Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОЛОВСТВО / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ / ОБЩИЙ ДОПУСТИМЫЙ УЛОВ / КВОТЫ / ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА / FISHERY / MECHANISM OF LEGAL REGULATION / USE OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES / TOTAL ALLOWABLE CATCH / QUOTAS / CONTRACTUAL RELATIONS / STATE AUTHORITY IN THE FIELD OF FISHERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются правовые средства, составляющие структуру механизма правового регулирования использования водных биоресурсов, отмечается ключевая роль конструкции общих допустимых уловов. Особое внимание уделяется договорным средствам регулирования отношений по использованию водных биоресурсов, затрагивается проблема смешения прав и обязанностей сторон в договорах, а также совмещения контрольно-надзорных функций органа государственной власти и его прав и обязанностей как стороны в до-говорах в области рыболовства. Предлагаются некоторые изменения в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of improving the legal mechanism for regulating the use of aquatic biological resources

The article examines the legal means that make up the structure of the legal regulation mechanism for the use of aquatic biological resources, the key role of the design of the total permissible catches is noted. Particular attention is paid to contractual means of regulating relations on the use of aquat-ic biological resources, the problem of confusing rights and obligations of the parties in treaties, as well as combining the control and supervisory functions of the public authority and its rights and obligations as par-ties to fisheries treaties. Some changes are proposed in the legislation on fishing and conservation of aquatic biological resources.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

Экологическое право

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

ФЕДОРОВА Наталья Сергеевна,

аспирант отдела экологического и аграрного законодательства

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). E-mail: natalia_feodora@bk.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются правовые средства, составляющие структуру механизма правового регулирования использования водных биоресурсов, отмечается ключевая роль конструкции общих допустимых уловов. Особое внимание уделяется договорным средствам регулирования отношений по использованию водных биоресурсов, затрагивается проблема смешения прав и обязанностей сторон в договорах, а также совмещения контрольно-надзорных функций органа государственной власти и его прав и обязанностей как стороны в договорах в области рыболовства. Предлагаются некоторые изменения в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

Abstract: The article examines the legal means that make up the structure of the legal regulation mechanism for the use of aquatic biological resources, the key role of the design of the total permissible catches is noted. Particular attention is paid to contractual means of regulating relations on the use of aquatic biological resources, the problem of confusing rights and obligations of the parties in treaties, as well as combining the control and supervisory functions of the public authority and its rights and obligations as parties to fisheries treaties. Some changes are proposed in the legislation on fishing and conservation of aquatic biological resources.

Ключевые слова: рыболовство, механизм правового регулирования, использование водных биоресурсов, общий допустимый улов, квоты, договорные отношения, орган государственной власти в области рыболовства.

Keywords: fishery, mechanism of legal regulation, use of aquatic biological resources, total allowable catch, quotas, contractual relations, state authority in the field of fishery.

В теории правовой науки механизм правового регулирования определяется как взятая в единстве вся совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отно-

1

шения .

Объектами общественных отношений в области рыболовства выступают водные биологические ресурсы, которые включают в себя генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для

1 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве, с. 30.

2

человечества .

Водный биоресурс, как организм, - это живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, или, другими словами, живое тело, существующее самостоятельно и состоящее из согласованно функционирующих сложных частей, органов . Учитывая провозглашенную на международном уровне важность названного природного блага, правовое регулирование его использова-

2 "Конвенция о биологическом разнообразии" (Вместе с "Определением и мониторингом", "Процедурой арбитражного разбирательства", "Согласительной процедурой") (Заключена в г. Рио-де-Жанейро 05.06.1992) // Собрание законодательства РФ. 6 мая 1996 г. № 19. Ст. 2254.

3 Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: научно-практическое пособие. Отв. ред. Е.Л. Минина. М. ИЗиСП. Инфра-М. 2016.

ния должно осуществляться особым образом, с привлечением дополнительных средств правового воздействия. Такие средства должны быть направлены на неистощаемое (устойчивое) использование и сохранение биологического разнообразия.

