IIKII определена как ин гегра гивмое личностное обрачонанпе, соединяющее в себе мотиваци-ошкыкпребносгную, содержагелыю-i фоцессуаль-ную и технологическую составляющие, обеспечивающие ее самореализацию в профессиональной деятельности, личное гное развитие и саморазвитие педагога, формирование его мышления и мировоззрения, ценностно-смысловой ориентации, личностных качеств, стремления к саморазвитию, самореал изаци и.
Список литературы
1. Артамонов, B.C. Технология подготовки научно-педагогических кадров в пузах МЧС России: метод, пособие / B.C. Артамонов. Д.Д. Миляев, А.Б. Трофимов, II.И. У [ кип. СПб.: Санкт-11стер(>ургский университет ГНС МЧС России, 2004. 121с.
2. Булгаков, В.В. Организация подготовки и повышения квалификации жепергов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности па базе высших учебных заведений МЧС России / В.В. Булгаков // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Санкт-11стсрбург. 23-24 апреля 2008 года / Сост.
B.C. Артамонов, H.H. Уткин, Г.Ф. Архипов, O.E. Евсеева; под ред. I I.В. Плата. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГНС МЧС России, 2008. - С. 67-69.
3. Гавришина, Г. В. Технологический подход в профессиональном обучении педагогической деятельности в условиях непедагогического вуза / Г.В. Гавришина // Вузовская наука - региону: материалы III Всероссийской научно-технической конференции: в 3 т. Т. 2. - Вологда: ВоГТУ, 2005. - С. 148-150.
4. Государственная политика в области назначения и исполнения уголовных наказаний // Рекомендации по итогам Международной конференции 20-21 ноября 2008 года, г. Вологда. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2008. - 8 с.
5. Иванихина, КВ. Методика оценки коммуникационной структуры как средство повышения уровня организационно-управленческой компетентности руководителя ГПН / И.В. Иванихина, I.A. Шавырина // Вестник Академии ГНС МЧС России.-2006.-№4.-С. 146-152.
6. Иванихина, И.В. Разработка критериев психологического отбора кандидатов в резерв руководящих кадров / И.В. Иванихина, Т.Д. Шавырина // Пожарная безопасность. - 2006. - № 6. - С. 96-101.
7. Кокурин, А. Обучающие тренинги - эффективная форма профессиональной подготовки практических психологов / А. Кокурин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. - № 2. - С. 21-23.
Хомякова Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры технологии, эксплуатации и безопасности транс-портно-технологических комплексов Череповецкого государственного университета.
Тел.: 8-921-146-59-26.
Homyakova Olga Vladimirovna - Senior Lecturer, the Department of Transport Technology, Exploitation and Safety, Cherepovets State University. Tel.: 8-921-146-59-26.
УДК 378.96.:514.18
H.C. Григорьев, КВ. Дорофеюк, КВ. Дунаева, Ю.О. Костина
О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ В СВЕТЕ ПРИНЦИПА ФУЗИОНИЗМА
N.S. Grigoryev, N. К Dorofeyuk, I. V. Dunayeva, Y.O. Kostina
ON THE METHODS OF TEACHING GRAPHICAL SUBJECTS AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF FUSIONISM THEORY
В статье рассмотрена проблема комплексного изучения начертательной геометрии, черчения и компьютерной графики
в вузе в свете теории фузионизма; предложена усовершенствованная методика преподавания графических дисциплин; представлены результаты опроса студентов по определению уровня геометро-графической подготовки студентов на кафедре инженерной и машинной графики.
Методика преподавания, графические дисциплины, теория фузионизма, геометро-графическая подготовка.
рии, проекционного черчения и компьютерной графики. Фузиопистский подход и определенная последовательность в пос троении курса - одна из главных методических особенностей. В свете вышесказанного за последние I оды па кафедре инженерной п машинной графики выработалась следующая последовательность изложения дисциплин и их разделов (см. рис. 1).
При выполнении студентами заданий с использованием всех типов моделирования развивается конструктивно геометрическое мышление, способность к анализу и синтезу пространственных форм. 13 процессе выполнения РГЗ студенты используют: анализ, абстрагирование, моделирование, сравнение, классификацию и аналогию.
Рассмотрим на примере модели возможные типы обратимых отображений моделирования:
1. Комплексный чертеж (рис. 2а).
2. Развертка (рис. 26).
3. Реальная модель из картона или дерева.
4. Аксонометрия (рис. 2в).
5. Компьютерная модель (рис. 2г).
Для наблюдения за процессом формирования графических навыков и умений, мониторинга качества графической подготовки на кафедре проведено анкетирование студентов II курса (75 человек), изучающих курс инженерной и компьютерной графики в течение трех семестров. Студентам II курса было предложено оценить по 10-балльной шкале свое пространственное мышление, умение читать чертежи, знание ГОСТов ЕСКД и СПДС и
владение компьютерной графикой, умение строить аксонометрию и перспективу, а также был задан вопрос по динамике развития пространственного мышления после изучения геометро-графических дисциплин. По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
1. 87,23 % студентов II курса по окончании курса графических дисциплин считают, что их пространственное мышление улучшилось.
