ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОПРОСЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Полевщикова Светлана Георгиевна
адъюнкт кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России научная специальность 12.00.14 -«Административное право; административный процесс»
телефон:89197506589 научный руководитель: Жеребцов Алексей Николаевич профессор кафедры административной деятельности ОВД
Краснодарского университета МВД России доктор юридических наук, доцент
QUESTIONS OF JURISDICTION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Polevshchikova Svetlana Georgievna
adjunct professor of the Department of the administrative activity of internal affairs from Krasnodar University Ministry of internal Affairs of the Russian Federation Scientific specialty 12.00.14- «Administrative law and administrative process»
Phone number:89197506589 scientific director: Zherebtsov Aleksey Nikolayevich professor of the Department of Administrative Activities in Krasnodar University MIA, doctor of juridical science, docent
АННОТАЦИЯ
Раскрываются правовые и организационные проблемы подведомственности дел об административных правонарушениях в полиции, значение подведомственности как правового института и порядка ее определения, освещаются проблемные вопросы производства по делам об административных правонарушениях в органах полиции.
ANNOTATION
The author reveals the legal and organizational problems of jurisdiction in cases of administrative offenses in the police, the significance of jurisdiction as a legal institution and the procedure for determining it, and highlights the problematic issues of proceedings in cases of administrative offenses in the police.
Ключевые слова: рассмотрение дела об административном правонарушении, подведомственность дел об административных правонарушениях, правоприменительная практика, административное правонарушение, орган внутренних дел, производство по делу об административном правонарушении.
Key words: legal and organizational problems of jurisdiction of cases of administrative offenses in the police, the meaning of jurisdiction as legal Keywords: consideration of cases of administrative offenses, jurisdiction of cases of administrative offenses, law enforcement practice, administrative offense, internal Affairs body, proceedings on an administrative offense.
В теории права подведомственность рассматривается в качестве круга дел (споров о праве и иных правовых вопросов) разрешение которых отнесено законом к компетенции определенного юрисдикционного органа [1] или как относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных материально правовых требований к ведению различных юрисдикционных органов [2]
В научной среде, встречаются точки зрения правоведов относительно более глобального предназначения подведомственности. К примеру, профессор В. В. Ярков обращает внимание на то обстоятельство, что в условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей
подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать положения Конституции РФ в государственно правовом строительстве, так как устанавливает четкие критерии разделения государственной власти на три автономные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. [3] Подведомственность дел об
административных правонарушениях в самом общем виде подразумевает наличие компетенции того или иного органа (должностного лица) на разрешение конкретного дела, определяющая границы властных полномочий, а также механизм регулирования производства по делу об административных правонарушений и
разграничения между административно-
юрисдикционными органами полномочий по рассмотрению дел.
Исходя из положений главы 23 КоАП систему органов отраслевой административной
юрисдикции возглавляют органы внутренних дел, чему в частности посвящена статья 23.3 КоАП РФ. В рассматриваемой правовой норме урегулированы вопросы, касающиеся определения категорий дел об административных правонарушениях, по которым органы полиции
1. Клейнман А. Ф. Советский гражданский процесс. М., 1954. С. 137; Дружков П. С. Судебная подведомственность споров о праве и иных правовых вопросов, рассматриваемых в порядке гражданского су допроизводства : дис. ... канд. юрид. наук.Свердловск, 1966. С. 13.
2. Осипов Ю. К. Подведомственность юридических дел : дис. ... д ра юрид. наук. Свердловск, 1974.С. 43; Гражданский процесс : учебник / под ред.В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М.,1998. С. 117 (автор главы - В. А. Мусин).
3. Решетникова И. В., Ярков В. В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. С. 71.
уполномочены осуществлять производство по делу, обозначены должностные лица органов внутренних дел, в компетенцию которых входит
рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также порядок назначения административных наказаний их вид и размер административных штрафов (верхний предел).
