Научная статья на тему 'Управление посткризисным развитием экономики региона'

Управление посткризисным развитием экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ПОСКРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ / ЗОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинский П.Д.

В статье обобщен опыт руководства Кемеровской области по устранению кризисных явлений в экономике региона и управлению его посткризисным развитием. Сделан вывод о том, что в условиях экономического кризиса хорошо продуманная и грамотно организованная промышленная и социальная политика позволяет не только стабилизировать экономическую ситуацию, но и создать благоприятные условия для дальнейшего развития экономики и повышения качества жизни населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление посткризисным развитием экономики региона»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 338.242

управление посткризисным развитием экономики региона

п. д. косинский,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой налогообложения, предпринимательства и права E-mail: krishtof1948@mail. ш Кемеровский государственный университет

В статье обобщен опыт руководства Кемеровской области по устранению кризисных явлений в экономике региона и управлению его посткризисным развитием. Сделан вывод о том, что в условиях экономического кризиса хорошо продуманная и грамотно организованная промышленная и социальная политика позволяет не только стабилизировать экономическую ситуацию, но и создать благоприятные условия для дальнейшего развития экономики и повышения качества жизни населения региона.

Ключевые слова: управление, антикризисные меры, посткризисное развитие, зоны экономического благоприятствования.

Современное состояние экономики России обусловлено рядом факторов - внешних и внутренних. Конъюнктура мировых рынков позволила на протяжении 2000-2008 гг. создать благоприятные условия для внутренней экономической активности. Рост ВВП в Российской Федерации в 2007 г. составил 72 % по отношению к 2000 г. при среднегодовых темпах роста на уровне 7 % [4]. Среди основных внутренних факторов, оказавших существенное влияние на экономический рост в России, можно выделить:

• сокращение занятости в промышленном производстве при общем увеличении занятости в экономике в целом и перераспределение занятых в пользу сектора услуг;

• замедление темпов роста производительности труда в промышленности;

• динамичный рост инвестиций в основной капитал [1].

В то же время влияние факторов на экономический рост в данный период времени было одинаковым как для России, так и для регионов.

Внутренние факторы экономического роста, вызовы в развитии экономики страны обусловливают, с одной стороны, дальнейшее формирование предприятий и территорий (регионов и муниципальных образований), а с другой, - определяют роль экономической деятельности регионов в развитии национальной экономики.

Место и роль региональной экономики в воспроизводственном процессе государства зависят от организации национальной экономической системы [8]. В связи с этим возрастает роль регионов в обеспечении экономического развития государства. Органы управления регионального уровня становятся активными субъектами управления развития социально-экономической системы страны. Они определяют направления развития инфраструктуры территории, проводят собственную инвестиционную, социальную, промышленную и другие виды экономической политики. Органы управления регионального уровня не только обеспечивают социально-экономическое развитие региона, но и формируют потенциал для развития экономики государства в целом.

Поэтому укрепление конкурентоспособности и потенциала российской экономики напрямую зависят от социально-экономического развития отдельных регионов.

Следует отметить, что процесс управления развитием регионов является сложным и многомерным. Большинство возникающих проблем управления развитием экономики региона является следствием решений федерального и регионального уровней власти, которые не учитывают специфики регионов и необходимости изменения их роли и места в современных условиях.

Особенно четко проблемы управления развитием экономик обозначились с началом финансового кризиса в 2008 г. в регионах с преобладающей сырьевой зависимостью. К числу таких регионов относится кемеровская область, которая является крупным производственно-промышленным центром страны, в числе базовых областей экономической деятельности которого - угледобывающая, металлургическая, химическая. Кемеровская область относится к числу наиболее развитых регионов Сибири, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ведущим сектором экономики региона. Вместе с энергетикой вклад промышленности составляет в валовом региональном продукте более 50 %, что превышает аналогичные показатели в среднем по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации в целом. При этом область в национальном и международном разделении труда специализируется на производстве сырья и продукции его первичной переработки. В структуре экономики региона преобладают традиционные виды деятельности, сформированные преимущественно еще в середине прошлого века.

Базовые виды экономической деятельности Кемеровской области интегрированы в экономику 85 стран мира. Благодаря Кузбассу Россия занимает 3-е место в мире по экспорту угля (после Австралии и Индонезии). Доля угольной и металлургической продукции составляет 64 % от всей произведенной в регионе продукции. Кузбасс обеспечивает 84 % общероссийского экспорта угля.

