Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Социальная гигиена, история гигиены,

организация санитарного дела

УДК в 14.3/. 4:658.52.01 1. 56(47б>

И. Б. Кардаш (Минск)

ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ РЕСПУБЛИКИ

Разработка и практическая реализация системы управления с применением ЭВМ должны обеспечить максимальную эффективность деятельности санитарно-эпидемиологической службы. На современном этапе важное значение имеет выяснение основных элементов и подсистем управления, их иерархической соподчиненности, связей между ними, организационной структуры, использование сети вычислительных центров и системы передачи данных, а также выявление основных направлений разработки АСУ санитарно-эпидемиологической службой.

При подходе к рассмотрению этих вопросов следует иметь в виду, что предметом внимания санитарно-эпидемиологической службы является состояние здоровья различных групп населения и состояние окружающей среды. Следует построить такую систему автоматизированного управления, которая позволила бы пользоваться необходимыми данными всех министерств и ведомств, сосредоточивающимися в отраслевых вычислительных центрах (ОВЦ) и вычислительных центрах коллективного пользования (ВЦКП). Речь идет не только об оперативной информации, но, главное, об информации, хранящейся в автоматизированных банках указанных ВЦ, крайне ценной и нужной на аналитической стадии АСУ «Санэпидслужба» и АСУ «Здравоохранение».

Все это привело нас к выводу о целесообразности проектирования АСУ «Санэпидслужба» БССР на базе ОВЦ и ВЦКП как республиканского, так и территориального (область, город, район) уровней. Необходимость такого подхода диктуется рядом обстоятельств. В перспективе, как об этом можно судить по литературным данным (Д. Г. Жимерин и В. И. Максименко; А. К- Пакул), во всех республиках страны возможна эксплуатация ВЦ по принципу коллективного пользования, поскольку они будут функционировать в сети ВЦ, связанных между собой общегосударственной системой передачи данных (ОГСПД). ВЦ коллективного пользования, оснащенные высокопроизводительными ЭВМ, смогут на практике одновременно обслуживать потребности многих учреждений и ведомств, являющихся их абонентами.

ВЦКП таким образом будут располагать всеми возможностями и для обработки данных, посылаемых по каналам АСУ «Санэпидслужба». В БССР функции таких ВЦКП выполняют вычислительные центры Центрального статистического управления. Они имеются во всех административных единицах республики, включая районы. Базовые ВЦКП смогут обеспечить передачу данных и переработку информации как в вертикальном, так и в горизонтальном (между республиками, областями, районами, ведомствами) разрезах в объеме, необходимом для функционирования всех АСУ народного хозяйства, в том числе и АСУ «Санэпидслужба».

Государственная сеть ВЦ сможет обеспечивать решение крупных информационных и расчетных задач не только ведомственного, но и межведомственного, межотраслевого характера (Д. Г. Жимерин и В. И. Максименко), что особенно ценно при прогнозировании или изучении причин массовых заболеваний инфекционной этиологии или причин нежелательных изменений во внешней среде.

В системе общегосударственной сети передачи данных предполагается создание центров обмена информацией между любыми информационными пунктами с применением любого кода, формата ее и алгоритма передачи. Это позволит организовать эффективное использование республиканских отраслевых ВЦ, уже действующих в системе здравоохранения, для решения как общеотраслевых задач, так и задач АСУ «Санэпидслужба», главным образом республиканского уровня управления.

Как показало межреспубликанское совещание по проблемам разработки республиканских автоматизированных систем управления (РАСУ), проходившее в Минске в октябре 1973 г., государственная сеть ВЦКП создается во всех республиках по сходным схемам. Это позволяет органам здравоохранения любой республики применять проект АСУ «Санэпидслужба», разработанный для одной из республик, без коренной его переработки.

Если все эти предпосылки определяют целесообразность использования ВЦКП при разработке АСУ «Санэпидслужба», то на практике, при проектировании ее первой очереди, оказалось вообще невозможным использование отраслевого РВЦ Министерства здравоохранения БССР как вычислительной базы для решения ряда задач территориального уровня, объем первнчной информации которых превышает технические возможности установленной в ВЦ ЭВМ «Минск-32». К тому же использование ВЦ республиканского и даже областного уровней для решения задач местного значения увеличивает непроизводительную нагрузку общегосударственной сети передачи данных.

