УДК 316
Л. А. Андросова
кандидат социологических наук, доцент кафедра философии и социальных коммуникаций Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
А. А. Гришкова
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация ОСОБЕННОСТИ PR В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема функционирования органов муниципального самоуправления. Выделены функции, принципы муниципального самоуправления. Обосновано, что уровень управления социумом напрямую зависит от особенностей функционирования служб по связям с общественностью как на региональном, так и местных уровнях. Главная особенность служб PR в осуществлении социальной роли муниципального управления связана с коммуникативным аспектом функционирования муниципальных органов власти и управления. Отмечены четыре главные цели связей с общественностью для муниципальных органов власти и управления. Описаны особенности и специфика PR в органах местного самоуправления. Представлены предложения для обеспечения открытости муниципальных образований. Делается вывод о том, что деятельность PR-служб призвана способствовать развитию демократии, открытости власти и расширению информированности общества.
Ключевые слова: органы местного управления, коммуникативный аспект, связи с общественностью, демократия, институт, государство, собрания, сходы граждан, социальный, законодательные, представительные органы.
L. A. Androsova
Candidate of Sociology, associate professor Department of Philosophy and Social Communications Penza State University, Penza, the Russian Federation
A. A. Grishkova
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation FEATURES OF PR IN LOCAL GOVERNMENT
Abstract. In article the problem of functioning of municipal authorities. Allocated functions, principles of municipal self-government. It is proved that the level of management of society directly depends on the characteristics of the services in public relations, both at regional and local levels. The main feature of the PR services in the implementation of the social role of the municipal administration is connected with the communicative aspect of the functioning of municipal bodies and administration. Noted four main purposes of public relations to municipal authorities and management. Describes the features and specifics of PR in local government. Submitted proposals to ensure openness and transparency of municipalities. It is concluded that the activity of PR-services is to promote democracy, openness of government and the expansion of the information industry companies.
Key words: local authorities, communicative aspects, public relations, democracy, institution, state, meetings, descents of citizens, social, legislative, representative bodies.
Одним из важных институтов политической системы РФ является институт муниципального самоуправления, самостоятельность и гарантированность функционирования которого отнесены к основам конституционного строя Российской
Федерации. До сих пор в разных регионах вырабатываются предложения по дальнейшему равномерному развитию местного самоуправления, включая неотъемлемые изменения в принципах и моделях становления органов самоуправления, правовой, социально-нормативной и финансово-экономической основ их функционирования.
Муниципальное самоуправление, как любой другой социальный институт, возникло из назревших потребностей общества. К ним относятся самостоятельная организация и деятельность под собственную ответственность по решению насущных местных проблем жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества. Такие проблемы целесообразно решать на месте организованному населению, которое является важнейшим и ключевым субъектом социальной деятельности местного самоуправления, а не представителям государства (например, проблемы ЖКХ, бытовое обслуживание, здравоохранение, социальная защита и т.д.).
Местные органы власти имеют совершенно другую структуру и значение, в отличие от институтов государственной власти. Органы муниципального управления не являются субъектами государственной власти. Конституцией РФ (ст. 12) установлено, что муниципальное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно Федеральному законодательству в соответствии с принципом многообразия форм местного самоуправления могут быть сформированы разнообразные органы и структуры муниципальной власти [6]. Все органы муниципального самоуправления делятся по целям и задачам. Как правило, выделяют две основные категории муниципальных органов власти. К первой относят представительные и законодательные органы. Данные структуры могут быть представлены муниципальным собранием, думой или иными институтами. Главы местного самоуправления, мэр, староста, собрания и сходы граждан, с помощью которых население осуществляет местное самоуправление [1, с. 3].
Ко второй категории органов местного самоуправления относится законодательные и исполнительные органы. Эта группа органов представлена главой местного самоуправления и исполнительным органом - администрацией муниципального образования. Это могут быть такие институты власти, как администрация, муниципалитет, управа и прочие институты.
Уровень управления социумом напрямую находится в зависимости от специфики функционирования служб по связям с общественностью как на региональном, так и на муниципальном уровне. На региональном и муниципальном уровнях органы власти часто используют коммуникативную функцию и общение с гражданами, осуществляемое на постоянной основе. Благодаря РЫ-службам органы местной власти и управления становятся механизмом формирования гражданского общества. Основная роль служб по связям с общественностью в реализации социальной роли муниципального управления связана с коммуникативным аспектом функционирования местных органов власти [2, с. 6]. Следовательно, можно выделить четыре главные цели РЫ для местной власти и управления:
- всегда информировать людей о политике, которая проводится муниципальными органами власти;
- давать общественности возможность выражать своё мнение относительно новых проектов до принятия решения;
- просвещать людей относительно системы, по которой работает местное правительство и информировать общественность;
- пропагандировать чувство гражданской гордости.
