2 л н и
0
1
ja <
и н к
:'5
0
1
ja <
и н s
I
<
а
X О
0
м
<
а С
к S
1
и <
м
<
а С
и <
ш о а С
32
А. В. СНЕГОВОЙ,
заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
A. V. SNEGOVOJ,
the deputy chief of chair of management of law-enforcement bodies in special conditions,
the candidate of law sciences, the associate professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 351/354
О проблемах управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах
About problems of management of law-enforcement bodies at force majeure
В статье исследуются особенности управления органами внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах. Рассмотрены направления совершенствования правового и организационного регулирования управления в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Чрезвычайные обстоятельства, режим функционирования, управление.
In article features of management by bodies internal the Russian Federation of affairs are investigated at force majeure. The directions of improvement of legal and organizational regulation of management in the conditions of force majeure are considered.
Force majeure, functioning mode, management.
На заседании Совета Безопасности Российской Федерации в июле 2014 года В. В. Путин отметил, что прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны сегодня нет. Но попытки раскачать общественно-политическую ситуацию, тем или иным способом ослабить Россию, ударить по уязвимым, проблемным местам, безусловно, предпринимаются и будут предприниматься [10].
Сложные общественно-политические процессы, террористические и экстремистские вызовы, последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут приводить к необходимости функционирования органов власти в условиях чрезвычайных обстоятельств. В связи с этим государством уделяется значительное внимание своевременной нейтрализации внутренних угроз.
В то же время проблемы, которые возникают в деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах, нередко обусловлены отсутствием комплексного подхода
к решению задач управления. К примеру, в регулировании деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах акцент делается на вопросах планирования и подготовки к действиям, что, конечно же, немаловажно, но при этом непосредственно оперативному управлению имеющимися и привлекаемыми силами и средствами в рассматриваемых условиях уделяется недостаточное внимание. Кроме того, немаловажной составляющей предупреждения, недопущения чрезвычайных обстоятельств должна стать система мониторинга и прогнозирования возможных кризисных событий и явлений.
При чрезвычайных обстоятельствах в соответствии с законодательством могут устанавливаться режимы функционирования органов управления, а также сил и средств, привлекаемых к действиям (режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации), могут вводиться правовые режимы (контртеррористической операции, чрезвычайного положения) [1, 3, 4]. Для организации деятельности
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)
по противодействию совершению террористического акта и своевременному информированию населения могут устанавливаться уровни террористической опасности, каждому из которых соответствуют определенные дополнительные меры безопасности [9].
Наряду с этим в законодательстве не предусмотрено изменение режимов функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций при угрозе или совершении ряда деяний, которые могут дестабилизировать обстановку, повлечь за собой человеческие жертвы, значительный имущественный ущерб. Подразумевается реагирование на угрозу или совершение массовых беспорядков, блокирование или захват отдельных местностей, важных объектов, массовые противоправные действия, нарушающие движение транспорта, работу средств связи и организаций, действия банд и т. д.
Проведенные нами исследования позволяют заявлять о необходимости правового закрепления режимов функционирования органов управления, привлекаемых сил и средств при угрозе или наступлении чрезвычайных обстоятельств социального характера.
Режим функционирования органов управления, привлекаемых сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах социального характера должен включать порядок организации деятельности органов управления и привлекаемых сил и средств, а также основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности и при введении режима чрезвычайных обстоятельств социального характера. Режим функционирования должен определяться в зависимости от складывающейся обстановки, прогнозируемой угрозы и степени опасности событий.
Исходя из масштабов угрозы, последствий событий, иных факторов, влияющих на общественную безопасность и требующих принятия дополнительных мер по адекватному реагированию, могут быть установлены уровни реагирования на чрезвычайные обстоятельства социального характера, реализуемые при введении режима повышенной готовности и при введении режима чрезвычайных обстоятельств социального характера.
Указанные уровни реагирования представляют собой состояние готовности органов управления и привлекаемых сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах социального характера в зависимости от их угрозы, масштабов, характера развития событий, а также потребности в силах и средствах. Уровни реагирования на чрезвычайные обстоятельства социального характера, на наш взгляд,
должны включать местный (муниципальный), региональный (межмунидипальный), федеральный (межрегиональный). Установление уровней реагирования на чрезвычайные обстоятельства социального характера должно осуществляться решением соответствующего руководителя (должностного лица).
