Научная статья на тему 'Инвестиционная политика промышленных предприятий: формирование и анализ'

Инвестиционная политика промышленных предприятий: формирование и анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4374
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционная политика / инвестиционная привлекательность / предприятие / investments / investment policy / investment attraction / enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закирова Элина Рафиковна, Ростовцев Константин Викторович, Бойтуш Оксана Александровна

Осуществление инвестиций представляет собой неотъемлемый компонент финансовохозяйственной деятельности предприятия. В настоящее время для большинства российских предприятий формирование и реализация инвестиционной политики, адаптированной к изменениям внешней среды – единственно верное направление инвестиционной деятельности. В текущей экономической ситуации управление реальными инвестициями имеет огромное значение в общей системе управления инвестиционной деятельностью предприятия, обусловливает повышение эффективности его деятельности, способствует созданию, развитию и реализации конкурентных преимуществ. Раскрывается сущность процесса формирования инвестиционной политики предприятия как эффективного инструмента перспективного управления инвестиционной деятельностью предприятия. Определяются три основных этапа проведения инвестиционной политики. На первом этапе проводится поуровневый анализ текущей конъюнктуры и формируется прогноз инвестиционного рынка. На каждом уровне рассматриваются направления конъюнктуры и рассчитываются прогнозные показатели. В результате оценки и прогнозирования развития инвестиционного рынка отрасли, регионы и предприятия ранжируются по степени инвестиционной привлекательности. На втором этапе проводится анализ финансовых и инвестиционных рисков, основанных на оценке финансового состояния предприятия, при этом предприятие рассматривается как в качестве инвестора, так и в качестве объекта инвестирования с учетом фаз жизненного цикла предприятия. Параметры, предложенные для рассмотрения, оцениваются по десятибалльной шкале и формируют рейтинг предприятия. По результатам проведенного анализа легко определить, в какую группу риска попадает предприятие на основании присвоенного рейтинга. На третьем этапе разрабатываются принципы инвестиционной политики, показатели и критерии, необходимые для принятия решений об инвестициях. Приведен пример анализа формирования инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Закирова Элина Рафиковна, Ростовцев Константин Викторович, Бойтуш Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: DEVELOPMENT AND ANALYSIS

Investing is an integral component of financial and economic activity of the enterprise. At present for the majority of the Russian enterprises development and actualization of the investment policy, adopted to the changes of external environment, is the only appropriate direction of investment activity. In the current economic situation, the actual investment management has the highest importance in the overall investment activity of the enterprise management system, results in increasing the efficiency of its activity, contributes to the creation, development and implementation of its competitive advantages. The essence of the process of formation of the investment policy of the enterprise as an effective tool for long-term investment of the enterprise management is revealed. Three main stages of investment policy are determined. At the first stage the analysis of the current situation is carried out and a forecast of the investment market is made. At each level the directions of the investment conditions are considered and forecast figures are calculated. As a result of the assessment and prediction of the investment market development of the industry, the regions and companies are ranked according to the degree of investment attractiveness. At the second stage the financial and investment risks based on the assessment of the financial condition of the company are analyzed. Thus, the enterprise is considered both as an investor and as an investment object taking into account lifecycle phases of the enterprise. The options proposed for consideration are measured on a 10-point scale and form the rating company. By the results of the analysis it is easy to determine to what risk group a company can be referred on the basis of the assigned rating. At the third stage the investment policy principles, criteria and indicators required for making investment decisions are developed. An example of the analysis of the formation of the investment policy and investment appeal of industrial enterprise is given.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика промышленных предприятий: формирование и анализ»

УДК 330.322.2+338.2

Э. Р. Закирова, К. В. Ростовцев, О. А. Бойтуш

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ

Осуществление инвестиций представляет собой неотъемлемый компонент финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В настоящее время для большинства российских предприятий формирование и реализация инвестиционной политики, адаптированной к изменениям внешней среды - единственно верное направление инвестиционной деятельности. В текущей экономической ситуации управление реальными инвестициями имеет огромное значение в общей системе управления инвестиционной деятельностью предприятия, обусловливает повышение эффективности его деятельности, способствует созданию, развитию и реализации конкурентных преимуществ. Раскрывается сущность процесса формирования инвестиционной политики предприятия как эффективного инструмента перспективного управления инвестиционной деятельностью предприятия. Определяются три основных этапа проведения инвестиционной политики. На первом этапе проводится поуровневый анализ текущей конъюнктуры и формируется прогноз инвестиционного рынка. На каждом уровне рассматриваются направления конъюнктуры и рассчитываются прогнозные показатели. В результате оценки и прогнозирования развития инвестиционного рынка отрасли, регионы и предприятия ранжируются по степени инвестиционной привлекательности. На втором этапе проводится анализ финансовых и инвестиционных рисков, основанных на оценке финансового состояния предприятия, при этом предприятие рассматривается как в качестве инвестора, так и в качестве объекта инвестирования с учетом фаз жизненного цикла предприятия. Параметры, предложенные для рассмотрения, оцениваются по десятибалльной шкале и формируют рейтинг предприятия. По результатам проведенного анализа легко определить, в какую группу риска попадает предприятие на основании присвоенного рейтинга. На третьем этапе разрабатываются принципы инвестиционной политики, показатели и критерии, необходимые для принятия решений об инвестициях. Приведен пример анализа формирования инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности промышленного предприятия.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность, предприятие.

Введение

Инвестиционная активность предприятий выступает одним из ключевых факторов экономического и инновационного развития страны, обеспечивает экономический рост и, следовательно, способствует повышению благосостояния общества.

Основополагающими условиями структурных преобразований, необходимых для модернизации промышленности, являются наращивание объемов инвестиций и совершенствование процесса формирования и реализации инвестиционной политики предприятий.

