Научная статья на тему 'Вопросы права социального обеспечения в германской литературе'

Вопросы права социального обеспечения в германской литературе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ПОСОБИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхатдинов Владимир Шамильевич, Силкина Екатерина Алексеевна

Рассматриваются основные вопросы социального обеспечения в Германии. Исследуются определения права социального обеспечения, его предмет, разновидности социальных услуг. Приводится обзор положений немецких учебников по названному предмету

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы права социального обеспечения в германской литературе»

в. Ш. Шайхатдинов* Е. А. силкина**

вопросы права социального обеспечения в германской литературе

Рассматриваются основные вопросы социального обеспечения в Германии. Исследуются определения права социального обеспечения, его предмет, разновидности социальных услуг. Приводится обзор положений немецких учебников по названному предмету.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальное страхование, семейные пособия, социальная помощь

Main issues of social security in Germany are considered. Definitions of the law of social security, its subject, kinds of social services are investigated. An overview of provisions of German textbooks for analyzed theme is given.

Key words: social security, social insurance, family allowances, social assistance

Федеративная Республика Германия относится к числу стран-родоначальниц науки права социального обеспечения. Законодательство о социальном обеспечении ФРГ весьма прогрессивно, а германская система социального обеспечения отличается гибкостью и эффективностью. Именно поэтому несомненный научный интерес представляет изучение правового регулирования, а также научное осмысление вопросов права социального обеспечения Германии.

В Германии «право социального обеспечения» употребляется в трех значениях: как область права, в которой отразилась социальная идея защиты слабых; как третья ветвь права, наряду с частным и публичным правом; как отдельная область права, в предмет которой входят выплаты по социальному страхованию. По мнению Э. Эйхенхофера, профессора Университета им. Ф. Шиллера (Йена), необходимо придерживаться третьей позиции, различая при этом социальное право (das soziales Recht) и право социального обеспечения (das Sozialrecht). Если социальное право нацелено на реализацию социальных принципов в различных областях применения права (к примеру, защита должника, охрана прав квартиросъемщика, защита прав потребителя, наемного работника и т. д.), то право социального обеспечения возникло в результате развития социальной идеи защиты слабых. Автор делает вывод, что право социального обеспечения — составная часть социального права, которое, в свою очередь, является частью права в целом1. Такой подход в основном совпадает со взглядами российских ученых на соотношение надотрасли социального права и отрасли права социального обеспечения.

Э. Эйхенхофер предлагает два определения законодательства о социальном обеспе-чении2:

это совокупность правовых норм, регулирующих предоставление государством обслуживания, вещей или денежных выплат гражданам на основании предварительного обеспечения, с целью компенсации ущерба, содействия в получении профессионального образования или трудоустройстве либо при нуждаемости;

* Шайхатдинов Владимир Шамильевич — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). Рабочий телефон: (343) 375-52-32.

** Силкина Екатерина Алексеевна — аспирант кафедры социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). E-mail: easilkina@mail. ru.

это совокупность правовых норм, регулирующих социальное страхование (пенсионное страхование (die Rentenversicherung), страхование на случай болезни (die Krankenversicherung), страхование на случай необходимости ухода (die Pflegeversicherung), страхование от несчастных случаев (die Unfallversicherung), страхование на случай безработицы (die Arbeitslosenversicherung), социальное возмещение (обеспечение жертв войны, насилия, компенсация вреда от вакцинации и в случаях так называемого неподлинного страхования от несчастных случаев), социальное содействие (компенсация семейных расходов, содействие в получении профессионального образования или трудоустройстве, реабилитация) и социальную помощь (социальная помощь, помощь безработным, забота о жертвах войны, помощь несовершеннолетним).

Эти определения, на наш взгляд, взаимно дополняют друг друга: первое включает признаки законодательства о социальном обеспечении, а во втором приводится исчерпывающий перечень соответствующих правовых институтов.

Предмет права социального обеспечения в Германии составляет законодательство об управлении социальными услугами как особая часть административного законодательства. При этом социальные услуги (die Sozialleistungen) представляют собой обобщающее понятие для трех видов обеспечения: предоставление услуг (die Dienstleistungen), вещные предоставления (die Sachleistungen), денежные выплаты (die Geldleistungen). Предмет права социального обеспечения в России несколько шире, чем в Германии, в него входят не только процедурные, процессуальные отношения в области социального обеспечения, но и материальные правоотношения по предоставлению различных видов обеспечения, являющиеся ядром предмета отрасли.

В зависимости от оснований предоставления, отдельных видов социальных услуг, содержания услуг, а также от органа, предоставляющего обеспечение, выделяются четыре блока социального обеспечения: «социальное предварительное обеспечение» (soziale Vorsorge), «социальное возмещение» (soziale Entschädigung), «социальное содействие» (soziale Förderung), «социальная помощь» (soziale Hilfe)3.

