НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ACCOUNTING AND REGISTRATION DISCIPLINE IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
УДК 342.95
В.В. ТКАЧЕНКО,
кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
VLADIMIR V. TKACHENKO,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior of Russia,Belgorod, Russia)
Э.А. БЕЗУГЛЫЙ,
кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
EDUARD A. BEZUGLY,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности МВД России является совершенствование и укрепление учетно-регистрационной дисциплины, выступающей основой управленческой деятельности руководителя любого уровня в системе органов внутренних дел.
В статье анализируется правовая основа учетно-регистрационной работы в органах внутренних дел, основные виды нарушений учетно-регистрационной дисциплины. На основе анализа выделяются направления совершенствования учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел. Одним из направлений совершенствования учетно-регистрационной дисциплины выступает развитие ведомственной нормативной базы, так как до сегодняшнего дня отдельный нормативный правовой акт, который в целом регламентировал бы учетно-регистрационную дисциплину, так и не принят.
Не способствует повышению результативности деятельности в данном направлении отсутствие закрепленного на законодательном уровне понятия «учетно-регистрационная дисциплина», которое в настоящее время широко используется в нормативных правовых актах и документах МВД России. Причины и условия такого нарушений учетно-регистрационной дисциплины могут быть весьма разнообразными и зачастую не имеют умышленного характера.
В ближайшем будущем совместно с интернет-технологиями основными способами электронного приема обращений должны выступать электронные терминалы, предназначенные для подачи обращений гражданами, предоставления справочной информации.
Ключевые слова: учетно-регистрационная дисциплина, сообщение о преступлении, обращение гражданина, преступление, административное правонарушение, сообщение, регистрация, контроль.
Для цитирования: Ткаченко В.В., Безуглый Э.А. Направления совершенствования учет-но-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 2. С. 19-25.
Abstract: at present, one of the priorities of the Ministry of internal Affairs of Russia is to improve and strengthen the accounting and registration discipline, which is the basis of managerial activity of the head of any level in the system of internal Affairs bodies.
The article analyzes the legal basis of accounting and registration work in the internal Affairs bodies, the main types of violations of accounting and registration discipline. Based on the analysis, the directions of improving the accounting and registration discipline in the internal Affairs bodies are highlighted. One of the directions for improving the accounting and registration discipline is the development of the departmental regulatory framework, since until today a separate regulatory legal act that would generally regulate the accounting and registration discipline has not been adopted.
The absence of the concept of «accounting and registration discipline», which is currently widely used in normative legal acts and documents of the Ministry of internal Affairs of Russia, does not contribute to improving the effectiveness of activities in this area. The reasons and conditions for such violations of accounting and registration discipline can be very diverse and often do not have a deliberate nature.
In the near future, together with Internet technologies, the main methods of electronic reception of applications should be electronic terminals designed for submitting applications by citizens, providing reference information.
Keywords: accounting and registration discipline, reporting a crime, citizen's appeal, crime, administrative offense, reporting, registration, control.
For citation: Tkachenko V.V., Bezugly E.A. Directions for improving the accounting and registration discipline in the bodies of internal affairs // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 2. P. 19-25.
Прием, учет, регистрация и проверка заявлений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях являются начальным этапом в деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. При осуществлении инспекторских проверок направление деятельности органа внутренних дел оценивается неудовлетворительно, если в ходе его проверки выявлены признаки системы нарушений учетно-регистрационной дисциплины, а при выявлении укрытий от регистрации заявлений или сообщений о преступлениях деятельность инспектируемого органа оценивается неудовлетворительно в целом.
В связи с этим совершенствование и укрепление учетно-регистрационной дисциплины является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России и является основой управленческой деятельности руководителя любого уровня в системе органов внутренних дел.
На сегодняшний день правовую основу учет-но-регистрационной работы органов внутренних дел составляет Конституция Российской Федерации, в соответствии со ст. 33 которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу-
дарственные органы и органы местного самоуправления, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами этого права, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентирующий порядок рассмотрения сообщения о преступлении, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», в соответствии со ст. 12 которого на полицию возлагается обязанность принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, иные законодательные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы соблюдения законности при работе с обращениями граждан.
Правовой базой, которой определяется непосредственно порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений о происшествиях, являются подзаконные акты. Так, некоторые вопросы, касающиеся организации контроля за состоянием учетно-регистрационной дисциплины в территориальных органах МВД России закреплены в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Мини-
стерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 (далее - Инструкция).
