УДК342.9; 343 АНДРЕИ ГЕННАДЬЕВИЧ РУБЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России»
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОМИССИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОВЕДЕНИЮ СВЕРОК ПОЛНОТЫ РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, О ПРОИСШЕСТВИЯХ
Раскрываются вопросы проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в территориальном органе МВД России. Анализируется порядок работы по проведению сверок полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях.
Ключевые слова: учетно-регистрационная дисциплина, регистрация заявлений и сообщений, контроль, сверка полноты регистрации.
A. G. Rublev, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of administrative law and administrative activities of the ATS USIU of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: andrewrublev@bk, tel.: 8 (953) 828-86-75.
Issues of organizing the work of the commissions of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia to monitor compliance with the registration and registration discipline, conducting reconciliations of completeness of registration of applications and reports on crimes, offenses, incidents
The questions of checking compliance with the registration and registration discipline in the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia are disclosed. The order of work on checking the completeness of registration of applications and reports on crimes, administrative offenses, incidents is analyzed.
Key words: registration and registration discipline, registration of applications, communications, control, verification of completeness of registration.
Организованная на должном уровне учетно- ступлений, работы следственных подразделений,
регистрационная работа позволяет получать ре- органов дознания и судов. Практически весь объ-
альное представление о состоянии преступности ем заявлений и сообщений о преступлениях по-
в стране, выявлять соответствующие проблемы, ступает в органы внутренних дел. По данным ана-
грамотно планировать работу органов внутрен- литической справки о состоянии преступности в
них дел в целом и по отдельным направлениям России за 2016 г, 93,7 % всех зарегистрирован-
противодействия преступности. ных преступлений выявлено органами внутренних
Начальник Главного управления правовой дел [11]. статистики и информационных технологий Гене- Результаты обобщения практики деятель-
ральной прокуратуры РФ Олег Инсаров в своем ности органов внутренних дел в сфере контроля
докладе отметил, что в первом полугодии 2017 г за учетно-регистрационной дисциплиной сви-
прокурорами выявлено почти 679 тыс. нарушений детельствуют о наличии некоторых недостатков.
в сфере уголовно-правовой статистики, в связи с Например, в 2016 г в Управлении на транспорте
которыми в правоохранительные органы внесено МВД России по Дальневосточному федерально-
свыше 7,5 тыс. представлений [1]. му округу увеличилось количество допущенных
Учет зарегистрированных заявлений и со- нарушений учетно-регистрационной дисципли-
общений о преступлениях - одно из главных на- ны с 607 до 678 (164 нарушения выявлены со-
правлений деятельности всех правоохранитель- трудниками информационного центра), на 11 %
ных органов, от которого зависят показатели увеличилось число укрытых преступлений (со
состояния преступности, раскрываемости пре- 177 до 196). Возросло количество укрытых пре-
ступлений 196 (АППГ - 177), из них: путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела с последующим возбуждением - 186 (АППГ - 171); путем непринятия заявления о преступлении - 3 (АППГ - 1) [10].
Поэтому заслуживают всяческого одобрения и поддержки усилия, предпринимаемые МВД России, по радикальному изменению роли и места информационно-аналитической работы в органах внутренних дел. Еще в 2011 г в литературе были выделены два наиболее перспективных направления - усиление научных изысканий в этой сфере и качественно новая подготовка специалистов-аналитиков. Однако необходимо еще одно направление - незамедлительное развитие нормативно-правовой базы по урегулированию информационной, аналитической, прогнозной и оценочной составляющих в рамках познавательно-программирующих функций [4, с. 5].
В целом практическая деятельность органов внутренних дел стремится соответствовать заданным параметрам развития, при этом спустя шесть лет с момента инициированной реформы МВД России зачастую возникают случаи недооценки важности учетно-регистрационной работы.
В настоящее время в целях осуществления контроля за соблюдением учетно-регистрацион-ной дисциплины в территориальных органах МВД России по муниципальным образованиям (далее -территориальные органы) создается комиссия по контролю за соблюдением учетно-регистрацион-ной дисциплины, проведению сверок полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - комиссия), председателем которой назначается один из заместителей начальника территориального органа.
