ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
П.Д. Косинский,
заведующий кафедрой налогообложения, предпринимательства и права Кемеровского государственного университета,
доктор экономических наук, Заслуженный работник сельского хозяйства РФ
А.Г. Чупрякова,
доцент кафедры маркетинга Кемеровского государственного университета,
кандидат экономических наук [email protected]
Л.Б. Васильева,
старший преподаватель кафедры налогообложения, предпринимательства и права
Кемеровского государственного университета
В статье обобщен опыт исполнительной власти Кемеровской области по организации управления социально-экономическим развитием региона в посткризисный период. Разработанные и реализуемые программы посткризисного развития региона обеспечивают ему устойчивую, динамично развивающуюся экономику. Показано, что только слаженные и консолидируемые усилия всех ветвей власти, бизнеса, населения могут позволить сохранить экономический рост и дальнейшее повышение качества жизни населения.
Ключевые слова: эффективность управления; социально-экономическое развитие; антикризисные меры; моногорода; зоны экономического благоприятствования.
УДК 338.242 ББК У9 (2Рос) 21
Современное состояние экономики России обусловлено рядом факторов: внешних и внутренних. Конъюнктура мировых рынков позволила на протяжении 2000-2008 годов создать благоприятные условия для внутренней экономической активности. Рост ВВП в Российской Федерации в 2007 году составил 72% по отношению к 2000 году, при среднегодовых темпах роста, в указанном периоде, на уровне 7%. Среди основных внутренних факторов, оказавших существенное влияние на экономический рост в России, выделяются [1] следующие:
• сокращение занятости в промышленном производстве при общем увеличении занятости в экономике в целом и перераспределение занятых в пользу сектора услуг;
• замедление темпов роста производительности труда в промышленности;
• динамичный рост инвестиций в основной капитал.
В то же время влияние факторов на экономический рост в данном периоде времени было одинаковым как для России, так и регионов.
Внутренние факторы экономического роста, вызовы развития экономики страны обуславливает дальнейшее развитие предприятий и территорий (регионов и муниципальных образований) с одной стороны, с другой, определяют роль экономики регионов в развитии национальной экономики. Место и роль региональной экономики в воспроизводственном процессе государства зависят от организации национальной экономической системы.
В связи с этим, возрастает роль регионов в обеспечении экономического развития государства. Органы управления регионального уровня становятся активными субъектами управления развития социально-экономической системы страны.
Они определяют направления развития инфраструктуры территории, проводят собственную инвестиционную, социальную, промышленную и другие виды экономической политики. Органы управления регионального уровня не только обеспечивают социально-экономическое развитие региона, но и формируют потенциал развития экономики государства в целом.
Поэтому укрепление конкурентоспособности и потенциала российской экономики напрямую зависят от социально-экономического развития отдельных регионов.
Следует отметить, что процесс управления развития регионов является сложным и многомерным. Большинство возникающих проблем управления развитием экономики региона являются следствием решений федерального и регионального уровней власти, которые не учитывают специфику регионов и необходимость изменения их роли и места в современных условиях.
Особенно четко проблемы управления развитием экономик обозначились с началом финансового кризиса в 2008 году, в регионах с преобладающей сырьевой зависимостью.
К числу таких регионов относится Кемеровская область, которая является крупным производственно-промышленным центром страны, базовые отрасли которого: угледобывающая, металлургическая, химическая. Кемеровская область относится к числу наиболее развитых регионов Сибири, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ведущим сектором экономики региона. Вместе с энергетикой, промышленность вносит в валовой региональный продукт более 50% вклада, что превышает аналогичные показатели в среднем по Сибирскому Федеральному округу и по Российской Федерации.
© ПСЭ, 2014
157
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
При этом область в национальном и международном разделении труда специализируется на производстве сырья и продукции его первичной переработки. В отраслевой структуре экономики региона преобладают традиционные отрасли, сформированные преимущественно к середине ХХ века.
Базовые отрасли Кемеровской области интегрированы в экономику 85 стран мира. Благодаря Кузбассу Россия занимает третье место в мире по экспорту угля (после Австрии и Индонезии). Доля угольной и металлургической продукции составляет 64% от производимой в регионе. Кузбасс обеспечивает 84 процента общероссийского экспорта угля.
