные сборы за хранение взимаются, если товар помещается не на любой СВХ, а исключительно на СВХ таможенного органа (СВХТО), тем самым сужая круг плательщиков. Но, с другой стороны, данная формулировка никак не конкретизирует, кто именно имеет право помещать товары на СВХТО. Однако п. 6 ст. 41 Закона № 289-ФЗ устанавливает, что если таможенные органы помещают товар на СВХТО, то обязанность по уплате таможенных сборов за хранение не возникает, тем самым определяя, что к плательщикам таможенные органы не будут относиться, несмотря на то, что фактически помещение товара они осуществляют.

В п. 12 ч. III «Учреждение СВХ таможенного органа» приказа ФТС России от 17.01.2019 № 47 «Об утверждении Порядка учреждения и функционирования складов временного хранения, в том числе складов временного хранения таможенных органов» (далее - Приказ № 47) указано, что сведения о местонахождении СВХТО и прочие данные о нем должны быть размещены в автоматизированной информационной системе центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности (АИС ЦРСВЭД), входящей в ЕАИС ТО [13]. Раздел

«Открытые данные» на сайте ФТС России позволяет найти информацию о Реестре владельцев СВХ (коммерческих, не СВХТО), которая обновляется ежедневно, по состоянию на 20 июля 2023 г. в данный реестр включено 632 СВХ [14], т.е. информация о коммерческих СВХ доступна. Что касается информации о СВХТО, которая публикуется на АИС ЦРСВЭД, то на текущий момент она не является открытым источником, а доступна исключительно для эксплуатации таможенных органов. Используя портал «ТКС.РУ» [15], а также классификатор таможенных органов портала «Альта-Софт» [16] можно найти, сопоставить и проанализировать данные о таможенных органах (таможни, таможенные посты (т/п)), учредивших СВХ (табл.1).

Анализ данных о СВХТО показывает, что действующих государственных СВХ в 79 раз меньше, чем коммерческих. Из восьми СВХТО преобладают СВХ, ориентированные на обслуживание автотранспорта. Два из них предназначены для обслуживания авиатранспорта и только один - железнодорожного. Семь СВХТО являются складами открытого типа, т.е. предназначены для использования любыми лицами, один СВХТО - задействованный исключительно под нужны Мордовского т/п. Одной из особенностей является то, что все СВХТО не принимают на хранение подакцизные товары. Кроме того, можно обратить внимание на региональную принадлежность: 3 СВХТО - Приволжское таможенное управление; 2 - Сибирское таможенное управление; 3 - Северо-Кавказское таможенное управление. Объективно видно, что число СВХТО по сравнению с коммерческими СВХ определяет крайне небольшой круг лиц, использующих СВХ-ТО, что в значительной степени минимизирует число плательщиков таможенных сборов за хранение.

П. 5 «а» «Положения о возмещении из федерального бюджета издержек, понесенных лицом в связи с хранением, демонтажем, перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой) товаров, в отношении которых в ходе проведения таможенной проверки не установлено нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 600 (далее - Положение), позволяет отнести к кругу плательщиков индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, а также по косвенным признакам, установленным в п. 5 «б» (предоставление паспортных данных и ИНН для ИП, для юридических лиц - ОГРН, ИНН и КПП) предположить, что это лица - резиденты РФ [17]. А как же физические лица? Они лишены возможностей, установленных Положением?

Приложение «Квитанция о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа», устанавливающее форму одноименной квитанции, утвержденной приказом ФТС от 20.12.2018 № 2080, позволяет, кроме юридических лиц, отнести к кругу плательщиков таможенных сборов за хранение, также физических лиц [18]. Однако получается, что физические лица хоть и будут относиться к плательщикам таможенных сборов за хранение, но правом на возмещение издержек, понесенных в связи хранением товаров, при проведении таможенной проверки в отношении которых не установлены нарушения, они воспользоваться не смогут. Кроме того, форма квитанции не конкретизирует, является ли физическое лицо ИП [18].