Социальное предварительное обеспечение существует для смягчения, устранения последствий социальных рисков в пенсионном страховании, страховании на случай болезни, от несчастных случаев и безработицы, предоставляется из особого имущества управомоченного государственного органа. Таким образом, социальное предварительное обеспечение охватывает социальное страхование. Социальное возмещение — это компенсации лицам, пострадавшим в интересах общества (жертвы войны, насилия, военнослужащие и гражданские служащие, которым нанесен вред в результате их профессиональной деятельности). Социальное содействие направлено на оказание помощи в трудоустройстве, профессиональном обучении и переобучении; социальное содействие также включает предоставление выплат семьям, дотации на аренду жилья, реабилитацию и социализацию лиц с ограниченными возможностями. Социальная помощь нацелена на обеспечение прожиточного минимума, оказание помощи в особых жизненных ситуациях, обеспечение условий для развития и воспитания детей.

Рассуждая об истории, настоящем и будущем права социального обеспечения, Э. Эйхенхофер констатирует, что распределительная система социального обеспечения Германии в результате спада рождаемости, роста продолжительности жизни населения, безработицы, иных экономических вызовов может привести к пробелам в финансировании социального обеспечения. Автор видит выход в постепенной перестройке распределительной системы социального обеспечения по долгосрочным социальным рискам (нетрудоспособность, старость, болезнь, нуждаемость в уходе) в накопительную систему, а также в постепенном расширении частного обеспечения. Законодатель уже проводит преобразования в данном направлении. Подчеркивается, что в будущем объем предоставляемых социальных услуг должен соответствовать демографической ситуации и изменениям в сфере занятости4.

Интересна предложенная Эйхенхофером классификация социальных услуг5.

В зависимости от содержания выделяются уже названные: 1) предоставление услуг (консультирование либо фактическая помощь, в частности лечение, уход на дому, помощь в ведении хозяйства, помощь со стороны предприятия, лечебная гимнастика, содействие в трудоустройстве); 2) вещные предоставления (предоставление на время или передача в собственность медикаментов, перевязочных средств, протезов, кресел-колясок и др.); 3) денежные выплаты (пенсии, пособия по болезни, выплаты потерпевшим).

Социальные услуги подразделяются также по обязательности их предоставления: услуги, предоставляемые в обязательном порядке (например, пенсия по старости), и услуги, оказываемые по усмотрению органа, предоставляющего социальное обеспечение (при реабилитации или содействии в трудоустройстве и пр.).

По направленности различаются каузальные и финальные социальные услуги. Каузальные социальные услуги предоставляются по основаниям, находящимся в прошлом (causa): пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев, оказание помощи жертвам войны и др. Финальные социальные услуги, напротив, направлены на достижение определенного результата в будущем (finis): содействие в трудоустройстве и профессиональном обучении, реабилитация инвалидов и т. д.

Выделяют три основных принципа, на базе которых осуществляется социальное обеспечение ФРГ: принцип страхования (социальное страхование), принцип попечения (например, обеспечение жертв войн), принцип социальной помощи (обеспечение пособиями по безработице, социальными пособиями)6.

Пенсионное страхование охватывает обеспечение по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца наемных работников, самозанятых лиц и членов их семей. Оно строится на нескольких основных принципах: 1) принцип страхования (установление обеспечения независимо от нуждаемости в ней управомоченного лица, размер обеспечения исчисляется не из взносов, а из доходов застрахованного); 2) принцип распределения и договор поколений; 3) принцип социальной компенсации (при назначении пенсии учитываются периоды, в которые не вносились страховые взносы, к примеру время воспитания детей)7.

Общие условия для назначения пенсии по старости в Германии — достижение 65 лет и наличие страхового стажа не менее 60 календарных месяцев. Однако при наличии не менее 35 лет страхового стажа граждане вправе получать пенсию по достижении 62 лет (для долгосрочно застрахованных) либо 63 лет (для лиц, страдающих тяжелым физическим недостатком). Граждане, рожденные до 1952 г., вправе претендовать на досрочную пенсию по старости, если они долгосрочно застрахованы, страдают тяжелым физическим недостатком, безработны, частично заняты вследствие возраста или являются женщинами.

С 2012 по 2029 г. в ФРГ пройдет постепенное повышение пенсионного возраста (его планируется увеличить до 67 лет). Для граждан, рожденных с 1947 по 1958 г., пенсионный возраст за каждый год указанного периода будет повышаться на один месяц, а с 1959 по 1964 г. — на два месяца.

