Научная статья на тему 'Институциональные особенности взаимодействия бизнеса и власти в Кемеровской области'

Институциональные особенности взаимодействия бизнеса и власти в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС В РЕГИОНЕ / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАКТИК ДОГОВОРЕННОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / GOVERNMENT AND BUSINESS / ADMINISTRATIVE ARRANGEMENTS / INFORMAL AGREEMENTS / THE SOCIAL OBLIGATIONS OF BUSINESS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / BUSINESS IN THE REGION / AND THE INSTITUTIONALIZATION OF THE INFORMAL PRACTICES OF THE AGREEMENT / REGIONAL FEATURE / THE INSTITUTIONAL MODEL OF THE RELATIONSHIP BETWEEN BUSINESS AND GOVERNMENT / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урбан Ольга Андреевна

На примере Кемеровской области исследована проблема преодоления в посткризисный период противоречий между формальными и неформальными институтами, формализации неформальных правил и доминирования нормативно-правового регулирования и контроля в отношениях власти и бизнеса. Сделан вывод, что в реальности деформализация правил является устойчивой характеристикой в отношениях власти и бизнеса, а выход на докризисный уровень объемов производства в базовых отраслях региона создает объективные условия для сохранения «тренда» в отношениях власти и бизнеса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Урбан Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional features of the interaction of business and government of the Kemerovo region

According to the example of the Kemerovo region the author studies the problem of overcoming the post-crisis period of conflict between the formal and informal institutions, the formalization of informal rules and the dominance of legal regulation and control in the relationship between business and government. It is concluded that, in reality deformalization rules is a stable characteristic of the relationship between business and government, and the output of the pre-crisis level of output in the basic industries of the region creates objective conditions for preserving the "trend" in the relationship between business and government in the region.

Текст научной работы на тему «Институциональные особенности взаимодействия бизнеса и власти в Кемеровской области»

Экономика в отраслях и регионах

Институциональные особенности взаимодействия бизнеса и власти

в Кемеровской области

О.А. Урбан

На примере Кемеровской области исследована проблема преодоления в посткризисный период противоречий между формальными и неформальными институтами, формализации неформальных правил и доминирования нормативно-правового регулирования и контроля в отношениях власти и бизнеса. Сделан вывод, что в реальности деформализа-ция правил является устойчивой характеристикой в отношениях власти и бизнеса, а выход на докризисный уровень объемов производства в базовых отраслях региона создает объективные условия для сохранения «тренда» в отношениях власти и бизнеса в регионе.

Ключевые слова: власть и бизнес, административные механизмы, неформальные соглашения, социальные обязательства бизнеса, корпоративная социальная ответственность, бизнес в регионе, институализация неформальных практик договоренности, региональная особенность, институциональная модель взаимоотношения власти и бизнеса, Кемеровская область.

Институциональную модель взаимоотношений власти и бизнеса формирует совокупность сложившихся в регионе конфигураций формальных и неформальных норм, правил и практик их применения. Учитывая, что неформализованные контакты чаще всего подразумевают наличие у партнера из бизнес-структуры крупных экономических ресурсов [15, с. 45-46], именно собственники угольных и металлургических компаний как бюджетообразующих предприятий, определяющих развитие региона, широко включены в разнообразные практики неформализованных отношений с властью, в основе которых лежат персонифицированные договоренности.

Вместе с тем, как отмечает В. А. Шабашев, социальные связи на персонифицированном уровне между представителями бизнеса и органами власти, имеющие неэкономическую природу, в формах, инициированных властью, способствуют институализации принципов корпоративной социальной ответственности [14, с. 90].

В начале 1990-х гг. для институциональной модели взаимодействия власти и бизнеса были характерны традиционные для советской системы способы администрирования с дифференцированным подходом и разрастание неформальных практик, значительная часть которых, следуя классификации М.А. Курбатовой [8, с. 121-122], сосредоточилась в «черной зоне», характеризуемой коррумпированными отношениями власти и бизнеса. Подобные практики сопровождались нарушением трудовых прав работников предприятий, ростом социальной напряженности на микро- и мезоуровне.

В конце 1990-х гг. в целях преодоления социального кризиса, повышения социальной ответственности собственников на базе действовавшего за-

конодательства и нормативных документов региональной властью, возглавляемой с 1997 г. губернатором А.Г. Тулеевым, были сформированы административные механизмы перераспределения собственности в пользу конкретных компаний, основанные на неформальных соглашениях о социальных обязательствах бизнеса. Корпоративная социальная ответственность превратилась в необходимое условие ведения бизнеса в регионе, а институализация неформальных практик договоренности (в определении рамочных условий ведения бизнеса на территории области как необходимое условие реализации формальных прав собственности) стала региональной особенностью институциональной модели взаимоотношения власти и бизнеса.