П. 2 ст. 410 гл. 57 ТК ЕАЭС определяет

Таблица 1

№ п/п Код / наименование ТО Наименование владельца Обслуживаемые виды транспорта Тип СВХ

1 10413080 т\п Мордовский Саратовская таможня автодорожный закрытый

2 10413010 т/п Энгельсский Саратовская таможня автодорожный открытый

3 10413090 т/п Пензенский областной Саратовская таможня автодорожный открытый

4 10605000 Алтайская таможня Алтайская таможня автодорожный, воздушный открытый

5 10609060 т/п Аэропорт Толмачево Новосибирская таможня воздушный открытый

6 10801010 т/п Дербентский Дагестанская таможня железнодорожный, автодорожный открытый

7 10802010 т/п Ингушский Минераловодская таможня автодорожный открытый

8 10803000 Северо-Осетинская таможня Северо-Осетинская таможня автодорожный открытый

Источник: составлено автором на основании данных [15, 16]

Данные о действующих СВХ таможенных органов, составленные на основании анализа баз данных

порталов «ТКС.РУ» и «Альта-Софт»

договорную основу отношения владельца СВХ с декларантами или иными заинтересованными лицами [2]. Основываясь на положениях ТК ЕАЭС (ст. 83, пп. 17 п. 1 ст. 2) и Закона № 289-ФЗ (ст. 100), понятие «декларант» также включает российские и иностранные лица (юридические, физические, ИП), отдельным пунктом выделяя перевозчиков.

П. 2 ст. 93 Закона № 289-ФЗ, определяя взаимодействие СВХТО с лицами, поместившими товары на СВХ, дает отсылку, в том числе, и на Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) [1]. Ст. 886 гл. 47 «Договор хранения» ГК РФ устанавливает договорные отношения между сторонами: хранителем (сторона, принимающая товар на хранение и обязующаяся товар вернуть в сохранности) и поклажедателем (сторона, помещающая товар на хранение) [19]. «Энциклопедия решений Стороны договора хранения» НПП «Гарант-Сервис» конкретизирует, что покла-жедатель - это «лицо, передающее вещь на хранение» [20], которым может быть любое физическое или юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и от того, является ли такое лицо собственником имущества либо действует на основании договора с собственником [20].

Исходя из положений, имеющих отношение к элементу «плательщик», можно установить, что плательщики - лица, поместившие товар на СВХ-ТО, передали свой товар на хранение таможенному органу и ожидают получить его обратно через установленный срок, следовательно, вправе именоваться «поклажедателями» (что и будет указано в договоре хранения). Исключение - таможенные органы, поместившие товар на СВХТО в соответствии со ст. 94 Закона № 289-ФЗ (при аресте, изъятии товара или проведении выездной таможенной проверки, задержании товаров и документов на эти товары [1]). Учитывая исключительно узкий перечень СВХТО, который отсутствует в свободном доступе, круг таких плательщиков крайне малочисленен.

Элемент «объекты обложения» тесно связан с элементом «плательщики», что следует из ст. 38 Закона № 289-ФЗ. В случае применения таможенных сборов, объектом обложения будет являться не товар, а услуги таможенных органов, оказываемых участнику ВЭД [21, с. 49]. Следовательно, объектом обложения таможенными сборами за хранение являются действия таможенных органов, связанные с хранением товаров, помещаемых на СВХТО [1], кроме случаев, когда товар помещается таможенным органом. ТК ЕАЭС уточняет в ст. 98, что это хранение иностранных товаров до их выпуска в свободное обращение, либо до убытия с таможенной территории ЕАЭС. Следовательно, российское предприятие - производитель товара не имеет права поместить свою продукцию на СВХТО, т.к. продукция не является иностранным товаром.

