ностных лиц, совершенствование системы контроля фактической реализации принимаемых решений;
- воспитание деловых, политических, морально-этических и патриотических качеств руководящих кадров муниципальных образований.
Таким образом, мы можем отметить, что знания и учет всех факторов и условий, влияющих на выработку эффективного стиля деятельности, являются необходимыми составляющими для научного понимания и практического овладения современным стилем работы. Те пути, которые мы предложили для повышения эффективности стиля деятельности руководителя муниципального образования, на наш взгляд, вполне приемлемы в настоящих условиях и могут принести ощутимую пользу при решении стоящих задач.
УДК 352
Губачев Н.Н. к.ф.н., доц. МГУ дизайна и технологии, ГубачевМ.Н. к.ф.н., Уфимский государственный нефтяной технический университет.
ВОПРОСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
В статье сделана попытка охарактеризовать предпринимаемые на федеральном и региональном уровне меры, ориентированные на оздоровление экономики и повышение долгосрочной конкурентоспособности российской промышленности в процессе реализации антикризисной политики.
Ключевые словосочетания: финансовый кризис, антикризисные меры, антикризисное управление, зарубежный опыт, преодоление кризисных явлений.
Впервые резкий и глубокий спад промышленного производства в России после продолжительного роста последних лет был официально зарегистрирован в ноябре 2008 г.
Объемы производства снизились по сравнению с октябрем 2008 г. практически по всем видам деятельности обрабатывающих производств. По сравнению с августом 2008 г. объем промышленного производства снизился на 7%, обрабатывающих производств - на 13%.
Существенную роль сыграло снижение экспорта, Так, в ноябре 2008 г. по отношению к сентябрю экспорт грузовых автомобилей составил 79,2%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - 73,6%.
Финансовый кризис застал российскую промышленность в фазе активного технологического перевооружения. В частности, октябре-
ноябре 2008 г. продолжилась реализация крупных проектов в энергетике, строительстве, металлургии и др.
Например, в октябре 2008 г. на Таганрогском металлургическом заводе введен в эксплуатацию новый трубопрокатный комплекс по производству бесшовных труд с непрерывным станом мощностью 600 тыс. т. труб в год. Сумма инвестиций - 200 млн долл. США. Введены дополнительные мощности на Выксунском металлургическом заводе, на Северном трубном заводе и других предприятиях отрасли.
Государственная политика в области автомобильной промышленности является примером выработки комплексного «управленческого пакета» по развитию отрасли в условиях мирового финансового кризиса. В частности, принятые управленческие решения в области таможенно-тарифного регулирования направлены на сохранение рабочих мест, а также на предотвращение превращения России в свалку «автомобильного секонд-хенда» для остального мира.
Принятые управленческие действия позволили сохранить социально-экономическую стабильность в субъектах России, а также минимизировать негативные последствия влияние кризиса на функционирование предприятий реального сектора. Вместе с тем, на наш взгляд, антикризисная политика должна ориентироваться не только на оперативную минимизацию негативных последствий мирового финансового кризиса, но и создать условия для последующего восстановительного роста и занятия российской промышленностью новых конкурентных позиций в мировом разделении труда.
В нынешних условиях важно выработать эффективные решения государственных и региональных органов государственной власти по преодолению кризисных явлений во всех секторах нашей экономики [1].
Главным рабочим документом антикризисной политики государства является план действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Основным органом по выработке оперативных решений по стабилизации является правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики. Вопросы занятости населения в отдельных регионах рассматриваются в рамках постоянно действующего совещания у руководства Правительства РФ по мониторингу рынка труда в субъектах Российской Федерации.
В настоящее время в стране создана система государственного антикризисного управления, включающая в себя ряд программных и плановых документов федерального и регионального уровня.
Созданы антикризисные штабы и группы в палатах парламента страны, в общественных объединениях, политических партиях, субъектах Федерации.
Главы регионов регулярно проводят совещания, посвященные вопросам социально-экономического развития и преодолению кризисных явлений в отраслях промышленности.
Вопросы государственной поддержки реального сектора экономики получили всестороннее обсуждение в ходе совещания у Президента Российской Федерации на московском двигателестроительном предприятии «Салют» 11 января 2009 г. [2].
На этом совещании принято решение оказать государственную поддержку повышения спроса на рынке жилищного строительства. Эта отрасль может стать важным фактором выхода из кризиса, обеспечивая заказами промышленность строительных материалов, металлургию, химическую и лесоперерабатывающую промышленность. Причем сама промышленность стройматериалов нуждается в техническом перевооружении и технологической модернизации.
Возводимое и реконструируемое жилье должно отвечать всем современным требованиям по экологичности и энергоэффективности. Поддержание строительного сектора, на который приходилось более 30% внутреннего металлопотребления, поможет обеспечить заказами металлургические предприятия.
