Научная статья на тему 'Разработка электронного курса по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на базе LMS Moodle с использованием инструментов и сервисов электронного обучения'

Разработка электронного курса по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на базе LMS Moodle с использованием инструментов и сервисов электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / LEARNING / TEACHING / E-LEARNING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипина Н.А., Будницкая Ю.Ю.

В статье приводятся сведения о разработке электронного курса по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на базе LMS MOODLE с использованием инструментов и сервисов электронного обучения. Разработанный модуль способствует более успешному усвоению учебного материала студентами и увеличению количества успевающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипина Н.А., Будницкая Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка электронного курса по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на базе LMS Moodle с использованием инструментов и сервисов электронного обучения»

1 2 ©

Антипина Н.А. , Будницкая Ю.Ю.

1 2

’ К.т.н., доцент, кафедра Инженерной графики и промышленного дизайна, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» НА БАЗЕ LMS MOODLE С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ И СЕРВИСОВ ЭЛЕКТРОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье приводятся сведения о разработке электронного курса по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на базе LMS MOODLE с использованием инструментов и сервисов электронного обучения. Разработанный модуль способствует более успешному усвоению учебного материала студентами и увеличению количества успевающих.

Summary

Development of an electronic course “Descriptive geometry and engineering graphics ” on the base LMS MOODLE with using of tools and services of an electronic learning is described in this paper. Results of the work will supply more successful digestion of a teaching materials and increase of an academic performance.

Ключевые слова: обучение, преподавание, электронный курс.

Keywords: learning, teaching, e-learning course.

Для любого университета основной задачей является формирование всесторонне развитой личности, способной решать научные производственные проблемы, постоянно систематически дополнять и обновлять свои знания. Графические дисциплины специфичны и это делает их трудно усваиваемыми. Процесс обучения требует постоянного усовершенствования, поиска новых форм обучения и методов преподавания. Чтобы идти в ногу со временем: сокращение бюджета, быстро меняющееся окружение, постоянные перемещения работников, их распределенность по всему миру - необходима организация, как всего процесса образования, так и преподавания отдельно взятой дисциплины. Главная цель студента высшей школы - индивидуальный самостоятельный поиск знаний. Самостоятельная работа студентов - это развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, пространственного воображения, творческой активности. Основная причина неуспеваемости - это неумение слушать, учиться, конспектировать лекции, пользоваться литературой, то есть это отсутствие самостоятельности. Необходимо создать систему заданий, удовлетворяющих, как индивидуальным, так и аудиторным работам. Умения и навыки по инженерной графике студенты получают во время лекций, практических и лабораторных работ, но из-за недостатка времени, и по различным другим причинам усваивают не полностью.

Мобильные технологии получают повсеместное распространение, и «учеба на ходу» продает сама себя как очевидный способ экономии времени и денег. Электронные курсы позволяют сократить время, расходуемое студентами в дороге, и, одновременно, дают инструменты, которые позволят подготовить студентов к обучению, чтобы те лучше усваивали учебный материал. Один из самых распространенных типов, используемый во многих ВУЗах для удаленного обучения студентов - это электронный учебник. Минусы у него такие же, что и у обычного учебника: вопросы мотивации к обучению - личное дело

© Антипина Н.А., Будницкая Ю.Ю., 2015 г.

студента. Учебник никак не помогает себя прочитать, никак не способствует своему изучению (он может быть только более либо менее визуально приятен и комфортен для чтения). Хотя у хороших электронных учебников есть плюсы: четкая структура изложения, благодаря которой удаленный слушатель может изучать материал как последовательно, так и в произвольном порядке и возвращаться к нужным ему главам и фрагментам.