Динамика устойчивого роста макроэкономических показателей во второй половине 2008 г. сменилась спадом в ключевых секторах экономики региона. Снижение цен на внутреннем и внешнем рынках, сокращение инвестиций в основной капитал, сокращение количества заказов со стороны

крупных потребителей, удорожание банковских кредитов обусловили снижение объемов отгруженных товаров, переход организаций на сокращенную рабочую неделю и отправку работников в неоплачиваемые отпуска.

объем производства в угледобыче сократился на 12 %, цены на уголь упали на 56 % в период с октября 2008 по апрель 2009 г. Спрос на металлопродукцию на мировом рынке снизился на 40-50 %, цены на нее упали на 30-50 %, а на некоторые виды продукции - в 2-2,5 раза. Это привело не только к снижению объемов производства на большинстве угольных и металлургических предприятий, но и к замораживанию ряда значимых для региона инвестиционных проектов, а также к социальной напряженности в трудовых коллективах.

Серьезно осложнилась ситуация на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных в области увеличилась почти в 2 раза и в августе 2009 г. достигла 70 тыс. чел. Только за первые 4 мес. 2009 г. Кузбасс потерял 10 млрд руб. доходной части бюджета [2].

Убытки в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, торговли и транспорта негативно отразились на платежеспособности и финансовой устойчивости организаций.

Проблемы, возникшие в связи с этим положением, можно сгруппировать по нескольким направлениям:

• высокий уровень зависимости экономики региона от экспорта продукции ведущих видов экономической деятельности (ВэД) и ценовой конъюнктуры на внешних рынках;

• низкий уровень диверсификации региональной экономики, основанной на угольно-металлургическом комплексе;

• закредитованность базовых производств региона;

• высокая зависимость от государственного регулирования и финансовой политики естественных монополий.

Постановлением губернатора Кемеровской области от 24.10.2008 № 54 «О создании антикризисного штаба по финансовому мониторингу и выработке мер по поддержке отраслей экономики Кемеровской области» был создан штаб по финансовому мониторингу и выработке своевременных мер поддержки базовых секторов экономики. Аналогичные штабы были созданы во всех муниципальных образованиях Кемеровской области.

Социальная поддержка населения стала одной из наиболее значимых направлений в регионе. Несмотря на кризис, в области в полном объеме сохранены и реализуются все программы по социальной защите населения. Они направлены на снижение социальной напряженности, недопущение ухудшения качества жизни населения. Кроме того, расчет был сделан на то, чтобы добиться макроэкономического эффекта, связанного с поддержкой внутреннего спроса, и создания тем самым условий для стабилизации экономики.

Сложившаяся ситуация в регионе предопределила разработку программы антикризисных мер в области в 2009 г., которая была утверждена постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 14.04.2009 № 158.

В комплексе антикризисных мер были определены следующие приоритетные направления:

• социальная поддержка населения;

• стабилизация рынка труда;

• поддержка реального сектора экономики;

• стимулирование внутреннего спроса;

• модернизация, техническое перевооружение и развитие инноваций;

• сбалансированность бюджета.

Важную роль в координации действий региональных властей сыграло проведение в марте 2009 г. выездного заседания правительственной комиссии по вопросам регионального развития под руководством Председателя Правительства РФ В. В. Путина. В течение 2009 г. были подписаны соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией области и крупными компаниями. Главное в соглашениях - это максимальное сохранение рабочих мест основных профессий в базовых секторах экономики, сохранение ядра трудовых коллективов.

В целях последующей реализации комплекса мер, обозначенных в антикризисной программе и являющихся стратегией поддержки социально-экономической стабильности в регионе, была принята Программа посткризисного развития Кемеровской области на 2010 г. (постановление коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2009 № 530).

Отметим некоторые направления посткризисной программы развития Кемеровской области на 2010 г.