При формировании инвестиционной политики промышленных предприятий необходимо учитывать ряд факторов, важнейшими из которых являются колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, нестабильность государственной инвестиционной политики, недостаточно высокая инвестиционная активность предприятий, что обусловлено экономическим кризисом.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 гг., подготовленному Минэкономразвития России, прирост инвестиций в основной капитал в 2016 г. сохранится на уровне 1,6 % за счет компенсирующего эффекта снижения базы 2015 г., в то время как в 2017 г. он уменьшится до 2,9 %.

Таким образом, в современных условиях формирование и реализация инвестиционной политики, адаптированной к изменениям внешней среды, становится одной из важнейших задач для российских промышленных предприятий.

Анализ инвестиционной политики предприятия

Инвестиционная политика предприятия - это комплекс мероприятий, включающий разработку и реализацию принципов управления инвестициями с целью увеличения стоимости предприятия и повышения его конкурентоспособности.

Инвестиционная политика предприятия определяет принципы деятельности на сегментах инвестиционного рынка, условия, на которых предприятие согласится вкладывать капитал в объекты инвестирования [1, 2].

Разработка инвестиционной политики предприятия включает 3 этапа: на первом этапе изучается конъюнктура инвестиционного рынка, т. е. внешняя среда, формирующая инвестиционный климат; на втором этапе анализируется состояние предприятия, формируется прогноз его потребностей в инвестициях и возможностей инвестирования, т. е. учитываются внутренние факторы, определяющие инвестиционную политику; на третьем этапе разрабатываются принципы и модели поведения предприятия на инвестиционном рынке [3].

Первый этап предполагает анализ текущей конъюнктуры и прогнозирование инвестиционного рынка по уровням: макроэкономическому, отраслевому, региональному и отдельных объектов инвестирования (табл. 1).

Таблица 1

Направления и показатели анализа конъюнктуры инвестиционного рынка*

Уровень Показатель для анализа

Макроэкономический уровень Фазы циклического развития экономики страны (объем производства; количество предприятий-банкротов; объем инвестиций; квота обновления основного капитала; соотношение активной и пассивной частей основных фондов и т. п.). Инвестиционный климат (основные макроэкономические показатели - валовой внутренний продукт (ВВП), ВВП на душу населения, валовое накопление, инвестиции в основной капитал, финансовые вложения предприятий и организаций, иностранные инвестиции, ввод в действие основных фондов, объем работ, выполненных по договорам строительного подряда и т. п.; показатели, характеризующие финансовые условия инвестиционной деятельности, - реальная ставка процента по кредитам, ставка рефинансирования, денежная масса М2, доля М2 в ВВП, доля наличных денег в М2, золотовалютные резервы РФ, индекс потребительских цен, индекс цен производителей промышленной продукции, официальный курс доллара США к рублю и т. п.). Инвестиционный потенциал (показатели инвестиционных ресурсов (валовое сбережение, капитальные трансферты (полученные и переданные) и т. п.); структура инвестиционных ресурсов; ресурсный потенциал; рынок подрядных работ).

Отраслевой уровень Фаза циклического развития отрасли. Инвестиционная привлекательность отдельных отраслей (валовой выпуск отрасли и его удельный вес; индекс промышленного производства; удельный вес материальных затрат в общем объеме затрат; коэффициент обновления основных фондов; коэффициент выбытия основных фондов; износ основных фондов; рентабельность реализованной продукции; рентабельность активов; удельный вес прибыльных организаций; показатели финансовой устойчивости; удельный вес долгосрочных финансовых вложений в общем объеме финансовых вложений; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; удельный вес инвестиций в активную часть основных фондов; удельный вес бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций; удельный вес прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций).

Региональный уровень Валовой региональный продукт и его удельный вес в ВВП страны; наличие квалифицированных кадров; развитие транспортной, информационной и управленческой инфраструктуры; уровень рентабельности капитала в регионе; удельный вес убыточных предприятий в общем их количестве в регионе; индекс объема производства товаров и услуг в регионе; капиталоотдача; распределение инвестиций в основной капитал в разрезе регионов; инвестиции в основной капитал на душу населения по регионам; инвестиционная активность регионов; воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал по регионам; распределение инвестиций в основной капитал по формам собственности и источникам финансирования; отраслевая структура инвестиций в основной капитал по регионам; иностранные инвестиции в основной капитал по регионам.

Уровень объектов инвестирования Фаза жизненного цикла предприятия. Вид собственности и характеристика собственников и менеджеров. Финансово-хозяйственная деятельность (рентабельность продаж, производства, активов, инвестированного капитала, собственного капитала; ввод и выбытие основных фондов; износ основных фондов; незавершенное строительство; текущая ликвидность; обеспеченность собственными средствами). Инвестиционная активность предприятия (оценка целей инвестирования в основной капитал; оценка использования инвестиций; оценка факторов, ограничивающих и стимулирующих инвестиционную деятельность; оценка сроков приобретения основных фондов и их средний возраст; оценка причин выбытия основных фондов).

* Составлено по [1, 4-8].

На основе конъюнктуры инвестиционного рынка составляется прогноз его развития по следующим направлениям и показателям (табл. 2).

Таблица 2

Направления и показатели для прогнозирования развития инвестиционного рынка

Уровень Показатель для анализа

Макроэкономический уровень Прогноз макроэкономического развития по показателям: ВВП; национального дохода; объемов производства продукции; доли национального дохода, используемой на накопление; налогового регулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности; денежно-кредитной политики; управления государственной собственностью; бюджетной политики; развития финансового рынка. Оценка рисков предпринимательской деятельности (политические - смена правительства, внешней и внутренней политики, национализация; экономические - изменение налогового, бюджетного, таможенного законодательства; управление инфляцией, финансовым рынком; экологические - запреты, ограничения и требования в сфере экологии (в том числе международные); регулирование путем приоритетного финансирования экологических программ или ограничения путем высоких ресурсных платежей или платы за загрязнение окружающей среды). Государственные программы развития экономики страны и отдельных сфер экономической деятельности.

