Научная статья на тему 'Вопросы повышения эффективности управления инвестиционным развитием региона (на примере Нижегородской области)'

Вопросы повышения эффективности управления инвестиционным развитием региона (на примере Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшин С. Н., Яшина Н. И.

Повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов имеет важное значение для осуществления экономических процессов в стране, субъектах Федерации, промышленных предприятий и организаций. Привлечение инвестиций в региональную экономику в современных условиях невозможно без активной работы, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и снижение инвестиционного риска в регионе. Поиск новых, нестандартных методов и инструментов управления инвестициями в регионе приводит к необходимости использования региональной властью современных технологий менеджмента, действующих в коммерческой среде. Вследствие глобализации регионы становятся полноправными участниками международных экономических отношений. При этом они жестко конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, бюджетные и административные ресурсы. Каждому региону необходимо учитывать особенности своего географического положения, развития секторов экономики, трудовых ресурсов, наличие месторождений полезных ископаемых. Учет этих факторов позволяет региональной власти выстраивать приоритеты при формировании основных направлений экономического развития региона. В статье рассматриваются вопросы эффективного управления инвестиционным развитием региона на примере реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы повышения эффективности управления инвестиционным развитием региона (на примере Нижегородской области)»

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

С. Н. ЯШИН,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Управление инновационной деятельностью» Нижегородского государственного технического университета

Н. И. ЯШИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы» Нижегородского государственного университета им. Н. И. лобачевского

Повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов имеет важное значение для осуществления экономических процессов в стране, субъектах Федерации, на промышленных предприятиях и в организациях.

Привлечение инвестиций в региональную экономику в современных условиях невозможно без активной работы, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и снижение инвестиционного риска в регионе. Поиск новых, нестандартных методов и инструментов управления инвестициями в регионе приводит к необходимости использования региональной властью современных технологий менеджмента, действующих в коммерческой среде. Вследствие глобализации регионы становятся полноправными участниками международных экономических отношений. При этом они жестко конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, бюджетные и административные ресурсы. Каждому региону необходимо учитывать особенности своего географического положения, развития секторов экономики, трудовых ресурсов, наличие месторождений полезных ископаемых. Учет этих факторов позволяет региональной власти выстраивать приоритеты при формировании основных направлений экономического развития региона.

Рассмотрим вопросы эффективного управления инвестиционным развитием региона на примере реализации Стратегии развития Нижегородской области

до 2020 года. Основные тенденции социально-экономического развития Нижегородской области за 2006 год характеризуются сохранением более высокого, чем в среднем по Российской Федерации, уровня инвестиционной активности. По итогам 2006 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в Нижегородской области составил 117,8 % к соответствующему периоду 2005 г., превысив среднероссийский уровень на 4,6 процентных пункта (ИФО инвестиций в основной капитал в РФ ожидается на уровне 113,2 %). Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте прогнозировалась на уровне 19,9 %, а фактически составила 21,5 % в 2006 г., достигнув прогнозного уровня 2007 г.

Объем инвестиций в основной капитал Нижегородской области по полному кругу предприятий за 2006г. составил 84,8 млрд руб. в фактических ценах. Инвестиции в экономику Нижегородской области по крупным и средним предприятиям за 2006г. составили 64,6 млрд руб., или 76,2 % от общего объема инвестиций в основной капитал.

Основные направления деятельности работы органов государственной власти по управлению инвестиционной привлекательностью региона, по нашему мнению, должны состоять из следующих направлений:

• определение основных направлений региональной инвестиционной политики;

• разработка стратегии инвестиционного развития региона;

• определение механизма управления региональной инвестиционной стратегией;

• разработка и реализация региональной инвестиционной программы.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона.

Эта проблема актуальна и на уровне муниципальных образований. Во многих городах области, включая Нижний Новгород, в течение ряда лет не проводилась на должном уровне комплексная оценка социально-экономического потенциала, отсутствовала система выбора приоритетов при решении проблем, обеспечивающих не только поступательное развитие и эффективное вложение инвестиций, но и соблюдение баланса интересов различных групп населения. Все это приводило к неэффективным решениям в целом ряде направлений социально-экономического развития региона.

Отсутствие инвестиционной стратегии, отказ от планирования инвестиционного развития приводили к разобщенности действий со стороны различных органов власти, возникновению административных барьеров, непрозрачности разрешительных процедур и, как следствие, к снижению уровня инвестиционной привлекательности региона.