В настоящее время сложился правовой механизм регулирования использования водных биоресурсов, направленный на упорядочение общественных отношений в указанной области и способствующий обеспечению потребностей многонационального народа России. В общих чертах данный правовой механизм отражен в Федеральном законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве).

Правовое регулирование использования водных биоресурсов осуществляется следующими правовыми средствами.

1. Ключевым правовым средством является конструкция общих допустимых уловов (ОДУ), направленная на удовлетворение публичных интересов (сохранение биоразнообразия водных биоресурсов).

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона о рыболовстве общий допустимый улов определяется как научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида. Общий допустимый улов исчисляется в тоннах (в том числе для водорослей - из расчета веса сырой массы) и штуках (для морских млекопитающих) .

ОДУ является количественным показателем возможного изъятия объектов промысла и устанавливается исходя из состояния водных биологических ресурсов в целях обеспечения сохранения биологического разнообразия животного мира и способности водных биологических ресурсов к воспроизводству и устойчивому существованию. Общие допустимые уловы определяются для всех видов промысловых водных биологических ресурсов2.

1 Постановление Правительства РФ от 25.06.2009 № 531 // СЗ, 29.06.2009, № 26, ст. 3205.

2 "Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) (под ред.

Таким образом, все имеющиеся в собственности государства водные биоресурсы в зависимости от их ценности, промысловой значимости и видового разнообразия подразделяются на те, в отношении которых устанавливается ОДУ (так называемые «одуемые»), и на те, в отношении которых ОДУ не устанавливается (соответственно «неодуемые»).

Критерии отнесения водных биоресурсов в перечень «одуемых» видов установлены приказом Минсельхоза России от 24 марта 2017 г. № 149 «Об утверждении порядка включения видов водных биологических ресурсов в перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биологических ресурсов, или исключения видов водных биологических ресурсов из указанного перечня» . К таким критериям относятся:

а) освоение рекомендованного объема добычи (вылова) вида водных биоресурсов в районе (зоне, подзоне) добычи (вылова) в течение последних трех лет более 70% ежегодно;

б) снижение запасов вида водных биоресурсов в течение последних двух лет на 20% и более ежегодно (за исключением видов водных биоресурсов, жизненный цикл которых не превышает три года);

в) неосуществление ранее в отношении вида водного биоресурса промышленного или прибрежного рыболовства;

г) определение запаса вида водных биоресурсов в новых районах добычи (вылова) в результате проведения научных исследований.

Поскольку конструкция ОДУ в дальнейшем предопределяет выдачу разрешительных документов, а также заключение договоров в области рыболовства, то перечисленные выше критерии представляются очень значимыми. Их следовало бы определять на уровне федерального закона, а не ведомственных актов.

В отношении водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается, действует Приказ Росрыболовства от 18.04.2013 № 287 «Об орга-

М.В. Пономарева) ("Юстицинформ", 2005) // СПС «Консультант плюс».

3 Приказ Минсельхоза России от 24 марта 2017 г. № 149 [Электронный ресурс]. иК1_: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012017080200187in dex=2&rangeSize=1 (дата обращения: 07.06.2018).

низации работ по предоставлению в пользование водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, а также организации контроля за освоением объемов их добычи (вылова)»1.

После утверждения перечней «одуе-мых» и «неодуемых» видов водных биоресурсов органы государственной власти распределяют между природопользователями квоты.

2. Квота добычи (вылова) водных биоресурсов определена в п. 13 ч. 1 ст. 1 Закона о рыболовстве как часть общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемая в целях осуществления рыболовства. Связанные с ОДУ, но несколько автономные, квоты выражаются в процентах.

Квотирования применяется при осуществлении всех видов рыболовства и выступает как определенный законодателем объем материальных благ, право вылова которых предоставляется государством конкретному частному лицу.

