Научная статья на тему 'Вопросы отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью'

Вопросы отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
634
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / GUARDIANSHIP AUTHORITY / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL AUTHORITIES / РЕБЕНОК / CHILD / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ / PROTECTION OF RIGHTS AND INTERESTS / ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ИЛИ ЕГО ЗДОРОВЬЮ / CHILD SELECTION IN CASE OF DIRECT THREAT TO THE CHILD''S LIFE OR HEALTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борченко Вера Алексеевна, Душин Евгений Андреевич

Данная статья посвящена самостоятельному правовому институту отобрания ребенка у родителей в административном порядке. Основанием такого отобрания может являться как противоправное, так и правомерное поведение, создающее угрозу жизни или здоровью ребенка. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Рассмотрены проблемные вопросы отобрания ребенка из семьи или у родителя сотрудником органа опеки и попечительства при обстоятельствах, указанных в ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации. При отобрании ребенка на орган исполнительной власти возлагается обязанность обеспечить временное устройство такого ребенка. Кроме того, при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора. Отмечается, что в целях охраны и защиты прав отобранного ребенка предусматривается обязанность органов опеки и попечительства обратиться в суд. В процессе написания статьи авторы пришли к выводу о необходимости ввести такой институт, как «временное отобрание» ребенка. В представленной работе обозначена необходимость корректировки ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THE REFLECTION OF THE CHILD WHILE DIRECTLY DAMAGE ITS THE LIFE OR HEALTH

This article is devoted to an independent legal institution of taking a child from parents in an administrative order. The basis for such selection may be both unlawful and lawful behavior that creates a threat to the life or health of the child. Immediate removal of the child is carried out by the guardianship and trusteeship body on the basis of a relevant act of the executive authority of the subject of the Russian Federation or an act of the head of the municipal formation in the event that the law of the subject of the Russian Federation gives local authorities the powers of guardianship and trusteeship in accordance with federal laws. The problematic issues of the removal of the child from the family or from the parent by the employee of the guardianship and trusteeship body under the circumstances specified in Article 77 of the Family Code of the Russian Federation are considered. When taking a child to the executive body, it is the duty to ensure the temporary arrangement of such a child. In addition, when the child is taken away, the guardianship and trusteeship authority must immediately notify the prosecutor. It is noted that in order to protect and protect the rights of the selected child, the duty of the guardianship and trusteeship bodies to apply to the court is provided. In the process of writing the article, the authors came to the conclusion that it was necessary to introduce such an institution as a «temporary removal» of the child. In the work presented, the necessity of adjusting art. 77 of the Family Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Вопросы отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 340

Борченко Вера Алексеевна

Vera A. Borchenko

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: borchenko.vera@yandex.ru

Candidate of Law, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of civil law disciplines,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: borchenko.vera@yandex.ru

Душин Евгений Андреевич

Evgeniy A. Dushin

курсант 3-го курса юридического факультета, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская 24в, e-mail: maloi-dushin@mail.ru

3 year cadet,

Samara law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: maloi-dushin@mail.ru

ВОПРОСЫ ОТОБРАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЕ ЕГО ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ

Аннотация. Данная статья посвящена самостоятельному правовому институту отобрания ребенка у родителей в административном порядке. Основанием такого отобрания может являться как противоправное, так и правомерное поведение, создающее угрозу жизни или здоровью ребенка. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Рассмотрены проблемные вопросы отобрания ребенка из семьи или у родителя сотрудником органа опеки и попечительства при обстоятельствах, указанных в ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации. При отобрании ребенка на орган исполнительной власти возлагается обязанность обеспечить временное устройство такого ребенка. Кроме того, при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора. Отмечается, что в целях охраны и защиты прав отобранного ребенка предусматривается обязанность органов опеки и попечительства обратиться в суд.

В процессе написания статьи авторы пришли к выводу о необходимости ввести такой институт, как «временное отобрание» ребенка.

В представленной работе обозначена необходимость корректировки ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: орган опеки и попечительства, органы местного самоуправления, ребенок, родители, защита прав и интересов, отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

QUESTIONS OF THE REFLECTION OF THE CHILD WHILE DIRECTLY DAMAGE

ITS THE LIFE OR HEALTH

Summary. This article is devoted to an independent legal institution of taking a child from parents in an administrative order. The basis for such selection may be both unlawful and lawful behavior that creates a threat to the life or health of the child. Immediate removal of the child is carried out by the guardianship and trusteeship body on the basis of a relevant act of the executive authority of the subject of the Russian Federation or an act of the head of the municipal formation in the event that the law of the subject of the Russian Federation gives local authorities the powers of guardianship and trusteeship in accordance with federal laws.