Как нам представляется, комплексный подход федерального центра и субъектов Федерации к активизации жилищного строительства поможет не только решению этой важнейшей социальной задачи, но также будет стимулировать спрос на отечественную промышленную продукцию.
Важным направлением антикризисной политики является государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на повышение долгосрочной конкурентоспособности российской промышленности, которую кризис застал в фазе активного технологического перевооружения. В первую очередь, речь идет о тех проектах, реализация которых дает максимальный межотраслевой мультипликативный эффект. Например, без реализации ряда проектов в металлургической отрасли (например, «стан 5000») будет затруднительно собственными силами реализовать некоторые крупные инфраструктурные стройки. Автомобилестроительные предприятия обеспечивают заказами металлургов, химическую и легкую промышленность, производителей узлов и агрегатов. На наш взгляд, важно поддержать проекты, направленные на обеспечение технологического прорыва в стратегических отраслях, а также на дальнейшую диверсификацию экономики.
Советская система социально-экономического развития оставила проблемное наследство в виде моногородов, жизнедеятельность которых зависит от ситуации на одном предприятии. В качестве одной из задач
- максимумов антикризисной политики можно рассматривать перепрофилирование промышленной инфраструктуры, которое позволило бы избавиться от самого понятия «моногород». Для этого, как нам представляется, регионам и органам местного самоуправления необходимо более активно реализовывать политику в области развития малого и среднего предпринимательства.
В условиях кризиса средства предприятий (в т.ч. средства государственной поддержки) должны расходоваться не на поддержание ветхих избыточных фондов, а на принципиальное обновление фондов до современного уровня, пусть и с уменьшением масштаба. Например, целесообразно выделяемые средства расходовать на приобретение новой техники и оборудования пусть в меньшем объеме, чем на капремонт существующей.
Капитальные ремонты приемлемы как крайняя мера в условиях дефицита, когда производители не могут полностью обеспечить потребность в новом оборудовании и технике. Стоимость капремонтов зачастую сопоставима со стоимостью новой техники, но при этом издержки при эксплуатации отремонтированного оборудования гораздо выше, а срок службы - существенно меньше.
В условиях кризиса наблюдается не дефицит, а скорее, профицит основных фондов и поэтому проведение капитальных ремонтов экономически нецелесообразно.
По мнению экспертов, избыточное прямое государственное вмешательство на ранних стадиях кризиса способно лишь законсервировать низкую эффективность предприятий, ранее существовавших благодаря кредитному буму и стремительно растущему спросу. Бизнес и инвесторы должны полагаться прежде всего на собственные силы [3]. В зоне повышенного государственного внимания должны оставаться:
предприятия-производители стратегического оборудования, необходимого для обеспечения безопасности страны;
предприятия - единственные национальные производители высокотехнологичного оборудования, стабильность работы которых имеет важное значение для деятельности предприятий-смежников;
предприятия, продукция которых имеет ключевое значение при реализации общенациональных проектов в сфере развития инфраструктуры;
предприятия, обладающие экспортным потенциалом и достаточным уровнем конкурентоспособности, способные после завершения кризиса к устойчивой самостоятельной работе.
При выборе мер государственной поддержки необходимо, на наш взгляд, максимально ограничивать прямое финансирование предприятий из бюджета, делая упор на косвенные механизмы. К таким механизмам можно отнести «расширенный» государственный заказ, включающий инвестиционные программы государственных корпораций и компаний с государственным участием. Там, где это возможно, госзаказ должен временно заместить выпадающие объемы продаж независимым участникам рынка, а также способствовать поддержанию уровня имеющейся в распоряжении предприятий ликвидности на уровнях, обеспечивающих их бесперебойное функционирование.
Необходима определённая кодификация (возможно, в рамках отдельного законодательного акта) и распространение практики субсидирования процентных ставок по кредитам с различным целевым предназначением (на экспорт промышленной продукции, на технологическое перевооружение, на сезонную закупку сырья, на предотвращение банкротства стратегических организаций). Возможно, следует проработать вопрос нового вида субсидий на повышение энергетической и экологической эффективности предприятий.
Более активно следует реализовывать программы адресной помощи и адаптации работников, чье высвобождение является следствием происходящей реструктуризации экономики. Нужны программы переобучения и переквалификации с возможностью доступа к ним, в частности, путем полного или частичного субсидирования их получения. Эта задача, в значительной степени, не поддержка промышленности, а социальных программ, направленных на смягчение последствий кризиса для населения.