Отраслевой уровень Уровень перспективности отрасли (фаза жизненного цикла отрасли; валовой выпуск отрасли и его удельный вес; соотношение ВВП страны и объема производства в отрасли; численность занятых; среднеотраслевая норма прибыли; срок окупаемости капиталовложений в отрасли; доля экспорта; обеспеченность собственными источниками для инвестиций; количество убыточных предприятий; налоговая нагрузка; доля государственной собственности). Уровень отраслевых инвестиционных рисков (соотношение предприятий и предприятий-монополистов; соотношение динамики уровня цен на основную продукцию и индекса оптовых цен; отношение средней заработной платы в отрасли к прожиточному минимуму и т. п.). Уровень государственной поддержки отрасли (объем государственных капитальных вложений, государственного кредитования, налоговых льгот и т. п.)

Региональный уровень Уровень перспективности региона (удельный вес региона в ВВП; объем промышленной продукции на душу населения; средняя заработная плата; объем и динамика капиталовложений; количество предприятий; удельный вес убыточных предприятий; бюджетная обеспеченность; инвестиционная инфраструктура региона (количество подрядных строительных предприятий, местное производство основных строительных материалов, производство энергоресурсов, плотность дорог); демографические характеристики (удельный вес населения региона в общей численности жителей страны, соотношение городских и сельских жителей, удельный вес занятых, уровень квалификации); уровень развития рыночных отношений (удельный вес государственных и муниципальных предприятий, количество предприятий с иностранными инвестициями, число банков, бирж, страховых компаний и пр.). Оценка уровня рисков: маркетинговые и производственные риски; экологические риски (удельный вес предприятий с вредными выбросами, превышающими нормативы, в общем количестве предприятий региона, радиационный фон); криминальные риски (уровень экономических преступлений на 1 тыс. чел. населения); удельный вес незавершенного строительства в общем количестве начатых проектов. Уровень государственной поддержки региона (перераспределение бюджетных доходов, государственное кредитование, налоговые льготы по региональным и местным налогам).

Уровень объектов инвестирования Стратегия развития предприятия, нуждающегося в инвестициях. Прогноз окупаемости инвестиционных проектов предприятия путем составления и ранжирования бизнес-планов этих проектов.

Результатом оценки и прогнозирования развития инвестиционного рынка выступает ранжирование отраслей, регионов и предприятий по степени инвестиционной привлекательности. Все объекты инвестирования на основе экспертных оценок получают средневзвешенный показатель инвестиционной привлекательности [9] и могут быть проранжированы по 4-м степеням привлекательности: сверхпривлекательные, высокопривлекательные, среднепривлекательные, малопривлекательные.

На втором этапе проводится анализ финансовых и инвестиционных рисков, основанных на оценке финансового состояния предприятия, определяется поведение предприятия на инвестиционном рынке в качестве инвестора, а также в качестве объекта инвестирования, исходя из фаз жизненного цикла [10, 11].

Параметры, предложенные для рассмотрения, оцениваются по 10-балльной шкале (баллы от 0 до 10 присваиваются в зависимости от величины, степени и значимости влияния того или иного фактора) и носят экспертный характер. Например:

- фаза жизненного цикла оценивается по сроку существования предприятия (до 1 года -0 баллов; до 3 лет - 5 баллов; свыше 3 лет - 10 баллов);

- наличие негативной информации о компании (судебные разбирательства) - 0 баллов; отсутствие такой информации - 10 баллов;

- отсутствие диверсификации бизнеса - 0 баллов; наличие диверсификации - 10 баллов;

- зависимость от контрагентов более чем на 50 % - 0 баллов, от 10 до 50 % - 5 баллов, менее 10 % - 10 баллов;

- наличие риска потери финансовой устойчивости - 0 баллов, отсутствие такого риска -10 баллов;

- наличие риска нецелевого использования капитала - 0 баллов, отсутствие такого риска -10 баллов;

- наличие риска утраты ликвидности и платежеспособности - 0 баллов, отсутствие такого риска - 10 баллов;

- наличие в структуре активов более 50 % «проблемных» активов - 0 баллов; наличие таких активов, как «здания» и «земля» - 10 баллов;

- длительность операционного цикла оценивается по оборачиваемости активов (свыше 12 мес. - 0 баллов; от 6 до 12 мес. - 5 баллов; до 6 мес. - 10 баллов);

- период окупаемости капиталовложений оценивается по годам (свыше 10 лет - 0 баллов; до 10 лет - 10 баллов).

В итоге 100 баллов и более - «высокая финансовая устойчивость, высокая инвестиционная привлекательность». Рейтинг А.

75-95 баллов - «средняя финансовая устойчивость, средняя инвестиционная привлекательность». Рейтинг В.

До 70 баллов - «низкая финансовая устойчивость, низкая инвестиционная привлекательность». Рейтинг С.

По результатам анализа легко определить, в какую группу риска попадает предприятие на основании присвоенного рейтинга.

Инвестиционная привлекательность предприятия оценивается по следующим направлениям: характер бизнеса, внешняя среда, качество управления, характер деятельности, устойчивость работы, стабильность, финансовое состояние [12]. Учитывается, как на инвестиционную привлекательность предприятия влияют внутренние (не только финансовые) и внешние факторы и как меняется ее характер в зависимости от этих факторов [13, 14].

Подбор соответствующих параметров обусловлен тем, что банки и рейтинговые агентства при оценке финансовой независимости, инвестиционной привлекательности и кредитоспособности чаще используют именно эти факторы [15]. Такие параметры, как структура собственности, фаза жизненного цикла, информация о компании, а также диверсификация бизнеса не являются расчетными, но их значение велико, т. к. хорошая деловая репутация компании, перспективы роста и развития, уверенная позиция на рынке положительно влияют на общее положение предприятия, уменьшая возможные финансовые и операционные риски.

