этого института в меньшей мере характерны традиционные устои, или глубокое обращение к религии в целом. Семейные отношения в российской модели более ориентированы на западные критерии оценки брака. В силу этого брак и семейные отношения не представляют первоочередную задачу и в большей мере остаются на последних позициях в иерархии ценностей личности. [8, 2]. Между тем, семья как социальный институт никогда не сможет кануть в лету. Это подтверждается тем, что человек - существо социальное, а семья удовлетворяет многие социальные и не только социальные потребности индивида. Сегодня мы видим зарождение и развитие новых форм семейного общежития. И это как раз доказывает то, что члены общества не готовы жить поодиночке. Семья эволюционирует, развивается, приобретая различные формы, но никак не уходит с социальной арены. Это и есть её перспективы. В большинстве своем люди живут вместе. А где вместе, там семья. Какая она - это уже вопрос времени.
Список литературы
1. Боулдинг Э. Роль женщины: от прошлого к настоящему / Э. Боулдинг. - М., 2001.
2. Здравомыслова О. Статус и карьера женщины в современных условиях / О. Здраво-мыслова. - М., 2000.
3. Пронин А. А. Положение женщин в современной России: общая характеристика / А. А. Пронин. - М., 2002.
4. ВЦИОМ. Социальная роль женщины в современном обществе. - М., 2002.
5. Иноземцева Е. Н. К вопросу о положении женщин в исламе / Е. Н. Иноземцева. - М., 2000.
6. Карцева Л. Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ / Л. Карцева, Г. Галиева. - М., 2001.
7. Черняк Е. М. Социология семьи: перспективы развития института / Е. М. Черняк. - М., 2000.
8. Чернега А. Современная российская семья: проблемы и перспективы / А. Чернега. - М., 2000.
References
1. Boulding Je. Rol' zhenshhiny: ot proshlogo k nastojashhemu / Je. Boulding. - M., 2001.
2. Zdravomyslova O. Status i kar'era zhenshhiny v sovremennyh uslovijah / O. Zdravo-myslova. - M., 2000.
3. Pronin A. A. Polozhenie zhenshhin v sovremennoj Rossii: obshhaja harakteristika / A. A. Pronin. - M., 2002.
4. VCIOM. Social'naja rol' zhenshhiny v sovremennom obshhestve. - M., 2002.
5. Inozemceva E. N. K voprosu o polozhenii zhenshhin v islame / E. N. Inozemceva. - M., 2000.
6. Karceva L. Sovremennaja sem'ja v islame: teoretiko-jempiricheskij analiz / L. Karceva, G. Galieva. - M., 2001.
7. Chernjak E. M. Sociologija sem'i: perspektivy razvitija instituta / E. M Chernjak. - M., 2000.
8. Chernega A. Sovremennaja rossijskaja sem'ja: problemy i perspektivy / A. Chernega. - M., 2000.
ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
Измайлова Диляра Наилевна, аспирант
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: izmailova-dilyara@mail.ru
В статье анализируются основные направления и противоречия возможных путей оптимизации взаимодействия местного самоуправления в России с институтами гражданского общества. Данная проблематика обладает актуальностью в свете кризисных политических событий 2011-2012 гг., обусловлена необходимостью наладить каналы политической коммуникации между властью и общественностью. Рассмотрены способы улучшения муниципальных служб по связям с общественностью для решения поставленной задачи. Введение пропорциональной системы на муниципальных выборах может способствовать укреплению участия политических партий в местных представительных органах.
Ключевые слова: местное самоуправление, политические партии, гражданское общество, межсекторное взаимодействие
QUESTIONS TO OPTIMIZE THE INTERACTION OF MUNICIPAL AUTHORITIES WITH POLITICAL PARTIES
Izmailova Dilara N., postgraduate student
Astrakhan State University
20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: izmailova-dilyara@mail.ru
The paper analyzes the main trends and contradictions of the possible ways to optimize the interaction of the local self-government in Russia and the institutions of civil society. These problems have relevance in light of the crisis of political events of 2011-2012, due to the need to establish channels of political communication between the authorities and the public. The methods for improving municipal services public relations for the task. The introduction of a proportional system in the municipal elections can enhance the participation of political parties in local representative bodies.