Деятельность комиссии по данному направлению регламентирована приказом МВД России от 29 августа 2014 г № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». Однако в действительности в упомянутой Инструкции о комиссии речь идет только в пп. 7480, при этом в незначительной мере освещена лишь работа по проведению сверок полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях [3].
В связи с этим в ряде аппаратов МВД, ГУ, УМВД России по субъектам РФ, УТ МВД Рос-
сии по ФО принимались собственные приказы о порядке применения вышеизложенной Инструкции. Однако при проведении МВД России инспекторской проверки ГУ МВД России по Свердловской области инициирована отмена такого локального документа, регламентирующего учетно-регистрационную деятельность, ввиду его нецелесообразности. В свою очередь, в 2017 г. при инспектировании МВД России ГУ МВД России по Челябинской области выявлено нарушение данной Инструкции, поскольку в территориальных органах осуществлялась работа двух комиссий: по сверкам и по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной. По итогам инспектирования указано на излишний документооборот и, как следствие, на необходимость работы одной комиссии по сверкам в соответствии с требованием раздела 5 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736.
Таким образом, на сегодняшний день в территориальных органах локальным документом утверждаются, как правило, положения о комиссии по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной. На основании изложенного представляется целесообразным устранить имеющийся пробел в ведомственном регулировании и установить превентивные меры, направленные на укрепление организационного контроля в сфере учетно-регистрационной дисциплины и законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях путем внесения изменений в указанную Инструкцию либо утверждения ведомственной Инструкции по работе специальных комиссий по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины.
Содержание такой Инструкции могло бы быть структурировано по схеме: общие положения, планирование работы комиссии, проведение заседаний комиссии, организация работы по проведению сверок с источниками возможного поступления информации, прослушивание регистратора сообщений, проверка законности вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, примерный перечень документов, образующихся в работе комиссии.
Несмотря на несколько субъективную точку зрения, предложенная Инструкция носит вполне объективный характер, поскольку отражает весь спектр разрешаемых вопросов в процессе деятельности комиссии.
При подготовке предложенной Инструкции или изменений в приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 необходимо обратить внимание
на следующие особенности. В планы мероприятий включены дублирующие по своему содержанию функциональные обязанности членов комиссии (должностные инструкции) по проведению сверок, а также иные обязанности, определенные к исполнению нормативными правовыми актами, касающиеся основных задач, функций и полномочий органов внутренних дел (например, обеспечить соблюдение руководителями подразделений требований межведомственного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС, ФСИН, Минобороны России, ФССП России, МЧС России от 26 марта 2014 г. № 147/ 209/187/23/119/596/149/196/110/154) [7]. Предложения в планы должны включать конкретные мероприятия, исполнителей, срок исполнения, а также иметь конкретные и понятные формулировки.
Кроме того, в случае необходимости по решению начальника территориального органа, полагаем, должны быть разработаны дополнительные мероприятия, направленные на укрепление учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы, которые целесообразно включить в утвержденный план в раздел «Дополнительные мероприятия».
Необходимо учитывать, что персональную ответственность за выполнение планового мероприятия, достижение ожидаемых результатов и достоверность представляемой информации несут члены комиссии, определенные ответственными исполнителями мероприятий. Как правило, заседания необходимо проводить не реже одного раза в месяц, при этом, например, для рассмотрения неотложных вопросов, а также поступивших из прокуратуры представлений об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы количество заседаний увеличивается.
Как известно, при рассмотрении представлений прокуратуры на заседания комиссии в обязательном порядке необходимо приглашать представителей прокуратуры, кроме того, в заседаниях могут принимать участие представители общественных объединений, сотрудники правоохранительных органов, имеющие отношение к рассматриваемым вопросам.
Следует иметь в виду, что в отчетах о выполнении решения заседания комиссии ответственные исполнители обязаны отражать сведения о конкретно осуществленной работе, проведенных мероприятиях (с указанием даты, места прове-
дения, привлеченных сил, результата), подготовленных документах (с указанием их реквизитов). Если решение не может быть выполнено в намеченный срок, то ответственный исполнитель письменно докладывает об этом председателю комиссии с предложением об установлении дополнительного срока, необходимого для исполнения мероприятия. Рапорты, докладные записки, в случае их удовлетворения, представляются секретарю комиссии.