Данный методический подход рассматривает не только финансовое состояние предприятия как один из самых важных критериев оценки риска, но и оценивает нефинансовые составляющие внешних и внутренних факторов.

На третьем этапе разрабатываются принципы инвестиционной политики, показатели и критерии, необходимые для принятия решений об инвестициях.

Принципы инвестиционной политики разрабатываются в зависимости от ее направленности и фазы жизненного цикла предприятия [16]. Направленность определяется тем, в какой роли выступает предприятие: в роли инвестора (т. е. активного участника инвестиционного рынка) либо в роли объекта инвестирования (т. е. пассивного участника) (табл. 3).

Таблица 3

Выбор принципов инвестиционной политики в зависимости от поведения предприятия на рынке

Фаза жизненного цикла предприятия Предприятие как активный участник рынка Предприятие как пассивный участник рынка

1. Выход на рынок Реальные инвестиции осуществляются только в собственный бизнес Уставный капитал вкладывается в новое строительство, приобретение технологий, оборудования и т. п. Объем инвестиций значительный.

2. Рост Направления инвестиционной политики: - реальные и портфельные инвестиции направляются в расширение бизнеса; - реальные инвестиции направляются в другие предприятия, отрасли, регионы с учетом совместной деятельности; - портфельные инвестиции направляются в другой бизнес в целях сокращения технологической цепочки и снижения затрат Чистая прибыль и амортизация реинвестируются в расширение производства, в том числе в другие регионы, смежные производства и отрасли. Объем инвестиций значительный. Сальдо денежных потоков покрывает первоначальные вложения и риски и дает небольшую чистую приведенную стоимость

Продолжение табл. 3

Выбор принципов инвестиционной политики в зависимости от поведения предприятия на рынке

Фаза жизненного цикла предприятия Предприятие как активный участник рынка Предприятие как пассивный участник рынка

3. Зрелость (этап увеличения объема продаж) Направления инвестиционной политики: - реальные и портфельные инвестиции направляются в расширение собственного бизнеса; - портфельные инвестиции на фондовом рынке используются в целях получения дополнительных денежных средств; - реальные инвестиции направляются на приобретение или развитие новых направлений деятельности (бизнесов) Источники инвестиций - чистая прибыль, амортизация, средства от финансовой деятельности (дополнительная эмиссия, займы, дивиденды от вложений в другие предприятия и т. п.). Средства инвестируются в новые проекты (направления деятельности, отрасли, регионы), привлекательные и конкурентоспособные направления старого бизнеса. Сокращаются инвестиции в продукты на непривлекательных рынках и потерявшие конкурентоспособность. Объем инвестиций значителен при получении достаточной чистой приведенной стоимости

4. Зрелость (этап кризиса стратегии) Следует осуществлять реальные инвестиции только в собственный бизнес Источники инвестиций - займы, средства, мобилизованные от закрытия нерентабельных направлений деятельности. Средства вкладываются в ресурсосберегающие технологии для переоборудования действующих направлений деятельности или в новые смежные отрасли. Сокращаются инвестиции в продукты на непривлекательных рынках и потерявшие конкурентоспособность. Объем инвестиций может быть значительным, но прибыль предприятия минимальна, чистая приведенная стоимость практически нулевая

5. Уход с рынка (этапы кризиса рентабельности и кризиса ликвидности) Следует осуществлять реальные инвестиции только в собственный бизнес Возможны три варианта: а) источники инвестиций могут появиться от продажи старого бизнеса или оборудования. Направление инвестиций - покупка нового оборудования для нового бизнеса; б) сохраняются только самые выгодные направления деятельности, а остальные закрываются. Денежные средства высвобождаются за счет продажи ненужного имущества. Инвестиции могут поступить от других предприятий, входящих в ту же технологическую цепочку, если уход с рынка может привести к нарушению совместного производства; в) предприятие или его часть может быть куплено за долги

6. Уход с рынка (этап неплатежеспособности) Предприятие не является инвестором Возможны два варианта: а) предприятие попадает под процедуру банкротства (ликвидируется, либо путем замораживания или прощения долгов бизнес восстанавливается). Инвестиции не осуществляются, т. к. собственных источников нет, а заемные средства привлечь невозможно. Денежные средства высвобождаются только за счет средств, полученных от промышленного аудита (продажи ненужного имущества); б) предприятие может быть куплено за долги

На основе принципов инвестиционной политики определяются показатели и критерии принятия инвестиционных решений с учетом фаз инвестиционного анализа (табл. 4) [17, 18].

Таблица 4

Показатели и критерии принятия инвестиционных решений

Идентификация возможностей Сбор информации Выбор альтернатив Контроль реализации решений

Показатели, необходимые для принятия инвестиционных решений

Для реальных инвестиций - данные о стратегии развития на 3-5 лет. Для портфельных инвестиций - данные о перспективах развития финансового рынка Информация об объекте инвестирования (характеристика собственников и менеджеров; анализ финансово-хозяйственной деятельности, инвестиционной активности, доходности финансовых вложений по видам). Данные о внешней среде бизнеса (макроэкономические показатели инвестиционного климата и инвестиционного потенциала; инвестиционная привлекательность отрасли, региона, инструментов финансового рынка Приведенная чистая стоимость (NPV). Индекс рентабельности инвестиций (PI). Внутренняя норма доходности (IRR). Динамический срок окупаемости (DPP). Точка безубыточности (ВЕР). Деловой и финансовый риски Информация о выделении средств на финансирование проекта и контроль за размерами и своевременностью их использования

Продолжение табл. 4

Показатели и критерии принятия инвестиционных решений

Идентификация возможностей Сбор информации Выбор альтернатив Контроль реализации решений