При чрезвычайных обстоятельствах за-действуется ряд министерств, федеральных служб, межведомственных органов Российской Федерации (МВД, ФСБ, ФСО, МО, МЧС, НАК и др.). Для обеспечения согласованности и во избежание дублирования их действий необходимо детально определить и разграничить их функции.
На уровне субъектов Российской Федерации федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, межведомственными правовыми актами определены функции и составы антитеррористических комиссий, оперативных штабов (органов управления, образованных для борьбы с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями), комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации.
В качестве основных задач координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации определены обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка, прогноз развития обстановки в регионе, оценка эффективности действий государственных и муниципальных органов в части обеспечения правопорядка, разработка соответствующих мер, организация взаимодействия с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями [7].
Дополнительно установлено, что координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации не подменяют координационные совещания руководителей правоохранительных органов, антинаркотические и антитеррористические комиссии, а также не вмешиваются в оперативно-разыскную и уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность [8].
Представляется целесообразным дополнить перечень задач, установленных для координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, следующими:
— координация деятельности на территории субъекта Российской Федерации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель-
33
2 л н и
0
1
л
<
и н к
0
1
л
<
и н к
I
<
а
X о
0
са <
а С
к
1
И <
са <
а С
и <
ш о а С
34
ной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике чрезвычайных обстоятельств социального характера, минимизации и ликвидации их последствий; — мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Российской Федерации, оказывающих влияние на ситуацию в сфере противодействия чрезвычайным обстоятельствам социального характера.
При обстоятельствах, служащих основанием для введения режима чрезвычайного положения, в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ Президент РФ своим Указом определяет необходимые меры и ограничения, которые могут быть введены, привлекаемые силы и средства, органы управления [1].
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, Указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, Указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, Указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания: временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение [1].
Недостатком в организации оперативного управления силами и средствами при чрезвычайных обстоятельствах социального характера в период, когда эти обстоятельства еще не привели к введению чрезвычайного положения, является то, что функции и задачи органа управления, силы и средства, привлекаемые к действиям в складывающейся обстановке, не определены в федеральных законах. Межведомственный правовой акт, посвященный рассматриваемым вопросам и раскрывающий их лишь в общих чертах, имеется только у МВД России и ФСИН Минюста России.
Обратим внимание на опыт правового и организационного регулирования в рассматриваемой сфере, имеющийся в Республике Казахстан.
В этой стране законодателем предусмотрена необходимость проведения первоочередных действий по локализации и ликвидации чрезвычайных обстоятельств социального характера, осуществляемых до введения режима чрезвычайного положения.
Определены органы управления — оперативные штабы на республиканском и региональном уровнях, а также компетенция государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных обстоятельств социального характера.
В частности, к компетенции органов национальной безопасности отнесено противодействие массовым переходам Государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств, попыткам насильственного изменения конституционного строя, актам терроризма, действиям, направленным на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, диверсиям, вооруженным мятежам. Министерство внутренних дел противодействует массовым беспорядкам, межнациональным и межконфессиональным конфликтам, блокаде или захватам отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов, организации и деятельности незаконных вооруженных формирований. Министерство обороны Республики Казахстан участвует в предупреждении провокационных действий со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта, нарушениям территориальной целостности Республики Казахстан.
Решению рассматриваемых проблем может служить совершенствование правового регулирования и модернизация институционального обеспечения управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах.
Следует отметить, что в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ даже не упоминается термин «чрезвычайные обстоятельства» [6]. В то же время в Федеральном законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ, определяющем полномочия и порядок выполнения возложенных задач одним из основных взаимодействующих с органами внутренних дел субъектов — внутренними войсками МВД России, указанный термин широко используется в рассматриваемом нами понимании [2].
Не определен в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ такой возможный способ действий органов управления и привлекаемых сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах, как специальная операция [6]. Специальная операция предполагает проведение комплекса необходимых разнохарактерных, но взаимосвязанных, предусмотренных законодательством мероприятий и дей-
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)
ствий (в том числе и силовых), проводимых под единым руководством для пресечения чрезвычайных обстоятельств социального характера (массовых беспорядков, захватов объектов и др.), когда иными способами локализовать и пресечь чрезвычайные обстоятельства не удается.
