УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10251 © С.В. Калинина, 2019
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И РАЗРЕШЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Светлана Викторовна Калинина,
доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел,
кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы осуществления ведомственного контроля по рассмотрению обращений граждан и разрешению заявлений (сообщений) о преступлениях; показано его значение и влияние на эффективность работы полиции в данной сфере.
Ключевые слова: обращения граждан, заявление о преступлении, ведомственный контроль, привлечение к ответственности.
IMPROVEMENT OF ACTIVITIES OF POLICE FOR CONSIDERATION OF ADDRESSES OF CITIZENS AND TO PERMISSION OF STATEMENTS FOR CRIMES
Svetlana V. Kalinina,
Associate Professor, Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies,
Candidate of Law
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. In article questions of implementation of departmental control on consideration of addresses of citizens and permission of statements (messages) on crimes are considered; its value and influence on overall performance of police in this sphere is shown. Keywords: addresses of citizens, statement for a crime, departmental control, accountability.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Калинина С.В. Совершенствование деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан и разрешению заявлений о преступлениях. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):251-4.
Одним из способов повышения эффективности деятельности полиции по работе с обращениями граждан и заявлениями (сообщениями) о преступлениях, об административных правонарушениях, происшествиях, на наш взгляд, является процедура осуществления контроля в данной сфере, прежде всего ведомственного.
Целью ведомственного контроля является: оценка мнения заявителей в области деятельности государственного органа, или деятельности отдельного сотрудника или должностного лица; выявление проблем в работе должностных лиц и своевременное реагирование на выявленные нарушения; повышение авторитета должностных лиц и сотрудников органов внутренних дел; определение перспективных направлений деятельности в работе с обращениями граждан.
В соответствии с Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» контроль за качеством рассмотрения обращений по существу осуществляют руководители самостоятельных подразделений по направлениям деятельности.
Ведомственный контроль заключается в проведении проверочных мероприятий вышестоящим подразделением за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих подразделений, осуществляющих непосредственную работу с обращениями граждан, т.е. осуществляется по вертикали руководителем органа внутренних дел и уполномоченными должностными лицами, ответственными за организацию работы с обращениями
граждан в форме текущего контроля, в ходе плановых и внеплановых проверок.
Текущий контроль осуществляется путем: использования учетных форм; оперативного выяснения хода исполнения поручений по обращениям; регулярных письменных или устных напоминаний об истекших и приближающихся сроках исполнения; истребования от ответственных исполнителей объяснений причин задержки ответов с последующим докладом руководству органа внутренних дел.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в пределах осуществления контрольных полномочий уполномоченными должностными лицами.
В ходе проверок уполномоченным должностным лицом подразделения делопроизводства изучаются и оцениваются: планирование и проведение организационных мероприятий по повышению исполнительской дисциплины, улучшению качества рассмотрения обращений, выявлению и устранению причин, порождающих поддержанные повторные жалобы в вышестоящие и надзорные инстанции; статистические и аналитические материалы; материалы коллегий и оперативных совещаний, на которых рассматривались вопросы организации и совершенствования рассмотрения обращений; влияние принятых управленческих решений на результаты рассмотрения обращений; должностные инструкции сотрудников, осуществляющих работу с обращениями и их рассмотрение по существу, на предмет наличия таких полномочий; знание сотрудниками требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений; организация и проведение приема; полнота и качество заполнения учетных форм; номенклатурные дела с материалами по письменным обращениям на предмет полномочий должностного лица на подписание ответа, а также соблюдения порядка и сроков рассмотрения обращения.
Результаты проверочных мероприятий отражаются в справке, которая подлежит обсуждению на совещании руководящего состава территориального отдела. В справке указываются недостатки работы подразделений, выявленные нарушения, а также приводится анализ предыдущей и текущей проверки и выясняется, что было исправлено в работе, а
также какие факторы влияют на эффективность работы с обращениями граждан.
В том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения закона, то проверяющий указывает на необходимость проведения служебной проверки и привлечения к ответственности лиц, допустивших те или иные нарушения.
Говоря о контроле за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, особое внимание хотелось бы обратить на то, что руководитель (начальник) территориального органа МВД России несет персональную ответственность за соблюдение законности при осуществлении данного направления деятельности, а также обеспечивает ежедневный контроль за соблюдением сроков разрешения заявлений (сообщений) и правильностью ведения КУСП с записью об этом в книге приема и сдачи дежурства [5].
Для проведения сверок полноты регистрации заявлений (сообщений) в территориальном органе МВД России создается комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России (председатель комиссии — один из заместителей руководителя; начальник штаба; сотрудник информационного центра; представители органов предварительного следствия и дознания).