Хранение товара будет считаться объектом обложения таможенными сборами за хранение после регистрации таможенным органом документов

(транспортных, перевозочных и др.), предоставленных поклажедателем для помещения товаров на СВХТО (далее - документов для помещения на СВХ). Срок временного хранения товаров определен ст. 101 ТК ЕАЭС и составляет в большинстве случаев 4 месяца со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов для помещения на СВХ. Исключениями будут международные почтовые отправления, находящиеся на хранении, и неполученный/невостребованный пассажирами багаж, ввезенный авиатранспортом, их срок временного хранения - 6 месяцев [2]. Если на временное хранение помещаются товары для личного пользования иностранным физическим лицом, то на основании ст. 259 ТК ЕАЭС срок временного хранения может быть 2 месяца [2]. Если регистрация документов для помещения на СВХ произошла 12 января 2023 г., то срок хранения, исчисленного месяцами, истекает 13 мая 2023 г., праздничные, выходные дни значения не имеют. Однако если регистрация названных документов произошла 31 октября 2022 г., то на основании п. 5 ст. 4 ТК ЕАЭС срок временного хранения истекает 28 февраля 2023 г., т.к. срок хранения на СВХ оканчивается в месяце, в котором нет соответствующего числа, то последним днем срока будет являться последний день месяца [2]. Также п. 3 ст. 98 исключает хранение товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередач. Таким образом, элемент «объект обложения» будет определен тем, какой товар попадает на хранение, и кто его помещает на СВХТО.

Элементы «база для исчисления» и «ставки» следует рассматривать в связке, что определяет постановление Правительства РФ от 11.09.2018 № 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение» (далее - Постановление № 1082). Постановление № 1082 в части применения ставок и базы для исчисления является повторением положений п. 6 ст. 130 утратившего силу Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [22]. Текст практически полностью был исключен из закона и частично составил Постановление № 1082 (в части таможенных сборов за хранение). Немного были изменены формулировки: «в день» - «за каждый день хранения». База для исчисления зависит от ставок, действующих в период хранения товаров на СВХТО. В определении базы для исчисления принимает участие вес товаров и количество дней срока хранения, причем для правильного определения суммы таможенных сборов за хранение, нужно применять не реальный вес товара, а округленный до полной сотни. Округляется и количество дней хранения - неполные дни приравниваются к полным. Ставки установлены специфического вида, в рублях за 100 кг веса: базовая - 1 рубль за 100 кг веса за каждый день хранения товара, а при условии помещения товара в специально обустроенные

и оборудованные помещения на СВХТО для отдельных видов товаров - 2 рубля за 100 кг (повышенная) [23]. При применении ставки следует иметь в виду степень обустройства СВХТО, некие «специальные особенности» или «особые условия хранения», а также определенные категории товаров, которые не указаны в Постановлении № 1082. Приказ ФТС России от 17.01.2019 № 47 «Об утверждении Порядка учреждения и функционирования складов временного хранения, в том числе складов временного хранения таможенных органов» (далее - Приказ № 47) в п. 18 ч. IV «Функционирование СВХ, СВХ таможенного органа» обязует таможенный орган, учредивший СВХ, при временном хранении соблюдать «условия хранения отдельных товаров...» [13], но не устанавливает, какие товары к ним относятся. В п. 6 ст. 357 Закона № 289-ФЗ перечислены общие требования к обустройству и оборудованию СВХ, среди которых есть такие, которые можно было бы отнести к «особым условиям хранения». Например, наличие «обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения [1]». Возможно предположить, что подобная трактовка условий хранения товаров позволяет взимать таможенный сбор за хранение по повышенной ставке. А такое требование, как «наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения, в частности

на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров, которое планируется хранить на складе временного хранения», стоит считать особыми условиями или обычными? Законодатель не конкретизирует как классифицировать требования по признаку «условия хранения», предоставляя таможенному органу самому принимать решения. Отсутствует детализация требований к оборудованию на СВХ: что является особыми условиями хранения, а что нормальными или обычными.