The problematic issues of the removal of the childfrom the family or from the parent by the employee of the guardianship and trusteeship body under the circumstances specified in Article 77 of the Family Code of the Russian Federation are considered. When taking a child to the executive body, it is the duty to ensure the temporary arrangement of such a child. In addition, when the child is taken away, the guardianship and trusteeship authority must immediately notify the prosecutor. It is noted that in order to protect and protect the rights of the selected child, the duty of the guardianship and trusteeship bodies to apply to the court is provided.

© 2018 Борченко В. А., Душин E. A.

ВЕСТНИК СЮИ

In the process of writing the article, the authors came to the conclusion that it was necessary to introduce such an institution as a «temporary removal» of the child.

In the work presented, the necessity of adjusting art. 77 of the Family Code of the Russian Federation.

Keywords: guardianship authority, local authorities, child, parents, protection of rights and interests, child selection in case of direct threat to the child's life or health.

Охрана семьи, ребенка и детства является важной задачей государства, которую осуществляют различные институты современного общества, в том числе и органы исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, осуществляющими функции управления в муниципальных образованиях (то есть в городских и сельских поселениях) (ст. 131 Конституции) [1, с. 3].

Органы опеки и попечительства реализуют свои обязанности, осуществляя защиту прав и законных интересов детей, ведя учет детей, оставшихся без родительского попечения, осуществляя устройство детей в семьи. В данной статье будет рассмотрен вопрос отобрания детей у родителей при обстоятельствах, указанных в ст. 77 СК РФ.

Дети могут остаться без попечения родителей по различным причинам, как уважительным, так и неуважительным. В ч. 1 ст. 122 СК РФ указаны наиболее распространенные причины, по которым дети могут остаться без родительского надзора.

Все граждане, располагающие сведениями о детях согласно п. 1 ст. 121 СК РФ, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей [2, с. 3].

Из этого следует, что законодатель обязует каждого гражданина сообщать органам опеки и попечительства в любой форме об отсутствии контроля над ребенком со стороны родителей. Под любой формой подразумеваются любые способы сообщения, а именно телефонный звонок, месседж, записка и т. д.

После выполнения гражданином или организацией возложенных на них обязанностей, указанных в ст. 121 СК РФ, органы исполнительной власти в течение 3 дней должны отреагировать на данное сообщение (ст. 122 СК РФ).

Таким образом, российским законодательством устанавлена защита детей и детства, обязанность их воспитания. Контроль за выполнением этой обязанности возлагается на муниципальный орган в виде отдела опеки и попечительства. Семейный кодекс устанавливает, кто обязан сообщать органам опеки и попечительства об угрозе жизни и здоровья ребенка, связанных с воспитанием и бытовыми условиями проживания ребенка, а также о неисполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию ребенка.

Мы говорим о ненадлежащем воспитании как об опасном факторе: в формировании ребенка как личности на почве детских переживаний могут произойти невосполнимые провалы в психике, что может негативно сказаться на воспитании им уже своих детей, и в итоге будет содействовать морально-нравственному и культурному разложению общества в целом.

Тем самым мы дополнительно отмечаем важность деятельности данных органов и граждан и организаций способствующих нормальной деятельности органов опеки и попечительства в сфере воспитания и охраны детей и детства. Из практики нам известно, что орган опеки и попечительства должен в любом случае отреагировать на сообщение о нарушении защиты прав и интересов детей.

При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе осуществить внеплановую проверку [3, с. 3].

В ходе проверки заполняется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. В данном акте обозначается сотрудник, составивший акт, данные родителей, а именно паспортные данные, данные о доходах родителей, отношение к ребенку, участие в его воспитании. Также указываются при необходимости иные члены семьи вплоть до ближайшего окружения, в случае необходимости указывается лицо, непосредственно осуществляющее уход и надзор за ребенком. Далее в акте отмечаются данные жилой площади, на которой проживает несовершеннолетний: метраж жилой площади, тип постройки, санитарно-гигиенические условия, наличие коммуникаций, а также жилищно-бытовые условия проживания ребенка (отдельная комната и т. д.). Следующими действиями работника органа опеки и попечительства является опрос

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

(родителей, близких лиц, соседей). Из опросов формируются проблемы и рекомендации по воспитанию ребенка и вопросы, которые может решить орган опеки в рамках своей компетенции.

Но если ситуация, связанная с воспитанием ребенка, удручающая, и сотрудник понимает, что несовершеннолетнему опасно находиться с этими людьми и в этом помещении, то в силу вступает другая норма закона - ст. 77 СК РФ: при непосредственной угрозе жизни ребенка или здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. В данной ситуации встает вопрос о действиях должностных лиц. Из практики нам известно, что определенных методик, разъяснений, рекомендаций по действиям сотрудника опеки и попечительства при возникновении таких ситуаций не существует.