Исходя из вышеперечисленных целей, можно сделать вывод, что основой работы служб по связям с общественностью муниципальных органов власти является взаимодействие с общественностью.
Главный акцент в практике работы местного самоуправления РЫ-служб ставится на регулярной информационной деятельности. Они оперативно информируют общественность о текущей деятельности и принимаемых решениях
муниципальных органов власти, о перспективах и планах [7, с. 168]. В большинстве случаев для этого задействуются наружные средства информации (стенды, афиши, доски объявлений) и возможности местных СМИ (районных, городских газет, радиостанций, кабельных телеканалов). А федеральные и региональные СМИ привлечь в этом плане практически нет возможности, так как значимость информационного повода ограничена не только для местной аудитории, но и для широкой. В настоящее время в реализации информационной политики местной власти активно и эффективно используются интернет-коммуникации, в первую очередь, блоги, официальный сайт.
В современном обществе закрепилось мнение, что местное самоуправление является одним из обязательных условий формирования и развития гражданского общества, главным принципом организации власти в государстве и необходимой основой любого демократического строя.
Организация муниципального управления происходит на основе ряда всеобщих принципов [4, с. 16]. К ним причисляют:
- организационное обособление муниципального самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
- разнообразие организационных форм реализации местного самоуправления;
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- законность в организации и деятельности местного самоуправления;
- гласность деятельности местного самоуправления;
- самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;
- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
- сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;
- государственные гарантии местного самоуправления.
Основное достижение деятельности современного института народовластия в России зависит от связи с общественностью. РЫ рассматривают лучшие в мире организации как ключевой принцип работы.
Принятие того, что местное самоуправление является особым общественным институтом и особой формой власти, означает признание существования коллективного интереса местной общины наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом, т. е. муниципального интереса.
Органы муниципального управления должны разработать действенные механизмы получения обратной связи с целью эффективного функционирования служб по связям с общественностью. Так как далеко не все формы проявления социальной активности, предлагаемые местной властью, вызывают ответную реакцию у местного сообщества. К наиболее действенным механизмам относятся опрос общественного мнения, собрания граждан и публичные слушания.
В свою очередь социальную активность граждан нужно мотивировать методом гарантии итогов подобной активности и пробуждением желания содействовать людям в сложной ситуации. Адептов местного сообщества побуждают к принятию участия в управленческой деятельности всевозможные социальные факторы, которые связаны с усовершенствованием жизни всего сообщества. К таким факторам можно отнести возможность улучшить качество жизни горожан, благоустройство территории и др. На общественно-политическую активность граждан воздействует степень открытости местной власти и присутствие инициаторов подобной активности. Кроме этого, потребность выстроить систему
постоянного политического просвещения населения необходима для привлечения представителей местного сообщества в процесс подготовки и принятия решений.
Абсолютный переход к симметричным двусторонним коммуникациям местной власти и населения вполне возможно достичь при соблюдении ряда условий. К ним относятся: развитие местного самоуправления как субъекта политической деятельности, децентрализация государственной власти, участие граждан в подготовке, принятии, реализации управленческих решений, присутствие политической воли у субъектов муниципальной власти по вопросу активизации участия граждан в местном самоуправлении [5, с. 82]. Создаются условия участия членов местного сообщества в процессах принятия решений и максимально свободный доступ к СМИ, чтобы привлечь население к данным процессам.
Преимущественно необходимым направлением деятельности здесь остаются личные контакты с местным сообществом. Имеется потребность в разработке стандартов общения с населением для того, чтобы сделать все виды контактов максимально учтивыми, непринужденными и эффективными [3, с. 96]. В свой черед деятельность РЫ-служб муниципалитетов ориентирована на установление связей с различными субъектами, которые осуществляют собственную деятельность на территории муниципального образования, обеспечение взаимодействия между ними и местной властью.
Открытая муниципальная власть - это муниципальная власть, соблюдающая совокупность основ информационной открытости (в том числе открытости бюджета и готовящихся к принятию решений), доступности и простоты восприятия открытых данных, воздействие мнений граждан на действия власти, а также контроль граждан за ними на муниципальном уровне.
