Научная статья на тему 'Вопросы преподавания дисциплин начертательная геометрия и инженерная графика иностранным студентам подготовительных отделений'

Вопросы преподавания дисциплин начертательная геометрия и инженерная графика иностранным студентам подготовительных отделений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3704
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ / ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ СТУДЕНТОВ / ДОВЕРИЕ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова О. В.

Тезисы, приведенные в данной статье, отражают опыт преподавания графических дисциплин: начертательной геометрии и инженерной графики иностранным учащимся подготовительного отделения и первого курса НИУ МГСУ. Кратко изложены психологические признаки, особенности формирования группы иностранных студентов, специфика преподавания дисциплин курса инженерной графики иностранным студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы преподавания дисциплин начертательная геометрия и инженерная графика иностранным студентам подготовительных отделений»

Вопросы преподавания дисциплин начертательная геометрия и инженерная графика иностранным студентам подготовительных отделении

Крылова О.В.

Тезисы, приведенные в данной статье, отражают опыт преподавания графических дисциплин: начертательной геометрии и инженерной графики иностранным учащимся подготовительного отделения и первого курса НИУ МГСУ. Кратко изложены психологические признаки, особенности формирования группы иностранных студентов, специфика преподавания дисциплин курса инженерной графики иностранным студентам. Ключевые слова: преподавание иностранным студентам, психология малых групп, совместная деятельность группы студентов, доверие к преподавателю, преподавание инженерныхдисциплин, начертательная геометрия.

Krylova QV.

Questions of teaching disciplines descriptive geometry and engineering graphics to foreign students of preparatory offices

In the article the questions of teaching graphic disciplines: descriptive geometry and engineering graphics to foreign students of the preparatory faculty. Summarized psychological characteristics, features of formation of a group of foreign students, the specifics of teaching the course of engineering drawing to foreign students. Keywords. teaching to foreign students, psychology of small groups, joint activity of a group of students, the credibility of the teacher, the teaching of engineering, descriptive geometry.

Введение новых образовательных стандартов высшего образования предъявляет повышенные требования к качеству и эффективности преподавания инженерных дисциплин, что особенно касается дисциплин базовой части цикла, таких как начертательная геометрия, черчение, инженерная и компьютерная графика. Преподавание учебных предметов, дающих необходимые компетенции и закладывающих основы дальнейшего развития студента как инженера, особенно важно на младших курсах, когда закладываются основы для гармоничного развития студента как творческой личности. В силу своего своеобразия начертательная геометрия и черчение требуют особого подхода к преподаванию, т.к. для успешного освоения дисциплины недостаточно механического запоминания закономерностей, определяющих особенности построения изображений тех или иных предметов, а в первую очередь развитие навыков самостоятельного решения задач: навыков наблюдения, умений строить и читать чертеж. Будущий инженер в своей практике много раз будет сталкиваться с задачей, не только правильно прочитать уже созданный чертеж, что само по себе уже является достаточно сложной и ответственной задачей, но и выразить свое инженерное решение таким образом, чтобы оно было понятно всем, чтобы исключить минимальную вероятность ошибки при его реализации. Все вышесказанное, в свою очередь, требует от преподавателя последовательного решения следующих задач:

1. Решение непосредственно задачи обучения студента, т.е. передачи ему некоторого объема знаний, необходимого для наработки требуемого объема навыков, умений и компетенций;

логия №1 2017

исследования

2. Прививание студенту социально-коммуникативных навыков: навыков общения, навыков совместной работы в коллективе;

3. Создание предпосылок для дальнейшего успешного развития обучающегося как технического специалиста: развитие пространственного, технически-направленного мышления, навыков работы с источниками и сбора информации и т.д.

Преподавание в группе иностранных слушателей имеет свои особенности, и существенно отличается от работы со студентами из России и стран бывшего СССР. Достаточно очевидно, что в процессе преподавания иностранным учащимся возникают многочисленные трудности, связанные с культурными, языковыми и социальными различиями между аудиторией и преподавателем; тем более многолетний опыт преподавания дисциплины «Начертательная геометрия» иностранным учащимся заслуживает внимания. В данной работе хотелось бы им поделиться, т.к. он может быть интересен преподавателям, работающим с иностранными учащимися.

НИУ МГСУ имеет богатый опыт международного сотрудничества, как в деле обучения студентов из других стран, в т.ч. подготовки высококвалифицированных научных кадров, так и опыт привлечения выпускников и преподавателей к строительству промышленных и гражданских объектов за рубежом. За годы существования НИУ МГСУ было выпущено большое количество иностранных специалистов всех уровней подготовки, прибывших из разных частей света: юго-восточная Азия (ВНР; КНР; Шри-Ланка), и страны ближнего востока (Афганистан, Сирия, Иран, Ирак), страны центральной Африки (Конго, Буркина-Фасо), страны южной Америки (Перу, Боливия).