По мнению авторов, разработка региональной инвестиционной стратегии играет ключевую роль в обеспечении эффективности региональных инвестиционных процессов.

На заседании Правительства Нижегородской области в октябре 2005 г. было принято решение о разработке долгосрочной Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года. Принятая Стратегия развития включает три основных этапа: стратегический анализ, долгосрочную стратегию развития области и среднесрочный (пятилетний) план действий Правительства области по реализации стратегии.

Основной стратегической целью развития инвестиционной сферы на 2008-2010 гг. является увеличение и стабилизация объема инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий на уровне 25 % от валового регионального продукта,

а также выравнивание темпов роста иностранных инвестиций для обеспечения заявленных Стратегией развития года темпов роста экономики в Нижегородской области.

Форму реализации инвестиционной стратегии в разрезе наиболее важных аспектов инвестиционной деятельности в регионе на отдельных этапах ее осуществления представляет инвестиционная политика. В отличие от инвестиционной стратегии формирование региональной инвестиционной политики является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей региона.

По прогнозу объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в 2008 г. составит 134,9 млрд руб., в 2009 г. — 165,9 млрд руб. и к 2010 г. достигнет уровня в 203,2 млрд руб. В 2007 г. прогнозируется прирост иностранных инвестиций на 15 % к уровню 2006 г., их сумма составит 163,7 млн долл.

При разработке прогноза по инвестициям в основной капитал на 2008-2010 гг. были учтены основные макроэкономические пропорции региональной экономики и системные факторы развития, важнейшим из которых является степень развития производства в основных отраслях экономики. Одновременно при разработке прогноза учитывались результаты заседаний Инвестиционного совета и рабочей группы при губернаторе Нижегородской области, которые определили вектор социально-экономического развития инвестиционной сферы Нижегородского региона на ближайшие 5 лет. Суммарный объем инвестиций в среднесрочной перспективе по проектам, одобренным на заседаниях Инвестиционного совета и рабочих групп, составил 456,97 млрд руб., в том числе в торговую и деловую инфраструктуру — 136,13 млрд руб., в жилье — 159,49 млрд руб., создание и расширение производств — 55,52 млрд руб., спортивно-досуго-вые комплексы — 65,28 млрд руб.

Планируется создание 67 847 рабочих мест.

Стратегическое управление инвестиционной деятельностью региона получает свою дальнейшую конкретизацию в форме тактического управления этой деятельностью путем формирования региональной инвестиционной программы и портфеля инвестиционных проектов. Инвестиционная программа содержит перечень конкретных мероприятий по реализации приоритетных задач региональной инвестиционной политики с указанием сроков, финансового обеспечения, ответственных исполнителей, прогнозируемых результатов.

Основной проблемой при формировании региональной инвестиционной программы является выбор критериев отбора приоритетных инвестиционных проектов.

В условиях необходимости развития производства и повышения уровня жизни населения при формировании регионального бюджета Нижегородской области, по нашему мнению, приоритетными необходимо считать инвестиционные проекты, несущие в себе в первую очередь социальную эффективность, т. е. проекты, реализация которых приводит к увеличению числа рабочих мест, улучшению охраны здоровья людей, решению экологических проблем.

При всей важности решения указанных задач региональная инвестиционная программа должна содержать также проекты, нацеленные на создание экономических точек роста и способствующие развитию экономики региона в стратегической перспективе. Представляется, что приоритетные инвестиционные проекты в составе региональной инвестиционной программы в современных условиях должны определяться с использованием комплексной системы социальных, экономических и экологических критериев. Кроме того, считаем целесообразным ежегодно выдерживать определенную пропорцию между проектами, у которых низкий срок окупаемости инвестиций, и проектами, у которых этот срок хоть и довольно значителен (например, 5-6 лет), но показатель внутренней нормы доходности самый высокий, обеспечивающий очень большой экономический эффект в будущем. Следование данной стратегии освоения инвестиций, как нам кажется, позволит за счет внутренних источников саморазвития добиться высоких экономических и социальных результатов в регионе в течение стратегического периода.