Критерии принятия инвестиционных решений

Направления инвестиций должны совпадать со стратегическими целями предприятия. Развитие финансового рынка должно входить в стратегические цели правительства, страны и ее финансовых институтов Развитие страны, отрасли, финансового рынка должно находиться в фазе оживления или подъема, а предприятия -в фазе выхода на рынок, роста или зрелости. Отрасль и предприятие должны быть инвестиционно пр ивлекательны. Предприятие не должно иметь высокого криминогенного риска (риска потери собственности или ее передела) NVP > 0 - проект можно инвестировать; NVP < 0 - проект невыгоден. PI > 1 - проект можно инвестировать; PI < 1 - проект невыгоден. IRR > WACC (стоимость инвестируемого капитала)- проект можно инвестировать; IRR < WACC - проект невыгоден. DPP меньше либо равен установленному предприятием лимиту окупаемости - проект можно инвестировать, в противном случае - нет. Деловой и финансовый риски должны покрываться IRR Необходимым условием продолжения инвестирования является пересмотр стоимости инвестиционных проектов после проведения аудита. Сохранение проекта возможно, если стоимость дохода от его будущей эксплуатации превысит стоимость отказа от него

Решение об инвестировании либо об отказе от инвестирования инвестор может принять на любом этапе инвестиционного анализа. Даже если проект уже профинансирован, существуют способы вывести из него инвестиции. Так случается, когда стоимость дохода от будущей эксплуатации проекта меньше стоимости отказа от него.

Проведем апробацию представленной методики на примере ОАО «Предприятие» - хозяйствующего субъекта медной отрасли, расположенного в Свердловской области.

Анализ инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности ОАО «Предприятие»

Результаты экспертного анализа формирования инвестиционной политики ОАО «Предприятие» представлены в табл. 5.

Таблица 5

Экспертный анализ инвестиционной привлекательности ОАО «Предприятие»

Уровень Анализ Прогноз

Макроэкономический 0,65 (средняя) 0,72 (средняя)

Отраслевой 1,18 (высокая) 1,20 (высокая)

Региональный 1,17 (высокая) 1,60 (высокая)

Уровень предприятия 0,89 (средняя) 1,13 (высокая)

На основании данных табл. 5 эксперты пришли к следующим выводам.

Макроэкономический уровень характеризуется средней привлекательностью. 2015 г. в целом можно охарактеризовать как период восстановления положительной динамики основных макроэкономических показателей развития России после спада в 2014 г., однако говорить о преодолении кризиса еще рано. Экономика страны демонстрирует неплохие макроэкономические показатели, она будет развиваться, но невысокими темпами.

Валовой внутренний продукт России за 2015 г. увеличился на 3,7 % по сравнению с 2014 г., однако в 2016 г. ожидается замедление его роста.

Денежная масса М2 в национальном определении увеличилась за 2014 г. незначительно и на 1 января 2015 г. составила 32 110,5 млрд руб., или 39,7 % ВВП (на 1 января 2014 г. -31 404,7 млрд руб., или 40,3 % ВВП).

Устойчивый платежный баланс обеспечивался за счет экспорта товаров (прежде всего продукции топливно-энергетического комплекса), роста цен на сырьевые товары.

Одной из важнейших предпосылок восстановления положительных темпов роста реальных инвестиций в основной капитал и реального роста ВВП является возвращение российских компаний и банков на мировой рынок капитала, а также сохранение устойчивого притока прямых иностранных инвестиций.

Основные макроэкономические параметры развития российской экономики будут определяться состоянием мировой экономики, бизнес-климатом, бюджетной политикой Правительства РФ и денежно-кредитной политикой Банка России.

Отраслевой уровень. Анализ инвестиционной привлекательности показал, что отрасль цветной металлургии является высокопривлекательной как в анализе, так и в прогнозе.

Производство меди занимает одну из ключевых позиций в мировой промышленности, обеспечивая сырьем машиностроительную, кабельную, электронную, строительную и другие отрасли. Из-за уникальных характеристик металла найти качественную замену меди трудно. Как следствие, потребление меди в мире зависит от общих темпов развития экономики ряда стран, в частности, США, Китая. Мировое производство меди в 2015 г. выросло на 38 %, потребление меди выросло более чем на 7,5 %. В ближайшие 5 лет мировая добыча и производство меди должны вырасти на 8-10 %. Структура мирового потребления меди: 34 % - строительство, 28 % - электроэнергетика и электроника, 14 % - машиностроение, 12 % - транспорт, 12 % - прочие нужды. Более 30 % меди идет на изготовление различных сплавов.

Мировые запасы экономически рентабельных медных месторождений способны обеспечить потребление до 2050 г. Общее количество известных запасов меди превышает разрабатываемые в 2 раза. При использовании современных методов добычи и переработки в обозримом будущем поставка меди будет достаточной для всех областей применения.

В долгосрочной перспективе ожидается неуклонное увеличение добычи и производства меди в мире. Эта тенденция прогнозируется и на ближайшую перспективу. За истекшие 30 лет производство меди увеличивается в среднем на 13-15 % каждые 10 лет.

Конкуренция между производителями на российском рынке меди идет не на уровне выпускаемой продукции, а на уровне обеспеченности сырьевыми ресурсами. Конкуренция по цене фактически отсутствует в силу того, что стоимость меди и медной продукции формируется исходя из цен на Лондонской бирже металлов.

Российская медная отрасль представлена тремя производителями: Горно-металлургической компанией «Норильский никель», Уральской горно-металлургической компанией, Русской медной компанией. Высокая степень монополии обеспечивает российским предприятиям цветной металлургии значительную рыночную мощь и, как следствие, высокую эффективность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом тенденции развития отрасли как на мировом, так и на внутреннем рынке оцениваются как благоприятные.

Региональный уровень можно считать высокопривлекательным. Свердловская область находится на границе Европы и Азии. Уникальное экономико-географическое положение делает ее одним из крупнейших транспортно-логистических узлов РФ. Регион обладает мощной диверсифицированной промышленностью, высоким научным и интеллектуальным потенциалом, квалифицированным человеческим капиталом и ценными природными ресурсами.