Динамика устойчивого роста макроэкономических показателей во второй половине 2008 года сменилась спадом в ключевых отраслях экономики региона. Снижение цен на внутреннем и внешнем рынках, сокращение инвестиций в основной капитал, сокращение количества заказов со стороны крупных потребителей, удорожание банковских кредитов обусловили снижение объемов отгруженных товаров, переход организаций на сокращенную рабочую неделю и отправку работников в неоплачиваемые отпуска.
Объем производства в угледобыче сократился на 12%, цены на уголь упали на 56% за период с октября 2008 года по апрель 2009 года. Спрос на металлопродукцию на мировом рынке снизился на 40-50%, цены на нее упали на 30-50%, а на некоторые виды продукции в 2-2,5 раза. Это привело не только к снижению объемов производства на большинстве угольных и металлургических предприятий, но и замораживанию ряда значимых для региона инвестиционных проектов, социальной напряженности в трудовых коллективах.
Серьезно осложнилась ситуация на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных в области увеличилась почти в 2 раза и достигла 70 тысяч человек в августе 2009 года. Только за первые месяцы 2009 (январь-апрель) Кузбасс потерял 10 миллиардов рублей доходной части бюджета [2].
Убытки в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, торговле и транспорте негативно отразились на платёжеспособности и финансовой устойчивости организаций.
Проблемы, возникшие в связи с этим можно сгруппировать по нескольким направлениям:
1. Высокий уровень зависимости экономики региона от экспорта ведущих отраслей и ценовой конъюнктуры на внешних рынках.
2. Низкий уровень диверсификации региональной экономики, основанной на угольно-металлургическом комплексе.
3. «Закредитованность» базовых отраслей региона.
4. Высокая зависимость от государственного регулирования и финансовой политики естественных монополий.
Постановлением Губернатора Кемеровской области от 24 октября 2008 года №54-кг «О создании антикризисного штаба по финансовому мониторингу и выработке мер по поддержке отраслей экономики Кемеровской области» был создан штаб, который возглавил Губернатор А.М. Тулеев. Аналогичные штабы были созданы во всех муниципальных образованиях Кемеровской области.
Социальная поддержка населения стала одной из наиболее значимых направлений в регионе. Несмотря на кризис, в области в полном объеме сохранены и реализуются все программы по социальной защите населения. Направлены они, прежде всего на снижение социальной напряженности, недопущению ухудшения качества жизни населения. Кроме того, расчет был сделан на то, чтобы добиться макроэкономического эффекта, связанного с поддержкой внутреннего спроса и создания тем самым, условий для стабилизации ситуации в экономике.
Сложившаяся ситуация в регионе предопределила разработку программы антикризисных мер в Кемеровской области на 2009 год (утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.04.2009 г. №158).
В комплексе антикризисных мер определены следующие приоритетные направления:
• социальная поддержка населения;
• стабилизация рынка труда;
• поддержка реального сектора экономики;
• стимулирование внутреннего спроса;
• модернизация, техническое перевооружение и развития инноваций;
• сбалансированность бюджета.
Важную роль в координации действий региональных властей сыграло проведение в марте 2009 года выездное заседание Правительственной комиссии (по вопросам регионального развития) под руководством Председателя Правительства России
В.В. Путина. В течение 2009 года были подписаны соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией области и крупными компаниями. Главное в соглашениях — это максимальное сохранение рабочих мест основных профессий в базовых отраслях экономики, сохранение ядра трудовых коллективов.
В целях последующей реализации комплекса мер, обозначенных в антикризисной программе, и являющихся стратегией поддержки социально-экономической стабильности в регионе в посткризисный период принята Программа посткризисного развития Кемеровской области на 2010 год (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 декабря 2009 года №530).
Основные параметры Программы посткризисного развития Кемеровской области на 2010 год включают:
1.Основные приоритеты антикризисных мер на уровне Правительства РФ:
• поддержание социальной стабильности в обеспечении полноценной социальной защиты населения;
• поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся позитивных тенденций;
• диверсификация экономики и экспорта, повышение конкурентоспособности перерабатывающих производств;
• совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в т.ч. на финансовых рынках;
• наращивание инвестиций в человеческий капитал;
• формирование мощной финансовой системы
2.Основные антикризисные меры на уровне региона:
• обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов с целью исполнения публичных обязательств, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оплаты первоочередных расходов;
• содействие занятости населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
• усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи. Меры в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта;
• сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала Кемеровской области;
• поддержка отдельных отраслей экономики;
• поддержка предприятий малого и среднего бизнеса;
• энергоэффективность;
• снижение административного давления на бизнес;
• стимулирование инновационной и инвестиционной активности.