Данная Инструкция устанавливает персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях руководителя (начальника) территориального органа МВД России, который обеспечивает ежедневный контроль за соблюдением сроков разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также правильностью ведения КУСП с записью об этом в книге приема и сдачи дежурства.
При выявлении фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. Таким образом, контроль за осуществлением порядка приема заявлений о преступлениях и происшествиях со стороны руководителя органа внутренних дел заключается в создании условий, направленных на максимально полную регистрацию сообщений.
Также Инструкция наделяет полномочиями в данной сфере иных должностных лиц органов внутренних дел, в частности, оперативного дежурного, который при приеме и сдаче дежурства докладывает письменным рапортом руководителю (начальнику) территориального органа МВД России, в котором отражаются:
- количество поступивших в течение суток заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
- количество заявлений и сообщений, зарегистрированных в КУСП и не полученных соответствующими сотрудниками органов внутренних дел на момент сдачи дежурства;
- данные о сотрудниках органов внутренних дел (фамилия, имя, отчество, должность), проводящих проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, срок разрешения которых истек в течение дежурных суток, и не проинформировавших дежурную часть о ее результатах.
Кроме того, формируется и межведомственная правовая база, обеспечивающая единообразное взаимодействие органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры в целях оперативного реагирования на нарушения конституционных прав и свобод человека и
гражданина, соблюдения их законных интересов при разрешении сообщений о преступлениях. Например, Приказ Генпрокуратуры России № 147, МВД России № 209, ФСБ России № 187, СК России № 23, ФСКН России № 119, ФТС России № 596, ФСИН России № 149, Минобороны России № 196, ФССП России № 110, МЧС России № 154 от 26.03.2014 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях», дающий ряд конкретных предписаний начальникам органов (подразделений) дознания и руководителям следственных органов.
Эффективность контроля за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины и профилактики ее нарушений во многом зависит не только от навыков сотрудников соответствующих подразделений, но и от знаний нормативных правовых актов в этой области.
Исключительная важность данного вида деятельности, заключающаяся в защите конституционного права граждан на обращение в государственные органы, говорит о необходимости срочного принятия ведомственного нормативного правого акта, который надлежащим образом регламентировал бы учетно-регистрацион-ную работу в новых условиях реформирования и реструктуризации ОВД [1, с. 26].
Таким образом, необходимо отметить значительное число нормативных правовых актов, посвященных вопросам, связанным с данным видом деятельности органов внутренних дел. Вместе с тем, отдельный нормативный правовой акт, который в целом регламентировал бы учетно-регистрационную дисциплину, в настоящее время не принят, что является одной из наиболее актуальных проблем.
Одним из направлений совершенствования учетно-регистрационной дисциплины выступает развитие ведомственной нормативной базы. Это позволит не только снизить вероятность укрытия преступлений от регистрации и учета, но и сократить трудозатраты сотрудников полиции на документирование материалов по заявлениям и сообщениям о преступлениях.
Создание единой ведомственной инструкции или внесение изменений в действующие приказы позволит устранить пробелы и противоречия, сократив при этом сроки разрешения материалов, количество необходимых процедур, а также повысить гарантии прав граждан и исключить административные барьеры [2, с. 101; 3, с. 33].
Не способствует повышению результативности деятельности в данном направлении отсут-
ствие закрепленного на легислативном уровне понятия «учетно-регистрационная дисциплина», которое в настоящее время широко используется как в нормативных правовых актах и документах МВД России, так и в научной литературе.
Следует отметить, что отдельными авторами предпринимались попытки определения и толкования данного понятия. Например, Ф.Ф. Анюров определяет учетно-регистрационную дисциплину как строгое, неукоснительное соблюдение должностными лицами требований нормативных правовых актов, регулирующих учетно-регистра-ционную работу, связанную с соблюдением сроков, периодичностью сбора, учета и регистрации сведений, заполнением всех предусмотренных форм учета и отчетности, представлением их руководству органа внутренних дел, направлением в вышестоящие инстанции [4, с. 87].
По нашему мнению, учетно-регистрацион-ную дисциплину необходимо рассматривать также в контексте соблюдения порядка разрешения в органах внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях, соблюдения сроков их рассмотрения, целесообразности принимаемых решений и, конечно же, недопущения сокрытия противоправных деяний от регистрации и учета.