Свердловская область - одна из крупнейших в России по разведанным запасам и прогнозным ресурсам разнообразных полезных ископаемых, старейший горнодобывающий регион России. Территория области располагает значительными запасами полезных ископаемых (железо, медь, уголь, торф, золото, платина, серебро, марганец, никель, титан, ванадий, асбест, бокситы, драгоценные камни, редкоземельные элементы). Государственным балансом запасов полезных ископаемых на территории области учтено около 1700 месторождений, из них разрабатываются около 200, т. е. недра Свердловской области еще далеко не исчерпаны.

Количество убыточных организаций области снизилось за 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 1 129 и составило 499 организаций. Доля убыточных организаций в общем количестве плательщиков налога на прибыль снизилась с 16,6 до 15 %.

Несмотря на трудности, связанные с общей макроэкономической ситуацией, Свердловская область представляет собой динамично развивающийся регион, считается одним из самых надежных регионов для размещения инвестиций, имеет высокие инвестиционные рейтинги. Положительное влияние на кредитоспособность области оказывают низкая долговая нагрузка и высокие показатели ликвидности, наличие значительных промышленных фондов.

Область является финансово открытой, что подтверждает благоприятный имидж региона для инвесторов. Подтверждение кредитного рейтинга повышает инвестиционную привлекательность Свердловской области, способствует расширению круга потенциальных инвесторов и кредиторов, открывает более широкий доступ к заемным средствам и другим источникам капитала. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту экономики Свердловской области.

Темпы развития областной экономики позволяют прогнозировать объем валового регионального продукта в размере 1,2 трлн руб. в 2012 г.

В среднесрочном периоде 2012-2015 гг. прогнозировался рост объемов промышленного производства в среднем на 7-12 % в год с сохраняющимся приоритетным ростом в обрабатывающих отраслях - от 8 до 15 % в год.

К 2015 г. объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, по сравнению с 2014 г., снизился на 21,2 млрд руб. и составил 350,4 млрд руб.

Объем валового регионального продукта в 2015 г. прогнозировался на уровне 1,6-1,7 трлн руб.

Привлечение инвестиций при этом остается главным условием обеспечения необходимых региону темпов экономического роста, формирования доходной части бюджета, решения стоящих перед Свердловской областью социальных задач. Импульс для привлечения в область инвестиций, в том числе иностранных, дают такие проекты, как создание особой экономической зоны «Титановая долина», а в Екатеринбурге - развитие выставочной инфраструктуры и индустрии гостеприимства. Большие планы связаны с российской площадкой для проведения международных форумов различной направленности.

Уровень предприятия. Проведенный анализ показал, что ОАО «Предприятие» является среднепривлекательным для инвесторов.

Установлено, что предприятие является устойчивым, платежеспособным и ликвидным, привлекает заемные средства в виде долгосрочных инвестиционных кредитов на приобретение нового оборудования и модернизацию основных средств. Проводятся инвестиционные мероприятия, направленные на повышение эффективности производства, безопасности производства, смягчение его воздействия на окружающую среду. Предприятие успешно функционирует, обладает производственным потенциалом, является финансово устойчивым.

Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Предприятие» являются расширение собственной сырьевой базы и реконструкция основного производства. Все эти мероприятия в будущем увеличат эффективность бизнеса и повысят конкурентоспособность ОАО «Предприятие», сделают его еще более привлекательным для инвесторов.

Анализ состояния предприятия с точки зрения инвестора. С целью определения инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости предприятия проведем оценку инвестиционного риска на основании влияния внешних и внутренних факторов. Оценки экспертов приведены в табл. 6.

Таблица 6

Оценка инвестиционного риска

Параметр Балл

Структура собственности 10

Срок существования 10

Информация о компании 10

Зависимость от контрагентов 5

Риск собственного капитала 5

Риск заемного капитала 5

Риск структуры капитала 10

Риск ликвидности 0

Структура внеоборотных активов 5

Структура оборотных активов 0

Оценка деловой активности 5

Рентабельность основной деятельности 10

Оценка вероятности банкротства 5

Итого 80

Экспертами выявлены наиболее сильные позиции ОАО «Предприятие»:

- форма собственности (компания зарегистрирована в форме открытого акционерного общества);

- срок существования (предприятие существует с 1931 г.);

- компания устойчиво проявляет себя на момент анализа и устойчива к влиянию внешних и внутренних факторов; отсутствует негативная информация;

- основные показатели в пределах норматива; зависимость от дебиторов составляет 12 %, от кредиторов - 36 %. У предприятия отсутствует риск заемного капитала, эффект финансового рычага (ЭФР) является положительным. Финансовая устойчивость составляет 60 %;

- высокие показатели рентабельности (рентабельность продаж с каждым годом увеличивается), вероятность банкротства в допустимых пределах.

Рейтинговое значение - 80 баллов (рейтинг В: «высокая финансовая устойчивость, средняя инвестиционная привлекательность»).

Лимит кредитных ресурсов составляет 3 912 876 тыс. руб. (80 % от стоимости внеоборотных активов).

Срок привлечения: более 5 лет.

Цель инвестиционного проекта: расширение масштабов бизнеса.

Суммарные капитальные вложения в 2015 г. выросли по сравнению с 2014 г. в 3,5 раза (с 172 363 до 595 872 тыс. руб.). Это связано с тем, что в 2014 г. предприятие осуществляло свою деятельность в условиях кризиса и было вынуждено приостановить некоторые инвестиционные проекты.

Долевая структура капитальных вложений представлена на рисунке. В 2014 и 2015 гг. наибольшую долю в капитальных вложениях занимало приобретение оборудования, затраты на которое увеличились более чем в 8 раз. В 2015 г. земельные участки не приобретались.

%

Приобретение Капитальное строительство Приобретение зданий, Приобретение земельных

оборудования сооружений участков

Распределение капитальных вложений ОАО «Предприятие» в 2014 и 2015 г.