В соответствии с Программой на реализацию мероприятий запланировано направить 44006,087 млн рублей, в том числе из средств областного бюджета 8809,001 млн рублей.
Подтверждением своевременности, и экономической обоснованности антикризисных мер стали итоги деятельности экономики региона в 2009-2011 годах. Основные усилия в этот период были направлены в реальный сектор экономики. Из числа системообразующих и градообразующих предприятий Кузбасса 234 были включены в список, сформированный на федеральном и региональном уровне. Предоставленные налоговые льготы, государственные гарантии и другая финансовая и организационная помощь помогли 94 предприятиям погасить свои долги перед работниками, бюджетом и поставщиками на сумму около 16 миллиардов рублей. На реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Кузбасс получил из федерального бюджета 2,3 миллиарда рублей. Средства были направлены на: переобучение,
1 58
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
стажировку, участие в общественных работах, трудоустройство в другой местности, открытие собственного дела и др.
В результате, за 2009-2012 годы было организованно 111,2 тысячи временных и 11,5 тысячи постоянных рабочих мест, что позволило сократить безработицу в 2 раза (с 70 тысяч человек в 2009 году до 26,0 тысяч человек в декабре 2012 года), не допустить роста социальной напряженности [3].
Одним из приоритетов в сложных условиях финансово-экономического кризиса была поддержка малого предпринимательства. Финансово-экономический кризис не только вскрыл структурные проблемы региональной экономики, но и обозначил проблемы развития малого предпринимательства, которые существенно отличаются от проблем 1990-х годов. С начала кризиса политика региональной власти была направлена на реализацию двух взаимосвязанных направлений.
Первое направление, разработка антикризисных мер, направленных на поддержку и стимулирование малого предпринимательства в рамках мероприятий по стабилизации ситуации и снятия социальной напряженности на региональном рынке труда. Мероприятия обеспечивали поддержку действующих малых предприятий и стимулирование создания новых малых предприятий для трудоустройства высвобождаемых работников и их самозанятость.
С этой целью, с 1 января 2009 года, в Кузбассе для субъектов малого предпринимательства в 3 раза была снижена ставка налога по упрощенной системе налогообложения (с 15 до 5%). Действующим предприятиям выдавались льготные займы до 2 млн рублей сроком на 2 года под 5% годовых: для начинающих предпринимателей из областного бюджета предоставлялись безвозмездные гранты до 500 тысяч рублей для новых предприятий; начинающим предпринимателям выдавались льготные займы в размере 1 млн рублей сроком на 3 года под 5% годовых с отсрочкой платежа на год. Важной мерой поддержки малого предпринимательства в 2009-2011 гг. исполнительная власть региона определила выделение квот (до 20%) субъектам малого предпринимательства на размещение государственных заказов для внутренних нужд области [4].
По решению администрации Кемеровской области был сформирован специальный фонд в объеме 300 млн рублей для оказания материальной помощи тем, кто после увольнения с ОАО «ЗСМК» г. Новокузнецк хотел бы заняться малым бизнесом. В результате 992 бывших металлурга получили по 150 тысяч рублей на открытие своего дела, из них 85 человек в 2010 году зарегистрировали свои предприятия в сфере торговли, общественного питания и на рынке услуг [2].
За 2009-2011 годы 900 проектов начинающих предпринимателей получили гранты на общую сумму 270 млн рублей, количество малых предприятий за 4 года увеличилось на 41 процент и достигло 27,2 тысяч предприятий в 2011 году. В итоге к концу 2011 года число занятых в малом бизнесе достигло 192,7 тыс. человек. Общий объем оборота за 2009 год составил 193,1 млрд рублей, оборот 2011 года — 260,5 млрд рублей, рост к 2008 году составил 14,9 и 41,7% соответственно.
В 2011 году в городах и районах Кемеровской области 9000 человек получили работу в сфере малого бизнеса. Получили свидетельства о регистрации права собственности 5500 новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля продукции малого предпринимательства в валовом региональном продукте увеличилась до 11,6% (в 2010 году 11,3%) [4].
