Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОЦЕДУРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонова П.А., Пивень И.Г.

В статье рассмотрены вопросы организации внутреннего контроля в малых предприятиях. Выделены основные проблемы и риски. Рассмотрены возможные подходы к организации внутреннего контроля в них. Определены значимые вопросы в оценке рисков. Выделено значение оценки рисков для оценки эффективности управления предприятиями. Сделан вывод о необходимости привлечения аудиторов для участия в мероприятиях внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN SMALL ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

The article deals with the organization of internal control in small enterprises. The main problems and risks are highlighted. Possible approaches to the organization of internal control in them are considered. Significant issues in the risk assessment are identified. The importance of risk assessment for assessing the effectiveness of enterprise management is highlighted. It is concluded that it is necessary to attract auditors to participate in internal control activities.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

П.А. Никонова, магистрант

И.Г. Пивень, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-47-50

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации внутреннего контроля в малых предприятиях. Выделены основные проблемы и риски. Рассмотрены возможные подходы к организации внутреннего контроля в них. Определены значимые вопросы в оценке рисков. Выделено значение оценки рисков для оценки эффективности управления предприятиями. Сделан вывод о необходимости привлечения аудиторов для участия в мероприятиях внутреннего контроля.

Ключевые слова: внутренний контроль, малые предприятия, процедуры, эффективность управления, риски.

В России сегодня все хозяйствующие субъекты (далее организации) обязаны организовать внутренний контроль всех хозяйственных операций, а те, кто должен проходить обязательный аудит - организовать внутренний контроль ведения и бухгалтерского учета, и составления бухгалтерской отчетности. Это требование закреплено в законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и обязательно для всех. Так же организации должны руководствоваться не только законом № 402-ФЗ, но и другими законодательными актами, которые определяют и регулируют деятельность отдельных предприятий и организаций и содержат требование организации внутреннего контроля, например, федеральный закон «Об акционерных обществах» от 06.12.1995 № 208-ФЗ и др.

В рамках разъяснения выпущена Информации МФ РФ 2013 года № ПЗ-11/2013, которая содержит рекомендации и описание основных понятий и подходов к организации внутреннего контроля [1]. Согласно Информации с помощью внутреннего контроля организация получает данные о том, что ею соблюдаются законодательные, нормативные акты; бухгалтерская отчетность составляется полно и достоверно; деятельность организации эффективна; имущество и активы организации сохраняются должным образом; по

итогам деятельности достигаются финансовые показатели. В этом документе выделены основные элементы внутреннего контроля. В их число входят: контрольная среда, оценка рисков, непосредственно процедуры внутреннего контроля, оценка внутреннего контроля, а так же коммуникация и информация. Внутренний контроль осуществляется на всех уровнях, всеми работниками. Затраты на него должны быть сопоставимы с его полезностью.

Для проведения мероприятий внутреннего контроля могут привлекаться должностные лица разного уровня и подчиненности: руководители (органы управления) организации; главный бухгалтер; служба внутреннего аудита (или внутренний аудитор); ревизионная комиссия; работники организации, которые отвечают за соблюдение установленных правил внутреннего контроля. Так же могут привлекаться внешние аудиторы или консультанты. Реализовать все это каждая организация должна с учетом своих организационных особенностей и целевых ориентиров.

Малый и средний бизнес в России применяет эти положения в соответствии со своим видением подходов и методов к их реализации. В некоторых организациях обязанности по проведению всех необходимых мероприятий выполняют руководители и главный бухгалтер. Чаще всего, ру-

ководители в малых организациях и предприятиях только формально в приказах несут за это ответственность, а фактически почти все контрольные функции выполняет главный бухгалтер. Причин этому несколько: отсутствие кадров, отсутствие необходимых знаний экономических у руководителей организаций и отсутствие финансовой возможности оплачивать работу внешних или внутренних контролеров или внутренних аудиторов. Поскольку контроль в данном случае проводят те же работники, которые сами и обрабатывали внутреннюю учетную информацию по проверяемым участкам (объектам) внутреннего контроля, то шансов выявить нарушения и ошибки не много. Очевидно, что со временем такое положение дел приведет в серьезным проблемам: штрафам со стороны налоговой службы; претензиям со стороны контрагентов, выявление задолженности, которая отсутствовала в учетных данных, или выявление искажений в отчетности, которые ввели в заблуждение банки, кредиторов, инвесторов и др.

Для предотвращения подобного в малых предприятиях целесообразно разработать должностные инструкции для руководящих работников, работников бухгалтерской службы, в которых должны быть включены обязанности по проведению необходимых и обоснованно достаточных процедур и мероприятий внутреннего контроля.