Например, уже через год после приобретения в 2006 г. УК «Про-копьевскуголь» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) объявил о заключении с администрацией г. Прокопьевска соглашения о продаже компании за 1 долл. США [5]. Были основания предполагать, что В. Лисина не устроили в первую очередь требования социального характера. НЛМК не подписал социально-экономические соглашения с администрациями области и города, а коллективные договоры между профсоюзами и администрациями шахт оказались в социальном плане основательно урезанными [6]. После покупки активов администрация области осуществила поиск новых собственников для предприятий «Про-копьевскуголь».

Другим примером служит приобретение «Евразом» 50% пакета акций компании «Южкузбассуголь». После трагедий на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» руководством области было принято решение о смене собственника и менеджмента «Южкузбассугля». По заявлению губернатора, «собственниками угольных предприятий должны быть ответственные и серьезные компании, для которых приоритет - не сиюминутная прибыль, а долговременное стабильное развитие» [4]. Если не сменится владелец, у компании будет отозвана лицензия на ведение горных работ [2].

«Вхождение» новых экономических субъектов в регион также предполагает социально-ориентированные условия ведения бизнеса. В процессе переговоров о приобретении крупнейшей в мире сталелитейной компании Агсе1ог ЫШа1 угольной компании «Кузбассуголь», принадлежавшей «Северсталь-ресурс», губернатор А.Г. Тулеев на встрече с представителями компании (2008 г.) подчеркнул, что в регионе приоритетными для нового собственника должны стать вопросы безопасности на шахтах, повышения заработной платы, экологии, социальной защиты шахтеров и членов их семей [1].

В соответствии с социальной направленностью политики, проводимой региональной властью, для бизнеса установлены локальные «правила игры», которые во многом носят неформальный характер и отражают своеобразную административную модель управления региональной экономикой, базирующуюся на неформальных взаимодействиях власти с бизнесом в сочетании с рисками административного воздействия.

Неформальные социальные стандарты ведения бизнеса приобретают в регионе обязательный характер и оцениваются бизнесом как нормативные требования. Компании, не придерживающиеся неформально прописанных требований к бизнесу, увеличивают собственные риски. В этом плане дифференциация правил игры и избирательное применение санкций к нарушителям формальных норм и правил (проверки, лишение лицензии, штрафы, привлечение СМИ для публикации различного рода информации и создания негативного образа и др.) стали инструментами принуждения бизнеса к соблюдению установленных неформальных норм.

В условиях мирового кризиса собственники угольных и металлургических предприятий вынуждены были принимать непопулярные в социальном плане решения, что вызывало негативную реакцию со стороны власти и усиление административного давления на собственника. Так, в связи с приостановкой в начале кризиса производства продукции на ОАО «Гурьевский металлургический завод» А.Г. Тулеев обратился к генеральному прокурору Ю. Чайке с просьбой разобраться в ситуации, поскольку руководство предприятия в лице компании «Эстар» умышленно подводило завод к банкротству, действия собственника не были согласованы ни с областными властями, ни с городской администрацией [13]. Уже в июне 2009 г. произошла смена собственника, которым стал «Банк Санкт-Петербург» [3].

В соглашениях о социальных обязательствах конкретного собственника (объемы социальных инвестиций, рост оплаты труда, инвестиции в безопасность и пр.) отражаются общие для всех без исключения бизнес-структур де-персонифицированные нормы неформального характера о социальной нагрузке бизнеса в регионе. Исследователями выделяются три основные группы неформальных норм, действующих в Кемеровской области, это - заключение договоров о сотрудничестве (партнерстве), учреждение фондов для дополнительных отчислений, практика прямого финансирования бизнесом различных инфраструктурных и социальных проектов [7, с. 39].

Ежегодная практика заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве (партнерстве) с собственниками крупнейших промышленных предприятий с целью повышения эффективности и социальной ответственности бизнеса берет начало с 2002 г. Заключение соглашений в целом отвечает интересам сторон и является дополнительным фактором решения экономических и социальных задач на микро- и мезоуровне.

В этих документах прописаны обязательства собственников по развитию своих предприятий (повышение заработной платы, инвестиции в безопасные условия труда, предоставление разного рода социальных льгот и пр.), по реализации социальных программ городов и поселков (строительство жилья, развитие ЖКХ, оказание спонсорской помощи медицинским и образовательным учреждениям, детским домам, финансирование летнего детского отдыха, дополнительного пенсионного обеспечения и др.), а также по участию в региональных и национальных проектах.