Программой были определены приоритеты антикризисных мер на уровне Правительства Российской Федерации. Среди них можно отметить:

• поддержание социальной стабильности в обеспечении полноценной социальной защиты населения;

• оживление экономики, обеспечение устойчивости наметившихся позитивных тенденций;

• диверсификация экономики и экспорта, повышение конкурентоспособности перерабатывающих производств;

• совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках;

• наращивание инвестиций в человеческий капитал;

• формирование мощной финансовой системы. Основные меры, определенные в антикризисной программе на уровне региона:

• обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов в целях исполнения публичных обязательств, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оплаты первоочередных расходов;

• содействие занятости населения, сохранение и создание новых рабочих мест;

• усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, дополнительные меры в сфере образования и культуры, физической культуры и спорта;

• сохранение и развитие промышленного и технологического потенциалов области;

• поддержка отдельных видов экономической деятельности;

• поддержка предприятий малого и среднего бизнеса;

• обеспечение энергоэффективности в производстве;

• снижение административного давления на бизнес;

• стимулирование инновационной и инвестиционной активности.

В соответствии с программой по реализации антикризисных мер было запланировано направить в экономику региона 44 006,087 млн руб., в том числе из средств областного бюджета - 8 809,001 млн руб.

Подтверждением экономической обоснованности антикризисных мер стали итоги деятельности экономики региона в 2009-2011 гг. Основные усилия в этот период были направлены в реальный сектор экономики. Из числа системообразующих

и градообразующих производств Кузбасса 234 предприятия были включены в список поддержки, сформированный на федеральном и региональном уровнях. Предоставленные налоговые льготы, государственные гарантии и другая финансовая и организационная помощь помогли 94 предприятиям погасить свои долги перед работниками, бюджетом и поставщиками на сумму около 16 млрд руб. На реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Кузбасс получил из федерального бюджета 2,3 млрд руб. Средства были направлены на переобучение, стажировку, участие в общественных работах, трудоустройство в другой местности, открытие собственного дела. В результате в 2009-2011 гг. было организовано 115,5 тыс. временных и 64,5 тыс. постоянных рабочих мест, что позволило сократить безработицу с 70 тыс. чел. в 2009 г. до 29,6 тыс. чел. в декабре 2011 г., не допустить роста социальной напряженности [2].

Одним из приоритетов в сложных условиях финансово-экономического кризиса была поддержка малого предпринимательства. Финансово-экономический кризис не только вскрыл структурные проблемы региональной экономики, но и обозначил проблемы развития малого предпринимательства, которые существенно отличались от проблем 1990-х гг. С началом кризиса политика региональной власти была направлена на реализацию двух взаимосвязанных направлений.

Первое направление - разработка антикризисных мер, направленных на поддержку и стимулирование малого предпринимательства в рамках мероприятий по стабилизации ситуации и снятия социальной напряженности на региональном рынке труда. Мероприятия обеспечивали поддержку действующих малых предприятий и стимулирование создания новых малых предприятий в целях трудоустройства высвобождаемых работников и обеспечения их работой. Для субъектов малого предпринимательства с 2009 г. в области в 3 раза была снижена ставка налога по упрощенной системе налогообложения (с 15 до 5 %). Действующим предприятиям выдавались льготные займы до 2 млн руб. сроком на 2 года под 5 % годовых. Для начинающих предпринимателей из областного бюджета предоставлялись безвозмездные гранты до 500 тыс. руб. для создания новых предприятий, а начинающим предпринимателям выдавались льготные займы в размере 1 млн руб. сроком на 3 года под 5 % годовых с отсрочкой платежа на 1 год. Важной

мерой поддержки малого предпринимательства в 2009-2011 гг. исполнительная власть региона определила выделение квот (до 20 %) субъектам малого предпринимательства на размещение государственных заказов для внутренних нужд области [7].

По решению администрации Кемеровской области был сформирован специальный фонд в объеме 300 млн руб. для оказания материальной помощи тем, кто после увольнения с ОАО «ЗСМК» (г. Новокузнецк) хотел бы заняться малым бизнесом. В результате по 150 тыс. руб. на открытие своего дела получили 992 бывших металлургов. Из них 85 чел. в 2010 г. зарегистрировали свои предприятия в сфере торговли, общественного питания и на рынке услуг [5].