По мнению Минэкономразвития России, в целях повышения эффективности реализации антикризисной политики, снижения негативного влияния экономического кризиса на экономику, а также в целях формирования основы последующего посткризисного развития необходимо реализовать ряд мероприятий по следующим направлениям:
1) обеспечение трансформации государственной поддержки банковской системы в расширение банковского кредитования экономики;
2) возможные дополнительные меры при условии расширения ресурсной базы бюджета;
3) подготовка общесистемных мер по недопущению роста налоговой нагрузки на предприятия в 2010 г. и оптимизации бюджетных расходов.
В целом, как полагают эксперты, на данном этапе представляется целесообразным в рамках государственной антикризисной политики сосредоточиться на определении эффективности реализации уже принятых решений, как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходима определённая инвентаризация антикризисных решений, налаживание системы постоянного информационного обмена между антикризисными структурами федеральных органов и соответствующими структурами субъектов Российской Федерации.
Как ранее отмечалось, в преодолении кризисных явлений особая роль принадлежит субъектам Федерации, в большинстве которых действуют антикризисные штабы или рабочие группы. Утверждены планы антикризисных мероприятий, определены и представлены в Минрегион России перечни предприятий, имеющих существенное значение для экономики и социальной сферы региона. В составе бюджетных расходов определены перечни социально значимых расходов, подлежащих финансированию в первоочередном порядке в случае невыполнения доходной части бюджета.
Среди основных мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации выделяются следующие:
- запрет на проведение в I полугодии 2009 г. конкурсных процедур по закупкам товаров, работ (услуг) на инвестиционные цели, на цели реализации программных мероприятий, за исключением средств, направляемых на финансирование расходов за счёт федерального бюджета либо непредвиденных расходов;
- организация контроля по включению в региональный бюджет новых расходов только при определении источников финансирования указанных расходов (мораторий на генерацию новых расходов);
- приостановка финансирования обязательств, связанных с приобретением основных фондов, капитальным строительством, ремонтами, введение ограничения по размещению заказов;
- определены направления расходования бюджетных средств на оказание финансовой поддержки хозяйствующих субъектов и приоритетные формы такой поддержки, а также порядок расходования целевых средств;
- антикризисная политика центра и субъектов Российской Федерации предусматривает управленческие решения относительно поддержания малого и среднего предпринимательства [4];
- введение упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента;
- увеличение объема размещения у субъектов малого и среднего предпринимательства государственного и муниципального заказа;
- установление льготного размера арендной платы на имущество и землю, находящиеся в муниципальной или региональной собственности, арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, ограничение возможности корректировки арендной платы, закрепление минимального срока аренды имущества и земли субъектами малого и среднего предпринимательства - не менее 5 лет;
- предоставление гарантий, субсидий, грантов и компенсация части затрат за участие в выставочных мероприятиях субъектам малого и среднего предпринимательства;
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций, отнесенных к категории малых и микропредприятий, в отношении имущества, используемого для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- обеспечение льготных условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений;
- установление для субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства льготной ставки арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне региона.
Эффективность реализации перечисленных решений будет зависеть не только от действий федеральных органов исполнительной власти, но и от действий региональных и местных властей. Необходима координация действий и мер, направленных на поддержку реального сектора экономики и обеспечение социальной стабильности, реализуемых на всех уровнях государственного и муниципального управления.
Оптимальной схемой взаимодействия региональных и федеральных органов власти является обмен реестрами принятых решений, что необходимо для исключения случаев их неоправданного дублирования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны информировать федеральные органы о принимаемых ими мерах по поддержке предприятий.
Как нам представляется, более оптимальным в текущей ситуации является не создание на федеральном уровне единого перечня предприятий регионального значения, а координация работы по определению предприятий регионального значения на уровне отдельного субъекта Федерации и реализации мероприятий по обеспечению
устойчивости региональной экономики за счет средств региональных и местных бюджетов и иных форм поддержки.
В перечни таких предприятий целесообразно включать следующие:
- градообразующие;
- оказывающие услуги в сфере муниципальной экономики, прежде всего, ЖКХ, а также изготавливающие продукцию для ее нужд;
- способные сохранить и расширить выпуск продукции (оказание услуг), исходя из преимуществ, характерных для данного региона (сырьевые ресурсы, географическое положение, технологические мощности, квалифицированные кадры и т.д.), ориентируясь на четкий прогноз спроса на нее в течение 2009 г.
Дополнительным критерием для внесения предприятия в региональные перечни может стать наличие кооперационных схем или формирование территориально-производственных комплексов (кластеров) с участием данного предприятия на территории региона. Также возможно включение в перечень тех предприятий, чья продукция потребляется за пределами региона, в том случае, если очевидно, что потребители по объективным причинам отказываются от дальнейших закупок, и требуется программа изменения ассортимента, выпускаемого предприятием.
