Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования отношений в области рыболовства'

Вопросы правового регулирования отношений в области рыболовства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
сфера оборота водных биоресурсов / рыбопромысловые суда / рыболовные участки / общедопустимые уловы / зарубежный опыт / правовое регулирование правоотношений в области рыболовства / аукционы / принципы и критерии / the sphere of turnover of aquatic biological resources / fishing vessels / fishing areas / common catches / foreign experience / legal regulation of legal relations in the field of fisheries / auctions / principles and criteria

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эдуард Анатольевич Васильев

Введение. Рассматриваются вопросы формирования системы нормативных правовых актов в сфере промышленного рыболовства и создания юридических гарантий предпринимательства в сфере оборота водных биоресурсов. Методология. Проведен анализ основных нормативных документов, регулирующих правоотношения в сфере рыболовства, и представлен зарубежный опыт. Результаты. Внесены предложения, направленные на совершенствование правового регулирования правоотношений в сфере оборота водных биоресурсов, а также эффективное предупреждение браконьерства. Практическая значимость. Отражена актуальная информация о проблемах правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности. Выводы. Изложенные в статье методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования сферы оборота водных биоресурсов могут повысить эффективность участия предприятий рыбной отрасли в обеспечении продовольственной безопасности населения страны, а также заселенности труднодоступных районов российского Севера и Дальнего Востока; совершенствовать деятельность по борьбе с браконьерством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of legal regulation of relations in the field of fisheries

Introduction. The article discusses the formation of a system of regulatory legal documents on the issue of fishing and the creation of legal guarantees of entrepreneurship in the sphere of turnover of aquatic biological resources. Methodology. The analysis of the main regulatory documents regulating legal relations in the field of fishing is carried out and foreign experience is presented. Results. Proposals have been made aimed at improving the legal regulation of legal relations in the sphere of turnover of aquatic biological resources, as well as effective prevention of poaching. Practical significance. The current information on the problems of legal regulation in the field of economic security is refl ected. Conclusions. The methodological recommendations outlined in the article on improving the legal regulation of the sphere of turnover of aquatic biological resources can increase the effectiveness of the participation of fishing industry enterprises in ensuring the food security of the country's population, as well as the population of hard-to-reach areas of the Russian North and the Far East, and combat poaching.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования отношений в области рыболовства»

научный портал мвд России № 3 (63) 2023

scientific portal of the russia ministry of the interior

_УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Уголовное право

Научная статья

УДК 338.462; 631

Вопросы правового регулирования отношений в области рыболовства

Эдуард Анатольевич Васильев

ВНИИ МВД России, Москва, Россия

vea62@rambler.ru

АННОТАЦИЯ. Введение. Рассматриваются вопросы формирования системы нормативных правовых актов в сфере промышленного рыболовства и создания юридических гарантий предпринимательства в сфере оборота водных биоресурсов.

Методология. Проведен анализ основных нормативных документов, регулирующих правоотношения в сфере рыболовства, и представлен зарубежный опыт.

Результаты. Внесены предложения, направленные на совершенствование правового регулирования правоотношений в сфере оборота водных биоресурсов, а также эффективное предупреждение браконьерства.

Практическая значимость. Отражена актуальная информация о проблемах правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности.

Выводы. Изложенные в статье методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования сферы оборота водных биоресурсов могут повысить эффективность участия предприятий рыбной отрасли в обеспечении продовольственной безопасности населения страны, а также заселенности труднодоступных районов российского Севера и Дальнего Востока; совершенствовать деятельность по борьбе с браконьерством.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера оборота водных биоресурсов, рыбопромысловые суда, рыболовные участки, общедопустимые уловы, зарубежный опыт, правовое регулирование правоотношений в области рыболовства, аукционы, принципы и критерии

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Васильев Э. А. Вопросы правового регулирования отношений в области рыболовства // Научный портал МВД России. 2023. № 3 (63). С. 64-68.

