Решетневскце чтения
УДК 658.15.001.76
М. А. Рагозина, А. В. Кабанова, А. А. Сафонов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрены основные проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России, а также предложены возможные пути решения выявленных проблем и меры по созданию благоприятных условий для развития правовой базы инновационной деятельности.
Ключевое значение в обеспечении инновационного развития экономики и общества в целом принадлежит нормативно-правовому регулированию этих процессов. Поначалу оно складывалось бессистемно фактически во всех странах. Лишь во второй половине 1990-х гг. появились первые государственные акты, специально рассчитанные на регулирование инновационной деятельности. Отчасти это объяснялось тем, что в органах власти еще не сложилось представление о содержании и формах инновационной деятельности, которая должна была прийти на смену плановой экономики.
Соответствующие законы были приняты, правительством были утверждены концепции инновационной политики. В их развитие приняты акты правительства России, а также ряда министерств и ведомств, курирующих эту сферу. Государственное регулирование инновационной деятельности не ограничивается изданием документов, содержащих прямые директивные указания по конкретным вопросам. Существует значительный массив нормативно-правового материала, воздействие которого на общественные отношения, возникающие по поводу осуществления инновационной деятельности, носит косвенный характер. В их числе могут быть названы нормативные акты, регулирующие отношения в сферах малого предпринимательства и налогообложения.
Однако, несмотря на столь стремительное развитие за последние годы правовой базы инновационной сферы, она имеет ряд немаловажных проблем. Наиболее значимыми из которых являются следующие:
1. Имеющейся на сегодняшний день национальной законодательной базы недостаточно. Законы и подзаконные акты не в полной мере отражают разнородность юридических подсистем различных отраслей права.
2. Инновационное законодательство в России развивается не только медленно и непоследовательно, но и без четкой концепции, вне определения методов правового регулирования, предмета и круга регулируемых отношений.
3. Легального определения инновации, равно как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ не существует и в настоящее время.
4. Сейчас механизм реализации инновационной деятельности пока еще мало эффективен, недостаточна государственная поддержка правовых и законодательных проектов по разработке и постановке на про-
изводство наукоемкой продукции, несовершенна таможенная и налоговая политика.
Приоритетными направлениями по решению законодательных проблем развития научно-технического потенциала страны, по нашему мнению, являются следующие:
Во-первых, это поддержка передовых технологических разработок и высокотехнологичных секторов в промышленности, наиболее перспективными среди которых являются исследования и разработки в области нанотехнологий. Речь идет о создании огромной наукоемкой отрасли или даже целого спектра отраслей.
Второе направление законодательной работы - это совершенствование и гармонизация базового законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности.
Третье основное направление законодательной поддержки инноваций - это изменения, вносимые в налоговое законодательство с целью создания благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности и налоговых преференций для научных учреждений [1].
При перемещении экономических категорий, характеризующих инновационный процесс, в правовую плоскость можно выделить следующие виды отношений, требующие правового оформления: возникающие в процессе создания научного результата и его востребованности; возникающие при оформлении интеллектуального продукта в материально-вещественный результат; отношения по передаче прав на овеществленный продукт субъектам инновационной деятельности. Отсюда можно сделать вывод о том, что инновационный процесс в правовом отношении должен быть представлен не менее чем в трех последовательно увязанных юридических звеньях норм. Учет этого побуждает соотносить рассуждения о необходимости принятия законодательства, регулирующего отношения в сфере инновационной деятель -ности, с установленной в Российской Федерации системой права и системой законодательства. Из-за особенностей субъектного состава инновационных отношений ясно, что одних лишь гражданско-правовых норм, относящихся к институту интеллектуальной собственности, а также норм обязательственного права, опосредующих оборот имущественных и неимущественных прав, и норм договорных конструкций о порядке проведения опытно-конструкторских и науч-
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
но-исследовательских работ недостаточно. Необходимость участия государства, конечные цели деятельности субъектов, специфика научной сферы, в которой создаются потенциальные объекты инноваций, побуждают к учету иных правовых норм, характеризующих правовой статус субъектов, опосредующих деятельность в сфере управления, а также институты финансового и бюджетного права. Поэтому правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает наличие эффективного юридического инструментария, оформляющего отношения его субъектов как с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), так и с органами власти, в компе-
тенцию которых входят действия в отношении субъектов инновационного предпринимательства по разрешению, содействию, контролю (субординационные в ластеотношения).
Эта совокупность норм, регулирующих отношения юридического равенства с участием субъектов инновационного процесса (частноправовые) и отношения субординационные (публично-правовые), образует правовую среду инновационного предпринимательства и обеспечивает эффективное экономическое поведение его участников.
Библиографическая ссылка
1. Федеральный закон об инновационной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.esp-izdat.ru/?article=1904.
M. A. Ragozina, A. V. Kabanova, A. A. Safonov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY
The article considers problems of legal regulation of innovative activity in Russia are considered, and also possible ways of the decision of the revealed problems and a measure on creation of favorable conditions for development of legal base of innovative activity are offered.
© Рагозина М. А., Кабанова А. В., Сафонов А. А., 2011
УДК 658
А. В. Рябченко, Ю. В. Данильченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Рассмотрены основные проблемы в ракетно-космической отрасли, задачи, решаемые в ходе реализации стратегии развития отрасли. Показано, что в процессе структурно-организационных преобразований необходимо учитывать сложность структуры ракетно-космической промышленности.
В настоящее время перед ракетно-космической промышленностью (РКП) России все так же остро стоят системные проблемы, накопленные за последние два десятилетия [1]:
- опасность утраты научно-технических, технологических и производственных возможностей для создания ракетно-космической техники (РКТ);
- исчерпание научно-технического и производственно-технологического заделов;
- старение кадрового потенциала РКП при остром дефиците притока молодых квалифицированных специалистов;
- трудности широкого выхода РКП на международный космический рынок.
Перечисленные проблемы приводят к снижению качества выпускаемой РКТ, низким темпам инновационного и технологического развития отрасли и на-
родного хозяйства в целом, к принятию неэффективных управленческих решений, потере конкурентных позиций России в международном экономическом пространстве, отсутствию должного вклада в социально-экономическое развитие страны.
Для решения накопленных системных проблем и устранения возникающих негативных последствий в отрасли разработана стратегия развития РКП, взаимосвязанная по основным направлениям с Федеральной космической программой, Государственной программой вооружения и рядом других нормативных документов. В процессе реализации стратегии развития ракетно-космической промышленности должны быть решены следующие задачи:
- формирование опережающего научно-технологического задела, повышение качества и конкурентоспособности продукции;