Только в докризисный 2008 г. в нацпроекты собственники должны были инвестировать 6 млрд руб. [12, с. 88]. Исключением не стал период мирового кризиса - несмотря на сложную финансовую ситуацию, компании взяли на себя обязательства широких социальных инвестиции. В 2009 г. администрацией Кемеровской области были заключены соглашения с 32 компаниями, в том числе 31 - из угольной отрасли, 1 - из металлургической. В соглашениях на 2010 г. социальные обязательства крупного бизнеса были запланированы в докризисном объеме.

По сути, благодаря заключению такого рода соглашений произошла частичная формализация неформальных практик, определяющих социальные обязательства бизнеса, - соглашения, превратившись в институализированную практику взаимоотношения власти и бизнеса, определяют сегодня уровень социальной нагрузки на крупный бизнес.

Однако практика соглашений законодательно не отрегулирована, и в этом смысле закрепленные за бизнесом обязательства не имеют нормативного долженствования, но с учетом действия административных механизмов, высокого авторитета регионального лидера пункты договоренностей на неформальном уровне приобретают статус правовой нормы и подлежат обязательному исполнению.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов на местах бизнес активно участвует в разнообразных практиках дофинансирования территории (организация специализированных фондов, различные формы спонсорства, участие в социальных программах и пр.). С 2006 по 2009 г. доля внебюджетного финансирования ряда национальных и региональных проектов выросла с 38 до 46% [14, с. 12].

Институализацию практик дополнительных расходов бизнеса, например -на поддержание территории, по мнению экспертов, можно рассматривать как результат происходящего нового определения прав основных хозяйствующих субъектов в форме восстановления советских схем взаимодействия власти и бизнеса [8, с. 123-124]. Носителями этих схем являются действующие руководители с опытом работы советскими руководителями, когда на предприятиях лежала ответственность за социальные проблемы территории. Региональная и местная власти занимают место организатора и оператора потока ресурсов бизнеса, направляемого на поддержку местного развития.

В обмен на финансирование инфраструктурных и социальных проектов власть создает бизнесу условия, которые и так должны существовать согласно нормативной модели взаимодействия власти и бизнеса. Обоснованием подобного рода практик служат рост «социальной ответственности» бизнеса и развитие «социального партнерства», социально-экономическое содержание которых в данном случае подменяется [7, с. 36-38]. Широкое распространение практик дополнительного социального инвестирования бизнеса основывается как на взаимной заинтересованности сторон, так и на административном давлении власти на бизнес.

Следует отметить, что по мере трансформации угольных и металлургических компаний в компании с международными масштабами деятельности значимость регионального административного ресурса начинает снижаться, поскольку экономический и политический потенциал компаний делает их менее зависимыми от влияния региональной власти. Уже в 2006 г. «Евраз» вышел из системы заключения социально-экономических соглашений с областной администрацией. По заверению действующего в то время президента «Евраза» В. Хорошковского, социальная политика компании оставалась одним из самых сложных и требующих внимания вопросов, а распределять средства на социальные программы планировалось через специально создаваемые фонды [10]. С этой целью в 2007 г. был учрежден «Благотворительный фонд "Сибирь"» [11]. Особенностью корпоративных социальных программ «Евраза» является собственная координация социальных программ в Сибирском регионе и поддержки социальноориентированных инициатив населения взамен предлагаемых региональной властью соглашений о социально-экономическом сотрудничестве.

В настоящее время в регионе сложилась на базе общих интересов партнерская модель взаимоотношений власти бизнеса. Интерес бизнеса связан, во-первых, с доступом к ресурсам региона; во-вторых - с административной и политической поддержкой региональной власти; в-третьих - с формированием репутации социальноответственной компании, что особенно важно при выходе на международные рынки; в-четвертых - при работе на долгосрочную перспективу значимыми для собственника становятся факторы качества жизни населения, влияющие на квалификацию кадров.

Администрация Кемеровской области лоббирует жизненно важные интересы крупного бизнеса. Это - ускорение сроков перевода газовых электростанций на угольное топливо; изменение тарифной политики естественных монополий, в первую очередь железнодорожных тарифов, которые имеют особое значение для базовых отраслей, поскольку регион в значительной степени удален от морских портов, откуда осуществляется экспорт продукции.