Keywords: local government, political parties, civil society, inter-sectoral collaboration
Вопрос об эффективных коммуникациях между властью и общественностью обладает большой актуальностью применительно к современной российской политической системе. Политические события 2011-2012 гг. требуют новых форм политических коммуникаций, подтверждают недостаточность существующих форм общественно-властных взаимодействий.
Данная проблема касается всех уровней власти России, в том числе местного самоуправления. Местное самоуправление по определению характеризуется наиболее тесной и непосредственной связью с населением по сравнению с другими уровнями власти - федеральным и региональным. Следовательно, задачи по взаимодействию с общественностью должны стоять на этом уровне власти в контексте наличия такого естественного более тесного контакта. В изучении системы политического управления особую сложность представляет вопрос об организации и оптимизации взаимодействия публичной власти и общественно-политических организаций.
Цель статьи - выявить направления и методы оптимизации работы муниципалитетов с политическими партиями и общественно-политическими организациями.
В отношении местного самоуправления следует, прежде всего, подчеркнуть, что как в отечественной, так и в зарубежной политологической традиции укоренилось убеждение, что муниципальная власть наиболее тесно взаимодействует с общественностью по сравнению с другими, более высокими уровнями публичной власти. Укрепилось отношение к местному самоуправлению как к потенциально самому демократическому уровню публичной власти, для которого характерно наиболее активное политическое участие населения и наиболее тесное взаимодействие с общественно-политическими структурами. В частности, В.А. Ачкасов отражает это отношение к местному самоуправлению следующим образом: «Небольшой штат органов местного самоуправления, близость к населению позволяют им более гибко реагировать на возникающие проблемы. Более открытый характер их деятельности создает условия для оказания на них эффективного давления, когда становится очевидной их недостаточная готовность служить потребностям самоуправляющейся общины. Развитое самоуправление является в свою очередь фундаментом и стабилизатором политической системы. Растущая социальная роль местного самоуправления - важный показатель практической реализации принципов демократии» [1]. Данное положение практически не имеет оппонентов в научных кругах. Сформировалось эта точка зрения достаточно давно - собственно еще до возникновения местного самоуправления в современном понимании - и касалась местной власти.
Установление связей между муниципальной властью и общественностью способствует созданию внешней и внутренней среды, благоприятной для эффективного муниципального управления, что, в свою очередь, служит проводником обратной связи во властно-управленческих отношениях. Постоянный диалог, конструктивное
сотрудничество между органами власти и гражданами, их объединениями, гражданским обществом становятся в современном мире повседневной реальностью. Это сотрудничество, прежде всего, предполагает совместный поиск взаимоприемлемых решений, взаимные уступки и, зачастую, не исключает периодические стычки, конфликты сторон.
На современном этапе нужно исходить из того, что общественность нельзя рассматривать только как объект воздействия. В местном самоуправлении взаимодействие власти и общественности - это взаимодействие, при котором субъектами выступают обе стороны. Таким образом, муниципальная власть должна быть готова выступить и в качестве объекта определенных воздействий со стороны общественных структур. Субъектом подобного рода отношений выступают также политические партии.
В.А. Борисов отмечает, что на современном этапе международный опыт местного самоуправления свидетельствует о кризисе участия партий в муниципальной власти [2, с. 61]. Тем не менее, по его мнению, современная политическая теория и муниципальная практика пока не предложили достойной альтернативы политических партий как основного политического игрока в условиях демократического управления. Практические попытки найти замену партийной демократии в местном самоуправлении не увенчались успехом [9, с. 374]. Политические партии фактически являются главными посредниками между гражданами и органами власти.
В целом уровень взаимодействия политических партий и муниципальной власти в России оценивается почти всеми экспертами как весьма низкий. По мнению Т.Б. Витковской, на этапе 1990-х гг. роль политических партий в муниципальной политике России была практически ничтожной: «До начала 2000-х гг. вообще не было оснований говорить о серьезном влиянии тех или иных местных партийных организаций и партийных лидеров на локальный политический процесс. С отменой губернаторских выборов и повышением роли региональных законодательных собраний роль «Единой России» в региональной и местной политике выросла» [3]. В последние годы значимыми игроками на локальном политическом поле выступают руководители местных отделений «Единой России».
