мыслению воспринимаемой информации, решению задач, выполнению упражнений, участию в обсуждении и т. д. Другими словами, самообучение и самообразование имели место всегда. С появлением же Интернета кардинально изменились возможности самообразования благодаря доступности любой информации в любое время и в любой точке пространства.
Вместе с тем, по нашему мнению, следует различать понятия самообучения, самообразования и самостоятельной работы. Самообучение означает, что человек самостоятельно, независимо от какой-либо структуры (школа, колледж и др.), находит и осваивает необходимые ему знания и умения. Самообразова-
Литература
1. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11.
2. Галустян О. В. Технология е-лернинг в образовательном процессе // Информатизация в образовании. 2013. № 5.
3. Ибрагимов Г. И. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы // Педагогика. 2014. № 8.
4. Кирилова Г. И. Вопросы моделирования информационной среды профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8.
5. Сазонова З. С., Матвеева Е. В. Информационно-образовательное пространство новой педагогики // Высшее образование в России. 2011. № 2.
6. Стародубцев В. А., Шепель О. М., Киселева А. А. Особенности современного образовательного процесса // Высшее образование в России. 2011. № 8-9.
ние имеет то же значение, но понимается несколько шире. Результатом самообразования может стать получение документа об образовании того или иного уровня.
Самостоятельная работа - это форма организации обучения, применяемая в рамках образовательного процесса и направленная на самостоятельное (но по заданию педагога) выполнение того или иного задания, выступающего частью образовательного процесса. Самостоятельная работа в данном контексте не совпадает с самообучением. Самообучение является полностью самостоятельной, инициированной самим человеком деятельностью по освоению тех или иных знаний.
Bibliography
1. Andreev A. Pedagogy in the information society, or e-pedagogy // Higher education in Russia. 2011. № 11.
2. Galustjan O. V. Technology e-Lehning in the educational process // Informatization of education. 2013. № 5.
3. Ibragimov G. I. Methodological and applied problems of didactics of vocational schools // Pedagogy. 2014. № 8.
4. Kirilov G. I. Questions of modeling the information environment of vocational education // Kazan Journal. 2008. № 8.
5. Sazonov Z. S., Matveeva E. V. Informational and educational space of the new pedagogy // Higher education in Russia. 2011. № 2.
6. Starodubtsev V. A., Shepel O. M. Kiselev A. A. Features of the modern educational process // Higher education in Russia. 2011. № 8-9.
УДК 378.147 ББК 67.2
© 2016 г. Р. В. Гоннов, С. С. Зубенко
ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОПУСКА К ВНЕШТАТНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ С ПОЛИЦИЕЙ
В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности всех участников правоохранительной деятельности в части необходимости устранения несовершенства законодательства, касающегося оформления допуска к внештатному сотрудничеству с полицией.
Ключевые слова: полиция, внештатное сотрудничество, охрана общественного порядка, профессиональная пригодность, экспертное бюро.
SECURITY ISSUES IN DRAWING UPAN ACCESS TO FREELANCE
COOPERATION WITH THE POLICE
In article questions of safety of all participants of law-enforcement activity regarding the need of elimination of imperfection of the legislation concerning registration of the admission to non-staff cooperation with police are considered.
Key words: police, non-staff cooperation, protection of a public order, professional suitability, expert bureau.
тл и и ___
В своей повседневной деятельности органы внутренних дел принимают целый комплекс мер в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и решения иных задач, перечисленных в Федеральном законе от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».
На современном этапе развития всей правоохранительной системы и полиции, в частности, нововведением является закрепление на законодательном уровне целого ряда принципов профессиональной деятельности.
С учетом возросшего со стороны общества недоверия к правоохранительным органам в целом, недовольства методами и результатами их деятельности законодатель особое внимание уделил принципам открытости и публичности [1]. Суть их заключается в необходимости сделать деятельность полиции открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
В связи с этим особой интерес вызывают положения статьи 9 указанного закона [1], где законодатель наравне с задачами противодействия преступности вменяет в обязанность органов внутренних дел обеспечение общественного доверия к себе и поддержки граждан, осуществление постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинга взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Таким образом, общественное мнение - один из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Среди способов достижения вышеназванных целей, по мнению законодателя, можно выделить создание при федеральном органе
исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах общественных советов, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.
Очевидно, что силы и средства правоохранительных органов ограничены, что существенно влияет на своевременность, а порой и на качество выполняемой работы. Исторически сложилось так, что значительная роль в обеспечении охраны общественного порядка в нашей стране отводилась именно представителям общественности. В советский период даже сотрудники милиции набирались из числа работников различных предприятий исключительно по рекомендации трудовых коллективов [1]. Считалось, что лучшие кадры производственников проявят себя на лучшем уровне в решении задач по охране общественного порядка и борьбы с преступ-
ностью. Происходило поголовное привлечение работающего населения к охране общественного порядка в качестве дружинников. Несмотря на стимулирующий фактор данного вида деятельности в виде коммунистической идеологии, с учетом физической, правовой, психологической и других видов подготовки, а точнее их отсутствия, сложно говорить о высокой эффективности таких мер.
