Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ БИЗНЕСЕ'

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
347
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ СТРАТЕГИИ / УМНОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловяненко Нина Ивановна

Современная аграрная революция подразумевает внедрение высоких технологий, которым отводится существенная роль в качестве фактора устойчивого развития в сфере продовольственной безопасности, сельского хозяйства, рационального использование природных ресурсов. Цифровая трансформация сельского хозяйства охватывает применение в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия широкого спектра технологий (интернета вещей, робототехники, искусственного интеллекта, анализа больших данных, электронной коммерции и ряда других). Законодательство отстает от внедряемых цифровых технологий, которые постоянно совершенствуются и являются «движущейся целью» с точки зрения регулирования. Существенно важной задачей является формирование актуальной нормативной базы, которая укрепит доверие к цифровому сельскому хозяйству. Цифровые стратегии определяют цели регулирования. В России создание и развитие национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство» вовлечено в правовой механизм стратегического планирования. Оно направлено на создание условий для интенсификации производительности труда и сокращение производственных расходов за счет применения в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия высоких технологий Мероприятия цифрового сельского хозяйства должны поддерживаться обновляемыми базовыми законодательными положениями. Правовое регулирование мероприятий, обеспечивающих цифровую трансформацию в том числе сельского хозяйства, должны поддерживаться актуализированными законодательными положениями общего характера. Государственная информационная система сбора и анализа отраслевых данных "Единое окно" проектируется в качестве источника входных данных для национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN AGRICULTURAL BUSINESS

The modern agrarian revolution means the introduction of high-tech solutions, which play a significant role as a factor of sustainable development in the field of food security, agriculture, and the rational use of natural resources. The digital transformation of agriculture covers the use of a wide range of technologies in the production of agricultural products and food (the Internet of Things, robotics, artificial intelligence, big data analysis, e-commerce, and a number of others). The legislation lags behind the digital technologies being introduced, which are constantly improved and are a "moving target " in terms of regulation. An essential task is to create an up-to-date regulatory framework that will strengthen confidence in digital agriculture. Digital strategies define regulatory objectives. In Russia, the creation and development of the national platform "Digital Agriculture" is a part of the legal mechanism of strategic planning. It is aimed at the creation of conditions for the intensification of productivity and the reduction of operating expenditures by means of using high-tech solutions. Digital agriculture activities should be supported by updated basic legislation. The state information system of sectoral data collecting and analyzing "One-stop window" is projected as the incoming data source for the national platform "Digital Agriculture".

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ БИЗНЕСЕ»

Сельское хозяйство

Правильная ссылка на статью:

Соловяненко Н.И. — Вопросы правового регулирования применения цифровых технологий в сельскохозяйственном бизнесе // Сельское хозяйство. - 2020. - № 3. DOI: 10.7256/2453-8809.2020.3.35336 URL: https //nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=35336

Вопросы правового регулирования применения цифровых технологий в сельскохозяйственном бизнесе

Соловяненко Нина Ивановна

кандидат юридических наук

Старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права, Институт

государства и права РАН

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10 И nina.coshkina@yandex.ru

Статья из рубрики "Управление сельским хозяйством"

DOI:

10.7256/2453-8809.2020.3.35336

Дата направления статьи в редакцию:

25-03-2021

Аннотация.

Современная аграрная революция подразумевает внедрение высоких технологий, которым отводится существенная роль в качестве фактора устойчивого развития в сфере продовольственной безопасности, сельского хозяйства, рационального использование природных ресурсов. Цифровая трансформация сельского хозяйства охватывает применение в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия широкого спектра технологий (интернета вещей, робототехники, искусственного интеллекта, анализа больших данных, электронной коммерции и ряда других). Законодательство отстает от внедряемых цифровых технологий, которые постоянно совершенствуются и являются «движущейся целью» с точки зрения регулирования. Существенно важной задачей является формирование актуальной нормативной базы, которая укрепит доверие к цифровому сельскому хозяйству. Цифровые стратегии определяют цели регулирования. В России создание и развитие национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство» вовлечено в правовой механизм стратегического планирования. Оно направлено на создание условий для интенсификации производительности труда и сокращение производственных расходов за счет применения в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия высоких технологий Мероприятия цифрового сельского хозяйства должны поддерживаться обновляемыми базовыми законодательными положениями. Правовое регулирование мероприятий, обеспечивающих цифровую трансформацию в том числе

сельского хозяйства, должны поддерживаться актуализированными законодательными положениями общего характера. Государственная информационная система сбора и анализа отраслевых данных "Единое окно" проектируется в качестве источника входных данных для национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство».

