ЭКОНОМИКА
УДК 332.146:330.322
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Л. Б. Васильева
COURSES OF INCREASING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF INDUSTRIAL REGIONS
L. B. Vasilieva
В статье рассмотрены направления инвестиционной привлекательности промышленного региона, которые позволяют обеспечивать ему устойчивое социально-экономическое развитие. На основе проведенного автором анализа сделан вывод, что консолидация интеллектуальных ресурсов, совершенствование организационного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса позволят ему успешно конкурировать за привлечение инвестиций в регион.
The paper considers the courses of increasing investment attractiveness of industrial regions which would allow to ensure sustainable socio-economic development. On the basis of the author's analysis, it is concluded that the consolidation of intellectual resources, improvement of organizational cooperation between state authorities and business will allow competing for attracting investment to the region.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; налоговая политика; инвестиции; институциональная среда; зоны экономического благоприятствования.
Keywords: investment attractiveness; tax policy; investment; institutional environment; favourable economic zone.
Состояние экономики в современных условиях характеризуется политической нестабильностью во многих регионах мира, экологическими и природными катаклизмами, сложностью в государственных и корпоративных финансах, ростом бюджетного дефицита. По оценкам Всемирного банка в 2013 году ожидается сдержанный рост мировой экономики, при этом основной вклад в рост будут вносить в прирост мирового ВВП развивающиеся страны: Китай, Индия, Россия. Однако ситуация показывает, что по итогам года Российская экономика демонстрирует замедление темпов роста. За 9 месяцев 2013 года ВВП в России вырос только на 1,3 %, что в три раза меньше чем за аналогичный период 2012 года [1].
В сложившихся условиях ключевой задачей экономического развития для регионов страны является формирование и реализация ими экономической политики. Современный этап экономического развития страны характерен тем, что основная тяжесть решения обозначенной задачи переносится в регионы. В этой связи существенно возрастает роль регионов в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны. Как следствие, происходят существенные качественные изменения статуса региональных и муниципальных органов власти, их функции и ответственность за развитие территорий. В этих условиях одной из важнейших и актуальнейших задач для регионов является привлечение инвестиций как фактора обеспечения комплексного и сбалансированного развития производительных сил на их территориях за счет повышения инвестиционной привлекательности.
Традиционно понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать как отдельный проект, так и предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственно-
го бюджета и собственной системы управления. Инвестиционная привлекательность каждого уровня может обладать своим особым набором свойств, которые придают объекту инвестирования специфические отличия от других. Регион в силу специфики своего развития в этом ряду отличается тем, что имеет целостную структуру и поэтому не является уникальным. Эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
С позиции уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов, формирования институциональной среды в регионе привлечения инвестиций, оказывают существенное влияние конечную доходность инвестиций и инвестиционные риски. Оценка инвестиционной привлекательности региона осуществляется при разработке его инвестиционной стратегии.
Инвестиционная привлекательность региона является определяющим фактором эффективного социально-экономического развития его экономики. Одна из задач, сформулированных в региональной целевой программе «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2025 года», заключается в создании благоприятных условий для обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и качества жизни населения. Решение обозначенной задачи невозможно без привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. В то же время привлечение инвестиций напрямую зависит от инвестиционной привлекательности, которая во многом формируется под влиянием налоговой политики в стране и ее регионах.
Налоговая политика, характер и механизм функционирования налоговой системы являются одним из направлений, оказывающих влияние на макроэкономические показатели. Использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания обеспечивают согласование различных
232
Л. Б. Васильева, 2014
ЭКОНОМИКА
социально-экономических структур общества, государства и населения [2].
Для решения проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона, наряду с налоговой составляющей, значительную роль играет институциональная среда как еще одно направление повышения инвестиционной привлекательности региона и основа реализации стратегии его развития.
Одним из инструментов реализации стратегии является принятый закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 года «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», в котором были определены формы государственной поддержки инвестиционной деятельности: установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по налогам и сборам в пределах полномочий субъектов Российской Федерации; изменение субъектам инвестиционной деятельности срока уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Кемеровской области [3].
