Научная статья на тему 'Вопросы оптимизации правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции'

Вопросы оптимизации правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШТАТНЫЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / FREELANCE POLICE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEGAL REGULATION OF ACTIVITY / СТИМУЛИРОВАНИЕ / STIMULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслов Алексей Евгеньевич

Рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции. Проанализированы правовые акты федерального уровня, а также ведомственное правовое регулирование данной проблематики (организации и осуществления работы по совместной деятельности органов внутренних дел (полиции) и внештатных сотрудников полиции); изложены сформулированные автором предложения по внесению изменений в федеральное законодательство с целью совершенствования правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of optimize of legal regulation of activity freelance police officers

This article describes the issues of improving the legal regulation of activity freelance police officers. The author analyzes the legal acts, as the federal level, as well as departmental legal regulation of these problems (the organization and implementation of the work on the joint activities of the internal affairs agencies (police) and freelance police officers). Also are set forth formulated by the author, proposals for changes in federal legislation in order to improve legal regulation of activity freelance police officers.

Текст научной работы на тему «Вопросы оптимизации правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции»

УДК 351.743 ББК 67.301

ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ МАСЛОВ,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: maslov777I5@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук Вахитов А.К.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции. Проанализированы правовые акты федерального уровня, а также ведомственное правовое регулирование данной проблематики (организации и осуществления работы по совместной деятельности органов внутренних дел (полиции) и внештатных сотрудников полиции); изложены сформулированные автором предложения по внесению изменений в федеральное законодательство с целью совершенствования правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции.

Ключевые слова: внештатный сотрудник полиции, правовое регулирование деятельности, стимулирование.

Annotation. This article describes the issues of improving the legal regulation of activity freelance police officers. The author analyzes the legal acts, as the federal level, as well as departmental legal regulation of these problems (the organization and implementation of the work on the joint activities of the internal affairs agencies (police) and freelance police officers). Also are set forth formulated by the author, proposals for changes in federal legislation in order to improve legal regulation of activity freelance police officers.

Keywords: freelance police, the legal regulation of activity, stimulation.

В соответствии с поставленными задачами и возложенными функциями российская полиция является таким правоохранительным органом, который широко и активно осуществляет сотрудничество с различными слоями населения Российской Федерации. Данное сотрудничество осуществляется в различных формах. Существует обширный перечень различных объединений граждан правоохранительной направленности, деятельность которых юридически закреплена в соответствии с российским законодательством. В абсолютном большинстве в правоустанавливающих документах данных объединений закреплена как одна из задач и целей создания объединения граждан деятельность в правоохранительной сфере, а также содействие правоохранительным органам. Указанная работа осуществляется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, т.е. обеспечения нормальных условий для труда и отдыха граждан, своевременной их защиты от насилия, создания обстановки спокойствия, охраны нравственно-

сти, чести и достоинства каждого человека, его защиты от возможного негативного влияния объектов повышенной опасности, аварий техногенного характера, стихийных бедствий и т.д.

В то же время, параллельно с коллективным участием граждан в охране общественного порядка (в составе соответствующих объединений граждан правоохранительной направленности) имеется форма индивидуального участия гражданина Российской Федерации в указанной выше деятельности в качестве внештатного сотрудника полиции.

Данная работа является актуальной в связи с тем, что положение дел в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка в России по состоянию на январь 2015 г. далеко от идеального, а именно: «в январе — декабре 2014 г. органами внутренних дел рассмотрено 29,28 млн заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 3,3% больше, чем за 12 месяцев 2013 г. Почти по каждому 17 сообщению (5,9%)

принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1728,6 тыс. уголовных дел, что на 1,9% меньше показателя аналогичного периода 2013 г. В январе — декабре 2014 г. зарегистрировано 2166,4 тыс. преступлений, или на 1,8% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 33 субъектах Российской Федерации, снижение — в 50 субъектах. 88,9% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, причем 5,1% из них — на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 98,9 тыс. преступлений (+0,8%). Значительная часть (43,1%) преступлений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах — всего 934,39 тыс., пятая часть (21,1%) — в сельской местности, где зарегистрировано 458,1 тыс. преступлений, что на 1,8% меньше, чем за январь — декабрь 2013 г. В результате преступных посягательств погибло 35 тыс. человек (4,6%), здоровью 52,6 тыс. человек причинен тяжкий вред (0,4%). На сельскую местность приходится 41,8% погибших (14,6 тыс. человек), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов федерации, — 34,6% лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (18,2 тыс. человек). Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 349,34 млрд руб., что на 9,5% меньше аналогичного показателя 2013 г. Почти две трети ущерба (59,3%) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных сократился с 24,4% в январе — декабре 2013 г. до 24,3%. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (45,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 891,9 тыс. (3,3%), грабежа — 76,2 тыс. (17,3%), разбоя — 14,2 тыс. (13,7%). Каждая четвертая кража (25,6%), каждый 22 грабеж (4,5%), и каждое 13 разбойное нападение (7,6%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Каждое 28 (3,6%) зарегистрированное преступление—квартирная кража. В январе — декабре 2014 г. их число сократилось на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем — декабрем 2013 г. уменьшилось на 2,8% и составило 26,2 тыс., количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств сократилось на

8,5% (1,4 тыс. фактов). В январе — декабре 2014 г. с использованием оружия совершено 7,2 тыс. преступлений (4,6%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Республике Дагестан (480), Московской (432), Свердловской (363) областях, г. Москве (359), г. Санкт-Петербурге (330). В январе — декабре 2014 г. зарегистрировано 25,53 тыс. экологических преступлений, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период 2013 г. В общественных местах зарегистрировано 785,4 тыс. преступлений (+8,5%). На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 480,9 тыс. (+3,7%) преступлений, в том числе: 42,1 тыс. (18,8%) грабежей, 201,2 тыс. (1,6%) краж, 5,4 тыс. (18,3%) разбойных нападений. На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 170 разбойных нападений (14,6%), 364 грабежа (6,9%), выявлено 145 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов».

В настоящее время деятельность по организации и осуществлению совместной работы внештатных сотрудников полиции, с одной стороны, и органов внутренних дел, с другой стороны, осуществляется в соответствии:

♦ с ч. 1 ст. 10 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», где закреплено, что «...полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами»;

♦ с ФЗ от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», где в частности, закреплены основы внештатного сотрудничества российских граждан с полицией, а именно: возраст, по достижении которого граждане РФ могут привлекаться к указанному выше сотрудничеству, требования к деловым и моральным качествам кандидата во внештатные сотрудники полиции, основания для прекращения сотрудничества, права и обязанности внештатных сотрудников полиции, вопросы их материально-технического обеспечения и пр.;

♦ с Приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 8 «Об утверждении инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (в редакции приказа МВД России от 21 июля 2014 г. № 602).

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. однозначно закреплена необходимость обеспечения безопасности

и общественного порядка, а также то, что это обусловлено развитием человеческого потенциала России как одного из направлений перехода к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития страны. Все это, на взгляд автора, имеет самое непосредственное отношение к деятельности внештатных сотрудников полиции. Указанное выше сотрудничество достаточно широко практикуется в различных службах российской полиции (подразделениях: государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковых уполномоченных полиции и т.д.). В настоящее время в системе МВД России имеется более 35 тыс. граждан, которые являются внештатными сотрудниками полиции. Их деятельность принесла свои достаточно ощутимые позитивные результаты и большой вклад в выполнение задач по борьбе с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что правовое регулирование деятельности внештатных сотрудников полиции в настоящее время далеко от совершенства и нуждается в существенных изменениях. Так в п. 4 ч. 6 ст. 10 ФЗ от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» закреплено, что «внештатные сотрудники полиции обязаны.. .оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков...».

При этом, на взгляд автора, возникает вполне обоснованный вопрос: кто, где и когда будет обеспечивать данную подготовку внештатных сотрудников полиции? Как показывает анализ действующего правового регулирования рассматриваемой проблематики, в настоящее время какое-либо правовое закрепление решения данного вопроса отсутствует. В связи с изложенным видится целесообразным внести изменения в действующее законодательство и дополнить содержание ФЗ от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» нормами, в которых закрепить правовой механизм проведения соответствующего обучения внештатных сотрудников полиции исполнению ими своих обязанностей, закрепленных федеральным законодательством и ведомственными правовыми актами.