Виды квот, перечисленные в ч. 1 ст. 30 Закона о рыболовстве, применительно к которым распределяются и утверждаются общие допустимые уловы, соотносятся с видами рыболовства, указанными в ст. 16 Закона о рыболовстве.

3. В свою очередь каждый вид рыболовства осуществляется на основании закрепленных Законом о рыболовстве следующих юридических актов: решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, договор о предоставлении рыбопромыслового участка (с 01 января 2019 года - договор о предоставлении рыболовного участка), договор пользования водными биоресурсами и договор о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. Приведенные правоустанавливающие документы являются выражением правовых средств регулирования использования водных биоресурсов.

Названные правовые средства наиболее полно обеспечивают достижение главной

1 Приказ Росрыболовства от 18.04.2013 № 287 // СПС «Консультант плюс».

цели правового регулирования - упорядочивание общественных отношений в области рыболовства. Именно названными правоустанавливающими документами государство воздействует на поведение субъектов, осуществляющих рыболовную деятельность. С помощью юридических актов происходит реализация норм права с учетом конкретных обстоятельств конкретными участниками правоотношений.

Как было сказано выше, конструкция ОДУ является ключевым правовым средством механизма правового регулирования рыболовства. В зависимости от разделения видов водных биоресурсов на «одуемые» и «неодуемые» законодатель разным образом сочетает иные правовые средства. Следовательно, конструкция ОДУ предопределяет, какими другими правовыми средствами будет регулироваться рыболовство.

Например, в силу ст. 19 Закона о рыболовстве промышленное рыболовство в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, осуществляется на основании договора о закреплении доли квоты (добычи) вылова водных биоресурсов. А в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, промышленное рыболовство осуществляется на основании решений органов государственной власти или договоров: о предоставлении рыбопромыслового участка и о пользовании водными биоресурсами. Естественно, помимо названных правоустанавливающих документов необходимо наличие разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (в силу ч. 1 ст. 34 Закона о рыболовстве оно выдается при осуществлении всех видов рыболовства независимо от того, установлен в отношении водных биоресурсов общий допустимый улов или нет).

Таким образом, в зависимости от вида рыболовства и от ценности, доступности и биологических особенностей водных биоресурсов законодатель сочетает различные правовые средства.

Однако в условиях постоянно меняющихся (развивающихся) отношений, выработанные законодателем правовые средства требует усовершенствования и устранения возникших проблем.

В частности, недостатки правового механизма регулирования использования водных биоресурсов выражаются в отсутствии дифференциации прав и обязанностей обеих сторон в договоре о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биоресурсов и в договоре пользования водными биоресурсами, а также в совмещении «в руках» органа государственной власти контрольно-надзорных полномочий и прав и обязанностей как стороны по договору.

Для каждого вида договора Правительством РФ установлены соответствующие формы примерных договоров.

Так, например, форма примерного договора о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов1 содержит в себе перечень прав и обязанностей сторон договора. Причем раздел 2 называется «Права и обязанности сторон», но в тексте раздела нет слов «орган государственной власти вправе ...», «орган государственной власти обязан ...», «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе ...» и «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан ...». Все перечисленные в примерной Форме «права и обязанности» являются условными, нет четкого разграничения между правами и обязанностями, предоставляемыми как органу государственной власти, так и хозяйствующему субъекту. По форме изложения остается только догадываться и делать предположения, что из перечисленного является правами, а что обязанностями. Более того, отсутствие дифференциации прав и обязанностей исключает возможность предъявления различных требований сторон друг к другу.

Аналогично форме примерного договора о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов построена форма примерного договора пользования водными биоресурсами, в которой права и обязанности сторон также не разграничиваются.

Что касается прав и обязанностей органа государственной власти по всем видам договоров, то происходит следующая интерес-

1 Постановление Правительства РФ от 15.08.2008 № 612 «О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» // РГ, № 174, 19.08.2008.

ная ситуация.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о рыболовстве от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству»2 органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным заключать договоры в области рыболовства, является Федеральное агентство по рыболовству (далее - Росрыбо-ловство). Росрыболовство заключает договоры с природопользователями как уполномоченное государством лицо по распоряжению государственной собственностью - водными биоресурсами.