Органы внутренних дел осуществляют производство по дела об административных правонарушениях, предусмотренных 74 статьями КоАП РФ, что составляет порядка 20% всех административных составом, при условии существования огромного количества
административно -юрисдикционных органов, на долю которых по аналогии приходится существенно меньшее процентное соотношение компетенций на предмет рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Эксклюзивность задач, выполняемых органами полиции в процессе административно -юрисдикционной деятельности заключается в том, что в отличие от иных субъектов административной юрисдикции, чья деятельность в большинстве случаев начинается на стадии рассмотрения дела об административных правонарушениях, органы внутренних дел включаются в процесс производства по делу уже на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Так например, при выявлении фактов нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, протоколы об административных правонарушениях составляют подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства органов внутренних дел, участковые уполномоченные
полиции или в случае совершения правонарушений несовершеннолетними, протоколы об
административных правонарушениях составляют сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних полиции, аналогичная ситуация обстоит с нарушением правил дорожного движения.
Таким образом, территориальные органы МВД России, осуществляя административно-юрисдикционную деятельность обладают особым статусом, который обусловлен наличием функций по выявлению административных
правонарушениях, возбуждением производства по делу, а также непосредственное осуществление его рассмотрения и принятия решения по существу, что сопряжено с наличием «карательной направленности» всего административного процесса и в ряде случаев с отсутствием таких необходимых признаков производства по делу об административном правонарушении, как всесторонность, объективность, полнота.
Считаю необходимым отметить и то обстоятельство, что в правоприменительной практике существенно распространена ситуация при которой происходит неверное определение подведомственности дела об административном правонарушении и в результате один орган административной юрисдикции неоднократно направляет другому органу административный материал и наоборот и как следствие в разы повышается вероятность истечения срока давности привлечения к административной ответственности и необоснованного освобождения виновного лица от административной ответственности. Такое обстоятельство, связано с отсутствием компетентности должностных лиц в указанных вопросах, выполнением значительного объема иных функций и задач.
Можно отметить следующее, что в целях исключения фактов незаконного освобождения виновных лиц от административной ответственности в связи с истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, необходимо совершенствование процедур определения подведомственности, а также возможном увеличении таких сроков, поскольку в действующем законодательстве, в частности ч. 1 ст. 4.5.КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении
рассматриваемом судьей - по истечении трех месяцев.
Кроме того, наблюдается тенденция неравномерности распределения нагрузочных показателей при осуществлению производства по делу, к примеру участковый уполномоченный полиции рассматривает минимальное количество таких дел, при этом начальник территориального органа (управления) МВД России рассматривает львиную долю дел об административных
правонарушениях, подведомственных полиции или сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые в меньшем объеме осуществляют административно -юрисдикционные функции чем руководители территориальных органов внутренних дел, но в значительно большем, чем ранее упомянутые участковые уполномоченные полиции.
Неравномерность распределения дел об административных правонарушениях, отчетливо прослеживается на примере участкового уполномоченный полиции, который вправе рассматривать некоторые дела об административных правонарушениях и его участие в правоприменительном процессе минимальное и скорее является не правилом, а исключением из него, что, на мой взгляд, можно считать не совсем верным, поскольку именно указанные должностные лица в большей степени задействованы в профилактике преступлений и правонарушений на соответствующем участке оперативного обслуживания и расширение их административно-юрисдикционной компетенции напрямую увеличит его роль во всех сферах общественной жизни, повысит эффективность борьбы с негативными проявлениями, связанными с совершением правонарушений, а также будет являться важным инструментом по профилактике и предупреждению преступлений.