По нашему мнению, в соответствии с приказом начальника территориального органа, утверждающего функциональные обязанности членов комиссии, за каждым членом комиссии необходимо закрепить конкретный источник проверяемой информации, предусмотреть ответственность за качество проведения сверок.
Примечательно, что сверки с книгой учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - КУСП), с учетной документацией проводятся не реже одного раза в месяц, с регистратором речевых сообщений, поступивших по телефонам дежурной части, - ежедневно.
Такой подход исключает возможность скрыть информацию о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, о котором ранее не сообщалось в территориальный орган, отдел (отделение) полиции. Соответственно по выявленным фактам нарушений должен быть оформлен рапорт с резолюцией начальника для незамедлительной регистрации в КУСП, организации проведения проверки и принятия решения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным либо административным законодательством.
При отмеченных выше обстоятельствах в случае выявления фактов укрытия заявлений, сообщений от регистрации, нарушения порядка приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях начальник территориального органа, отдела полиции безотлагательно принимает меры по устранению обстоятельств, следствием которых явились нарушения, и привлечению виновных лиц к ответственности [3].
Нет оснований полагать, что должен применяться иной подход, поскольку начальник территориального органа несет персональную ответственность за организацию работы комиссии, ежеквартально заслушивает председателя и членов комиссии о состоянии учетно-регистра-ционной дисциплины в подразделениях, о проде-
ланной работе, дает оценку эффективности мер, принимаемых по укреплению учетно-регистра-ционной дисциплины, профилактике нарушений и качеству проведенных сверок с источниками возможного поступления информации, принимает управленческие решения по устранению имеющихся недостатков.
Сведения о результатах работы комиссии должны быть отражены: в приложении к статистическому отчету формы 4-Е «О результатах работы органов внутренних дел по обеспечению учет-но-регистрационной дисциплины» [9], в пп. 1.7, 1.8 «Показатели ведомственной статистической оценки результатов деятельности министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации» (Приложение № 5 к приказу МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040) [2].
Применительно к деятельности комиссии по своевременному сбору информации о преступлениях, иных правонарушениях, лицах, их совершивших, следует отметить деятельность председателя комиссии и членов комиссии по запросам в учреждения, предприятия и организации:
1) органов страхования - о лицах, получивших страховое возмещение в связи с совершением в отношении них преступлений, правонарушений;
2) медицинских организаций (приемных покоев больниц, поликлиник, станций скорой помощи, травмпунктов) - о лицах, которым оказывалась медицинская помощь в связи с причинением травм криминального характера [8].
Правильным следует признать мнение о том, что массовость укрытия преступлений от учета указывает на необходимость совершенствования законодательства в части защиты прав граждан от служебных злоупотреблений [5].
С целью исключения фактов укрытия от регистрации сообщений о преступлениях против личности, обеспечения своевременного раскрытия и расследования преступлений в территориальных органах работу по проведению сверок с медицинскими организациями необходимо осуществлять в следующем порядке:
ежедневно сотрудники дежурной части по телефону должны проводить сверку с определенными медицинскими организациями по фактам обращения граждан с телесными повреждениями насильственного характера;
один раз в месяц членом комиссии, за которым закреплен данный источник информации, должна проводиться сверка со сведениями приемного покоя больниц, поликлиник, станций ско-
рой помощи, травмпунктов по лицам, которым оказывалась медицинская помощь в связи с причинением травм криминального характера.
Как известно, при проведении сверки с КУСП по фактам обращения граждан в медицинские организации следует учитывать, что обязательной регистрации в КУСП подлежат случаи обращения граждан за медицинской помощью, если есть основания полагать, что телесные повреждения гражданину причинены в результате противоправных действий.
Одним из значимых источников информации являются сведения бюро судебно-медицинских экспертиз: о проведенных медицинских освидетельствованиях и экспертизах по направлениям и постановлениям соответствующих должностных лиц территориальных органов.
При сверке особое внимание необходимо уделять тем актам и заключениям экспертов, в которых нет сведений о регистрационном номере КУСП или о возбуждении уголовного дела, а также изучать содержащуюся в актах информацию об обстоятельствах причинения телесных повреждений.