Системность подхода задается тем, что поддержка должна оказываться организациям, удовлетворяющим максимальному набору критериев одновременно, а не по критерию «наихудшего финансовоэкономического положения». Результатом включения предприятий в региональные списки должно стать сохранение и своевременное создание новых рабочих мест, диверсификация региональной экономики, расширение налоговой базы субъектов Российской Федерации.
Отдельным совместным направлением антикризисной политики федерального правительства и региональных администраций, видимо, должна стать программа перепрофилирования промышленных мощностей. В этой связи субъектам Федерации целесообразно инициировать проекты использования или рекультивации промышленных площадок, которые будут высвобождаться в условиях кризиса. В частности, на таких территориях можно создавать особые экономические зоны или технопарки, обеспечивая занятость существующих трудовых коллективов. В случае необходимости закрытия неконкурентоспособных производств важно продумать программу внутренней миграции по аналогии с уже существующей Программой переселения соотечественников.
Мировой опыт планирования территориального и промышленного развития (в частности, во Франции и Корее) свидетельствует о большом синергетическом эффекте, достигаемом путём взаимоувязки
соответствующих программных документов. В соответствии с таким подходом государство определяет оптимальные места для размещения производственных комплексов, подводит необходимую транспортную и энергетическую инфраструктуру, устанавливает льготные налоговые и таможенные режимы в рамках особых экономических зон. Таким образом, существенно минимизируются издержки предприятий на обустройство производственных площадок и возникает стимул для инвесторов, в том числе иностранных, размещать свои производства в этих зонах.
Опыт зарубежных стран также свидетельствует о необходимости соблюдения разумного баланса между централизацией планирования социально-экономического развития и децентрализацией принятия решений на уровне регионов и местного самоуправления. В рамках государственной политики по поддержке малого и среднего предпри-нимательств крайне важно создавать условия для активизации деловой активности в малых городах, в которых могли бы реализовываться инвестиционные проекты по переработке сельскохозяйственной продукции, создаваться предприятия лёгкой промышленности, небольшие обрабатывающие производства. Эти проекты могут быть ориентированы на импортозамещение в недорогом ценовом сегменте. Проводимая активная социальная политика по поддержке малоимущих граждан позволит повысить спрос на недорогую, отечественную продукцию и стать дополнительным фактором преодоления кризисных явлений в реальном секторе, при условии эффективного таможенного регулирования и администрирования.
По мнению экспертов, мировой финансовый кризис является проверкой на эффективность сложившихся в стране принципов и подходов к вопросам регулирования территориального, социального и промышленного развития. В этих условиях, на наш взгляд, от слаженной работы федеральных органов и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации зависит быстрота и «безболезненность» прохождения кризисных явлений, а также создание новых «:стартовых площадок» восстановительного роста. При этом целесообразно выработать действенный компромисс между поддержкой эффективных предприятий и регионов (тех, кто станет через 2-3 года теми самими «точками роста») и обеспечением равномерного и сбалансированного развития всей территории Российской Федерации.
Литература
1. Телеинтервью Президента РФ Д.А. Медведева телеканалу «Россия». 2009. 15.02.
2. Телеинтервью Президента РФ Д.А. Медведева телеканалу «Россия». 2009. 15.02.
3. Дворкович А. Власть и общество не готовы к длительному кризису //Комсомольская правда. 2009. 27.02.
4. Путин В.В. Год будет сложным, но катастрофы не будет //Российская газета. 2009.27.02.
УДК 338.48
ЯковчукВ.И., к.т.н. (Академияуправления при Президенте Республики Беларусь) Ванюкевич Е.В., магистр эк.н., асп.
(Белорусский гос. экон. ун-т)
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье показано место туризма в социальной организации современного общества, Республика Беларусь представлена как привлекательный для туристов регион, дается оценка состояния туризма в республике и возможных перспектив развития национального туристического комплекса, возрастании роли туризма в экономике страны.
Ключевые слова: Туризм; экономика; ресурсы развития туризма; управление сферой туризма.
В социальной организации современного общества туризм занимает особое место. Это, пожалуй, самая многосторонняя и динамичная характеристика современной цивилизации, выражающаяся в добровольной временной смене ритма жизни, места проживания и часто -социокультурного окружения в целом. Являясь одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее ему место и в экономике нашего государства. Беларусь, находясь в центре Европы, недостаточно эффективно извлекает выгоду из этого. Ее преимуществами являются не только географическое положение, но и гостеприимство народа, девственность природы, чистота и ухоженность городских улиц. Совершенствование управления туристической отраслью сегодня является актуальной задачей государства.
Республика Беларусь - страна с богатым культурноисторическим наследием, расположенная в центре Европы на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Бал-тия-Причерноморье). Размеры территории Беларуси (207,6 тыс. км.) и количество населения (9,7 млн. человек) характеризуются средними показателями среди государств Европы. На ее территории расположено значительное количество исторических городов - Полоцк, Новогрудок,