В 2009-2011 гг. 900 проектов начинающих предпринимателей получили гранты на общую сумму 270 млн руб. Количество малых предприятий за 4 года увеличилось на 41 % и достигло в 2011 г. 27,2 тыс. предприятий. В итоге к концу 2011 г. число занятых в малом бизнесе достигло 192,7 тыс. чел. Общий объем оборота в 2009 г. составил 193,1 млрд руб., а в 2011 г. он превысил сумму в 260 млрд руб.

В городах и районах Кемеровской области в 2011 г. 9 тыс. чел. получили работу в сфере малого бизнеса. Свидетельства о регистрации права собственности получили 5 500 новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля продукции малого предпринимательства в ВРП региона увеличилась до 11,6 % (в 2010 г. - 11,3 %) [3].

Основой управления процессами поддержки и создания условий для развития малого предпринимательства приоритетными явились целевые функции управления всех уровней власти региона. Механизмом управления стал пакет законов, закрепляющий поддержку реального сектора экономики, а также инвестиционной, инновационной деятельности и развитие приоритетных отраслей Кузбасса, в том числе малого и среднего бизнеса.

Второе направление государственной поддержки малого и среднего предпринимательства -стратегическое. Оно направлено на реализацию социально-экономического потенциала с учетом структурной перестройки региональной экономики. Данное направление поддержки предусматривает оптимизацию структуры малого и среднего предпринимательства в пользу реального сектора экономики, в том числе создание эффективных инновационных производств с современным уровнем

технологии, выпускающих продукцию, которая по своим характеристикам соответствует потребностям не только внутреннего, регионального, но и общероссийского рынка.

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 28.07.2010 № 579-р была утверждена долгосрочная концепция развития малого и среднего предпринимательства в регионе на период до 2025 г., которая предусматривает создание условий для ускоренного развития эффективного и конкурентоспособного сектора малого и среднего бизнеса. Концепция предусматривает повышение вклада малого и среднего бизнеса в формирование ВРП региона в обеспечение роста занятости экономически активного населения в интересах ускорения социально-экономического развития территории, повышения качества жизни населения и преодоления неравномерности развития малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях области [4].

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 2008-2011 гг. в регионе было введено в эксплуатацию 5 шахт и 8 разрезов общей проектной мощностью 24,7 млн т угля в год, 5 обогатительных фабрик по переработке угля мощностью 13,5 млн т в год. В развитие угольной промышленности за этот период было вложено 223,0 млрд руб., что позволило добыть в 2011 г. 192,1 млн т угля [2]. По инициативе губернатора области А. Г. Тулеева законодательно были закреплены вопросы экологии и рекультивации земель в районах добычи угля. Определено, что увеличение добычи угля не должно сопровождаться ухудшением экологической обстановки в регионе.

Особое внимание уделялось дальнейшему развитию новых направлений в экономике области. Для продвижения перспективных проектов в сфере высоких технологий и открытий в области был создан Кузбасский технопарк. В настоящее время более 130 перспективных проектов общей стоимостью 200 млн руб. находятся в работе технопарка, а 32 проекта уже воплощаются в жизнь [2].

В машиностроении на базе завода по ремонту металлургического оборудования в феврале 2008 г. было открыто ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод». За 3 года (2008-2010 гг.) на заводе выпущено 1 500 полувагонов для перевозки угля.

В Ленинск-Кузнецком районе совместно с южно-корейской компанией в апреле 2010 г. был введен в эксплуатацию новый завод «КузбассАвто».

Это первое за Уралом автосборочное предприятие, которое использует самые современные технологические разработки. В 2010 г. здесь были собраны первые 100 автобусов, а также создано 140 новых рабочих мест.

Таким образом, благодаря своевременным и эффективным мерам государственной поддержки, а также эффективному управлению экономикой региона основные виды экономической деятельности в 2011 г. вышли на докризисные объемы производства и продолжают стабильно развиваться. А угольная и металлургическая промышленности увеличили свое производство на 3,5 и 1,7 %, соответственно, к уровню 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы в 2011 г. уменьшился с 4,8 до 2,0 % по отношению к экономически занятому населению.

Основной показатель социально-экономического развития региона - валовый региональный продукт - в 2011 г. составил в области 773,9 млрд руб. Объем инвестиций в основной капитал достиг 225,1 млрд руб. Средняя заработная плата составила 20 500 руб., а среднедушевые денежные доходы -17 100 руб. Поддержка инвестиционных проектов позволила активизировать привлечение частных инвестиций в экономику области. На каждый рубль областной поддержки было привлечено 63 руб. частных инвестиций и получено в бюджет 5 руб. налоговых доходов. Объем инвестиций в основной капитал достиг в 2011 г. 225,1 млрд руб.