ОАО «Предприятие» осуществляет долгосрочное планирование инвестиционных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, безопасности производства, смягчение его воздействия на окружающую среду, освоение новых месторождений. Основные инвестиционные проекты: реконструкция основного производства, модернизация основных средств, приобретение нового оборудования. Инвестиционные проекты финансируются за счет собственных источников: чистой прибыли и амортизации, а также долгосрочных инвестиционных кредитов.

Оценка инвестиционного риска. Внутренняя норма доходности (IRR - Internal Rate of Return) равна 43,8 %. Динамический (или дисконтированный) срок окупаемости (DPP -Discounted Payback Period) определен отношением суммы капитальных вложений к чистой прибыли предприятия и равен 595872/1057388 = 0,56, или 6,5 месяца (т. е. менее одного года).

Данное значение получено экспертным путем с учетом того, что рентабельность основной деятельности составляет 41,8 %, поэтому, чтобы капиталовложения окупились, доходность проекта (IRR) должна быть выше рентабельности основной деятельности.

Кроме того, данный показатель учитывает, что ОАО «Предприятие» подвержено риску изменения процентных ставок и риску невозврата полученных кредитов, привлеченных для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. Рост процентных ставок может снизить прибыль и рентабельность инвестиций и вызвать рост операционных расходов.

Поведение на инвестиционном рынке. ОАО «Предприятие» является активно-пассивным участником инвестиционного процесса: пассивным, т. к. не осуществляет эмиссию облигаций и за последние 3 года не выплачивает дивидендов по акциям (количество акций, находящихся в обращении, 2 005 816 шт., номинальная стоимость каждой акции 51 руб.); активным, т. к. участвует в реализации инвестиционных проектов, осуществляет реинвестиции.

Предприятие находится на фазе зрелости жизненного цикла, основные источники инвестиций - собственные средства, чистая прибыль и амортизация. Значительные средства инвестируются в новые проекты, направленные на расширение собственной сырьевой базы и модернизацию оборудования. Сокращаются инвестиции в продукты на непривлекательных рынках.

Поскольку у ОАО «Предприятие» высокое рейтинговое значение, в дальнейшем оно может изменить активно-пассивную политику на активное участие в инвестиционном процессе.

Заключение

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что инвестиционная политика, разрабатываемая по трехэтапному алгоритму, имеет свои особенности в зависимости от фаз жизненного цикла предприятия. Подробный анализ инвестиционной привлекательности на примере конкретного предприятия показал, что поуровневый анализ инвестиционной политики предприятия представляет собой эффективный инструмент управления инвестициями с целью увеличения стоимости и повышения конкурентоспособности предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Лахметкина Н. И. Понятие и сущность инвестиционной привлекательности предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 16. С. 35-39.

2. Устинкин С. В., Самсонов К. М. Инвестиционная политика в Российской Федерации // Власть. 2010. № 2. С. 8-10.

3. Лебедев Д. С. Международная инвестиционная политика предприятий: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 167 с.

4. Кабир Л. С., Лахметкина Н. И., Малофеев С. Н. Инвестиционная политика России: поиск стратегического вектора развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 18. С. 7-19.

5. Инвестиции в России: стат. сб. М.: Росстат, 2015. С. 28-31.

6. Литвинова В. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона. М.: Финансовая академия, 2014. 116 с.

7. Чванова А. В. Эффективная инвестиционная политика региона // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 3. С. 137-139.

8. Ендовицкий Д. А., Бабушкин В. А. и др. Анализ инвестиционной привлекательности организации: науч. изд. / под ред. Д. А. Ендовицкого. М.: Кнорус, 2010. 376 с.

9. Веретенникова О. Б., Паюсов А. А. Факторный подход к оценке финансово-инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов // Изв. Ур. гос. экон. ун-та. 2009. № 4. С. 78-83.

10. Веретенникова О. Б., Паюсов А. А. Модель оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта // Изв. Иркут. гос. экон. акад. 2008. № 2. С. 65-69.

11. Матраева Л. В. Методология статистического анализа инвестиционной привлекательности регионов РФ для иностранных инвесторов. М.: Дашков и К°, 2014. 311 с.

12. Шнайдер В. В. Условия инвестиционной привлекательности как фактор финансово-хозяйственного благополучия // Вектор науки ТГУ. 2014. № 1 (23). С. 273-277.

13. Van Horne J. C. Financial Management and Policy : 6th ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1983. 747 p.

14. Wilcox J., Fabozzi F. A Discretionary Wealth Approach for Investment Policy // Journal of Portfolio Management. 2009. Vol. 36, no. 1. P. 46-50.

15. Хомкалов Г. В. Оценка привлекательности объектов инвестирования: теория и практика. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. экон. акад., 2001. 183 с.

16. Haley C. W., SchallL. D. The Theory of Financial Decision: 2nd ed. N.Y.: McGraw-Hill, 1979. 507 p.

17. Brealey R., Myers S., Marcus A. Fundamentals of Corporate Finance: 8th ed. N.Y.: McGraw-Hill Education, 2015. 768 p.

18. Lee C. F., Finnerty J. E., Norton E. A. Foundations of Financial Management. Minneapolis: West Group, 1996. 750 p.

Статья поступила в редакцию 30.06.2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Закирова Элина Рафиковна - Россия, 620144, Екатеринбург; Уральский государственный экономический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры финансового менеджмента; erzakirova@inbox.ru.

Ростовцев Константин Викторович - Россия, 620144, Екатеринбург; Уральский государственный экономический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры финансового менеджмента; rostovtsev@isnet.ru.

Бойтуш Оксана Александровна - Россия, 620144, Екатеринбург; Уральский государственный экономический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры финансового менеджмента; boytush-ok@mail.ru.