В период мирового финансово-экономического кризиса со стороны исполнительной власти крупному бизнесу оказывалась нормативно-правовая, организационная, финансовая поддержка. В свою очередь интерес власти связан с усилением контроля над использованием ресурсов, с дополнительными источниками финансирования социальных программ и достижения социальной стабильности в регионе. По оценке Ю. Фридмана, в докризисное десятилетие интересы бизнеса и власти в Кузбассе совпадали максимально полно. Модель управления регионом, промышленная и социальная политика властей «вполне устраивала бизнес». Жесткое социальное давление региональных властей сглаживалось благоприятным рыночным фоном и лоббистской политикой региональных властей. Уровень согласованности интересов бизнеса и власти в регионе достигал 55-60 % [14, с. 12].

Сказанное свидетельствует, что отношения региональной власти и бизнеса демонстрировали высокий уровень согласованности интересов в рамках сформированной институциональной модели, для которой характерны следующие особенности.

1. Удельный вес региональных законодательных норм, регулирующих социальные аспекты, является существенным. Как отмечает С. Левин, в условиях зависимости, действенности формальных норм от персонифицированных решений руководителей органов власти последние также принимают локальный характер [9, с. 28]. Все это говорит о локализации институциональных основ экономики как фактора усиления регулирующей роли региональной власти.

В новых институциональных условиях, характеризуемых формализацией отношений власти и бизнеса в рыночной экономике, социальные обязательства бизнеса постепенно находят отражение в региональном законодательстве, что свидетельствует о нормативном закреплении дополнительных обязательств бизнеса и о постепенном замещении неформальных договоренностей нормативными документами. В этой связи следует отметить принятие областного закона от 15 июля 2009 г. № 90-ОЗ «О Резервном фонде Кемеровской области». Резервный фонд формируется за счет источников финансирования дефицита областного бюджета, которыми в том числе становятся выделяемые компаниями ресурсы.

2. Отличие от нормативно заданной модели отношений власти и бизнеса с разделением зон ответственности. Политические и экономические ресурсы региональной власти в отношениях с бизнесом обеспечивают сохранение высокого потенциала административного влияния на бизнес, а сложившаяся модель отношений фиксирует в большей степени одностороннюю ответственность бизнеса и отражает сохранение асимметричности отношений власти и бизнеса.

3. Деформализация правил, когда формальные правила замещаются неформальными и встраиваются в неформальные отношения, а сама власть создает неформальные практики и встраивает в них формальные нормы. В отношении власти и бизнеса значительную роль продолжают играть нормы административно-командного управления, а деформализация правил превратилась в устойчивую характеристику взаимодействия власти и крупного бизнеса в регионе.

4. Ядром институциональной модели является региональная власть, возглавляемая авторитетным политическим лидером, поддерживаемым большинством населения области. На выборах губернатора 19 октября 1997 г. и 22 апреля 2001 г. за А.Г. Тулеева проголосовало соответственно 94,56 и 93,54% избирателей, принимавших участие в голосовании. В 2005 и 2010 гг. дважды по представлению Президента РФ Совет народных депутатов области единогласно избирал А.Г. Тулеева губернатором.

Выборы 12 октября 2008 г. в Совет народных депутатов Кемеровской области подтвердили, с одной стороны, устойчивость консенсуса региональной власти и крупного бизнеса, с другой - социальный характер проводимой губернатором политики. Думские выборы 4 декабря 2011 г. стали своеобразным референдумом доверия для губернаторов.

Результаты голосования в Кемеровской области серьезно отличались от средних по РФ в пользу «Единой России» (64,61%). Наличие в региональном партийном списке представителей власти и связанного с ней крупного бизнеса отражает сохранение распределения и влияния сил экономико-управленческой элиты.

Сложившаяся по форме партнерская институциональная модель взаимоотношений власти и бизнеса в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры являлась дополнительным фактором решения экономических и социальных задач на микро- и мезоуровне. Однако в условиях кризиса усилилась тенденция направленного (избирательного) административного давления власти на бизнес с использованием формальных и неформальных норм, что свидетельствовало о сохранении преемственности между советской, предшествующей, и современной моделью взаимодействия власти и крупного бизнеса.

Мировой финансово-экономический кризис обострил системные проблемы региональной экономики (монопродуктовый, сырьевой характер, состояние основных фондов, уровень производительности труда, качество и ассортимент продукции, качество персонала и пр.) и вскрыл общие институциональные проблемы в плане устойчивого экономического роста на основе модернизации и инновационного развития в долгосрочной перспективе. Как отмечают эксперты, закрепление административно-командных методов государственного управления препятствует переходу органов госуправления к современным способам управления, снижает доверие между властью и бизнесом. При этом деятельность органов власти серьезно модифицируется по сравнению с «идеально» заданной ролью гаранта «правил игры» и с нормативно установленной ролью [7, с. 31-32].

