Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
собственности, а также норм обязательственного права, опосредующих оборот имущественных и неимущественных прав, и норм договорных конструкций о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ недостаточно. Необходимость участия государства, конечные цели деятельности субъектов, специфика научной сферы, в которой создаются потенциальные объекты инноваций, побуждают к учету иных правовых норм, характеризующих правовой статус субъектов, опосредующих деятельность в сфере управления, а также институты финансового и бюджетного права. Поэтому правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает наличие эффективного юридического инструментария, оформляющего отношения его субъектов как с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), так и с органами власти, в компетенцию которых входят действия в отношении субъ-
ектов инновационного предпринимательства по разрешению, содействию, контролю (субординационные властеотношения). Эта совокупность норм, регулирующих отношения юридического равенства с участием субъектов инновационного процесса (частноправовые) и отношения субординационные - публично-правовые, образует правовую среду инновационного предпринимательства и обеспечивает эффективное экономическое поведение его участников.
Библиографические ссылки
1. Шудегов В. На пути становления технологического суверенитета // Советник президента. 2007. № 52.
2. Об инновационной деятельности : федер. закон. URL: http://www.esp-izdat.ru/?article=1904.
© Кабанова А. В., Сафонов А. А., Ладыгина Л. Ф., 2011
УДК 669.713.7
П. К. Коркина Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отражены особенности состояния авиационной безопасности Российской Федерации в настоящее время, проанализирована роль России на международной воздушной арене, рассмотрена нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности Российской Федерации.
Современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью транспортной сферы. Транспорт является его системообразующим фактором и активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. От обеспечения транспортной безопасности существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.
Статистика последних 10-15 лет показывает, что от 50 до 70 % совершаемых террористических актов связано с транспортом [1]. Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение терроризма на транспорте. Антитеррористический императив транспортной безопасности носит объективный характер и в целом обусловлен значительным ростом террористических актов в мире, а также степенью его опасности непосредственно для транспортного комплекса.
Недавние драматические события, происшедшие 24 января этого года в московском аэропорту Домодедово, подтвердили, что транспорт продолжает оста-
ваться одной из сфер, наиболее подверженной угрозе терактов. Как показали события 11 сентября 2001 г. в США, а также ряд террористических актов последних лет с применением автомобиля начиненного взрывчаткой, транспортное средство стало использоваться террористами непосредственно как оружие.
Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса в целом [2].
О роли России на международной воздушной арене свидетельствует факт ее вхождения в число 27 экспертов при генеральном секретариате Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в которой состоят 190 государств [1].
Любое государство, развивая свою систему воздушного транспорта, формирует для ее деятельности правовую и нормативную базу, основанную на общепризнанных международных правовых актах и документах.
Законодательная база функционирования российской системы авиационной безопасности базируется на трех основных источниках: 1) международные правовые акты и документы по авиационной безопас-
Секция ««Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ности (Конвенции, Приложения к Чикагской конвенции, Руководства и Правила ИКАО, а также документы других международных организаций гражданской авиации); 2) правовые акты Российской Федерации, связанные с безопасностью и авиационной безопасностью (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ); 3) нормативные и руководящие документы по обеспечению авиационной безопасности, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ (Федеральной авиационной службой России). [3]
В настоящее время основным нормативным правовым актом, содержащим общие положения относительно обязательств по перевозке, является Гражданский кодекс РФ. [4] Собственно воздушное законодательство, отражающее специфику перевозки воздушным транспортом, согласно ст. 2 Воздушного кодекса РФ состоит из многих документов: 1) Воздушного кодекса РФ; 2) федеральных законов; 3) указов Президента РФ; 4) постановлений Правительства РФ;
5) федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил;
6) иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В связи с последними событиями в московском аэропорту Домодедово возникает необходимость в усилении комплекса мер по авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения в воздушное судно посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов [5].
На сегодняшний день неослабное внимание необходимо уделять обеспечению авиационной безопасности - повышать степень защищенности объектов авиации от незаконного вмешательства в их деятельность, внедряя систему мер превентивного характера, также необходимо снижать уровень риска совершения террористических актов за счет заблаговременного выявления источников потенциальной опасности, и конечно же необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовую базу [6]. Правительство РФ не оставляет без внимания и пытается хоть как-то изме-
нить ситуацию в сфере безопасности воздушных перевозок, путем совершенствования нормативно-правовой базы, а именно 1 февраля этого года было принято Постановление Правительства РФ [7], в соответствии с пунктом 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации был определен порядок охраны аэропортов и их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности. Задача такого изменения в законодательстве - предотвратить несанкционированный проход (проезд) лиц и транспортных средств, пронос оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств и предметов на территорию аэропортов. В частности, в международных аэропортах создают непрерывно функционирующие посты управления охраной. Они оснащаются техсредствами для сбора, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем охраны. Эти сведения должны автоматически передаваться в режиме реального времени ФСБ России, органам внутренних дел, Ространснадзору.
Террористы не останавливаются в своей изобретательности, сегодня пресса говорит о новом способе подготовки «Аль-Каидой» терактов - взрывное устройство помещается внутри тела «собаки-камикадзе», которая перевозится в грузовом отсеке самолета. В аэропорту Багдада были обнаружены тела двух мертвых собак, напичканные взрывчаткой. Угроза новых терактов нарастает. Это свидетельствует о необходимости продолжать работу по усовершенствованию законодательства в указанной сфере, изыскивая возможности обеспечения безопасности на транспорте и спокойствия пассажиров.
Библиографические ссылки
1. Резолюция I Международной конференции «Авиационная безопасность» (15 апреля 2010 г. Санкт-Петербург).
2. Информационно-аналитический портал по транспортной безопасности «Транспортный дозор». URL: http://transbez. com/officially/programs/transbez-part1.html.
3. Молчанов В. В. Законодательство. № 4. 2007.
4. Гражданский кодекс РФ. Глава 40 «Перевозка»
5. Воздушный Кодекс РФ. Глава XII. Статья 84 «Обеспечение авиационной безопасности»
6. Букреев В. А. Транспортная безопасность и технологии. № 3. 2010.
7. Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры : Постановление Правительства РФ № 42 от 01.02.2011.
© Коркина П. К., Фарафонтова Е. Л., 2011