Кроме того, практике известны случаи, когда прикрываясь статусом внештатного сотрудника, отдельные лица совершали преступления. Ярким примером этого является система добровольных помощников государственной автомобильной инспекции, фактически официальных сборщиков взяток. Одной из причин сложившегося положения была слабая система отбора внештатных сотрудников.
Сегодня законодатель дает право полиции привлекать на добровольных началах граждан и общественные объединения к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности [1]. Отдельного внимания заслуживает право граждан выступать в качестве внештатных сотрудников для участия в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции [2].
Несомненно, государство создает свои институты в интересах граждан. Их доверие к власти во многом зависит от отсутствия в действиях должностных лиц противоправных деяний. Ибо, что это за государство, если оно не выполняет собственных же законов? Здесь существуют возможные риски, которые увеличиваются при расширении аппарата за счет внештатных сотрудников. Это чисто математическая прямо пропорциональная зависимость. Поэтому строгий отбор в ряды внештатных сотрудников и общественных объединений, допущенных к исполнению функций по охране общественного порядка, входит в число первоочередных задач государства в вопросах общественной безопасности [4].
Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» определенно исключает участие граждан, страдающих психическими заболеваниями и алкоголизмом, в охране общественного порядка [2]:
- Статья 10. Внештатное сотрудничество с полицией. Часть 3: «Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане»:
пункт 6) «страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом».
- Статья 11. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Часть 6: «Не могут быть учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности граждане»: пункт 6) «страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом».
- Статья 1 2. Создание и организация деятельности народных дружин. Часть 8: «Не могут быть учредителями народных дружин граждане»: пункт 6) «страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом».
- Статья 14. Порядок приема в народные дружины и исключения из них. Часть 2: «В народные дружины не могут быть приняты граждане»: пункт 6) «страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом».
Однако согласно статье 24 «Надзор и контроль за деятельностью народных дружин» контроль за действиями внештатных сотрудников полиции и добровольных народных дружин не возложен на специализированное медицинское учреждение, как можно было бы ожидать, но на прокуратуру, юстицию и территориальное управление МВД России, что находится в явном отрыве от уровня компетенции в данном вопросе.
Приказ МВД России от 10.01.2012 № 8 (в ред. от 20.04.2015) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» определяет, что подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции осуществляется сотрудниками подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Личные и деловые качества лица, подобранного в качестве кандидата для зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции, изучаются и проверяются. Результаты изучения (проверки) оформляются всего лишь рапортом сотрудника, проводившего изучение (проверку) кандидата, с указанием его субъективного вывода о возможности либо невозможности зачисления данного кандидата в качестве внештатного сотрудника полиции.
Для рассмотрения вопроса о зачислении внештатным сотрудником полиции гражданин представляет в орган внутренних дел заявление о его зачислении внештатным сотрудником полиции, заявление о согласии на обработку персональных данных, анкету, медицинское заключение.
С учетом вышеизложенного обеспокоенность вызывает как вероятность несоблюдения норм закона в части необеспечения требований, выдвигаемых к лицам, оказывающим содействие органам внутренних дел, но и сама возможность проникновения в ряды правоохранителей лиц с криминальным прошлым, настоящим и даже психическим заболеваниями или отклонениями [9]. Допущение такой ошибки может иметь самые трагические последствия для всех участников данного вида деятельности.
На первый взгляд, подотчетные контролирующим инстанциям граждане, которые привлечены для охраны общественного порядка на добровольных началах, могли бы по рекомендации этих органов пройти освидетельствование на предмет наличия соответствующих заболеваний и зависимостей в клиниках по месту жительства с целью допуска к заявленной деятельности. Однако технически это сведется к констатации отсутствия (наличия) данных в медицинских картах, что и будет указано в медицинской справке. Очевидно, что такой подход будет формальным, а потому не отражающим актуального состояния исследуемого [6].
Дело в том, что территориальное клиническое учреждение по своей инициативе не проводит мониторинга по месту работы, по крайней мере до официального запроса, и не рассматривает состояние исследуемого под углом профпригодности с учетом специфики вопросов общественной безопасности [5]. Только специальный орган, проводящий мониторинг противоправных действий внештатных сотрудников и дружинников в режиме «горячей
Литература
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) «О полиции». URL: http://consultant.ru
2. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». URL: http://consultant.ru
3. Барнаш Л. В., Тимошенко Л. И., Гуц С. И. Последствия неповиновения сотрудникам
линии», может иметь такую информационную базу, на основании которой специалист медицинского профиля будет оценивать риски общественной безопасности, а также делать заключение о служебном соответствии.