Один из путей оптимизации взаимодействия политических партий и муниципальной власти связан с налаживанием работы муниципальных служб по связям с общественностью. Согласно замечанию А.А. Самохиной, на современном этапе в деятельности муниципальных органов появляется все более необходимой интеграция управленческих и информационных задач. Это проявляется, во-первых, в том, что расширяются собственно функции управления, в том числе вводятся обязанности по контактам с гражданами, во-вторых, современные реалии диктуют необходимость организации информационно-пропагандистской поддержки властных решений.
По нашему мнению, улучшить работу муниципальных структур по связям с общественностью может следование трем методологическим принципам:
1) системность. PR-деятельность представляет собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью;
2) адекватность. Это соответствие структуры PR-службы, предмета и технологий ее деятельности поставленным перед организацией целям и задачам;
3) мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.
Можно отметить следующие основные направления улучшения системы пиар-службы в муниципальных образованиях: 1) установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и политическими партиями; 2) информирование общественности о принимаемых решениях; 3) изучение общественного мнения; 4) анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти; 5) прогнозирование общественно-политических процессов в данном муниципальном образовании; 6) обеспечение организации аналитическими разработками; 7) работа с сотрудниками организации, повышение их профессионализма, привлечение специалистов; 8) формирование благоприятного имиджа организации [7, с. 43].
Мы предлагаем собственную типологию задач муниципальных служб по связям с общественностью применительно их взаимодействия с политическими партиями:
1) представительство муниципальной власти в информационном пространстве -адекватное информирование местного сообщества (в том числе политических партий, общественно-политических организаций) о ее деятельности;
2) мониторинг информационного пространства на предмет выявления проблем имиджа муниципальной власти, общественного мнения относительно проблем муниципалитета;
3) обеспечение взаимодействия муниципальной власти с местным сообществом, политическими партиями, общественно-политическими организациями, для реализации муниципальной политики;
4) обеспечение возможностей для политических партий, общественно-политических организаций участвовать в разработке политики муниципального образования, участвовать в управлении муниципальным образованием.
Предложенная нами типология может быть детализована более конкретно, и в данном виде отражает основные направления, которые должны реализоваться муниципальными службами «паблик рилейшнз». На наш взгляд, предложенный нами вариант в большей степени, чем существующие подходы, отражает активную роль местных сообществ. Муниципальная система управления не может быть устойчивой, эффективной, не может соответствовать даже своему названию, если она не будет использовать активность местного сообщества как свой важнейший ресурс. В этом отличие муниципального управления от государственного управления, например, на региональном уровне, где роль общественности неизбежно будет слабее. Следовательно, специфическая задача служб «паблик рилейшнз» на муниципальном уровне -служить эффективным механизмом воздействия на муниципальную власть со сторон общественности, в том числе политических партий, общественно-политических организаций. Недопустимо рассмотрение общественности и общественного мнения только как «объекта», как пассивной стороны коммуникативного взаимодействия. «Установление доверия» между муниципальной властью и общественностью (по выражению А. Дюк) [6, с. 85] как раз возможно лишь в том случае, если органы местного самоуправления создадут механизмы участия местного сообщества в управлении.
Путем усиления влияния политических партий на местное самоуправлением является введение пропорциональной избирательной системы на местных выборах. Большую дискуссию в г. Астрахани вызвал вопрос о введении на выборах депутатов муниципального представительного органа пропорциональной избирательной системы. Безусловно, реализация данной реформы может кардинально изменить возможности элиты по контролю над муниципальным избирательным процессом. Депутаты, избираемые по одномандатным округам, по определению являются более самостоятельными по сравнению с депутатами, прошедшими по партийным спискам. Как следствие, в случае избрания муниципального представительного органа по партийным спискам значительно возрастут возможности «заинтересованных лиц» по контролю над перечнем кандидатов. У элиты появятся дополнительные возможности по отсеву неудобных лиц из перечня кандидатов в депутаты [5]. Подобные тенденции можно увидеть на примере федерального избирательного процесса 2007 г. В Астрахани переход к пропорциональной избирательной системе объективно может усилить власть муниципальной элиты, в частности, муниципальной администрации. Тем не менее, в условиях сегодняшнего момента это имеет и негативные последствия для муниципальной элиты. Проблема в том, что современный состав депутатского корпуса, хотя и обладает определенной самостоятельностью, в целом достаточно лоялен руководству муниципалитета. В случае же перехода к пропорциональной избирательной системе неизбежно образование в городском представительном органе крупных оппозиционных фракций [4].
