Научная статья на тему 'Вопросы применения антимонопольного законодательства в арбитражной практике'

Вопросы применения антимонопольного законодательства в арбитражной практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / АРБИТРАЖНЫЙ СУД / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ВЕДОМСТВО / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СПОР / ПОЛНОМОЧИЯ / COMPETITION / ARBITRAGE / ANTIMONOPOLY DEPARTMENT / CIVIL CONTEST / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулиш Александр Владимирович

Анализируется важный аспект проведения эффективной конкурентной политики взаимодействие между антимонопольным ведомством и судебной властью. Приводятся извлечения из конкретных дел, рассмотренных арбитражными судами, на примере которых отображаются существующие противоречия в принимаемых судебных актах. Выделяются те дела, в которых судом сделан вывод об отсутствии у антимонопольного ведомства полномочий разрешать гражданско-правовые споры, что в настоящее время создает серьезные трудности для осуществления государственного антимонопольного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of application of the antimonopoly legislation in the arbitral procedure

In the present paper, an important aspect is considered of pursuing the effective competition policy; namely, the cooperation between the antimonopoly department and the judicial authority. This paper presents extracts from specific cases considered by arbitrages. These cases reveal current collisions in adopted judicial acts. Our attention is concentrated on the cases, in which the court has concluded that the antimonopoly department has no authorities for considering civil contests. At present, this poses serious problems for the state antimonopoly control.

Текст научной работы на тему «Вопросы применения антимонопольного законодательства в арбитражной практике»

УДК 347.918(47) A.B. КУЛИШ

ББК 67.99(2)92 заместитель руководителя Управления Федеральной

антимонопольной службы по Иркутской области

e-mail: kyllex@mail.ru

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ

Анализируется важный аспект проведения эффективной конкурентной политики — взаимодействие между антимонопольным ведомством и судебной властью. Приводятся извлечения из конкретных дел, рассмотренных арбитражными судами, на примере которых отображаются существующие противоречия в принимаемых судебных актах. Выделяются те дела, в которых судом сделан вывод об отсутствии у антимонопольного ведомства полномочий разрешать гражданско-правовые споры, что в настоящее время создает серьезные трудности для осуществления государственного антимонопольного контроля.

Ключевые слова: конкуренция, арбитражный суд, антимонопольное ведомство, гражданско-правовой спор, полномочия.

Правоприменительная практика судов создает основу для дальнейшего единообразного толкования норм, в том числе входящих в систему антимонопольного законодательства, т.е. значительное влияние на результаты конкурентной политики оказывает судебная система. Таким образом, независимо от политической системы и структуры конкурентного ведомства, конкурентная политика является результатом взаимодействия между конкурентными ведомствами и судебной властью.

После обобщения опубликованной судебной практики по делам с участием органов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации установлено, что наибольшее количество судебных разбирательств связано с оспариванием ненормативных актов, принятых в связи с выявлением злоупотреблений доминирующим положением в сферах транспорта и энергетики. Статьей 10 федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением в виде действий или бездействия, если в результате имеются или могут возникнуть отрицательные последствия

для конкуренции в форме ее недопущения, устранения или ограничения, а также если ущемлены интересы других лиц.

Как свидетельствует судебная практика, в настоящее время наибольшие трудности применения этой нормы связаны с необходимостью доказывания антимонопольным органом, что он имеет полномочия на рассмотрение таких спорных отношений. Причиной возникновения подобной проблемы стало вынесение Президиумом Высшего арбитражного суда РФ начиная с 2005 г. ряда постановлений по надзорным жалобам, которыми оспариваемые акты антимонопольного органа были признаны незаконными и полностью отменены как вынесенные за пределами полномочий на основании того, что рассмотренные спорные отношения между хозяйствующими субъектами имеют гражданско-правовой характер, а значит подлежат разрешению в судебном порядке.

Несмотря на то что указанные постановления принимались еще в период действия закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (утратившего силу с 26 октября 2006 г.), данная проблема осталась актуальной и после принятия закона «О защите конкуренции». В этой связи анти-

© А.В. Кулиш, 2008

А.В. КУЛИШ

монопольному органу существенные усилия приходится тратить на доказывание того, что его компетенция — это и есть разрешение гражданско-правовых споров между хозяйствующими субъектами с одной лишь особенностью: какой-либо из участников спора занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и злоупотребляет этим положением.

Такая своего рода конкурентная борьба уже между судебной и исполнительной властью в лице Федеральной антимонопольной службы продолжается до сих пор, и принимаемые судами решения об отмене актов антимонопольного органа по указанным основаниям — свидетельство тому.

Дело № КА-А40/10526-06 федерального арбитражного суда Московского округа.

ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Московского управления антимонопольного органа, принятых по результатам рассмотрения заявления ЖЭК № 28 в связи с навязыванием ему невыгодных условий договора теплоснабжения.

Суд первой инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, а суд апелляционной инстанции поддержал его в этом. Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» оспорило их в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, установил, что спорные правоотношения возникли в связи с исполнением условий договора энергоснабжения, следовательно, имеют гражданско-правовой характер, а значит подлежат разрешению в судебном порядке. На основании этого судом был сделан вывод о том, что антимонопольным органом указанные акты приняты с превышением полномочий и подлежат отмене.