Далее следует обратить внимание на то, что внештатным сотрудникам полиции в соответствии с п. 1,

2 ч. 5 ст. 10 указанного выше федерального закона предоставлено право «требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния», а кроме этого, «.принимать меры по охране места происшествия, а так же по обеспечению сохранности вещественных доказательств правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции», но при этом на взгляд автора, видится обоснованным предположить, что в указанных обстоятельствах может иметь место угроза жизни или здоровью внештатного сотрудника полиции, либо иным лицам. Учитывая изложенное, целесообразно предоставить право внештатным сотрудникам полиции применять физическую силу при наличии тех же оснований, которые уже закреплены в федеральном законодательстве в отношении права народных дружинников на применение физической силы. Данное право следует законодательно закрепить путем внесения соответствующих дополнений в российское законодательство.

Вместе с тем, автор обращает внимание на то, что материальное стимулирование гражданской активности населения РФ в части его деятельности в качестве внештатных сотрудников полиции как ранее, так и в настоящее время имеет весьма важное значение. Видится уместным, рассматривая данную проблематику, непосредственно обратиться к понятию «стимулировать». «Стимулировать (от лат. стимул) — это означает побуждать к действию, давать толчок; служить побудительной причиной; поощрять». При этом необходимо обратить особое внимание на то, что законодательно закрепленные льготы внештатных сотрудников полиции значительно меньше, чем у граждан, которые участвуют в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в составе некоммерческих объединений граждан правоохранительной направленности. Так, например, в федеральном законодательстве закреплено, что народные дружинники могут обеспечиваться форменной одеждой и проездными билетами на все виды общественного транспорта — городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования, но указанные льготы для внештатных сотрудников полиции федеральным законодательством не предусмотрены.

По мнению автора, видится целесообразным внести соответствующие изменения в ФЗ от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части предоставления льгот по

бесплатному проезду на всех видах общественного транспорта — городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования, а также обеспечения бесплатной форменной одеждой (как зимней, так и летней) граждан РФ, которые имеют правовой статус внештатных сотрудников полиции.

В заключение рассмотрения проблематики совершенствования правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции следует обратить

внимание на то, что, по мнению автора, институт внештатных сотрудников полиции и его потенциальные возможности в правоприменительной практике органов внутренних дел (полиции) Российской Федерации реализованы не в полном объеме. Вследствие чего предстоит приложить большие усилия по определению максимально оптимального и эффективного правового регулирования совместной деятельности органов внутренних дел и российских граждан, которые имеют указанный выше правовой статус.

УДК 342.924 ББК 67.301

О ПОНЯТИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУРСИН,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: olchursin73@mail.ru Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Маслов А.Е.

Рецензент:. кандидат юридических наук Кученин Е.С

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема определения понятия системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы. Проанализированы ранее нормативно установленные дефиниции «системы профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности» и ее понимание различными специалистами. Предлагается авторское определение системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ.

Ключевые слова: система профессиональной подготовки, служебная деятельность, понятие.

Annotation. This article explores the problem of the definition system of professional training employees of internal affairs on-site service. The author analyzes the previously legal established definitions of «system of training in the service activity» and its understanding different specialists. He proposes his author's definition of system of professional service and physical training of law enforcement officers of the Russian Federation.

Keywords: system of professional training, service activity, definition.

Нормативные акты, не имеющие точного и однозначного объяснения используемых юридических понятий, утрачивают сущность своего содержания. Напротив, включение в текст ведомственных нормативных актов дефиниций основных определений, раскрывающих последующее их содержание, стало приобретать большую значимость в служебной деятельности МВД России. Включение нормативных определений, в первую очередь, объяснимо стремлением разработчиков нормативно-правовых актов не допустить

ошибочность толкования положений норм в их правоприменительной практике. Вместе с этим, установление основных понятий в большей степени способствует уяснению всего нормативного акта, лежащего в основе организации и механизма регулирования профессиональной подготовки в процессе профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, очевидно, что формирование терминологической базы, направленное на обеспечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.