Научная статья на тему 'Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД'

Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1022
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / COMMUNICATION / POLICE OFFICER / CRIME CONTROL / NEGOTIATION ACTIVITIES / FORENSIC INFORMATION / LEGAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Кочесокова Залина Хазраталиевна, Геляхова Лейла Абдуллаховна

В статье отражен коммуникативный аспект деятельности сотрудников в ходе переговоров, рассматриваются особенности, функции, методы и задачи коммуникативной стороны переговорной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Кочесокова Залина Хазраталиевна, Геляхова Лейла Абдуллаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGITIMATE PSYCHOLOGICAL INFLUENCE IN THE VOCATIONAL ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

This article briefly and concisely reflects the communicative aspect of activities of law enforcement officers in the course of negotiations. The authors consider specifics, functions, methods and goals of the communicative aspect of negotiations conducted by the personnel of the law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»

УДК 351.74:159.9 Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

Кочесокова Залина Хазраталиевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

Геляхова Лейла Абдуллаховна

кандидат юридических наук,

преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ВОПРОСЫ ПРАВОМЕРНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Mashekuasheva Margarita Hasanbievna

PhD in Psychology, Senior Lecturer, General Vocational Disciplines Subdepartment, North-Caucasian Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Kochesokova Zalina Hazratalievna

PhD in Economics, Assistant Professor, Special Disciplines Subdepartment, North-Caucasian Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Gelyakhova Leila Abdulakhovna

PhD in Law, Lecturer, General Vocational Disciplines Subdepartment, North-Caucasian Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ISSUES OF LEGITIMATE PSYCHOLOGICAL INFLUENCE IN THE VOCATIONAL ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Аннотация:

В статье отражен коммуникативный аспект деятельности сотрудников в ходе переговоров, рассматриваются особенности, функции, методы и задачи коммуникативной стороны переговорной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова:

коммуникация, сотрудник полиции, борьба с преступностью, переговорная деятельность, криминалистическая информация, правовые основы.

Summary:

This article briefly and concisely reflects the communicative aspect of activities of law enforcement officers in the course of negotiations. The authors consider specifics, functions, methods and goals of the communicative aspect of negotiations conducted by the personnel of the law enforcement bodies.

Keywords:

communication, police officer, crime control, negotiation activities, forensic information, legal framework.

Переговоры - один из ненасильственных способов борьбы с преступностью, основанный на законе, нравственности, психологии и представляющий собой в ряде криминальных ситуаций диалог с преступниками (преступными организациями, обществами, группами) в целях склонения их к отказу от дальнейшей преступной деятельности, а также активного содействия раскрытию и расследованию преступлений, розыску и задержанию совершивших их лиц, устранению причиненного вреда, получения оперативной и криминалистически значимой информации [1].

Основная суть переговорной деятельности заключается в правомерном психологическом воздействии.

Правовую основу для переговорной деятельности с преступниками и психологическое обеспечение выполнения служебно-боевых задач сотрудниками органов внутренних дел составляют нормативно-правовые источники, как на уровне федеральных законов, так и подзаконных актов. В федеральном законе «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 содержится специальная норма, регламентирующая особенности ведения переговоров с террористами (ст. 14).

Как правовое явление переговорная деятельность базируется на требованиях Конституции РФ (ст. 2), уголовно-правовых институтах крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК РФ), обстоятельствах, смягчающих наказание (ст. 61 УК РФ,

п. «и»), освобождении от уголовной ответственности лиц при условиях, перечисленных в примечаниях к ст. 126, 205, 206 УК РФ (похищение человека, терроризм, захват заложников), мерах, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК РФ). В соответствии с порядком проведения специальных операций по освобождению заложников их психологическое обеспечение включает четыре основных этапа:

- Подготовительный этап. На этом этапе в рамках служебной деятельности осуществляются основные мероприятия по организации психологического обеспечения и психологической подготовки личного состава к проведению специальных операций.

- Этап переговоров (несиловой) - от момента установления факта захвата заложников до освобождения всех заложников или до начала боевых действий. На этом этапе в задачи психологического обеспечения входит: стабилизация морально-психологической обстановки; психологическое воздействие на преступника; формирование психологической готовности участников переговорного процесса к выполнению необходимых функций; морально-психологическая поддержка заложников и участников переговорного процесса; психологическое сопровождение переговорного процесса; оказание помощи нуждающимся [2].