Ключевые слова: устойчивое развитие, продовольственная безопасность, цифровые стра те ги и , умное сельское хозяйство, правовое регулирование, цифровизация сельского хозяйства, цифровиза ция, сельское хозяйство, цифровая экономика, информационное обеспечение

В условиях цифровой экономики информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют существенную роль в качестве факторов, способствующих достижению целей, предусмотренных в глобальной программе ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В круг задач, поставленных ООН в области устойчивого развития, входят: ликвидация голода; поддержание продовольственной безопасности; развитие сельских районов и внедрение устойчивых методов ведения сельского и рыбного хозяйства; сохранение и рациональное использование природных ресурсов нашей планеты[1; 2; 6 с-94'102;7, с-81-9°;1.

Современная аграрная революция подразумевает внедрение высоких технологий, которые сократят объем ручного труда и при этом повысят производительность и урожайность. Цифровая трансформация сельского хозяйства охватывает широкий спектр мероприятий, начиная от низкотехнологичных, таких как использование мобильных устройств-например, для доступа фермеров к более точным прогнозам погоды - и заканчивая высокотехнологичными «цифровыми фермами», где интегрированные системы и аналитика больших данных поддерживают принятие решений; вплоть до беспилотных летательных аппаратов, робототехники и искусственного интеллекта для автоматизации процессов. Цифровизация сельского хозяйства «позволяет контролировать полный цикл растениеводства или животноводства - «умные» устройства измеряют и передают параметры почвы, растений, микроклимата. Мобильные приложения и веб-инструменты помогают определить благоприятное время для посадки или сбора урожая, рассчитать схему удобрений, спрогнозировать урожай и многое

другое» [411. Мобильные приложения и веб-инструменты также поддерживают прямую продажу и доставку сельскохозяйственной продукции потребителям.

Вместе с тем дивиденды от применения цифровых технологий в сельскохозяйственном бизнесе не являются гарантированными, и не все его участники могут получить равнозначную выгоду. Хотя цифровые технологии способны внести значительный вклад в достижение устойчивого развития, они могут оказать деструктивное воздействие на бизнес, занятость и рынки, повлечь социальные, экономические и юридические проблемы. В сельских районах подобные проблемы часто связаны с наличием и качеством доступа к своевременной и точной информации, затратами на подключение, соответствующим контентом, адаптированном к конкретным местностям и условиям, а также конфиденциальностью и безопасностью цифровых данных. По мнению специалистов, наибольшие негативные последствия цифровизации «получит именно сельская местность и сельские жители, не обладающие достаточными компетенциями переквалифицироваться, недостаточно мобильные по сравнению с горожанами, теряющие в цифровой экономике не только работу, но и весь свой крестьянский уклад» —с-534-5381. Европейские исследования показывают зависимость экономики от инфраструктуры и услуг информационно-коммуникационных технологий, усугубленную

пандемией COVID-19. Как и другие отрасли экономики (такие как торговля и образование), сельское хозяйство во время пандемии стало более цифровым. Государства принимают меры и уделяют приоритетное внимание цифровым решениям, чтобы помочь фермерам лучше управлять своей сельскохозяйственной деятельностью, в частности сроками посева и сбора урожая, а также смягчить потерю дорогостоящих товаров (скоропортящихся продуктов). При этом режим изоляции, вызванный пандемией, явно продемонстрировал, что сельские жители, которые не пользуются Интернетом, стали более изолированными, чем когда-либо прежде, и имеют еще меньше поддержки и

возможностей в эти трудные времена [9, с-2~71.