Очевидно, что учащиеся отличаются по своему этническому, религиозному и социальному статусу. В связи с этим первостепенной задачей преподавателя является решение проблем, возникающих в группе в процессе обучения. Трудности, возникающие вначале общения, между преподавателем и членами группы усугубляются плохим знанием русского языка некоторыми студентами. Учащимся приходится осваивать не только разговорную речь, но и термины, относящиеся к изучению специальных дисциплин: инженерная графика, матема-

тика, физика и т.д. Здесь на передний план выходит умение преподавателя создать необходимый контакт с аудиторией, что невозможно без понимания основных закономерностей, присущих коллективу, определяющих развитие отношений в группе.

Психологический «климат» в группе имеет большое значение, т.к. не только способствует успешному освоению дисциплины, но и позволяет развиваться социальным навыкам учащихся, таким как навыки работы в коллективе, чувство социальной ответственности, толерантного отношения к представителям других национальных и религиозных групп. Остановимся на этом подробнее.

Группа имеет «синтетический» или составной характер, т.е. группа не формируется благодаря каким-то объективным событиям или процессам, естественным путем, а создается искусственно, таким образом, объективные предпосылки образования группы имеют чисто субъективный фактор - уровень подготовки студентов; формирование группы имеет огромное значение, т.к. образовательный уровень обучающихся различен. Слушатель, имеющий лучшую подготовку быстрее, успешнее осваивает учебную программу, слабые студенты -сильно отстают, очень часто теряют интерес к предмету, что существенно усложняет работу преподавателя.

Необходимо отметить следующие признаки, присущие группе:

1. Каждый учащийся вырабатывает индивидуализированное представление обо всех остальных, и аналогичным образом должен быть воспринят каждым из них;

2. Совместно с остальными членами группы, учащийся стремится к достижению общей цели (освоения дисциплины, успешная сдача экзамена);

3. Эмоциональное взаимодействие между учащимися, приводящее к возникновению выраженной симпатии и антипатии, возникновение подгрупп на основе симпатий и общности интересов;

4. Появляются чувства солидарности и морального единства даже вне совместных занятий в группе (слушатели, прибывшие на учебу из одной страны);

5. Происходит дифференциация ролей между членами группы;

6. Вырабатываются общие нормы поведения, специфическая групповая культура;

Любая группа как «живой организм» эволюционирует, нельзя игнорировать тот факт, что самочувствие ее членов зависит от особенности их совместной деятельности. Здесь важен вопрос постоянного удовлетворения от пребывания в группе, оно измеряется эмоциональной привлекательностью членов группы, строится на том, что чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа, тем выше групповая сплоченность.

При возникновении межличностных конфликтов необходимо скорейшее и продуктивное разрешение. Этому способствуют следующие действия:

1. Свобода и открытость коммуникативного обмена, который позволяет точнее определить проблему, тем самым разрешить конфликт;

2. Взаимная поддержка действий, обоюдное осознание проблемы, отказ от отстаивания только собственной точки зрения;

3. Дружелюбие, доверие к членам группы;

Взаимному доверию конфликтующих сторон

способствует присутствие преподавателя в группе, роль его в разрешении конфликта чрезвычайно важна. Конфликт по своей сути имеет как разрушительное, так и созидательное начало. Это зависит от того, как он будет разрешаться и какие именно стратегии поведения используют участники конфликта в определенной ситуации[3]. Главное - совершение взаимных уступок конфликтующими, причем таким образом, что бы уступки студентам не воспринимались как признак слабости преподавателя, а уступки учащихся преподавателю как акт подавления воли.

Степень взаимного доверия зависит от личностных особенностей учащихся, а так же от возможности получить предварительную информацию о действиях другого. Если все же изначально уровень недоверия высокий, то снизить его помогут оказание помощи, поддержки и предоставление гарантий безопасности. Например, если оценивание знаний студентов будет происходить по объективным показателям, которые будут им известны; если в случае необходимости студенты смогут получить консультацию или помощь и т. д.[2]. Подобная поддержка особенно важна студентам-иностранцам, в связи с тем, что они изначально находятся в чужеродной культурно - языковой среде.

Групповая деятельность зависит от уровня развития группы. В группах низкого уровня развития она сводится к простому суммированию индивидуальных возможностей и мотивов. В группах среднего уровня мотивация деятельности направленна на сам процесс деятельности (главное - не во имя чего, а что и как делать). Говорить о группах более высокого уровня развития не приходится, поскольку, в первую очередь, совместная деятельность студентов в группе, не носит столь сложный характер, как в группах с более высоким уровнем развития, соответственно, не создается предпосылок для образования более сложных психологических связей. Кроме того, как ранее сказано,- группа студентов складывается не естественным, а искусственным образом. Исследования показывают, что развитие группы происходит волнообразно: в начале обучения уровень развития минимальный, к третьему курсу уровень развития повышается, к началу четвертого курса студенты осознают, что группа приобрела статус кооперация-коллектив, к пятому курсу сплоченность группы снижается - на первый план выходят формальные отношения[1].