Для организации процесса обучения был разработан электронный курс по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на базе LMS MOODLE [1] с использованием инструментов и сервисов электронного обучения. Используя электронный курс, как вид самостоятельной работы, студент в состоянии спланировать, организовать и выполнить свою учебную работу. Привлечь к самостоятельной работе и научить найти и подобрать нужную информацию для своей деятельности - задача актуальная и порой трудно выполнимая. Основное преимущество электронного курса в том, что преподаватель все время связан со студентами, всегда может ответить на вопросы. Другое преимущество -доступность материалов: в курсе собрано все необходимое для работы. На рис.1 показана структура разработанного электронного курса. Для удобства изучения, материал дисциплины, был разбит на отдельные модули (рис.2). Каждый модуль содержит рейтинг-план модуля с данными о баллах, которые можно заработать при проработке данного модуля, теоретический материал, созданный элементом курса «лекция» (рис.З), задания для самостоятельной работы с примерами их выполнения, и примеры выполненных заданий, контролирующие материалы в виде вопросов или тестов, дополнительные материалы позволяющие более полно разобрать изучаемую тему в виде презентаций, видеороликов или электронных ссылок, образцы контрольных и экзаменационных работ. Пример фрагмента лекции представлен на рис.4. При работе с лекционным материалом студенты при помощи мыши, наведя курсор на изображение или слово на экране, могут увидеть дополнительную информацию о данном изображении или слове, например, появляется подсказка или информация о данном изображении (рис.4). В лекциях имеется возможность создать вопросник, после ответа на который, студент может перейти к следующей лекции, выполнению задания, или при неправильном ответе, вернуться в начало лекции для ее изучения.

Ю Ю Ю ю ю ю

Рис. 1. Структура электронного курса

История развития графических изображений

1Ш Рейтинг-план модуля №1 §й История развития графических изображений ^&Основные правила оформления чертежей © Индивидуальное домашнее-задание №1 "Титульный лист'1 .^г Презентация "Основные правила выполнения чертежей "(ИДЗ №1) ГОСТ2.301-68 - Форматы ГО.СТ2.302-68 - масштабы П3ст2.эдэчб8 - линии ГОСТ2.304-01- Чертежные шрифты Учебник-справочник па черчению Чертежные инструменты

Иллюстрированный самоучитель по созданию чертежей

Тест псгтвме1 "Точка и прямая"

Ограничение Доступно до 29 Декабрь 2014,13:00 f—

■ Начертательная геометрия /ла

■ф Постррение проекции точек и прямых Bkl Проекции точки. Комплексный чертей

Ш

Модуль 3

Н Рейтинг-план модуля Na3 Плоскость

Й Тест по теме' "Цп^йуаеть1"

Ограничение. Доступно до 29 Декабрь 2014, 13:00.

/у,

ф Плоскость

Л,

Ф Взаимное положение прямой и плоскости

Рис.2. Содержание модулей

О Ответ- в виде текста О Ответ- в виде файла О Ответ-вне сайта ga Лекция

О ® Обратная связь

Ф

О • Опрос о Н Пакет SCORM Семинар Й Тест т Форум Чат

Добавить элемент или ресурс

1

L*J

РЕСУРСЫ

О Ё Гиперссылка О [-1 Книга

О Пакет IMS

содержимого

О IS Папка О Пояснение

О Fr^l Страница О Q Файл

Активный элемент «Лекция* позволяет преподавателю располагать контент и/ или практические задания (тесты) в интересной и гибкой форме. Преподаватель может использовать линейную схему лекции, состоящую из ряда обучающих страниц или создать древовидную схему, которая содержит различные пути или варианты для учащегося. В любом случае для увеличения активного взаимодействия и контроля понимания преподаватели могут использовать различные вопросы, такие как Множественный выбор, На соответствие и Короткий ответ. В зависимости от выбранного студентом ответа и стратегии, разработанной преподавателем, студенты могут перейти на другую страницу, возвратиться на предыдущую страницу или быть перенаправленными совершенно по другому пути.

Лекцию можно оценивать, оценки записываются в журнал оценок.