У сети Интернет есть огромный потенциал для реализации общественного взаимодействия и проявления открытости местных органов власти. Для обеспечения открытости муниципальных образований необходимо следующее:
- издавать исчерпывающую информацию о собственных целях, задачах и текущей деятельности;
- вести открытый диалог с населением с помощью публичного обсуждения местных проблем в сети Интернет;
- предоставлять гражданам возможность участия в принятии решений;
- давать в открытом доступе информацию о готовящихся к принятию решениях и разъяснять их гражданам;
- публиковать отчеты о работе с обращениями граждан;
- работать с разными каналами коммуникации для передачи данных в любом формате;
- расширять методы, формы и способы получения информации;
- проводить социологические исследования об удовлетворенности населения уровнем открытости данных.
Можно сделать вывод, что связи с общественностью - это ответственная организация коммуникаций. Она должна предусматриваться и применяться со всей эффективностью в деятельности органов местного самоуправления. РЫ-службы ориентированы на предоставление оперативных и стратегических целей органов местного самоуправления, в первую очередь в организации взаимодействия с его внешней средой. Таким образом, деятельность по связям с общественностью является неотделимой частью надлежащего управления. Специфика и особенности формирования и становление института РЫ в области муниципального управления в первую очередь зависят от проблем и противоречий развития демократии в России. Несмотря на это, деятельность служб по связям с общественностью в муниципальных органах самоуправления призвана содействовать возрастанию информированности общества, становлению демократии и открытости власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алёхин Э.В. Формирование социально-территориальной организации местного самоуправления: диссертация ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Э.В. Алёхин. — Пенза, 2001. — 249 с.
2. Антипова В. Г. Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления: автореф. дисс. ... канд. полит. наук 10.01.10 / В.Г. Антипова. — Москва, 2012. — 24 с.
3. Василенко И. А. Связи с общественностью в органах власти / И. А. Василенко, Е.В. Василенко. — М.: Кнорус, 2016. — 232 с.
4. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. — СПб.: Лидер, 2015.— 493 с.
5. Князев Р.М. Социально-управленческие проблемы информационной открытости муниципальной власти / Р.М. Князев // Молодой ученый. — 2012. — № 7. — С. 82-85.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 19.07.2017).
7. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика/ А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — М.: Дело, 2014. — 536 с.
REFERENSES
1. Alekhin E.V. Formirovanie sotsial'no-territorial'noy organizatsii mestnogo samouprav-leniya: diss. kand. sotsiol. Nauk.. [Formation of the social and territorial organization of local government: diss. soc. sci.]. Penza, 2001, 249 p.
2. Antipova V.G. Razvitie informatsionno-kommunikativnykh sviazei organov mestnogo samoupravleniia:: avtoref. diss. kand. polit. nauk [Development of information and communicative connections of local governments: abstract of diss. polit. sci.]. Moscow, 2012, 24 p.
3. Vasilenko I.A., Vasilenko E.V. Sviazi s obshchestvennost'iu v organakh vlasti [Public relations in authorities]. Moscow, Knorus Publ, 2016, 232 p.
4. Zotov V.B. Sistema munitsipal'nogo upravleniia [System of municipal management]. Saint Petersburg, Lider Publ., 2015, 493 p.
5. Kniazev R.M. Social and administrative problems of information openness of municipal authority. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2012, no. 7, pp. 82-85 (in Russian).
6. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 no. 6-FKZ from 30.12.2008 no. 7-FKZ, from 05.02.2014 no. 2-FKZ, from 21.07.2014 no. 11-FKZ). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.07.2017).
7. Chumikov A.N., Bocharov M.P. Sviazi s obshchestvennost'iu: teoriia i praktika [Public relations: theory and practice]. Moscow, Delo Publ., 2014, 536 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Андросова Любовь ¿Александровна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Гришкова Анастасия Андреевна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: caty211@ mail.ru.
AUTHORS
Androsova Lyubov' Aleksandrovna — Candidate of Sociology, associate professor, department of Philosophy and Social Communications, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Grishkova Anastasiya Andreevna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Андросова Л.А Особенности PR в органах местного самоуправления / Л.А. Андросова, А.А. Гришкова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». □— 2017. □— Т. 5, № 3 □[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Androsova L. A., Grishkova A. A. Features of PR in local government. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).