- Этап силовых мероприятий (силовой) - от начала непосредственной подготовки к боевым действиям до освобождения всех заложников. На этом этапе основными задачами обеспечения являются формирование психологической готовности участников силовых мероприятий к выполнению необходимых функций, психологическое сопровождение боевых действий и оказание психологической помощи нуждающимся.

- Восстановительно-реабилитационный этап - от момента освобождения заложников, выхода операции до устранения имеющихся у них последствий психического стресса и нормализации состояния [3].

Процесс психологического обеспечения на подготовительном этапе, несомненно, сказывается на эффективности переговорного процесса в целом. Подготовительный этап начинается с момента получения информации о захвате заложников. Однако если мы говорим о необходимости подготовки переговорщиков, то она начинается уже с момента начала их обучения. Таким образом, можно говорить о подготовительном этапе психологического обеспечения специальных операций по освобождению заложников в широком смысле, имея в виду предварительную психологическую подготовку переговорщиков. Рассматривая же конкретную ситуацию захвата заложников, началом подготовительного этапа считаем момент получения информации о чрезвычайном происшествии, а окончанием - начало переговоров.

Психологическое обеспечение на подготовительном этапе осуществляется по нескольким направлениям: формирование готовности переговорщиков к ведению переговоров; формирование служебно-боевой готовности личного состава оперативных групп к выполнению предписанных функций; подготовка к оказанию психологической помощи заложникам [4].

Аргументы сторонников второго подхода, так называемого «гибкого реагирования», базируются на реалистичной концепции, учитывающей объективные психологические законы, которые определяют поведение человека в экстремальных условиях, и предполагающей адекватное этим законам реагирование на конкретную ситуацию [5].

Анализ материалов о практике деятельности правоохранительных органов свидетельствует: для того чтобы хладнокровно и разумно реагировать на агрессивные действия и злоупотребления толпы и при этом трезво учитывать создавшуюся ситуацию, сотруднику органов внутренних дел необходимы не только психические и физические усилия, но и знание особенностей поведения человека, механизма его формирования, стереотипов действий человека в экстремальных условиях и т. д. [6].

Одним из приемов правомерного психического воздействия является сокрытие пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, сотрудник косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы не поступила информация о неосведомленности по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал утечку информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению.

Большая возможность оказания воздействия заключается в системе предъявления доказательств.

Приведем некоторые правила эффективного предъявления доказательств:

- Перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем чтобы исключить нейтрализующие их уловки лица.

- Предъявлять доказательства по их возрастающей значимости.

- По каждому доказательству получить объяснение.

- Всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств [7]. Одно из основных средств психического воздействия - вопрос сотрудника ОВД. Вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для лица или активизировать его предвосхищающую деятельность.

В профессиональной деятельности необходимо широко использовать противодействующие вопросы, то есть такие, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого.

Вопросы-реплики демонстрируют информационную осведомленность, предупреждают о невозможности ввести в заблуждение [8].

Ошибочно полагать, что большое количество фактов, которыми одна сторона подкрепляет занятую на переговорах позицию, всегда будет достаточным для мотивирования другой стороны [9].

Совершенно очевидно, что рассмотреть за позицией интересы вполне возможно, но одновременно с тем и довольно сложно. Позиция, как правило, конкретна и ясна. Интересы же, стоящие за позицией, могут быть плохо выражены, трудноуловимы, непоследовательны [10]. Интересы являются мотивировкой поведения людей на переговорах, движущей силой на фоне споров из-за позиций.

В заключении отметим, что, конечно, теорией и практикой выработано достаточное количество приемов воздействия, но при взаимодействии в ходе профессиональной деятельности сотрудника ОВД каждый новый человек являет собой тайну человеческой души, а эффективность профессиональной коммуникации предполагает умение терпеливо подбирать к ней ключи.

Ссылки:

1. Андреев Н.В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. М., 1997.

2. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками (правовые, организационные, оперативно-тактические основы). М., 1994. С. 60.

3. Андреев Н.В. Указ. соч.

4. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников : метод. рекомендации. М., 1995. С. 12-18.

5. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников ОВД : материалы междунар. конф. «Вопросы современной юриспруденции». 2013. 122 с.

6. Геляхова Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. 471 с.

7. Белкин Р.С. Профессия следователь. М., 1998. С. 82.

8. Машекуашева М.Х. Особенности психологического обеспечения ведения переговоров в ситуациях захвата заложников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам ХХХ1Х международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. № 4 (39). Ч. II. 180 с.

9. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности мониторинга инновационного потенциала сотрудников полиции // Бизнес в законе. М., 2014. 316 с.

10. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.