В настоящее время министерство инвестиционной политики Нижегородской области проводит активную работу по стратегическому изменению направления инвестиционного потока целевым привлечением инвестиционных ресурсов в ключевые отрасли экономики. В том числе разработана и включена в Программу развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 гг. концепция создания автомобильного кластера на территории Нижегородской области. Концепция нацелена на реализацию инновационного подхода к развитию экономики Нижегородской области, привлечение инвесторов, развитие взаимоотношений между основными субъектами кластера, становление эффективного, динамично растущего промышлен-

ного комплекса. В результате реализации мероприятий концепции планируется открытие новых производственных предприятий на территории Нижегородской области (22 крупных, 60 средних и 110 малых предприятий). Ожидаемое число новых рабочих мест — 18000.

Ведется работа по созданию и развитию сети технопарков, направленная на повышение инвестиционной привлекательности сферы информационных технологий и привлечение в регион крупнейших ИТ компаний, созданию новых рабочих мест.

К 2010г. реализация программы позволит получить 8000 высокооплачиваемых рабочих мест в отрасли информационных технологий, обеспечить нуждающихся участников ИТ парков достойным жильем, сформировать привлекательную иммиграционную политику в отношении ИТ специалистов.

Непременным условием активизации инвестирования средств в производственную сферу деятельности призван стать региональный механизм управления инвестиционной стратегией. Данный механизм должен представлять собой совокупность источников инвестиций, методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в целях достижения намеченных задач инвестиционного развития региона. Для достижения целей региональной инвестиционной стратегии необходимо определить совокупность административных, экономических и мотивационных методов управления, а также систему обеспечения действия этих методов.

По нашему мнению, Правительству Нижегородской области целесообразно в большей степени активизировать усилия на развитии инвестиционной инфраструктуры. Темпы роста инвестиций в реальный сектор областной экономики напрямую зависят от готовности финансовой системы, включая банки, активно поддерживать расширение производства и способствовать реализации инвестиционных проектов. Для достижения этой цели целесообразно разработать и реализовать комплекс мер по укреплению и развитию банковской системы области, заемной системы, включающий в себя:

• формирование эффективной политики заимствований под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов;

• совершенствование правовой базы, регулирующей региональный финансовый рынок;

• создание региональных систем гарантий по обеспечению возвратности заемных средств;

• формирование системы страхования инвестиционных рисков и др.

Анализ причин, влияющих на опережающий рост основных показателей инвестиционной сферы Нижегородского региона, показывает, что первостепенный вклад в развитие инвестиций внес, во-первых, мощный организационный механизм, отличающийся инновационным подходом в работе с инвесторами, который в комплексе включает:

• работу с инвесторами по принципу «одного окна», в качестве которого выступает министерство инвестиционной политики Нижегородской области,

• заседания Инвестиционного совета и рабочей группы при губернаторе Нижегородской области, обеспечивающие прозрачность и согласованность принятия решений по реализации инвестиционных проектов.

Во-вторых, инвестиционное законодательство Нижегородской области, в том числе:

• по предоставлению проектам статуса приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области с оказанием финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки;

• по предоставлению земельных участков в целях реализации инвестиционных проектов на территории области.

В-третьих, активное позиционирование Нижегородской области в международном пространстве.

Обеспечение роста экономики и высоких темпов ее модернизации возможно только при создании на территории области новых предприятий в приоритетных секторах экономики. Для обеспечения заявленных темпов роста экономики в Нижегородской области необходимо увеличить объем инвестиций в основной капитал с текущих 15 % ВРП до 20-25 %, характерных для стран с быстро растущей экономикой (см. рис. 1).

На территории области необходимо улучшать факторные условия, которые являются источниками устойчивых конкурентных преимуществ для привлечения стратегических инвесторов.

Также необходимо стимулировать активность портфельных инвесторов,

S

45

10

35

SO

35'

20

8 15

10

которая сегодня ограничена из-за отсутствия на территории Нижегородской области объектов, привлекательных для инвестиций — предприятий с амбициозными планами роста и собственниками, готовыми к сотрудничеству с инвесторами.

Представляется необходимым в финансовой сфере создать фонд ценных бумаг и инвестиционный фонд. Фонд ценных бумаг предназначается для обслуживания проведения областного займа. Для осуществления мероприятий по развитию экономики Нижегородской области целесообразно выпустить облигации Нижегородской области с купонным доходом не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ со сроком обращения не менее двух лет. Гарантией этого займа может стать областная собственность (залоговый фонд), а также средства бюджета (обозначенные в бюджете в защищенной строке, предназначенные для выплаты купонного дохода).