В редакции Закона Кемеровской области от 14.12.2010 № 134-ОЗ определено:
1) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Кемеровской области и необходимого для реализации приоритетных инвестиционных проектов;
2) предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области государственных гарантий Кемеровской области в качестве обеспечения исполнения обязательств субъектами инвестиционной деятельности, возникающих в процессе реализации приоритетных инвестиционных проектов;
3) предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами инвестиционной деятельности;
4) предоставление субъектам инвестиционной деятельности нефинансовых мер государственной поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи;
5) предоставление субсидий из средств областного бюджета на возмещение затрат по разработке проектной документации, прохождению государственной экспертизы инвестиционных проектов [4].
Для включения в Перечень инвестиционные проекты должны соответствовать следующим условиям (критериям): осуществление инвестиций в приоритетные направления развития Кемеровской области; социальная значимость; увеличение количества рабочих мест.
Кемеровская область - высокоразвитый промышленный регион, экономика которого интегрирована в экономику 85 стран мира. Благодаря Кузбассу Россия занимает третье место в мире по экспорту угля (после Австрии и Индонезии). Доля угольной и металлургической продукции составляет 64 % от производимой в регионе. Кузбасс обеспечивает 84 % общероссийского экспорта угля. Динамика устойчивого роста макроэко-
номических показателей во второй половине 2008 года сменилась спадом в ключевых отраслях экономики региона. Снижение цен на внутреннем и внешнем рынках, сокращение инвестиций в основной капитал, сокращение количества заказов со стороны крупных потребителей, удорожание банковских кредитов обусловили снижение объемов отгруженных товаров, переход организаций на сокращенную рабочую неделю и отправку работников в неоплачиваемые отпуска.
Объем производства в угледобыче сократился на 12 %, цены на уголь упали на 56 % за период с октября 2008 года по апрель 2009 года. Спрос на металлопродукцию на мировом рынке снизился на 40 - 50 %, цены на нее упали на 30 - 50 %, а на некоторые виды продукции в 2 - 2,5 раза. Это привело не только к снижению объемов производства на большинстве угольных и металлургических предприятий, но и замораживанию ряда значимых для региона инвестиционных проектов, социальной напряженности в трудовых коллективах
[5].
В этих условиях администрацией Кемеровской области был предпринят ряд мер, направленных на привлечение инвестиций в регион.
1. Специфика региона состоит в том, что большинство городов области имеет монопрофильную структуру экономики: она значительно зависит от развития какой-либо отрасли (угольной, металлургической или транспортной). В этих городах проживает более 70 процентов населения Кузбасса. Поэтому для решения данной проблемы было принято решение укрепить экономику моногородов за счет создания новых отраслей. Для развития принятого решения были разработаны комплексные инвестиционные проекты развития производств и модернизации 17 моногородов Кузбасса и представлены в правительственную комиссию. Из них 3 моногорода - Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Таштагол - защитили в Правительстве РФ свои планы и в 2010 году получили 3,2 миллиарда рублей из федерального бюджета на строительство инфраструктуры, развитие новых производств и создание новых рабочих мест. В результате за 2010 -2012 годы в вышеназванных городах было создано 11 тысяч новых рабочих мест в различных отраслях, в том числе в малом бизнесе.
2. В Кемеровской области принят ряд специальных законов, по которым инвестор может получить максимальные льготы в виде снижения налогов субсидий, грантов, суперльготные займы на развитие производства. К 2012 году такую поддержку получили 70 инвестиционных проектов.
3. В 2009 году в области был запущен совершено новый механизм государственной поддержки инвесторов - создание региональных зон экономического благоприятствования, внутри которых действует особый, наиболее благоприятный режим для предпринимателей. Компании, которые организовывают производство на территории такой зоны, получают налоговые льготы: полностью освобождаются от налога на имущество, налог на прибыль снижается с 18 до 13,5 %, а для тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения, налог уменьшается в три раза: с 15 до 5 % [6].
Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1 \ 233
ЭКОНОМИКА
В конце 2010 года в Кузбассе созданы три зоны экономического благоприятствования: в Таштагольском районе - туристско-рекреационная; в Ленинск-Кузнецком ведется работа по размещению предприятий по производству конвейерных лент, транспортных систем для предприятий угольной, машиностроительной отраслей, завода по переработке отработанных масел, утилизация аккумуляторов; в Юрге - промышленнопроизводственного типа. Основной инвестиционный проект - организация производства кровельных и теплоизоляционных материалов (ООО «Завод «Техно НИКОЛЬ-Сибирь»), не имеющих аналогов в Сибири и Дальнем Востоке, которые используются для теплоизоляции фундаментов, полов, утепления фасадов.
В 2012 году образована еще одна региональная зона экономического благоприятствования в городе Прокопьевске. На ее площадке реализуется инвестиционный проект по сборке «БелАЗов, расширению завода «Ново-транс», организация литейного производства, несколько инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса.
Формирование зон экономического благоприятствования дают региону:
1. Создание новых рабочих мест.
2. Привлечение «внешних» инвестиций на территорию Кузбасса.
3. Развитие малого и среднего бизнеса.
4. Вовлечение в оборот неиспользуемых земельных ресурсов и производственных площадей.
В целом же создание зон экономического благоприятствования позволяет региону создавать новые рабочие места; привлекать «внешних» инвесторов; развивать малый и средний бизнес; вовлекать в оборот неиспользуемые земельные ресурсы и производственные площади; вести сбалансированное развитие территорий внутри области, обеспечить достойное качество жизни населения независимо от колебаний мировых рынков.
Основной экономический показатель социальноэкономического развития региона - валовый региональный продукт - в 2012 году составил 758 млрд рублей. В 2013 году увеличение валового регионального продукта составило 191,1 млн рублей по сравнению 2008 годом (таблица).
Таблица
Некоторые показатели социально-экономического развития Кемеровской области в 2008 - 2013 гг.
Показатели 2008 2010 2011 2012 2013 Темп роста, в % к 2008 г.
Валовой региональный продукт (ВРП), млрд руб. 575,9 622,5 763,5 755,5 767,0 в 1,3 раза
ВРП на душу населения, тыс. руб. 207,3 224,9 277,6 273,3 279,6 в 1,3 раза
Индекс промышленного производства, цепной темп в % 99,2 106,1 103,9 98,1 100,1 100,9
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. (в фактических ценах) 152,9 155,6 225,1 257,0 264,4* в 1,7 раза
Численность населения на конец года, тыс. чел. 2776,4 2773,0 2761,3 2750,8 2742,4 98,7
Естественная убыль населения (на 1000 чел.) 3,4 3,0 2,8 1,4 1,1 32,3
Среднегодовая численность занятых, тыс. чел. 1324,0 1294,7 1302,0 1372,4 1386,3 104,7
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в данном году, лет 64,42 65,42 66,18 66,76 66,85* 103,7
Уровень безработицы, % 2,0 2,1 1,7 1,6 1,5 75
Среднедушевые доходы в месяц, руб. 14670 15341 16666 18372 18861 128,5
Реальные денежные доходы, темп роста цепной, % 110,0 104,8 100,1 101,1 102,3 93
Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 15410 18028 20479 23403 25500 1,8 раза
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 9,7 11,0 11,6 11,0 11,0 109,1
Примечание: *прогноз.
Объем привлеченных инвестиций за 2008 -2012 годы составил 900 млрд рублей, в том числе в 2012 году - 257 миллиардов рублей (рекордный показатель за всю историю Кузбасса). Валовый региональный продукт в 2013 году составил 767,0 млрд рублей (темп роста 101,6 % в сопоставимых ценах к 2012 году). Объем инвестиций в основной капитал дос-
тиг 257,0 млрд рублей. Средняя заработная плата составила 25500 рублей, а среднедушевые денежные доходы - 18861 рублей за январь - октябрь 2013 года. В 2013 году в угольную отрасль вложено 65 млрд рублей инвестиций, что позволило создать 2685 новых рабочих мест; металлургическую отрасль - 5,4 млрд руб-
234 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1
ЭКОНОМИКА
лей; машиностроительную отрасль более 1,0 млрд рублей [1].