Criminal Law

Original article

Issues of legal regulation of relations in the field of fisheries

Eduard A. Vasiliev

NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia

vea62@rambler.ru

ABSTRACT. Introduction. The article discusses the formation of a system of regulatory legal documents on the

issue of fishing and the creation of legal guarantees of entrepreneurship in the sphere of turnover of aquatic biological resources.

Methodology. The analysis of the main regulatory documents regulating legal relations in the field of fishing is carried out and foreign experience is presented.

Results. Proposals have been made aimed at improving the legal regulation of legal relations in the sphere of turnover of aquatic biological resources, as well as effective prevention of poaching.

Practical significance. The current information on the problems of legal regulation in the field of economic security is reflected.

Conclusions. The methodological recommendations outlined in the article on improving the legal regulation of the sphere of turnover of aquatic biological resources can increase the effectiveness of the participation of fishing industry enterprises in ensuring the food security of the country's population, as well as the population of hard-to-reach areas of the Russian North and the Far East, and combat poaching.

© Васильев Э. А., 2023

KEYWORDS: the sphere of turnover of aquatic biological resources, fishing vessels, fishing areas, common catches, foreign experience, legal regulation of legal relations in the field of fisheries, auctions, principles and criteria FOR CITATION: Vasiliev E. A. Issues of legal regulation of relations in the field of fisheries // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2023. № 3 (63). P. 64-68 (In Russ.).

Санкции и иные ограничительные меры, введенные западными странами в отношении российской экономики, ощутимого урона национальному рыбохозяйственному комплексу не нанесли. Важная для обеспечения продовольственной безопасности страны сфера народного хозяйства активно развивается, в том числе положительную динамику показывает главный параметр оценки эффективности его деятельности - вылов водных биоресурсов, который в 2022 г. остановился на уровне 4,9 млн т.

Нынешнего положительного результата рассматриваемая сфера во многом достигла за счет масштабной работы федеральных органов государственной власти по совершенствованию законодательства в области рыболовства и аквакультуры, в том числе изменений, внесенных в базовый для отрасли Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ). Напомним, что Федеральный закон № 166-ФЗ на сегодняшний день видоизменен 24 федеральными законами как с целью уточнения его отдельных положений, так и для внесения в него принципиально новых подходов, в частности: изменены правила для дрифтерного лова лосося, а именно с 1 января 2016 г. введен запрет на применение плавных (дрифтерных) сетей при промысле тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации; модифицирован механизм распределения права на добычу водных биоресурсов для промышленного и прибрежного рыболовства, а также упразднен институт рыбопромысловых участков, за исключением участков, формируемых в пресноводных объектах, и участков для добычи анадромных видов рыб; увеличен срок действия договора о закреплении доли квоты с 10 до 15 лет; установлены дополнительные требования к пользователям (повышение порога обязательного освоения выделенного объема с 50 до 70 %, освоение выделенного объема преимущественно собственными судами); введен механизм государственной поддержки строительства рыбодобывающих судов и рыбоперерабатывающих заводов через выделение объема водных биоресурсов в рамках кво-

ты на инвестиционные цели под конкретные инвестиционные проекты и т. д1.

Кроме названных трансформаций, совершенствована деятельность морских портов, направленная на улучшение условий обслуживания рыбопромысловых судов и перевалки рыбы, а также методики идентификации рыбной продукции. Ранее существовавшая методика позволяла только ответить на вопрос, соответствует ли рыба заявленному сорту или нет. При этом по ней невозможно было определить качество продукта. Теперь по штрих-коду на упаковке товара можно будет узнать информацию о конкретном продукте: район промысла, кем и когда выловлен и как попал в конкретный пункт реализации2. Кроме того, производитель обязан указывать на упаковке отдельно вес рыбной продукции и массу глазури (льда).

В правовом регулировании правоотношений в области рыболовства есть и иные нововведения, в том числе регулятор пытается решить вопрос обновления рыболовецкого флота и в 2017 г. запустил механизм стимулирования строительства новых судов на отечественных верфях3. Теперь ежегодно из общедопустимых уловов (далее -ОДУ) и подлежащих распределению по «историческому» принципу изымается 20 % объектов промысла, причем самых ликвидных (минтай, треска, пикша, сельдь, крабы и т. д.), и они передаются тем предприятиям, которые будут строить новые рыболовные суда на российских верфях или новые береговые перерабатывающие заводы (15 % на судостроение и 5 % на строительство заводов).