В связи с этим мы более склоняемся к понятию, предлагаемому Д.А. Трофимовым, А.С. Пе-ревощиковым и А.П. Анисимовым, которые определяют «учетно-регистрационную дисциплину» как обязательное соблюдение соответствующими должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации требований нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, их учета посредством выполнения регламентированных процедур на различных этапах работы с информацией, а также противодействие ее укрытию и искажению [5, с. 157].
Сегодня в учетно-регистрационной работе органов внутренних дел по-прежнему существуют проблемы как объективного, так и субъективного характера.
Так, по итогам 2019 года в части соблюдения учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы в линейных органах Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу (далее - УТ МВД России по УрФО) проведена 481 проверка, в ходе которой выявлено 1651 нарушение. По всем выявленным фактам нарушений проведены служебные проверки, по результатам которых к дисциплинар-
ной ответственности привлечено 144 сотрудника, из них 31 руководитель. Всего в УТ МВД России по УрФО за 2019 год поступило порядка 30 тысяч заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, из них почти половина приходится на сообщения о преступлениях (45,7%)\
Управлением на транспорте МВД России по Южному федеральному округу Российской Федерации (далее - УТ МВД России по ЮФО) за 2019 год было осуществлено 327 проверок состояния учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы, в ходе которых было выявлено 1923 нарушения. Из надзирающих транспортных прокуратур по фактам нарушений по данному направлению деятельности поступило 58 актов прокурорского реагирования. К дисциплинарной ответственности привлечен 81 сотрудник УТ МВД России по ЮФО, в том числе 51 - по представлению прокурора.
В целях укрепления учетно-регистрацион-ной дисциплины в подчиненные органы направляются обзоры с отражением недостатков, возникающих в практической деятельности каждого подразделения, и предложений по их устранению, а также обзоры МВД России и ГУТ МВД России2.
Причины и условия такого рода нарушений могут быть весьма разнообразными и зачастую не имеют умышленного характера, а допускаются по невнимательности или неопытности отдельных сотрудников, являются следствием недостаточной организации деятельности подразделений.
Вместе с тем, нельзя полностью исключать факты формального подхода к исполнению сотрудниками своих обязанностей, в том числе и как членов комиссии по проведению сверок полноты регистрации заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
В недавнем прошлом в правоохранительных органах с целью улучшения основных показателей работы проводилось манипулирование показателями отчетности. Способы нарушения учетно-регистрационной дисциплины исследовались рядом авторов.
1 Информация о состоянии учетно-регистрационной дисциплины в УТ МВД России по УрФО по итогам работы за 2019 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--n1adfdbh.xn--b1aew.xn--p1ai/document/19430749 (дата обращения: 20.05.2020).
2 Информация о состоянии учетно-регистрационной дисциплины в УТ МВД России по ЮФО за 2019 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--n1aicc3c.xn--b1aew.xn--р1а^оситепМ9663673 (дата обращения: 20.05.2020).
Так, Л.А. Сиверская считает, что современное состояние проблемы рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлении характеризуется ростом фактов нарушений учет-но-регистрационной дисциплины, связанных с несоблюдением сроков рассмотрения сообщения, качеством проведенной доследственной проверки, вынесением незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела [6, с. 222].
По мнению К.Л. Литвиненко, среди нарушений учетно-регистрационной дисциплины можно выделить отказ в принятии и регистрации заявлений и сообщений о преступлении; регистрацию принятой информации в неполном объеме, фальсификацию материалов проверки заявления, сообщения о преступлении [7].
В деятельности сотрудников полиции, как отмечает Т.В. Стульнова, по-прежнему имеют место существенные недостатки, связанные как с нарушением порядка регистрации, учета поступившей информации, содержащейся в обращениях граждан, так и с законностью её разрешения. Среди наиболее характерных видов нарушений учетно-регистрационной дисциплины она называет укрытие преступлений от регистрации и учета; нарушение установленного законом и ведомственными актами срока рассмотрения сообщений о происшествиях; необоснованное вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о происшествии [8, с. 67].