E. R. Zakirova, K. V. Rostovtsev, O. A. Boitush

INVESTMENT POLICY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: DEVELOPMENT AND ANALYSIS

Abstract. Investing is an integral component of financial and economic activity of the enterprise. At present for the majority of the Russian enterprises development and actualization of the investment policy, adopted to the changes of external environment, is the only appropriate direction of investment activity. In the current economic situation, the actual investment management has the highest importance in the overall investment activity of the enterprise management system, results in increasing the efficiency of its activity, contributes to the creation, development and implementation of its competitive advantages. The essence of the process of formation of the investment policy of the enterprise as an effective tool for long-term investment of the enterprise management is revealed. Three main stages of investment policy are determined. At the first stage the analysis of the current situation is carried out and a forecast of the investment market is made. At each level the directions of the investment conditions are considered and forecast figures are calculated. As a result of the assessment and prediction of the investment market development of the industry, the regions and companies are ranked according to the degree of investment attractiveness. At the second stage the financial and investment risks based on the assessment of the financial condition of the company are analyzed. Thus, the enterprise is considered both as an investor and as an investment object taking into account lifecycle phases of the enterprise. The options proposed for consideration are measured on a 10-point scale and form the rating company. By the results of the analysis it is easy to determine to what risk group a company can be referred on the basis of the assigned rating. At the third stage the investment policy principles, criteria and indicators required for making investment decisions are developed. An example of the analysis of the formation of the investment policy and investment appeal of industrial enterprise is given.

Key words: investments, investment policy, investment attraction, enterprise.

REFERENCES

1. Lakhmetkina N. I. Poniatie i sushchnost' investitsionnoi privlekatel'nosti predpriiatiia [Notion and essence of the investment attractiveness of an enterprise]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia, 2010, no. 16, pp. 35-39.

2. Ustinkin S. V., Samsonov K. M. Investitsionnaia politika v Rossiiskoi Federatsii [Investment policy in the Russian Federation]. Vlasf, 2010, no. 2, pp. 8-10.

3. Lebedev D. S. Mezhdunarodnaia investitsionnaia politika predpriiatii: uchebnoe posobie [Internacional investment policy of enterprises: textbook]. Yaroslavl, IarGU, 2010. 167 p.

4. Kabir L. S., Lakhmetkina N. I., Malofeev S. N. Investitsionnaia politika Rossii: poisk strategicheskogo vektora razvitiia [Investment policy in Russia: search for strategic vector of development]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia, 2010, no. 18, pp. 7-19.

5. Investitsii v Rossii: statisticheskii sbornik [Investments in Russia: statistical collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2015. Pp. 28-31.

6. Litvinova V. V. Investitsionnaia privlekatel'nost' i investitsionnyi klimat regiona [Investment attractiveness and investment climate of the region]. Moscow, Finansovaia akademiia Publ., 2014. 116 p.

7. Chvanova A. V. Effektivnaia investitsionnaia politika regiona [Effective investment policy of the region]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 3, pp. 137-139.

8. Endovitskii D. A., Babushkin V. A. i dr. Analiz investitsionnoiprivlekatel'nosti organizatsii: nauchoe izdanie [Analysis of investment attractiveness of an organization: scientific edition]. Pod redaktsiei D. A. Endovitskogo. Moscow, Knorus Publ., 2010. 376 p.

9. Veretennikova O. B., Paiusov A. A. Faktornyi podkhod k otsenke finansovo-investitsionnoi privlekatel'nosti khoziaistvuiushchikh sub"ektov [Factorial approach to assessment of the financial and investment attractiveness of the economic entities]. Izvestiia Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2009, no. 4, pp. 78-83.

10. Veretennikova O. B., Paiusov A. A. Model' otsenki investitsionnoi privlekatel'nosti khoziaist-vuiushchego sub"ekta [Model of assessment of investment attractiveness of the economic entity]. Izvestiia Irkut-skoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii, 2008, no. 2, pp. 65-69.

11. Matraeva L. V. Metodologiia statisticheskogo analiza investitsionnoi privlekatel'nosti regionov RF dlia inostrannykh investorov [Methodology of the statistical analysis of the investment attractiveness of the regions in the Russian Federation for foreign investors]. Moscow, Dashkov i K° Publ., 2014. 311 p.

12. Shnaider V. V. Usloviia investitsionnoi privlekatel'nosti kak faktor finansovo-khoziaistvennogo blagopoluchiia [Conditions of investment attractiveness as a factor of financial and economic welfare]. Vektor nauki TGU, 2014, no. 1 (23), pp. 273-277.

13. Van Horne J. C. Financial Management and Policy: 6th ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1983. 747 p.

14. Wilcox J., Fabozzi F. A Discretionary Wealth Approach for Investment Policy. Journal of Portfolio Management, 2009, vol. 36, no. 1, pp. 46-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Khomkalov G. V. Otsenka privlekatel'nosti ob"ektov investirovaniia: teoriia i praktika [Assessment of attractiveness of the investment objects: theory and practice]. Irkutsk, Izd-vo Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii, 2001. 183 p.

16. Haley C. W., Schall L. D. The Theory of Financial Decision: 2nd ed. N.Y.: McGraw-Hill, 1979. 507 p.

17. Brealey R., Myers S., Marcus A. Fundamentals of Corporate Finance: 8th ed. N.Y.: McGraw-Hill Education, 2015. 768 p.

18. Lee C. F., Finnerty J. E., Norton E. A. Foundations of Financial Management. Minneapolis: West Group, 1996. 750 p.

The article submitted to the editors 30.06.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Zakirova Elina Rafikovna - Russia, 620144, Yekaterinburg; Ural State University of Economics; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Financial Management; erzakirova@inbox.ru.

Rostovtsev Konstantin Viktorovich - Russia, 620144, Yekaterinburg; Ural State University of Economics; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Financial Management; rostovtsev@isnet.ru.

Boitush Oksana Aleksandrovna - Russia, 620144, Yekaterinburg; Ural State University of Economics; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Financial Management; boytush-ok@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.