2. Студенты II курса по окончании курса графических дисциплин сами оценивают свое пространственное мышление (средний балл - 7,74) (см. рис. 3).
3. Средние оценки по другим категориям являются выше среднего, что можно проследить по диаграмме (см. рис. 3).
В заключении следует подчеркнуть, что предложенная методика становится особенно актуальной в условиях сокращения учебных часов на изучение начертательной геометрии и инженерной графики и преувеличения возможностей компьютерной графики. Компьютерная графика как важная составляющая инженерной подготовки современного специалиста является самостоятельной учебной дисциплиной и должна изучаться после освоения студентами теоретических основ начертательной геометрии и инженерной графики. Это позволит достигнуть поставленных социально значимых целей: обеспечить качество графической подготовки и развитие личности будущего инженера.
Рис. 1. Модель преподавания геометро-графических дисциплин
г:
i
гг 1 i
UU
\
-А [ 1
1
Рис. 2. Варианты изображения модели геометрической фигуры
6,38
7,21
7,47
7,40
7J4
6,72
7,55
□ Пространственное мышление
ЕЗ Умение читать чертежи деталей
□ Умение читать строительные чертежи
П Умение чертить аксонометрию геометрических фигур, деталей
Ц Умение чертить перспективу зданий
□ Умение строить тени в ортогональных и аксонометрических проекциях
ИЗ Умение выполнять чертежи в проекциях с числовыми отметками Теоретические основы построения чертежа (начертательная геометрия)
■ Знание ГОСТов ЕСКД «Общие правила выполнения чертежей»
Ш Знание ГОСТов СПДС
□ Владение компьютерной графикой
Рис. 3. Самооценка студентами навыков, приобретенных на кафедре, по 10-балльной шкале
Список литературы
1. Вальдман, И. Развитие пространственного воображения учащихся / И. Вальдман // Математика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). - 1997. -№ 14.
2. Марюкова, Н.Е. Фузионизм в школьной геометрии: исторический, математический, реальный аспекты / Н.Е. Марюкова. - Брянск: Изд-во БГПУ. 2000.
3. Павлова, A.A. Начертательная геометрия: учебник для студентов высш. учеб. заведений / A.A. Павлова. - М.: ACT, 2001.
Григорьев Николай Сергеевич - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой инженерной и машинной графики Инженерно-экономического института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 55-91-39; e-mail: [email protected]
Дорофекж IIaIИлья Вепсровна - доцент кафедры инженерной и машинной графики Инженерно-экономического имени via Череповецкого государственного университета. I сл.: 8 (Х202) 50-38-78; e-mail: dorolcuknv^chsu.ru
Д у на ei ja Ирина Валентиновна доцент кафедры инженерной и машинной графики Инженерно-экономического ин-
CInix га Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 55-91-39.
Кос гика Юлия Олеговна старший преподана гель кафедры инженерной и машинной графики Инженерно-■ неоном ического института Череповецкого государственного университета.
Тел.: 8 (8202) 55-91-39.
(¿rigoryev Nikolai Scrgccvitcli С anciichitc of Science. Associate Professor, the Head of the Technical Drawing Department, Institute of Mnginecrins' and I conomics. Cherepovets Stale University, l ei.: 8 (8202) 55-91-39; e-mail: gngorjevfi/ichsu.ru
Durofcyuk Natal ja Venerovna Associate Professor, Technical Drawing Department, Institute of Engineering and Economics, Cherepovets State University.
Tel.: 8 (8202) 50-3X-78: e-mail: doroJeuknv ^chsu.ru
Diinayeva Irina Valcntinovna Associate Professor. Technical Drawing Department, Institute of Engineering and Economics,
Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 55-91-39.
Kostina Julia Olegovna - Senior Lecturer, Technical Drawing Department, Institute of Engineering and Economics, Cherepovets State University.
Tel: 8 (8202) 55-91-39.
УДК 378.146
В. В. Плашенков
ПРОБЛЕМНО-ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ФОНЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЭПИЗОДОВ
V. V. Plashenkov
PROBLEM-GAMING METHOD OF TEACHING AS THE BASIS OF STUDENTS' PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE BACKGROUND OF WORKING CONDITIONS
В статье предложен метод обучения, в основу которого положен компетентный подход, позволяющий создавать условия для дальнейшего развития познавательной самостоятельности и системности знаний, для овладения не только самими знаниями, но и способами умственной творческой деятельности на фоне близких к реальным производственных эпизодов.
Область ответственности, проблемно-игровой способ, проблемная ситуация, компьютерные средства обучения.
The paper suggests a teaching method based on the competence approach which provides conditions for further development of cognitive self-reliance and systemic knowledge, for mastering not only knowledge but also the ways of mental and creative activity on the background of close to real working conditions.
Responsibility, problem-gaming method, problem situation, computer-based education.
Государственные стандарты третьего поколения, в первую очередь, ориентированы на профессиональную подготовку будущего специалиста, что предъявляет новые требования к профессиональной деятельности профессорско-преподава-
тельского состава (ППС) вузов. Здесь уместно обратиться к подходу компании HAY GROUP понимания должности. Она смотрит на тот вклад, который должность вносит в результаты деятельности предприятия (организации), т.е. на то, что