В основе управления процессами поддержки и создания условий для развития малого предпринимательства, приоритетными стали целевые функции управления всех уровней власти региона. Механизмом управления стал пакет законов, закрепляющий поддержку реального сектора экономики, а также инвестиционной, инновационной деятельности и развития приоритетных отраслей Кузбасса, в том числе малого и среднего бизнеса.
Второе направление государственной поддержки малого и среднего предпринимательства — стратегическое. Оно направлено на реализацию социально-экономического потенциала данного сектора с учетом структурной перестройки региональной экономики. Это предусматривает оптимизацию структуры
малого и среднего предпринимательства в пользу реального сектора экономики. Для этого необходимо создание эффективных, инновационных производств с современным уровнем технологий, выпускающих продукцию, которая по качественным характеристикам соответствует потребностям не только внутреннего регионального, но общероссийского рынка.
Постановлением Коллегии Администрации области от 28 июля 2010 года №579-р утверждена долгосрочная концепция развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области на период до 2025 года, предусматривающая создание условий для ускоренного развития эффективного, конкурентоспособного сектора малого и среднего бизнеса. Это позволит повысить его вклада в формирование ВРП и обеспечение роста занятости экономически активного населения предпринимательством в интересах ускорения социально-экономического развития региона, повышения качества жизни населения и преодоления неравномерности развития малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях области [5]. Несмотря на сложную экономическую ситуацию за 2008-2011 годы в области было введено в эксплуатацию 5 шахт и 8 разрезов, общей проектной мощностью 24,7 млн тонн угля в год, 5 обогатительных фабрик по переработке угля мощностью 13,5 млн тонн в год. В развитие угольной промышленности за этот период было вложено 223,0 млрд рублей, что позволило добыть, в 2012 году 201,5 млн тонн угля. При этом по инициативе Губернатора области А.Г. Тулеева, законодательно закреплены вопросы экологии и рекультивации земель в районах добычи угля.
Особое внимание уделялось дальнейшему развитию совершенно новых направлений в экономике области. Для продвижения перспективных проектов в сфере высоких технологий и открытий в области был создан и Кузбасский технопарк. В 2011 году более 130 перспективных проектов общей стоимостью 200 миллионов рублей находились в работе технопарка; 32 проекта реализуются в области в настоящий период времени.
В машиностроении, на базе завода по ремонту металлургического оборудования в феврале 2008 года был открыт ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод». За три года (2008-2010 годы) на заводе выпущено 1500 полувагонов для перевозки угля.
В апреле 2010 года в Ленинск-Кузнецком районе совместно с Южно-корейской компанией введен в эксплуатацию новый завод «КузбассАвто». Это первое за Уралом автосборочное предприятие, которое использует самые современные технологические разработки. В 2010 году были собраны первые 100 автобусов, создано 140 новых рабочих мест.
В итоге, благодаря своевременным и эффективным мерам государственной поддержки, эффективному управлению экономикой региона, в 2011 году основные отрасли экономики вышли на докризисные объемы производства, продолжается стабильный устойчивый рост экономики, а угольная и металлургическая промышленность увеличили производство на 3,5 и 1,7% к уровню 2010 года соответственно. Уровень зарегистрированной безработицы уменьшился с 4,8 до 1,6% в 2012 году (по отношению к экономически занятому населению).
Основной экономический показатель социально-экономического развития региона — валовый региональный продукт — в 2012 году составил 717,1 миллиарда рублей. Объем инвестиций в основной капитал достиг 257,0 миллиардов рублей. Средняя заработная плата составила 23403 рублей, а среднедушевые денежные доходы — 17100 рублей [6]. Поддержка инвестиционных проектов позволила активизировать привлечение частных инвестиций в экономику области. На каждый рубль областной поддержки было привлечено 63 рубля частных инвестиций и получено в бюджет 5 рублей налоговых доходов. По подсчетам специалистов, каждый миллиард рублей инвестиций, вложенный в экономику, создает минимум 250 новых постоянных рабочих мест и обеспечивает в среднем 200 миллионов рублей налогов во все уровни бюджета [2].
