Вопросы планирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств
А.В. СНЕГОВОЙ,
начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Questions of planning the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the event of emergency
A. V. SNEGOVOJ,
the chief of chair of management of law-enforcement bodies in special conditions, the candidate of jurisprudence, the associate professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351:354
Аннотация: В статье исследуются вопросы правового регулирования и организационного обеспечения планирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Ключевые слова и словосочетания: чрезвычайные обстоятельства; планирование деятельности; органы внутренних дел Российской Федерации.
Annotation: The article examines the issues of legal regulation and organizational support for planning the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the event of an emergency.
Key words and phrases: Extraordinary circumstances; planning of activities; internal affairs bodies of the Russian Federation.
Задачи устойчивого функционирования органов внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайных обстоятельств могут успешно выполняться лишь при значительном повышении уровня готовности к действиям в указанной обстановке, а также посредством создания эффективной системы оперативного управления . Именно названные факторы в условиях негативного внешнего воздействия могут позволить создаваемой группировке сил и средств своевременно и в рамках установленной законодательством компетенции, путем организации совместных действий со структурами иных федеральных органов оперативно осуществить комплекс мероприятий по нормализации оперативной обстановки
В основе как обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, так и создания системы оперативного управления в рассматриваемых условиях лежат вопросы эффективного планирования исследуемой деятельности [1] .
Исследованию правовых и организационных аспектов планирования действий органов внутренних дел Российской Федерации в чрезвычайной обстановке сопутствуют отдельные практические и методологические трудности в силу того, что по ряду вопросов сохраняется разнообразие суждений. По-прежнему в российском законодательстве нет четкого определения таких понятий, как «чрезвычайные обстоятельства», «специальная операция
по пресечению чрезвычайных обстоятельств криминального характера» . Указанные термины широко и длительное время используются различными субъектами исследуемой сферы деятельности (МВД России, ФСИН Минюста, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и другие) при выполнении разнохарактерных, нестандартных задач
Полагаем, что к чрезвычайным обстоятельствам следует относить те обстоятельства, речь о которых идет в ст . 88 Конституции Российской Федерации1 и в ст . Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г . № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»2 .
Планирование действий органов внутренних дел, как и иных государственных органов, при возникновении разных видов чрезвычайных обстоятельств (при угрозе или совершении преступлений террористического характера, в случае наступления криминальных чрезвычайных обстоятельств, в случае техногенных либо природных чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных ситуаций экологического характера) имеет множество особенностей, которые обусловлены различными условиями складывающейся оперативной обстановки, разнообразием планируемых задач и привлекаемых функциональных группировок [2].
Как показывает проведенный анализ норм права, регламентирующих исследуемую сферу деятельности, законодатель в целом урегулировал рассматриваемую сферу общественных отношений в различных нормативных правовых предписаниях Однако в федеральных законах и в подзаконных актах нашли отражение не все полномочия по планированию возможных действий в условиях возникновения различных видов чрезвычайных обстоятельств
Сложившееся положение вызывает необходимость совершенствования правового регулирования планирования совместных действий привлекаемых сил и средств при возникновении чрезвычайных обстоятельств
Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 г . № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» планирование контртеррористических операций осуществляют оперативные штабы, которые функционируют в Российской Федерации на региональном уровне и помимо указанного
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ . 2014 .№ 31. Ст. 4398.
2 О чрезвычайном положении: федер . конституцион. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ . 2001. № 23 . Ст. 2277.
планирования предназначены для управления контртеррористическими операциями3 .
В нормативных правовых актах, регулирующих сферу реагирования на всевозможные чрезвычайные ситуации (техногенные, природные), аспекты планирования деятельности федеральных и местных органов также четко определены и закреплены в различных по юридической силе нормах права В соответствии с указанными нормами порядок планирования и осуществления требуемых мер в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций работников подведомственных объектов и организаций с социальным и производственным предназначениями возлагается на сами организации, а организация проведения неотложных и других аварийно-спасательных работ на подведомственных объектах с социальным и производственным предназначениями и на прилегающих к ним территориях осуществляется согласно планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций4 .
Следует подчеркнуть, что различные аспекты планирования деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в период возникновения и развития чрезвычайной обстановки требуют детальной правовой регламентации в силу того, что принятие соответствующих мер и осуществление необходимых действий в условиях чрезвычайных обстоятельств, что отмечалось выше, реализуют комплексные силы многих федеральных органов исполнительной власти . Следовательно, важным аспектом организации исследуемой деятельности является учет компетенции ее субъектов, возможностей их сил и средств, что необходимо принимать во внимание именно на этапе планирования предстоящих действий
Тем не менее в действующем законодательстве Российской Федерации не определен порядок заблаговременного планирования деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при следующих чрезвычайных обстоятельствах: захват объекта или отдельной местности; массовые беспорядки и другие действия, нарушающие права, интересы и свободы граждан, транспортное движение, нормальную работу организаций и различных средств связи; захват заложника, совершенный не с террористической целью; преступная дея-
3 О противодействии терроризму: федер . закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ . 2006. № 11. Ст. 1146 . Ст. 14 . П . 1-3 .