Между тем этот способ действий — специальная операция известен и используется в законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Например, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ определено право органов федеральной службы безопасности осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности, а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления [5].
Совершенствованию правового и организационного регулирования управления органами внутренних дел и взаимодействующими органами исполнительной власти при решении задач по противодействию чрезвычайным обстоятельствам может служить соблюдение следующих принципов:
— приоритет соблюдения прав и свобод, безопасности жизни и здоровья человека;
— заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных обстоятельств и минимизацию их последствий;
Список литературы
1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ // СПС Гарант.
3. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СПС Гарант.
4. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.
5. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
6. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 // СПС Гарант.
7. О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 // СПС Кон-сультантПлюс.
— прогнозирование, планирование и проведение мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах с учетом политических, социально-экономических, природных и иных особенностей территории обслуживания;
— единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами;
— оперативность, непрерывность, устойчивость, мобильность, скрытность;
— своевременное информирование населения о чрезвычайных обстоятельствах;
— конфиденциальность сведений о специальных средствах, приемах и тактике действий;
— определение достаточности привлекаемых сил и средств, обеспечение оптимального состава органа управления, группировки сил и средств для осуществления мероприятий по противодействию чрезвычайным обстоятельствам, наиболее рациональное их использование.
Исходя из содержания и характера управления
при чрезвычайных обстоятельствах, особенностей выполняемых задач, руководители органов внутренних дел обязаны обеспечить готовность органов управления, сил и средств к функционированию в указанных условиях, спланировать действия и рационально использовать привлекаемые силы, принимать обоснованные решения, организовывать и контролировать их исполнение.
8. О внесении изменений в Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567, и в Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка»: Указ Президента РФ от 26 июня 2013 г. № 581 // СПС КонсультантПлюс.
9. О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 // СПС Гарант.
10. Вступительное слово Президента РФ В. В. Путина на Заседании Совета Безопасности РФ. URL: http://www.scrf.gov. ru/confences/59.html (дата обращения: 12.05.2014).
35
E-mail: [email protected]
I_
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
правоохранительной деятельности
А. В. АНОСОВ,
старший преподаватель кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений
(Академия управления МВД России)
A. V. ANOSOV,
senior teacher of chair criminal policy and organization of the prevention of crimes (Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
УДК 343.85
Особенности индивидуального предупреждения соучастия несовершеннолетних в преступлениях
Features of the individual prevention of partnership of minors in crimes
В статье рассматриваются формы и методы индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними соучастниками преступлений.
Соучастие, несовершеннолетние, индивидуальное предупреждение, индивидуально-воспитательная работа.
In article forms and individual scheduled maintenance methods with minor accomplices of crimes are considered.
Partnership, minors, individual prevention, individual and educational work.
Возможности индивидуального предупреждения соучастия в преступлениях определяются, с одной стороны, психологическими особенностями личности несовершеннолетнего правонарушителя, с другой — знаниями о структуре механизма преступного поведения. Важны и такие составляющие, как потребности, влечения, жизненные планы несовершеннолетнего, которые во взаимодействии с внешней средой, представленной проблемными ситуациями, определяют интересы, ценностные ориентации и возможности субъекта (объективные и субъективные) [6, с. 240].
Можно выделить несколько видов индивидуальной профилактики преступлений в зависимости от стадий генезиса личности преступника. Первый вид профилактического воздействия обусловлен совершением различных правонарушений некриминального характера. Второй
осуществляется в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление. Третий охватывает лиц, уже совершивших преступления и приговоренных к различным мерам уголовно-правового воздействия. Четвертый вид индивидуальной профилактики реализуется в отношении лиц, отбывших уголовное наказание. При этом, рассматривая индивидуальное предупреждение как систему общесоциальных и специальных предупредительных мер в отношении различных категорий лиц, целесообразнее представить данную структуру в виде нескольких этапов воздействия на несовершеннолетних правонарушителей (многие из которых состоят в группах антиобщественной и криминальной направленности) следующим образом: — ранняя профилактика в форме сочетания социальной помощи и корректирующего