Учитывая важность привлечения инвестиций в экономику региона, администрацией области в конце 2011 года принято решение ввести должность инвестиционного уполномочен-
159
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ного. Его задачами являются содействие и оказание помощи инвесторам в реализации их проектов на территории области, минимизации бюрократических процедур при взаимодействии инвесторов с разного уровня чиновниками.
Создана система поддержки развития инноваций в регионе, которая предусматривает реализацию прорывных проектов. По областным законам в области действуют свыше 20 мер поддержки. Налоговые льготы, субсидии, гранты, суперльготные займы (под 5 процентов годовых на сумму от 5 до 10 миллионов рублей) и другое. В 2011 году по инициативе Губернатора А.Г.Тулеева проведен конкурс молодежных инновационных проектов по таким актуальным вопросам, как новые технологии добычи и глубокой переработки угля, переработки промышленных и бытовых отходов, перспективные проекты в области медицины. В 2011 году 10 молодых разработчиков перспективных проектов имеющих практическое значение получили по 500 тысяч рублей на реализацию своих идей.
По совместной инициативе Администрации области и Сибирского отделения Российской академии наук принято решение о строительстве в Кемерово научного центра «Академгородок — Угленаукоград». По сути, Кузбасс должен в перспективе стать центром угольной науки в России, своего рода, угольным «Сколково».
Программа перевода экономики региона на инновационный путь развития предусматривает реализацию 118 прорывных проектов, каждый из которых будет возглавлять видный ученый страны. Для привлечения ученых, которые будут возглавлять инновационные проекты, принят областной закон о выделении льготных займов сроком на 20 лет. Займы предназначены для приобретения жилья в городе-спутнике Кемерово «Лесная Поляна» без первоначального взноса, без процентов.
Сегодня Кемеровская область прочно входит в двадцатку лучших регионов России по объему промышленного производства: Кузбасс добывает 56% российского угля, 76% коксующихся марок, тем самым обеспечивает внутренние потребности российской экономики в энергетическом и коксующемся угле.
По итогам 2012 года производства Кузбасса обеспечивают в России: 100% трамвайными рельсами, 56% ферросилиция, 12% стали и металлопроката.
Доходы областного бюджета достигли 128,3 миллиарда рублей в текущих ценах. В 2010 году Кемеровская область вошла в число самодостаточных бездотационных территорий страны (на территории России 10 бездотационных регионов из 83).
Несмотря на сложности развития экономики, дефицит бюджета в 2008-2012 годах были сохранены в полном объеме все меры социальной поддержки населения области. Кроме того, были введены дополнительные антикризисные меры для помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По соглашению Администрации области с собственниками предприятий в случае простоя производства было решено выплачивать работникам 2/3 не от тарифной ставки, а от фактической заработной платы. В 2009 году был увеличен размер детских пособий, ежемесячных денежных выплат региональным работникам.
Студентам-отличникам, безвозмездно перечислены на расчет учебного заведения 90% от стоимости обучения за семестр, студентам-хорошистам — 75%.
В качестве антикризисной меры для поддержки малообеспеченных многодетных семей, которые проживают в сельской местности, в 2009 году было выделено по 30 тысяч рублей на покупку коров и по 4 тонны сена. Многодетные малообеспеченные семьи Кузбасса получили более 1 тысячи коров за счет средств бюджета. Потомство от коров было передано другим многодетным семьям. Благодаря этому 1,5 тысячи многодетных семей обеспечены каждый день молочными продуктами. Кроме того, еще 2 тысячи семей, проживающих в сельской местности, бесплатно получили по «кроличьей семье» (2 крольчихи и кроля) на общую сумму 3 миллиона рублей.
Дополнительной мерой к действующему механизму поддержки многодетных семей с 1 января 2011 года, семьям в которых родился 3 и последующий ребенок установлен из средств
областного бюджета материнский капитал в размере 100 тысяч рублей дополнительно к федеральному материнскому капиталу. Эти средства многодетные семьи могут направлять на улучшение жилищных условий. В 2011 году 64 кузбасские многодетные семьи воспользовались этой поддержкой и улучшили свои жилищные условия.