Изучение возможностей оптимизации деятельности полиции показало, что снижение расходов на правоохранительную систему должно было происходить не за счет механического сокращения патрулей, участковых с перераспределением объема работы на меньшее количество оставшихся сотрудников, а за счет максимальной автоматизации деятельности сотрудников, развития технических средств наблюдения за общественным порядком, реагирования на правонарушения, широкого внедрения интернет-технологий, привлечения граждан к профилактической работе [9, с. 80].
Мы полагаем, что совместно с интернет-технологиями в ближайшем будущем основными способами электронного приема обращений должны выступать электронные терминалы, предназначенные для подачи обращений гражданами, предоставления справочной информации, с помощью сенсорного экрана и специального программного интерфейса.
Несомненно, значительный положительный эффект принесет размещение таких терминалов в каждом территориальном органе МВД России и
опорном пункте участкового уполномоченного полиции. Таким образом можно полностью перевести регистрацию обращений граждан в электронный вид, упростить работу сотрудников дежурных частей и участковых уполномоченных полиции, а главное - минимизировать количество нарушений учетно-регистрационной дисциплины этими сотрудниками.
Кроме того, данные терминалы возможно использовать и в справочно-информационных целях: информирование о деятельности органа внутренних дел; адресах расположения отделов полиции, пунктов участковых уполномоченных полиции, номерах контактных телефонов; приемных днях и времени приема и т.д.
Электронный терминал позволит исключить роль человеческого фактора в работе по регистрации обращений граждан; повысить качество фиксации принимаемой информации, а также и уровень ответственности сотрудников полиции.
Перевод учетно-регистрационной деятельности дежурных частей ОВД на электронный документооборот должен повысить скорость, качество выполняемой работы, а также усилить контроль над деятельностью сотрудников ОВД со стороны населения, тем самым обеспечивая соблюдение принципа гласности в деятельности полиции [10, с. 217].
В век развития информационных технологий многие граждане являются пользователями смартфонов. В связи с этим мы считаем целесообразным создание мобильного приложения, которое упростит порядок обращения граждан в ОВД. Данное приложение будет действовать по типу уже существующей возможности интернет-обращения, однако будет адаптировано под наиболее популярные в настоящее время операционные системы смартфонов (например, iOS, Android и т.д.).
Таким образом, можно сказать, что учет-но-регистрационная работа является крайне важной в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В целях недопущения фактов нарушений в данной области необходимо знать и строго соблюдать положения законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих этот вид служебной деятельности.
Понятия учетно-регистрационной работы и учетно-регистрационной дисциплины в настоящее время прямо не определены ни в одном нормативном документе. Однако, рассматривая проблему соблюдения учетно-регистра-ционной дисциплины, необходимо ясно представлять значение этих терминов. Поэтому, видится, что необходимо на законодательном
уровне либо на уровне ведомственного нормативного акта закрепить понятия «учетно-ре-гистрационная работа», а также «учетно-реги-страционная дисциплина».
Основной причиной имеющихся нарушений объективного плана, на наш взгляд, сегодня является отсутствие единого нормативного правового акта, который бы надлежащим образом регламентировал данный вид служебной деятельности.
В условиях возрастающего уровня преступности, ухудшения криминогенной обстановки, распространения коррупции большое значение приобретает соблюдение установленного порядка приема, учета, регистрации и проверки сообщений и заявлений о совершенных или готовящихся к совершению противоправных деяниях.
Необходимо автоматизировать учетно-реги-страционную работу, что, в свою очередь, приведет к снижению уровня нарушений учетно-ре-гистрационной дисциплины. Использование искусственного интеллекта позволит равномерно распределять количество сообщений о происшествиях между должностными лицами органов внутренних дел путем анализа количества мате-
риалов на каждого сотрудника. Кроме того, осуществление контроля за деятельностью должностных лиц будет упрощено, а контролирующие органы смогут своевременно указывать сотрудникам на недостатки в их работе, статистическая информация станет более открыта и доступна.
Руководителям штабных подразделений необходимо принимать активное участие в осуществлении контроля за полнотой и достоверностью заполнения документов первичного учета, инициировать проведение занятий в подразделениях по изучению нормативной базы, регламентирующей направление учетно-реги-страционной работы.
Своевременное и правильное исполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией соблюдения прав и свобод граждан, и, как следствие - формирования положительного общественного мнения о деятельности ОВД.
Литература
1. Стульнова Т.В., Холманский В.И. О некоторых причинах и условиях нарушений учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 4 (64). С. 21-27.