Сложившаяся институциональная модель взаимодействия власти и бизнеса, доказав эффективность для решения текущих задач, не оказывает достаточного влияния на изменение мотивации предпринимательской деятельности собственников, которая связана с решением структурных задач региональной экономики, и содержит в себе риски для регионального развития (является ограничителем для экономических субъектов - сторонников позиции: «обязанность бизнеса - платить налоги, обязанность власти - решать социальные проблемы региона»); способствует сращиванию крупного бизнеса и власти, утверждению государственно-олигархической модели в регионе.

В посткризисном периоде в отношениях власти и бизнеса актуальной является проблема преодоления противоречий между формальными и не-

формальными институтами, формализации неформальных правил и доминирования нормативно-правового регулирования и контроля.

Социальная ответственность должна регулироваться нормативными правовыми документами, регулирующими отношения и обязательства органов власти и бизнеса на федеральном, региональном и местном уровнях. В этом плане выделяются следующие необходимые условия для эффективного взаимодействия бизнеса и власти в посткризисный период. Во-первых, реализация бизнесом стратегии модернизации и инновационного развития, которая немыслима без инвестиций в развитие кадрового потенциала. Во-вторых, формирование властью благоприятной институциональной среды для устойчивого социально-экономического развития в регионе и секторах экономики.

Однако реальная практика показывает, что деформализация правил является устойчивой характеристикой в отношениях власти и бизнеса, а выход на докризисный уровень объемов производства в базовых отраслях региона создает объективные условия для сохранения «тренда» в отношениях власти и бизнеса в регионе.

Литература

1. Администрация Кемеровской области информирует: О возможном приобретении «Кузбассугля» сталелитейной компанией Arcelor Mittal // Уголь. -2008. - № 4. - С. 64.

2. Базарова Л. У «Южкузбассугля» должен быть один собственник // Кузбасс. - 2007. - 26 мая.

3. Гурьевский металлургический завод возобновит работу (Кузбасс) // Новости металлургии. - 2009. - 5 июня. URL: www.metaldaily.ru/news/ news28332.html (дата обращения 25.08.2011 г.).

4. Денисов А. Дело дошло и до передела // Кузнецкий рабочий. - 2007. -29 мая.

5. Думенко Т. «Прокопьевскуголь» продан. За 1 доллар // Кузбасс. - 2007. -3 апреля.

6. КалитинаД. Собственник готов действовать // Кузбасс. - 2007. - 4 апреля.

7. Курбатова М.В., Левин С.Н. Деформализация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса) // Экономичeский вестник РГУ. - 2010. - Т. 8. - № 1. - С. 27-50. URL: www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2010/03/27/0000336426/journal8.1-3.pdf (дата обращения 01.10.2010 г.).

8. КурбатоваМ.В., Левин С.Н. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. - 2003. - № 10. - С. 120-128.

9. Левин С.Н. Территориальная локализация и сегментация институциональной среды современной экономики России // Институциональная

трансформация экономики на постсоветском пространстве: Сборник статей международной научной конференции «Институциональная трансформация: федеральный и региональный уровни». Кемерово. 29-30 октября 2009 г. / Под ред. С.Н. Левина. - Кемерово: КемГУ, 2009. - С. 26-31.

10. Осипова О., Волченков В. Инвестор голосует рублем // Кузнецкий рабочий. - 2006. - 6 мая.

11. Служба новостей // Кузнецкий рабочий. - 2007. - 25 августа.

12. Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2008 год между администрацией Кемеровской области и компанией «МаррТЭК» // Уголь. - 2008. - № 5. - С. 88.

13. Тулеев предлагает передать Гурьевский МЗ в собственность Кемеровской области // Новости металлургии. - 2009. - 6 января. иКЬ: www.metalinfo.ru/ru/news/35167 (дата обращения 25.03.2009 г.).

14. Фридман Ю. Власть и бизнес: баланс интересов // Деловой Кузбасс. -2009. - № 12. - С. 12; 2010. - № 1. - С. 10-16.

15. ЧириковаА.Е. Российские директора и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия // Социс. - 2001. - № 11. - С. 35-46.

16. Шабашев В.А., Яркова Т.А. Развитие отношений корпоративной собственности в транзитивной экономике России. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2006. - 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.