1 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» : Федер. закон от 29 июня 2015 г. № 208-ФЗ // СПС Консуль-тантПлюс; О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 3 июля 2016 г. № 349-Ф3 // СПС Консуль-тантПлюс.

2 Подробнее см.: О Техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» : решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 окт. 2016 г. № 162 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 25.05.2023).

3 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов : Федер. закон от 3 июля 2016 г. № 349-Ф3 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 25.05.2023).

Кроме этого, с 2017 г. 50 % квот на добычу (вылов) краба передано для распределения (продажи) через аукционы [1].

Но надо прямо признать, что значительная часть рыбаков изъятие из ОДУ части квот для стимулирования строительства флота и береговых заводов не поддерживают. Они считают решение регулятора в этой части ошибочным и активно оперируют к зарубежному опыту ведения рыбного бизнеса, который показывает, что в таких странах, как США, Исландия, Канада, Новая Зеландия, Дания, Нидерланды, государственная политика направлена не на строительство новых судов, а на технологическое совершенствование существующего флота и модернизацию ремонтной базы. Поэтому суда иностранных государств сегодня осуществляют вылов биоресурсов на иных, чем российские суда, глубинах и имеют конкурентные преимущества в ценообразовании за счет применения передовых технологий при производстве продукции.

Еще респонденты обращают внимание на то, что в зарубежных странах при строительстве флота практически нет шаблонного отношения, там рыболовецкие суда строятся индивидуально для каждого конкретного заказчика с учетом доступных для него сырьевых ресурсов. Основным критерием выбора типа судна является его максимальная эффективность на промысле и переработке предполагаемого объекта лова, поэтому более развито единичное и мелкосерийное строительство специализированных рыболовецких судов.

Думается, следует поддержать респондентов в том, что действующая идея стимулирования предпринимателей дополнительными квотами за строительство заводов по глубокой переработке товаров морского промысла и флота только на первый взгляд выглядит разумным государственным решением. Фактически это решение очередной раз подрывает веру рыбаков в возможность справедливого ведения бизнеса в России и в скором времени обязательно приведет к снижению ключевых экономических показателей отрасли [1], а в удаленных районах российского Севера и Дальнего Востока рыбаки снова потеряют работу. Такое положение связано с тем, что в нашей стране чиновники не знают основных постулатов, рыбная ловля - это не только направление национальной экономики, позволяющее зарабатывать деньги, но в первую очередь бизнес, который обеспечивает оседлость народа на территориях с трудными климатическими условиями.

Отсутствие слаженной работы регулятора с товаропроизводителем объясняет то, что в на-

стоящее время рыбаки за счет государственных ресурсов удовлетворяются сиюминутной выгодой и остаются равнодушными к призывам Рос-рыболовства и региональных властей не сбывать уловы в районе добычи иностранцам, а строить современные береговые предприятия по переработке объектов морского промысла, а также рыбопромысловые суда, заниматься селекцией и воспроизводством ценных видов рыб и т. д.

Другими словами, рыбаки не доверяют регулятору (75,5 %) и не видят удаленной перспективы своего развития (63 %). В качестве аргумента сказанному выделим еще одну проблему, которую в самое ближайшее время предстоит решать российским властям. Так, в настоящее время одной из серьезнейших проблем отрасли, от решения которой без всяких преувеличений зависит жизнь рыбацких семей, проживающих на приморских территориях, является вопрос о распределениях (закреплениях) рыболовных участков на добычу анадромных видов рыб (лосося), которые устойчиво входят в первую пятерку объектов, формирующих ресурсный потенциал отечественного рыболовства.