Усиление влияния партий на муниципальное управление может иметь не только положительные, но и неблагоприятные последствия. У местной власти, построенной
на партийной основе, появляется дополнительный механизм защиты по партийной линии - федеральные партийные структуры. В перспективе это способно серьезно изменить расклад сил в пользу федерального центра с ослаблением регионального влияния на местный уровень. Партийная фракция в муниципалитете включается в партийный механизм контроля и отчетности. Это может нормализовать и легализовать отношения между муниципальными органами и региональной администрацией, которые в настоящее время нередко строятся на неформальной и непрозрачной основе. У партийного актива появляется возможность следить за их развитием и контролировать их состояние. Это помогает проводить нужные законодательные инициативы, решать вопросы взаимодействия с властью.
Однако в нынешней ситуации серьезным конфликтом чревата ситуация, когда в областной легислатуре будет иметь большинство иная партия, нежели в муниципалитете. Война, которая может возникнуть в этом случае, способна нарушить работу органов местного самоуправления.
Перед российским политическим управлением стоит задача найти пути усиления взаимодействия муниципальной власти и политических партий. Роль партийных организаций на местном уровне вряд ли соответствует задачам становления местного самоуправления. Корректная интеграция политических партий в политическое управление на муниципальном уровне способна усилить консолидацию и сплоченность местного сообщества в решении острых проблем. Решение этой задачи способствовало бы положительным изменениям в отечественной политической жизни.
Список литературы
1. Ачкасов В. А. Опыт местного самоуправления на Западе / В. А. Ачкасов // Правоведение. - 1998. - № 4. - С. 43-48.
2. Борисов В. А. Роль партийной идентификации в формировании конкурентных политических стратегий / В. А. Борисов // Связи с общественностью в политике / под ред. В. Э. Гончарова. - СПб., 2000. - С. 56-68.
3. Витковская Т. Б. Локальная политическая элита: структура и трансформация / Т. Б. Витковская. - Режим доступа: http://elis.pstu.ru/vitkovsk.htm (3.10.2012), свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.
4. Гришин Н. В. Политические партии в региональных и местных выборах 2004 г. в Астраханской области / Н. В. Гришин // Социально-экономическое и политико-правовое развитие региона. - Астрахань : Издательство АФ МОСУ, 2005. - С. 61-64.
5. Гришин Н. В. Перспективы оптимизации муниципальной избирательной системы (на примере г. Астрахани) / Н. В. Гришин. Социальный и человеческий капитал как основа инновационного развития местных сообществ. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2010. - С. 54-56.
6. Дюк А. Технологии работы с общественным мнением на уровне местного самоуправления / А. Дюк // Городское управление. - 2003. - № 8. - С. 85.
7. Лысенко С. В. PR-деятельность для муниципального управления: взгляд из провинции / С. В. Лысенко // Человек и общество: на рубеже тысячелетий Международный сборник научных трудов / под. ред. проф. О.И. Кирикова. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2005. - С. 41-44.
8. Самохина А. А. Служба связей с общественностью в органах местного самоуправления: становление и функционирование / А. А. Самохина. - Режим доступа: www.journal.sakhgu.ru/archive/2005-02-6.doc (12.10.2012), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
9. Цветкова Г. Роль и влияние политических партий на функционирование местного самоуправления / Г. Цветкова // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 347-374.