Заключая с природопользователями договор, Росрыболовство приобретает соответствующие права и обязанности в возникающих правоотношениях.

Формой примерного договора о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов3 установлено, что орган государственной власти по данному договору:

— осуществляет контроль за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем правил рыболовства, иных норм законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и условий настоящего договора;

— осуществляет контроль за освоением квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, распределенных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Формами примерных договоров о пре-

2 Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» // Собрание законодательства РФ, 23.06.2008, № 25, ст. 2979.

3 Постановление Правительства РФ от 15.08.2008 № 612 // РГ, N 174, 19.08.2008.

доставлении рыбопромыслового участка1 установлено, что орган государственной власти вправе осуществлять проверку соблюдения пользователем условий данного договора.

Формой примерного договора пользования водными биоресурсами2 установлено, что орган государственной власти:

— осуществляет в пределах своих полномочий контроль за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем правил рыболовства, иных норм законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, а также условий настоящего договора;

— осуществляет контроль за освоением объема добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Формой примерного договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, установлено, что Росрыболовст-во обязано осуществлять контроль за исполнением настоящего Договора.

Но по своей сути, приведенные выше права и обязанности нельзя назвать правами и обязанностями органа государственной власти как стороны договора. Это полномочия государственного органа в сфере использования и охраны водных биоресурсов в административном правоотношении.

В соответствии с п. 5.5.27 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 4443, Росрыболовство осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за

1 Постановление Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 // СЗ РФ, 21.04.2008, № 16, ст. 1693.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 986 // СЗ РФ, 12.01.2009, № 2, ст. 201.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2008 № 1078 // СЗ РФ, 12.01.2009, № 2, ст. 259.

2 Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 643 // РГ, № 183, 29.08.2008.

3 Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» // СЗ РФ, 23.06.2008, №

25, ст. 2979.

исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Согласно п. 5 Приказа Минсельхоза России от 18.02.2015 № 58 «Об утверждении Административного регламента Росрыболовст-ва по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федера-ции»4 предметом федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, является, в частности, соблюдение органами государственной власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в том числе условий договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Следовательно, полномочия по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением сторонами договоров требований законодательства в сфере рыболовства и условий договоров возникают у Росрыболовства в силу положений подзаконных нормативных правовых актов.

Тем самым, происходит совмещение контрольно-надзорных функций Росрыболовст-ва в рассматриваемой сфере с правами и обя-

4 Приказа Минсельхоза России от 18.02.2015 № 58 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015 (дата обращения 07.06.2018).

занностями этого органа государственной власти по договору, что приводит к искажению договорных форм использования водных биоресурсов и даже превращению их в разрешительные инструменты.

Кроме того, к полномочиям Росрыбо-ловства относится контроль за соблюдением условий договоров не только частными лицами (юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями), но и за соблюдением условий договоров органами государственной власти.

В случаях, когда со стороны государства в договорные отношения вступает Росрыбо-ловство, то оно же и обязано осуществлять контроль над собой в части соблюдения условий заключенного договора.

Однако не всегда договор заключается с Росрыболовством. Например, в соответствии с п. 7 Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 602 , договор о закреплении долей и (или) договор пользования водными биоресурсами для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах заключаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В таком случае, поскольку Формы примерных договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов и договора пользования водными биоресурсами остаются неизменными в части прав и обязанностей сторон договора, то орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять контроль за освоением квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем правил рыболовства, иных норм законодательства Российской Федерации, международных договоров

1 Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 602 // СЗ РФ, 18.08.2008, № 33, ст. 3864.

Российской Федерации и условий договора.