Учитывая важность привлечения инвестиций в экономику региона, администрация области в конце 2011 г. приняла решение ввести должность инвестиционного уполномоченного, основной задачей которого является содействие и оказание помощи инвесторам в реализации их проектов на территории области и минимизация бюрократических процедур при взаимодействии инвесторов чиновниками разного уровня.

По подсчетам специалистов, каждый мдрд руб. инвестиций, вложенный в экономику, создает минимум 250 новых постоянных рабочих мест и обеспечивает в среднем 200 млн руб. налогов в бюджеты всех уровней [2].

Создана система поддержки развития инноваций в регионе, которая предусматривает реализацию прорывных проектов. По областным законам в области действуют свыше 20 мер поддержки. Налоговые льготы, субсидии, гранты, суперльготные займы (под 5 % годовых на сумму от 5 до 10 млн руб.) и др. По инициативе губернатора области в

2011 г. был проведен конкурс молодежных инновационных проектов по таким актуальным вопросам, как новые технологии добычи и глубокой переработки угля, переработки промышленных и бытовых отходов, перспективные проекты в области медицины. В начале этого года 10 молодых разработчиков перспективных проектов, имеющих практическое значение, получили по 500 тыс. руб. на реализацию своих идей.

По совместной инициативе администрации области и Сибирского отделения Российской академии наук принято решение о строительстве в г. Кемерово научного центра «Академгородк -Угленаукоград». По сути, Кузбасс должен в перспективе стать центром угольной науки в России, своего рода угольным «Сколково».

Программа перевода экономики региона на инновационный путь развития предусматривает реализацию 118 прорывных проектов, каждый из которых будет возглавлять видный ученый страны. Для привлечения ученых, которые будут возглавлять инновационные проекты, принят областной закон о выделении льготных займов сроком до 20 лет. Займы предназначены для приобретения жилья без первоначального взноса в городе Лесная Поляна -спутнике Кемерово.

В настоящее время Кемеровская область входит в двадцатку лучших регионов России по объему промышленного производства: Кузбасс добывает 56 % российского угля, 76 % коксующихся марок угля, тем самым обеспечивая внутренние потребности российской экономики в энергетическом продукте. Кроме того, Кузбасс обеспечивает Россию трамвайными рельсами - на 100 %, ферросилицием -на 56 %, сталью и металлопрокатом - на 12 %.

Доходы областного бюджета достигли 128,3 млрд руб. в текущих ценах. В 2010 г. Кемеровская область вошла в число самодостаточных бездотационных территорий страны (в России всего 10 бездотационных регионов из 83).

Несмотря на сложности развития экономики и дефицит бюджета, в 2008-2011 гг. были сохранены в полном объеме все меры социальной поддержки населения области. Кроме того, были введены дополнительные антикризисные меры для помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По соглашению администрации области с собственниками предприятий в случае простоя производства было решено выплачивать работникам 2/3 не от тарифной ставки, а от фактической

заработной платы. Также с 2009 г. увеличен размер детских пособий и ежемесячных денежных выплат региональным работникам. Студентам-отличникам безвозмездно были перечислены на расчеты учебных заведений 90 % от стоимости обучения за семестр, а студентам-хорошистам - 75 %.

В качестве антикризисной меры для поддержки малообеспеченных многодетных семей, которые проживают в сельской местности, в 2009 г. было выделено по 30 тыс. руб. на покупку коров и 4 т сена. Многодетные малообеспеченные семьи Кузбасса получили более 1 тыс. коров за счет средств бюджета. Потомство от коров было передано другим многодетным семьям. Благодаря этому 1,5 тыс. многодетных семей стали обеспечиваться каждый день молочными продуктами. Кроме того, еще 2 тыс. семей, проживающих в сельской местности, бесплатно получили по кроличьей семье на общую сумму 3 млн руб.