References
1. Achkasov V. A. Opyt mestnogo samoupravlenija na Zapade / V. A. Achkasov // Pravovede-nie. - 1998. - № 4. - S. 43-48.
2. Borisov V. A. Rol' partijnoj identifikacii v formirovanii konkurentnyh politicheskih strategij / V. A. Borisov // Svjazi s obshhestvennost'ju v politike / pod red. V. Je. Goncharova. - SPb., 2000. -S. 56-68.
3. Vitkovskaja T. B. Lokal'naja politicheskaja jelita: struktura i transformacija / T. B. Vitkovskaja. - Rezhim dostupa: http://elis.pstu.ru/vitkovsk.htm (3.10.2012), svobodnyj. -Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
4. Grishin N. V. Politicheskie partii v regional'nyh i mestnyh vyborah 2004 g. v Astrahanskoj oblasti / N. V. Grishin // Social'no-jekonomicheskoe i politiko-pravovoe razvitie regiona. - Astrahan' : Iz-datel'stvo AF MOSU, 2005. - S. 61-64.
5. Grishin N. V. Perspektivy optimizacii municipal'noj izbiratel'noj sistemy (na primere g. As-trahani) / N. V. Grishin. Social'nyj i chelovecheskij kapital kak osnova inno-vacionnogo razvitija mestnyh soobshhestv. - Krasnodar : Kubanskij gosudarstvennyj univer-sitet, 2010. - S. 54-56.
6. Djuk A. Tehnologii raboty s obshhestvennym mneniem na urovne mestnogo samouprav-lenija / A. Djuk // Gorodskoe upravlenie. - 2003. - № 8. - S. 85.
7. Lysenko S. V. PR-dejatel'nost' dlja municipal'nogo upravlenija: vzgljad iz provincii / S. V. Lysenko // Chelovek i obshhestvo: na rubezhe tysjacheletij Mezhdunarodnyj sbornik nauch-nyh trudov / pod. red. prof. O.I. Kirikova. - Voronezh: Voronezhskij gospeduniversitet, 2005. -S. 41-44.
8. Samohina A. A. Sluzhba svjazej s obshhestvennost'ju v organah mestnogo samoupravle-nija: stanovlenie i funkcionirovanie / A. A. Samohina. - Rezhim dostupa: www.journal.sakhgu.ru/archive/2005-02-6.doc (12.10.2012), svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
9. Cvetkova G. Rol' i vlijanie politicheskih partij na funkcionirovanie mestnogo sa-moupravlenija / G. Cvetkova // Bezopasnost' Evrazii. - 2003. - № 2. - S. 347-374.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ИРАН
Петрикова Виктория Александровна, студент
Астраханский государственный технический университет
414025, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 16
E-mail: sorbonna92@bk.ru
Статья посвящена рассмотрению вопросов сотрудничества Астраханской области и Исламской Республики Иран на современном этапе развития международных торгово-экономических отношений. Проанализировав особенности товарооборота между партнёрами в последние годы, автор выявляет специфику совместных предприятий и фирм с иранским капиталом в Астраханской области. В статье высказано ряд предложений по преодолению существующих проблем в астрахано-иранском взаимодействии, в числе которых недостаток информации о потребностях рынков двух сторон, языковой барьер и другие. В завершение, автором определяются перспективные направления сотрудничества Астраханского региона и провинций Ирана в будущем.
Ключевые слова: Астраханская область, внешнеторговый оборот, контрагенты, провинция Хузестан, Торгово-промышленная палата
PRESENT SITUATION AND PERSPECTIVES OF THE ASTRAKHAN REGION'S COOPERATION WITH THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN
Petrikova Viktoriya A., student
Astrakhan State Technical University
16 Tatishchev st., Astrakhan, 414025, Russia
E-mail: sorbonna92@bk.ru
The subject of the article is a complex study of the Astrakhan Region's cooperation with the Islamic Republic of Iran in the modern period of trade and economic relations. Having analyzed the peculiarities of the goods turnover between the partners in recent years, the author reveals the specific features of the joint ventures and companies with Iranian capital, working on the Astrakhan region's territory. The article comprises some suggestions to overcome the existing difficulties in Astrakhan-Iranian collaboration, including the lack of information about the markets' needs, language barrier