Причем опасность может возникать как от жилищно-бытовых условий, так и от лиц, проживающих с ним на этой жилой площади. Критерии опасности также нигде не обозначены, и инспектор отдела опеки и попечительства должен оценить критерии опасности жизни и здоровью, ориентируясь лишь на свое субъективное мнение.

Представляется, что наиболее распространенные основания для отобрания ребенка необходимо прописать в Семейном кодексе, чтобы сотрудники органа опеки и попечительства ясно представляли, что понимается под реальной опасностью жизни либо здоровью ребенка. Причем в некоторых субъектах РФ такие рекомендации существуют, но только на местном уровне. Считаем необходимым создать специальный нормативно-правовой акт на уровне федерального законодательства.

Далее хотелось бы остановиться на надлежащей последовательности действий сотрудников органа опеки и попечительства. Если в ходе осмотра жилищно-бытовых условий проживания ребенка инспектор опеки и попечительства усматривает обстоятельства, соответствующие ч. 1 ст. 77 СК РФ, то он имеет право забрать ребенка. Данная процедура проходит, как правило, в присутствии сотрудника полиции, который также оценивает состояние условий проживания ребенка и соблюдение его прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 работник опеки все делает верно, однако согласно второму абзацу указанной статьи немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральным законом.

Следовательно, если при осмотре сотрудник наблюдает удручающие бытовые условия проживания несовершеннолетнего, он не имеет права забрать ребенка без соответствующего на то акта, подписанного главой муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» главой муниципального образования признается высшее должностное лицо муниципального образования, наделяемое уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [4, с. 3]. Указанными лицами могут быть президент республики, председатель правительства республики, глава республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области), глава администрации (губернатор), мэр города. Исходя из практики получить в трехдневный срок подписи вышеуказанных лиц проблематично.

Без акта органа исполнительной власти ребенок не может быть устроен на временное содержание в больницу, приют и т. п. В итоге остается только один вариант - это признание ребенка больным с целью помещения его в стационар примерно на неделю, до сбора всех необходимых документов и т. д.

После изъятия орган опеки должен незамедлительно уведомить прокуратуру. Однако не совсем понятно значение данного сообщения, если никаких действий после него прокуратура не предпринимает.

Следует также подробно рассмотреть ч. 2 ст. 77 СК РФ. Данная императивная норма обязывает в любом случае органы опеки и попечительства обратиться в суд с исковым заявлением о лишении или ограничении родительских прав, даже если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отобрав ребенка, приходит к выводу, что оснований для лишения или ограничения в родительских правах нет. Полагаем, что целесообразно было бы ввести норму «временное отобрание» до выяснения всех обстоятельств случившегося.

Подводя итоги исследования, подчеркнем необходимость доработать или изменить ст. 77 СК РФ для полного понимания работы данной нормы. Кроме того, мы считаем, что следует

ВЕСТНИК СЮИ

изменить второй абзац 1 части данной статьи с целью минимизации бюрократического аппарата работы. Также непонятна необходимость составления иска о лишении или ограничении родительских прав. Лишение родительских прав - это крайняя мера, и при судебном разбирательстве органам опеки нечем состязаться, поскольку отсутствует норма, регламентирующая, что является опасностью для жизни и здоровья ребенка. Это требует создания нормативно-правового акта на уровне федерального законодательства, которым будут регламентированы правила изъятия, дано определения опасности, а также четко обозначены ее критерии. Мы считаем необходимым дополнить данную норму понятием о «временном отобрании» ребенка.

Библиографический список

1. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.07.2018).

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-Ф3 (ред. от 29.12.2017, с изм. от 20.06.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.07.2018).

3. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 (ред. от 30.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.07.2018).

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераци: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.07.2018).

References

1.Guev А. N. Postatejnyj kommentarij k semejnomu kodeksu Rossijskoj Federacii [Article commentary to the family code of the Russian Federation Special]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 12.07.2018) [in Russian],

2. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 № 223-FZ (as red. ot 29.12.2017, s izm. ot 20.06.2018) [The family code of the Russian Federation of 29.12.1995 № 223-FZ (as amended on 29.12.2017, Rev. from 20.06.2018)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 12.07.2018) [in Russian],

3. Ob otdel'nyh voprosah osushchestvleniya opeki i popechitel'stva v otnoshenii nesovershen-noletnih grazhdan: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.05.2009 No. 423 (red. ot 30.12.2017) [About single questions of implementation of guardianship and guardianship concerning minor citizens. Resolution of the Government of the Russian Federation from 18.05.2009 No. 423 (ed. by 30.12.2017)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 12.07.2018) [in Russian],

4. Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Feder-al'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 18.04.2018) [On General principles of local self-government in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation of 06.10.2003 № 131-FZ (as amended on 18.04.2018)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 12.07.2018) [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.