Политические и правовые решения, разработанные до эры Интернета, а также нормативная неопределенность препятствуют развитию «умного» сельского хозяйства. Законодательство, как правило, отстает от внедряемых цифровых технологий, которые постоянно совершенствуются и являются «движущейся целью» с точки зрения регулирования. Существенно важно сформировать актуальную нормативную базу, которая укрепит доверие заинтересованных участников, инвестирующих в цифровые сельскохозяйственные технологии или применяющих их на практике. В настоящее время государства проектируют юридические нормы, направленные на максимизацию выгод и минимизацию потенциальных рисков, а также на создание структурированной благоприятной среды для реализации инновационного потенциала ИКТ в целях устойчивого развития в сельском хозяйстве. Цифровые стратегии, планы и дорожные

карты помогают определить цели регулирования и установить целевые показатели

Необходимость региональных и национальных стратегий цифрового, или электронного, сельского хозяйства признается как на уровне организаций экономической интеграции, так и отдельных государств. В рабочих документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) цифровое сельское хозяйство определено как сеть цифровых технологий и субъектов, поддерживающих разработку и предоставление информации и услуг фермерам, а доступ к данным, обмен ими и их использование

назван ядром цифровой трансформации сельского хозяйства J-11!. Стратегии цифрового, сельского хозяйства подразумевают разработку сбалансированной системы управления цифровизацией и принятие соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере. При этом большинству стран еще предстоит принять или осуществить национальную стратегию использования ИКТ в сельскохозяйственном секторе.

В Европейском Союзе Цифровая повестка дня, принятая Европейской комиссией, включает стратегию Цифрового единого рынка и является одним из приоритетных направлений стратегии «Европа 2020». Стратегия Цифрового единого рынка определяет основные политические и юридические условия электронного сельского хозяйства в ЕС. Она предусматривает, в том числе, преодоление цифрового разрыва между городскими и сельскими районами и обеспечение высокоскоростной широкополосной связи по всему ЕС. Цифровой единый рынок признает потенциал цифровых технологий для решения важных и неотложных экономических, социальных, климатических и экологических проблем, стоящих перед агропродовольственным сектором ЕС и сельскими районами. Для запуска сельскохозяйственного инновационного проекта могут быть задействованы различные источники финансирования, например в рамках Европейской политики развития сельских районов, исследовательской и инновационной программы ЕС «Horizon 2020» (H2020) или программы сельскохозяйственного Европейского инновационного партнерства (EIP-AGRI).

В Европейском Союзе организовано несколько крупномасштабных пилотных проектов по

оцифровке сельского хозяйства. В частности, «IoF2020», «DEMETER», «ATLAS» и «SmartAgriHubs». Первый из этих пилотов, «IoF2020», сосредоточен на содействии внедрению Интернета вещей в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Он объединяет две экосистемы - агробизнес и поставщиков ИКТ. Подобно модели «IoF2020», «DEMETER» состоит из крупномасштабного развертывания взаимодействующих интеллектуальных фермерских платформ, поставляемых через 20 пилотов в 18 различных странах. «DEMETER» демонстрирует интероперабельность интернета вещей в сельском хозяйстве, обеспечивая безопасность и конфиденциальность по всей цепочке создания стоимости. Проект показывает, как комплексный подход к бизнес-моделированию может поддержать устойчивое сельское хозяйство и системы производства продуктов питания, обеспечить людей безопасными продуктами питания и поддержать фермеров в процессе принятия ими решений. «ATLAS» разрабатывает открытую цифровую сервисную платформу для сельскохозяйственных приложений, а также создает устойчивую экосистему для инновационного сельского хозяйства, основанного на данных. Платформа позволяет сочетать сельскохозяйственную технику, сенсорные системы и инструменты анализа данных, обеспечивая их функциональную совместимость и позволяя фермерам повышать свою производительность. Один из экспериментов «SmartAgriHubs» во Франции - автономные теплицы - компенсирует нехватку рабочей силы на ферме с помощью робототехники, точного земледелия и онлайн-сервисов подбора партнеров во время пандемии Covid-19, гарантируя гражданам доступ к свежим продуктам питания, несмотря на сложные обстоятельства. Запущенная в ноябре 2017 года в рамках активизации международного сотрудничества ЕС платформа «SWAMP» (Smart Water Management Platform) получила около 1,5 млн евро на разработку методов управления водой при точном орошении, опробованных в Бразилии, а также в Италии и Испании. Были созданы технологии для решения проблемы потерь воды в сельском хозяйстве путем определения уровня воды, необходимого плантации, и измерения ее расхода с использованием Интернета вещей, анализа данных и автономных устройств ПШ.