Инвестиционный фонд целесообразно создать путем привлечения инвестиций под гарантии администрации Нижегородской области. В этот фонд помимо отчислений предприятий должны также войти и привлеченные средства населения. Для того чтобы превратить сбережения населения региона в источник инвестиционных ресурсов для развития предприятий области, требуется обеспечить определенные условия: гарантировать вклады населения не банковскими обязательствами, а той частью акций, которыми владеет администрация. Иначе говоря, необходимо выпустить внерыночные бонды (облигации) по каждому из инвестируемых предприятий. Вкладчик вступает в права владения акциями в случае невыполнения установленных договором гарантий. Реальность такого подхода определяется тем, что гарантией служит имущество

Дня стран е вымсинитеипани роста ВВП характерен урооеньинвестиций t основной щпнтап вышоЙИ ВВП

»Китай

у = 1.651 * IS4

Франция 'Германк

. Чешская республика Венгр

>£раТЙгия Попьшг • США

'Индонезия

« Россия

4 Индия

I Нижегородская обп 2004

Дгя стран с относительно низкими темпами роста ВВП характерен уроаепо инвестиций а основной капитал на уровне 15-20% ВВП

Э 4 5 В 7

темпь роста ВВП 2000-20№гг ® ценах 2000г, %

10

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал и темпы роста ВВП в странах мира 2001 — 2005 гг.* Источник: Economist Inteligence Unit, аналитика ООО «Стратегика»

области (недвижимость, земля, природные ископаемые), которое не может исчезнуть в отличие от банков и других финансовых организаций.

Обеспечение процесса управления инвестиционной привлекательностью региона предполагает создание и развитие новых организационных форм регулирования регионального инвестиционного процесса. К таким формам можно предложить агентства инвестиционного развития.

Создание агентства инвестиционного развития в регионе позволит выполнить следующие функции:

• определение приоритетных направлений инвестирования;

• консультирование субъектов инвестиционной деятельности по реализации инвестиционных проектов на территории региона;

• содействие в привлечении российских и зарубежных источников финансирования для создания новых и модернизации действующих производств.

В структуру агентства предлагаем включить службу маркетинга, которая будет выполнять функции сбора информации, анализа и консультирования. Результаты анализа позволят принимать решения о существующих возможностях инвестирования в отраслевом и территориальном разрезе. В свою очередь, это даст возможность обслуживать инвесторов, предоставляя им юридические и коммерческие советы, организуя быстрые связи между предприятиями и местной администрацией. Служба маркетинга сможет обеспечивать своих клиентов информацией о возможности и способах создания компании с иностранным участием.

Для рекламы региона служба маркетинга должна издавать и публиковать различные материалы: региональные каталоги перспективных предприятий и компаний; информацию о тенденциях инвестирования; путеводители о гостиницах и ресторанах, информацию о состоянии региональной экономики.

Для повышения эффективности управления инвестиционным развитием региона, по мнению

авторов, Правительству Нижегородской области необходимо продолжать осуществление планомерной работы по улучшению инвестиционного климата, активному привлечению инвесторов и подготовке региональных предприятий к взаимодействию с инвесторами.

При реализации инвестиционной стратегии для повышения ее эффективности необходимо прежде всего обратить внимание на решение следующих задач:

1) определение инвестиционных потребностей и приоритетов в соответствии с утвержденной стратегией развития области, а также содействие в развитии на территории области объектов, привлекательных для инвестиций;

2) формирование имиджа Нижегородской области как территории, привлекательной для инвестиций;

3) подготовка предприятий области для привлечения инвестиций;

4) привлечение стратегических инвесторов;

5) привлечение прямых финансовых инвесторов;

6) развитие инвестиционной инфраструктуры;

7) вовлечение в инвестиционный оборот финансовых ресурсов жителей области;

8) реализация мероприятий по снижению рисков инвесторов (административно-правовых, финансовых и политических).

В современных условиях требуется реализовать качественно новые подходы к процессам управления инвестиционным развитием региона, построить мобильную функциональную структуру исполнительной власти, ориентированную на реализацию конкурентных преимуществ региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года/Zwww. government. nnov. га.

2. СамогородскаяМ. И. Цели, задачи и принципы формирования региональной инвестиционной политики// Региональная экономика: теория и практика. — 2004, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.