Дело № А33-14366/06-Ф02-622/07-С1 федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

ОАО «Российские железные дороги» оспорило в судебном порядке решение и предписание Красноярского управления антимонопольного органа, принятые по результатам рассмотрения заявления ЗАО.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в апелляционной инстан-

ции дело не рассматривалось. Кассационная жалоба антимонопольного органа рассмотрена и оставлена без удовлетворения в связи с признанием обоснованным вывода суда первой инстанции о превышении государственным органом своих полномочий, поскольку данный спор носит гражданско-правовой характер, а значит подлежит разрешению в судебном порядке. При этом доводы заявителя кассационной жалобы по существу дела судом не оценивались.

Дело № Ф033-А73/07-1/449 федерального арбитражного суда Дальневосточного округа.

МУП «Бикинский лесной комплекс» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Хабаровского управления антимонопольного органа, принятых по результатам рассмотрения заявления ООО в связи с навязыванием ему условий, не относящихся к предмету договора пользования подъездным железнодорожным путем.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и отменил акты антимонопольного органа. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе антимонопольным органом был поставлен вопрос о проверке законности принятого судом решения в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Рассмотрев заявленные требования, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены оспариваемого судебного решения, сославшись на то, что поскольку спорные отношения возникли в связи с заключением договора эксплуатации подъездного железнодорожного пути, то они носят гражданско-правовой характер и, следовательно, антимонопольный орган не имеет полномочий на их рассмотрение.

Однако расширения использования такого подхода арбитражными судами к рассмотрению подобных дел удалось избежать, и в активе антимонопольных органов имеется достаточное количество судебных актов, признавших право государственного органа разрешать аналогичные спорные отношения.

Дело № Ф03-А59/07-1/1550 федерального арбитражного суда Дальневосточного округа.

Сахалинское управление антимонопольного органа по результатам рассмотрения

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

заявления индивидуального предпринимателя приняло решение, которым признало действия МУП «Южно-Курильский Докер» по нарушению порядка применения тарифов на услуги по выгрузке контейнеров злоупотреблением доминирующим положением. На основании данного решения предприятию выдано предписание о прекращении нарушения.

МУП «Южно-Курильский Докер» не согласилось с актами антимонопольного органа и оспорило их в судебном порядке. Суды трех инстанций единодушно отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что поскольку предприятие является субъектом естественных монополий и включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке транспортной обработки грузов, а факт злоупотребления этим положением подтвержден материалами дела, то, следовательно, антимонопольным органом акты приняты в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Дело № КА-А40/6130-07 федерального арбитражного суда Московского округа.

Новосибирским управлением антимонопольного органа проведена проверка деятельности ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Трансконтейнер», в результате которой выявлены факты нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования на услуги по хранению контейнеров. В связи с этим государственным органом действия ОАО были признаны злоупотреблением доминирующим положением, и на основании принятого решения было выдано предписание о прекращении нарушения.

ОАО «Российские железные дороги» не согласилось с актами антимонопольного органа и обжаловало их в судебном порядке. Ни суд первой, ни суд апелляционной инстанций не поддержали доводов ОАО, в связи с чем рассмотрение дела было передано в кассационную инстанцию. Московский окружной суд, исследовав материалы дела и изучив доводы ОАО, пришел к выводу об их необоснованности и оставил жалобу без удовлетворения. При этом судом отмечено, что спорные отношения возникли в связи с условиями заключенных договоров перевозки и носят гражданско-правовой характер.

Дело № А229-8750/2006 федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа.

ОАО «Коми энергосбытовая компания» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления антимонопольного органа по Республике Коми, принятых по результатам рассмотрения заявления ЗАО об ущемлении прав последнего в связи с прекращением подачи электрической энергии.

Суды первой и апелляционной инстанций признали доводы заявителя обоснованными, а акты антимонопольного органа незаконными. Однако управление антимонопольного органа не согласилось с принятыми судебными актами и оспорило их в кассационном порядке. Кассационная инстанция сочла принятые по делу судебные акты ошибочными и удовлетворила требования антимонопольного органа, оставив в силе его решение и предписание.

Несмотря на то что основным предметом исследования суда в последнем деле был вопрос правопреемства лица, в отношении которого были применены меры антимонопольного воздействия, результаты рассмотрения данного дела свидетельствуют об изменении подхода арбитражных судов к вопросу о наличии у антимонопольного органа полномочий на разрешение гражданско-правовых споров.

Так как суды играют определенную роль в конкурентной политике, понимание ими проблем конкуренции, ее целей и средств очень важно. Поэтому культивирование соперничества между судебной и административной властью в праве разрешения гражданско-правовых споров с участием монополистов тормозит процессы развития свободной конкуренции, поскольку ставит под сомнение целесообразность существования антимонопольного ведомства в целом.

Недостаток специальных знаний у судей по вопросам конкуренции является важной проблемой, влияющей на реализацию конкурентной политики.

Для устранения указанных противоречий в принимаемых судами решениях необходимо возобновить прежний порядок подготовки Высшим арбитражным судом РФ обзоров судебной практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства, с детальным анализом и оценкой правильности применения судебными инстанциями его положений.

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.