Вместе с тем, экономический кризис обострил проблему моногородов. Специфика Кузбасса заключается в том, что большинство городов имеют монопрофильную структуру экономики. Она зависит от развития какой-либо одной отрасли (угольной, металлургической, машиностроительной, энергетической или транспортной). В этих городах проживает 70% населения региона. По решению администрации области для таких городов были подготовлены инвестиционные проекты развития производств, привлечены инвесторы и предоставлены в Правительственную комиссию комплексные инвестиционные планы модернизации 17 моногородов Кузбасса. Из них 3 моногорода: Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Ташта-гол защитили в Правительстве РФ свои планы и в 2010 году получили 3,2 млрд рублей из федерального бюджета. Деньги направлены на строительство инфраструктуры, развитие новых производств и создание рабочих мест. В вышеназванных городах за 2010-2011 годы было создано 10 тысяч новых рабочих мест в различных отраслях и малом бизнесе, а уровень безработицы снизился в 1,5-2 раза [7].
В 2009 году в области запущен совершенно новый механизм государственной поддержки — создание региональных зон экономического благоприятствования, внутри которых действует особый, наиболее благоприятный режим для развития предпринимательства.
Компании, которые организуют производство на территории такой зоны, получают максимально возможные налоговые льготы: полностью освобождаются от уплаты налога на имущество, на четверть снижается налог на прибыль — с 18 до 13,5%. Для субъектов предпринимательства находящихся на упрощенной системе налогообложения, предусмотрено уменьшение налогового бремени в 3 раза — с 15 до 5%.
В конце 2010 года в Кузбассе созданы три зоны экономического благоприятствования: в Таштагольском районе — туристско-рекреационная; в Ленинск-Кузнецком — ведется работа по размещению предприятий, по производству конвейерных лент, транспортных систем для предприятий угольной, машиностроительной отраслей, завода по переработке отработанных масел, утилизации аккумуляторов; в Юрге — промышленного типа по производству строительных материалов. В 2012 году образована новая зона экономического благоприятствования в городе Прокопьевске. На ее площадке реализуются инвестиционные проекты по сборке «БелАзов», расширению завода «Новотранс», организации литейного производства, а также несколько проектов малого и среднего бизнеса.
Формирование зон экономического благоприятствования дает региону: создание новых рабочих мест; привлечение «внешних» инвестиций на территории Кузбасса; развитие малого и среднего бизнеса; вовлечение в оборот неиспользуемых земельных ресурсов и производственных площадей.
В целом же, создание зон экономического благоприятствования позволяет региону вести сбалансированное развитие территорий внутри области, обеспечить достойное качество жизни населения независимо от колебаний процессов на мировых рынках. В результате комплекса мер по развитию экономики и социальной сферы в 2008-2012 годах, несмотря на сложную кризисную ситуацию, продолжился рост качества жизни населения.
Ключевые показатели социально-экономического развития Кемеровской области в 2007-2012 гг. представлены в таблице 1 [6, 8].
Итогом эффективного управления экономикой региона исполнительной властью Кемеровской области стало увеличение валового регионального продукта в 2012 году на 141,2 миллиона рублей по сравнению 2008 годом. За пять лет (2008-2012) на развитие Кузбасса привлечено 900 млрд рублей инвестиций. В 2012 году привлечено 257 млрд рублей инвестиций и
1 60
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
Таблица 1
Некоторые показатели социально-экономического развития Кемеровской области в 2007—2012 гг.
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Темп роста, в % к 2007 г.
Валовой региональный продукт (ВРП), млн руб. 437800 575902 512408 622513 763500 717100 в 1,6 раза
ВРП на душу населения, тыс. руб. 157,5 207,3 184,7 224,9 277,6 261,5 в 1,7 раза
Индекс промышленного производства, цепной темп в % 96 99,2 90,7 106,1 103,9 98,1 102,2
Инвестиции в основной капитал, млн руб. (в фактических ценах) 115131 152887 110074 155646 225131 257000 в 2,2 раза
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, цепной темп в % 106,7 110,9 71,6 136,6 131,4 115,0 107,7
Численность населения на конец года, тыс. чел. 2780,2 2776,4 2773,0 2761,3 2756,0 2742,6 98,7
Естественная убыль населения (на 1000 чел.) 4,5 3,4 2,6 3,0 2,8 1,4 31,1
Среднегодовая численность занятых, тыс. чел. 1327,3 1324,0 1280,1 1294,7 1302,0 1372,4 103,1
Уровень безработицы,% 2,7 2,0 3,0 2,1 1,7 1,6 59,2
Среднедушевые доходы в месяц, руб. 11876 14670 13736 15341 16666 14557 122,6
Реальные денежные доходы, темп роста цепной, % 114,7 110,0 84,6 104,8 100,1 101,1 113,4
Потребительские расходы на душу населения, руб. в месяц 8389 10332 9152 9976 11237 12067 143,8
Среденемесячная номинальная заработная плата, руб. 12555 15410 15995 18028 20479 23403 186,4
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,% 10,7 9,7 11,7 11,0 11,6 11,0 102,8
более 44 млрд рублей иностранных инвестиций. В результате доля инвестиций в объеме валового регионального продукта Кемеровской области составила 34%. Специалистами подсчитано, что каждый миллиард рублей инвестиций, вложенный в экономику, создает дополнительно минимум 250 новых постоянных рабочих мест и обеспечивает в среднем 200 миллионов рублей налогов во все уровни бюджетов [3].