В Российской Федерации развитие электронного (цифрового) сельского хозяйства вовлечено в предусмотренный федеральным законодательством механизм стратегического планирования. Концептуальные подходы к (цифровому сельскому хозяйству, а также его нормативному регулированию базируются на положениях национальной программы «Цифровая экономика РФ», а также «Доктрины продовольственной безопасности РФ», утвержденной Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20. Научное и инновационное развитие; интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса предусмотрено также на уровне нормативных актов Евразийского Союза. Так, ряд положений Договора о ЕАЭС посвящены вопросам трансграничного сотрудничества и взаимодействия при осуществлении инновационной агропромышленной политике государств-членов Союза.

Задача продвижения высоких технологий и развертывания цифровых платформенных решений в целях инновационного преобразования агропромышленного комплекса как одной из приоритетных отраслей российской экономики поставлена в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Разработанный Министерством сельского хозяйства РФ ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» закреплен в таком документе стратегического планирования как государственная программа. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 375 «О внесении изменений в Государственную программу развития

сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» включен в направление (подпрограмму) «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса».

По смыслу проекта «Цифровое сельское хозяйство» направлено на создание условий для интенсификации производительности труда и сокращение производственных расходов за счет применения в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия высоких технологий (интернета вещей, робототехники, искусственного интеллекта, анализа больших данных, электронной коммерции, создания информационной системы сбора отраслевых данных «Единое окно» и другие). Магистральными составляющими цифрового сельского хозяйства, согласно названному проекту, являются:

«Центральная информационно - аналитическая система сельского хозяйства (ЦИАС СХ) -банк информации, интегрированный с информационными системами Минсельхоза России, Росстата, Федеральной таможенной службы, Росгидромета, с функциями анализа для оперативного мониторинга состояния и развития объектов АПК;

Единая федеральная информационная система земель сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН), содержащая актуальную информацию о землях сельскохозяйственного назначения, интегрированную с базами Росреестра и Роскосмоса;

интеллектуальная система мер государственной поддержки и личный кабинет получателя субсидии (включая электронную идентификацию фермеров в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и в Единой биометрической системе (правовые отношения с получателями субсидий устанавливаются в режиме смарт-контракта);

«Эффективный гектар», который позволит моделировать экспортные потоки сельскохозяйственного сырья в реальном времени. Интеграция с базами Росгидромета, Агрохимцентров сделает возможным точный прогноз урожаев и сроков уборки;

безбумажная система документооборота «от поля до порта» (к 2024 году будет сопровождать 100% сельскохозяйственной продукции на экспорт);

масштабирование отечественных комплексных цифровых решений для предприятий АПК, таких как: ✓ «Умная ферма» ✓ «Умное поле» ✓ «Умное стадо» ✓ «Умная теплица» и ряд других;

электронная образовательная система «Земля знаний»

Для проведения в жизнь цифровизации сельского хозяйства в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 25 февраля 2020 г. N 84 обозначено создание национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство». Концептуальные основы данной национальной платформы сформулированы в соответствующем ведомственном прое кте .

Создание и ввод в эксплуатацию государственных информационных систем, входящих в состав Платформы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", а также постановлением Правительства РФ от 07.03.2008 N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства".

Государственная информационная система сбора и анализа отраслевых данных "Единое окно" проектируется в качестве источника входных данных для национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство».

Правовое регулирование мероприятий, обеспечивающих цифровую трансформацию в том числе сельского хозяйства, должны поддерживаться актуализированными законодательными положениями общего характера. Так, например, ГК РФ дополнен статьей 783.1, в которой зафиксированы характерные черты договора об оказании услуг по предоставлению информации. В статье 160 ГК РФ указано, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Статья 309 ГК РФ дополнена частью второй, в которой установлено, что: «условиями сделки может быть предусмотрено исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств ....путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки». В обновленном федеральном законе «Об электронной подписи» модифицирована система удостоверяющих центров; определено понятие и разработан механизм использования метки доверенного времени; предусмотрена возможность использования «облачной» электронной подписи; введена правовая конструкция доверенной третьей стороны для внутреннего и трансграничного взаимодействия.