Что касается размера ставок таможенных сборов за хранение, которые были определены еще Таможенным кодексом Российской Федерации в качестве дополнения в 2005 г. [24] и не пересматривались уже 18 лет, то имеет смысл сравнить сумму таможенных сборов за хранение, которая может быть уплачена при помещении товара в СВХТО и сумму расходов при помещении на коммерческий СВХ.

Анализ действующих СВХТО показал преобладание СВХ, работающих с автотранспортом. Например, день хранения автомобиля с грузом, помещаемый в обычные условия хранения, общим весом 18 тонн обойдется в 180 руб. (из расчета базы 18 тонн (18 000 кг) и ставки: 1 руб. за 100 кг). Сравним с ценами СВХ открытого типа, включенных в Реестр СВХ, осуществляющих свою деятельность в регионе различных таможенных управлений и обслуживающих автотранспорт. Для сравнения проведем анализ стоимости услуг по хранению транспортных средств (далее - ТС) за сутки, на основании

Таблица 2

Стоимость услуг по хранению на коммерческих СВХ транспортных средств

№ п/п Код / наименование ТО Наименование СВХ Вид услуги Стоимость услуги за 1 ТС за сутки, руб. Итого в сутки, руб.

1 10401060 т/п Уфимский СВХ ООО «Транс-терминал» Хранение на СВХ ТС: грузовой автомобиль 760,00 (без НДС) 912,00

2 10209095 ОТО и ТК № 3 т/п Псковский СВХ ООО «Элком-Терминал» Хранение/стоянка ТС с товаром на открытой площадке СВХ 1 000,00 (без НДС) 1 200,00

3 10210350 т/п Парголовский СВХ ООО «Парголовский ТЛК» Хранение товаров в грузовом отсеке ТС на открытой площадке СВХ 1 695,00 (без НДС) 2 034,00

4 10106050 т/п Обнинский СВХ ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» Хранение ТС на открытой площадке, начиная с 3-х суток: 3-4 сутки / 5-е сутки и далее 3 000,00 / 5 000,00 (с учетом НДС) 3 000,00 / 5 000,00 (1-2-е сутки без оплаты)

5 10502070 т/п Верх-Исетский СВХ ООО «НСК-Терминал» Хранение грузов в ТС на открытой площадке СВХ 2 000,00 (без НДС) 2 400,00

6 10210260 т/п Новгородский СВХ ООО «Концепт» Хранение (размещение) товаров и ТС на открытой площадке, начиная со 2-х суток после «закрытия доставки»: грузовой автомобиль 5 500,00 (оплата без НДС) 5 500,00 (1-е сутки без оплаты)

Источник: составлено автором на основании данных

актуальных тарифов разных СВХ, опубликованных в открытом доступе (табл. 2).

Анализ стоимости услуг по хранению транспортных средств (грузовых автомобилей) на открытой площадке СВХ показывает, во-первых, что их стоимость сильно варьируется, что зависит от региона деятельности, конкурентной обстановки и прочих факторов. Во-вторых, даже сопоставляя с самой низкой итоговой ценой, величина таможенных сборов за хранение в сутки на СВХТО, тем не менее, будет значительно ниже. Если же сравнивать сумму таможенных сборов за хранение грузового автомобиля в сутки в размере 180 рублей с ситуацией, когда оплата за хранение на СВХ начинается со вторых или третьих суток, то есть первые сутки оплата не осуществляется, то такое сравнение нецелесообразно, т.к. обычно одних суток бывает недостаточно с учетом того, что наступление новых суток по правилам всех анализируемых СВХ начинается в 00 часов 00 минут, а оплата услуг за неполные сутки производится как за полные. Даже если все же сделать расчет с учетом 3-х суток, то сумма таможенных сборов за хранение в этом случае составит

540 руб., а на СВХ ООО «ФВК Север» 3 000 руб. Проведенное сравнение наглядно показывает, что ставки таможенных сборов сильно устарели, необходимо принимать решение либо об их увеличении до конкурентоспособного уровня, либо отказываться от СВХТО.