4 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер . закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ . 1994. № 35 . Ст. 3648.
тельность вооруженных лиц, банд на территории оперативного обслуживания
Таким образом, для правового обеспечения реагирования на указанные чрезвычайные обстоятельства, в дополнение к имеющейся регламентации различных аспектов планирования комплексных действий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению, ликвидации последствий разного рода чрезвычайных ситуаций, а также в области противодействия проявлениям терроризма, необходимо включение в законодательство норм права, определяющих силы и средства, органы оперативного управления, алгоритм организации (в том числе планирования) действий в условиях чрезвычайных обстоятельств криминального характера в период до возможного введения режима чрезвычайного положения
Анализ действующего законодательства позволяет предположить, что наиболее оптимальной формой регламентации организации деятельности органов оперативного управления и задействуемой группировки в условиях чрезвычайных обстоятельств, в том числе и вопросов планирования, может стать нормативный правовой акт подзаконного уровня — указ Президента Российской Федерации Именно указами Президента в нашей стране регламентированы вопросы противодействия террористическим угрозам (например: О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г . № 664; О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г . № 851; О мерах по противодействию терроризму: указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г . № 116) .
В области обеспечения правопорядка в регионах нашей страны значимое место занимает указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г . № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», определивший требования по созданию высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации постоянно действующих органов — координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации
Но, по нашему мнению, в данном нормативном правовом акте не оговорены все необходимые правовые и организационные аспекты обеспечения деятельности при воз-
никновении чрезвычайных обстоятельств . Очевидно, что в рассматриваемом нормативном правовом акте остались неурегулированными вопросы управления (в том числе и планирования действий) силами и средствами федеральных органов исполнительной власти по обеспечению правопорядка при осложнении обстановки
Представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения в указанный нормативный правовой акт изменений и дополнений, определяющих органы управления, силы и средства, специфику планирования и управления указанными силами в период осложнения оперативной обстановки и возникновения чрезвычайных обстоятельств криминального характера
Полагаем возможным дополнить указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г . № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» положениями о необходимости образования на региональном уровне в Российской Федерации оперативных штабов по обеспечению правопорядка при чрезвычайных обстоятельствах и утверждению их состава по должностям Предназначением указанных органов оперативного управления должна стать организация планирования и управление силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов при проведении комплексов мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и других действий, нарушающих права, свободы и интересы граждан, транспортное движение, работу различных организаций и средств связи . Кроме того, указанные комплексы мероприятий, по нашему мнению, следует нормативно закрепить как специальные операции при чрезвычайных обстоятельствах, проводимые для предупреждения и пресечения насильственных противоправных действий
Возглавить оперативные штабы по обеспечению правопорядка при чрезвычайных обстоятельствах, по нашему мнению и мнению опрошенных в ходе исследования специалистов, могут руководители территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне
Таким образом, указанные оперативные штабы по обеспечению правопорядка при чрезвычайных обстоятельствах в регионах Российской Федерации будут обеспечивать организацию планирования применения задействуемых ресурсов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и осуществлять управление в ходе специальных операций,
проводимых для предупреждения и пресечения насильственных противоправных действий при чрезвычайных обстоятельствах
Поскольку в рассматриваемый нами орган оперативного управления должны быть включены представители всех заинтересованных территориальных федеральных органов исполнительной власти, то логичным, по нашему мнению, было бы включение в рассматриваемый документ положения о том, что решения обозначенных выше оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в рамках их компетенции, надлежит исполнять в установленном порядке всем органам государственной власти, чьи представители включены в состав указанных штабов
Кроме прочего, в предлагаемом варианте дополнений в рассматриваемый нормативный правовой акт, должны найти отражение положения о том, что до начала работы на региональном уровне оперативного штаба по обеспечению правопорядка при чрезвычайных обстоятельствах первоочередные меры по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, транспортное движение, работу организаций и различных средств связи организует
начальник соответствующего территориально -го органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне Тем самым будет обеспечена возможность и обязательность немедленного реагирования на осложнение оперативной обстановки силами и средствами органов правоохраны на территории оперативного обслуживания
Таким образом, в целях закрепления непосредственной компетенции органов внутренних дел в рамках решения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств различного характера предложен наименее «затратный» вариант корректировки законодательства и выстраивания надлежащей вертикали правовых документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и взаимодействующих государственных органов (структур) в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств . Четкая регламентация в федеральном законодательстве вопросов планирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств позволит надежно защитить права и законные интересы граждан, а также на более высоком организационном уровне обеспечить общественную безопасность при осложнениях оперативной обстановки
Список литературы:
1 . Гущин В. В. Понятие безопасности и ее предметно-объектные сферы // Проблемы повышения готовности органов внутренних дел к деятельности в чрезвычайных ситуациях: сб . научных трудов . М ., 1994.
2 . Плохих Г. И. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб . пособие / под ред . Г . И . Плохих . Курск, 2014 .