Важным документом, который определяет порядок документирования всех фактов хозяйственной жизни, оценку возможности принятия их к учету, порядок учета и формирования доходов и расходов, оценку имущества и обязательств, является учетная политика организации. При соблюдении всех норм и правил ее формирования возможно достаточно полно организовать учет фактов хозяйственной жизни организации и обеспечить выполнение определенных процедур внутреннего контроля: проверку входящей документации; контроль ответственных должностных лиц за оформление и своевременность составление исходящих документов, который подтверждается наличием их подписи в этих документах; ответственность за пол-

ноту, последовательность и составление в срок учетных регистров бухгалтерами организации, работниками отдельных подразделений и участков; проведение инвентаризаций имущества и обязательств (график и определение случаев внеплановых мероприятий); полный график документооборота, который предусматривает не только виды и сроки формирования документов или учетных регистров, но и должности работников, ответственных, как за их составление и оформление, так и за проверку своевременности выполнения этих обязанностей. Необходимо отметить, что плановое проведение инвентаризаций в организации будет положительно характеризовать систему внутреннего контроля и эффективность использования материально-производственных запасов и имущества в целом [2].

Конечно, это не полный перечень всех важных условий проведения эффективного внутреннего контроля в организации, но даже такое выполнение описанных выше обязанностей и мероприятий позволит обеспечить проверку и предотвращение искажений учетных данных, которые повлекут за собой и искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Очевидно, что для полного и эффективного внутреннего контроля в организациях необходимо определять возможные риски искажения учетных и отчетных данных. В рамках этих требований в 2020 г. публичным акционерным обществам было адресовано Информационное письмо ЦБ РФ о рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах от 01.10.2020 № ИН-06-28/143 [3]. В данном документе указано, что он может использоваться и любыми организациями, которые формируют внутреннюю политику и заинтересованы в эффективных мероприятиях внутреннего контроля, управления рисками, работы внутренних аудиторов и др.

Определение таких возможных рисков и выбор подходов для их выявления, оценки и минимизации последствий или пре-

дотвращения, актуальны и для малого бизнеса, и для крупных организаций и корпораций. Выделим из них некоторые подходы, которые могут быть использованы малым бизнесом при формировании системы внутреннего контроля: - интеграция с основными целями развития организации; оценка изменений внутренней и внешней среды; привлечение внешних аудиторов или консультантов (с соблюдением принципа независимости); формирование риск-культуры; определение риск-аппетита (т.е. установление допустимых границ рисков при достижении стратегических и операционных целей); проведение внутренней и внешней оценки систему управления рисками и внутреннего контроля и др.

Оценка рисков и мероприятия по их снижению важны так же и для проведения

низациями в целом, как показатель, характеризующий качество управления и комплексный подход к принятию стратегически значимых решений и оценке потенциала организации [4].

Можно сделать вывод, что малому и среднему бизнесу для реализации всех существенных вопросов и выполнения требований нормативных документов РФ в отношении организации внутреннего контроля и оценке рисков целесообразно обращаться за помощью к аудиторам[5]. Они обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы оценить состояние внутреннего контроля и выявить значимые риски, а так же помогут разработать, улучшить действующую систему внутреннего контроля и оценить возможное влияние рисков, разработать меры по снижению негативных последствий.

оценки эффективности управления орга-

Библиографический список

1. Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/ (Дата обращения 29.04.2021).

2. Тикишан А.В., Бжассо А.А. Понятия и подходы к организации внутреннего контроля эффективности использования материально-производственных запасов в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 2-2 (60). - С. 138-141.

3. Публичным акционерным обществам от 01.10.2020 № ИН-06-28/143 Информационное письмо о рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_364286/ (Дата обращения 29.04.2021).

4. Пивень, И.Г., Бжассо, А.А. Разработка методических подходов к оценке эффективности управления компанией в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 7 (108). - С. 756-760.

5. Грабивчук В.Я., Пивень И.Г. Роль внутреннего аудита и его взаимосвязь с системой управления рисками организации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 42 (62). - С. 53-56.

ISSUES OF ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN SMALL ENTERPRISES

IN MODERN CONDITIONS

P.A. Nikonova, Graduate Student

I.G. Piven, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the organization of internal control in small enterprises. The main problems and risks are highlighted. Possible approaches to the organization of internal control in them are considered. Significant issues in the risk assessment are identified. The importance of risk assessment for assessing the effectiveness of enterprise management is highlighted. It is concluded that it is necessary to attract auditors to participate in internal control activities.

Keywords: internal control, small businesses, procedures, management effectiveness, risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.