Библиография

1. Абанина Е.Н., Абашидзе А.Х., Абдраимов Б.Ж., Авхадеев В.Р., Аленов М.А., Ананидзе Ф.Р., Анисимов А.П., Балашенко С.А., Басырова Е.Р., Бекяшев К.А., Блищенко И.П., Боголюбов С.А., Боклан Д.С., Бринчук М.М., Буриан А.Д., Брославский Л.И., Валеев Р.М., Васильева М.И., Виноградов С.В., Винокуров А.Ю. и др Антология интерэкоправа.Учебное пособие, тематический каталог, ссылки на скачивание полных текстов, источниковедческие обзоры, интервью и статьи / Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, Российский экологический союз, Московская инициатива в развитие международного права окружающей среды, Центр интерэкоправа. Москва-Уфа, 2014.

2. Бажайкин А.Л., Дубовик О.Л., Зозуля В.В., Куделькин Н.С., Кузнецова ОЯ.Л., Мисник Г.А., Редникова Т.В., Сосновский В.В., Чолтян Л.Н. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2009г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Специально для системы ГАРАНТ / под ред. О.Л. Дубовик. Москва, 2011.

3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». URL: https ://www.mcxac.ru/ /upload/medialibrary/04c/ /04cf3968669675d0b9ecc106ad04a1a7.pdf.

4. Поле возможностей: цифровые решения для сельского хозяйства. URL: https ://rostec.ru/news/pole-vozmozhnostey-tsifrovye-resheniya-dlya-selskogo-khozyaystva.

5. Попова О.В. Цифровая деревня. В книге: Материалы международной научно-практической конференции "Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права". Ответственные редакторы: В.В. Устюкова, Т.В. Редникова, О.А. Самончик, Ю.А. Каспрова. 2018. С. 534-538.

б- Устюкова В.В., Биткова Л.А. Риски и угрозы продовольственной безопасности и правовые средства их преодоления//Аграрное и земельное право. 2018. № 5 (1б1). С. 94-102.

7. Anisimov A., Popova O., Ustyukova V. Current Challenges of Sustainable Rural Development in Russia: Trends and Prospectives //Problemy Ekorozwoju. 2019. Т. 14. № 2. С. 81-90.

8. Digital Regulation Handbook: Geneva: International Telecommunication Union and the World Bank, 2020. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.

9. ITU and FAO. 2020. Status of Digital Agriculture in 18 countries of Europe and Central Asia. Geneva, Switzerland.

10. Large-scale pilots in the digitisation of agriculture | Shaping Europe's digital future (europa.eu).

11. OECD FOOD, AGRICULTURE AND FISHERIES PAPERS N°146 © OECD 2020. OECD iLibrary | Issues around data governance in the digital transformation of agriculture: The farmers' perspective (oecd-ilibrary.org).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования посвящен вопросам «правового регулирования применения цифровых технологий в сельскохозяйственном бизнесе». Однако он не раскрыт в статье (отсутствует конкретизация России или других стран, или это сравнительное исследование?). Методология исследования - ряд методов, используемых автором: сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ и синтез, логика и др. Актуальность обоснована автором во введении к статье и выражается в следующем: «В условиях цифровой экономики информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют существенную роль в качестве факторов, способствующих достижению целей, предусмотренных в глобальной программе ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»», «Цифровая трансформация сельского хозяйства охватывает широкий спектр мероприятий...». Научная новизна не обоснована в работе автора. Стиль, структура, содержание заслуживают внимания. Исследование имеет не все необходимые структурные элементы, есть актуальность, методология и выводы, но отсутствует постановка проблемы, цели и задачи, предмет, научная новизна. Стиль работы хороший, она легко читается, но носит исследовательский характер только отчасти. Содержание не совсем отражает существо статьи. Автор логично подводит читателя к существующей проблеме. В начале статьи автор акцентирует внимание читателя на предмете статьи. Он показывает, что «Современная аграрная революция подразумевает внедрение высоких технологий, которые сократят объем ручного труда и при этом повысят производительность и урожайность». Автор отмечает «Вместе с тем дивиденды от применения цифровых технологий в сельскохозяйственном бизнесе не являются гарантированными, и не все его участники могут получить равнозначную выгоду» и перечисляет их. Далее автор переходит к анализу темы за рубежом, используя ссылки на работы оппонентов и НПА: «Европейские исследования показывают зависимость экономики от инфраструктуры и услуг информационно-коммуникационных технологий, усугубленную пандемией COVID-19. ... сельское хозяйство во время пандемии стало более цифровым.», «режим изоляции, вызванный пандемией, явно продемонстрировал, что сельские жители, которые не пользуются Интернетом, стали