Учитывая огромное число составов административных правонарушений и их разновидность, содержащихся в КоАП РФ, требующих наличие специальных познаний в различных сферах общественной жизни для правильного, полного и всестороннего разрешения дела по существу, представляется невозможным сосредоточить производство по делам об административных правонарушениях в одном юрисдикционном органе без ущерба для всего административного процесса, что приведет в определённой степени к волоките и большим временным затратам, сопряженных с нарушением принципа оперативности.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что специфика вопросов
подведомственности органов внутренних дел заключается прежде всего в том, что в виду разнообразия общественных отношений, защита которых обеспечивается органами внутренних дел в силу ФЗ РФ от 07.02.2011 года № З-ФЗ «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальных органах МВД Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» предопределяет для последних обширную подведомственность рассматриваемых дел об административных правонарушениях и в этой связи КоАП РФ предусмотрел более 70 составов административных деликтов,
рассматривать которые уполномочены органы полиции. Кроме того, административно -
юрисдикционная деятельность органов внутренних дел регламентируется как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы внутренних дел в большинстве случаев включаются в процесс производства по делу об административном правонарушении на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, что отличает их от иных органов административной юрисдикции и имеют широкий круг должностных лиц, наделенных правовым применения санкций с четкой
внутриведомственной специализацией.
Библиография
1.Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. - № 237
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 30.12.2001.: одобрен. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.] // Собр. законодательства РФ. 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 14.06.2002 г. (ред. от 27.07.2010)] // Собр. законодательства РФ. 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
4.О полиции [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой от 07.02.2011] // Собр. законодательства РФ.-14.02. 2011. № 7. Ст. 900.
5.Гришаев А.Н. Содержание принципа законности на стадии назначения административного наказания. [Текст] / А.Н. Гришаев - Административное право и процесс. М.: Проспект. 2007- 200с.
6.Головко В.Н. Бражников В.А. Исполнение административного наказания. Статья. [Текст] / В.Н. Головко. - М.: Законность, 2008 - 156с.
7.Дугенец А.С. Административное право и процесс [Текст] / А.С. Дугенец. М.: Норма 2007 -398с.
8.Жирков В.Н. Практический аспект совершенствования законодательства об административных правонарушениях [Текст] / В.Н. Жирков - М.: Мировой судья, 2008, 209с.
9.Князева И. Н. Разрешение некоторых вопросов подведомственности в производстве по делам об административных правонарушениях [Текст] / И. Князева Н. М.: Норма 2011 -100с.
10.Коренева А.П. Административная деятельность органов внутренних дел [Текст] / А.П. Коренева М.: Проспект. 2006 - 420с.
Bibliography
1. the Constitution of the Russian Federation [Text]: ofic. text / / ROS. gas. - 1993. - 25 Dec. - № 237
2. the Code of the Russian Federation on administrative offences [Text]: Feder. law: [adopted by the State. Duma 30.12.2001.: approved. Federation Council December 26, 2001] / / SOBR. Zakonodatelstva RF. 07.01.2002, no. 1 (part 1), article 1.
3. Arbitration procedural code of the Russian Federation [Text]: Feder. law: [adopted by the State. Duma 14.06.2002 G. (as amended on 27.07.2010)] / / Collected legislation of the Russian Federation. 29.07.2002, N 30, article 3012.
4. About the police [Text]: Feder. law: [adopted by the State. Duma of 07.02.2011] // SOBR. Zakonodatelstva RF.-14.02. 2011. № 7. St. 900.
5. Grishaev A. N. Content of the principle of legality at the stage of administrative punishment. [Text] / A. N. Grishaev-Administrative law and process. Moscow: Prospect 2007-200C.
6. Golovko V. N. Brazhnikov V. A. Execution of administrative punishment. Article. [Text] / V. N. Golovko. - M.: rule of law, 2008 - 156s anchor.
7. Dugenets A. S. Administrative law and process [Text] / A. S. Dugenets. M.: Norm 2007-398c.
8. Zhirkov V. N. Practical aspect of improving legislation on administrative offenses [Text] / V. N. Zhirkov-M.: Magistrate, 2008, 209c.
9. Knyazeva I. N. Resolution of some issues of jurisdiction in proceedings on administrative offenses [Text] / I. Knyazeva N. M.: Norm 2011-100C.
10. Koreneva A. p. Administrative activity of internal Affairs bodies [Text] / A. p. Koreneva M.: Prospect. 2006-420s.