ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
исковые требования за счет казны России. Суд кассационной инстанции оставил постановление апелляционной инстанции без изменения (Обзор практики рассмотрения споров, связанных с возмещением вреда (убытков), причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, утвержденный Президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа, протокол № 7 от 4 июля 2003 г.).
Между действием и бездействием, с точки зрения причины и следствия, нет весомых различий, следовательно, противоправное бездействие должностно-
го лица ОВД на общих условиях является основанием гражданско-правовой ответственности.
1 Матвеев Г.К. Основания гражданско-правовой ответственности. М., 1970. С. 56—57.
2 Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 112.
3 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 331.
4 Шаргородский М.Д. Причинная связь в уголовном праве : учен. тр. ВИЮН. Вып. Х. М., 1947. С. 185.
5 Антимонов Б.С. К вопросу о понятии и значении причинной связи в гражданском праве : тр. науч. сессии ВИЮН. М., 1948. С. 65.
ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СООТНОШЕНИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
В.В. КАРДАШЕВСКИЙ,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административной деятельности органов
внутренних дел Московского университета МВД России
12.00.00 — юридические науки
Аннотация. Приводится определение видов государственной службы в органах внутренних дел в зависимости от реализуемых функций.
Ключевые слова: государственная служба, МВД, виды службы, гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба, профессионализм, компетентность служащих.
QUESTIONS OF DEFINITION AND RATIO OF PUBLIC SERVICE IN THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
V.V. KARDASHEVSKIY,
is a candidate of science in jurisprudence, associate professor. He holds a chair of the administrative activity of the internal affairs authorities department of the Moscow University of Ministry of the Interior of Russian Federation
The summary. The article is dedicated to identification of the state service types in the internal affairs authorities depending on functions they implement.
Key words: public service, he Ministry of Internal Affairs, types of service, civil service, military service, law enforcement service, professionalism, competence of employees.
Рассматривая вопросы правового регулирования государственной службы в системе МВД России, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью определения видов государственной службы как в центральном аппарате МВД России, так и в территориальных органах внутренних дел, а также во внутренних войсках и их соотношения.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ определяет, что система государственной службы включает: $ государственную гражданскую службу; $ военную службу; $ правоохранительную службу.
Какие из этих видов государственной службы будут реализовываться в системе МВД России? Ответ на этот немаловажный вопрос, по нашему мнению, необходи-
мо искать, исходя из задач и функций системы МВД России. Система Министерства внутренних дел России является разновидностью социальных систем. Одним из наиболее существенных признаков социальных систем служит целенаправленность, т.е. их стремление к достижению какой-то определенной цели путем выполнения определенного набора задач и функций.
С системных позиций и позиций государственного управления представляется приемлемой и четкой позиция авторов, подразделяющих всю совокупность функций управления на две большие группы, исходя из их роли и места в осуществляемых процессах функционирования социальных систем1. Согласно такому подходу выделяются группа функций систем управления и группа функций процесса управления, при
этом «функции процесса управления» являются как бы пространственно-временной формой проявления «функций систем управления», т.е. они осуществляются при выполнении практически всех задач и функций, решаемых любой социальной системой в сфере как внутренней, так и внешней их деятельности.
Функции системы управления определяются целями, поставленными перед той или иной социальной системой, по отношению к которым они являются производными и отражают фактические действия, осуществляемые системой как во внутриорганизаци-онной сфере, так и сфере ее непосредственной предметной деятельности, (иногда называемой, с некоторой долей условности, сферой внешнего управления). Вся эта совокупность функций — задач, в свою очередь, подразделяется на три группы: основные, штабные (общего руководства) и обеспечивающие.
Реализация основных функций позволяет выполнить задачи, которые решаются системой в сфере ее так называемого внешнего управления. Для МВД основными задачами являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
5) обеспечение охраны общественного порядка;
6) обеспечение безопасности дорожного движения;
7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;
9) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел) и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — внутренние войска), организация их деятельности2.
Исходя из содержания основных задач МВД России можно предположить, что для их реализации будут применяться все три вида государственной службы: для реализации задач, связанных с разработкой общей стратегии государственной политики и совершенствованием нормативно-правового регулирования целесообразно использовать государственную гражданскую службу; для реализации задач правоох-раны — правоохранительную службу; для управления внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации — военную службу.
Штабные функции в целом направлены на решение задач по принятию и реализации управленческих
* .....ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
решений, носящих общесистемный, многоцелевой, комплексный характер. Сотрудники штабных (организационно-инспекторских подразделений) должны реализовывать функции процесса управления — учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль. Одновременно эти сотрудники должны в совершенстве знать предмет управления (например, правоохранительную деятельность, военную службу, кадровую работу и др.). Определение вида государственной службы в данном случае будет зависеть от функциональной принадлежности штаба.
Обеспечивающие функции связаны с кадровым, правовым, материально-техническим, финансовым, информационным и другими видами обеспечения деятельности системы. В большей степени решать эти задачи будут государственные гражданские служащие.
Таким образом, можно утверждать, что в системе МВД России будут применяться все виды государственной службы, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы».
Само по себе утверждение об использовании в системе МВД России трех видов государственной службы не является новеллой. Устанавливая предельную численность работников центрального аппарата МВД России, в своем Указе от 19 июля 2004 г. № 927 Президент РФ предусмотрел разделение работников на три категории: сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие3.
Вместе с тем, основная проблема, по нашему мнению, заключается в реализации принципа «профессионализма и компетентности государственных служа-щих»4, при определении видов государственной службы и их соотношения, при решении конкретных задач в системе МВД России. Совершенствование правового механизма государственной службы в системе МВД России в целом и создание его в территориальных органах внутренних дел позволит существенно повысить эффективность выполнения задач правоохраны.
1 См.: Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М., 1975. С. 80—89; Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973. С. 207—245; Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972. С. 128—137 и др.
2 Вопросы Министерства внутренних дел РФ: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 (в ред. от 18 февраля 2010 г.).
3 Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 (в ред. от 18 февраля 2010 г.).
4 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. С. 79—82.