В 2008-2012 годах цены на хлеб, бензин, проезд в общественном транспорте, на услуги ЖКХ в Кузбассе остаются одними из самых низких в России.
Рождаемость в 2012 году по сравнению с докризисным 2007 годом увеличилась с 12,1 до 13,5 ребенка на одну тысячу жителей Кузбасса. Сократилась смертность населения с 16,6 случая на одну тысячу населения в 2007 году до 14,0 случаев на одну тысячу человек в 2012 году. Средняя продолжительность жизни увеличилась до 66,5 года против 64 лет в 2007 году [3].
На протяжении последних 10 лет в Кемеровскую область приезжает больше людей, чем уезжает, что обуславливает положительный миграционный прирост населения. Это означает, что в Кузбассе создаются комфортные условия жизни людей, работы и воспитания детей.
В то же время, следует отметить, что при наметившемся улучшении демографической ситуации, уровень рождаемости остается низким и не обеспечивает простое воспроизводство населения. В преобладающем большинстве молодые семьи ограничиваются рождением одного ребенка, между тем как показатель рождаемости для обеспечения простого воспроизводства должен составлять 2,15 на одну женщину репродуктивного возраста. В Кемеровской области он составляет 1,2. В результате сохраняется тенденция снижения общей численности населения. По состоянию на 01.01.2013 года численность постоянного населения составила 2742,4 тысяч человек и сократилась на 18,8 тысячи человек к уровню 2010 года.
Такая закономерность предопределила сокращение трудовых ресурсов в 2010-2012 годах, что обусловлено как общими демографическими явлениями, так и ситуацией в экономике. Рост доходов на душу населения к уровню 2007 года составил 13,4 процента. Среднемесячная заработная плата одного работающего в 2012 год возросла в 1,4 раза и составила 23403 рубля.
Вместе с тем, в результате негативных последствий кризиса на экономику Кемеровской области остается высокой доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, которая составила в 2012 году 11%.
Проблемы в экономике Кемеровской области в условиях экономического кризиса, еще раз подчеркивают важность реализации стратегических приоритетов обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года.
Закономерным явился продолжившийся в 2012 году курс на повышение уровня социальной защиты населения, стимулирования рынка труда, повышения устойчивости и надежности финансовой системы, диверсификацию и модернизацию экономики, техническое перевооружение производства, повышение производительности труда и энергоэффективности. Особое внимание было уделено программе поддержки моногородов, содействию развития малого и среднего предпринимательства, организации конкурентоспособных производств товаров и услуг, привлечению дополнительных инвестиций и разработке инноваций.
Антикризисные меры, принятые Администрацией Кемеровской области на 2009 год, Программа посткризисного развития на 2010 год и последующие управленческие решения исполнительной власти Кемеровской области, стали эффективным инструментом управления регионом. Они позволили обеспечить:
• своевременность оценки экономической ситуации в регионе;
• выявление причинно-следственных связей в происходящих экономических процессах;
• высокую организационную деятельность органов исполнительной власти региона, направленную на недопущение негативных явлений в экономике.
Таким образом, в результате принятого комплекса мер, продуманного и грамотного управления экономикой региона, наметилась устойчивая стабилизация параметров социально-экономического развития Кемеровской области. В результате слаженных и конструктивных действий всех ветвей власти, бизнеса, населения наблюдается устойчивый экономический рост и дальнейшее повышение качества жизни населения региона.