Также, начальником территориального органа МВД России определяются обязанности членов комиссии, утверждаются планы ее работы на квартал. Секретарь комиссии ведет делопроизводство.
Члены комиссии осуществляют сравнение данных о заявлениях (сообщениях) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях с журналом обращений граждан; журналом учета материалов, по которым вынесен отказ в возбуждении уголовного дела; книгой учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее — КУСП). С целью выявления незарегистрированных сообщений, председатель комиссии вправе направлять запросы на предприятия, в организации и другие ведомства, прослушивать телефонные записи и сверять полученную информацию с данными КУСП.
Одной из ключевых задач руководителей территориальных органов МВД России является активизация личного контроля за работой, созданных комиссий, путем введения в их состав наиболее опытных и подготовленных сотрудников [6].
Также, первоочередное внимание уделяется деятельности сотрудников дежурных частей, обеспечивая строгое соблюдение ими установленного порядка приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях.
К наиболее распространенным нарушениям учетно-регистрационной дисциплины относятся: необоснованное вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, неполная регистрация заявления в КУСП. Чаще всего причиной этих недостатков в работе сотрудников является их сильная загруженность, неукомплектованность штата, а в некоторых случаях халатное и недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.
За выявленные факты укрытия преступлений от регистрации и учета в том числе посредством: прямого отказа сотрудников от принятия заявлений, о происшествиях и преступлениях; оставления без соответствующих мер реагирования поступающих в дежурную часть, по телефону доверия и непосредственно к сотрудникам полиции сообщений; необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела; не регистрации сотрудниками полиции, выявленных в ходе расследования иных преступлений, виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Но, по нашему мнению, предпринимаемые меры по укреплению учетно-регистрационной дисциплины и законности при разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях не должны сводится к привлечению сотрудников к дисциплинарной ответственности, так как это не сможет кардинально изменить ситуацию. Необходимо реализовать комплекс дополнительных мер по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений, отдав приоритет не ужесточению дисциплинарной практики, а использованию иных методов и подходов к решению этой проблемы. Ведь, одними из важных задач осуществления контроля в целом являются: выявление проблемных вопросов в организации деятельности подконтрольного органа (подразделения);
предотвращение неблагоприятного развития ситуации в подконтрольном органе (подразделении); выработка мер по оказанию организационно-методической и практической помощи подконтрольному органу (подразделению); контроль за выявлением и внедрением в деятельность подконтрольного органа (подразделения) положительного опыта [9].
Следует отметить, что постоянное осуществление текущего контроля руководителем подразделения за соблюдением сотрудниками учетно-ре-гистрационной дисциплины; сочетание различных форм проверочной деятельности, например, ведомственного контроля и комплексного участия служб и подразделений территориального органа МВД России по данному направлению деятельности позволит в значительной степени улучшить работу с обращениями граждан и заявлениями (сообщениями) о преступлениях.
Прием, регистрация и разрешение заявлений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях являются начальным этапом в деятельности территориальных органов МВД России в борьбе с преступностью. Исключение фактов нарушения учетно-регистрационной дисциплины, соблюдение требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок работы с обращениями граждан и заявлениями (сообщениями) о преступлениях, внимательное отношение ко всем гражданам, обратившимся в территориальные органы МВД России за помощью, обеспечат не только быстрое и полное раскрытие преступлений, но и будут являться гарантией для формирования положительного общественного мнения о деятельности полиции.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 2011, № 7, ст. 900.
4. Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организа-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ции рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 17 янв.
5. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. 2014. 14 ноября.
6. Административная деятельность полиции. / Под ред. Ю.Н. Демидова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
7. Калинина С.В. Административно-правовая защита права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук / Всероссийский научно-исследовательский институт МВД Российской Федерации. М., 2010.
8. Попова Н.Ф., Калинина С.В. К вопросу об административно-правовой защите прав граждан РФ на обращение в органы власти. В сборнике: Перспективы оптимизации административного процесса материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Заслуженного юриста Российской Федерации М.Я. Масленникова. Ответственный редактор Дугенец А.С. 2011.
9. Кардашевский В.В., Сосновская Ю.Н., Мо-рукова А.А., Амельчакова В.Н., Бубнов С.В., Ва-хитов А.К., Калинина С.В., Соколов Ю.В. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел. Учебное пособие. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. М., 2013.
Административная деятельность полиции
Учебник
Второе издание
Административная деятельность полиции. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Зиборов О.В. и др. 2019 г. 688 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.
Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и ад-министративно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.