Элемент «Льготы» определен Законом № 289-ФЗ в п. 2 ст. 47 двумя позициями. Первая связана с п. 6 ст. 41 Закона № 289-ФЗ, упомянутом при исследовании элемента «Плательщики», исключающая возникновение обязанности по уплате таможенных сборов за хранение при помещении товаров на временное хранение таможенными органами на СВХ-ТО [1]. Однако законодатель еще раз решил указать на особый статус таможенных органов, подчеркнув, что не только обязанность по уплате таможенных сборов за хранение не возникает, но и в принципе, такие сборы взиматься не будут при помещении таможенными органами товаров на СВХТО, что видится неким «перебором» и повторением. Закон № 289-ФЗ в пп. 2 п. 2 предоставляет возможность Правительству РФ определять иные случаи освобождения от уплаты данных таможенных сборов,

Плательщики

любые лица,

поместившие товар на СВХТО

HQi количество открытых СВХТО в РФ-7 V_J

в разных НПА -разные категории лиц

декларант

или поклажеда-тель?

Объект обложения

/-л

услуги ТО по хранению товаров на СВХТО

' Ж4 ~ хранение ино странных товаров до вы щека или убытия

после регистрации чдокументов

иски.: товары, помещаемые ТО

искл.: нефть, нефтепродукты, газ, электричество

База для исчисления

г л

вес товара в кг, срок хранения установлен в

днях ч._

г л

составляющие части

базы требуют округления

V_J

на

коммерческих СВХ -сутки

особые или обычные условия хранения?

Ставки

не пересматривались с 2005 г.

применяются инерционно

не соответствуют уровню коммерческих СВХ V_У

базовая и повышенная - зависит от уровня условий хранения, которые четко не , определены

Льготы

только для

ТО, поместивших товары на СВХТО

HQ?-y ТО не возникает обязанности по уплате

Правительством не реализовано право на установление дополнительных льгот

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V_У

нет четкого определения в одном НПА, есть противоречия,

дублирования, крайняя малочисленность СВХТО в РФ

«консервация» б азы и став ок, нет НПА, определяющего особые условия хранения

дублирование, крайняя

малочисленно сть открытых СВХТО в РФ

Признаки деактуализации применения таможенных сборов за хранение

которая до настоящего времени не была реализована. Что также указывает на необязательность данного вида таможенных сборов.

Анализ основных элементов таможенных сборов за хранение: плательщики, объекты обложения, база для исчисления, ставки, льготы, показал, что данный вид таможенных сборов исторически и практически себя изжил и требует модернизации, либо упразднения, что, по мнению автора, представляется правильным решением. Аргументы в пользу изменений ситуации представлены на схеме исследуемых элементов таможенных сборов за хранение и утрату ими востребованности (см. рис.).

Таким образом, остро встает основной вопрос применения таможенных сборов за хранение. Проведенное исследование определяет, что в настоящий момент нецелесообразно применять их в действующем виде, с учетом низкого количества действующих СВХТО необходимо принять решение, стоит ли увеличивать ставки и приводить в соответствие прочие элементы, вызывающие противоречия, или необходимо и вовсе отказаться от данного вида таможенных сборов, как не проносящих результативного действия.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Медведенко О.В. Актуальные аспекты применения таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 28-32.

5. Медведенко О.В. Некоторые аспекты выполнения функций таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров // IV Сибирские правовые чтения: государство и право в условиях глобальных ограничений: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Тюмень, 30 октября 2020 года. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2021. С. 121-128.

6. Постановление Правительства РФ от 06.05.2023 № 710 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 г. № 342» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Правительство зафиксировало ставку таможенных сборов на ряд электроники // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230516/tamozhnya-1872258239.html (дата обращения: 29.08.2023).

8. Тарарышкина Л.И. Аспекты таможенных услуг в условиях евразийской интеграции // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: сборник научных статей XVII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора С.А. Пелиха, Минск, 20 апреля 2023 года / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Минск: Б. и., 2023. С. 53-57.