В любой системе научного знания есть проблемы, связанные с вопросами педагогики и психологии, интерес к которым остается постоянным, и не зависит от смены теоретических ориентаций. Разрешение проблем преподавания и обучения не возможно без психологических знаний, совмещенных с опытом непосредственного общения преподавателя с обучающимися студентами. Преподаватель помогает, советует, активно работает над проблемами общения, возникающими между ним и учащимися.

Обучение не может быть эффективным без четко поставленной цели. Главная цель - донести до обучающегося, что «Инженерная графика» это основа, язык чертежа, без знания которого будущий студент не сможет научиться читать чертеж, не сможет грамотно излагать свои мысли (в графической форме). В основе этих знаний лежат закономерности и правила разрабатываемые начертательной геометрией. К сожалению, у некоторых учащихся слабо развито пространственное воображение, в связи, с чем появляется проблема с изучением начертательной геометрии. Если основные правила построения геометрических изображений и элементы чертежа студенты в состоянии заучить наизусть («зазубрить»), то применить их правильно на многообразии

логия №1 2017

«с^едовани^—

задач они уже не могут. Основной задачей преподавателя в сложившейся ситуации является анализ исходной ситуации. Преподавателю необходимо определить:

1. Каков уровень подготовки обучающегося на данный момент?

2. Как сам слушатель оценивает свои возможности, потребности, проблемы.

Очевидно, что ответ на второй вопрос требует больших усилий, т.к. очень часто связан с недостаточным знанием учащимися русского языка, и невозможностью внятно объяснить проблему. Важно точно определить «слабые стороны» или «брешь» в образовании слушателя, полученного им на родине, это необходимо т.к. придется выбирать наиболее эффективные методы обучения.

К процессу обучения необходимо подходить, оценивая личностные возможности учащегося, а так же их взаимоотношения в группе. Необходимо рационально распределить силы учащихся. Очевидно, при изучении дисциплины особое внимание должно быть направлено на слушателей с более низким уровнем образования, например, как говорилось ранее, проводить дополнительные консультации, даже за пределами аудитории^]. Очень важно поддержать студента - иностранца, не успевающего по предмету, для того чтобы он не чувствовал отчуждения от остальной группы и от самого процесса обучения. На первых занятиях по черчению учащиеся не имеют необходимых навыков построения чертежа, у них не развито пространственное мышление, позволяющее ясно представлять визуальные признаки изображаемого предмета и, соответственно, правильно и точно изобразить его. В начале обучения студенты, в силу неподготовленности, часто нарушают нормы общепринятых стандартов построения чертежей, следовательно, очень важным становится изучение правил построения чертежей. Учитывая специфику общения со студентами - иностранцами, особенно в начальный период обучения, связанную, как уже говорилось выше, с плохим знанием студентами русского языка, преподавателю необходимо подробным образом объяснять суть происходящего в аудитории, чтобы с самого начала процесс обучения студентов не превращался в бездумное заучивание правил и норм.

Для успешного освоения графических дисциплин, кроме развития пространственного

мышления, знания основных законов отображения, требуется знание и умение пользоваться общепринятыми государственными стандартами. Для изучения данного материала требуется заучивание правил и грамотного применения их на чертежах. Для того что бы достичь успехов в этом вопросе необходимо многократное повторение и выполнение большого количества заданий (часто повторяющихся).

Слушатель должен овладеть объемом и уровнем знаний, необходимым для того что бы успешно сдать экзамен. Многократное повторение однотипных заданий не только приводит к механическому заучиванию материала, как это может казаться на первый взгляд, но и способствует развитию пространственного мышления. Количество заданий достаточно велико и многообразно, задания имеют самую разную сложность, поэтому без полного понимания применяемых методов решения задач, без развитого пространственного представления и применения грамотных рассуждений по ходу решения задачи, а пользуясь только заученными правилами, выполнить задания (чертеж) полностью и правильно невозможно.

Разработанная на кафедре Начертательной геометрии и графики программа учебного курса «Инженерная графика» для иностранных учащихся, решает ряд проблем методологии: определяет объем и уровень знаний, которые необходимо достичь для дальнейшего освоения дисциплины «Инженерная графика», в процессе дальнейшего обучения в ВУЗе, а так же поможет определить изменения в стереотипах поведения, обучения, свободе и открытости коммуникативного обмена.

Литература

1. Виноградова С.Н. Особенности социально - психологических компонентов сплоченности студенческих групп //Психологический журнал. Самара, 2010, № 2.

2. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 564 с.

3. Талышева И. А. Групповая сплоченность и стратегии поведения в конфликте педагогического коллектива // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. -С. 231-235. - URL: https://e-koncept.ru/2015/ 95331.htm (дата обращения 26.04.2017г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.