Специфика работы такого органа, совмещающего в себе как социологические, так и психолого-психиатрические направления, в частности, подразумевает корректировку данных в отношении внештатных сотрудников полиции и организаций, привлеченных для охраны общественного порядка, относительно психического состояния личностей информаторов. Оценка достоверности источников информации важна, поскольку зачастую таковыми являются сами правонарушители.
Таким образом, ни сугубо медицинские, ни правоохранительные инстанции не охватывают в полной мере область компетенции, которую мог бы взять на себя центр специального правового мониторинга, занимающийся оценкой контрагентов относительно их подверженности психическим расстройствам, наркомании или алкоголизму [7].
Отсюда важным и необходимым является создание специального оперативного органа взаимодействия между правоохранительными и медицинскими учреждениями, который будет заниматься экспертизой допуска в этой узкой области [10]. Данное учреждение, имеющее в своем составе соответствующих дипломированных специалистов, может стать частью такой структуры, как экспертное бюро, что позволит разгрузить и медицинские, и правоохранительные инстанции от большого количества бессодержательных, надуманных и клеветнических обращений, поступающих от граждан, находящихся в аффективном состоянии. И это еще одно из соображений безопасности, так как государство должно особенно бережно относиться к чести и достоинству тех граждан, которые изъявили добровольное желание содействовать охране общественного порядка [3].
Bibliography
1. Federal law of 07.02.2011 № 3-FZ (ed. of 03.02.2014) «About police». URL: http:// consultant.ru
2. Federal law of02.04.2014 № 44-FZ «About participation of citizens in protection of a public order». URL: http://consultant.ru
3. Barnash L.V., Timoshenko L .I., Guts S. I. Disobedience consequences to law enforcement
правоохранительных органов при охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 1.
4. Гуц С. И., Тимошенко Л. И. Социальные и психологические основы профессионального отбора сотрудников полиции // Семья. Общество. Государство: история и современность: матер. III Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. уч.). Ставрополь, 2014.
5. Кудрявцев Р. А., Земляной А. И. и др. Активные методы обучения в высшей школе // Вестн. АПК Ставрополья. 2013. № 4.
6. Находкин Е. Н., Головинский И. В. и др. Основания и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции: учеб. пособие. Ставрополь, 2014.
7. Тимошенко Л. И., Кудрявцев Р. А. и др. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Философия права. 2015. № 2.
8. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке // Сб. матер. VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.
9. Тимошенко Л. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. Ставрополь, 2014. Ч. 2.
10. Тимошенко Л. И., Нефедов В. В., Кузь-менко И. П. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. Ставрополь, 2011.
officers at protection of a public order // Yurist-Pra-voved. 2014. № 1.
4. Guts S. I., Timoshenko L. I. Social and psychological bases of professional selection police officers // Family. Society. State: history and present: materials III All-Russian scientifically-practical conference (with the international participation). Stavropol, 2014.
5. Kudryavtsev R. A., Zemlianoi A. I. and etc. Active methods of training at the higher school // The Bulletin of agrarian and industrial complex of Stavropol Territory. 2013. № 4.
6. Nakhodkin E. N., Golovinsky I. V. and etc. Bases and order of application of firearms by police officers: manual. Stavropol, 2014.
7. Timoshenko L. I., Kudryavtsev R. A. and etc. Interactive methods of training at the higher school // Legal philosophy. 2015. № 2.
8. Tarasov V. A., Timoshenko L. I. About need of carrying out a joint practical training on tactical and special, fire and special physical preparation // The Collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.
9. Timoshenko L. I. Health and safety: manual. Stavropol, 2014. P. 2.
10. Timoshenko L .I., Nefedov V. V., Kuzmen-ko I. P. Health and safety: manual. Stavropol, 2011.
УДК 378.147 ББК 67.2
© 2016 г. M. К. Бичахчян, M. M. Москвин
ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД
Статья посвящена рассмотрению вопросов обеспечения безопасности участников правоохранительной деятельности в части необходимости устранения несовершенства законодательства, касающегося решения задач, стоящих перед полицией. Авторы акцентируют внимание на необходимости правовой защищенности и расширения полномочий сотрудника полиции.
Ключевые слова: полиция, закон, применение оружия, гарантии безопасности, доверие граждан, досмотр.
STEP FORWARD AND TWO STEPS BACK
This article is devoted to consideration of questions of safety ofparticipants of law-enforcement activity regarding need of elimination of imperfection of the legislation concerning the solution of the tasks facing police. Authors focus attention to need of legal security and to expansion ofpowers of the police officer.
Key words: police, law, use of weapons, security guarantees, confidence, examination.