9. Цедрик К.И. Проблемы и перспективы развития складов временного хранения в современных условиях // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 14-18 ноября 2022 года. Ростов-на-Дону: Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», 2022. С. 540-549.

10. Блаженкова Т.А. Таможенные сборы в системе мер таможенно-тарифного регулирования // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: Сборник научных трудов по итогам III национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10 ноября 2020 года / Под редакцией И.В. Федосеева. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 28-33.

11. Коровяковский Д.Г., Храмов С.А. Перспективы развития и совершенствования института таможенных сборов в ЕАЭС // Юридическая наука. 2022. № 4. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-i-sovershenstvovaniya-instituta-tamozhennyh-sborov-v-eaes (дата обращения: 14.07.2023).

12. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/ document_mfo/2023-03/09/itog_doldad_2022.pdf (дата обращения 29.08.2023).

13. Приказ ФТС России от 17.01.2019 № 47 «Об утверждении Порядка учреждения и функционирования складов временного хранения, в том числе складов временного хранения таможенных органов» // СПС «КонсультантПлюс».

14. Реестр владельцев складов временного хранения // Официальный сайт ФТС. URL: https://customs.gov. ru/opendata/7730176610-revlsvrhr (дата обращения 20.07.2023).

15. Склады временного хранения СВХ и таможенные склады ТС. Поиск по коду, номеру лицензии. Базы данных / СВХ и ТС // Портал «ТКС.РУ» URL: https:// www.tks.ru/db/svx/?kodt=&namt=&owner=%F2%E0 %EC%EE%E6%ED%FF&adrs=&nlic=&type=svx&vidt rans=&working=on&mode=search (дата обращения 20.07.2023).

16. Поиск по классификатору таможенных органов.

Таможни и пункты пропуска // Портал «Альта-Софт». URL: https://www.alta.ru/tam (дата обращения 20.07.2023).

17. Постановление Правительства РФ от 15.05.2019 № 600 «Об утверждении Положения о возмещении из федерального бюджета издержек, понесенных лицом в связи с хранением, демонтажем, перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой) товаров, в отношении которых в ходе проведения таможенной проверки не установлено нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Приказ ФТС России от 20.12.2018 № 2080 «Об утверждении формы квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа» // СПС «КонсультантПлюс».

19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «КонсультантПлюс».

20. Энциклопедия решений Стороны договора хранения». ИПП «Гарант-Сервис» // Портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/58074855 (дата обращения 21.07.2023).

21. Толстихина Т.Б. К вопросу о факторах, обеспечивающих полноту и своевременность уплаты таможенных и иных платежей // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 48-52.

22. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ

(ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании вРоссийской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

23. Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 № 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение» // СПС «КонсультантПлюс».

24. Федотов Б.Г. Вопросы совершенствования порядка установления и взимания таможенных сборов в Российской Федерации // Вопросы налогового права. 2005. № 8. С. 10-16.

25. Тарифы // Официальный сайт ООО «Транстерминал». URL: https://transterminal.ru/product/ tamozhennyy-servis/tarify (дата обращения 22.07.2023).

26. Прейскурант услуг СВХ // Официальный сайт ООО «Элком-Терминал». URL: https://elkom-terminal.ru/ prices (дата обращения 22.07.2023).

27. Тарифы на услуги ООО «Парголовский ТЛК» // Официальный сайт ООО «Парлоговский ТЛК». URL: http://pargolovskiy-tlk.ru/ru/tarify/svh_spb (дата обращения 22.07.2023).

28. Прейскурант на услуги СВХ ООО «ФВК Север». URL: https://tackom.ru/images/content/docs/price_ fvks_2023.pdf (дата обращения 22.07.2023).

29. Прайс-лист на услуги NSC-Терминал // Официальный сайт НСК Терминал. URL: https://nsc-terminal. ru/price (дата обращения 22.07.2023).

30. Тарифы на услуги склада временного хранения ООО «Концепт» // Официальный сайт ООО «Концепт». URL: http://www.svhconcept.ru/price (дата обращения 22.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.