Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 658.15.001.76
А. В. Кабанова, А. А. Сафонов Научный руководитель - Л. Ф. Ладыгина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрены основные проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России, а также предложены возможные пути решения выявленных проблем и меры по созданию благоприятных условий для развития правовой базы инновационной деятельности.
Ключевое значение в обеспечении инновационного развития экономики и общества в целом, принадлежит нормативно-правовому регулированию этих процессов. Поначалу оно складывалось бессистемно фактически во всех странах. Лишь во второй половине 90-х гг. появились первые государственные акты, специально рассчитанные на регулирование инновационной деятельности. Отчасти это объяснялось тем, что в органах власти еще не сложилось представление о содержании и формах инновационной деятельности, которая должна была придти на смену плановой экономики.
Еще в СССР внедрение результатов научных исследований рассматривалось как продолжение научно-технической деятельности и объявлялась функцией государства. Со временем стало очевидным, что подобная практика не решает проблемы, поскольку инновационная деятельность имеет свой предмет, четко выраженную специфику, и отражать их в должной мере нужно в специальных законах и других вытекающих из них подзаконных актах [1].
Соответствующие законы были приняты, правительством были утверждены концепции инновационной политики. В их развитие приняты акты правительства России, а также ряда министерств и ведомств, курирующих эту сферу. Государственное регулирование инновационной деятельности не ограничивается изданием документов, содержащих прямые директивные указания по конкретным вопросам, главные из которых коротко проанализированы выше. Существует значительный массив нормативно-правового материала, воздействие которого на общественные отношения, возникающие по поводу осуществления инновационной деятельности, носит косвенный характер. В их числе могут быть названы нормативные акты, регулирующие отношения в сферах малого предпринимательства и налогообложения.
Однако, несмотря на столь стремительное развитие за последние годы правовой базы инновационной сферы, она имеет ряд немаловажных проблем. Наиболее значимыми из которых являются:
- имеющейся на сегодняшний день национальной законодательной базы недостаточно. законы и подзаконные акты не в полной мере отражают разнородность юридических подсистем различных отраслей права.
- инновационное законодательство в россии развивается не только медленно и непоследовательно, но и без четкой концепции, вне определения методов правового регулирования, предмета и круга регулируемых отношений.
- легального определения инновации, равно как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ не существует и в настоящее время.
В настоящее время механизм реализации инновационной деятельности пока еще мало эффективен, недостаточна государственная поддержка правовых и законодательных проектов по разработке и постановке на производство наукоемкой продукции, несовершенна таможенная и налоговая политика.
Приоритетными направлениями по решению законодательных проблем развития научно-технического потенциала страны, по нашему мнению, являются следующие.
Во-первых, это поддержка передовых технологических разработок и высокотехнологичных секторов в промышленности, наиболее перспективными среди которых являются исследования и разработки в области нанотехнологий. Речь идет о создании огромной наукоемкой отрасли или даже целого спектра отраслей.
Второе направление законодательной работы - это совершенствование и гармонизация базового законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности.
И, наконец, третье основное направление законодательной поддержки инноваций - это изменения, вносимые в налоговое законодательство с целью создания благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности и налоговых преференций для научных учреждений [2].
При перемещении экономических категорий, характеризующих инновационный процесс, в правовую плоскость можно выделить следующие виды отношений, требующие правового оформления: возникающие в процессе создания научного результата и его востребованности; возникающие при оформлении интеллектуального продукта в материально-вещественный результат; отношения по передаче прав на овеществленный продукт субъектам инновационной деятельности. Отсюда можно сделать вывод о том, что инновационный процесс в правовом отношении должен быть представлен не менее чем в трех последовательно увязанных юридических звеньях норм. Учет этого побуждает соотносить рассуждения о необходимости принятия законодательства, регулирующего отношения в сфере инновационной деятельности, с установленной в Российской Федерации системой права и системой законодательства. Из-за особенностей субъектного состава инновационных отношений ясно, что одних лишь гражданско-правовых норм, относящихся к институту интеллектуальной
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
собственности, а также норм обязательственного права, опосредующих оборот имущественных и неимущественных прав, и норм договорных конструкций о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ недостаточно. Необходимость участия государства, конечные цели деятельности субъектов, специфика научной сферы, в которой создаются потенциальные объекты инноваций, побуждают к учету иных правовых норм, характеризующих правовой статус субъектов, опосредующих деятельность в сфере управления, а также институты финансового и бюджетного права. Поэтому правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает наличие эффективного юридического инструментария, оформляющего отношения его субъектов как с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), так и с органами власти, в компетенцию которых входят действия в отношении субъ-
ектов инновационного предпринимательства по разрешению, содействию, контролю (субординационные властеотношения). Эта совокупность норм, регулирующих отношения юридического равенства с участием субъектов инновационного процесса (частноправовые) и отношения субординационные - публично-правовые, образует правовую среду инновационного предпринимательства и обеспечивает эффективное экономическое поведение его участников.
Библиографические ссылки
1. Шудегов В. На пути становления технологического суверенитета // Советник президента. 2007. № 52.
2. Об инновационной деятельности : федер. закон. URL: http://www.esp-izdat.ru/?article=1904.
© Кабанова А. В., Сафонов А. А., Ладыгина Л. Ф., 2011
УДК 669.713.7
П. К. Коркина Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отражены особенности состояния авиационной безопасности Российской Федерации в настоящее время, проанализирована роль России на международной воздушной арене, рассмотрена нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности Российской Федерации.
Современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью транспортной сферы. Транспорт является его системообразующим фактором и активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. От обеспечения транспортной безопасности существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.
Статистика последних 10-15 лет показывает, что от 50 до 70 % совершаемых террористических актов связано с транспортом [1]. Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение терроризма на транспорте. Антитеррористический императив транспортной безопасности носит объективный характер и в целом обусловлен значительным ростом террористических актов в мире, а также степенью его опасности непосредственно для транспортного комплекса.
Недавние драматические события, происшедшие 24 января этого года в московском аэропорту Домодедово, подтвердили, что транспорт продолжает оста-
ваться одной из сфер, наиболее подверженной угрозе терактов. Как показали события 11 сентября 2001 г. в США, а также ряд террористических актов последних лет с применением автомобиля начиненного взрывчаткой, транспортное средство стало использоваться террористами непосредственно как оружие.
Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса в целом [2].
О роли России на международной воздушной арене свидетельствует факт ее вхождения в число 27 экспертов при генеральном секретариате Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в которой состоят 190 государств [1].
Любое государство, развивая свою систему воздушного транспорта, формирует для ее деятельности правовую и нормативную базу, основанную на общепризнанных международных правовых актах и документах.
Законодательная база функционирования российской системы авиационной безопасности базируется на трех основных источниках: 1) международные правовые акты и документы по авиационной безопас-