Следовательно, наиболее рациональным подходом к конструированию АСУ «Санэпидслужба» является ориентация на использование сети ВЦКП всех уровней (территориального — города и районы, областного, республиканского) в комплексе с отраслевыми ВЦ. Это значит, что при большом объеме первичной информации и простой обработке ими задач, вход и выход которых относится к районному, городскому или областному уровням, используются соответствующего уровня ВЦКП государственной сети, а при решении задач республиканского уровня — республиканские ВЦКП или отраслевые ВЦ. При этом последние пользуются необходимой информацией из банков данных ВЦКП.

В качестве примеров можно привести 2 задачи, разрабатываемые в БССР. По задаче «Календарный учет, отчетность и анализ инфекционной заболеваемости», которая решается на ЭВМ ежемесячно, необходимо около 4 ч машинного времени в месяц. Ввиду сравнительно небольших затрат машинного времени на счетную обработку данных, а также ввиду того, что выход задачи относится к республиканскому и областному уровням, оказалось целесообразным передать ее решение республиканскому отраслевому ВЦ (или ВЦКП). Для решения задачи «Учет профилактических прививок детскому населению» по всем районам республики ежемесячно потребуется около 21 ч машинного времени, ее выход относится к территориальному уровню. В этом случае наиболее рациональным является счетное обеспечение задачи ВЦКП районного уровня, для чего потребуется в каждом районе только 10 мин машинного времени в неделю, а нагрузка на сеть передачи данных и время их пересылки сокращается до минимума. Что касается сети отраслевых вычислительных центров, то их численность, дислокация, мощность и степень участия в решении задач АСУ «Санэпндслужбы», равно как и АСУ «Здравоохранение», могут возрастать или сокращаться в зависимости от степени готовности ВЦКП принять на себя в определенный период решение всего объема задач системы автоматизированного управления.

Принципиально важным является также вопрос о том, возможно ли и целесообразно ли автоматизировать существующую систему управления или же необходимо первоначально изменить систему управления санитарно-эпидемиологической службой республики, а затем применить к ней средства автоматизации.

2*

35

Известно, что наилучшей системой автоматизированного управления будет та, которая строится на объективных данных, вводимых в ЭВМ без корректив человека. Что касается АСУ «Санэпидслужба», то этот принцип может быть в основном применен при решении санэпидстанциями задач санитарно-гигиенического характера. Несколько иначе обстоит дело при решении задач, связанных с управлением противоэпидемической, лабораторной и финансово-хозяйственной деятельностью. И в самом деле, для того чтобы послать в ЭВМ данные об инфекционных заболеваниях, необходимо их выявить и диагностировать, а для того чтобы послать данные о профилактических прививках, их надо первоначально выполнить; все это немыслимо без участия соответствующих специалистов. Принципиально, таким образом, существующая практика управления противоэпидемическим видом деятельности санэпидстанций не отличается от той, которая будет сопровождаться применением средств автоматизации и ЭВМ. Поэтому, на наш взгляд, наиболее рациональным подходом к автоматизации управления этими видами деятельности санэпидстанций является разработка способов и методов применения средств автоматизации, в том числе и ЭВМ, в рамках действующей государственной статистической отчетности с тем, однако, чтобы привести в соответствие с требованиями автоматизации учетную документацию и приступить в дальнейшем к интеграции ряда взаимозависимых задач не только в рамках АСУ «Санэпидслужба» или «Здравоохранение», но и в рамках РАСУ.

Важно также подчеркнуть, что, несмотря на заметное присутствие субъективного фактора при автоматизации управлением противоэпидемическими и другими указанными выше видами работы санэпидстанций, его нежелательное влияние можно сократить до предела, если информация для любых органов управления санитарно-эпидемиологической службой будет формироваться непосредственно в учреждениях здравоохранения и передаваться на любой уровень непосредственно, без какой либо корректировки в различных инстанциях по службе или по отрасли в целом.

Другое дело — автоматизация задач, касающихся управления деятельностью санэпидстанций по государственному санитарному надзору за состоянием окружающей человека среды или за качеством промышленной продукции, где поток информации, идущий по обратной связи, может проходить без участия человека. Возможно несколько этапов развития информационного обеспечения санитарного надзора: ручной сбор и первичная обработка (анализ) данных; установка автономных автоматических анализаторов и ручной сбор результатов анализа; дистанционный сбор и первичная обработка данных автоматических анализаторов на локальных территориях; дистанционный сбор и комплексная обработка данных автоматических анализаторов с применением ЭВМ в пределах района, области, республики.