Дополнительно к этому привлечено более 44 млрд рублей иностранных инвестиций. В результате доля инвестиций в валовом региональном продукте составляет 34 %. В Кемеровской области действует целый пакет специальных законов, по которым инвестор может получить максимальные льготы в виде снижения налогов, субсидии, гранты, суперльготные займы на развитие производства. В среднем ежегодно на 1 рубль государственной поддержки в идее налогов и сборов в консолидируемый бюджет Кемеровской области поступает около 4 рублей.
Поддержка инвестиционных проектов позволила активизировать привлечение частных инвестиций в экономику области. На каждый рубль областной поддержки было привлечено 63 рубля частных инвестиций и получено в бюджет 5 рублей налоговых доходов. Объем инвестиций в основной капитал достиг 257 млрд рублей в 2012 году.
По подсчетам специалистов, каждый миллиард рублей инвестиций, вложенный в экономику, создает минимум 250 новых постоянных рабочих мест и обеспечивает в среднем 200 миллионов рублей налогов во все уровни бюджета. В 2013 году в регионе сформирована база данных на 300 инвестиционных площадок и размещена в Интернете. Для информирования инвесторов о каждой из площадок запущен специальный интернет-портал.
Учитывая важность привлечения инвестиций в экономику региона, администрацией области в конце 2011 года принято решение ввести должность инвестиционного уполномоченного. Задачами инвестиционного уполномоченного являются содействие и оказание помощи инвесторам в реализации их проектов на территории области, минимизация бюрократических процедур при взаимодействии инвесторов с разного уровня чиновниками.
В дополнение к ранее принятым законам Кемеровской области по повышению инвестиционной привлекательности региона 23 июля 2013 года принят закон «Об инвестиционном фонде Кемеровской области», который направлен на создание условий для привлечения инвестиций в экономику Кемеровской области, используемых для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственночастного партнерства [7].
Предпринятые меры государственной властью Кемеровской области позволили добиться позитивных результатов, связанных со стабильным увеличением инвестиционных потоков и как следствие увеличение объемов производства в большинстве отраслей реального сектора экономики, рост доходов населения, обеспечивают определенную налоговую базу регионального бюджета, создают условия для динамичного развития региона.
Наработанный опыт, сформированная инвестиционная структура, выработанные в регионе эффективные технологии позволяют ему успешно конкурировать за привлечение как отечественных, так и иностранных инвестиций. Но вместе с тем, чтобы сохранить положительную динамику, требуется большая консолидация интеллектуальных ресурсов, постоянное совершенствование организационного взаимодействия органов государственной власти региона и бизнеса со всеми участниками инвестиционной деятельности в решении возникающих проблем.
Таким образом, формирование и развитие инвестиционной привлекательности региона в Кемеровской области свидетельствуют об эффективности и своевременности мер, предпринятых региональной властью, базирующихся на принятых законах и организации по их реализации. Это позволяют не только обеспечивать эффективное социально-экономическое развитие региона, но и способствовать повышению качества жизни его населения.
Литература
1. Тулеев А. М., Ващенко С. Н. Бюджет 2014 - 2016. С заботой о жителях Кузбасса. Кемерово: ГОУ «КРИРПО»: ООО «ИНТ», 2013. - 134 с.
2. Косинский П. Д., Чупрякова А. Г. Налоговая составляющая деятельности местного самоуправления: региональный аспект // Региональная экономика и управление. 2012. № 4(32).
3. Закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 года №102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области».
4. Закон Кемеровской области от 14 декабря 2010 года №134-ОЗ О внесении изменений в закон Кемеровской области «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области».
5. Косинский П. Д. Управление посткризисным развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 19 (250). С. 2 - 9.
6. Исламов Д. Кузбасс созидающий: новое время. 4-е изд., перераб. и доп. Кемерово: Сибирская издательская группа, 2013. 220 с.
8. Закон Кемеровской области от 23 июля 2013 года № 90-ОЗ «Об инвестиционном фонде Кемеровской области».
Информация об авторе:
Васильева Людмила Борисовна - старший преподаватель кафедры Налогообложения, предпринимательства и права КемГУ, [email protected].
Ludmila B. Vasilueva - Senior Lecturer at the Department of Taxation, Business and Law, Kemerovo State University
Статья поступила в редколлегию 10.06.2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1 \ 235