более изолированными, чем когда-либо прежде, и имеют еще меньше поддержки и возможностей в эти трудные времена [9, с.2-7]» и отмечает: «Политические и правовые решения, разработанные до эры Интернета, а также нормативная неопределенность препятствуют развитию «умного» сельского хозяйства», «Цифровые стратегии, планы и дорожные карты помогают определить цели регулирования и установить целевые показатели [8]». Далее автор замечает, продолжая анализ зарубежной информации «Стратегия Цифрового единого рынка определяет основные политические и юридические условия электронного сельского хозяйства в ЕС. ... В Европейском Союзе организовано несколько крупномасштабных пилотных проектов по оцифровке сельского хозяйства». Переходя к анализу вопроса применения в России «цифровизации» сельского хозяйства, автор правильно показывает, что «. развитие электронного (цифрового) сельского хозяйства вовлечено в предусмотренный федеральным законодательством механизм стратегического планирования ...» и перечисляет НПА и «предусмотрено также на уровне нормативных актов Евразийского Союза», «Разработанный Министерством сельского хозяйства РФ ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство».». При этом автор отмечает, что «. Магистральными составляющими цифрового сельского хозяйства.», перечисляет их. Автор замечает, что «Для проведения в жизнь цифровизации сельского хозяйства в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 25 февраля 2020 г. N 84 обозначено создание национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство»», и, анализируя НПА, делает вывод: «Правовое регулирование мероприятий, обеспечивающих цифровую трансформацию в том числе сельского хозяйства, должны поддерживаться актуализированными законодательными положениями общего характера. Так, например, ГК РФ дополнен.» определенными статьями, в частности о заключении договоров с электронной подписью и др. Примеры подкрепляются ссылками на источники и оппонентов. В заключение автор не подводит итог. А стоило бы это сделать. Судя по приведенным данным - все они только намерения и практически никакого отношения к сельскохозяйственному бизнесу не имеют. Автор не приводит свои доводы об направлениях его развития. Как нам кажется, приведены не конкретные, не однозначные и не дающие для практики и теории выводы. Необходимо констатировать, что журнал, в который представлена статья является научным, и автор направил в издательство статью, не совсем соответствующую требованиям, предъявляемым к научным публикациям, в частности для научной полемики он обращается к текстам научных статей оппонентов (только 3), но никаких выводов теоретического и практического свойства нет, тем более в отношении России (какой бизнес, тем более в сельском хозяйстве). Если ЕС констатирует проблемы в своих странах с интернетом, а в России, на примере цифровой школы видим эти и еще более глубокие проблемы с цифровизацией. Библиография не достаточно полная, не содержит нормативные акты, 3 современных научных исследований, к которым автор обращается. Обращает на себя внимание наименования некоторых работ «Риски и угрозы продовольственной безопасности.». Вот о чем скорее надо говорить, а не о прожектах Минсельхоза. Это не позволяет автору правильно определить проблемы и поставить их на обсуждение. Он, не исследовав их, пытается раскрыть предмет статьи. К замечаниям можно отнести отсутствие в библиографии указания на НПА, представлены нерабочие ссылки на интернет ресурсы, отсутствие указания на даты обращения к интернет ресурсам. Апелляция к оппонентам в связи с вышесказанным практически отсутствует. Автором используется материал других исследователей. Выводы - работа требует доработки и уточнения названия (предмета исследования), тогда можно говорить об опубликовании, интерес читательской аудитории будет присутствовать только после этого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.