Введена и дополнительная мера к действующему механизму поддержки многодетных семей. С 01.01.2011 семьям, в которых родился третий и последующий ребенок, из средств областного бюджета выделяется материнский капитал в размере 100 тыс. руб. дополнительно к федеральному материнскому капиталу. Эти средства многодетные семьи могут направлять на улучшение жилищных условий. В 2011 г. 64 многодетные семьи воспользовались этой поддержкой и улучшили свои жилищные условия.

Вместе с тем экономический кризис обострил проблему моногородов. Специфика Кузбасса заключается в том, что большинство городов имеют монопрофильную структуру экономики, которая зависит от развития какой-либо одной области ВЭД (угольной, металлургической, машиностроительной, энергетической или транспортной). В этих городах проживает 70 % населения региона. По решению администрации области для таких городов были подготовлены инвестиционные проекты развития производства, привлечены инвесторы и предоставлены в правительственную комиссию комплексные инвестиционные планы модернизации 17 моногородов Кузбасса. Из них 3 моногорода -Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Таштагол - защитили в Правительстве РФ свои планы и в 2010 г. получили 3,2 млрд руб. из федерального бюджета. Деньги направлены на строительство инфраструктуры, развитие новых производств и создание рабочих мест. В этих городах в 2010-2011 гг. было создано 10 тыс. новых рабочих мест в различных ви-

дах экономической деятельности и малом бизнесе, а уровень безработицы снизился в 1,5-2 раза [2].

Совершенно новый механизм государственной поддержки был запущен в области в 2009 г. -создание региональных зон экономического благоприятствования, внутри которых действует особый, наиболее льготный режим для развития предпринимательства.

Компании, которые организуют производство на территории такой зоны, получают максимально возможные налоговые льготы: полностью освобождаются от уплаты налога на имущество, на четверть снижается налог на прибыль - с 18 до 13,5 %. Для субъектов предпринимательства, находящихся на упрощенной системе налогообложения, предусмотрено уменьшение налогового бремени в 3 раза -с 15 до 5 %.

В конце 2010 г. в Кузбассе созданы три зоны экономического благоприятствования:

1) в Таштагольском районе - туристско-рекреа-ционная зона;

2) в Ленинск-Кузнецком районе ведется работа по размещению предприятий по производству конвейерных лент, транспортных систем для предприятий угольной и машиностроительной промышленности, завода по переработке отработанных масел и утилизации аккумуляторов;

3) в Юрге - экономическая зона промышленного типа по производству строительных материалов.

Формирование зон экономического благоприятствования дает региону ряд преимуществ, среди которых:

• создание новых рабочих мест;

• привлечение внешних инвестиций на территорию Кузбасса;

• развитие малого и среднего бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• вовлечение в оборот неиспользуемых земельных ресурсов и производственных площадей. Создание зон экономического благоприятствования позволяет региону вести сбалансированное развитие территорий внутри области, обеспечить достойное качество жизни населения независимо от колебаний мировых рынков.

В результате комплекса мер по развитию экономики и социальной сферы в 2008-2011 гг., несмотря на сложную кризисную ситуацию, продолжился рост качества жизни населения. Итогом эффективного управления экономикой региона стало увеличение валового регионального про-

дукта в 2011 г. на 325,7 млрд руб. по сравнению с докризисным 2007 г. В экономику области было привлечено на 110 млрд руб. больше, чем в 2007 г. В развитие Кузбасса было вложено на 1 млрд руб. иностранных инвестиций, что в 1,7 раза превышает уровень 2007 г.. Средняя заработная плата выросла в 1,6 раза к уровню 2007 г.

Цены на хлеб, бензин, услуги ЖКХ и на проезд в общественном транспорте в Кузбассе в 2008-2011 гг. оставались одними из самых низких в России. За тот же период в области родилось 145,7 тыс. детей, что на 18 тыс. детей больше, чем за предыдущие 2004-2007 гг. Рождаемость в 2011 г. по сравнению с докризисным 2007 г. увеличилась с 12,1 до 12,7 ребенка на 1 тыс. жителей Кузбасса. Сократилась смертность населения с 16,6 случая на 1 тыс. населения в 2007 г. до 15,5 случая на 1 тыс. чел. в 2011 г. Средняя продолжительность жизни увеличилась до 65,5 лет против 64 лет в 2007 г. [2].

На протяжении последних 10 лет в Кемеровскую область приезжает больше людей, чем уезжает, что обусловливает положительный миграционный прирост населения. Это означает, что в Кузбассе создаются комфортные условия для жизни людей, работы и воспитания детей.