Снижение трудоспособности (Erwerbsminderung) — условие (социальный риск) назначения пенсии по инвалидности. Различаются полная и частичная нетрудоспособность, при первой выплачивается полная пенсия по инвалидности, при второй — половина пенсии. При этом под полной утратой трудоспособности в законодательстве ФРГ понимается такое состояние застрахованного лица, при котором он до достижения пенсионного возраста вследствие болезни или инвалидности не в состоянии осуществлять нормальную профессиональную деятельность более трех часов ежедневно8. Продолжительность ежедневной работы частично нетрудоспособного лица составляет от трех до шести часов.

При назначении пенсии по случаю потери кормильца в круг обеспечиваемых лиц входят супруг, дети до 18 лет, обучающиеся дети до 27 лет, а также нетрудоспособные дети.

Безусловный интерес представляет способ исчисления пенсии в Германии9. Пенсия исчисляется по формуле:

пенсия = (личный коэффициент по заработной плате) х (фактор поступлений) х (фактор вида пенсии) х (актуальная стоимость пенсий).

При этом личный коэффициент по заработной плате определяется путем суммирования ежегодных отношений доходов застрахованного лица к среднему доходу застрахованных лиц по ФРГ. При равенстве годового дохода застрахованного лица среднему годовому доходу по ФРГ личный коэффициент за данный год равен единице. При этом в ФРГ не устанавливается ограничение величины данного коэффициента, в отличие от России, где указанный коэффициент не может превышать 1,2. Такой способ учета доходов граждан предпочтителен, поскольку полнее отражает трудовой вклад застрахованного лица в его пенсионные права.

Фактор поступлений выражает надбавки и сокращения пенсий. Изначально он составляет единицу для тех, кто выходит на пенсию в 65 лет. К нему прибавляется по 0,005 пункта за каждый дополнительно отработанный месяц или вычитается по 0,003 пункта за каждый не отработанный месяц при уходе на пенсию до 65 лет. Величина фактора поступлений, как и стажевого коэффициента в России (абз. 4 ч. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»10), зависит в первую очередь от возраста и продолжительности стажа застрахованного лица. При этом величина фактора поступлений в ФРГ не ограничивается.

Фактор вида пенсии для пенсии по старости и по инвалидности составляет единицу, а для пенсии по случаю утраты профессиональной трудоспособности — 0,6667.

Актуальная стоимость пенсий устанавливается ежегодно, зависит от территории проживания пенсионера и составляла в 2010 г. 27,20 евро в западных землях ФРГ и 24,13 евро — в восточных. С помощью института актуальной стоимости пенсий законодатель ФРГ достигает оптимального соотношения размера пенсии с инфляцией.

Особый институт германской системы социального обеспечения — это уравнивание пенсионных прав супругов (Versorgungausgleich). Данный институт может выступать дополнительной гарантией при прекращении брака для супруга, который не работал во время брака либо имел незначительный доход по сравнению с другим супругом. Как правило, условие об уравнивании пенсионных прав супругов закрепляется в брачном договоре и проверяется семейным судом.

Страхование на случай болезни в ФРГ существует в трех формах: частное страхование, социальное страхование, а также страхование в форме субсидирования11. Частное страхование на случай болезни существует для самозанятого населения, наемных работников, чьи доходы превышают обязательную страховую границу для социального страхования на случай болезни. При частном страховании возможно согласование с пациентом объема услуг, формы лечения и т. д., действует принцип возмещения расходов. Субсидирование также основывается на данном принципе, однако покрывает расходы на лечение служащих. В социальном страховании на случай болезни, напротив, действует принцип фактического исполнения.

Выделяются следующие виды социального обеспечения по болезни: предупреждение болезни (воспитание здорового образа жизни, профилактика, медицинские исследования и др.), лечение болезни (врачебное или зубоврачебное лечение, обеспечение медикаментами, перевязочными средствами, лекарственными и вспомогательными средствами, лечение на дому, лечение в больнице и пр.), а также предоставление пособия по случаю болезни (das Krankengeld).

Работодатель обязан выплачивать нетрудоспособному работнику 100 % регулярного (среднего) заработка до 6 недель с момента наступления нетрудоспособности. В случае

прекращения выплат работодателем (при более длительном сроке лечения) больничная касса выплачивает пособие по данной болезни в размере, достигающем 70 % от среднего заработка, но не дольше 78 недель12.

Необходимо отметить особенности германской системы страхования от несчастных случаев. В ее рамках существуют подлинное и неподлинное страхование от несчастных случаев. Первое предоставляет защиту от несчастных случаев наемным работникам и приравненным к ним лицам, второе предназначено для лиц, пострадавших в интересах общества, к примеру лиц, пострадавших от вакцинации, доноров крови или органов, и регулируется законодательством о социальном возмещении.