В случае приобщения заявлений и сообщений о преступлениях к имеющимся в производстве уголовным делам, отказным материалам без принятия процессуального решения полагаем целесообразным членам комиссии: изучить отказной материал (проверить фактическое приобщение заявления или сообщения к материалу или делу, имеются ли в заявлении или сообщении новые дополнительные сведения о других противоправных деяниях, решения по которым не приняты); провести сверку с обвинительными заключениями и актами, приговорами судов для установления сведений о том, что во всех случаях заявления и сообщения были зарегистрированы и получили законное разрешение по каждому эпизоду преступной деятельности.
Учет состояния учетно-регистрационной дисциплины в территориальном органе при составлении плана работы на квартал позволяет предусмотреть в плане аргументированные и четко сформулированные мероприятия на основе требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Конфликтным представляется вопрос о выявлении материалов, по которым постановления вынесены преждевременно и необоснованно. В таком случае членом комиссии должен быть составлен рапорт на имя начальника территориального органа о выявленных недостатках. Должностные лица не всегда заинтересованы в таких
мероприятиях, влекущих негативные последствия как непосредственно для виновных сотрудников, так и для руководителя.
Хотелось бы отметить, что согласно действующим требованиям на боковые поверхности транспортных средств полиции нанесены, наряду со специальными цветографическими схемами, дополнительные информационные надписи об абонентских номерах «телефон доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России», например ГУ МВД России по субъекту Российской Федерации. Кроме того, такая же оформленная наглядно информация об абонентских номерах «телефонов доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России», размещена на входах в здания подразделений полиции территориальных органов МВД России на районном уровне, контрольных постах полиции и других стационарных местах несения службы сотрудников полиции [6]. Вместе с тем считаем целесообразным указывать телефон территориального органа МВД России на районном уровне в целях оперативного реагирования на сообщения граждан, профилактики нарушений учетно-регистрационной дисциплины, поскольку заявления, жалобы граждан напрямую будут поступать в территориальный орган без дополнительной регистрации в МВД, ГУ МВД России по субъекту РФ, а следовательно, не будет потери времени для реагирования, кроме того, предполагается экономия иных ресурсов, связанных с процессом передачи информации в соответствующий территориальный орган.
Одним из основных направлений совершенствования учетно-регистрационной дисциплины является развитие ведомственной нормативной базы, что позволит не только снизить вероятность укрытия преступлений от регистрации и учета, но и сократить трудозатраты сотрудников полиции на документирование материалов по заявлениям и сообщениям о преступлениях.
Полагаем, за счет создания единой ведомственной инструкции или внесения изменений и дополнений в действующие приказы, устранения пробелов и противоречий, путем реализации комплекса нормативных, административных и информационных мероприятий сократятся сроки разрешения материалов территориальными органами, количество необходимых процедур, а также повысятся гарантии прав граждан и будут исключены административные барьеры.
В случае отказа от совершенствования нормативного регулирования контроля за учетно-ре-гистрационной работой ведомственная политика в исследуемой сфере может свестись преиму-
щественно к совершенствованию организационных средств деятельности, что обеспечит лишь локальную результативность в части достижения установленных показателей.
С учетом изложенного полагаем, что совершенствование правового регулирования деятельности комиссий по контролю за соблюдением учет-но-регистрационной дисциплины, проведению сверок полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях позволит исключить дублирование с мероприятиями других комиссий и подразделений территориальных органов, повысит эффективность управления в учетно-реги-страционной сфере на различных уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия правоохранительных органов.
Список использованной литературы
1. В Симферополе состоялось второе совместное совещание Генеральной прокуратуры РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - Режим доступа : https://procrf.ru/ news/577387-v-simferopole-sostoyalos-vtoroe-sovmestnoe-soveschanie-generalnoy-prokuraturyi-rf-i.html (дата обращения : 24.10.2017).
2. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : [приказ МВД России от 31 дек. 2013 г. № 1040] // СПС КонсультантПлюс.
3. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях [Электронный ресурс] : [утв. приказом МВД России от 29 авг. 2014 г. № 736] // СПС Консультант-Плюс.
4. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел [Текст] : курс лекций / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. М. Кононова, канд. юрид. наук Р. А. Софьина. - М. : ДГСК МВД России,2011.
5. Кондин, А. И. Квалификация сокрытия преступлений от учета [Электронный ресурс] / А. И. Кондин // Вестник Омского университета. -Сер. : Право. - 2016. - № 3 (48). - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/kvalifikatsiya-sokrytiya-prestupleniy-ot-uchyota.pdf (дата обращения : 12.10.2017).
6. О создании системы «горячей линии МВД России» [Электронный ресурс] : [приказ МВД России от 22 авг. 2012 г № 808] // СПС Консуль-тантПлюс.
7. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях [Электронный ресурс] : [межведомственный приказ Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Рос. Федерации, ФСКН России, ФТС, ФСИН, Министерства обороны Рос. Федерации, ФССП России, МЧС России от 26 марта 2014 г № 147/209/187/23/119 /596/149/196/110/154] // СПС КонсультантПлюс.
8. Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий [Электронный ресурс] : [приказ Министерства здравоохранения и социального развития Рос. Федерации от 17 мая 2012 г № 565н] // СПС КонсультантПлюс.
9. Об утверждении формы статистической отчетности «Отчет о результатах работы органов внутренних дел по обеспечению учетно-регистра-ционной дисциплины» - форма «4-Е» [Электронный ресурс] : [приказ МВД России от 24 марта 2015 г № 361] // ЕИТКС СТРАС «Юрист».
10. Обзор о состоянии учетно-регистра-ционной дисциплины за 2016 год Управления на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - Режим доступа : https://xn--d1aumdd.xn--b1aew. xn--p1ai/document/10951087 (дата обращения : 17.09.2017).
11. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - Режим доступа : https://xn--b1aew.xnp1ai/upload/site1/document_ news /009/338/947/sb_1612.pdf (дата обращения : 10.09.2017).
References
1. https://procrf.ru/news/577387-v-simferopole-sostoyalos-vtoroe-sovmestnoe-
soveschanie-generalnoy-prokuraturyi-rf-i.html (October 24, 2017).
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from December 31, 2013 No. 1040, SPS Konsul'tantPlyus.
3. Instruktsiya o poryadke priema, registratsii i razresheniya v territorial'nykh organakh Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii zayavlenij i soobshhenij o prestupleniyakh: utv. prikazom MVD Rossii ot 29 avg. 2014 g. № 736 (Instruction on the procedure for accepting, registering and authorizing applications and reports on crimes committed by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: approved by Order No. 736 of the Ministry of Internal Affairs of Russia of August 29, 2014), SPS Konsul'tantPlyus.
4. Informatsionno-analiticheskoe obespechenie operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti organov vnutrennikh del: kurs lektsij (Information and analytical support of the operational and official activity of the bodies of internal affairs: a course of lectures), Moscow: DGSK MVD Rossii, 2011.
5. Kondin A. I. Vestnik Omskogo universiteta, Ser.: Pravo (Bulletin of Omsk University, Ser.: Right), 2016, No. 3 (48), available at: https://cyberleninka. ru/article/n/kvalifikatsiya-sokrytiya-prestupleniy-ot-uchyota.pdf (October 12, 2017).
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of August 22, 2012 No. 808, SPS Konsul'tantPlyus.
7. Interdepartmental order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Federal Security Service of Russia, the Investigative Committee of the Russian Federation, the Federal Drug Control Service of Russia, the Federal Customs Service, the Federal Penitentiary Service, the Ministry of Defense of the Russian Federation, the Federal Migration Service of Russia No. 147/209/187/23/11 9/596/149/196/110/154), SPS Konsul'tantPlyus.
8. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of May 17, 2012 No. 565n), SPS Konsul'tantPlyus.
9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of March 24, 2015 No. 361, EITKS STRAS "YUrist".
10. https://xn--d1aumdd.xn--b1aew.xn--p1ai/ document/10951087 (September 17, 2017).
11. https://xn--b1aew.xnp1ai/upload/site1/ document_news /009/338/947/sb_1612.pdf (September 10, 2017).