В то же время следует отметить, что при наметившемся улучшении демографической ситуации уровень рождаемости остается низким и не обеспечивает простого воспроизводства населения. В преобладающем большинстве молодые семьи ограничиваются рождением одного ребенка. Между тем показатель рождаемости для обеспечения простого воспроизводства должен составлять 2,15 на 1 женщину репродуктивного возраста. В Кемеровской области этот показатель составляет 1,2. В результате сохраняется тенденция снижения общей численности населения. По состоянию на 01.01.2012 численность постоянного населения составила 2 750,8 тыс. чел. и сократилась на 10,8 тыс. чел. к уровню 2010 г. [7].

Такая закономерность предопределила сокращение трудовых ресурсов в 2010-2012 гг., что обусловлено как общими демографическими явлениями, так и ситуацией в экономике. Это в свою очередь приведет к уменьшению численности занятых в экономике, которая сократится в 2012 г. до 1 277 тыс. чел.

Рост доходов на душу населения составит к уровню 2008 г. 26,5 %. Среднемесячная заработная плата одного работающего, по прогнозам, на 2012 г. возрастет на 15 % и составит более 23 800 руб.

Вместе с тем в результате негативного влияния кризиса на экономику региона остается высокой доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, которая ожидается в 2012 г. на уровне 10,9 %.

Положение в экономике региона, сложившееся в условиях кризиса, еще раз подтвердило необходимость реализации стратегических приоритетов, определенных Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г. Закономерной реализацией намеченных целей в 2011 г. стал курс на повышение уровня социальной защиты населения, стимулирование рынка труда, укрепление устойчивости и надежности финансовой системы, диверсификацию и модернизацию экономики, техническое перевооружение производства, обеспечение его энергоэффективности. Пристальное внимание было уделено программам поддержки моногородов и содействия развитию малого и среднего предпринимательства, организации конкурентоспособных производств товаров и услуг, привлечению дополнительных инвестиций и разработке инноваций.

Антикризисные меры, принятые администрацией Кемеровской области в конце 2008 г., программа посткризисного развития на 2009-2010 гг. и последующие управленческие решения исполнительной власти области стали эффективными инструментами антикризисного управления регионом, которые показали:

• во-первых, своевременность оценки экономической ситуации в регионе;

• во-вторых, причинно-следственные связи в происходящих процессах;

• в-третьих, высокую организационную активность органов исполнительной власти региона, направленную на опережение и недопущение негативных явлений в экономике.

Таким образом, в результате принятия своевременных мер, благодаря продуманным и грамотным управленческим решениям на всех уровнях исполнительной власти Кемеровской области в регионе

наметилась устойчивая стабилизация социально-экономических параметров, что позволило смягчить неблагоприятное воздействие кризиса, а также стимулировать дальнейшее прогрессивное развитие экономики и социальной сферы, способствующие повышению качества жизни населения.

Список литературы

1. Гайдар Е. Реальный сектор экономики / Реальная экономика в 2007 г.: тенденции и перспективы. Вып. 29. М.: ИЭПП, 2007.

2. Исламов Д. Кузбасс созидающий. Кемерово: Сиб. издат. группа, 2012.

3. Кузнецов С. Господдержка «малышей» в Кузбассе выросла вдвое // Опора. Рубрика «Власть и бизнес». 27.01.2012.

4. Об утверждении концепции развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области на период до 2025 г.: распоряжение коллегии администрации Кемеровской области от 28.07.2010 № 579-р. URL: http://kemerovo. opora. ru/legal/msp.

5. Рогов К. Российский экономический рост в 2000-2007 годы: основные этапы, факторы и закономерности // Экономическая политика. 2008. № 5.

6. Русский акцент // Ежедневные новости. 19.06.2010.

7. Социально-экономическое положение Кемеровской области. 2011 год: стат. сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. Кемерово, 2012.

8. Тулеев А. Г. Выход можно найти: доклад членам коллегии администрации Кемеровской области, депутатам областного, городских и районных Советов народных депутатов, главам городов и районов, руководителям предприятий, лидерам профсоюзных организаций 03.02.2009. Кузбасс, 2009.

9. Фетисов Г. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.