2. Рублев А.Г. Вопросы организации работы комиссий территориальных органов МВД России по контролю за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины, проведению сверок полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях // Научный портал МВД России. 2018. № 3 (43). С. 97-102.
3. Герасимова Е.В. Значение и сущность контроля в территориальных органах МВД России за состоянием учетно-регистраци-онной дисциплины // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2017. № 3-3. С. 28-33.
4. Анюров Ф.Ф. Правовые и организационные основы учетно-регистрационной работы в органах внутренних дел: монография. - Москва: Академия управления МВД России, 2014. - 95 с.
5. Трофимов Д.А., Перевощиков А.С., Анисимов А.П. О детерминантах понятия «учетно-регистрационная дисциплина» в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-4 (39). С. 154-158.
6. Сиверская Л.А. Ведомственный процессуальный контроль за рассмотрением сообщения о преступлении // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2013. № 1. С. 221-225.
7. Литвиненко К.Л. Обеспечение права граждан на доступ к правосудию в стадии возбуждения уголовного дела: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2012. - 31 с.
8. Стульнова Т.В. Административно-правовые аспекты разрешения в органах внутренних дел обращений граждан, содержащих сообщения о происшествиях // Современная наука. 2010. № 1 (1). С. 67-71.
9. Алексеева А.П. Перспективы дальнейшего реформирования Российских органов внутренних дел и повышение качества работы по борьбе с преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 77-83.
10. Семененко Г.М., Стрижченко И.А. К вопросу эффективности применения информационно-телекоммуникационной технологии приема обращений граждан в органы внутренних дел // Символ науки. 2015. № 8. С. 215-218.
= References =
1. Stul'nova T.V., Holmanskij V.I. O nekotoryh prichinah i uslovijah narushenij uchetno-registracionnoj discipliny v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 4 (64). S. 21-27.
2. Rublev A.G. Voprosy organizacii raboty komissij territorial'nyh organov MVD Rossii po kontrolju za sobljudeniem uchetno-registracionnoj discipliny, provedeniju sverok polnoty registracii zajavlenij i soobshhenij o prestuplenijah, ob administrativnyh pravonarushenijah, o proisshestvijah // Nauchnyj portal MVD Rossii. 2018. № 3 (43). S. 97-102.
3. Gerasimova E.V. Znachenie i sushhnost' kontrolja v territorial'nyh organah MVD Rossii za sostojaniem uchetno-registracionnoj discipliny // Obshhestvennaja bezopasnost', zakonnost' i pravoporjadok v III tysjacheletii. 2017. № 3-3. S. 28-33.
4. Anjurov F.F. Pravovye i organizacionnye osnovy uchetno-registracionnoj raboty v organah vnutrennih del: monografija. - M.: Akademija upravlenija MVD Rossii, 2014. 95 s.
5. Trofimov D.A., Perevoshhikov A.S., Anisimov A.P. O determinantah ponjatija «uchetno-registracionnaja disciplina» v dejatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019. № 12-4 (39). S. 154-158.
6. Siverskaja L.A. Vedomstvennyj processual'nyj kontrol' za rassmotreniem soobshhenija o prestuplenii // VestnikKGU im. N. A. Nekrasova. 2013. № 1. S. 221-225.
7. Litvinenko K.L. Obespechenie prava grazhdan na dostup k pravosudiju v stadii vozbuzhdenija ugolovnogo dela [Tekst]: avtoreferat diss. ...kand. jurid. nauk / K.L. Litvinenko. - M., 2012. 31 s.
8. Stul'nova T.V. Administrativno-pravovye aspekty razreshenija v organah vnutrennih del obrashhenij grazhdan, soderzhashhih soobshhenija o proisshestvijah // Sovremennaja nauka. 2010. № 1 (1). S. 67-71.
9. Alekseeva A.P. Perspektivy dal'nejshego reformirovanija Rossijskih organov vnutrennih del i povyshenie kachestva raboty po bor'be s prestupnost'ju // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava. 2014. № 1. S. 77-83.
10. Semenenko G.M., Strizhchenko I.A. K voprosu jeffektivnosti primenenija informacionno-telekommunikacionnoj tehnologii priema obrashhenij grazhdan v organy vnutrennih del // mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Simvol nauki» 2015. № 8. S. 215-218.
(статья сдана в редакцию 28.05.20)