Обращение к отчетам Росрыболовства показало, что в последние годы лососевое хозяйство России демонстрирует небывалые показатели благодаря обильным нерестовым подходам горбуши, кижуча, кеты и нерки - около 500 тыс. т (максимальные объемы отечественного вылова были зафиксированы в 2018 г. - 676 тыс. т). В целом это достаточно большой объем рынка и хорошо отлаженный рентабельный бизнес, начало которому было заложено 15 лет назад, когда государство доверилось рыбакам и по итогам конкурса на основании договора пользования закрепило за предпринимателями рыболовные участки до 2027 г. В то время заявка предпринимателя должна была соответствовать критериям, утвержденным Правительством России: средневзвешенные показатели освоения квот добычи или объемов вылова рыбы, общий допустимый улов которой не устанавливается (20 %), показатель среднесуточного объема производства рыбной продукции на рыбоперерабатывающем заводе (30 %), размер платы за предоставление в пользование рыболовного участка (25 %).

В настоящее время властями сформировано 1 626 морских и речных рыболовных участков, из них 99,5 % предоставлено под промышленное рыболовство, на которые у большинства пользователей в 2027 г. истекает срок действия договоров. Для проведения «нового» конкурса регулятор предлагает внести изменения в федеральный закон о рыболовстве и распространить механизм торгов в элек-

тронной форме на рыболовные участки для добычи анадромных видов рыб, а в качестве ключевого признать «критерий добросовестности» рыбополь-зователя. По мнению Росрыболовства, озвученный термин обозначает наличие на каждом рыболовном участке завода по переработке рыбы, а также отсутствие в период пользования участком нарушений законодательства в области рыболовства с причинением крупного ущерба.

В свою очередь, власти приморских регионов предлагают дополнить озвученный принцип еще одним - вкладом пользователей в социально-экономическое развитие территорий.

Но рыбаки Дальнего Востока уверены, что если предстоящие аукционы на закрепление участков на добычу анадромных видов рыбы пройдут в виде электронных торгов, то на них победят исключительно олигархические группы, которые сумеют заручиться поддержкой крупных банков, как произошло с квотами на добычу водных биоресурсов в морских районах промысла [2, с. 27-28]4. Многие пользователи рыболовными участками из числа малых и средних предприятий Камчатского, Хабаровского краев и Сахалинской области лишатся участков, поскольку по своему финансовому потенциалу они не готовы состязаться с крупными столичными компаниями.

Есть у респондентов и другие вопросы, например к предлагаемому Росрыболовством принципу «критерии добросовестности», который подразумевает строительство для каждого рыболовного участка завода по переработке рыбы. Рыбаки аргументированно указывают, что на части речных участков отлавливается менее 50 т рыбы и, конечно, на такое количество сырца завод строить нецелесообразно, он никогда себя не окупит.

Региональные власти выдвигают еще одну идею - закрепить принцип «инвестиционное нормирование», то есть предприниматель, кроме предусмотренных российским законодательством налогов и сборов, ежегодно должен перечислять некую сумму денег на благотворительность. При этом инициаторы таких новшеств умалчивают, что в настоящее время уже существуют повышенные ставки налогов на вылов биоресурсов: кета - 12,6 тыс. рублей за одну т; горбуша - 7,9; кижуч - 15,1; чавыча - 15,1; нер-

ка - 30,0 и т. д.5 Указанные суммы денег должны поступить в бюджет сразу после оформления рыбаком разрешительных документов на промысел, то есть до начала путины вне зависимости, будет улов у предпринимателя или нет. При этом ст. 333.3 (Ставки сборов) Налогового кодекса Российской Федерации не учитывает даже форс-мажорные обстоятельства.

Думается, что здесь без дополнительного довода понятно, что все перечисленные затраты производитель рыбы закладывает в цену своего товара. Поэтому возникает справедливый вопрос: почему покупатель должен платить из своего кармана за безграмотную работу нерадивого руководителя?