Однако, как уже указывалось выше, перечисленные контрольные функции являются полномочиями Росрыболовства в силу Положения о Федеральном агентстве по рыболовству. В результате получается так, что орган исполнительной власти, заключая с хозяйствующими субъектами договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) договор пользования водными биоресурсами, берет на себя часть функций по контролю (надзору) в сфере рыболовства, что противоречит ст. 78 Конституции РФ2.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы обратить внимание, что смешение стороны договора и контролирующего органа в лице Росрыболовства приводит к нарушению главного принципа договорных отношений - равноправия сторон.

Стоит учитывать, что действия участников данных правоотношений направлены, прежде всего, на использование водных биоресурсов в качестве природного ресурса, регулируемое в первую очередь нормами природоресурс-ного (публичного) права, а не гражданского.

Регулирование отношений, возникающих на основании договоров, осуществляется в первую очередь посредством специальных норм - положениями законодательства об использовании и сохранении водных биоресурсов. Соответственно равноправие сторон по всем видам договоров должно устанавливаться нормами специального законодательства.

Таким образом, целесообразнее исключить из форм примерных договоров всех видов не обусловленные сделкой права и обязанности уполномоченного органа, относящиеся к полномочиям по контролю за соблюдением другой сторон условий договора и норм законодательства.

Предлагается разграничить и закрепить на уровне подзаконных нормативно-правовых актов такие права и обязанности сторон по договору, которые будут выходить (исходить) из самого договора, а не обусловливаться контрольно-надзорной и иной административной деятельностью.

2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Например, в договоре о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биоресурсов требуется предусмотреть право органа государственной власти запрашивать информацию об освоении выделенных квот, а в качестве обязанности - предоставлять информацию о качественном и количественном состоянии водных биоресурсов.

Библиография:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для другой стороны договора - хозяйствующего субъекта - следует предусмотреть корреспондирующую обязанность принимать все необходимые меры для освоения выделенных квот, а также закрепить право запрашивать у органа государственной власти информацию о качественном и количественном состоянии водных биоресурсов.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. «Конвенция о биологическом разнообразии» (Вместе с "Определением и мониторингом", "Процедурой арбитражного разбирательства", "Согласительной процедурой") (Заключена в г. Рио-де-Жанейро 05.06.1992) // СЗ РФ. 6 мая 1996 г. N 19. Ст. 2254.

3. Постановление Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства и заключении такого договора» // СЗ РФ, 21.04.2008, N 16, ст. 1693.

4. Постановлению Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству»// СЗ РФ, 23.06.2008, № 25, ст. 2979.

5. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 602 «Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами» // СЗ РФ, 18.08.2008, № 33, ст. 3864.

6. Постановление Правительства РФ от 15.08.2008 № 612 «О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» // РГ, № 174, 19.08.2008.

7. Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается» // РГ, N 183, 29.08.2008.

8. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 986 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора» // СЗ РФ, 12.01.2009, N 2, ст. 201.

9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2008 № 1078 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключении такого договора» // СЗ РФ, 12.01.2009, N 2, ст. 259.

10. Постановление Правительства РФ от 25.06.2009 № 531 «Об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении» // СЗ, 29.06.2009, № 26, ст. 3205.

11. Приказ Минсельхоза России от 18.02.2015 № 58 «Об утверждении Административного регламента Росрыболовства по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации, 14.07.2015. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 07.06.2018).

12. Приказ Минсельхоза России от 24 марта 2017 г. № 149 «Об утверждении порядка включения видов водных биологических ресурсов в перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биологических ресурсов, или исключения видов водных биологических ресурсов из указанного перечня». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708020018?index=2&rangeSize=1 (дата обращения: 07.06.2018).

13. Приказ Росрыболовства от 18.04.2013 № 287 «Об организации работ по предоставлению в пользование водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, а также организации контроля за освоением объемов их добычи (вылова)» // СПС «Консультант плюс».

14. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве, с. 30.

15. "Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) (под ред. М.В. Пономарева) ("Юстицинформ", 2005) // СПС «Консультант плюс».

16. Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: научно-практическое пособие. Отв. ред. Е.Л. Минина. М. ИЗиСП. Инфра-М. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.