Лекции могут быть использованы

* Для самостоятельного изучения

[ Добавить ] [ Отмена J

Рис.3. Элементы или ресурсы электронного курса

Из истории графических изображений

Графическиё изображения появились на ранних ступенях развития человеческого общества Судя по тем из них, которые дошли до нашего времени, они были тесно связаны с производством и ремеслом.

Первые изображения выполнялись простейшими инструментами и в виде рисунков, отражающих только внешнюю форму предметов. Дальнейшее развитие производственной деятельности человека потребовало более точного изображения пространственных предметов

Строительство крепостных укреплений и различных сооружений требовало их предварительного изображения на плоскости. Сохранившиеся остатки величественных сооружений античного мира говорят о том, что при их строительстве использовались планы и другие изображения возводимых сооружений,

Одновременно с развитием графических изображений развивалась наука, определяющая правила и

Гиппократа, Пифагора, Архимеда и др Дальнейшее развитие направление получило в трудах многих выдающихся ученых.

итальянский ученый Леон Баттиста Альберти (-1404 - 1472) дал основы теоретической перспективы. Гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (1452 - 1519) дополнил перспективу учением «Об уменьшении цветов и отчетливости очертаний». Немецкий

Рис. 4. Фрагмент лекции

Видеоролики представленные в электронном курсе могут быть презентационнопояснительными, например, в виде видео-экскурсии по изучаемой дисциплине, или поясняющими выполнение лабораторной работы с использованием пакета САПР, это является эффективным дополняющим материалом основного блока.

При выполнении индивидуальных домашних заданий, в электронном курсе студент изучает и видит требования, предъявляемые для их выполнения, образцы заданий и свой вариант задания, а также критерии оценки выполнения графических работ (рис.5).

Рис.5.

В учебном процессе проверка и контроль знаний студентов играет важную роль. Практически в каждом модуле электронного курса содержатся тестовые задания по изучаемому разделу. Эти задания не требуют больших временных затрат на их решение и позволяют оперативно проверять уровень усвоения студентами изучаемого курса. Тестовые задания представлены в следующих типах вопросов (рис.6): «Верно/Неверно», «Краткий ответ», «Множественный выбор», «Случайный вопрос на соответствие» и т. д.

Банк вопросов

Выверите категорию: | НГИГ(З) Метод замены плоскостей проекций (30) 0 ОтоВра

□ Также|

□ Показа'

□ Т^П

' 2Т--2% ' 23

□ ” за

!:! 10 :Е: 21 :Е: 22-:Е: 23 :Е: э :Е 11 :Е 1.2 :Е щ iE 13 :Е 4 _ iE 5 :Е е iE 7 5Е 8 ^ 24

□ = .25

□ = 26 □ " 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выверите тип вопроса для добавления а *• Верно/Неверно О " Вложенные ответы (Cloze)

О Выбор пропущенных слов О 2=+1 Вычисляемый О = Краткий ответ О *Е Множественный выбор

О Ш Множественный Вычисляемый

О ;=: На соответствие

О нт> Перетаскивание в текст

О т)" Перетаскивание на соответствие

О + Перетащить на изображение

О ^ Простой Вычисляемый

О ;?j Случайный вопрос на соответствие

О i=i Числовой ответ

О [31 Эссе

Выберите тип вопроса, чтобы увидеть его описание.

[Далее! |отмена|

Создано:

Имя /Фамилия

Последнее изменение:

Имя / Фамилия

< Будницкая Юлия Юр Будницкая Юлия Юр (Чернышева Татьяна Чернышева Татьяна (Чернышева Татьяна Чернышева Татьяна (Чернышева Татьяна Чернышева Татьяна (Антипина Наталья ААнтипина Наталья А (Будницкая Юлия Юр Будницкая Юлия Юр (Будницкая Юлия Юр Будницкая Юлия Юр (Будницкая Юлия Юр Будницкая Юлия Юр (Антипина Наталья ААнтипина Наталья А (Чернышева Татьяна Чернышева Татьяна (Чернышева Татьяна Чернышева Татьяна (Чернышева Татьяна Чернышева Татьяна (Чернышева Татьяна Чернышева Татьяна