Сказанным в некоторой степени объясняется то, что народ страны, которая имеет выход к двенадцати морям трех океанов, а также обладает ресурсами Каспийского моря и более двух миллионов рек6, не доедает около 10 кг рыбы в год. Для многих наших сограждан и сегодня товары морского промысла без дополнительных удорожаний становятся премиальными, роскошью, и их потребление за семь последних лет снизилось на 26 %. Безусловно, причины такого положения скрывают и другие факторы, например непомерно высокая цена на перевозку рыбы из мест добычи в центральные регионы страны, но основу такого положения все-таки составляет крайне высокая цена на рыбу и другие морепродукты, а также крайне низкое качество продаваемых через розничную сеть товаров. Поэтому сомнительным становится достижение целей Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации по потреблению в стране к 2030 г. рыбы на уровне 25 кг на человека в год, при этом самообеспечение должно достигнуть планки 85 %7.

В завершающей части статьи определим, что, несмотря на то что законодательство в об-

4 В настоящее время рыбную отрасль России представляют 5 тыс. предприятий различной формы собственности, которые обеспечивают работой, соответственно и заработной платой более 250 тыс. человек. Но при этом основной объем сырьевой базы всей отрасли - водные биоресурсы -принадлежит десяти крупным предприятиям, учредителями которых являются узнаваемые в России люди.

5 Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, действующие с 1 января 2023 г. (вступили в силу с 21 декабря 2022 г.). (Подробнее см.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ : ред. от 28 апр. 2023 г., ст. 333.3 // СПС Консуль-тантПлюс).

6 Всего в России 2,5 млн рек, общая протяженность которых превышает 8 млн км. При этом 40 рек имеют длину свыше 1000 км. (Подробнее об этом см.: Шаронов А. В. Все о странах мира. М. : Кристалл, 2011. С. 43).

7 См.: Об утверждении Стратегии развития рыбохозяй-ственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с Планом мероприятий по реализации стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года) : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 26 нояб. 2019 г. № 2798-р // СПС КонсультантПлюс.

ласти рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов является одним из наиболее динамично развивающихся, инициаторы нормот-ворческой работы не всегда учитывают интересы населения и зачастую цели, обозначенные в концептуальных документах отрасли, остаются недостигнутыми. Поэтому пока законопроект о том, каким образом в скором времени будут перераспределены рыболовные участки для вылова ана-дромных видов рыб, находится на рассмотрении в Государственной Думе, регулятор должен максимально сконцентрироваться на мнении жителей приморских регионов и выработать взвешенные подходы к определению принципов и критериев

этой важной работы. Тогда не надо будет принимать законы по ограничению перевозки лососевой икры в личном багаже8. Предприниматель сам побеспокоится о сохранности природных богатств, в полном объеме уплатит налоги и сборы, будет достойным хозяином на своей земле.

8 См.: О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления : Федер. закон от 14 июля 2022 г. № 254-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Васильев Э. А. Криминологический анализ детерминант, связанных с нарушением квотирования на добычу водных биоресурсов в РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. № 8 (147). С. 95-98.

2. Васильев Э. А., Корнилов Г. А. Обеспечение экономической безопасности в сфере оборота водных биоресурсов : монография. - М. : Юрлитинформ, 2022. - 200 с.

REFERENCES

1. Vasil'ev Eh. A. Nauka i obrazovanie: khozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie (Science and education: economics and economics; entrepreneurship; law and management), 2022, No. 8 (147), pp. 95-98.

2. Vasil'ev Eh. A., Kornilov G. A. Obespechenie ehkonomicheskoj bezopasnosti v sfere oborota vodnykh bioresursov : monografiya (Ensuring economic security in the sphere of circulation of water bioresources: monograph), Moscow: Yurlytinform, 2022, 200 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

3. А. Васильев - доктор юридических наук, доцент, почетный сотрудник МВД, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям экономи-

ческой направленности в сфере национального хозяйства научно-исследовательского центра по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

E. A. Vasiliev - Doctor of Juridical Sciences, Assistant Professor, Honored officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Chief Researcher of the Department for Research of Problems of Operational and Investigative Support of Counteracting Economic Crimes in the Spheres of the National Economy of the Research Center for Researching the Problems of Counteracting Crime in the Sphere of the Economy of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 31.05.2023; одобрена после рецензирования 26.06.2023; принята к публикации 10.08.2023.

The article was submitted 31.05.2023; approved after reviewing 26.06.2023; accepted for publication 10.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.