1 6 1
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Литература
1. Гайдар Е. Реальный сектор экономики // Реальная экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. Вып.29 / Под ред. Е.Гайдара, С. Синельникова-Муравьева и др. — М.: ИЭПП, 2007. — С. 242.
2. Исламов Д. Кузбасс созидающий. 3 изд., перераб. и доп. — Кемерово: Сибирская изд. группа. — Кемерово, 2012. — 144 с.
3. Исламов Д. Кузбасс созидающий: новое время. 4 изд., перераб. и доп. — Кемерово: Сибирская изд. группа. — Кемерово, 2013. — 220 с.
4. Кузнецов С. Господдержка «малышей» в Кузбассе выросла вдвое // Опора. Рубрика Власть и бизнес. — 2012. — 27 янв.
5. Распоряжение коллегии администрации Кемеровской области от 28 июля 2010 г. № 579-р «Об утверждении концепции развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области на период до 2025 года» [Опора России: Кемеровская область]. URL: http://kemerovo.opora.ru/legal/msp (дата обращения: 29.02.2012).
6. Муниципальные образования Кузбасса: Стат. сб. / Кемеровостат. — Кемерово, 2013. — 185 с.
7. Косинский П.Д. Управление посткризисным развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — №19(250). — С.2-9.
8. Кузбасс: История в цифрах: Стат. сб. / Кемеровостат. — Кемерово, 2008.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ АГЛОМЕРАЦИЙ
Н.Н. Минаев,
профессор кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета,
доктор экономических наук [email protected]
И.В. Волчкова,
доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассмотрены методологические основы управления процессами формирования и развития агломераций в России. Раскрываются особенности применения механизмов имитационного моделирования, сценарного прогнозирования и индикативного планирования в процессе управления формированием и развитием агломераций.
Ключевые слова: имитационное моделирование, сценарное прогнозирование, индикативное планирование, социально-экономическое развитие, управление, городская агломерация.
УДК 332.145 ББК 65.23
Эффективность управленческих решений субъектов управления агломерациями во многом зависит от того, насколько точно подобран инструментарий для системного изучения и моделирования процессов формирования, функционирования и развития агломераций.
Поэтому, необходимо провести описание, систематизацию и интерпретацию методологического аппарата, с помощью которого возможно управление указанными процессами.
В качестве базового методологического аппарата, по нашему мнению, целесообразно использовать инструменты имитационного моделирования, индикативного планирования и сценарного прогнозирования. В силу многообразия и сложности социально-экономических процессов, протекающих в агломерациях, использование указанных инструментов позволяет создавать оптимальные направления формирования, функционирования и развития агломераций, способствует принятию согласованных управленческих решений.
По нашему мнению, метод имитационного моделирования является основным инструментом управления процессами формирования и развития агломераций, поскольку позволяет создать комплексную модель системы, описать функционирование системы в условиях неопределенности, провести анализ динамических процессов, протекающих на территории агломерации, выявить альтернативные сценарии формирования и развития агломерации [1].
Необходимо также отметить, что немаловажное значение при построении имитационных моделей занимают сценарный подход и индикативное планирование, которые позволяют про-
водить многовариантный ситуационный анализ исследуемой системы. Кроме того, использование инструментов сценарного прогнозирования и индикативного планирования при построении имитационных моделей управления формированием и развитием агломераций позволяет:
- принимать во внимание специфику формирования и развития агломераций;
- использовать экспертную оценку параметров, индикаторов, критериев функционирования агломерации;
- анализировать нестандартную информацию;
- отображать динамику процессов формирования и развития агломераций, оценивать возникающие неточности в результатах;
- моделировать разнообразные варианты принятия управленческих решений, проводить их в сравнении [4].
Применение элементов имитационного моделирования при изучении процессов формирования и развития агломераций способствует построению эффективных систем способных осуществлять выбор и принятие оптимальных управленческих решений, анализировать последствия и эффективность их реализации.
Объективная необходимость применения имитационного моделирования в процессе управления формированием и развитием агломерации также связана с потребностью изучения различных вариантов её будущего состояния. Именно имитационное моделирование более эффективно применительно к динамическим процессам, изучение которых иными способами невозможно или затруднительно.
1 62