_______(Антипина Наталья АБудницкая Юлия Юр

(Антипина Наталья ААнтипина Наталья А vr ц „v-Антипина Наталья ААнтипина Наталья А фффХАнтипина Наталья ААнтипина Наталья А G 'С зсАнтипина Наталья АБудницкая Юлия Юр Ф44.Х Будницкая Юлия Юр Будницкая Юлия Юр «5-о, 'у. v Будницкая Юлия Юр Будницкая Юлия Юр ф ftБудницкая Юлия Юр Будницкая Юлия Юр ■;?д у хАнтипина Наталья ААнтипина Hafanfcflfl

Рис.6. Типы вопросов

Некоторые тестовые задания и структура размещения их в электронном курсе представлены на рис.7. При создании тестов разработчик может задавать следующие параметры:

• МЕХАНИЗМ ВЫБОРА ВОПРОСОВ ТЕСТА — позволяет определить способ включения вопросов в тест.

• СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ — позволяет выбрать более жесткий или менее способ прохождения тестирования.

• ПОКАЗЫВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ — позволяет при прохождении теста сообщать пользователю, верно или неверно был дан ответ на текущий вопрос. Если ответ был неверный, то указываются правильные ответы и дополнительный комментарий, если он был предусмотрен разработчиком задания.

• показывать статистику прохождения теста — параметр, который

позволяет показывать пользователю общий результат выполнения данного задания. Подсчет общего результата за выполнение задания происходит следующим образом: суммируются результаты ответов на все вопросы тестового блока, а затем эта сумма делится на общее количество вопросов и вычисляется процент выполнения. Оценка за выполнение задания демонстрируется пользователю в процентах.

• ПЕРЕМЕШИВАТЬ ВОПРОСЫ — при установке флажка вопросы пользователю предоставляются в случайной последовательности. Для вопросов типа «классификация» и «упорядочивание» перемешивание всегда происходит по умолчанию.

• дать возможность досрочно завершить тестирование с

ВЫСТАВЛЕНИЕМ ОЦЕНКИ — если пользователь прерывает выполнение теста, то оценка соответствует выполненной части теста.

• КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ В ТЕСТЕ — определяет количество вопросов, которые из всей совокупности будут отбираться в тесте после публикации проекта.

• ОГРАНИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ — определяет временной интервал, допустимый для выполнения теста (в часах, минутах, секундах). При завершении тестирования (пользователь успешно прошел задания или тест был завершен по истечению установленного времени) выставляется оценка за пройденных вопросы. Нулевые значения означают, что время теста не ограничивается.

Рис. 7. Примеры тестовых вопросов

При разработке электронного курса авторы стремились модернизировать процесс обучения студентов на основе использования информационных и коммуникационных технологий, которые расширяют и дополняют возможности обучения. Электронный курс

дисциплины разрабатывался для помощи студентам в освоении материала дисциплины, получения навыков самообразования и саморазвития. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс — интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение интереса к изучаемой дисциплине. Но разработка подобных электронных курсов не должна заменять аудиторных занятий студентов с преподавателями и приводить к сокращению количества преподавателей в вузах. Ведь самый эффективный способ восприятия информации - это лицом к лицу. Электронный курс дополняет аудиторные занятия и позволяют студентам сократить время на подготовку к занятиям и выполнению индивидуальных домашних заданий. Согласно одному из основных аргументов критиков электронного образования, чрезвычайно трудно чем-то заменить интерактивность обучения лицом к лицу с преподавателем. Вы должны быть уверены, что ваш курс в должной мере привлекает внимание учащихся и содержит достаточно практических занятий - так советует Р.Джи. Жакез (RJ Jacquez), руководитель по продвижению товаров компании Adobe.

Таким образом электронные курсы никогда не заменят полностью традиционного обучения, но смогут обогатить его, сделать процесс удобным, современным и более качественным.

Литература

1. Официальный сайт системы LMS Moodle. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moodle.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.