Анализ поэтапного развития информационного обеспечения показывает, что при разработке системы автоматизированного управления санитарно-эпидемиологической службой с расчетом применения мощных ЭВМ и современных средств передачи данных нецелесообразно вслед за первым этапом, переживаемым сейчас, внедрять второй. Большинство автономных анализаторов не приспособлено к дистанционной передаче результатов анализов, и потому на их базе невозможно осуществить на последующих этапах информационное обеспечение. При этом внедрение второго этапа может стать определенным тормозом. В случаях, когда система автоматизированного управления санитарно-эпидемиологической службой не применяется, замена ручного сбора и обработки данных установкой автономных автоматических анализаторов является делом прогрессивным, повышающим производительность труда. В то же время внедрение третьего этапа позволяет легко перейти к четвертому. Что касается последнего, наиболее совершенного этапа, то нам представляется при этом следующая схема слежения за степенью загрязнения окружающей среды и управления деятельностью санэпидстанций по контролю за ее состоянием. Датчики на температуру.

рН, степень освещенности, скорость воздушных потоков и автоматические анализаторы концентраций угарного газа, соединений азота, серы, углеводородов, различных веществ, выбрасываемых предприятиями химической промышленности, и других вредных веществ устанавливаются на всех предприятиях, учебных и других заведениях, учреждениях здравоохранения, на территории крупных населенных пунктов соответственно в воздушной среде помещений, атмосферном воздухе, в жидких средах на предприятиях и в водоемах, на отдельных узлах различных технологических процессов. Каждая из этих установок через определенное заданное время автоматически регистрирует результат исследования и передает его на ЭВМ заводского или местного территориального ВЦ; ЭВМ сигнализирует руководителям предприятий, учреждений, коммунальных или других органов о каждом случае нарушения технологического процесса или превышении предельно допустимой концентрации вредных веществ. Получив соответствующие сигналы, каждый руководитель принимает решение и по прямой связи передает необходимые распоряжения.

Вполне возможен и такой вариант, когда все упомянутые выше данные, характеризующие санитарное состояние внешней среды или промышленной продукции, будут сосредоточиваться в одном территориальном (городском, районном) центре слежения, а оттуда поступать на все уровни санитарно-эпидемиологической службы и других контролирующих и ведомственных органов.

Бесспорно, однако, что те органы или учреждения санитарно-эпндемио-логической службы, которые контролируют соответствующие объекты по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, должны иметь полное право получать от них необходимую информацию. В дальнейшем в зависимости от решаемых на ЭВМ задач, по истечении определенного срока (квартала, года, нескольких лет) на ВЦ различных уровней ведется расчет аналитических задач по определению показателей санитарного состояния отдельных объектов, а также эффективности работы в этом отношении соответствующих ведомств и санэпидстанций.

Применение ЭВМ не только вынуждает корректировать систему управления санитарно-эпидемиологической службой, но и создает хорошие предпосылки для этого. Следует иметь в виду в первую очередь решаемые в системе АСУ «Санэпидслужба» задачи по оптимизации деятельности самих санитарно-эпидемиологических учреждений, т. е. наиболее рациональному использованию сил и средств санэпидстанций в конкретных условиях, а также по прогнозированию в области санитарно-эпидемиологического обслуживания.

Из сказанного вытекает также необходимость взаимной совместимости АСУ «Санэпидслужба» республики и страны. Это позволит Главному санитарно-эпидемиологическому управлению Министерства здравоохранения республики периодически получать данные об эффективности проводимых оздоровительных мероприятий и использовании имеющихся возможностей как в различных отраслях народного хозяйства, так и на различных административных территориях для оздоровления условий труда и быта населения, а также упреждающую информацию о тенденциях в эпидемическом процессе, о влиянии окружающей среды на состояние здоровья различных групп населения, о состоянии и работе самой санитарно-эпидемиологической службы.

Излагая лишь некоторые соображения о путях развития АСУ «Санэпидслужба», мы понимаем, что в дальнейшем неизбежны уточнения и доработка отдельных схем, задач и положений, а поэтому будем благодарны читателям, если они выскажут на страницах журнала некоторые советы и предложения.

ЛИТЕРАТУРА. ЖимеринД- Г., МаксименкоВ. И. Проблемы разработки РАСУ. Минск (23—25/Х 1973). — П а к у л А. К- Там же.

Поступила 24/У11 1974 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.