При этом в качестве страхового случая в подлинном страховании от несчастных случаев выступают несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание. Несчастный случай на производстве характеризуется рядом признаков: наличие несчастного случая, краткосрочность воздействия, определенные обстоятельства несчастного случая. Так, несчастным случаем на производстве считается несчастный случай, произошедший при исполнении трудовых обязанностей, при приеме пищи в столовой предприятия, при участии в спортивных мероприятиях, проводимых предприятием, на прямом пути с работы или на работу (включая отклонения от пути по некоторым обстоятельствам, к примеру из-за необходимости забрать ребенка из детского сада).

Страхование от несчастных случаев включает предоставление при наступлении несчастного случая лечебных процедур, действия по профессиональной и социальной реабилитации, обеспечение необходимого ухода, денежные выплаты на лечебные процедуры и профессиональную реабилитацию, выплату пенсии, пособие на похороны, выплаты близким родственникам умершего13.

Интересно в Германии регулирование семейных пособий. Выделяются два вида выплат: пособие на ребенка (das Kindergeld) и родительское пособие (das Elterngeld).

Предоставление пособия на ребенка основывается на принципах универсализма (право на получение пособия не зависит от иных доходов родителей), места жительства (по общему правилу родитель и ребенок проживают в Германии), содержания (согласно которому управомоченным на получение выплаты является лицо, фактически предоставляющее содержание), состава семьи (размер пособия зависит от числа детей в семье) и однократности (выплата производится одному из родителей).

При этом статус ребенка имеют дети до 18 лет, обучающиеся дети до 25 лет, дети — нетрудоспособные инвалиды, а также дети в возрасте до 21 года, если они безработные, не обучаются и не имеют достаточного собственного дохода. Также сохраняется право на пособие на ребенка после вступления ребенка в брак при условии, что родитель оказывает ему большее содержание, чем супруг. Право на пособие на ребенка отпадает для обучающихся детей, если ребенок обладает самостоятельным доходом свыше 8004 евро в год.

Размер пособия на ребенка составляет: за первого и второго ребенка по 184 евро в месяц, за третьего — 190 евро, за четвертого и каждого последующего — по 215 евро. Такой способ определения размера пособия на ребенка, при котором учитываются все дети, полнее обеспечивает интересы многодетных семей.

Родительское пособие — аналог российского ежемесячного пособия по уходу за ребенком — выплачивается взамен заработка родителю, воспитывающему ребенка на ранней стадии жизни в течение 12 месяцев (в неполных семьях — 14 месяцев) после рождения ребенка. Минимальный размер родительского пособия — 300 евро в месяц, а максимальный — 1800 евро. При многоплодных родах размер пособия повышается на 300 евро за последующих детей. При выплате половины размера пособия период выплаты увеличивается на два года.

В рамках социальной помощи предоставляются пособие на поддержание жизни (Hilfe zum Lebensunterhalt), помощь в особых жизненных ситуациях (Hilfe in besonderen Le-

Ьега^еп), помощь детям и подросткам. Пособие на поддержание жизни должно покрывать расходы на питание, жилье, одежду, уход за телом, предметы домашнего обихода, отопление, а также иные потребности повседневной жизни, т. е. обеспечивать прожиточный минимум. К особым жизненным ситуациям относятся болезнь, беременность, старость, инвалидность, нуждаемость в уходе. Помощь в особых жизненных ситуациях выражается в коррекции нарушений поведения, частном обучении инвалидов, предоставлении автомобиля. Помощь детям и подросткам заключается в обеспечении благоприятных условий для развития и воспитания ребенка путем помещения ребенка в различные дневные учреждения (детский сад, группа продленного дня), интернат, приемные семьи.

В заключение отметим, что изучение научных представлений и нормативных положений, касающихся права социального обеспечения Германии, представляет несомненный интерес и требует внимания российских исследователей науки права социального обеспечения, законодателей и юристов-практиков.

1 Eichenhofer E. Sozialrecht. Tübingen, 2010. S. 9.

2 Ibid. S. 10.

3 Ibid. S. 97.

4 Ibid. S. 38-40.

5 Ibid. S. 97-98.

6 Grill W., Reip H. Einführung in das Arbeits- und Sozialrecht: Lehrbuch und Aufgabensammlung. Troisdorf, 2010. S. 96.

7 Eichenhofer E. Op. cit. S. 172-174.

8 § 43 SGB VI.

9 Eichenhofer E. Op. cit. S. 173-178; Grill W., Reip H. Op. cit. S. 116-117.

10 О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Парламентская газ. 2001. 20 дек.

11 Eichenhofer E. Op. cit. S. 189.

12 § 48 SGB V.

13 Grill W, Reip H. Op. cit. S. 126.

LU S I

Ш

CI

Ш

m о

m <

a с

Ш

0

1 .0 ц,

ш IS I

m <

a

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.